Jump to content

Евсевия (императрица)

Евсевия
Воображаемый портрет (1615 г.)
Римская императрица
Срок владения в. 353–360
Рожденный Салоники
Умер до 361
Супруг Констанций II
Династия Константиниан
Отец Евсевий (вероятно)
Религия Арианское христианство

Евсевия ( греч . Εύσεβία, умерла до 361 г.) была второй женой римского императора Констанция II . Основными источниками сведений о ее жизни являются « панегирик Юлиана Благодарственная речь императрице Евсевии», а также несколько замечаний историка Аммиана Марцеллина .

В «Панегирике в честь Евсевии», основном источнике сведений о ее семье и происхождении, Юлиан утверждает, что «она происходит из чисто греческого рода, из чистейших из греков, а ее город — столица Македонии ». [ 1 ] Ее отец был первым членом семьи, занявшим должность консула . [ 2 ] В Панегирике никогда не упоминается его имя, но современные историки отождествляют Евсевием , его Флавием в . с 347 году консулом римская армия . Просопография Поздней Римской империи считает вероятным, что его консульство пришло к концу его военной карьеры. Позже его прозвали « Приходит ». [ 3 ]

В Панегирике упоминается, что отец Евсевии умер незадолго до того, как она вышла замуж за Констанция. Ее мать, имя которой также не упоминается в речи, не вышла замуж повторно, но «посвятила себя своим детям и завоевала большую репутацию благоразумной женщины, настолько большую, что Пенелопа , пока ее муж все еще путешествовал и скитался, была окружена эти молодые женихи… ни один мужчина, каким бы красивым, высоким, могущественным и богатым он ни был, никогда не осмеливался подойти к [матери Евсевии] с такими предложениями, а ее дочь, которую император счел достойной жить рядом с ним». [ 4 ]

Два брата Евсевии, Флавий Евсевий и Флавий Ипатий, оба служили соконсулами в 359 году, что объяснялось ее влиянием. [ 5 ] описан как ритор в послании Либания Евсевий . Либаний идентифицирует Евсевия как губернатора Геллеспонта ок . 355. Затем он был отправлен в Антиохию , а затем назначен губернатором Вифинии , но после своего пребывания на посту консула не занимал никаких известных должностей. [ 6 ] Ипатий, возможно, был викарием города Рима в 363 году. Либаний упоминает Ипатия, назначенного Praefectus urbi , ок. 378–379. Григорий Назианзин упоминает Ипатия, посетившего Константинополь в 381 году. Он служил преторианским префектом как преторианской префектуры Италии, так и преторианской префектуры Иллирика , ок. 382–383. Надпись Гортина восхваляет на Крите его как самого выдающегося из консулов ​​и преторианских префектов. [ 7 ]

Императрица

[ редактировать ]

В Панегирике Юлиану ее брак с Констанцием упоминается до поражения узурпатора Магненция , который умер к августу 353 года. Брак Констанция и Евсевии мог произойти ранее в том же году. [ 5 ]

Согласно панегирику Юлиана, Евсевия смогла положительно повлиять на мужа, побудив его к милосердию. [ 5 ] [ 2 ] Ей аплодировали за ее мудрость и доброту, а также за ее верность Констанцию. [ 8 ] который почтил ее, переименовав Понтийскую епархию в Пиетас , латинский эквивалент греческого имени Евсевия . Оба имени относятся к благочестию, а также к семейной верности, включая верность жены своему мужу. [ 9 ]

Евсевия совершил одиночный визит в Рим в 354 году, когда Констанций вел войну в Германии . [ 5 ] Ее с большой церемонией приветствовали римский сенат и население в целом, и она раздала денежные подарки «председателям племен и центурионам народа». [ 10 ]

Покровительство Юлиана

[ редактировать ]
Монета Юлиана

После казни Констанция Галла в 354 году его сводный брат Юлиан был помещен под домашний арест на 7 месяцев. Впоследствии с Юлиана были сняты подозрения, несмотря на усилия недружественных придворных, и этот результат объясняется добротой Евсевии. [ 11 ] [ 12 ] Юлиан благодарит ее за заступничество, как в Панегирике [ 13 ] и в его «Письме к сенату и народу Афин» [ 14 ] последнее написано после смерти Евсевии и открытого разрыва Юлиана с Констанцием. [ 15 ]

К 355 году Констанций понял, что империя слишком велика, чтобы он мог править в одиночку. Снова бросив вызов мнению придворных чиновников, Евсевия убедила Констанция назначить Цезарем Юлиана, своего последнего выжившего родственника мужского пола . [ 16 ]

Сам Юлиан объясняет поведение Евсевии добротой и уважением к их семейным связям: «Никакой другой причины я не могу найти и не узнать ни от кого другого, почему она стала такой ревностной моей союзницей, отвратительницей зла и моей хранительницей и взяла такие неприятности и боль, чтобы я мог сохранить неизменной и незатронутой добрую волю Императора». [ 17 ] Современные историки Шон Тогер и Дж. Джуно предполагают, что роль Евсевии на самом деле могла быть частью собственной стратегии Констанция, который использовал ее в качестве «ведущей женщины» в переговорах с Джулианом, поскольку у этих двух мужчин были спорные отношения. Евсевия, возможно, смогла помочь построить ценный союз там, где он был нужен Констанцию. [ 18 ] [ 19 ]

Резиденция в Риме

[ редактировать ]

В 357 году Констанций отпраздновал свою Виценналию , двадцатую годовщину своего правления, временно перенеся свой двор в Рим, и Евсевия сопровождала его во втором зарегистрированном визите в город. [ 5 ] В «Кембриджской древней истории» отмечается, что Констанций следовал примеру Диоклетиана и Константина I , которые также посетили Рим во время своих Виценналий. Присутствие Констанция, Евсевии и жены Юлиана Елены обозначило это как династическое проявление. [ 20 ]

Аммиан обвинил Евсевию в заговоре против Елены и в том, что она стала причиной выкидыша. [ 21 ] что Барнс посчитал обвинением без дальнейших ссылок. [ 22 ] Хотя Эдвард Гиббон ​​не отверг это сразу, он предпочитал предположить, что «злоба общественности приписала последствия несчастного случая вине Евсевии». По его мнению, возможность существования такого зелья должна была определяться врачами, а не историками. [ 23 ] «История медицины» (1995) Плинио Приорески отвергает это сообщение как пример распространенной ошибки ранней медицинской мысли - «приписывания лекарствам свойств, которыми они не могли обладать». Зелье, которое Хелена выпила всего один раз, якобы сохраняло свое действие в течение многих лет, что Приорески называет «очевидной невозможностью в свете современной фармакологии ». [ 24 ]

Тагер следует примеру старшего историка Ноэля Ожула, считая историю о выкидышах Елены, ставшей результатом применения абортивных средств , вполне правдоподобной. Оба историка считают, что утверждения Аммиана о том, что Евсевия является организатором такого заговора, следует принять во внимание и «не отмахиваться легкомысленно». [ 25 ] С другой стороны, Кроуфорд заметил, что доказательств такого заговора практически не было, а Джулиан не выказывал никаких подозрений в отношении Евсевии, по крайней мере внешне. Выдвигая доводы Аммиана в отношении обвинения, он предположил, что историк пытался защитить Юлиана от обвинений в божественном недоброжелательстве, приписывая выкидыши его жены вмешательству человека. [ 26 ]

Роль в религии

[ редактировать ]

Евсевия использовала свое значительное влияние в суде для продвижения учения арианства . [ 27 ] Ее роль как Арианы отмечена Созоменом: [ 28 ] который описал возрождение поддержки этого вероучения после смерти Константина . Придворные сторонники арианства «нашли эффективного помощника в лице пресвитера, который добился от Константина отзыва Ария… он стал близким другом жены императора и влиятельных евнухов женских спален. В этот период Евсевий надзором был назначен . заботами царского двора и будучи ревностно приверженным арианству, он побудил императрицу и многих придворных лиц принять те же чувства». [ 29 ]

Теодорит сообщает, что Констанций и Евсевия отправили деньги изгнанному папе Либерию в 355 году. [ 28 ] хотя Либерий выказал свое презрение к императорскому двору, отказавшись от подарка. [ 30 ] Суда , который держался от нее в стороне дает отчет о очевидном конфликте Евсевии с Леонтием, епископом Триполиса на императорском Синоде . Она предложила построить церковь для Леонтия, если он встретится с ней, но получила ответ: «[Чтобы сохранить уважение, должное к епископам, позвольте мне прийти к вам, но вы немедленно спуститесь со своей высокой Встретьтесь со мной и предложите свою голову моим рукам, прося моего благословения». Далее в отрывке говорится, что Евсевия пожаловалась Констанцию, но император одобрил позицию Леонтия в защиту прав духовенства. [ 31 ]

ей приписывают В христианской легенде перенесение мощей святого Феодора из Евхаиту Амасии , места его мученической кончины через жертвоприношение в , . [ 32 ] который стал центром паломничества .

Евсевия уже была мертва к 361 году, поскольку Констанций II снова женился на Фаустине в том же году. [ 33 ] Хотя Аммиан не упоминает, как она умерла, возможно, это произошло из-за осложнений, вызванных лечением бесплодия, из-за ее отчаянного желания подарить Констанцию ​​наследника. [ 34 ] Филосторгий записал, что арианский епископ и известный целитель Феофил Индеец был вызван из изгнания, чтобы попытаться вылечить ее бесплодие. [ 35 ]

Кроуфорд предположил, что ее смерть может означать потерю важной связи между Юлианом и Констанцием, поскольку она была известна своей ролью в защите Юлиана после смерти Галла и поддержке его повышения до ранга Цезаря. [ 34 ]

Солид Констанция II

Современные историки

[ редактировать ]

Шон Тогер отмечает, что панегириком в честь Евсевии «имеют тенденцию пренебрегать» в пользу двух речей, которые Юлиан написал о Констанции II. Тагер также отмечает тенденцию принимать этот текст «за чистую монету» вместо «более глубокого анализа». Он предлагает анализ того, как на речь повлияли, во-первых, похвалы Арете , найденные в «Одиссее» , Гомера а во-вторых, трактаты о речах Менандра Лаодикийского . Менандр советовал, чтобы восхваление добродетели императора было сосредоточено на четырех областях: его храбрости, справедливости, умеренности и мудрости. Юлиану удается восхвалить справедливость, воздержанность и мудрость Евсевии. Примечательно, что отсутствуют какие-либо упоминания о ее храбрости. Однако есть и дополнительные упоминания о ее мягкости, милосердии, человеколюбии и щедрости. [ 36 ]

Тагер отмечает, что Юлиана раскрывает свое влияние на решения Констанция, но постоянно напоминает своей аудитории, что право принимать решения по любому вопросу принадлежит Императору, а не Императрице. Она убеждает, но не приказывает. Историк отмечает, как Юлиану удается отклониться от главной темы и предложить читателям довольно подробный портрет самого себя, гораздо более подробный, чем портрет Евсевии. Его автопортрет охватывает настолько большую часть речи, что, по словам Тагера, «ритор рискует затмить свою тему. [ 37 ]

Что касается изображения, то двумя ключевыми элементами являются доброжелательное изображение Евсевии и его «удовлетворение» отправкой в ​​Афины. Тагер призывает начинающего историка быть осторожным в любом из них. Он отмечает, что в речи удается включить как «подразумеваемую, так и прямую критику» императорской четы. Это лишь версия событий, изложенная Джулианом. Версия, которой, возможно, удалось повлиять на Аммиана Марцеллина, а через него и на более поздних историков. Джулиан сформировал историческое повествование и изображение большей части своей жизни. Удача других точек зрения ставит под сомнение ее надежность. [ 38 ]

«Аммиан Марцеллин и представление исторической реальности» (1998) Тимоти Барнса фокусируется на элементах, формирующих повествование Аммиана. Он отмечает, что «так же, как и в случае с персонажами мужского пола в его истории ... Аммиан без стеснения раскрывает свои личные симпатии и антипатии, общаясь с женами императоров». Барнс отмечает, что его изображение Евсевии было в основном положительным, но его мотивы можно четко определить. Историк ясно изображает Юлиана героем, а его союзники выставляются в благоприятном свете по ассоциации. Далее, Аммиан лишь тепло хвалит Ипатия, указывая на то, что последний был его другом и вероятным покровителем. Поселение Аммиана в Риме соответствует периоду, когда Ипатий был его префектом, что позволяет предположить, что историк либо прибыл в город со своим другом, либо последовал за ним туда позже. Евсевия была «защитницей Юлиана» и сестрой Ипатия, и поэтому требовала положительного отношения. [ 39 ]

  1. ^ q: Македония (регион)
  2. ^ Перейти обратно: а б Жестче 1998b , с. 112.
  3. ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 307–308.
  4. ^ «Труды императора Юлиана», перевод 1913 года Уилмера Кейва Райта, том. 1, стр. 295
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 300–301.
  6. ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 308–309.
  7. ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 448–449.
  8. ^ ДиМайо, Майкл младший. « Евсебия Августа (353–360 гг. н. э.) и Фаустина (360–361 гг. н. э.) ». De Imperatoribus Romanis: Интернет-энциклопедия римских императоров . Доступ: 13 декабря 2007 г.
  9. ^ Джуно 1999 , с. 641.
  10. ^ «Труды императора Юлиана», перевод 1913 года Уилмера Кейва Райта, том. 1, страницы 343–344.
  11. ^ Хант 1998 , с. 25.
  12. ^ Жестче 1998a , с. 596.
  13. ^ «Избранные произведения императора Юлиана: и некоторые произведения софиста Либания» (1784), том. 2, стр. 315
  14. ^ Юлиан, «Письмо к сенату и народу Афин», 273. Полный текст письма сенату и народу Афин в Wikisource.
  15. ^ Брюс В. Винтер и Эндрю Д. Кларк, «Книга Деяний в ее древней литературной среде» (1993), стр. 207
  16. ^ Кроуфорд 2016 , с. 129.
  17. ^ Юлиан, «Панегирик в честь Евсевии», 120. Полный текст Панегирика в честь Евсевия в Wikisource.
  18. ^ Tougher 1998a , стр. 597–598.
  19. ^ Джуно 1999 , с. 644.
  20. ^ Хант 1998 , стр. 29–30.
  21. ^ Римская история Аммиана Марцеллина, том. 1, книга 16, глава 10. 1935 пер.
  22. ^ Барнс 1998 , с. 123.
  23. ^ Эдвард Гиббон, «История упадка и разрушения Римской империи», том. 2, глава 19, примечание 39
  24. ^ Плинио Приорески, «История медицины» (1995), стр. 658.
  25. ^ Жестче 1998b , с. 122.
  26. ^ Кроуфорд 2016 , с. 211.
  27. ^ Шафф, Филип. История христианской церкви . т.3. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1884. 635.
  28. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 300-301.
  29. ^ Церковная история Созомена, Книга 3, глава 1. Перевод Филиппа Шаффа (1819–1893).
  30. ^ Церковная история Феодорита, глава 13. Перевод Филиппа Шаффа (1819–1893).
  31. ^ Suda On Line: "Леонтий"
  32. ^ Комингс, Джилл Бернетт (2005), Аспекты литургического года в Каппадокии (325–430) , Патристические исследования, Нью-Йорк: Питер Лэнг, стр. 102 .
  33. ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 326.
  34. ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 2016 , с. 227.
  35. ^ Кроуфорд 2016 , с. 312.
  36. ^ Tougher 1998b , стр. 105–113.
  37. ^ Жестче 1998b , с. 116, 121.
  38. ^ Tougher 1998b , стр. 122–123.
  39. ^ Барнс 1998 , стр. 120–123.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Королевские титулы
Предшественник супруга римской императрицы
353–360
с Еленой (360)
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13d808cb43524581f34e136492856140__1719152760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/40/13d808cb43524581f34e136492856140.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eusebia (empress) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)