Омфала
Омфала | |
---|---|
Королева Лидии | |
Член Королевского Дома Лидии | |
![]() | |
Обитель | Лидия |
Генеалогия | |
Родители | Ярданус (или Иарданес) |
Супруга | Тмол , Геракл |
Дети | Сыновья от Геракла |
В греческой мифологии Омфала ( / ˈ ɒ m f ə ˌ l iː / ; древнегреческий : Ὀμφάλη , латинизированный : Омфала , букв . «пуп») была царицей царства Лидия в Малой Азии . Диодор Сицилийский впервые упоминает тему Омфалы в литературе, хотя Эсхил знал об этом эпизоде. [1] Греки не признавали ее богиней : бесспорная этимологическая связь с омфалом , мировым пупом, никогда не была выяснена. [2] В ее самом известном мифе она является любовницей героя Геракла в течение года обязательного рабства, сценарий, который, по мнению некоторых, [ нужна ссылка ] предлагал писателям и художникам возможность исследовать сексуальные роли и эротические темы.
Семья
[ редактировать ]Согласно Диодору Сицилийскому, Омфала была дочерью Иардана. [3] тогда как, по словам мифографа Аполлодора , ее отца звали Иарданес, и она была женой Тмола , царя Лидии, от которого она унаследовала его трон. [4]
Мифология
[ редактировать ]Геракл и Омфала
[ редактировать ]
|Геракл и Омфала, римская фреска, Четвертый помпейский стиль (45-79 гг. н.э.), Национальный археологический музей Неаполя , Италия
В одной из многих греческих вариаций на тему наказания за «непреднамеренное» убийство, за убийство Ифита , великий герой Геракл , которого римляне идентифицировали как Геракла , был по приказу дельфийского оракула Ксеноклеи заключен в рабство. в Омфалу сроком на год, [5] компенсация должна была быть выплачена Эвриту , который отказался от нее. (По словам Диодора , сыновья Ифита приняли его. [6] )
Тема, по своей сути комическая инверсия сексуальных ролей, [7] не полностью проиллюстрирован ни в одном сохранившемся тексте классической Греции. Плутарх в своей «Жизнеописании 24-летнего Перикла » упоминает утраченные комедии Кратина и Евполиса , которые намекают на современную роль Аспазии в доме Перикла. [8] и Софоклу в «Трахинии» [9] для Геракла было позорно служить такой восточной женщине, [10] но в текстах и произведениях искусства есть много позднеэллинистических и римских упоминаний о том, что Геракла заставляли выполнять женскую работу и даже носить женскую одежду и держать корзину с шерстью, пока Омфала и ее девицы пряли. [11] [12] Омфала даже носила шкуру Немейского льва и несла дубину Геракла из оливкового дерева. Полных ранних отчетов, дополняющих более поздние росписи на вазах, не сохранилось.

Но также во время своего пребывания в Лидии Геракл захватил город итонов и поработил их, убил Силея , заставившего прохожих мотыжить его виноградник, а затем захватил в плен церкопов .
Через некоторое время Омфала освободила Геракла и взяла его в мужья. Они отправились в рощу Диониса и планировали на рассвете отпраздновать обряды Вакха. Геракл спал один на кровати, покрытой одеждой Омфалы. Греческий бог Пан надеялся добиться своего от Омфалы и обнаженным прокрался на ложе Геракла, который бросил Пана на пол и засмеялся. [13] [14]
Сыновья Геракла в Лидии
[ редактировать ]
Диодор Сицилийский (4.31.8) и Овидий в своей «Героиде» (9.54) упоминают сына по имени Ламос . Но Библиотека (2.7.8) называет сына Геракла и Омфалы Агелаем .
Павсаний (2.21.3) дает еще одно имя, упоминая Тирсена, сына Геракла от «лидийской женщины», под которым Павсаний предположительно означает Омфалу. Этот Тирсен якобы первым изобрел трубу, а сын Тирсена Гегелей научил дорийцев вместе с Теменом игре на трубе и впервые дал Афине фамилию Труба .
Имя Тирсен появляется в других местах как вариант Тиррена , которого во многих источниках привозят из Лидии для поселения тирсенов/тирренов/ этрусков в Италии . Дионисий Галикарнасский (1.28.1) приводит предание, согласно которому предполагаемым основателем этрусских поселений был Тиррен, сын Геракла от Омфалы Лидийской, изгнавший пеласгов из Италии из городов к северу от реки Тибр . Дионисий приводит это как альтернативу другим версиям происхождения Тиррена.
Геродот (1.7) ссылается на династию царей Гераклидов, которые правили Лидией, но, возможно, не были потомками Омфалы, и пишет: «Гераклиды произошли от Геракла и рабыни Иардана…». странный. Однако Диодор Сицилийский сообщает, что, когда Геракл все еще был рабом Омфалы, прежде чем Омфала (дочь Иардана) освободила Геракла и вышла за него замуж, Геракл родил сына Клеодея от рабыни. Это соответствует, хотя у Геродота сын Геракла и рабыни Иардана назван Алкеем.

Но, по словам историка Ксанфа Лидийского (V век до н.э.), цитируемого Николаем Дамасским , династия Гераклидов в Лидии ведет свое происхождение от сына Геракла и Омфалы по имени Тилон и называлась Тилонидами. По монетам известно, что этот Тилон был коренным анатолийским богом, приравниваемым к греческому Гераклу. [ нужна ссылка ] .
Геродот утверждает, что первым из Гераклидов, царствовавшим в Сардах, был Агрон, сын Нина, сына Бела, сына Алкея, сына Геракла. [15] Более поздние авторы знают Нина , который является первобытным царем Ассирии , и они часто называют его Нинусом, сыном Бела. Их Нинус — легендарный основатель и эпоним города Нинус, относящийся к Ниневии , тогда как Белус, хотя иногда и рассматривается как человек, отождествляется с богом Бэлом .
Более ранняя генеалогия, возможно, сделала Агрона, легендарного первого царя древней династии, сыном мифического Нина, сына Бела, и остановилась на этом пункте. В генеалогии, данной Геродотом, кто-то, возможно, привил традицию о лидийском сыне Геракла в ее верхней части, так что Нин и Бел в списке теперь стали потомками Геракла, которые случайно носили те же имена, что и генеалогия, приведенная Геродотом. более известные Нинус и Бел.
Так, по крайней мере, интерпретируют более поздние хронологи, которые также проигнорировали заявление Геродота о том, что Агрон был первым царем, и включили Алкея, Бела и Нина в свой Список царей Лидии .
О том, как Агрон получил царство от старшей династии, происходящей от Лида, сына Атиса , Геродот говорит лишь, что Гераклиды, «порученные этими князьями управление делами, получили царство через оракула».
Страбон (5.2.2) считает Атиса отцом Лида, а Тиррена - одним из потомков Геракла и Омфалы. Но все другие источники относят Атиса, Лида и Тиррена, брата Лида, к царям Лидии до Гераклида.
В искусстве
[ редактировать ]

- «Омфала» — опера французского композитора Андре Кардинала Детуша , впервые исполненная в Королевской академии музыки ( Парижская опера ) 10 ноября 1701 года.
- Одна из самых известных симфонических поэм мифологической серии, написанной французским композитором Камилем Сен-Сансом в 1870-х годах, называется Le Rouet d'Omphale («Прялка Омфалы»). Руэт представляет собой прялку, которую королева и ее использовали девиц — в этом варианте мифа именно Дельфийский Аполлон приговорил героя служить лидийской царице, переодетой женщиной. В двадцатом веке, во время «Золотого века радио», эта симфоническая поэма получила более широкое признание публики, когда была использована в качестве музыкальной темы для « Тени» .
- «Геркулес и Омфала, или Сила любви » - это «классическая феерия », премьера которой состоялась в Королевском театре Сент-Джеймс в Лондоне 26 декабря 1864 года. Написанная Уильямом Бро , музыка, написанная и аранжированная Валлерстайном, пьеса была поставлена Чарльзом Мэтьюзом . Геркулеса сыграла в травести Шарлотта Сондерс (возможно, Шарлотта Кушман Сондерс ) с мисс Герберт в роли Омфалы. [16] [17]
- «Геркулес и Омфала» — картина немецкого художника XVI века Лукаса Кранаха Старшего. На нем изображен Геракл, одетый женщиной Омфалой и двумя служанками. Геркулес также прядет шерсть.
- «Геркулес у ног Омфалы» — картина французского художника XIX века Эдуарда Жозефа Дантана . Геракл изображен сидящим у ног Омфалы и прядущим шерсть.
- «Геркюль и Омфала» — короткое, откровенно сексуальное стихотворение французского поэта Гийома Аполлинера, появляющееся в эротическом (и в течение многих лет запрещенном) романе Les onze mille verges ( «Одиннадцать тысяч пенисов »). [18]
- В романе Августа Стриндберга «Отец» (1887) главный герой, капитан Адольф, сравнивает жестокое обращение с ним жены с поведением Омфалы по отношению к Гераклу. «Омфала!» Он кричит. «Это сама королева Омфала! Теперь ты играешь с дубинкой Геракла, пока он прядет твою шерсть!»
В кино
[ редактировать ]Королева Омфала — главная героиня фильма «Геркулес освобожденный» , продолжения « Геркулеса » (1958). Ее стражи одного за другим ловят мужчин, пьющих из фонтана забвения. Она делает его своим любовным рабом, называет королем, а затем приказывает убить его своим охранникам, когда они приходят со следующим мужчиной. В Геракл стремлении стать посредником в борьбе за власть между Полиником и Этеоклом пьет из фонтана и становится пленником Омфалы. Его товарищ, Улисс ( Одиссей ), притворяется глухонемым, чтобы остаться заточенным на острове и поддерживать контакт с Геркулесом, а не быть убитым. Однажды ночью он ускользает из своей камеры и находит пещеру, заполненную сохранившимися статуями предыдущих любовных рабов Омфалы. Он продолжает кормить Геракла обычной водой, что в конечном итоге приводит к тому, что Геракл восстанавливает память и сбегает с острова. Омфала в конечном итоге совершает самоубийство, прыгнув в консервационную ванну, когда Геркулес убегает. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эсхил, Агамемнон , строки 1024–25.
- ^ «Никакой связи между ними не установлено, хотя трудно поверить, что между ними не было связи в ранней религии». (Элмер Г. Зур. «Геракл и Омфала», Американский журнал археологии 57 :4 (октябрь 1953 г.), 251–263 (стр. 259 и далее).
- ^ Сицилийский , 4.31.5 Диодор
- ^ Аполлодор , 2.6.3 .
- ^ Софокл, Трахинии 69 и далее.
- ^ Сицилийский , 4.31.6 Диодор
- ^ Локер, Джесси М. (2015). Артемизия Джентилески: Язык живописи . Йель. п. 82. ИСБН 978-0300185119 .
- ^ (Примечание Зур 1953: 251). Была также « Омфала Сатирой » (сатирическая пьеса) трагика Иона (Снелл, Tragicorum Graecorum Fragmenta Vol. 1, стр. 101 и далее).
- ^ Софокл (1830). Трахинии . 252 Он говорит, что провел там год рабства.рабство у варвара Омфалы.
- ^ Лукиан ( «Диалоги богов» ) и Тертуллиан ( «Де Паллио 4») намекают на позор.
- ^ Люциан. «15 Зевс, Асклепий и Геракл». Диалоги Богов .
- ^ Тертуллиан «4,3». О Паллиуме .
- ^ Фасти 2.303-62.
- ^ Признание любовника 5.6807-6960
- ^ Геродот и де Селинкур 1954 , с. 43
- ^ Кларенс, Реджинальд (1909). Сценическая энциклопедия — библиография пьес . Нью-Йорк: Берт Франклин. п. 197.
- ^ Театральная программа: первый спектакль «Геркулес и Омфала, или Сила любви» , Королевский театр Сент-Джеймса.
- ^ Текст см. в Les onze mille verges.
- ^ «bmoviecentral.com» . www.bmoviecentral.com .
Ссылки
[ редактировать ]

- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . перевод CH Oldfather, двенадцать томов, Классическая библиотека Леба , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера .
- Геродот (1975) [впервые опубликовано в 1954 году]. Берн, Арканзас; де Селинкур, Обри (ред.). Истории . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-051260-8 .
- Кереньи, Карл , 1959. Герои греков , стр. 192–97.
Предшественник Мегара | Жены Геракла | Преемник Деянира |