Евсевия (императрица)
Евсевия | |
---|---|
![]() Воображаемый портрет (1615 г.) | |
Римская императрица | |
Срок владения | в. 353–360 |
Рожденный | Салоники |
Умер | до 361 |
Супруг | Констанций II |
Династия | Константиниан |
Отец | Евсевий (вероятно) |
Религия | Арианское христианство |
Евсевия ( греч . Εύσεβία, умерла до 361 г.) была второй женой римского императора Констанция II . Основными источниками сведений о ее жизни являются « панегирик Юлиана Благодарственная речь императрице Евсевии», а также несколько замечаний историка Аммиана Марцеллина .
Семья
[ редактировать ]В «Панегирике в честь Евсевии», основном источнике сведений о ее семье и происхождении, Юлиан утверждает, что «она происходит из чисто греческого рода, из чистейших из греков, а ее город — столица Македонии ». [ 1 ] Ее отец был первым членом семьи, занявшим должность консула . [ 2 ] В Панегирике никогда не упоминается его имя, но современные историки отождествляют Евсевием , его Флавием в . с 347 году консулом римская армия . Просопография Поздней Римской империи считает вероятным, что его консульство пришло к концу его военной карьеры. Позже его прозвали « Приходит ». [ 3 ]
В Панегирике упоминается, что отец Евсевии умер незадолго до того, как она вышла замуж за Констанция. Ее мать, имя которой также не упоминается в речи, не вышла замуж повторно, но «посвятила себя своим детям и завоевала большую репутацию благоразумной женщины, настолько большую, что Пенелопа , пока ее муж все еще путешествовал и скитался, была окружена эти молодые женихи… ни один мужчина, каким бы красивым, высоким, могущественным и богатым он ни был, никогда не осмеливался подойти к [матери Евсевии] с такими предложениями, а ее дочь, которую император счел достойной жить рядом с ним». [ 4 ]
Два брата Евсевии, Флавий Евсевий и Флавий Ипатий, оба служили соконсулами в 359 году, что объяснялось ее влиянием. [ 5 ] описан как ритор в послании Либания Евсевий . Либаний идентифицирует Евсевия как губернатора Геллеспонта ок . 355. Затем он был отправлен в Антиохию , а затем назначен губернатором Вифинии , но после своего пребывания на посту консула не занимал никаких известных должностей. [ 6 ] Ипатий, возможно, был викарием города Рима в 363 году. Либаний упоминает Ипатия, назначенного Praefectus urbi , ок. 378–379. Григорий Назианзин упоминает Ипатия, посетившего Константинополь в 381 году. Он служил преторианским префектом как преторианской префектуры Италии, так и преторианской префектуры Иллирика , ок. 382–383. Надпись Гортина восхваляет на Крите его как самого выдающегося из консулов и преторианских префектов. [ 7 ]
Императрица
[ редактировать ]В Панегирике Юлиану ее брак с Констанцием упоминается до поражения узурпатора Магненция , который умер к августу 353 года. Брак Констанция и Евсевии мог произойти ранее в том же году. [ 5 ]
Согласно панегирику Юлиана, Евсевия смогла положительно повлиять на мужа, побудив его к милосердию. [ 5 ] [ 2 ] Ей аплодировали за ее мудрость и доброту, а также за ее верность Констанцию. [ 8 ] который почтил ее, переименовав Понтийскую епархию в Пиетас , латинский эквивалент греческого имени Евсевия . Оба имени относятся к благочестию, а также к семейной верности, включая верность жены своему мужу. [ 9 ]
Евсевия совершил одиночный визит в Рим в 354 году, когда Констанций вел войну в Германии . [ 5 ] Ее с большой церемонией приветствовали римский сенат и население в целом, и она раздала денежные подарки «председателям племен и центурионам народа». [ 10 ]
Покровительство Юлиана
[ редактировать ]
После казни Констанция Галла в 354 году его сводный брат Юлиан был помещен под домашний арест на 7 месяцев. Впоследствии с Юлиана были сняты подозрения, несмотря на усилия недружественных придворных, и этот результат объясняется добротой Евсевии. [ 11 ] [ 12 ] Юлиан благодарит ее за заступничество, как в Панегирике [ 13 ] и в его «Письме к сенату и народу Афин» [ 14 ] последнее написано после смерти Евсевии и открытого разрыва Юлиана с Констанцием. [ 15 ]
К 355 году Констанций понял, что империя слишком велика, чтобы он мог править в одиночку. Снова бросив вызов мнению придворных чиновников, Евсевия убедила Констанция назначить Цезарем Юлиана, своего последнего выжившего родственника мужского пола . [ 16 ]
Сам Юлиан объясняет поведение Евсевии добротой и уважением к их семейным связям: «Никакой другой причины я не могу найти и не узнать ни от кого другого, почему она стала такой ревностной моей союзницей, отвратительницей зла и моей хранительницей и взяла такие неприятности и боль, чтобы я мог сохранить неизменной и незатронутой добрую волю Императора». [ 17 ] Современные историки Шон Тогер и Дж. Джуно предполагают, что роль Евсевии на самом деле могла быть частью собственной стратегии Констанция, который использовал ее в качестве «ведущей женщины» в переговорах с Джулианом, поскольку у этих двух мужчин были спорные отношения. Евсевия, возможно, смогла помочь построить ценный союз там, где он был нужен Констанцию. [ 18 ] [ 19 ]
Резиденция в Риме
[ редактировать ]В 357 году Констанций отпраздновал свою Виценналию , двадцатую годовщину своего правления, временно перенеся свой двор в Рим, и Евсевия сопровождала его во втором зарегистрированном визите в город. [ 5 ] В «Кембриджской древней истории» отмечается, что Констанций следовал примеру Диоклетиана и Константина I , которые также посетили Рим во время своих Виценналий. Присутствие Констанция, Евсевии и жены Юлиана Елены обозначило это как династическое проявление. [ 20 ]
Аммиан обвинил Евсевию в заговоре против Елены и в том, что она стала причиной выкидыша. [ 21 ] что Барнс посчитал обвинением без дальнейших ссылок. [ 22 ] Хотя Эдвард Гиббон не отверг это сразу, он предпочитал предположить, что «злоба общественности приписала последствия несчастного случая вине Евсевии». По его мнению, возможность существования такого зелья должна была определяться врачами, а не историками. [ 23 ] «История медицины» (1995) Плинио Приорески отвергает это сообщение как пример распространенной ошибки ранней медицинской мысли - «приписывания лекарствам свойств, которыми они не могли обладать». Зелье, которое Хелена выпила всего один раз, якобы сохраняло свое действие в течение многих лет, что Приорески называет «очевидной невозможностью в свете современной фармакологии ». [ 24 ]
Тагер следует примеру старшего историка Ноэля Ожула, считая историю о выкидышах Елены, ставшей результатом применения абортивных средств , вполне правдоподобной. Оба историка считают, что утверждения Аммиана о том, что Евсевия является организатором такого заговора, следует принять во внимание и «не отмахиваться легкомысленно». [ 25 ] С другой стороны, Кроуфорд заметил, что доказательств такого заговора практически не было, а Джулиан не выказывал никаких подозрений в отношении Евсевии, по крайней мере внешне. Выдвигая доводы Аммиана в отношении обвинения, он предположил, что историк пытался защитить Юлиана от обвинений в божественном недоброжелательстве, приписывая выкидыши его жены вмешательству человека. [ 26 ]
Роль в религии
[ редактировать ]Евсевия использовала свое значительное влияние в суде для продвижения учения арианства . [ 27 ] Ее роль как Арианы отмечена Созоменом: [ 28 ] который описал возрождение поддержки этого вероучения после смерти Константина . Придворные сторонники арианства «нашли эффективного помощника в лице пресвитера, который добился от Константина отзыва Ария… он стал близким другом жены императора и влиятельных евнухов женских спален. В этот период Евсевий надзором был назначен . заботами царского двора и будучи ревностно приверженным арианству, он побудил императрицу и многих придворных лиц принять те же чувства». [ 29 ]
Теодорит сообщает, что Констанций и Евсевия отправили деньги изгнанному папе Либерию в 355 году. [ 28 ] хотя Либерий выказал свое презрение к императорскому двору, отказавшись от подарка. [ 30 ] Суда , который держался от нее в стороне дает отчет о очевидном конфликте Евсевии с Леонтием, епископом Триполиса на императорском Синоде . Она предложила построить церковь для Леонтия, если он встретится с ней, но получила ответ: «[Чтобы сохранить уважение, должное к епископам, позвольте мне прийти к вам, но вы немедленно спуститесь со своей высокой Встретьтесь со мной и предложите свою голову моим рукам, прося моего благословения». Далее в отрывке говорится, что Евсевия пожаловалась Констанцию, но император одобрил позицию Леонтия в защиту прав духовенства. [ 31 ]
ей приписывают В христианской легенде перенесение мощей святого Феодора из Евхаиту Амасии , места его мученической кончины через жертвоприношение в , . [ 32 ] который стал центром паломничества .
Смерть
[ редактировать ]Евсевия уже была мертва к 361 году, поскольку Констанций II снова женился на Фаустине в том же году. [ 33 ] Хотя Аммиан не упоминает, как она умерла, возможно, это произошло из-за осложнений, вызванных лечением бесплодия, из-за ее отчаянного желания подарить Констанцию наследника. [ 34 ] Филосторгий записал, что арианский епископ и известный целитель Феофил Индеец был вызван из изгнания, чтобы попытаться вылечить ее бесплодие. [ 35 ]
Кроуфорд предположил, что ее смерть может означать потерю важной связи между Юлианом и Констанцием, поскольку она была известна своей ролью в защите Юлиана после смерти Галла и поддержке его повышения до ранга Цезаря. [ 34 ]

Современные историки
[ редактировать ]Шон Тогер отмечает, что панегириком в честь Евсевии «имеют тенденцию пренебрегать» в пользу двух речей, которые Юлиан написал о Констанции II. Тагер также отмечает тенденцию принимать этот текст «за чистую монету» вместо «более глубокого анализа». Он предлагает анализ того, как на речь повлияли, во-первых, похвалы Арете , найденные в «Одиссее» , Гомера а во-вторых, трактаты о речах Менандра Лаодикийского . Менандр советовал, чтобы восхваление добродетели императора было сосредоточено на четырех областях: его храбрости, справедливости, умеренности и мудрости. Юлиану удается восхвалить справедливость, воздержанность и мудрость Евсевии. Примечательно, что отсутствуют какие-либо упоминания о ее храбрости. Однако есть и дополнительные упоминания о ее мягкости, милосердии, человеколюбии и щедрости. [ 36 ]
Тагер отмечает, что Юлиана раскрывает свое влияние на решения Констанция, но постоянно напоминает своей аудитории, что право принимать решения по любому вопросу принадлежит Императору, а не Императрице. Она убеждает, но не приказывает. Историк отмечает, как Юлиану удается отклониться от главной темы и предложить читателям довольно подробный портрет самого себя, гораздо более подробный, чем портрет Евсевии. Его автопортрет охватывает настолько большую часть речи, что, по словам Тагера, «ритор рискует затмить свою тему. [ 37 ]
Что касается изображения, то двумя ключевыми элементами являются доброжелательное изображение Евсевии и его «удовлетворение» отправкой в Афины. Тагер призывает начинающего историка быть осторожным в любом из них. Он отмечает, что в речи удается включить как «подразумеваемую, так и прямую критику» императорской четы. Это лишь версия событий, изложенная Джулианом. Версия, которой, возможно, удалось повлиять на Аммиана Марцеллина, а через него и на более поздних историков. Джулиан сформировал историческое повествование и изображение большей части своей жизни. Удача других точек зрения ставит под сомнение ее надежность. [ 38 ]
«Аммиан Марцеллин и представление исторической реальности» (1998) Тимоти Барнса фокусируется на элементах, формирующих повествование Аммиана. Он отмечает, что «так же, как и в случае с персонажами мужского пола в его истории ... Аммиан без стеснения раскрывает свои личные симпатии и антипатии, общаясь с женами императоров». Барнс отмечает, что его изображение Евсевии было в основном положительным, но его мотивы можно четко определить. Историк ясно изображает Юлиана героем, а его союзники выставляются в благоприятном свете по ассоциации. Далее, Аммиан лишь тепло хвалит Ипатия, указывая на то, что последний был его другом и вероятным покровителем. Поселение Аммиана в Риме соответствует периоду, когда Ипатий был его префектом, что позволяет предположить, что историк либо прибыл в город со своим другом, либо последовал за ним туда позже. Евсевия была «защитницей Юлиана» и сестрой Ипатия, и поэтому требовала положительного отношения. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ q: Македония (регион)
- ^ Перейти обратно: а б Жестче 1998b , с. 112.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 307–308.
- ^ «Труды императора Юлиана», перевод 1913 года Уилмера Кейва Райта, том. 1, стр. 295
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 300–301.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 308–309.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 448–449.
- ^ ДиМайо, Майкл младший. « Евсебия Августа (353–360 гг. н. э.) и Фаустина (360–361 гг. н. э.) ». De Imperatoribus Romanis: Интернет-энциклопедия римских императоров . Доступ: 13 декабря 2007 г.
- ^ Джуно 1999 , с. 641.
- ^ «Труды императора Юлиана», перевод 1913 года Уилмера Кейва Райта, том. 1, страницы 343–344.
- ^ Хант 1998 , с. 25.
- ^ Жестче 1998a , с. 596.
- ^ «Избранные произведения императора Юлиана: и некоторые произведения софиста Либания» (1784), том. 2, стр. 315
- ^ Юлиан, «Письмо к сенату и народу Афин», 273.
Полный текст письма сенату и народу Афин в Wikisource.
- ^ Брюс В. Винтер и Эндрю Д. Кларк, «Книга Деяний в ее древней литературной среде» (1993), стр. 207
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 129.
- ^ Юлиан, «Панегирик в честь Евсевии», 120.
Полный текст Панегирика в честь Евсевия в Wikisource.
- ^ Tougher 1998a , стр. 597–598.
- ^ Джуно 1999 , с. 644.
- ^ Хант 1998 , стр. 29–30.
- ^ Римская история Аммиана Марцеллина, том. 1, книга 16, глава 10. 1935 пер.
- ^ Барнс 1998 , с. 123.
- ^ Эдвард Гиббон, «История упадка и разрушения Римской империи», том. 2, глава 19, примечание 39
- ^ Плинио Приорески, «История медицины» (1995), стр. 658.
- ^ Жестче 1998b , с. 122.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 211.
- ^ Шафф, Филип. История христианской церкви . т.3. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1884. 635.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 300-301.
- ^ Церковная история Созомена, Книга 3, глава 1. Перевод Филиппа Шаффа (1819–1893).
- ^ Церковная история Феодорита, глава 13. Перевод Филиппа Шаффа (1819–1893).
- ^ Suda On Line: "Леонтий"
- ^ Комингс, Джилл Бернетт (2005), Аспекты литургического года в Каппадокии (325–430) , Патристические исследования, Нью-Йорк: Питер Лэнг, стр. 102 .
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , стр. 326.
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 2016 , с. 227.
- ^ Кроуфорд 2016 , с. 312.
- ^ Tougher 1998b , стр. 105–113.
- ^ Жестче 1998b , с. 116, 121.
- ^ Tougher 1998b , стр. 122–123.
- ^ Барнс 1998 , стр. 120–123.
Источники
[ редактировать ]- Барнс, Тимоти Д. (1998). Аммиан Марцеллин и репрезентация исторической реальности (Корнеллские исследования классической филологии) . Издательство Корнельского университета. ISBN 080143526-9 .
- Кроуфорд, Питер (2016). Констанций II: Узурпаторы, евнухи и антихрист . Ручка и меч. ISBN 978-1-78340-055-3 .
- Хант, Дэвид (1998). «Наследники Константина». В Аверил Кэмерон и Питер Гарнси (ред.). Кембриджская древняя история XIII: Поздняя империя, 337–425 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30200-5 .
- Джонс, АХМ ; Дж. Р. Мартиндейл и Дж. Моррис (1971). Просопография Поздней Римской империи . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-07233-6 .
- Джуно, Дж. (1999). «Благочестие и политика: Евсевия и Констанций при дворе». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 49 (2): 641–644. дои : 10.1093/cq/49.2.641-а . JSTOR 639898 .
- Жестче, Шон (1998a). «Защита императрицы: Юлиан и Евсевия» (PDF) . Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 48 (2): 595–599. дои : 10.1093/cq/48.2.595 . JSTOR 639857 .
- Жестче, Шон (1998b). «Похвала императрице: Благодарственная речь Юлиана Евсевии». В Мэри Уитби (ред.). Пропаганда власти: роль панегирика в поздней античности . Брилл. стр. 105–124. ISBN 978-9-0041-0571-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ее собственный профиль в Просопографии Поздней Римской империи.
- Профиль ее брата Евсевия в «Просопографии Поздней Римской империи».
- Профиль ее брата Ипатия Просопография Поздней Римской империи
- Глава «Пропаганды власти», анализирующая «Речь в честь Евсевии» Юлиана.
- «Послание к афинянам» Юлиана.
- Отчет о ее смерти Филосторгия, перевод Филиппа Р. Амидона.
- Страница «Истории женщин на Западе» с упоминанием ее смерти.