Юполис
Юполис Юполис | |
---|---|
![]() Герма с изображением Евполиса найдена в 1988 году (нынешнее местонахождение: Национальный археологический музей, Афины ). | |
Рожденный | в. 446 г. до н. э. |
Умер | в. 411 г. до н.э. (около 35 лет ) |
Евполис ( греч . Εὔπολις ; ок. 446 — ок. 411 до н. э.) — афинский поэт Старой комедии , процветавший во времена Пелопоннесской войны . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]О жизни Евполиса известно очень мало. Его отца звали Сосиполис. [ 2 ] Источников о том, когда он впервые появился на сцене, немного. В краткой истории греческой комедии, написанной анонимным писателем древности, сообщается, что Евполис впервые поставил пьесу в год, когда Аполлодор был одноименным архонтом , то есть в 430/429 году до нашей эры. Тот же источник утверждает, что Фриниха в том же году состоялся дебют . Однако « Хроникон» Евсевия Кесарийского относит дебют Евполия к 428–27 гг. до н.э. и добавляет, что Аристофан также поставил пьесу в том же году. Это версия, сохранившаяся в латинском переводе Иеронима . Но армянский перевод относит это событие к 427/426 году до нашей эры. [ 3 ]
Кирилл Александрийский отнес дебют Евполия к какому-то периоду между 428 и 424 годами до нашей эры, а дебюты Аристофана и комического поэта Платона — к тому же периоду. Георгий Синцелл приводит те же даты, но просто утверждает, что Евполис и Аристофан становились известными, а не тогда, когда они дебютировали. Синцелл включает также Софокла . [ 3 ] Софокл фактически стал выдающимся драматургом Афин ок. 456 г. до н.э., примерно в день смерти Эсхила . [ 4 ]
Основываясь на приведенных выше первоисточниках, современные историки приходят к выводу, что Евполис дебютировал как драматург в 420-х годах до нашей эры, вероятно, в 429 году до нашей эры. Его первая постановка, вероятно, состоялась на Ленайе , меньшем театральном фестивале его времени. Считается, что Ленайя позволяла новичкам соревноваться, чтобы они могли проявить себя перед представлением пьес на фестивале Дионисия . Его первой известной пьесой была «Проспалтиой» или «Хейлотес» . [ 3 ] Сохранившиеся фрагменты из « Проспальтиев» включают намеки и почти цитаты из « Софокла » Антигоны (442 г. до н.э.). [ 5 ] Ученые убеждены, что пьеса была нацелена на Перикла . [ 6 ] из-за известного упоминания об Аспазии . Это делает вероятным, что Перикл, умерший в 429 г. до н.э., был еще жив, когда Евполис работал над текстом. [ 7 ]
Суда утверждает , что Юполису было всего 17 лет, когда он начал свою карьеру. (Это соответствует его рождению примерно в 447/446 году до нашей эры.) Источники также утверждают, что Аристофан и Менандр были подростками ( эфебойами ) в начале своей карьеры. Это предполагает традицию преждевременного развития поэтов. [ 3 ]
Хотя поначалу он был в хороших отношениях с Аристофаном, впоследствии их отношения стали натянутыми, и они обвиняли друг друга, причем в самых яростных выражениях, в подражании и плагиате . [ 1 ] [ а ] В парабазисе своей пьесы «Облака » Аристофан публично обвинил пьесу Евполиса « Марикас» в том, что она является копией товарища-комика Фриниха и его собственных рыцарей :
Евполий, действительно, прежде всего лукаво представил своего Марикаса , / подло, подлого парня, испорченного переделкой моей пьесы о рыцарях , / прибавив к ней ради кордакса пьяную старуху, которую / Фриних долго назад поэтизировал, кого должен был сожрать кит. -(Припев [лидер], в «Облаках» , строка 553–556, перевод Уильяма Джеймса Хики, 1871 г.)
Работает
[ редактировать ]Юполис семь раз получал первую премию, но от приписываемых ему 19 титулов остались лишь фрагменты. Из них наиболее известны:
- Колакес («Льстецы»), в котором он высмеивал расточителя Каллия , тратившего свои деньги на софистов и паразитов. Эта пьеса получила первый приз в Городе Дионисии 421 г. до н. э., победив « Мир » Аристофана . [ 8 ]
- Марикас , нападение на Гипербола , преемника Клеона , под вымышленным именем.
- Баптаи («ковши», латинизация: Baptae), [ 9 ] против Алкивиада и его группировок, при которых практиковались расточительные иностранные обряды. Слово Баптай было именем, данным жрецам фракийской богини Котитто .
- Demoi (« Демы ») и Poliis («Города») были политическими пьесами, посвященными отчаянному положению государства и городов-союзников (или городов-данников).
Другими людьми, на которых он нападал в своих пьесах, были Сократ , Кимон и Клеон . Следующие 14 титулов (с соответствующими фрагментами) также приписывают Евполису:
|
Ян Стори оценивает общий объем выпуска для Eupolis 14 или 15 произведений, отмечая сомнительное отцовство некоторых произведений, приписываемых поэту. Он считает, что его карьера длилась с 429 по 411 год до нашей эры, то есть в течение 18 лет. [ 11 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Ян Стори отмечает, что существует «четыре древние традиции» о способе смерти и погребения Евполиса, каждая из которых содержит детали, которые невозможно примирить друг с другом. Первая традиция — это «известная история» об Алкивиаде . Евполис нацелился на этого политика в своей пьесе «Баптай» , но затем оказался под началом Алкивиада в Сицилийской экспедиции . Алкивиад в ответ утопил поэта по пути на Сицилию . Это означало бы, что смерть Евполиса пришлась на «конец весны или начало лета» 415 г. до н.э. [ 9 ] Эту историю с небольшими вариациями можно найти в трудах Ювенала , Элия Аристида , Фемистия , Платония, Иоанна Цецеса и Анонима Крамери. Последние два добавляют две новые детали. Во-первых, что Евполис высмеивал ротакизм Алкивиада . Во-вторых, солдаты неоднократно погружали поэта в море, из-за чего неясно, утонул ли поэт или выжил. [ 12 ] Эта история описана в нескольких древних источниках, но у нее были и недоброжелатели. Эратосфен указывал, что существуют произведения Евполиса, созданные после Сицилийской экспедиции. Цицерон цитировал Эратосфена и считал его надежным источником по этому вопросу. [ 9 ]
Второе предание зафиксировано географом Павсанием . Он сообщил, что Евполис был похоронен вдали от Афин, а его гробница находится в окрестностях Сикиона и реки Асоп . [ 9 ] Павсаний никогда не объясняет причину захоронения вдали от дома. Но это могло указывать на семейную связь Евполиса с Сикионом. Стори отмечает, что существовала одна афинская семья, имевшая известные связи с этим городом: Алкмеониды . [ 13 ]
Третье предание записано Клавдием Элианом . Сначала он рассказывает историю об Авгие, собаке-молоссе, принадлежавшей Евполису, и о том, как она защищала имущество своего хозяина от вора. Затем он упоминает, что Евполис в конце концов умер и был похоронен на Эгине . Авгий постоянно бодрствовал и оплакивал могилу своего хозяина, пока сам не скончался. это место было названо «Собачий плач» (древнегреческий: Κυνὸς Θρῆνος ). Сообщается, что после этого события [ 9 ] Современные ученые отмечают, что это повествование следует знакомой схеме древней литературной биографии: добавление рассказа о верной собаке и о том, как ее присутствие принесло пользу ее хозяину (упомянутый хозяин неизменно является предметом биографии). Стори предполагает, что эта история могла начаться как рассказ, упомянутый в комедии. Тогда более поздние авторы могли бы принять это за исторический отчет. Он находит более интригующей связь Евполиса с Эгиной. Стихи 652-655 « Ахарнианцев » подразумевают, что с этим островом был связан и Аристофан . [ 13 ]
Четвертую традицию можно найти в Суде . В нем утверждается, что Евполис стал одной из жертв Пелопоннесской войны и погиб «в результате кораблекрушения» в Геллеспонте ( Дарданеллы ). Источник информации не указан. Смерть также не связана с каким-либо конкретным морским сражением. Стори отмечает, что смерть могла быть связана с любым из трех крупных сражений в регионе: битвой при Киноссеме (411 г. до н. э.), битвой при Аргинусах (406 г. до н. э.) или битвой при Эгоспотами (405 г. до н. э.). [ 9 ]
Репутация
[ редактировать ]Гораций перечислил Евполиса, Кратина и Аристофана (именно в этом порядке) как наиболее выдающихся писателей старой комедии , отметив, как они «выделяли» аморальное в своих комедиях. [ 14 ] Персий адресовал свои произведения тем, кто вдохновлялся «смелым Кратином», «гневным Евполием» и «великим старцем» (Аристофаном). В «Сатурналиях» Макробия упоминается: «Все знают Эвполиса, которого следует причислить к изящным поэтам старой комедии». [ 15 ]
Эуполис сочетал живое и богатое воображение с здравым практическим суждением. Его считали равным Аристофану по элегантности и чистоте своей речи и Кратину по владению иронией и сарказмом.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чисхолм (1911) .
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Евполис
- ^ Jump up to: а б с д Стори (2003) , стр. 54–56.
- ^ Зоммерштейн (2002) , с. 41.
- ^ Таплин (1994) , стр. 87–88.
- ^ Стори (2003) , с. 231.
- ^ Стори (2003) , с. 263.
- ^ Мир , введение
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стори (2003) , стр. 56–57.
- ^ Ахарнийцы , введение
- ^ Стори (2003) , с. 5.
- ^ Стори (2003) , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Стори (2003) , с. 57.
- ^ Гораций, Проповеди" 1.4.1ff
- ^ Стори (2003) , стр. 1–2.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Томас. (2000). Выбор мертвых политиков в «Демоях» Евполиса : изгнание Фемистокла, культ героя и отсроченная реабилитация, Перикл и истоки Пелопоннесской войны. В «Соперниках Аристофана: исследования афинской старой комедии». Под редакцией Дэвида Харви и Джона Уилкинса, 191–231. Лондон: Дакворт и классическая пресса Уэльса.
- Лозанова, Ваня. (1996). «Комедия Евполия Баптай и некоторые религиозные аспекты политики Алкивиада». В новых исследованиях Причерноморья. Под редакцией Гочи Р. Цесхладзе, 31–40. Понтийский коллоквиум 1. Оксфорд: Oxbow.
- Маршалл, Кристофер В. и Джордж А. Ковач, ред. (2012). Не до смеха: исследования афинской комедии. Лондон: Блумсбери.
- Нессельрат, Ганс-Гюнтер. (2000). «Эвполис и периодизация афинской комедии». В «Соперниках Аристофана: исследования афинской старой комедии». Под редакцией Дэвида Харви и Джона Уилкинса, 233–246. Лондон: Дакворт и классическая пресса Уэльса.
- Паркер, Летиция PE (1988). Евполис Непокорный. Труды Кембриджского филологического общества 34: 115–122.
- Розен, Ральф М. (1998). «Гендерный полис в городах Евполиса». В городе как комедия. Общество и репрезентация в афинской драме. Под редакцией Григория Доброва. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
- Раффелл, Ян А. (2000). «Мир перевернулся: утопия и утопизм во фрагментах старой комедии». В «Соперниках Аристофана: исследования афинской старой комедии». Под редакцией Дэвида Харви и Джона Уилкинса, 473–506. Лондон: Дакворт и классическая пресса Уэльса.
- Сидвелл, Кейт. (1993). «Авторское сотрудничество? Рыцари Аристофана и Евполис». Греческие, римские и византийские исследования 34.4: 365-389.
- Зоммерштейн, Алан Герберт (2002), греческая драма и драматурги , Routledge, ISBN 0-415-26027-2
- Стори, Ян Кристофер (2003), Юполис: поэт старой комедии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-925992-2
- Таплин, Оливер (1994), Комические ангелы: и другие подходы к греческой драме через вазописи , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-815000-8
- Райт, Мэтью. (2007). «Комедия и Троянская война». Классический ежеквартальный журнал , 57 (2), 412–431.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Эуполис ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 900. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Циммерманн, Бернхард. (2000). «Лирика во фрагментах старой комедии». В «Соперниках Аристофана: исследования афинской старой комедии». Под редакцией Дэвида Харви и Джона Уилкинса, 273–284. Лондон: Дакворт и классическая пресса Уэльса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
медиафайлы по теме: Евполис Викискладе есть
- Английский перевод Eupolis, The Demes : Denys Page , Select Papyri III: Literary Papyri , 1941, attalus.org
- (на греческом и латыни) 444 фрагмента Евполиса (древнегреческий текст, латинский комментарий) : Август Мейнеке , Fragmenta comicorum graecorum , минорное издание, 1847, т. 1, с. 1, с. 158–228 в Google Книгах.
- (на греческом и латинском языках) Фрагменты Ферекратиса и Евполидиса . Мартинус Рункелиус собрал и добавил примечание : Lipsiae, Libraria Weidmannia G. Reimer, 1829, с. С 81 по 178 в Google Книгах.