Ниневия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
ܢܝܼܢܘܹܐ | |
Расположение | Мосул , провинция Ниневия , Ирак |
---|---|
Область | Месопотамия |
Координаты | 36 ° 21'34 "N 43 ° 09'10" E / 36,35944 ° N 43,15278 ° E |
Тип | Урегулирование |
Область | 7,5 км 2 (2,9 квадратных миль) |
История | |
Заброшенный | 612 г. до н.э. |
События | Битва при Ниневии (612 г. до н. э.) |
Ниневия ( / ˈ n ɪ n ɪ v ə / до НИН -iv ; аккадский : 𒌷𒉌𒉡𒀀 , ПРЕИМУЩЕСТВА НИ.НУ.А , Ниноа ; Библейский иврит : נִינְוֵה , Ninəwē ; Арабский : نَيْنَوَىٰ , Найнава ; Сирийский : Нинве ����������������������, . [1] ), также известный в начале нового времени как Коюнджик , был древним ассирийским городом в Верхней Месопотамии , расположенным на территории современного города Мосул на севере Ирака. Он расположен на восточном берегу реки Тигр и на протяжении нескольких десятилетий был столицей и крупнейшим городом Неоассирийской империи , а также крупнейшим городом в мире . Сегодня это общее название половины Мосула, расположенной на восточном берегу Тигра, и провинция Ниневия от него получила свое название .
Это был самый большой город в мире на протяжении примерно пятидесяти лет. [2] до 612 года до н.э., когда после ожесточенного периода гражданской войны в Ассирии она была разграблена коалицией бывших подвластных ей народов, включая вавилонян , мидян , персов , скифов и киммерийцев . Город больше никогда не был политическим или административным центром, но в эпоху поздней античности он был резиденцией христианского епископа. [ нужна ссылка ] Он пришел в упадок по сравнению с Мосулом в средние века и был практически заброшен к 13 веку нашей эры.
Его руины лежат через реку от исторического центра Мосула. Два главных телла , или руины кургана, внутри стен — это Телль Куюнджик и Телль Наби Юнус , место святилища Ионы . Согласно еврейской Библии и Корану , Иона был пророком, проповедовавшим в Ниневии. [3] [4] [5] Большое количество ассирийских скульптур и других артефактов было раскопано на руинах Ниневии и теперь находится в музеях по всему миру.
Имя
[ редактировать ]Английское топоним Ниневия происходит от латинского Nīnevē и греческого койне Nineuḗ ( Νινευή ) под влиянием библейского еврейского Nīnəweh ( נִינְוֶה ), [6] от аккадского нинуа ( вар. Ninâ ) [7] или Нинува . [6] Город был также известен как Нинува на марийском языке ; [7] Огонь по- арамейски ; [7] Нинвэ (ocracy) на сирийском языке ; [ нужна ссылка ] и Наинава персидском языке نینوا на .
Первоначальное значение имени неясно, но, возможно, оно относилось к богине-покровительнице . Говорили, что город был посвящен «богине Инанне Ниневийской», а Нина — одно из шумерских и ассирийских имен этой богини. [7] Ассирийская клинопись Нина 𒀏 ( ) — это рыба в доме (ср. арамейское нуна , «рыба»). Возможно, это просто означало «Место Рыбы» или могло указывать на богиню, связанную с рыбой или Тигром, возможно, изначально хурритского происхождения. [7] Слово נון/נונא на древневавилонском языке относится к Anthiinae . роду рыб [8] еще раз указывая на возможность связи между названием Ниневия и рыбой. В Коране Иона упоминается как Зун-Нун, «владелец рыбы».
Этот абзац может сбить с толку или быть неясным для читателей . ( Июль 2024 г. ) |
Наби Юнус означает по-арабски «Пророк Иона ». Куюнджик , согласно Лейарду , было турецким именем (Лэйард использовал форму коюнджик , уменьшительное от коюн «овца» на турецком языке); известный как Армушиа , у арабов [9] Считается, что он имеет некоторую связь с династией Кара Коюнлу . [10] Эти топонимы относятся к территориям к северу и югу от ручья Хоср соответственно: Куюнджик - это название всего северного сектора, окруженного городскими стенами, где доминирует большой (35 га) курган Телль-Куюнджик, а Наби ( или чаще Неби) Юнус — это южный сектор вокруг мечети Пророка Юнуса/Ионы, которая расположена на Телль Неби Юнус.
География
[ редактировать ]Остатки древней Ниневии, местности Куюнджик и Наби Юнус с их курганами, расположены на ровной части равнины в месте слияния рек Тигр и Хоср на площади 750 гектаров (1900 акров). [11] окружен крепостной стеной длиной 12 километров (7,5 миль). Все это обширное пространство теперь представляет собой одну огромную область руин, покрытую ок. одна треть приходится на пригород Неби Юнус города восточного Мосула. [12]
Территория древней Ниневии разделена пополам рекой Хоср. К северу от Хосра это место называется Куюнджик, включая акрополь Телль-Куюнджик; незаконная деревня Рахмание находилась на востоке Куюнджика. мечеть Пророка Ионы и дворец Асархаддона / Ашшурбанипала К югу от Хосра урбанизированная территория называется Неби Юнус (также Газлия, Джезайр, Джаммаса), включая Телль Неби Юнус, где расположены под ней. К югу от улицы Аль-Асади (созданной ДАИШ, разрушающей части городских стен) этот район называется Джунуб Нинава или Шара Пепси.
Ниневия была важным узлом торговых путей, пересекающих Тигр, на великой дороге между Средиземным морем и Индийским океаном , объединяя таким образом Восток и Запад. Она получала богатство из многих источников, так что стала одной из величайших из всех древние города региона, [13] и последняя столица Неоассирийской империи .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Ниневия была одним из старейших и величайших городов древности. В текстах эллинистического периода позже упоминается одноименный Нин как основатель Νίνου πόλις (Нинополис), хотя для этого нет никаких исторических оснований. В книге Бытие 10:11 говорится, что Нимрод или Ашур , в зависимости от версии, построил Ниневию. Ниневия была одним из многих центров регионального развития Верхней Месопотамии . Эта территория определяется как равнины, которые могут поддерживать неорошаемое земледелие. Он существует как узкая полоса от сирийского побережья до гор Загрос . Он граничит с пустынями на юге и горами на севере. Культурные традиции, технологии и экономика в этом регионе были общими, и они следовали схожей траектории от неолита.
неолит
[ редактировать ]Пещеры в горах Загрос, прилегающие к северной стороне Ниневийских равнин, использовались в качестве поселений PPNA , наиболее известная пещера Шанидар . Сама Ниневия была основана еще в 6000 году до нашей эры в период позднего неолита . Глубокое зондирование в Ниневии выявило слои почвы, датированные началом эпохи Хассуны археологической культуры . [15] Развитие и культура Ниневии проходили параллельно Тепе-Гавре и Телль-Арпахии в нескольких километрах к северо-востоку. Ниневия была типичной фермерской деревней периода Халаф .
энеолит
[ редактировать ]В 5000 году до нашей эры Ниневия превратилась из деревни Халаф в деревню Убайд . В период позднего энеолита Ниневия была частью одной из немногих убайдских деревень в Верхней Месопотамии, ставшей протогородом. Другие включают Угарит , Брак, Хамукар, Арбелу , Алеп и на региональном уровне Сузы, Эриду, Ниппур. В период между 4500 и 4000 годами до нашей эры его площадь выросла до 40 гектаров.
Большая территория Ниневии примечательна распространением металлургических технологий на Ближнем Востоке как первое место за пределами Анатолии, где выплавлялась медь. В Телль-Арпахии находятся самые старые остатки медеплавильного завода, а в Тепе-Гаве находятся самые старые изделия из металла. Медь добывалась на рудниках Эргани .
Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Ниневия стала торговой колонией Урука во время расширения Урука из-за своего местоположения как самой высокой судоходной точки на Тигре. Он был современным и имел ту же функцию, что и Хабуба Кабира на Евфрате. К 3000 году до нашей эры цивилизация Киш распространилась на Ниневию. В это время главный храм Ниневии становится известен как храм Иштар, вновь посвященный семитской богине Иштар в образе Иштар Ниневийской. Иштар Ниневийскую отождествляли с Шаушкой из хурро-урартского пантеона. Этот храм назывался «Дом экзорцистов» ( клинопись : 𒂷𒈦𒈦 GA 2 .MAŠ.MAŠ; шумерский : e 2 mašmaš). [16] [17] Контекст этимологии этого имени - Экзорцист, называемый по-шумерски Машмаш, был магом-фрилансером, который действовал независимо от официального духовенства, и частично был медицинским работником, занимаясь изгнанием демонов.
Ниневит 5 период
[ редактировать ]Региональное влияние Ниневии стало особенно выраженным во время археологического периода, известного как Ниневит 5 или Ниневит V (2900–2600 до н. э.). Этот период определяется прежде всего характерной керамикой, широко распространенной по всей Верхней Месопотамии. [18] Кроме того, для региона Верхней Месопотамии Ранней Джезиры археологами была разработана хронология . Согласно этой региональной хронологии, «Ниневит 5» эквивалентен периоду Ранней Иезиры I–II. [19]
Ниневиту 5 предшествовал период позднего Урука . Ниневитская керамика 5 примерно современна посуде раннезакавказской культуры и посуде периода Джемдет Наср . [18] Иракская культура алой керамики также относится к этому периоду; эта красочная расписная керамика чем-то похожа на посуду Джемдет Наср. Алая керамика впервые была зарегистрирована в бассейне реки Дияла в Ираке. Позже его также нашли в близлежащей котловине Хамрин и в Луристане . Он также современен протоэламскому периоду в Сузах.
- Расписная банка – Ниневит 5
- Расписная чаша – переход Урук-Ниневия 5
- Джемдет Наср посуда
- Протоэламская посуда 3100 г. до н.э.
- Керамический кувшин, Тепеятаги, Худатский район, Куро-Аракстская культура
Аккадский период
[ редактировать ]В это время Ниневия еще была автономным городом-государством . Он был включен в состав Аккадской империи . Ранний город (и последующие здания) был построен на линии разлома и, следовательно, пострадал от ряда землетрясений. Одно из таких событий разрушило первый храм Иштар, который был перестроен в 2260 году до нашей эры аккадским царем Маништушу .
Ур III период
[ редактировать ]На заключительном этапе ранней бронзы в Месопотамии доминировала империя Ура III .
Средняя бронза
[ редактировать ]После падения Ура в 2000 году до нашей эры, с переходом в эпоху Средней бронзы, Ниневия была поглощена растущей мощью Ассирии .
Старый ассирийский период
[ редактировать ]Историческая Ниневия упоминается в Древней Ассирийской империи во время правления Шамши-Адада I (1809-1775) примерно в 1800 году до нашей эры как центр поклонения Иштар , чей культ был ответственен за раннее значение города.
Поздняя бронза
[ редактировать ]Митаннийский период
[ редактировать ]Статуя богини была отправлена египетскому фараону III Аменхотепу в 14 веке до нашей эры по приказу царя Митанни . Ассирийский город Ниневия стал одним из вассалов Митанни на полвека до начала 14 века до нашей эры.
Среднеассирийский период
[ редактировать ]Ассирийский царь Ашур-убаллит I вернул его в 1365 г. до н. э., свергнув Митаннийскую империю и создав Среднеассирийскую империю (1365–1050 до н. э.). [20]
Существует множество свидетельств того, что ассирийские монархи активно строили Ниневию в конце III и II тысячелетий до нашей эры; Судя по всему, изначально это был «ассирийский провинциальный город». К более поздним монархам, чьи надписи появились на высоком городе, относятся Среднеассирийской империи цари Салманасар I (1274–1245 до н. э.) и Тиглатпаласар I (1114–1076 до н. э.), оба из которых были активными строителями в Ассуре (Ашшуре).
Железный век
[ редактировать ]Неоассирийцы
[ редактировать ]Во времена Неоассирийской империи , особенно со времен Ашурнасирпала II (годы правления 883–859 до н.э.), произошло значительное архитектурное расширение. Последующие монархи, такие как Тиглатпаласар III , Саргон II , Сеннахирим , Асархаддон и Ашурбанипал, поддерживали и основывали новые дворцы, а также храмы Сина , Ашура , Нергала , Шамаша , Нинурты , Иштар , Таммуза , Нисроха и Набу .
Развитие Сеннахиримом Ниневии
[ редактировать ]Именно Сеннахирим сделал Ниневию по-настоящему влиятельным городом ( ок. 700 г. до н.э. ), так как он проложил новые улицы и площади и построил внутри них Юго-Западный дворец, или «дворец без соперника», план которого в основном восстановлен. и имеет габаритные размеры примерно 503 на 242 метра (1650 футов × 794 футов). В нем было не менее 80 комнат, многие из которых были украшены скульптурами. большое количество клинописных Во дворце было найдено табличек. Прочный фундамент был сделан из известняковых блоков и сырцовых кирпичей; его высота была 22 метра (72 фута). В общей сложности фундамент состоит примерно из 2 680 000 кубических метров (3 505 308 кубических ярдов) кирпича (около 160 миллионов кирпичей). Стены наверху, сделанные из сырцового кирпича, имели высоту еще 20 метров (66 футов).
Некоторые из главных дверных проемов были окружены колоссальными каменными дверными фигурами из ламассу весом до 30 000 кг (30 т); это были крылатые месопотамские львы [21] или быки с человеческими головами. Их перевезли на 50 километров (31 милю) из карьеров в Балатае, и по прибытии на место их пришлось поднять на 20 метров (66 футов), предположительно с помощью пандуса . Есть также 3000 метров (9843 фута) каменных рельефов ассирийского дворца , которые включают в себя графические записи, документирующие каждый этап строительства, включая вырезание статуй и их транспортировку на барже. На одной фотографии изображены 44 человека, буксирующих колоссальную статую. На резьбе изображены трое мужчин, стоящих на Колоссе и руководящие операцией. Как только статуи прибыли к месту назначения, была закончена окончательная резьба. Большинство статуй весят от 9 000 до 27 000 кг (от 19 842 до 59 525 фунтов). [22]
Резьба по камню на стенах включает в себя множество батальных сцен, сцен пронзения и сцен, показывающих, как люди Сеннахирима выставляют перед ним военные трофеи. Надписи хвалились его завоеваниями: о Вавилоне он писал : «Жителей его, молодых и старых, я не щадил, и их трупами заполнил улицы города». Полный и характерный набор показывает кампанию, приведшую к осаде Лахиша в 701 году; это «лучшее» произведение времен правления Сеннахирима , которое сейчас находится в Британском музее. [23] Позднее он писал о битве в Лахисе : «И Езекию Иудею, который не подчинился игу Моему... его Я запер в Иерусалиме, его царском городе, как птицу в клетке. его городские ворота я заплатил за его преступление. Его города, которые я разграбил, я отрезал от его земли». [24]
В то время Ниневия занимала около 7 квадратных километров (1730 акров) земли, и в ее стены проникали пятнадцать великих ворот. Сложная система из восемнадцати каналов доставляла воду с холмов в Ниневию, а несколько секций великолепно построенного акведука, построенного Сеннахиримом, были обнаружены в Джерване , примерно в 65 километрах (40 милях) от него. [25] На огороженной территории проживало более 100 000 жителей (возможно, около 150 000), что примерно вдвое больше, чем в Вавилоне того времени, что делало его одним из крупнейших поселений в мире.
Некоторые ученые, такие как Стефани Дэлли из Оксфорда, полагают, что сад, который Сеннахирим построил рядом со своим дворцом, с соответствующими ирригационными сооружениями, был первоначальными висячими садами Вавилона ; Аргумент Дэлли основан на спорах о традиционном размещении Висячих садов, приписываемых Беросу, а также на сочетании литературных и археологических свидетельств. [26]
После Ашшурбанипала
[ редактировать ]Величие Ниневии было недолгим. Примерно в 627 г. до н. э., после смерти последнего великого царя Ашшурбанипала , Неоассирийская империя начала распадаться из-за серии ожесточенных гражданских войн между соперничающими претендентами на трон, а в 616 г. до н. э. Ассирия подверглась нападению со стороны своих бывших вассалов. вавилоняне , халдеи , мидяне , персы , скифы и киммерийцы . Примерно в 616 г. до н. э. Калху был разграблен, союзные войска в конце концов достигли Ниневии, осадили и разграбили город в 612 г. до н. э. после ожесточенных междомовых боев, после которых он был разрушен. Большинство жителей города, которые не смогли бежать к последним ассирийским опорным пунктам на севере и западе, были либо убиты, либо депортированы из города в сельскую местность, где они основали новые поселения. На этом месте археологи обнаружили множество непогребенных скелетов. Затем к 605 г. до н.э. Ассирийская империя распалась, мидяне и вавилоняне разделили ее колонии между собой.
Неясно, попала ли Ниневия под власть Мидян или Нововавилонской империи в 612 году. В «Вавилонских хрониках о падении Ниневии» отмечается, что Ниневия «превратилась в курганы и груды», но это литературная гипербола. Полное разрушение Ниневии традиционно рассматривается как подтверждение еврейской Иезекииля и греческого отступления десяти тысяч Ксенофонта книги (ум. 354 г. до н.э.). [28] Более поздних клинописных табличек на аккадском языке из Ниневии нет. Несмотря на опустошение в 612 году, город не был полностью заброшен. [28] Однако для греческих историков Ктесия и Геродота (ок. 400 г. до н. э.) Ниневия осталась в прошлом; и когда Ксенофонт проезжал это место в 4 веке до нашей эры, он описал его как заброшенное. [29]
Более поздняя история
[ редактировать ]Самым ранним письменным свидетельством существования Ниневии как поселения, возможно, является Цилиндр Кира 539/538 г. до н.э., но его прочтение оспаривается. Если правильно читать как Ниневия, это указывает на то, что Кир Великий восстановил храм Иштар в Ниневии и, вероятно, поощрял переселение. несколько клинописных эламских В Ниневии было найдено табличек. Вероятно, они датируются временем возрождения Элама в столетии после падения Ассирии. Еврейская Книга Ионы , которая, по утверждению Стефани Дэлли, была написана в 4 веке до нашей эры, представляет собой повествование о покаянии города и Божьей милости, которая предотвратила разрушение. [28]
Археологически есть свидетельства ремонта храма Набу после 612 года и дальнейшего использования дворца Сеннахирима. Есть свидетельства существования синкретических эллинистических культов. статуя Гермеса Была найдена и греческая надпись, прикрепленная к святилищу Себитти . статуя Геракла Эпитрапеция, датируемая II веком нашей эры. Также была найдена [28] Библиотека Ашшурбанипала , возможно, все еще использовалась примерно до времен Александра Великого . [ противоречивый ]
Город активно заселялся под властью Селевкидов . [30] Есть свидетельства дальнейших изменений во дворце Сеннахирима во времена Парфянской империи . Парфяне также основали в Ниневии муниципальный монетный двор, чеканивший монеты из бронзы. [28] Согласно Тациту , в 50 году нашей эры Мегердат , претендент на парфянский престол при поддержке Рима, взял Ниневию. [31]
К поздней античности Ниневия была ограничена восточным берегом Тигра, а западный берег был необитаем. Во времена Сасанидской империи Ниневия не была административным центром. Ко 2 веку нашей эры здесь уже присутствовали христиане , а к 554 году это было епископство Церкви Востока . Король Хосров II (591–628) построил крепость на западном берегу, а два христианских монастыря были построены примерно в 570 и 595 годах. Это растущее поселение называлось Мосулом только после арабских завоеваний . Возможно, его называли Хесна Эбрайе (Еврейский форт). [30]
В 627 году город стал местом битвы при Ниневии между Восточной Римской империей и сасанидами. В 641 году он был завоеван арабами , которые построили мечеть на западном берегу и превратили ее в административный центр. При династии Омейядов Мосул затмил Ниневию, которая превратилась в христианский пригород с ограниченным новым строительством. К 13 веку Ниневия представляла собой в основном руины и впоследствии была присоединена к Мосулу. Церковь была превращена в мусульманскую святыню пророка Ионы , которая продолжала привлекать паломников до ее разрушения ИГИЛ в 2014 году . [30] Современный город Мосул иногда называют Ниневией, например, во время операции по освобождению Мосула в 2016–2017 годах. [32] [33]
Библейская Ниневия
[ редактировать ]В еврейской Библии Ниневия впервые упоминается в Бытие 10:11: « Ашур оставил ту землю и построил Ниневию». Некоторые современные английские переводы интерпретируют слово «Ашур» на иврите этого стиха как страну «Ассирия», а не как человека, таким образом, делая Нимрода , а не Ашура, основателем Ниневии. Представление сэра Уолтера Рэли о том, что Нимрод построил Ниневию, оспаривается ученым восемнадцатого века Сэмюэлем Шакфордом . [34] Обнаружение пятнадцати юбилейных текстов, найденных среди свитков Мертвого моря, с тех пор показало, что, согласно еврейским сектам Кумрана, Бытие 10:11 подтверждает разделение Ниневии на Ашур. [35] [36] Приписывание Ниневии Ашуру также подтверждается греческой Септуагинтой , Библией короля Иакова , Женевской Библией и римским историком Флавием Иосифом в его «Иудейских древностях» (Древности, i, vi, 4). [37] [38] [39] [40] [ нужен неосновной источник ]
Ниневия была процветающей столицей Ассирийской империи. [41] и был домом царя Сеннахирима , царя Ассирии, во время библейского правления царя Езекии ( חִזְקִיָּהוּ ) и при жизни иудейского пророка Исайи ( ישעיה ). Как записано в еврейских писаниях, Ниневия была также местом, где Сеннахирим умер от рук двух своих сыновей, которые затем бежали в вассальную землю Ррт ( Урарту ). [42] Книга пророка Наума почти исключительно заполнена пророческими обвинениями против Ниневии. Предсказано его разрушение и полное запустение. [43] [44] Конец ее был странным, внезапным и трагичным. [45] Согласно Библии, это был Божий суд, Его приговор над гордостью Ассирии. [46] Во исполнение пророчества Бог устроил «полный конец этому месту». Это стало «запустением». Пророк Софония также [47] предсказывает его разрушение вместе с падением империи, столицей которой он был. Ниневия также является местом действия Книги Товита .
Книга Ионы , действие которой происходит во времена Ассирийской империи, описывает это [48] [49] как «чрезвычайно большой город шириной в три дня пути», население которого в то время оценивалось как «более 120 000 человек». В Бытии 10:11–12 перечислены четыре города: «Ниневия, Реховот , Калах и Ресен », двусмысленно заявляя, что либо Ресен, либо Калах — «великий город». [50] Руины Куюнджика, Нимруда , Карамлеша и Хорсабада образуют четыре угла неправильного четырехугольника. Руины «великого города» Ниневии, вся территория которых заключена в параллелограмм, который они образуют линиями, проведенными от одного к другому, обычно считаются состоящими из этих четырех объектов. Описание Ниневии у Ионы, вероятно, было ссылкой на большую Ниневию, включая окружающие ее города Рехобот, Калах и Ресен. [51] Книга Ионы изображает Ниневию как нечестивый город, достойный разрушения. Бог послал Иону проповедовать ниневитянам об их грядущем уничтожении, и они постились и покаялись из-за этого. В результате Бог пощадил город; когда Иона протестует против этого, Бог заявляет, что проявляет милосердие к населению, которое не знает разницы между добром и злом («которые не могут отличить свою правую руку от левой руки»). [52] ) и милосердие к зверям в городе.
Покаяние Ниневии и спасение от зла можно найти в еврейском Танахе , также известном как Ветхий Завет , и упоминается в христианском Новом Завете. [53] и мусульманский Коран . [54] По сей день сирийские и восточные православные церкви чтят три дня, которые Иона провел внутри рыбы во время Ниневийского поста . Некоторые христиане соблюдают этот праздник постом, воздерживаясь от еды и питья, а церкви призывают последователей воздерживаться от молочных продуктов, рыбы и другого мяса. [55]
Археология
[ редактировать ]Местоположение Ниневии было известно некоторым на протяжении всего Средневековья. Бенджамин Туделский посетил его в 1170 году; Петахия Регенсбургский . Вскоре после этого [56]
Карстен Нибур зафиксировал его местоположение во время датской экспедиции 1761–1767 годов . Нибур писал впоследствии: «Я узнал, что нахожусь в столь замечательном месте, только возле реки. Затем мне показали деревню на большом холме, которую они называют Нуния, и мечеть, в которой был похоронен пророк Иона. . Другой холм в этом районе называется Калла Нуния, или Замок Ниневии, на котором находится деревня Коиндсьюг». [57]
История раскопок
[ редактировать ]В 1842 году генеральный консул Франции в Мосуле Поль-Эмиль Ботта начал обыскивать огромные курганы, лежавшие вдоль противоположного берега реки. Хотя в Телль-Куюнджике он не добился большого успеха, местные жители, которых он нанял для этих раскопок, к своему большому удивлению, наткнулись на руины здания в 20-километровом кургане Хорсабад , которые при дальнейшем исследовании оказались быть царским дворцом Саргона II , в котором было найдено и записано большое количество рельефов, хотя они были повреждены огнем и по большей части были слишком хрупкими, чтобы их можно было удалить.
молодой британский дипломат Остин Генри Лейард . В 1847 году руины исследовал [58] [59] [60] [61] Лейард не использовал современные археологические методы; его заявленная цель заключалась в том, чтобы «получить как можно большее количество хорошо сохранившихся предметов искусства с наименьшими затратами времени и денег». [62] В кургане Куюнджик Лейард заново открыл в 1849 году затерянный дворец Сеннахирима с его 71 комнатой и колоссальными барельефами . Он также раскопал дворец и знаменитую библиотеку Ашшурбанипала с 22 000 клинописными глиняными табличками. Большая часть материалов Лейарда была отправлена в Британский музей , но другие были разбросаны по другим местам в виде двух больших произведений, которые были переданы леди Шарлотте Гест и в конечном итоге попали в Метрополитен-музей . [63] Изучение археологии Ниневии раскрывает богатство и славу древней Ассирии при таких царях, как Асархаддон (681–669 до н. э.) и Ашшурбанипал (669–626 до н. э.).
Исследовательскую работу продолжили Хормузд Рассам ( ассирийец ), Джордж Смит и другие, и обширная сокровищница образцов Ассирии была постепенно эксгумирована для европейских музеев. Открывались дворец за дворцом, с их украшениями и скульптурными плитами, раскрывающими жизнь и нравы этого древнего народа, его искусство войны и мира, формы их религии, стиль их архитектуры и великолепие их монархов. [64] [65]
Курган Куюнджик был вновь раскопан археологами Британского музея под руководством Леонарда Уильяма Кинга в начале 20 века. Их усилия сосредоточились на месте храма Набу , бога письма, где должна была существовать еще одна клинописная библиотека. Однако такой библиотеки так и не было найдено: скорее всего, она была разрушена деятельностью более поздних жителей.
Раскопки возобновились в 1927 году под руководством Кэмпбелла Томпсона , принимавшего участие в экспедициях Кинга. [66] [67] [68] [69] Некоторые работы проводились за пределами Куюнджика, например, на кургане Телль-Неби Юнус, который был древним арсеналом Ниневии, или вдоль внешних стен. Здесь, у северо-западного угла стен, за мостовой более позднего здания, археологи нашли почти 300 фрагментов призм, записывающих царские анналы Сеннахирима, Асархаддона и Ашшурбанипала, а также призму Асархаддона, которая была почти идеальной.
После Второй мировой войны археологи провели несколько раскопок иракские . С 1951 по 1958 год на этом месте работал Мохаммед Али Мустафа. [70] [71] Работу продолжал с 1967 по 1971 год Тарик Мадхлум. [72] [73] [74] Некоторые дополнительные раскопки проводились Манхалом Джабуром с начала 1970-х по 1987 год. По большей части эти раскопки были сосредоточены на Телль-Неби-Юнусе.
Британский археолог и ассириолог, профессор Дэвид Стронак из Калифорнийского университета в Беркли, провел серию исследований и раскопок на этом месте с 1987 по 1990 год, сосредоточив свое внимание на нескольких воротах и существующих стенах из сырцового кирпича, а также на системе, которая снабжала вода в город во время осады. Отчеты о раскопках находятся в стадии подготовки. [75]
После освобождения Мосула от контроля Исламского Государства (ИГ) Питер А. Миглус из Гейдельбергского университета в 2018 году организовал спасательный проект, исследуя и документируя навязчивые туннели ИГ в Ассирийском военном дворце, расположенном под разрушенной мечетью пророк Иона на Телль-Неби Юнусе. Археологические раскопки ведутся с 2019 года. [76] [77] Впоследствии был разработан обширный исследовательский проект, который в настоящее время находится под руководством Стефана М. Мола из Гейдельбергского университета, с упором на другие районы Ниневии. В Телль-Куюнджике работы начались в 2021 году с мероприятий по спасению и восстановлению разрушенных рельефов в крыле тронного зала Юго-Западного дворца. Раскопки в Северном дворце начались в 2022 году. С 2023 года работы также ведутся у Нергальских ворот, снесенных бульдозером ИГ. В нижнем городе к северу от Куюнджика в 2021 и 2023 годах проводились геофизические исследования в рамках подготовки будущих исследований жилых районов. [78]
Археологические останки
[ редактировать ]Сегодня местоположение Ниневии отмечено двумя большими курганами, Телль Куюнджик и Телль Наби Юнус «Пророк Иона », а также остатками городских стен (около 12 километров (7 миль) в окружности). Неоассирийские уровни Куюнджика широко исследованы. Другой курган, Наби Юнус , не был так тщательно исследован, поскольку на этом месте находилась арабско-мусульманская святыня, посвященная этому пророку. 24 июля 2014 года Исламское государство разрушило святыню в рамках кампании по уничтожению религиозных святынь, которые оно считало «неисламскими». [79] но также и ограбить этот сайт через туннелирование.
Руины кургана Куюнджика возвышаются примерно на 20 метров (66 футов) над окружающей равниной древнего города. Он довольно широкий, размером около 800 на 500 метров (2625 футов × 1640 футов). Его верхние слои подверглись обширным раскопкам, и здесь было обнаружено несколько неоассирийских дворцов и храмов. Глубокое зондирование, проведенное Максом Маллоуэном, выявило доказательства существования жилья еще в 6-м тысячелетии до нашей эры. Сегодня осталось мало свидетельств об этих старых раскопках, кроме выветрившихся ям и земляных куч. В 1990 году единственными видимыми ассирийскими руинами были входной двор и несколько первых покоев дворца Сеннахирима. С этого времени дворцовые покои получили значительные повреждения от грабителей. Части рельефных скульптур, которые находились в дворцовых покоях в 1990 году, к 1996 году были замечены на рынке антиквариата. Фотографии покоев, сделанные в 2003 году, показывают, что многие из прекрасных рельефных скульптур превратились в груды обломков.
Телль Неби Юнус расположен примерно в 1 километре (0,6 мили) к югу от Куюнджика и представляет собой второстепенный курган-руины в Ниневии. На основании текстов Сеннахирима это место традиционно идентифицируется как «оружейный» комплекс Ниневии, а ворота и тротуары, раскопанные иракцами в 1954 году, считаются частью «оружейного» комплекса. Раскопки 1990 года выявили монументальный вход, состоящий из нескольких больших ортостатов с надписями и скульптур «человека-быка», некоторые из которых, очевидно, не завершены.
После освобождения Мосула в 2018 году были исследованы туннели под Телль-Неби-Юнусом, в которых был обнаружен 3000-летний дворец, в том числе пара рельефов, на каждом из которых изображен ряд женщин, а также рельефы ламассу . [80]
Эта библиотека или хранилище глиняных табличек была найдена в царском дворцовом комплексе в Ниневии; он содержал тысячи табличек с клинописным текстом. [81]
Городская стена и ворота
[ редактировать ]Руины Ниневии окружены остатками массивной стены из камня и сырцового кирпича, датируемой примерно 700 годом до нашей эры. Система стен длиной около 12 км состояла из подпорной стены из тесаного камня высотой около 6 метров (20 футов), увенчанной стеной из сырцового кирпича высотой около 10 метров (33 фута) и толщиной 15 метров (49 футов). Каменная подпорная стена имела выступающие каменные башни, расположенные примерно через каждые 18 метров (59 футов). Каменную стену и башни увенчивали трехступенчатые зубцы .
Пять ворот в той или иной степени исследованы археологами:
- Ворота Машки (ماشکی دروازه): в переводе «Ворота водоносов» ( Машки от персидского корневого слова Машк , что означает бурдюк с водой), также Ворота Маски (араб. بوابة مسقي), [83] возможно, его использовали для отвода скота на водопой из реки Тигр, которая в настоящее время течет примерно в 1,5 км (0,9 мили) к западу. Он был реконструирован из укрепленного сырцового кирпича на высоту сводчатого перехода. Ассирийский оригинал, возможно, был оштукатурен и украшен орнаментом. Он был снесен бульдозером вместе с воротами Нергал и Адад во время оккупации ИГИЛ . [82] В ходе реставрационных работ у ворот в 2022 году были обнаружены семь поврежденных резных фигурок из алебастра времен Сеннахирима. [84]
- Ворота Нергала: названные в честь бога Нергала , они, возможно, использовались для каких-то церемониальных целей, поскольку это единственные известные ворота, окруженные каменными скульптурами крылатых людей-быков ( ламассу ). Реконструкция является предположительной, поскольку ворота были раскопаны Лейардом в середине 19 века и реконструированы в середине 20 века. Ламасу на этих воротах были повреждены отбойным молотком силами ИГИЛ , и ворота были полностью разрушены. [85]
- Ворота Адада: названы в честь бога Адада . Кровля над ним была начата иракцами в конце 1960-х годов, но не была завершена. В результате получилась смесь бетона и разрушающегося сырцового кирпича, которая, тем не менее, дает некоторое представление об оригинальной конструкции. Экскаватор оставил нераскопанными некоторые детали, что позволяет увидеть первоначальную ассирийскую постройку. Первоначальная кирпичная кладка внешнего сводчатого прохода была хорошо обнажена, как и вход сводчатой лестницы на верхние уровни. Действия последних защитников Ниневии можно было увидеть в наспех построенном сооружении из сырцового кирпича, которое сузило проход с 4 до 2 метров (от 13 до 7 футов). Примерно 13 апреля 2016 г. боевики ИГИЛ снесли ворота и прилегающую стену, сровняв их с помощью бульдозера. [86] [82] Его восстановила иракско-итальянская экспедиция.
- Ворота Шамаш: Названные в честь бога солнца Шамаша , они ведут к дороге в Эрбиль . Он был раскопан Лейардом в 19 веке. Каменная подпорная стена и часть конструкции из сырцового кирпича были реконструированы в 1960-х годах. Реконструкция из сырцового кирпича значительно ухудшилась. Каменная стена выступает наружу примерно на 20 метров (66 футов) от линии главной стены и имеет ширину около 70 метров (230 футов). Это единственные ворота с таким значительным выступом. Курган его останков возвышается над окружающей местностью. Их размер и дизайн позволяют предположить, что это были самые важные ворота в неоассирийские времена.
- Ворота Халзи: возле южного конца восточной городской стены. Разведочные раскопки здесь проводились экспедицией Калифорнийского университета в Беркли в 1989–1990 годах и снова в 2022 году иракско-итальянской экспедицией. Городская стена имеет выступ наружу, хотя и не такой выраженный, как у ворот Шамаша. Входной проход был сужен сырцовым кирпичом примерно до 2 метров (7 футов), как и у ворот Адад. В проходе были найдены человеческие останки последней битвы при Ниневии. [87] Расположенные в восточной стене, это самые южные и большие из всех сохранившихся ворот древней Ниневии. [83]
- Помимо возможных Врат Греха в северо-западной части участка, в 2021 году были обнаружены новые ворота к северу от ворот Шамаш и к югу от реки Хоср (в районе, обозначенном иракско-итальянской экспедицией как N). .
Угрозы для сайта
[ редактировать ]подвергся разрушению К 2003 году рельеф Ниневии из-за отсутствия надлежащей защитной кровли, вандализма и ям для грабежей, вырытых в полах помещений. [88] Сохранность в будущем еще больше ухудшается из-за близости этого объекта к расширяющимся пригородам.
Больная Мосульская плотина представляет собой постоянную угрозу Ниневии, а также городу Мосул. В немалой степени это связано с годами неремонтопригодности (в 2006 году Инженерный корпус армии США назвал ее самой опасной плотиной в мире), отменой проекта второй плотины в 1980-х годах, которая должна была служить в качестве средства помощи при наводнении в случае наводнения. провала и оккупации ИГИЛ в 2014 году, что привело к бегству рабочих и краже оборудования. Если плотина выйдет из строя, весь участок может оказаться под водой на глубине до 45 футов (14 м). [89]
В отчете за октябрь 2010 года под названием « Спасение нашего исчезающего наследия » Фонд глобального наследия назвал Ниневию одним из 12 объектов, наиболее «находящихся на грани» непоправимого разрушения и утраты, назвав в качестве основных причин недостаточное управление, давление на развитие и грабежи. [90]
Безусловно, самой большой угрозой для Ниневии являются целенаправленные действия людей со стороны ИГИЛ (известного как ДАИШ), которое впервые оккупировало этот район в 2014 году. В начале 2015 года они объявили о своем намерении разрушить стены Ниневии, если иракцы попытаются освободить ее. город. Они также угрожали уничтожить артефакты. [ нужна ссылка ] 26 февраля они уничтожили несколько предметов и статуй в музее Мосула , а другие, как полагают, разграбили, чтобы продать за границу. В основном предметы были с ассирийской выставки, которую ДАИШ назвала богохульной и идолопоклоннической . В музее осталось 300 предметов из общего числа 1900, а остальные 1600 были перевезены в Национальный музей Ирака в Багдаде по соображениям безопасности до падения Мосула в 2014 году . [ по мнению кого? ] Некоторые из проданных и/или уничтоженных артефактов были из Ниневии. [91] [92] Всего через несколько дней после уничтожения музейных экспонатов террористы ДАИШ разрушили части трех других крупных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Хорсабад , Нимруд и Хатра . В 2016 году ИГИЛ фактически разрушило ворота Адад (вместе с прилегающими к ним северными городскими стенами), а также ворота Машки (вместе с восточными укреплениями) (Ворота Машки находятся в процессе восстановления)). [93] ДАИШ также призвал к интенсивному строительству нового жилья в части Куюнджика и открыл большую дорогу через южную часть этого участка (в настоящее время известную как дорога Аль-Асади).
Рогация Ниневии (Желание Ниневии)
[ редактировать ]Ассирийцы Древней церкви Востока , Халдейской католической церкви , Сирийской католической церкви , Сирийской православной церкви , Ассирийской церкви Востока и христиане Святого Фомы из Сиро-Малабарской церкви соблюдают пост под названием Баута д-Нинве (������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������.) что означает «Молитва Ниневии» . Копты и эфиопские православные также соблюдают этот пост. [94]
В популярной культуре
[ редактировать ]Английский поэт-романтик Эдвин Атерстон написал эпос под названием «Падение Ниневии» . [95] В произведении рассказывается о восстании против царя Сарданапала всех народов, находившихся под властью Ассирийской империи. Он великий преступник, казнивший сотню военнопленных. После долгой борьбы город завоеван мидийскими и вавилонскими войсками во главе с князем Арбаком и жрецом Белесисом. Затем король поджигает свой дворец и умирает внутри вместе со всеми своими наложницами.
Друг Атерстоуна, художник Джон Мартин , вдохновленный стихотворением, создал одноименную картину. английского поэта Джона Мейсфилда « В известном причудливом стихотворении Грузы» 1903 года Ниневия упоминается в первой строке. Ниневия также упоминается в стихотворении Редьярда Киплинга 1897 года «Переход». [96] и стихотворение Артура О'Шонесси » 1873 года « Ода .
Итальянский с баской фильм 1962 года «Боги войны Вавилона» основан на разграблении и падении Ниневии объединенными повстанческими армиями под предводительством вавилонян.
В фильме «Иона: растительные истории» Иона, как и его библейский коллега, должен отправиться в Ниневию по требованию Бога.
В фильме 1973 года «Экзорцист » отец Ланкестер Меррин участвовал в археологических раскопках недалеко от Ниневии, прежде чем вернуться в Соединенные Штаты и возглавить экзорцизм Риган МакНил .
Во вселенной Warhammer 40 000 Олланиус Перссон предположительно родился в Ниневии в 15 000 году до нашей эры, что делает его самым старым из Вечных.
См. также
[ редактировать ]- Города древнего Ближнего Востока
- Уничтожение культурного наследия Исламским Государством
- Исторические размеры городских сообществ
- Исаак Ниневийский
- Список мегалитических памятников
- Нанше
- Краткая хронология
- Тель Кеппе
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Томас А. Карлсон и др., «Ниневия — ������������������” в «Сирийском географическом справочнике», последнее изменение от 30 июня 2014 г., http://syriaca.org/place/144 .
- ^ Розенберг, Мэтт Т. «Крупнейшие города в истории» . geography.about.com. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 6 мая 2013 г.
- ^ Крипке, Сол А. (1980) [1972], Именование и необходимость , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 67, ISBN 0-674-59846-6
- ^ Дженсон, Филип Питер (2009). Авдия, Иона, Михей: богословский комментарий . Библиотека исследований еврейской Библии/Ветхого Завета. Издательство Блумсбери. п. 30. ISBN 978-0-567-44289-5 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Чисхолм, Роберт Б. младший (2009). Справочник Пророков . Издательская группа Бейкер. п. без страниц. ISBN 978-1-58558-365-2 . Проверено 10 февраля 2023 г.
Несмотря на общепринятое мнение современных ученых о том, что эта книга является вымышленной.
- ^ Jump up to: а б Оксфордский словарь английского языка , 3-е изд. «Ниневитянин, н. и прил. » Oxford University Press (Оксфорд), 2013.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ниневия» . Энциклопедия иудаики . Группа Гейл. 2008.
- ^ Ястроу, Маркус (1996). Словарь Таргумим, Талмуда Бабли, Талмуда Йерушалми и мидрашской литературы . Нью-Йорк: The Judaica Press, Inc., с. 888.
- ^ Лейярд, 1849, стр.xxi, «...турки называли Куюнджик, а арабы - Армушиа»
- ^ «Коюнджик» , Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла , стр. 1083 .
- ^ Миеруп, Марк ван де (1997). Древний месопотамский город . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 95. ИСБН 9780191588457 .
- ^ Джеффри Тернер, «Скажите Неби Юнусу: экал машарти Ниневии», Ирак , том. 32, нет. 1, стр. 68–85, 1970 г.
- ^ «Гордая Ниневия» — эмблема земной гордости в ветхозаветных пророчествах: «И простер руку Свою на север, И истребит Ассирию, И сделает Ниневию пустынею, иссохшей, как пустыня». ( Софония 2:13).
- ^ МЭЛ Маллоуэн, « Бронзовая голова аккадского периода из Ниневии », Ирак Том. 3, № 1 (1936), 104–110.
- ^ Куюнджик / Телль Неби Юнис (древний: Ниневия). Архивировано 5 ноября 2020 г. на Wayback Machine colostate.edu.
- ^ Ламберт, В. (2004). «Иштар Ниневийский». Ирак . 66 (Документы 49-го Международного ассириологического собрания): 38. doi : 10.1017/S0021088900001595 . S2CID 163889444 .
- ^ Герни, Орегон (1936). «Клинописные тексты по копиям Т. Г. Пинчеса. Издано и отредактировано из усадьбы». Архив восточных исследований . 11 :358-359.
- ^ Jump up to: а б Ян Шоу, Археологический словарь . Джон Уайли и сыновья, 2002 г. ISBN 0631235833 с. 427
- ^ Польско-сирийская экспедиция в Телль-Арбид, 2015 г.
- ^ Бытие 10:11 приписывает основание Ниневии Ассуру : «Из этой земли вышел Ашшур и построил Ниневию».
- ^ Jump up to: а б Ашрафян, Х. (2011). «Вымерший подвид месопотамского льва». Ветеринарное наследие . 34 (2): 47–49.
- ^ «Семьдесят чудес древнего мира» под редакцией Криса Скарра, 1999 (Темза и Гудзон)
- ^ Рид, Джулиан, Ассирийская скульптура , стр. 56 (цитируется), 65–71, 1998 (2-е изд.), The British Museum Press, ISBN 9780714121413
- ^ Серия Time Life Lost Civilizations: Месопотамия: Могучие короли. (1995)
- ^ Торкильд Якобсен и Сетон Ллойд, Акведук Сеннахирима в Джерване, Публикация 24 Восточного института , University of Chicago Press , 1935
- ^ Дэлли, Стефани (2013). Тайна висячего сада Вавилона: неуловимое чудо света . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-966226-5 .
- ^ «Настенное панно; рельеф Британского музея» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и Стефани Далли (1993), «Ниневия после 612 г. до н.э.», Ancient Oriental Research 20 (1): 134–147.
- ^ Менко Влаардингербрук (2004), «Основание Ниневии и Вавилона в греческой историографии», Ирак, том. 66, Ниневия. Документы 49-го Rencontre Assyriologique Internationale , Часть первая, стр. 233–241.
- ^ Jump up to: а б с Питер Уэбб, «Ниневия и Мосул», в О. Николасоне (редактор), Оксфордский словарь поздней античности (Oxford University Press, 2018), том. 2, с. 1078.
- ^ Дж. Э. Рид (1998), «Греко-парфянская Ниневия», Ирак 60 : 65–83.
- ^ «Аль-Абади называет операции по освобождению Ниневии «Мы идем, о Ниневия» (на арабском языке). Аль Сумария . 17 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 г.
- ^ Винтер, Чарли (20 октября 2016 г.). «Как ИГИЛ раскручивает битву за Мосул» . Атлантика . Архивировано из оригинала 20 октября 2016 года.
- ^ Шакфорд, Сэмюэл ; Джеймс Толбойс Уилер (1858), Священная и светская история соединенного мира , т. 1, стр. 106–107.
- ^ «Юбилейные 9» . www.pseudepigrapha.com . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ ВандерКам, «Юбилеи, Книга», в Л. Х. Шиффмане и Дж. К. ВандерКаме (ред.), Энциклопедия свитков Мертвого моря , Oxford University Press (2000), Vol. я, с. 435.
- ^ Греческая Септуагинта .
- ^ Женевская Библия .
- ^ Библия короля Иакова 1611 года .
- ^ Бытие 10:11
- ^ 2 Царств 19:36
- ^ Исаия 37: 37–38.
- ^ Наум 1:14
- ^ Наум 3:19
- ^ Наум 2: 6–11.
- ^ Исаия 10: 5–19.
- ^ Софония 2: 13–15.
- ^ Ионы 3:3
- ^ Ионы 4:11
- ^ Бытие 10: 11–12.
- ^ Баркер, Кеннет Л.; Бердик, Дональд В., ред. (1995). Учебная Библия NIV (изд. к 10-летию). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 1361. ИСБН 0-310-92568-1 . OCLC 33344874 .
- ^ «Иона 4 / Еврейско-английская Библия / Мехон-Мамре» . www.mechon-mamre.org .
- ^ Матфея 12:41 ; Луки 11:32
- ^ Сура 37: 139–148 .
- ^ «Трехдневный пост Ниневии» . Сирийская православная церковь. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 1 февраля 2012 года .
- ^ Ливерани 2016, с. 23. «К 1170 году раввин Беньямин из Туделы, который путешествовал по Ближнему Востоку, переходя от одной еврейской общины к другой, прибыв в Мосул (который он называл «Ассур Великий»), имел ясное представление (благодаря сведениям, данным его местными коллегами), что за Тигром находится знаменитая Ниневия, лежащая в руинах, но покрытая деревнями и фермами... Десять лет спустя другой раввин, Петахия из Ратисбона [т.е. Регенсбурга], также прибыл в Мосул (который он назвал « Новая Ниневия») и, переправившись через реку, посетил «Старую Ниневию», которую он описал как пустынную и «ниспровергнутую, как Содом» с черной, как смоль, землей, без травинки… Если не считать мифов, локализация Ниневии сохранилась. это общеизвестный вопрос, не подлежащий обсуждению; различные западные путешественники (такие как Жан Батист Тавернье в 1644 году, а затем Бургиньон д'Анвиль в 1779 году) подтвердили это, и последовали некоторые исследования».
- ^ Пьюзи, Эдвард Бувери (1888), Малые пророки с пояснительными и практическими комментариями и введениями к нескольким книгам , Том II, стр.123
- ^ А. Х. Лейард, Ниневия и ее руины , Джон Мюррей, 1849 г.
- ^ А. Х. Лейард, Открытия в руинах Ниневии и Вавилона , Джон Мюррей, 1853 г.
- ^ А. Х. Лейард, Памятники Ниневии; «Из рисунков, сделанных на месте» , Джон Мюррей, 1849 г.
- ^ А.Х. Лейард, Вторая серия памятников Ниневии, Джон Мюррей, 1853 г.
- ^ Ливерани 2016, стр. 32–33.
- ^ Джон Малкольм Рассел, От Ниневии до Нью-Йорка: странная история ассирийских рельефов в Метрополитен-музее и скрытого шедевра в Кэнфордской школе , Yale University Press, 1997, ISBN 0-300-06459-4
- ^ Джордж Смит, Ассирийские открытия: отчет об исследованиях и открытиях на месте Ниневии, в 1873 и 1874 годах , С. Лоу-Марстон-Сирл и Ривингтон, 1876 г.
- ↑ Хормузд Рассам и Роберт Уильям Роджерс, Ашшур и земля Нимрода , Куртс и Дженнингс, 1897 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон и Р.В. Хатчинсон, «Раскопки храма Набу в Ниневии», Archaeologia , vol. 79, стр. 103–148, 1929 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон и Р.В. Хатчинсон, «Место дворца Ашурнасирпала II в Ниневии, раскопанное в 1929–30 годах», Liverpool Annals of Archeology and Anthropology , vol. 18, стр. 79–112, 1931 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон и Р.В. Гамильтон, «Раскопки Британского музея в храме Иштар в Ниневии 1930–31», Liverpool Annals of Archeology and Anthropology , vol. 19, стр. 55–116, 1932 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон и М. Л. Маллоуэн, «Раскопки Британского музея в Ниневии 1931–32», Ливерпульские анналы археологии и антропологии , том. 20, стр. 71–186, 1933 г.
- ^ Мохаммед Али Мустафа, Шумер , том. 10, стр. 110–111, 1954 г.
- ^ Мохаммед Али Мустафа, Шумер , том. 11, стр. 4, 1955 г.
- ^ Тарик Мадхлум, «Раскопки в Ниневии: предварительный отчет», Шумер , том. 23, стр. 76–79, 1967 г.
- ^ Тарик Мадхлум, «Раскопки в Ниневии: кампания 1967–68 годов», Шумер , том 24, стр. 45–51, 1968
- ^ Тарик Мадхлум, «Раскопки в Ниневии: кампания 1968–69», Шумер , том. 25, стр. 43–49, 1969 г.
- ^ «Программа Шелби Уайт – Леона Леви по археологическим публикациям – Грант на публикацию Ниневии» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ Мол, С.М.; Миглус, Пенсильвания; и др. (2020). «Исследование экал машарти в Телль-Неби Юнус в Ниневии, 2018–2019 гг.». Журнал восточной археологии . 13 (опубликовано в 2021 г.): 128–213. ISBN 978-3-7861-2860-1 . ISSN 1868-9078 .
- ^ Мол, С.М.; Миглус, Пенсильвания; аль-Магасис, АК; и др. (2022). «Раскопки немецкой миссии в Военном дворце (ekal māšarti) на Телль-Неби-Юнус — Археологический памятник Ниневии 2018–2019». Шумер . 68 : 11–80.
- ^ Мол, С.М.; Миглус, Пенсильвания; Шмитт, А.; и др. (2023). «Раскопки царских дворцов на Телль-Неби-Юнусе и Телль-Куюнджике в Ниневии, сезоны 2021–2023 гг.». Zeitschrift für Orient-Archäologie . 16 (в печати) (опубликовано в 2024 г.).
- ^ «Официальные лица: ИГИЛ взрывает могилу Ионы в Ираке» . CNN . 24 июля 2014 г. Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ «Исследуйте туннели IS» . Новости Би-би-си . 22 ноября 2018 г.
- ^ Фатима, Эман (5 июля 2024 г.). «Пять исторических мест Месопотамии» . eftory.com .
- ^ Jump up to: а б с Роми, Кристин (19 апреля 2016 г.), «Эксклюзивные фотографии показывают разрушение Ниневийских ворот ИГИЛ» , National Geographic , Национальное географическое общество, заархивировано из оригинала 19 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Ворота Ниневии» . Проект Мадайн . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Хадани Дитмарс (25 октября 2022 г.). «Археологи, восстанавливающие памятник, поврежденный Исламским государством, обнаруживают древнюю резьбу по камню, невиданную на протяжении тысячелетий» . Художественная газета .
- ^ «ИГИЛ «снесло бульдозером» древний ассирийский город Нимруд, утверждает Ирак» . Рэпплер. 5 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 г. Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Иракская группа по расследованию цифровых событий подтверждает разрушение ИГИЛ ворот в Ниневии» . Беллингкэт. 29 августа 2016 года . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ Диана Пикворт, Раскопки в Ниневии: Ворота Халзи, Ирак, том. 67, нет. 1, Ниневия. Документы 49-го Международного ассириологического собрания, часть вторая, стр. 295–316, 2005 г.
- ^ «Культурная оценка Ирака: состояние достопримечательностей и музеев в Северном Ираке – Ниневия» . Национальные географические новости. Май 2003 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2004 г.
- ^ Боргер, Джулиан (2 марта 2016 г.). «Инженеры Мосульской плотины предупреждают, что она может прорваться в любой момент, в результате чего погибнет 1 миллион человек» . Хранитель . Guardian.co.uk . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «Globalheritagefund.org» . Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года.
- ^ «Ирак: боевики ИГИЛ обещают уничтожить оставшиеся археологические находки» . Независимый . 27 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 г.
- ^ «Видео ИГИЛ показывает разрушение артефактов VII века» . america.aljazeera.com .
- ^ Миллиган, Марк (3 ноября 2022 г.). «Археологи обнаружили в древней Ниневии замысловатые наскальные рисунки возрастом 2700 лет» . Ежедневная газета «Наследие» . Проверено 18 января 2024 г.
- ↑ Варда, В., Христиане Ирака: Ба-оота д'Ниневайи или Пост ниневитян , повторный доступ 11 сентября 2016 г.
- ^ Герберт Ф. Такер, Epic. Британская героическая муза 1790–1910, Oxford University Press, Оксфорд, 2008, с. 256-261.
- ^ «Молитва» Редьярда Киплинга . 14 декабря 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Ниневия ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- Рассел, Джон Малкольм (1992), «Дворец без соперников» Сеннахирима в Ниневии , University of Chicago Press, ISBN 0-226-73175-8
- Барнетт, Ричард Дэвид (1976), Скульптуры из северного дворца Ашшурбанипала в Ниневии (668–627 до н. э.) , British Museum Publications Ltd, ISBN 0-7141-1046-9
- Кэмпбелл Томпсон, Р.; Хатчинсон, Р.В. (1929), «Век исследований Ниневии», The Geographical Journal , 74 (4), Luzac: 406, Бибкод : 1929GeogJ..74..406P , doi : 10.2307/1784268 , JSTOR 1784268
- Безольд, Карл, Каталог клинописных табличек в коллекции Коюнджика Британского музея.
- Каталог клинописных табличек из коллекции Коюнджика Британского музея , Британский музей
- Кинг, WL (1914), Приложение I
- Ламберт, WG (1968), Приложение II
- Ламберт, WG (1992), Приложение III , Попечители Британского музея, ISBN 0-7141-1131-7
- Ливерани, Марио (2016) [2013], Immaginare Babele [ Представляя Вавилон: современная история древнего города ], перевод Кэмпбелла, Алисы, Де Грюйтера, ISBN 978-1-61451-602-6
- Скотт, М. Луиза; МакГиннис, Джон (1990), Заметки о Ниневии, Ирак , том. 52, стр. 63–73.
- Трюмплер, К., изд. (2001), Агата Кристи и археология , The British Museum Press, ISBN 978-0714111483 - Ниневия 5, керамика, 2900 г. до н.э.
- Лейк, Гвендолин (2010), Месопотамия от А до Я , Scarecrow Press - Раннее поклонение Иштар, Ранняя / Доисторическая Ниневия
- Дюрант, Уилл (1954), Наше восточное наследие , Саймон и Шустер – Ранняя / Доисторическая Ниневия
- Уилкинсон, Элеонора Барбанес и Стивен Ламсден, «Керамика из Калифорнийского университета, раскопки Беркли в районе ворот Машки (MG22), Ниневия, 1989–1990», Archaeopress, 2022 г. ISBN 9781803272153
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Джоан Фарчах-Баджали Ниневии, сделанные в мае 2003 года, показывают разрушения, нанесенные грабителями.
- Джон Малкольм Рассел, «Украденные камни: современный мешок Ниневии» в журнале «Археология» ; разграбление скульптур в 1990-е годы
- Страница Ниневии. Архивировано 26 сентября 2015 г. в Wayback Machine на сайте Британского музея. Включает фотографии предметов из своей коллекции.
- Цифровые архивы Ниневии Калифорнийского университета. Инструмент обучения и исследований, представляющий полную картину Ниневии в истории археологии на Ближнем Востоке, включая хранилище данных с возможностью поиска для значимого анализа несвязанных в настоящее время наборов данных из разных областей сайта и разных эпизодов. в 160-летней истории раскопок
- CyArk Digital Nineveh Archives , общедоступное бесплатное хранилище данных из ранее связанного проекта UC Berkeley Nineveh Archives, полностью связанное и имеющее географическую привязку в рамках исследовательского партнерства Калифорнийского университета в Беркли и CyArk для разработки архива для открытого использования в Интернете. Включает творческие медиаматериалы, лицензированные Commons.
- Фотографии Ниневии, 1989–1990 гг.
- ABC 3. Архивировано 10 ноября 2016 г. в Wayback Machine : Вавилонские хроники о падении Ниневии.
- Ниневия и ее руины Лейарда - полный текст
- Ниневия
- Населенные пункты, основанные в VI тысячелетии до н.э.
- Населенные пункты, ликвидированные в 13 веке.
- Древние ассирийские города
- Разрушенные населенные пункты
- Археологические памятники в Ираке
- Еврейские библейские города
- История провинции Ниневия
- Бывшие населенные пункты Ирака
- Древняя Месопотамия
- Иона
- Рассказывает (археология)
- Забавная культура
- Нимрод
- Книга юбилеев
- Города-государства