Иродиада
Иродиада | |
---|---|
![]() Иродиада , Поль Деларош | |
Супруг | Ирод II Ирод Антипа |
Проблема | Саломея |
Династия | Династия Иродианов |
Отец | Аристобул IV |
Мать | Беренис |
Иродиада ( / h ə ˈ r oʊ d i ə s / ; греческий : Ἡρῳδιάς , Hērōidias ; ок. 15 г. до н. э. — после 39 г. н. э.) была принцессой из династии Иродианов в Иудее во времена Римской империи . [1] Христианские писания связывают ее с казнью Иоанна Крестителя .
Дочь Аристобула IV и его жены Береники , Иродиада.была родной сестрой Ирода V (царя Халкиды ), Ирода Агриппы (царя Иудеи ), Аристобула Младшего и Мариамны III (жены наследного принца Антипатра ). После казни Антипатра Иродом Великим она, возможно, стала первой женой Ирода Архелая , главного наследника Ирода Великого и этнарха Иудеи.
Браки
[ редактировать ]


Ирод II
[ редактировать ]Ирод Великий казнил своих сыновей Александра и Аристобула IV в 7 г. до н. э. и обручил Иродиаду с Иродом II (родился около 27 г. до н. э.; умер в 33 г. н. э.). [2] ее сводный дядя. Против брака выступил Антипатр II , старший сын Ирода Великого. Казнь Антипатра в 4 г. до н.э. за заговор с целью отравить его отца оставила Ирода II первым в очереди. Однако, когда Ирод Великий обнаружил, что его жена Мариамна знала о заговоре с отравлением, но не пыталась его остановить, он развелся с ней и исключил ее сына Ирода II из линии наследования всего за несколько дней до его смерти. [3]
Оба Евангелия от Матфея [4] и Евангелие от Марка [5] утверждают, что Иродиада была замужем за Филиппом, поэтому некоторые ученые утверждают, что его звали «Ирод Филипп» ( не путать с Филиппом Тетрархом , которого некоторые писатели называют Иродом Филиппом II , в сообщении Иосифа Флавия говорится, что Иродиада вышла замуж за Ирода, внука Симона Боэта). и что Саломея вышла замуж за Филиппа. В тексте этого Ирода звали только Ирод).
Однако многие ученые оспаривают это и считают, что это ошибка. Эта теория подтверждается тем фактом, что Евангелие от Луки [6] опускает имя Филип. [7] [8] Поскольку он был внуком первосвященника Симона Боэта, его иногда называют Иродом Боэтом, но нет никаких свидетельств того, что его называли этим именем. [9]
От этого брака родилась дочь Саломея . Позже Иродиада развелась с Иродом II, хотя неясно, когда они развелись. По словам историка Иосифа Флавия :
Иродиада взялась нарушать законы нашей страны, и развелась со своим мужем, пока он был жив, и вышла замуж за Ирода Антипу. [10]
Ирод Антипа
[ редактировать ]Вторым мужем Иродиады был Ирод Антипа (родился до 20 г. до н. э.; умер после 39 г. н. э.), сводный брат Ирода II (ее первого мужа). Сегодня он наиболее известен своей ролью в событиях, которые привели к казням Иоанна Крестителя и Иисуса из Назарета .
Антипа развелся со своей первой женой Фазаэлидой , дочерью царя IV Набатеи Ареты , в пользу Иродиады. По мнению библеистов, Евангелие от Матфея [11] и Евангелие от Луки , [12] именно этот предложенный брак Иоанн Креститель публично раскритиковал. Развод тетрарха не только спровоцировал конфликт с Крестителем, но и добавил личную обиду к предыдущим спорам с Аретой по поводу территории на границе Переи и Набатеи. Арета послал армию, чтобы наказать Антипу, и к этому делу присоединились вспомогательные войска из провинции Сирии. Иосиф Флавий называет эти войска «беглецами». [13] в то время как Моисей из Хорены говорит, что это была армия царя Эдессы Абгара V под командованием полководца Хосрана Ардзруни. [14]
Результат этой войны оказался для Антипы катастрофическим; Римское контрнаступление было заказано Тиберием, но прекращено после смерти этого императора в 37 году нашей эры. В 39 году нашей эры Антипа был обвинен своим племянником/зятем Агриппой I в заговоре против нового римского императора Калигулы , который отправил его в ссылку в Галлию . Сопровождаемый там Иродиадой, он умер в неизвестную дату. Неизвестно, были ли у Иродиады дети от ее второго мужа, Ирода Антипы. [15]
В Евангелиях
[ редактировать ]

В Евангелиях от Матфея и Марка Иродиада играет главную роль в казни Иоанна Крестителя , используя танец дочери перед Антипой и гостями его вечеринки, чтобы попросить в награду голову Крестителя. Согласно Евангелию от Марка, Антипа не хотел предать смерти Иоанна Крестителя, поскольку Антипа любил слушать проповеди Иоанна Крестителя (Марка 6:20). Более того, Антипа, возможно, опасался, что, если Иоанна Крестителя казнят, его последователи взбунтуются. Евангелие от Луки усиливает роль Ирода, опуская эти детали.
Современная стипендия
[ редактировать ]Некоторые исследователи Библии задаются вопросом, дают ли Евангелия исторически точные сведения о казни Иоанна Крестителя. [16] Некоторые экзегеты полагают, что описанная в Евангелиях борьба Антипы с Иоанном Крестителем была своего рода воспоминанием о политической и религиозной борьбе против израильских монархов Ахава и Иезавели с пророком Илией . [17]
В средневековой Европе
[ редактировать ]В средневековой Европе Иродиада, или просто ее имя, стала ассоциироваться с верованиями о ведьмах, в частности, об их сверхъестественном лидере, к которому они присоединялись по ночам, чтобы ездить верхом или посещать «спектакли» или другие собрания. Таким образом, она стала синонимом фигур, выполнявших ту же функцию, таких как Диана , Хольда и Абундия . [18]
В искусстве и художественной литературе
[ редактировать ]Вместе с Саломеей Иродиада была частым персонажем в изображениях топоса «Власть женщин» в периоды позднего Средневековья и Возрождения. Самый распространенный момент, показанный с участием Иродиады, - это праздник Ирода , на котором Саломея преподносит на блюде отрубленную голову Иоанна, пока Иродиада обедает со своим мужем и другими.
Рассказы, пьесы
[ редактировать ]- Иродиада , рассказ Гюстава Флобера , одна из Трех сказок ( Trois contes ), опубликованная в 1877 году.
- «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда , французский язык (1894 г.), перевод на английский лорда Альфреда Дугласа , 1895 г.
- Саломея: Странствующая еврейка. Мои первые 2000 лет любви , Джордж Сильвестр Вирек , 1930 год.
Музыка
[ редактировать ]- «Иродиада» — опера Жюля Массне по мотивам рассказа Гюстава Флобера .
- «Саломея» — опера Рихарда Штрауса , основанная на немецком переводе ( Хедвиг Лахманн , бабушки Майка Николса ) пьесы Оскара Уайльда .
- Саломея — опера французского композитора Антуана Мариотта на французское либретто по пьесе Оскара Уайльда.
- В «Парсифаль» опере Рихарда Вагнера во втором акте раскрывается, что главной женской героиней Кундри является Иродиада. В опере говорилось, что она посмеялась над Христом, когда увидела его распятым, и была проклята бессмертием. В конце концов она находит искупление благодаря действиям Парсифаля.
- «Саломея» — песня ирландской рок-группы U2 .
Другой
[ редактировать ]- «Иродиада» , балет Пауля Хиндемита .
- Иродиада , картина маслом Эме Моро .
В кино
[ редактировать ]- В американском фильме «Саломея» (фильм 1953 года) Иродиаду сыграла Джудит Андерсон .
- В американском фильме «Величайшая история , когда-либо рассказанная» Иродиаду сыграла Мэриан Селдес .
- В Кена Рассела » «Последнем танце Саломеи , действие которого происходит на постановке пьесы Оскара Уайльда , роль Иродиады исполняет Гленда Джексон .
- В «Иисусе из Назарета» (мини-сериал) Иродиаду сыграла Валентина Кортезе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Страбон, География, книга XVI, глава II, раздел 34» . Персей.tufts.edu . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Коккинос, Династия Иродианов , с. 237
- ^ «Ирод | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Матфея 14:3
- ^ Марка 6:17
- ^ Луки 3:19
- ↑ Однако возможно, что Люк пропустил это имя, поскольку оно не имеет значения для повествования. Гарольд Хенер , Ирод Антипа: современник Иисуса Христа (Zondervan, 1983), стр. 132–134.
- ^ Э. Мэри Смоллвуд , «За Новым Заветом», Греция и Рим , Вторая серия, Том. 17, № 1 (апрель 1970 г.), стр. 81–99.
- ^ Флоренс Морган Гиллман, Иродиада: дома в лисьем логове (Liturgical Press, 2003), с. 16.
- ^ Иосиф Флавий (1 октября 2001 г.). Древности евреев . Получено 21 апреля 2019 г. - через Gutenberg.org.
- ^ Матфея 14: 3–12.
- ^ Луки 3: 18–20.
- ^ Иосиф Флавий. Древности евреев . п. XVIII.5.1.
- ^ Моисей, Хорена. История Армении . п. 2.29.
- ^ Иосиф Флавий. Древности евреев . п. XVIII.7.2.
- ^ Мейер, Маргинальный еврей: Переосмысление исторического Иисуса , Том второй: Наставник, послание и чудеса . Справочная библиотека Библии Anchor, Нью-Йорк: Doubleday, 1994, стр. 171–176.
- ^ Флоренс Морган Гиллман, Иродиада: Дома в лисьей берлоге , с. 84 (Литургическая пресса, 2003). ISBN 0-8146-5108-9
- ^ Гинзбург, Карло (1990). Экстази: Расшифровка шабаша ведьм . Лондон: Радиус Хатчинсона. ISBN 0-09-174024-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиллман, Флоренс Морган. Иродиада: Дома в лисьем логове . Интерфейсы. Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 2003.
- Мейер, Джон П. Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса , Том второй: Наставник, послание и чудеса . Справочная библиотека Библии Anchor, Нью-Йорк: Doubleday, 1994.
- Тайссен, Герд. Тень Галилеянина: поиски исторического Иисуса в повествовательной форме . Филадельфия: Крепость, 1987.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Иродиада, драматическая поэма Джозефа Конверса Хейвуда.
- Иродиада (третья из трех сказок) Гюстава Флобера ( англ .).