Сила женщин


« Сила женщин» ( нем . Weibermacht ) — художественный и литературный топос средневековья и эпохи Возрождения , показывающий «героических или мудрых мужчин, находящихся под доминированием женщин», представляющий «назидательную и часто юмористическую инверсию сексуальной иерархии, в которой доминируют мужчины». [2] определила его Сьюзен Л. Смит как «репрезентативную практику объединения по крайней мере двух, а обычно и большего количества известных фигур из Библии, древней истории или любовных романов, чтобы проиллюстрировать группу взаимосвязанных тем, включающих в себя женские ухищрения». , сила любви и испытания брака». [3] Смит утверждает, что топос — это не просто «прямое проявление средневекового антифеминизма»; скорее, это «площадка для соревнований, посредством которой могут быть выражены противоречивые идеи о гендерных ролях». [4] [5]
Смит утверждает, что топос зародился в классической литературе. [6] и находит его в средневековых текстах, таких как «Окассен и Николетта» , «Утешение философией» , «Роман о Розе » и «Кентерберийские рассказы» . [7] Топос подвергся критике со стороны Кристины Пизан около 1400 года, которая утверждала, что, если бы эти отчеты писали женщины, их интерпретации были бы отличными от интерпретаций мужчин. [8]
В изобразительном искусстве изображения встречаются в различных средствах массовой информации, в основном начиная с 14 века, и становятся все более популярными в 15 веке. К тому времени часто повторяющиеся темы включают Юдифь, обезглавливающую Олоферна , Филлис верхом на Аристотеле , Самсона и Далилу , Саломею и ее мать Иродиаду , Иаиль , убивающую Сисару , Вирсавию, купающуюся на глазах у Давида , идолопоклонство Соломона , Вергилия в его корзине , а также многие другие. изображения ведьм и жанровые изображения жен, господствующих над мужьями. Последнюю группу стали называть битвой за брюки . [9] Жена Иосифа и Потифара , а также Лот и его дочери присоединились к группе несколько позже, но впоследствии стали более популярными. [10] Томирис , скифская царица, победившая Кира Великого и надругавшаяся над его трупом, была нарисована Рубенсом и несколькими итальянцами. [11]
Эти сцены, в основном показанные в виде последовательных композиций с участием всего двух человек и визуально отличающихся действий, были легко узнаваемы и, похоже, также драматично представлены в развлечениях различного рода, будь то короткие сцены или живые картины . [12] Неясно, кто первым ввел термин «Вайбермахт» , но он, очевидно, получил распространение в эпоху Северного Возрождения шестнадцатого века в Германии и Нидерландах. [13]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]В ранних изображениях готического периода жанровые сюжеты или «классические» сюжеты, такие как Филлис верхом на Аристотеле и Вергилий в его корзине , фактически оба средневековых легендарных наслоения, были более популярны, чем библейские, преобладавшие позже. Они часто появляются на тех же произведениях, что и « Нападение на замок любви» , или на гробу в Балтиморе . Этот и подобные ему предметы куртуазной любви в основном сохранились благодаря предметам из слоновой кости женского пользования, таким как шкатулки или футляры для зеркал. На нем изображены дамы, защищающие замок от мужчин, как правило, безуспешно. [14] По сути, эти образы представляют собой беззаботную романтическую фантазию в комической обработке; такие сцены иногда устраивались в качестве легкого рельефа на турнирах . [15]
Тема «Власть женщин» особенно популярна в искусстве Северного Возрождения шестнадцатого века, где изображены «образы, взятые из исторических, мифологических и библейских источников, которые иллюстрируют власть женщин над мужчинами, особенно в результате их сексуальной привлекательности». [16] Некоторые истории связаны с убийством мужчины, и это, а также их религиозный контекст эффективно устраняют большую часть комического потенциала группы, но ни в коем случае не эротические возможности, эксплуатируемые многими художниками.
Вопрос об отношении к насилию со стороны женщин во имя добродетели, пожалуй, лучше всего виден в фигуре Иаиля , чье убийство Сисары путем вбивания ему в голову колышка от палатки представляет собой особенно наглядный образ. По мнению некоторых критиков-феминисток, ее изображения в эпоху Возрождения стали враждебными, и, как и Юдит, ее определенно относят к «плохим» фигурам, таким как Иродиада и Далила. Тем не менее, вместе с Юдит и Эстер она была включена в трио Ганса Бургкмайра библейских героинь «Drei Gut Judin» («Три хорошие еврейки») в его «Восемнадцать достойных » , добавив девять женщин к традиционным мужским девяти достойным . [17]
Сюжеты «Сила женщин» можно увидеть в живописи и других средствах массовой информации, но гравюры были их особым домом. Лукас ван Лейден сделал две серии гравюр на дереве, известные как «Большая и малая сила женщин» . В число фигурирующих сюжетов входят Адам и Ева , Самсон и Далила, царь Соломон, Ирод и Иродиада, Иаиль и Сисара, а также, реже, Иезавель и царь Ахав . Гравюры на дереве имеют несколько статическую композицию, и было высказано предположение, что они основаны на живых картинах сцен. [18] Другой набор Ганса Бургкмайра (1519 г.) известен как Liebestorheiten или « Безумие любви» . [19] В то же время существовал также интерес, часто среди одних и тех же художников, к женщинам из аналогичных ситуаций, которые были бессильны или могли избежать своих ситуаций только путем самоубийства, таких как Сусанна , Дидона Карфагенская , Лукреция и Вергиния . [20] История Эстер лежит где-то между этими двумя крайностями. [21]

« Маленькие мастера» были среди тех художников, которые очень интересовались обеими группами. Обращение с обеими группами, особенно в гравюрах, часто было откровенно эротичным, и эти группы занимали свое место рядом со святыми и любовницами, как мифологическими, так и реалистическими, в обычных трактовках женщин в искусстве. Интерес к таким темам распространился на Италию, сначала затронув Венецию , и эти сюжеты стали обычным явлением в итальянской живописи позднего Возрождения, и даже в большей степени во время барокко, возможно, достигнув кульминации в работах Артемизии Джентилески , которая нарисовала почти все библейские сюжеты «Сила женщин». , чаще всего не один раз. Хотя предполагается, что ее выбор сюжетов обусловлен ее трудной жизнью, Кристофано Аллори « самая известная работа Юдифь с головой Олоферна » использует в качестве модели его бывшую любовницу Юдифи с ее матерью в качестве служанки и самозванку. Портрет головы Олоферна . [22]
В северной живописи Кранахи были первыми художниками, которые часто рисовали эти предметы. [23] В 1513 году Лукас Кранах Старший украсил брачное ложе Иоанна, курфюрста Саксонского , набором сцен, включая «Идолопоклонство Соломона», а также «Геркулеса и Омфалу» (см. ниже) и « Суд Париса» . Соответствующие сыновья покровителя и художника, Иоанн Фридрих I, курфюрст Саксонии , и Лукас Кранах Младший создали еще один набор картин, который сейчас находится в Gemäldegalerie Alte Meister . [24] Высказывалось предположение, что некоторые из многочисленных «Юдифи » мастерской Кранаха представляют собой портреты дам при саксонском дворе; [25] некоторые другие картины Джаэля, безусловно, являются портретами.
Темы и контекст
[ редактировать ]
Некоторые из этих сюжетов содержат отчасти комический элемент смены ролей в обществе, которое было по сути патриархальным, прежде всего «типичный образ из топоса «Власть женщин», Филлис верхом на Аристотеле ». [26] История Филлис и Аристотеля датируется началом 13 века (когда была написана « Лай об Аристоте» ) и стала предметом популярных стихов, пьес и морализаторских проповедей. [27] Впервые эта тема была проанализирована Натали Земон Дэвис в 1975 году. [28] который пришел к выводу, что «общие функции» этих перемен заключались в том, что «они давали выражение и выход конфликтам по поводу власти внутри системы; а также они предоставляли возможности, благодаря которым авторитарное течение в семье, мастерской и политической жизни могли быть смягчены смехом беспорядка и парадоксальной игрой. Соответственно, они служили укреплению иерархической структуры». [29]
Сюжет смены ролей Геракла и Омфалы не соответствовал основному тропу «Сила женщин», поскольку период службы Геракла Омфале не был вызван взаимодействием между ними, и позже они поженились. Он стал популярным в 16 веке, и семья Кранах нарисовала множество версий, изображающих Омфалу и ее дам, одевающих Геракла в костюм. [30]
Филлис верхом на Аристотеле была нарисована на стенах нескольких немецких ратуш . [31] хотя проект Альбрехта Дюрера , созданный для Нюрнберга в рамках цикла «Сила женщин», так и не был реализован. [32] Некоторые наборы гравюр имеют орнаментальные рамки, что позволяет предположить, что они предназначались для наклеивания на стены, как и многие более крупные гравюры. Хотя многие из небольших гравюр, вероятно, в основном видели коллекционеры-мужчины и их друзья, эти картины и настенные гравюры «должно быть предназначены для развлечения или развлечения как мужчин, так и женщин». [33] Некоторые из флорентийских гравюр Отто , в основном рассчитанные на женскую аудиторию, изображают женщин, торжествующих над мужчинами, хотя на большинстве изображены мирные сцены влюбленных. [34]
Другие крупные гравюры, предназначенные для стен, где особенно распространены сюжеты «Сила женщин», используют иной тип композиции, чем маленькие гравюры с несколькими фигурами, показывая большие и густонаселенные панорамные сцены, где ключевые фигуры трудно выделить. Действие истории Давида и Вирсавии или Саломеи происходит на фоне широких городских пейзажей, а Юдифь убивает Олоферна в углу огромной сцены битвы перед окруженным стеной городом. [35]
Ассоциация колдовства конкретно и почти исключительно с женщинами была новинкой конца 15 века, эмблемой которого остается книга Malleus Maleficarum (1486 г.), хотя ее значение подвергается сомнению. Интерпретация многих изображений ведьм была предметом значительного научного интереса в последние десятилетия, и было выдвинуто множество различных интерпретаций. Эротический элемент не только дает простор для творческой фантазии, но и очевиден, прежде всего в работах Ганса Бальдунга Грина , художника, наиболее связанного с этой темой. Серьезность, с которой художник или его аудитория относились к реальности колдовства, подвергалась сомнению; в какой-то степени это похоже на фильмы ужасов своего времени. [36] ранее Эндорская ведьма была малоизвестной темой, которая позволяла сочетать библейский интерес и интерес к колдовству.
Галерея
[ редактировать ]- Обложка планшета для письма из слоновой кости во французском готическом стиле, на которой Филлис соблазняет Аристотеля и Вергилия в своей корзине, 1340–1360 гг.
- Штурм замка любви , футляр для зеркала из слоновой кости, 1340–1360 гг., Франция.
- Хозяин домашней книги , Аристотель и Филлис XV века. , гравюра
- Сила женщины ок. 1451–1475 гг., гравюра Мастера женской силы.
- Филлис и Аристотель , Лукас Кранах Старший, 1530 г.
- Мастер Э.С. , Самсон и Далила, 1460-е гг.
- Мотив «Битва за брюки»: Исраэль ван Меккенем , «Разгневанная жена» , жанровая гравюра, 1490-е гг. [37]
- Еще один ван Мекенем; здесь мужчина выполняет обычно женскую работу по прядению, в то время как его партнерша угрожает ему сложным предметом, намекающим на власть.
- Иоанн Фландрский , Иродиады Месть , 1496 г.
- начала XVI века Мизерикорд , изображающий двух соревнующихся женщин верхом на мужчинах, Валькур , Бельгия.
- Лукас ван Лейден , «Идолопоклонство Соломона », вдохновленное его женой-язычницей, из набора гравюр на дереве «Большая сила женщин», 1514 г. [38]
- Самсон и Далила, деталь проекта Нюрнбергской ратуши, Альбрехт Дюрер , 1521 г.
- Околдованный конюх , Ганс Бальдунг Грин , ок. 1534 г. [39]
- Себальд Бехам , Юдифь с головой Олоферна , 1547 г. [40]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Акваманила в образе Аристотеля и Филлис» . Метрополитен-музей .
- ^ Эйнсворт, с. 59
- ^ Бабинский, Элен Л. (1997). «Преподобный Смит, Сила женщин ». История Церкви . 66 (2): 340–341. дои : 10.2307/3170688 . JSTOR 3170688 . S2CID 162214167 .
- ^ Смит, Сьюзен Л. (2006). Маргарет Шаус (ред.). Женщины и гендер в средневековой Европе: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 844–845. ISBN 978-0415969444 .
- ^ см. Медсестра с. 1, который характеризует его как результат сложных религиозных и социальных потрясений, спровоцированных европейской Реформацией шестнадцатого века.
- ^ Миллетт, Белла (22 сентября 1997 г.). «Преподобный Смит, Сила женщин » . Средний Аевум . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 10 марта 2015 г.
- ^ Арфа с. 208
- ^ Вольфталь с. 57
- ^ Соломон, 87 лет; « Битва за штаны » в нидерландской литературе и гравюре XVI века.
- ^ Рассел, стр. 147–148, №№ 20–32 (Джудит), 87–110, 120–125; Эйнсворт, стр. 59–66; Саломон, стр. 87–88; Зал, 41–42
- ^ Холл, 305
- ^ Снайдер, 461
- ^ Медсестра с. 1
- ^ Но не всегда . Чаще всего единственным реальным сопротивлением являются стрелы Купидона.
- ^ Лумис, Роджер Шерман , «Аллегорическая осада в искусстве средневековья», Американский журнал археологии , Vol. 23, № 3 (июль – сентябрь 1919 г.), стр. 255–269, JSTOR (бесплатно)
- ^ Саломон, 87 лет.
- ^ Рассел, 29–39, № 1; Вольфталь, Дайан (октябрь 2000 г.). Образы изнасилования: героическая традиция и ее альтернативы. Издательство Кембриджского университета. п. 123. ISBN 0521794420 ; Бон, Бабетта (2005). Файлы Артемизии «Смерть, бесстрастие и женщина-герой: Иаэль и Сисара Джентилески». Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0226035824 .
- ^ Рассел, стр. 119, 153, Большой: №№ 90, 96, 100; Малые: №№ 66, 92; Снайдер, 461–462. Небольшой набор 1516–1519 годов включал сцены с Евой, Иаиль, Далилой, Соломоном, Иезавели и Иродиадой, большой набор ок. В 1512 году были добавлены Вергилий и легенда о Бокка делла Верита или «Устах истины» в Риме. Аристотель и Филлис ок. 1515 имеет тот же формат, но может быть добавлен позднее. Поскольку ни один музей не имеет полного комплекта на одной и той же бумаге, они, возможно, продавались в основном по отдельности.
- ^ Рассел, с. 160, № 94, 97. В этот набор входят: Самсон и Далила , Вирсавия и Давид, «Идолопоклонство Соломона» и Филлис верхом на Аристотеле.
- ^ Рассел, №№ 1–14.
- ^ Рассел, №№ 1, 15, 16.
- ^ Люси Уитакер, Мартин Клейтон, Искусство Италии в Королевской коллекции; Ренессанс и барокко , стр.270, Royal Collection Publications, 2007, ISBN 9781902163291
- ^ Эйнсворт, с. 66
- ^ Эйнсворт, с. 62
- ^ Эйнсворт, стр. 63–66.
- ^ Рассел, с. 175
- ^ Бойтани и Торти, с. 82
- ^ «Женщины на вершине» в ее « Обществе и культуре во Франции раннего Нового времени: восемь эссе», Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, 1975
- ^ Натали Земон Дэвис, «Женщины сверху», цитируется Расселом, стр. 175
- ^ Подробный анализ темы см. Розенталь, Лиза, «Прялка Геркулеса», особенно стр. 128 и далее, в книге «Гендер, политика и аллегория в искусстве Рубенса» , 2005, Cambridge University Press, ISBN 0521842441 , 9780521842440, Google Книги
- ^ Рассел, с. 150; Паршалл, стр. 234–235.
- ^ Фойстер с. 2
- ^ Рассел, с. 150; Паршалл, стр. 234–235. рисунок Дюрера Акварельный находится в Библиотеке Моргана ( см. изображение Commons ) и имеет медальоны с изображением Вирсавии и Давида, Самсона и Далилы , а также Филлис верхом на Аристотеле.
- ^ пример, Британский музей . Эта коллекция в Британском музее представляет собой книгу образцов мастерской, вероятно, делавшей вкладыши для маленьких коробочек со сладкими деликатесами, которые дарили гостям на свадьбах.
- ^ Бартрум, с. 154, №№. 96, 158, 160; Паршалл, стр. 234-235
- ^ Зика, Чарльз, «Образы колдовства в Европе раннего Нового времени», в Леваке, Брайан П. (редактор), Оксфордский справочник по колдовству в Европе раннего Нового времени и колониальной Америке , 2013, Oxford University Press, ISBN 0199578168 , 9780199578160, Google Книги ; Рассел, стр. 14, 147–148, №№ 103–105; Харбисон, Крейг. Искусство Северного Возрождения , стр. 120–121, 1995, Weidenfeld & Nicolson, ISBN 0297835122 ; Бартрум, 69–70; Дальнейший отчет о развитии науки Зика можно найти на стр. 48–65 здесь.
- ^ Рассел, № 125.
- ^ Рассел, № 100
- ^ Рассел, № 105.
- ^ Рассел, № 28
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., Немецкие картины в Метрополитен-музее, 1350–1600 , 2013, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), ISBN 978-1588394873 , книги Google
- Бартрум, Джулия . Немецкие гравюры эпохи Возрождения, 1490–1550 гг . Британское музейное издательство, 1995, ISBN 978-0714126043
- Боитани, Пьеро; Торти, Анна (1999). Тело и душа в средневековой литературе . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-0859915458 .
- Фойстер, Сьюзен. «Нюрнбергское наследие Дюрера» (PDF) . Британский музей.
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Арфа, Маргарет (1996). «Преподобный Смит, Сила женщин ». Обзор языка и литературы Скалистых гор . 50 (2): 208–210. дои : 10.2307/1348248 . JSTOR 1348248 . S2CID 201773332 .
- Медсестра Юлия (июль 1998 г.). «Дьяволицы, блудницы и Харриданы в гравюрах Северного Возрождения». История сегодня . 48 (7).
- Паршалл, Питер, в Ландау, Дэвид и Паршалл, Питер. Печать эпохи Возрождения , Йель, 1996 г., ISBN 0300068832
- Рассел, Х. Дайан (редактор), Ева / Аве; Женщины в гравюрах эпохи Возрождения и барокко , Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1990, ISBN 1558610391
- Саломон, Нанетт (2004). Смена приоритетов: пол и жанр в голландской живописи семнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0804744775 .
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
- Вольфталь, Дайан; Сьюзен Л. Смит, «Сила женщин: топос в средневековом искусстве и литературе. Издательство Пенсильванского университета, 1995», Средневековый феминистский информационный бюллетень 22 (1996)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смит, Сьюзен Л., Сила женщин: «топос» в средневековом искусстве и литературе. , Издательство Пенсильванского университета, 1995 г., ISBN 978-0812232790
- Таль, Гай, «Ведьмы сверху: магия, сила и воображение в искусстве Италии раннего Нового времени» , диссертация, Университет Индианы, 2006, Proquest, ISBN 978-0542847912
- Риторика
- Женщины в Библии
- Гендерные роли
- Иконография
- Культурные изображения Давида
- История искусства в Германии
- Женщины в искусстве
- Искусство эпохи Возрождения
- Культурные изображения Вирсавии
- Культурные изображения Соломона
- Культурные изображения Иосифа (Бытие)
- Культурные изображения Самсона
- Культурные изображения Лота
- Культурные изображения Адама и Евы
- Власть (социальная и политическая)