Ортрос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Ортрос ( греч . ὄρθρος , что означает «ранний рассвет» или «рассвет») или утреня ( славянский ѹ́тренѧ) в византийском обряде Восточной Православной Церкви и Восточно-Католических Церквей , является последней из четырех ночных служб (церковных служб), остальные три — вечерня , повечерие и полунощница . [1] Традиционно в монастырях он проводится ежедневно, чтобы заканчиваться сразу после восхода солнца, в отличие от приходов , где он проводится только по воскресеньям и праздникам . Ее часто называют утреней в честь службы, которой она больше всего соответствует в западных христианских церквях.
Ортрос — самый длинный и сложный ежедневный цикл услуг. Обычно он проводится ранним утром, часто — всегда в монастырях — ему предшествует полуночная служба, а за ним обычно следует Первый час . В великие праздники оно совершается в рамках начинающегося накануне вечером всенощного бдения в сочетании с усиленной великой вечерней и первым часом. По русской традиции каждую субботу вечером совершается всенощное бдение, которое обычно сокращается, однако, несмотря на название, до двух часов. В греческой приходской традиции ортрос обычно проводится незадолго до начала божественной литургии утром в воскресенье и в праздничные дни.
Аколоут из (фиксированная часть службы) состоит в основном псалмов и ектений . Ряды ( (переменные части) утрени состоят преимущественно из песнопений и канонов октоиха ( восьмигласного цикла песнопений на каждый день недели, охватывающего восемь недель) и минеи песни на каждый календарный день утрени ). год). Во время Великого поста и некоторых периодов, предшествующих ему, некоторые части октоиха и минеи заменяются песнопениями из триоди , а в пасхальное время - материалом из пятидесятницы . По воскресеньям также проводятся евангельские чтения и соответствующие гимны из одиннадцатичастного цикла воскресных евангелий.
Контур
[ редактировать ]- Все псалмы, используемые здесь, пронумерованы в соответствии с Септуагинтой , которая является официальной версией Ветхого Завета, используемой византийским обрядом. Чтобы найти соответствующую нумерацию KJV , см. статью Кафизма .
- Утреня обычно начинается с так называемого «Царского начала», названного так потому, что в псалмах (19 и 20) говорится о царе. Царское начало не используется в греческой приходской практике; также его опускают на всенощном бдении (в пасхальное время его заменяет пасхальный тропарь, исполняемый трижды):
- : благословение священника Вступительное Бог Благословен наш... , чтец : Аминь. и обычное начало.
- 20, во время которых священник совершает полное каждение храма Псалмы 19 и (церковного здания и молящихся).
- Слава... И ныне... и Трисвятые молитвы.
- Царские тропари :
- Краткая ектения священника (а не диакона, как обычно бывает при ектениях)
- Экфонесис священника: Слава святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
- Шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142), [а] во время которого священник произносит двенадцать молчаливых молитв: шесть перед Престолом ( алтарем) и шесть перед Святыми вратами . Монастырский устав повелевает священнику читать их перед закрытыми алтарными дверями.
- Шесть псалмов (греч. Ἑξάψαλμος, Hexapsalmos ) изначально были связаны с Полуночной канцелярией, темой которой были в первую очередь Второе пришествие и Страшный суд. По этой причине в церкви традиционно не происходит никаких движений, в том числе поклонения иконам и крестного знамения.
- Литания мира
- Бог Господь... и аполитикион ( тропарь дня)
- Стихи из 118-го псалма вкрапляются между каждым пением « Бог есть Господь». Это Псалом 118:1, 118:10 и 118:23.
- Во многих традициях первым стихом читается Псалом 104:1. Это результат ошибки переписчика из-за сходства этого стиха с исходным стихом, цитирующим Псалом 118:1.
- Псалтырь (две или три части , в зависимости от литургического сезона). Для каждого раздела соблюдается следующий порядок:
- Кафизма ( отрывок из Псалтыри)
- Маленькая Литания
- Праздничные дни: Если назначена третья часть чтения Псалтири, она может состоять из Полиелея (многих милостей) или других псалмов, как описано ниже.
- Праздники Господни: поется Полиелей, состоящий из псалмов 134 и 135.
- Праздники Богородицы: поётся 44-й псалом.
- Мясопустное воскресенье и Сырное воскресенье: поётся 136-й псалом.
- Эклогарион: В зависимости от праздника могут читаться дополнительные псалмы.
- Сессионные гимны (греческий: kathismata , славянский: sedalen )
- По воскресеньям: Евлогитария ( Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим )
- Маленькая Литания
- По воскресеньям и праздничным дням:
- Гипакое поется , чтобы подготовиться к евангельскому чтению.
- Анаватмои Песней («гимны восхождения») на основе Псалмов 119–133, называемых « о ступенях» ).
- Прокименон
- Порядок утрени Евангелия
- По воскресеньям и каждый день во время Пасхи: Хор: Воскресение Христово видев...
- Псалом 50 (Прочитанный в славянских традициях; исполняемый в греческих традициях)
- Пятидесятница (не путать с Богослужебной книгой, получившей свое название от 50 дней после Пасхи):
- Воскресенья и праздники: Слава..., затем Идиомелон... потом оба теперь... за ним Богородичный... Помилуй меня... за ним последний праздничный Идиомелон.
- По воскресеньям, праздникам и постам прошение: Боже, спаси народ Твой и благослови наследие Твое...»
- Пятидесятница (не путать с Богослужебной книгой, получившей свое название от 50 дней после Пасхи):
- Канон :
- Первая и Третья песни (Вторая песнь всегда пропускается, за исключением некоторых постных служб)
- Маленькая ектения
- Сессионные гимны
- Оды с четвертой по шестую
- Маленькая ектения
- Кондак и ойкос
- Синаксарион (в память святых того времени)
- Седьмая и Восьмая оды
- Девятая ода, в большинстве дней которой предшествует Магнификат , во время которого диакон кадит церковь.
- Маленькая ектения
- По воскресеньям свят Господь Бог наш , трижды
- Эксапостилария (гимны , связанные с дневным Евангелием или дневным праздником; название происходит от Псалма 42: 3, который первоначально исполнялся в этот момент)
- Хвалы Ainoi (греч. Αἶνοι, , «Хвалы»): Псалмы 148, 149, 150; стихиры перемежаются между заключительными стихами в дни, когда поется великое славословие,
- Окончание:
- Доксастикон византийской (гимн славы), если его правильно петь на музыке , является самым длинным и обычно самым богатым гимном службы. Иногда за этим следует еще один доксастикон или Богородичный. По воскресеньям почти всегда Богородичен: «Вышнеблаженная Ты...».
- Славословие
- По воскресеньям и праздникам: читается Великое Славословие , затем следует аполитикион, две ектении и отпустение.
- Будние дни: читается Малое Славословие, за которым следует первая ектения, Апостиха , Благо славить Господа... , трисвятое чередование, за которым следует Аполитикион, и вторая ектения (отпуска нет).
- Первый час
В очень традиционных монастырях чтения отцов церкви после каждого сессионного гимна читают .
Виды Ортроса
[ редактировать ]Существует семь видов утрени:
Основные формы
[ редактировать ]- Воскресный православный богослужение — Самый продолжительный из регулярных православных богослужений — Евангельское чтение и Великое славословие. Если эта служба отмечается полностью, она может длиться до шести часов, но обычно сокращается.
- Ежедневный ортрос — Отмечается в большинстве будних дней — Евангельское чтение запрещено, Малое славословие.
- Православный православный — очень похож на воскресный ортрос, за исключением тех частей, которые имеют строго воскресный характер — евангельского чтения и Великого славословия.
Специальные формы
[ редактировать ]- Постный орфрос — будни Великого поста, среда и пятница Сырной седмицы , а также, по желанию, при отсутствии Божественной литургии, в будни малых постных периодов ( Рождественского поста , Апостольского поста и Успенского поста ). Служба следует порядку ежедневных орфросов, но с добавлением покаянного материала (гимны и молитвы), в большинстве дней присутствуют три кафизмы из Псалтири, «Бог Господь» заменено на « Постное Аллилуиа » (почему эти дни и идентифицируются как «дни с Аллилуйей»). Прошение: «Боже, спаси народ Твой и благослови удел Твой…» читает священник. Евангельского чтения нет. Читается Малое Славословие и совершается особое постное окончание службы, включающее Молитву преподобного Ефрема .
- Великая и Страстная Пятница Орф — Двенадцать Страстных Евангелий перемежаются по всей службе; Между Евангелиями используются антифоны (они возникли в другой канцелярии).
- Великая и Великая Суббота Орфрос — Плач поется вокруг эпитафии , перемежающейся стихами 118-го псалма . Содержит некоторые элементы старой соборной службы: чтение трёх перикопов (уроков Ветхого Завета , Послания и Евангелия ) в конце — Великого Славословия с последующим крестным ходом с эпитафиями.
- Пасхальный орфос — празднуется на Светлой седмице , с воскресенья Пасхи (Пасхи) до Светлой субботы . Служба сильно отличается от остальной части года; одни и те же ектении, канон (в котором песнопения опущены) и похвалы; все остальное, включая псалмы, заменяется особыми пасхальными песнопениями. Священник полностью облачается в свои евхаристические облачения в течение всей недели . Славословия вообще нет.
См. также
[ редактировать ]- Литургия часов
- Канонические часы
- Газета
- Повечерие
- Утро
- Всенощное бдение (литургия)
- Англиканские утренние молитвы
- Книга часов
- Утреня в лютеранстве
Примечания
[ редактировать ]- ^ Один из старейших элементов службы ортроса, согласно благочестивой традиции, напоминающий о Страшном суде, поскольку 103-й псалом на вечерне напоминает о творении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Богослужебный суточный цикл византийского обряда» . mci.archpitt.org . Проверено 6 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Греческая Православная Церковь Sunday Orthos в Америке
- Ежедневная Утреня Русская Православная (на английском языке)
- Византийско-католическая ежедневная молитва