Jump to content

Оригенистские кризисы

(Перенаправлено из «Оригенистских кризисов »)
Изображение письма Оригена из рукописи In numeros homilia XXVII, датированной ок. 1160

Оригенистские кризисы или оригенистские споры были двумя крупными богословскими спорами в раннем христианстве, в которых участвовали учения последователей александрийского богослова Оригена третьего века ( ок. 184 – ок. 253 ).

Первый оригенистский кризис начался в конце четвертого века нашей эры в Палестине , а затем распространился на Египет . Речь шла об идеях, обсуждавшихся в некоторых сочинениях Оригена, которые некоторые члены церковной иерархии считали еретическими . Возражения против сочинений Оригена и требования его осуждения были сначала выдвинуты Епифанием Саламинским , а затем подхвачены Иеронимом и Феофилом Александрийским , которые оба первоначально были сторонниками учения Оригена. Защитниками Оригена были Тиранний Руфин и Иоанн II, епископ Иерусалимский .

Во время кризиса Теофил осудил бестелесную, неантропоморфическую концепцию Бога Оригена - точку зрения, которую сам Теофил ранее открыто поддерживал. Кризис завершился тем, что Златоуст Иоанн Константинопольский Патриарх был отстранен от должности на Дубовом Синоде в 403 году нашей эры за укрывательство монахов-оригенистов, изгнанных из Александрии.

Второй оригенистский кризис произошел в шестом веке нашей эры во время правления I. Юстиниана Он менее хорошо задокументирован, чем первый кризис, и больше касается идей групп, на которые повлиял Ориген, а не реальных сочинений Оригена. Он завершился Вторым Константинопольским собором в 553 году нашей эры, возможно, провозгласившим анафему против Оригена, хотя ученые спорят, была ли анафема, осуждающая Оригена, действительно была объявлена ​​Собором или она была добавлена ​​​​позже.

Первый оригенистский кризис

[ редактировать ]

Палестинский этап

[ редактировать ]
Святой Иероним в своем кабинете (1480 г.), картина Доменико Гирландайо . Первоначально изучая учение Оригена, Иероним отвернулся от него во время Первого оригенистского кризиса. [1] [2] Тем не менее он всю свою жизнь оставался под влиянием учения Оригена. [1] [3]

Первый оригенистский кризис начался в конце четвертого века нашей эры, что совпало с началом монашества в Палестине. [4] Первый всплеск спора исходил от кипрского епископа Епифания Саламинского , который был полон решимости искоренить все ереси и опровергнуть их. [4] Епифаний напал на Оригена в своих антиеретических трактатах «Анкорат» (375 г.) и «Панарион» (376 г.), составив список учений, которые поддерживал Ориген и которые Епифаний считал еретическими. [5] [6] [7] [8] Трактаты Епифания изображают Оригена как изначально ортодоксального христианина, развращенного и превращенного в еретика пороками «греческого образования». [6] Епифаний особенно возражал против субординационизма Оригена, его «чрезмерного» использования аллегорической герменевтики и его привычки предлагать идеи о Библии «спекулятивно, как упражнения», а не «догматически». [5]

Епифаний просил иерусалимского епископа Иоанна осудить Оригена как еретика. Иоанн отказался на том основании, что человека нельзя задним числом осудить как еретика после того, как он уже умер. [1] В 393 году монах по имени Атарбий подал прошение о порицании Оригена и его сочинений. [1] Тиранний Руфин , священник монастыря на Елеонской горе , рукоположенный Иоанном Иерусалимским и давний поклонник Оригена, категорически отклонил прошение. [1] [9] Однако близкий друг и соратник Руфина Иероним , который также изучал Оригена, согласился с ходатайством. [1] [9] Примерно в то же время Иоанн Кассиан представил Западу учение Оригена. [10] [8]

В 394 году Епифаний написал Иоанну Иерусалимскому, снова прося осудить Оригена, настаивая на том, что сочинения Оригена очерняют половое размножение человека, и обвиняя его в том, что он был энкратитом . [1] Джон еще раз отклонил эту просьбу. [1] К 395 году Иероним объединился с антиоригенистами и умолял Иоанна Иерусалимского осудить Оригена, но Иоанн снова отклонил эту просьбу. [1] Епифаний начал кампанию против Иоанна, открыто проповедуя, что Иоанн был отклонением от оригенизма. [1] Он успешно убедил Иеронима разорвать общение с Иоанном и рукоположил брата Иеронима Паулиниана в священники вопреки авторитету Иоанна. [1]

» Оригена Тем временем в 397 году Руфин опубликовал латинский перевод « О первых принципах . [1] [11] [2] [12] Руфин был убежден, что первоначальный трактат Оригена был интерполирован еретиками и что эти интерполяции были источником обнаруженных в нем неортодоксальных учений. [11] Поэтому он сильно изменил текст Оригена, опуская и изменяя любые части, которые не согласовывались с современной христианской ортодоксальностью. [12] [11] Во введении к этому переводу Руфинус упомянул, что Иероним учился у ученика Оригена Дидима Слепого , подразумевая, что Иероним был последователем Оригена. [1] [9] Иероним был настолько разгневан этим, что решил создать свой собственный латинский перевод « О первых началах» , в котором обещал перевести каждое слово в точности так, как оно было написано, и разоблачить перед всем миром ереси Оригена. [12] [1] [2] Перевод Джерома полностью утерян. [12]

Египетская фаза

[ редактировать ]

В 399 году оригенистский кризис достиг Египта. [1] Феофил Александрийский симпатизировал сторонникам Оригена. [1] а церковный историк Созомен сообщает, что он открыто проповедовал оригенистское учение о бестелесности Бога. [13] В своем Праздничном послании 399 года он осудил тех, кто верил, что у Бога было буквальное человеческое тело, назвав их неграмотными «простыми». [13] [14] [3] Большая толпа александрийских монахов, считавших Бога антропоморфным, устроила беспорядки на улицах. [15] По словам церковного историка Сократа Схоластика , чтобы предотвратить бунт, Феофил резко развернулся и начал осуждать Оригена. [15] [3] В 400 году Феофил созвал собор в Александрии, который осудил Оригена и всех его последователей как еретиков за то, что они учили, что Бог бесплотен, что, по их мнению, противоречило единственно истинной и ортодоксальной позиции, которая заключалась в том, что Бог имел буквальное физическое тело. напоминающий человеческий. [15] [16] [17] [а]

Феофил назвал самого Оригена «гидрой всех ересей». [16] и убедил папу Анастасия I подписать грамоту собора, в которой прежде всего осуждалось учение нитрийских монахов, связанных с Евагрием Понтийским . [15] В 402 году Феофил изгнал монахов-оригенистов из египетских монастырей (в том числе Исаака Кельского ) и изгнал четырех монахов, известных как « Высокие братья », которые были лидерами нитрийской общины. [15] [3] Иоанн Златоуст , Константинопольский Патриарх , предоставил Высоким Братьям убежище, и Феофил использовал этот факт, чтобы организовать осуждение и отстранение Иоанна от его должности на Дубовом Синоде в июле 403 года. [15] [3] После низложения Иоанна Златоуста Феофил восстановил нормальные отношения с монахами-оригенистами в Египте, и первый кризис оригенистов подошел к концу. [15]

Второй оригенистский кризис

[ редактировать ]

Начало кризиса

[ редактировать ]
Император Юстиниан I , изображенный на современном мозаичном портрете из Равенны , объявил Оригена еретиком. [18] [8] и приказал сжечь все его сочинения. [18] [8]

Второй оригенистский кризис произошел в шестом веке, в период расцвета византийского монашества . [15] Хотя Второй оригенистский кризис не так хорошо документирован, как первый, [15] Похоже, что в первую очередь это касалось учения более поздних последователей Оригена, а не чего-либо, что на самом деле написал сам Ориген. [15] Ученик Оригена Евагрий Понтийский пропагандировал созерцательную, умную молитву . [15] но другие монашеские общины отдавали приоритет подвижничеству в молитве, делая упор на пост, труды и бдения. [15] Некоторые монахи-оригенисты в Палестине, которых их враги называли «изохристои» (что означает «те, кто примет на себя равенство с Христом»), подчеркивали учение Оригена о предсуществовании душ и утверждали, что все души изначально были равны душам Христа и будут снова станем равными в конце времен. [15] Другая фракция оригенистов в том же регионе вместо этого настаивала на том, что Христос был «лидером многих братьев» как первосотворенное существо. [19] Эта фракция была более умеренной, и противники называли ее «Протоктисты» («Первые созданные»). [19] Обе фракции обвинили друг друга в ереси, а другие христиане обвинили их обоих в ереси. [20]

Протоктисты обратились к императору Юстиниану I с просьбой осудить изохристов в ереси через Пелагия, папского апокрисария . [20] В 543 году нашей эры Пелагий представил Юстиниану документы, в том числе письмо, осуждающее Оригена, написанное патриархом Константинопольским Меннасом . [21] [22] [23] [20] Оригена вместе с выдержками из «О первых принципах» и несколькими анафемами против Оригена. [20] Внутренний синод, созванный для решения этого вопроса, пришел к выводу, что учение изохристов было ересью, и, считая Оригена главным виновником ереси, также объявил самого Оригена еретиком. [20] [18] [8] Император Юстиниан приказал сжечь все сочинения Оригена. [18] [8] На западе в Decretum Gelasianum , написанном где-то между 519 и 553 годами, Ориген был указан как автор, чьи произведения должны были быть категорически запрещены. [24]

Второй Константинопольский собор

[ редактировать ]

В 553 году, в первые дни Второго Константинопольского Собора (Пятого Вселенского Собора), когда Папа Вигилий все еще отказывался принимать в нем участие, несмотря на то, что Юстиниан держал его в заложниках, епископы Собора ратифицировали открытое письмо, осуждающее Оригена. как лидер изохристов. [20] Письмо не было частью официальных актов собора и более или менее повторяло указ, изданный Константинопольским Синодом в 543 году. [20] В нем цитируются нежелательные сочинения, приписываемые Оригену, однако все упомянутые в нем сочинения на самом деле были написаны Евагрием Понтийским. [20] После того, как собор официально открылся, но в то время как Папа Вигиллий все еще отказывался принять в нем участие, Юстиниан представил епископам проблему текста, известного как « Три главы» , который критиковал антиохийскую христологию. [20]

Епископы составили список анафем против еретических учений, содержащихся в «Трех главах» , и связанных с ними. [20] В официальном тексте одиннадцатой анафемы Ориген осуждается как христологический еретик. [20] [24] но имя Оригена вообще не упоминается в « Гомонойе» , первом проекте анафемы, изданной императорской канцелярией , [20] он также не фигурирует в версии соборных протоколов, которая была в конечном итоге подписана Папой Вигиллием много времени спустя. [20] Эти несоответствия могут указывать на то, что имя Оригена могло быть вставлено в текст ретроспективно после Собора. [20] Некоторые авторитеты полагают, что эти анафемы принадлежат более раннему местному синоду. [25] Даже если имя Оригена действительно фигурировало в первоначальном тексте анафемы, учения, приписываемые Оригену и осуждаемые в анафеме, на самом деле были идеями более поздних оригенистов, которые имели очень мало оснований на чем-либо, что на самом деле написал сам Ориген. [20] [21] [16] Фактически, папы Вигилий (537–555), Пелагий I (556–561), Пелагий II (579–590) и Григорий Великий (590–604) знали только о том, что Пятый Собор конкретно рассматривал «Три главы» и не упоминали об оригенизме или универсализме и не говорили так, как будто знали о его осуждении, хотя Григорий Великий был противником универсализма. [21]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сократ Схоластик описывает это осуждение как обман, направленный на завоевание доверия александрийской монашеской общины, которая яростно поддерживала учение об антропоморфном Божестве. [13]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хардинг 2004 , с. 164.
  2. ^ Jump up to: а б с Тригг 1983 , стр. 252–253.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Тригг 1983 , с. 253.
  4. ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , с. 163.
  5. ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , стр. 163–164.
  6. ^ Jump up to: а б Ким 2015 , с. 19.
  7. ^ Тригг 1983 , стр. 249–250.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Чедвик 2017 .
  9. ^ Jump up to: а б с Тригг 1983 , с. 252.
  10. ^ Тригг 1983 , стр. 248–249.
  11. ^ Jump up to: а б с Гейне 2010 , с. 125.
  12. ^ Jump up to: а б с д МакГакин 2004 , стр. 36.
  13. ^ Jump up to: а б с Вессель 2004 , с. 24.
  14. ^ Хардинг 2004 , стр. 164–165.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хардинг 2004 , с. 165.
  16. ^ Jump up to: а б с МакГрегор 1982 , с. 57.
  17. ^ Вессель 2004 , стр. 24–25.
  18. ^ Jump up to: а б с д МакГакин 2004 , стр. 25–26.
  19. ^ Jump up to: а б Хардинг 2004 , стр. 165–166.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хардинг 2004 , с. 166.
  21. ^ Jump up to: а б с Прат, Фердинанд (1911). «Ориген и оригенизм» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  22. ^ Апокатастасис - §2. Оппоненты в Новой энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога, том I, Ахен - базилиане в эфирной библиотеке христианской классики
  23. ^ Стройли, Роберт (1987). Ориген Алмаз . Цюрих: ABZ Verlag. стр. 71, 355–357. ISBN  3-85516-005-8 .
  24. ^ Jump up to: а б МакГакин 2004 , стр. 26.
  25. ^ Грир, Роуэн А. (1979). Происхождение Нью-Йорк : Паулист Пресс. п. 3. ISBN  0-8091-2198-0 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2962305a24fbe8ff1cbfe8cb3cb228f0__1719890760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/f0/2962305a24fbe8ff1cbfe8cb3cb228f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origenist crises - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)