Оригенистские кризисы

Оригенистские кризисы или оригенистские споры были двумя крупными богословскими спорами в раннем христианстве, в которых участвовали учения последователей александрийского богослова Оригена третьего века ( ок. 184 – ок. 253 ).
Первый оригенистский кризис начался в конце четвертого века нашей эры в Палестине , а затем распространился на Египет . Речь шла об идеях, обсуждавшихся в некоторых сочинениях Оригена, которые некоторые члены церковной иерархии считали еретическими . Возражения против сочинений Оригена и требования его осуждения были сначала выдвинуты Епифанием Саламинским , а затем подхвачены Иеронимом и Феофилом Александрийским , которые оба первоначально были сторонниками учения Оригена. Защитниками Оригена были Тиранний Руфин и Иоанн II, епископ Иерусалимский .
Во время кризиса Теофил осудил бестелесную, неантропоморфическую концепцию Бога Оригена - точку зрения, которую сам Теофил ранее открыто поддерживал. Кризис завершился тем, что Златоуст Иоанн Константинопольский Патриарх был отстранен от должности на Дубовом Синоде в 403 году нашей эры за укрывательство монахов-оригенистов, изгнанных из Александрии.
Второй оригенистский кризис произошел в шестом веке нашей эры во время правления I. Юстиниана Он менее хорошо задокументирован, чем первый кризис, и больше касается идей групп, на которые повлиял Ориген, а не реальных сочинений Оригена. Он завершился Вторым Константинопольским собором в 553 году нашей эры, возможно, провозгласившим анафему против Оригена, хотя ученые спорят, была ли анафема, осуждающая Оригена, действительно была объявлена Собором или она была добавлена позже.
Первый оригенистский кризис
[ редактировать ]Палестинский этап
[ редактировать ]
Первый оригенистский кризис начался в конце четвертого века нашей эры, что совпало с началом монашества в Палестине. [4] Первый всплеск спора исходил от кипрского епископа Епифания Саламинского , который был полон решимости искоренить все ереси и опровергнуть их. [4] Епифаний напал на Оригена в своих антиеретических трактатах «Анкорат» (375 г.) и «Панарион» (376 г.), составив список учений, которые поддерживал Ориген и которые Епифаний считал еретическими. [5] [6] [7] [8] Трактаты Епифания изображают Оригена как изначально ортодоксального христианина, развращенного и превращенного в еретика пороками «греческого образования». [6] Епифаний особенно возражал против субординационизма Оригена, его «чрезмерного» использования аллегорической герменевтики и его привычки предлагать идеи о Библии «спекулятивно, как упражнения», а не «догматически». [5]
Епифаний просил иерусалимского епископа Иоанна осудить Оригена как еретика. Иоанн отказался на том основании, что человека нельзя задним числом осудить как еретика после того, как он уже умер. [1] В 393 году монах по имени Атарбий подал прошение о порицании Оригена и его сочинений. [1] Тиранний Руфин , священник монастыря на Елеонской горе , рукоположенный Иоанном Иерусалимским и давний поклонник Оригена, категорически отклонил прошение. [1] [9] Однако близкий друг и соратник Руфина Иероним , который также изучал Оригена, согласился с ходатайством. [1] [9] Примерно в то же время Иоанн Кассиан представил Западу учение Оригена. [10] [8]
В 394 году Епифаний написал Иоанну Иерусалимскому, снова прося осудить Оригена, настаивая на том, что сочинения Оригена очерняют половое размножение человека, и обвиняя его в том, что он был энкратитом . [1] Джон еще раз отклонил эту просьбу. [1] К 395 году Иероним объединился с антиоригенистами и умолял Иоанна Иерусалимского осудить Оригена, но Иоанн снова отклонил эту просьбу. [1] Епифаний начал кампанию против Иоанна, открыто проповедуя, что Иоанн был отклонением от оригенизма. [1] Он успешно убедил Иеронима разорвать общение с Иоанном и рукоположил брата Иеронима Паулиниана в священники вопреки авторитету Иоанна. [1]
» Оригена Тем временем в 397 году Руфин опубликовал латинский перевод « О первых принципах . [1] [11] [2] [12] Руфин был убежден, что первоначальный трактат Оригена был интерполирован еретиками и что эти интерполяции были источником обнаруженных в нем неортодоксальных учений. [11] Поэтому он сильно изменил текст Оригена, опуская и изменяя любые части, которые не согласовывались с современной христианской ортодоксальностью. [12] [11] Во введении к этому переводу Руфинус упомянул, что Иероним учился у ученика Оригена Дидима Слепого , подразумевая, что Иероним был последователем Оригена. [1] [9] Иероним был настолько разгневан этим, что решил создать свой собственный латинский перевод « О первых началах» , в котором обещал перевести каждое слово в точности так, как оно было написано, и разоблачить перед всем миром ереси Оригена. [12] [1] [2] Перевод Джерома полностью утерян. [12]
Египетская фаза
[ редактировать ]В 399 году оригенистский кризис достиг Египта. [1] Феофил Александрийский симпатизировал сторонникам Оригена. [1] а церковный историк Созомен сообщает, что он открыто проповедовал оригенистское учение о бестелесности Бога. [13] В своем Праздничном послании 399 года он осудил тех, кто верил, что у Бога было буквальное человеческое тело, назвав их неграмотными «простыми». [13] [14] [3] Большая толпа александрийских монахов, считавших Бога антропоморфным, устроила беспорядки на улицах. [15] По словам церковного историка Сократа Схоластика , чтобы предотвратить бунт, Феофил резко развернулся и начал осуждать Оригена. [15] [3] В 400 году Феофил созвал собор в Александрии, который осудил Оригена и всех его последователей как еретиков за то, что они учили, что Бог бесплотен, что, по их мнению, противоречило единственно истинной и ортодоксальной позиции, которая заключалась в том, что Бог имел буквальное физическое тело. напоминающий человеческий. [15] [16] [17] [а]
Феофил назвал самого Оригена «гидрой всех ересей». [16] и убедил папу Анастасия I подписать грамоту собора, в которой прежде всего осуждалось учение нитрийских монахов, связанных с Евагрием Понтийским . [15] В 402 году Феофил изгнал монахов-оригенистов из египетских монастырей (в том числе Исаака Кельского ) и изгнал четырех монахов, известных как « Высокие братья », которые были лидерами нитрийской общины. [15] [3] Иоанн Златоуст , Константинопольский Патриарх , предоставил Высоким Братьям убежище, и Феофил использовал этот факт, чтобы организовать осуждение и отстранение Иоанна от его должности на Дубовом Синоде в июле 403 года. [15] [3] После низложения Иоанна Златоуста Феофил восстановил нормальные отношения с монахами-оригенистами в Египте, и первый кризис оригенистов подошел к концу. [15]
Второй оригенистский кризис
[ редактировать ]Начало кризиса
[ редактировать ]
Второй оригенистский кризис произошел в шестом веке, в период расцвета византийского монашества . [15] Хотя Второй оригенистский кризис не так хорошо документирован, как первый, [15] Похоже, что в первую очередь это касалось учения более поздних последователей Оригена, а не чего-либо, что на самом деле написал сам Ориген. [15] Ученик Оригена Евагрий Понтийский пропагандировал созерцательную, умную молитву . [15] но другие монашеские общины отдавали приоритет подвижничеству в молитве, делая упор на пост, труды и бдения. [15] Некоторые монахи-оригенисты в Палестине, которых их враги называли «изохристои» (что означает «те, кто примет на себя равенство с Христом»), подчеркивали учение Оригена о предсуществовании душ и утверждали, что все души изначально были равны душам Христа и будут снова станем равными в конце времен. [15] Другая фракция оригенистов в том же регионе вместо этого настаивала на том, что Христос был «лидером многих братьев» как первосотворенное существо. [19] Эта фракция была более умеренной, и противники называли ее «Протоктисты» («Первые созданные»). [19] Обе фракции обвинили друг друга в ереси, а другие христиане обвинили их обоих в ереси. [20]
Протоктисты обратились к императору Юстиниану I с просьбой осудить изохристов в ереси через Пелагия, папского апокрисария . [20] В 543 году нашей эры Пелагий представил Юстиниану документы, в том числе письмо, осуждающее Оригена, написанное патриархом Константинопольским Меннасом . [21] [22] [23] [20] Оригена вместе с выдержками из «О первых принципах» и несколькими анафемами против Оригена. [20] Внутренний синод, созванный для решения этого вопроса, пришел к выводу, что учение изохристов было ересью, и, считая Оригена главным виновником ереси, также объявил самого Оригена еретиком. [20] [18] [8] Император Юстиниан приказал сжечь все сочинения Оригена. [18] [8] На западе в Decretum Gelasianum , написанном где-то между 519 и 553 годами, Ориген был указан как автор, чьи произведения должны были быть категорически запрещены. [24]
Второй Константинопольский собор
[ редактировать ]В 553 году, в первые дни Второго Константинопольского Собора (Пятого Вселенского Собора), когда Папа Вигилий все еще отказывался принимать в нем участие, несмотря на то, что Юстиниан держал его в заложниках, епископы Собора ратифицировали открытое письмо, осуждающее Оригена. как лидер изохристов. [20] Письмо не было частью официальных актов собора и более или менее повторяло указ, изданный Константинопольским Синодом в 543 году. [20] В нем цитируются нежелательные сочинения, приписываемые Оригену, однако все упомянутые в нем сочинения на самом деле были написаны Евагрием Понтийским. [20] После того, как собор официально открылся, но в то время как Папа Вигиллий все еще отказывался принять в нем участие, Юстиниан представил епископам проблему текста, известного как « Три главы» , который критиковал антиохийскую христологию. [20]
Епископы составили список анафем против еретических учений, содержащихся в «Трех главах» , и связанных с ними. [20] В официальном тексте одиннадцатой анафемы Ориген осуждается как христологический еретик. [20] [24] но имя Оригена вообще не упоминается в « Гомонойе» , первом проекте анафемы, изданной императорской канцелярией , [20] он также не фигурирует в версии соборных протоколов, которая была в конечном итоге подписана Папой Вигиллием много времени спустя. [20] Эти несоответствия могут указывать на то, что имя Оригена могло быть вставлено в текст ретроспективно после Собора. [20] Некоторые авторитеты полагают, что эти анафемы принадлежат более раннему местному синоду. [25] Даже если имя Оригена действительно фигурировало в первоначальном тексте анафемы, учения, приписываемые Оригену и осуждаемые в анафеме, на самом деле были идеями более поздних оригенистов, которые имели очень мало оснований на чем-либо, что на самом деле написал сам Ориген. [20] [21] [16] Фактически, папы Вигилий (537–555), Пелагий I (556–561), Пелагий II (579–590) и Григорий Великий (590–604) знали только о том, что Пятый Собор конкретно рассматривал «Три главы» и не упоминали об оригенизме или универсализме и не говорили так, как будто знали о его осуждении, хотя Григорий Великий был противником универсализма. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сократ Схоластик описывает это осуждение как обман, направленный на завоевание доверия александрийской монашеской общины, которая яростно поддерживала учение об антропоморфном Божестве. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хардинг 2004 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с Тригг 1983 , стр. 252–253.
- ^ Jump up to: а б с д и Тригг 1983 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б Ким 2015 , с. 19.
- ^ Тригг 1983 , стр. 249–250.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чедвик 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Тригг 1983 , с. 252.
- ^ Тригг 1983 , стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б с Гейне 2010 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д МакГакин 2004 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с Вессель 2004 , с. 24.
- ^ Хардинг 2004 , стр. 164–165.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хардинг 2004 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с МакГрегор 1982 , с. 57.
- ^ Вессель 2004 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с д МакГакин 2004 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хардинг 2004 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Прат, Фердинанд (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Апокатастасис - §2. Оппоненты в Новой энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога, том I, Ахен - базилиане в эфирной библиотеке христианской классики
- ^ Стройли, Роберт (1987). Ориген Алмаз . Цюрих: ABZ Verlag. стр. 71, 355–357. ISBN 3-85516-005-8 .
- ^ Jump up to: а б МакГакин 2004 , стр. 26.
- ^ Грир, Роуэн А. (1979). Происхождение Нью-Йорк : Паулист Пресс. п. 3. ISBN 0-8091-2198-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Чедвик, Генри (14 июня 2017 г.), «Ориген» , Британская энциклопедия
- Хардинг, Э.М. (2004), «Оригенистские кризисы», в книге МакГакина, Джона Энтони (редактор), Вестминстерский справочник по Оригену , Луисвилл, Кентукки: Westminster John Knox Press, стр. 162–167, ISBN 0-664-22472-5
- Хейне, Рональд Э. (2010), Ориген: стипендия на служении церкви , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-920908-8
- Ким, Янг Р. (2015), Епифаний Саламинский: представляя православный мир , Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, ISBN 978-0-472-11954-7
- МакГрегор, Геддес (1982), Реинкарнация как христианская надежда , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer, ISBN 978-1-349-06094-8
- МакГакин, Джон Энтони (2004), Вестминстерский справочник Оригена , Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, ISBN 0-664-22472-5
- Тригг, Джозеф Уилсон (1983), Ориген: Библия и философия в церкви третьего века , Атланта, Джорджия: John Knox Press, ISBN 978-0-804-20945-8
- Вессель, Сьюзен (2004), Кирилл Александрийский и несторианская полемика: создание святого и еретика , Оксфордские исследования раннего христианства, Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 0-19-926846-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Элизабет Энн (2014). Оригенистский спор: культурная конструкция раннехристианских дебатов . Библиотека наследия Принстона. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6311-2 .