Всенощное бдение (литургия)

В христианской литургии бдение по своей сути представляет собой религиозную службу, проводимую в ночное время перед воскресеньем или другим праздником. [1] Латинский vigilia термин , от которого происходит это слово, означал ночь дежурства, не обязательно в военном контексте, и обычно считался четвертой частью ночи от заката до восхода солнца. Четыре дежурства или бдения имели разную продолжительность в зависимости от сезонных колебаний продолжительности ночи.
Этимология
[ редактировать ]Английский термин « поминки », который позже стал ассоциироваться со сбором перед похоронами , также первоначально обозначал такой молебен, [2] и термин «бдение» даже сейчас используется для обозначения такого рода отпевания. [3] [4]
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Практика вставания на молитву посреди ночи «стара, как сама церковь». [5] Это может быть вдохновлено примером Иисуса Христа, который молился всю ночь. [1] Есть свидетельства практики первых лет второго века. [6] Плиний Младший сообщил примерно в 112 г., что христиане собирались в определенный день перед рассветом, пели гимны Христу как богу и делились трапезой. [7]
Тертуллиан (ок. 155 – ок. 240) говорит о «ночных собраниях» ( nocturnae convocates ) христиан и их «отсутствии всю ночь на пасхальных торжествах» ( sollemnibus Paschae abnoctantes ) [8] Киприан (ок. 200 – 258) говорит также о молитве ночью, но не о групповой молитве: «Да не будет пренебрежения молитвами в ночные часы – никакой праздной и безрассудной траты случаев молитвы» ( nulla sint horis nocturnis precum Damna, nulla orationum pigra et ignava dispendia ). [9] Апостольское Предание говорит о молитве в полночь и еще раз при петухе, но как бы о частной, а не общинной молитве. [10] В Peregrinatio Aetheriae описывается торжественное празднование бдения в церквях Иерусалима в начале 380-х годов.
В III и IV веках, помимо служения Мессы, было принято проводить бдение, молебен из трех частей, в качестве ночных дежурств при подготовке к празднику. [11] Начавшееся вечером бдение завершилось только на следующее утро. Его литургия была гибкой, включала чтения, пение псалмов, проповедей, песнопений и различных молитв, за которыми следовала евхаристическая служба. Они превратились в монашеские торжества, которые в Правиле святого Бенедикта до сих пор называются «бдениями» канонического часа , который позже получил название утрени . [12]
С 11 по 20 века
[ редактировать ]В средние века к бдениям добавлялись такие развлечения, как драматические изображения святых или празднуемых событий, но ими можно было злоупотреблять. Синод, состоявшийся в Руане в 1231 году, запретил проведение «бдений» в церкви, за исключением одного лишь праздника святого покровителя, и полностью исключил проведение танцев в церкви или на погосте. [13] Литургическое богослужение было перенесено в утренние часы и тем самым отмежевалось от светских торжеств, в результате чего слово «бдение» приобрело значение «накануне праздника», а самоотречение ночного богослужения было заменено постясь в предыдущий день. [14]
Даже после протестантской Реформации практика постных бдений сохранялась в англиканской церкви , чья Книга общих молитв продолжала указывать «Вечера или бдения» перед 16 ежегодными праздниками, отмечая: «Если какой-либо из этих праздничных дней выпадает на В понедельник, тогда бдение или пост должно совершаться в субботу, а не в следующее перед ним воскресенье». Шестнадцатью праздниками были Рождество , Очищение Пресвятой Девы Марии , Благовещение Пресвятой Девы Марии, Пасха , Вознесение , Пятидесятница , Иоанна Предтечи , Всех Святых , а также восемь праздников апостолов: Святого Андрея ( 30 ноября), Святой Фома (21 декабря), Святой Матфий (24 февраля или в високосный год - 25 февраля), Святые Петр и Павел (29 июня), Святой Иаков Великий (25 июля), Святой Варфоломей (24 августа). , Святой Матфей (21 сентября) и Святые Симон и Иуда (28 октября). [15]
Список бдений в Книге общих молитв отличается от списка в Тридентском календаре : основное отличие состоит в том, что в Книге общих молитв вместо тридентского календаря Бдения Св. Лаврентия (10 августа) и Пресвятой Девы Марии Вместо Успения (15 августа) совершаются бдения Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта) и Ее Очищения (2 февраля). [16] В 1879 году Папа Лев XIII добавил к римским обрядам бдения Непорочного Зачатия, увеличив количество бдений до 17. [14] В 1955 году Папа Пий XII сократил это число до семи, запретив бдения Непорочного Зачатия, Богоявления и Всех Святых, а также все бдения апостолов, кроме Святых Петра и Павла. [17] В 1950-х годах Папа Пий XII ввел реформу пасхального бдения , сначала на экспериментальной основе, а затем сделав его обязательным в 1955 году. Среди других изменений он изменил час службы с утра Великой субботы на после захода солнца следующей ночью. тем самым восстанавливая ему нечто вроде первоначального значения христианского бдения.
Кодекс рубрик, опубликованный его преемником Папой Иоанном XXIII в 1960 году, прямо признал измененный характер пасхального бдения, что сделало неприменимым к нему определение «бдения» как «накануне праздника», которое применялось к бдению. со времен Средневековья. Оно заявило:
- Под бдением понимается литургический день, который предшествует какому-либо празднику и имеет характер подготовки к празднику.
- Пасхальное же бдение, поскольку это не литургический день, совершается по-своему, как ночное бдение. [18]
Текущее использование
[ редактировать ]В церквях методистских службы сторожевого бдения проводятся в канун Нового года . [19]
В церкви католической Папы Павла VI в 1969 году в соответствии с motu proprio Mysterii Paschalis литургический день в целом соответствовал тому, что обычно понимается сегодня, и длился с полуночи до полуночи, а не начинался с вечерни накануне вечером. В виде исключения празднование воскресений и торжеств начинается уже вечером предыдущего дня. [20]
В Часовой литургии , канонический час который раньше назывался утреней и который монахи-бенедиктинцы совершали около 2 часов ночи, теперь называется Службой чтений. «Сохраняя свой ночной характер для тех, кто желает совершить бдение, [оно] теперь имеет такой характер, что его можно произносить в любое время дня». [21] Таким образом, католическая церковь вернула слову «бдение» то значение, которое оно имело в раннем христианстве.
Для желающих продлить по традиции празднование воскресных бдений, торжеств и праздников, Приложение I в Часословной книге указывает для каждой три ветхозаветные песнопения и евангельское чтение для произвольной вставки после регулярные чтения. За чтением Евангелия может следовать проповедь. [22]
Всенощная месса
[ редактировать ]Некоторые торжества «наделены собственной всенощной мессой , которую следует проводить вечером предыдущего дня, если проводится вечерняя месса». [23] Чтения и молитвы таких бденных месс отличаются от текстов месс, которые совершаются в сам день. Торжества, на которых проводится бдительная месса:
- Пасхальное воскресенье
- Вознесение Господне
- Пятидесятница
- Рождество Иоанна Крестителя (24 июня)
- Святые Петр и Павел (29 июня)
- Успение Пресвятой Богородицы (15 августа)
- Рождество Господне (25 декабря)
- Крещение Господне (6 января или воскресенье между 2 и 8 января)
По воскресеньям как таковым бдение Мессы отсутствует: только если одно из перечисленных торжеств приходится на воскресенье (как всегда бывает на Пасху и Пятидесятницу), существует разница между чтениями и молитвами на субботней вечерней Мессе и Мессой в само воскресенье.
Хотя Универсальные нормы литургического года и календаря, таким образом, придают ограниченное значение термину «всенощная месса», этот же термин иногда используется в более широком смысле, как указано в определении из Словаря английского языка Коллинза : «Месса, проводимая в субботу вечером , посещение которого выполняет обязанность посещать мессу в воскресенье». [24]
«Предполагаемая месса» — это еще одно название, используемое для такой мессы, которую посещают во исполнение обязательства, о котором говорится в Кодексе канонического права 1983 года : «По воскресеньям и в другие обязательные святые дни верующие обязаны участвовать в мессе». ...] Лицо, которое участвует в мессе, совершаемой где-либо в рамках католического обряда либо в сам праздник, либо вечером предыдущего дня, выполняет обязанность участия в мессе». [25]
См. также
[ редактировать ]- Всенощное бдение
- Бенедиктинский обряд
- Канонические часы
- Литургия часов
- Утро
- Римский обряд
- Ночная служба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кингхорн, Кеннет К. (1999). Наследие американского методизма . Абингдон Пресс. п. 73. ИСБН 978-0-687-05500-5 .
В начале церковной истории христиане проводили бдения по вечерам перед церковными праздниками. Эти бдения, или наблюдение за ночными службами, похоже, были вдохновлены примером Иисуса, который молился всю ночь перед принятием важных решений.
- ^ Джон Харланд , Т.Т. Уилкинсон, Легенды Ланкашира, традиции, театрализованные представления, спорт и т. д. (Джордж Рутледж и сыновья, 1873), стр. 123–125
- ^ Конгрегация богослужения, Орден христианских похорон |ICEL 1989), стр. 12
- ^ Леонел Л. Митчелл, «Пастырские и периодические литургии: церемониальное руководство» (Cowley Publications, 1998).
- ^ Бенедиктинские монахи из аббатства Бакфаст, «Божественная служба: Утреня - Ночная молитва», Гомилетический и пастырский обзор , стр. 361-367, Joseph F. Wagner, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, январь 1925 г.
- ^ Кристофер Л. Уэббер, Книга бдений (Church Publishing, 2002), стр. 1
- ^ Плиний, Письма 10.96-97.
- ^ Тертуллиан, Жене , II,4 ; Латинский текст
- ^ Киприан, De oratione dominica , 36 (ближний конец) ; Латинский текст
- ^ Роберт Ф. Тафт, Часовая литургия на Востоке и Западе: истоки богослужения и его значение для сегодняшнего дня (Liturgical Press 1986), стр. 25–26.
- ^ Церковный обзор , Том. 34, 1906 г.
- ^ Фернан Каброль, «Утреня» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1911).
- ^ CJ Hefele, Conciliengeschichte , vol. В, с. 896
- ^ Перейти обратно: а б Фредерик Холлвек, «Канун праздника» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1909 г.)
- ^ Книга общей молитвы ... с примечаниями ... преподобного Ричарда Манта ... Шестое издание (Фрэнсис и Джон Ривингтон, 1850), стр. lxiv
- ^ «Таблицы и правила» .
- ^ Acta Apostolicae Sedis 47 (1955), страницы 218-224: указ Cum nostra hac aetate (Сокращение рубрик к более простой форме) от 23 марта 1955 г., раздел II, 8–10
- ^ Кодекс рубрик, 28
- ^ «Ресурсы для просмотра в ночь на Новый год» . Служения ученичества . 2020 . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Универсальные нормы литургического года и календаря , 3.
- ^ Апостольская конституция Laudis canticum , «принципы, лежащие в основе этой новой формы Часовой литургии», 2
- ^ Часовая литургия , Приложение I.
- ^ Универсальные нормы литургического года и календаря , 11.
- ^ Словарь английского языка Коллинза: «Всенощное бдение»
- ^ Кодекс канонического права, каноны 1247–1248).