Jump to content

Сила женщин

Юдифь с головой Олоферна , Лукас Кранах Старший , 1530 год.
XV века Акваманила с Филлис верхом на Аристотеле. [1]
Якопо Амигони , Иаэль и Сисара , 1739 г.

« Сила женщин» ( нем . Weibermacht ) — художественный и литературный топос средневековья и эпохи Возрождения , показывающий «героических или мудрых мужчин, находящихся под доминированием женщин», представляющий «назидательную и часто юмористическую инверсию сексуальной иерархии, в которой доминируют мужчины». [2] определила его Сьюзен Л. Смит как «репрезентативную практику объединения по крайней мере двух, а обычно и большего количества известных фигур из Библии, древней истории или любовных романов, чтобы проиллюстрировать группу взаимосвязанных тем, включающих в себя женские ухищрения». , сила любви и испытания брака». [3] Смит утверждает, что топос — это не просто «прямое проявление средневекового антифеминизма»; скорее, это «площадка для соревнований, посредством которой могут быть выражены противоречивые идеи о гендерных ролях». [4] [5]

Смит утверждает, что топос зародился в классической литературе. [6] и находит его в средневековых текстах, таких как «Окассен и Николетта» , «Утешение философией» , «Роман о Розе » и «Кентерберийские рассказы» . [7] Топос подвергся критике со стороны Кристины Пизан около 1400 года, которая утверждала, что, если бы эти отчеты писали женщины, их интерпретации были бы отличными от интерпретаций мужчин. [8]

В изобразительном искусстве изображения встречаются в различных средствах массовой информации, в основном начиная с 14 века, и становятся все более популярными в 15 веке. К тому времени часто повторяющиеся темы включают Юдифь, обезглавливающую Олоферна , Филлис верхом на Аристотеле , Самсона и Далилу , Саломею и ее мать Иродиаду , Иаиль , убивающую Сисару , Вирсавию, купающуюся на глазах у Давида , идолопоклонство Соломона , Вергилия в его корзине , а также многие другие. изображения ведьм и жанровые изображения жен, господствующих над мужьями. Последнюю группу стали называть битвой за брюки . [9] Жена Иосифа и Потифара , а также Лот и его дочери присоединились к группе несколько позже, но впоследствии стали более популярными. [10] Томирис , скифская царица, победившая Кира Великого и надругавшаяся над его трупом, была нарисована Рубенсом и несколькими итальянцами. [11]

Эти сцены, в основном показанные в виде последовательных композиций с участием всего двух человек и визуально отличающихся действий, были легко узнаваемы и, похоже, также драматично представлены в развлечениях различного рода, будь то короткие сцены или живые картины . [12] Неясно, кто первым ввел термин «Вайбермахт» , но он, очевидно, получил распространение в эпоху Северного Возрождения шестнадцатого века в Германии и Нидерландах. [13]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

В ранних изображениях готического периода жанровые сюжеты или «классические» сюжеты, такие как Филлис верхом на Аристотеле и Вергилий в его корзине , фактически оба средневековых легендарных наслоения, были более популярны, чем библейские, преобладавшие позже. Они часто появляются на тех же произведениях, что и « Нападение на замок любви» , или на гробу в Балтиморе . Этот и подобные ему предметы куртуазной любви в основном сохранились благодаря предметам из слоновой кости женского пользования, таким как шкатулки или футляры для зеркал. На нем изображены дамы, защищающие замок от мужчин, как правило, безуспешно. [14] По сути, эти образы представляют собой беззаботную романтическую фантазию в комической обработке; такие сцены иногда устраивались в качестве легкого рельефа на турнирах . [15]

Тема «Власть женщин» особенно популярна в искусстве Северного Возрождения шестнадцатого века, где изображены «образы, взятые из исторических, мифологических и библейских источников, которые иллюстрируют власть женщин над мужчинами, особенно в результате их сексуальной привлекательности». [16] Некоторые истории связаны с убийством мужчины, и это, а также их религиозный контекст эффективно устраняют большую часть комического потенциала группы, но ни в коем случае не эротические возможности, эксплуатируемые многими художниками.

Вопрос об отношении к насилию со стороны женщин во имя добродетели, пожалуй, лучше всего виден в фигуре Иаиля , чье убийство Сисары путем вбивания ему в голову колышка от палатки представляет собой особенно наглядный образ. По мнению некоторых критиков-феминисток, ее изображения в эпоху Возрождения стали враждебными, и, как и Юдит, ее определенно относят к «плохим» фигурам, таким как Иродиада и Далила. Тем не менее, вместе с Юдит и Эстер она была включена в трио Ганса Бургкмайра библейских героинь «Drei Gut Judin» («Три хорошие еврейки») в его «Восемнадцать достойных » , добавив девять женщин к традиционным мужским девяти достойным . [17]

Сюжеты «Сила женщин» можно увидеть в живописи и других средствах массовой информации, но гравюры были их особым домом. Лукас ван Лейден сделал две серии гравюр на дереве, известные как «Большая и малая сила женщин» . В число фигурирующих сюжетов входят Адам и Ева , Самсон и Далила, царь Соломон, Ирод и Иродиада, Иаиль и Сисара, а также, реже, Иезавель и царь Ахав . Гравюры на дереве имеют несколько статическую композицию, и было высказано предположение, что они основаны на живых картинах сцен. [18] Другой набор Ганса Бургкмайра (1519 г.) известен как Liebestorheiten или « Безумие любви» . [19] В то же время существовал также интерес, часто среди одних и тех же художников, к женщинам из аналогичных ситуаций, которые были бессильны или могли избежать своих ситуаций только путем самоубийства, таких как Сусанна , Дидона Карфагенская , Лукреция и Вергиния . [20] История Эстер лежит где-то между этими двумя крайностями. [21]

Артемизия Джентилески , Юдифь, убивающая Олоферна , версия во Флоренции, 1621 г.

« Маленькие мастера» были среди тех художников, которые очень интересовались обеими группами. Обращение с обеими группами, особенно в гравюрах, часто было откровенно эротичным, и эти группы занимали свое место рядом со святыми и любовницами, как мифологическими, так и реалистическими, в обычных трактовках женщин в искусстве. Интерес к таким темам распространился на Италию, сначала затронув Венецию , и эти сюжеты стали обычным явлением в итальянской живописи позднего Возрождения, и даже в большей степени во время барокко, возможно, достигнув кульминации в работах Артемизии Джентилески , которая нарисовала почти все библейские сюжеты «Сила женщин». , чаще всего не один раз. Хотя предполагается, что ее выбор сюжетов обусловлен ее трудной жизнью, Кристофано Аллори « самая известная работа Юдифь с головой Олоферна » использует в качестве модели его бывшую любовницу Юдифи с ее матерью в качестве служанки и самозванку. Портрет головы Олоферна . [22]

В северной живописи Кранахи были первыми художниками, которые часто рисовали эти предметы. [23] В 1513 году Лукас Кранах Старший украсил брачное ложе Иоанна, курфюрста Саксонского , набором сцен, включая «Идолопоклонство Соломона», а также «Геркулеса и Омфалу» (см. ниже) и « Суд Париса» . Соответствующие сыновья покровителя и художника, Иоанн Фридрих I, курфюрст Саксонии , и Лукас Кранах Младший создали еще один набор картин, который сейчас находится в Gemäldegalerie Alte Meister . [24] Высказывалось предположение, что некоторые из многочисленных «Юдифи » мастерской Кранаха представляют собой портреты дам при саксонском дворе; [25] некоторые другие картины Джаэля, безусловно, являются портретами.

Темы и контекст

[ редактировать ]
Филлис верхом на Аристотеле , Лукас ван Лейден

Некоторые из этих сюжетов содержат отчасти комический элемент смены ролей в обществе, которое было по сути патриархальным, прежде всего «типичный образ из топоса «Власть женщин», Филлис верхом на Аристотеле ». [26] История Филлис и Аристотеля датируется началом 13 века (когда была написана « Лай об Аристоте» ) и стала предметом популярных стихов, пьес и морализаторских проповедей. [27] Впервые эта тема была проанализирована Натали Земон Дэвис в 1975 году. [28] который пришел к выводу, что «общие функции» этих перемен заключались в том, что «они давали выражение и выход конфликтам по поводу власти внутри системы; а также они предоставляли возможности, благодаря которым авторитарное течение в семье, мастерской и политической жизни могли быть смягчены смехом беспорядка и парадоксальной игрой. Соответственно, они служили укреплению иерархической структуры». [29]

Сюжет смены ролей Геракла и Омфалы не соответствовал основному тропу «Сила женщин», поскольку период службы Геракла Омфале не был вызван взаимодействием между ними, и позже они поженились. Он стал популярным в 16 веке, и семья Кранах нарисовала множество версий, изображающих Омфалу и ее дам, одевающих Геракла в костюм. [30]

Филлис верхом на Аристотеле была нарисована на стенах нескольких немецких ратуш . [31] хотя проект Альбрехта Дюрера , созданный для Нюрнберга в рамках цикла «Сила женщин», так и не был реализован. [32] Некоторые наборы гравюр имеют орнаментальные рамки, что позволяет предположить, что они предназначались для наклеивания на стены, как и многие более крупные гравюры. Хотя многие из небольших гравюр, вероятно, в основном видели коллекционеры-мужчины и их друзья, эти картины и настенные гравюры «должно быть предназначены для развлечения или развлечения как мужчин, так и женщин». [33] Некоторые из флорентийских гравюр Отто , в основном рассчитанные на женскую аудиторию, изображают женщин, торжествующих над мужчинами, хотя на большинстве изображены мирные сцены влюбленных. [34]

Другие крупные гравюры, предназначенные для стен, где особенно распространены сюжеты «Сила женщин», используют иной тип композиции, чем маленькие гравюры с несколькими фигурами, показывая большие и густонаселенные панорамные сцены, где ключевые фигуры трудно выделить. Действие истории Давида и Вирсавии или Саломеи происходит на фоне широких городских пейзажей, а Юдифь убивает Олоферна в углу огромной сцены битвы перед окруженным стеной городом. [35]

Ассоциация колдовства конкретно и почти исключительно с женщинами была новинкой конца 15 века, эмблемой которого остается книга Malleus Maleficarum (1486 г.), хотя ее значение подвергается сомнению. Интерпретация многих изображений ведьм была предметом значительного научного интереса в последние десятилетия, и было выдвинуто множество различных интерпретаций. Эротический элемент не только дает простор для творческой фантазии, но и очевиден, прежде всего в работах Ганса Бальдунга Грина , художника, наиболее связанного с этой темой. Серьезность, с которой художник или его аудитория относились к реальности колдовства, подвергалась сомнению; в какой-то степени это похоже на фильмы ужасов своего времени. [36] ранее Эндорская ведьма была малоизвестной темой, которая позволяла сочетать библейский интерес и интерес к колдовству.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Акваманила в образе Аристотеля и Филлис» . Метрополитен-музей .
  2. ^ Эйнсворт, с. 59
  3. ^ Бабинский, Элен Л. (1997). «Преподобный Смит, Сила женщин ». История Церкви . 66 (2): 340–341. дои : 10.2307/3170688 . JSTOR   3170688 . S2CID   162214167 .
  4. ^ Смит, Сьюзен Л. (2006). Маргарет Шаус (ред.). Женщины и гендер в средневековой Европе: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 844–845. ISBN  978-0415969444 .
  5. ^ см. Медсестра с. 1, который характеризует его как результат сложных религиозных и социальных потрясений, спровоцированных европейской Реформацией шестнадцатого века.
  6. ^ Миллетт, Белла (22 сентября 1997 г.). «Преподобный Смит, Сила женщин » . Средний Аевум . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 10 марта 2015 г.
  7. ^ Арфа с. 208
  8. ^ Вольфталь с. 57
  9. ^ Соломон, 87 лет; « Битва за штаны » в нидерландской литературе и гравюре XVI века.
  10. ^ Рассел, стр. 147–148, №№ 20–32 (Джудит), 87–110, 120–125; Эйнсворт, стр. 59–66; Саломон, стр. 87–88; Зал, 41–42
  11. ^ Холл, 305
  12. ^ Снайдер, 461
  13. ^ Медсестра с. 1
  14. ^ Но не всегда . Чаще всего единственным реальным сопротивлением являются стрелы Купидона.
  15. ^ Лумис, Роджер Шерман , «Аллегорическая осада в искусстве средневековья», Американский журнал археологии , Vol. 23, № 3 (июль – сентябрь 1919 г.), стр. 255–269, JSTOR (бесплатно)
  16. ^ Саломон, 87 лет.
  17. ^ Рассел, 29–39, № 1; Вольфталь, Дайан (октябрь 2000 г.). Образы изнасилования: героическая традиция и ее альтернативы. Издательство Кембриджского университета. п. 123. ISBN   0521794420 ; Бон, Бабетта (2005). Файлы Артемизии «Смерть, бесстрастие и женщина-герой: Иаэль и Сисара Джентилески». Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN   0226035824 .
  18. ^ Рассел, стр. 119, 153, Большой: №№ 90, 96, 100; Малые: №№ 66, 92; Снайдер, 461–462. Небольшой набор 1516–1519 годов включал сцены с Евой, Иаиль, Далилой, Соломоном, Иезавели и Иродиадой, большой набор ок. В 1512 году были добавлены Вергилий и легенда о Бокка делла Верита или «Устах истины» в Риме. Аристотель и Филлис ок. 1515 имеет тот же формат, но может быть добавлен позднее. Поскольку ни один музей не имеет полного комплекта на одной и той же бумаге, они, возможно, продавались в основном по отдельности.
  19. ^ Рассел, с. 160, № 94, 97. В этот набор входят: Самсон и Далила , Вирсавия и Давид, «Идолопоклонство Соломона» и Филлис верхом на Аристотеле.
  20. ^ Рассел, №№ 1–14.
  21. ^ Рассел, №№ 1, 15, 16.
  22. ^ Люси Уитакер, Мартин Клейтон, Искусство Италии в Королевской коллекции; Ренессанс и барокко , стр.270, Royal Collection Publications, 2007, ISBN   9781902163291
  23. ^ Эйнсворт, с. 66
  24. ^ Эйнсворт, с. 62
  25. ^ Эйнсворт, стр. 63–66.
  26. ^ Рассел, с. 175
  27. ^ Бойтани и Торти, с. 82
  28. ^ «Женщины на вершине» в ее « Обществе и культуре во Франции раннего Нового времени: восемь эссе», Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, 1975
  29. ^ Натали Земон Дэвис, «Женщины сверху», цитируется Расселом, стр. 175
  30. ^ Подробный анализ темы см. Розенталь, Лиза, «Прялка Геркулеса», особенно стр. 128 и далее, в книге «Гендер, политика и аллегория в искусстве Рубенса» , 2005, Cambridge University Press, ISBN   0521842441 , 9780521842440, Google Книги
  31. ^ Рассел, с. 150; Паршалл, стр. 234–235.
  32. ^ Фойстер с. 2
  33. ^ Рассел, с. 150; Паршалл, стр. 234–235. рисунок Дюрера Акварельный находится в Библиотеке Моргана ( см. изображение Commons ) и имеет медальоны с изображением Вирсавии и Давида, Самсона и Далилы , а также Филлис верхом на Аристотеле.
  34. ^ пример, Британский музей . Эта коллекция в Британском музее представляет собой книгу образцов мастерской, вероятно, делавшей вкладыши для маленьких коробочек со сладкими деликатесами, которые дарили гостям на свадьбах.
  35. ^ Бартрум, с. 154, №№. 96, 158, 160; Паршалл, стр. 234-235
  36. ^ Зика, Чарльз, «Образы колдовства в Европе раннего Нового времени», в Леваке, Брайан П. (редактор), Оксфордский справочник по колдовству в Европе раннего Нового времени и колониальной Америке , 2013, Oxford University Press, ISBN   0199578168 , 9780199578160, Google Книги ; Рассел, стр. 14, 147–148, №№ 103–105; Харбисон, Крейг. Искусство Северного Возрождения , стр. 120–121, 1995, Weidenfeld & Nicolson, ISBN   0297835122 ; Бартрум, 69–70; Дальнейший отчет о развитии науки Зика можно найти на стр. 48–65 здесь.
  37. ^ Рассел, № 125.
  38. ^ Рассел, № 100
  39. ^ Рассел, № 105.
  40. ^ Рассел, № 28

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Смит, Сьюзен Л., Сила женщин: «топос» в средневековом искусстве и литературе. , Издательство Пенсильванского университета, 1995 г., ISBN   978-0812232790
  • Таль, Гай, «Ведьмы сверху: магия, сила и воображение в искусстве Италии раннего Нового времени» , диссертация, Университет Индианы, 2006, Proquest, ISBN   978-0542847912
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a64fdb6cda4d0cdc94b562536c8ec4d1__1711980960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/d1/a64fdb6cda4d0cdc94b562536c8ec4d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Power of Women - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)