Ойкос
Ойкос ( древнегреческий : οἶκος (произношение oi•kos [а] ; множественное число: οἶκοι ) в Древней Греции представляло собой два родственных, но различных понятия: семья и семейный дом. [б] Его значение менялось даже внутри текстов. [1]
Ойкос . был основной ячейкой общества в большинстве греческих городов-государств В обычном аттическом использовании ойкос в контексте семьи обозначал линию происхождения от отца к сыну из поколения в поколение. [2] Альтернативно, как Аристотель использовал его в своей «Политике» , этот термин иногда использовался для обозначения всех, кто живет в данном доме. Таким образом, глава ойкоса , его ближайшие родственники и рабы будут охвачены. [3] У крупных ойкои также были фермы, за которыми обычно ухаживали рабы, которые также были основной сельскохозяйственной единицей древнегреческой экономики .
Дом
[ редактировать ]Традиционные интерпретации планировки ойкоса в классических Афинах разделены на мужские и женские помещения, при этом зона, известная как гинаикон или гинайконитис , связана с женской деятельностью, такой как приготовление пищи и текстильная работа. [4] и область, предназначенная только для мужчин, называемая андрон . [5] В речи Лисия «Об убийстве Эратосфена» говорится, что женские помещения располагались над мужскими помещениями. [6] в то время как в Ксенофонте женские и мужские помещения расположены рядом друг с другом. [7]
Более поздние исследования таких историков, как Лиза Неветт и Лин Фоксхолл, приводят доводы в пользу более гибкого подхода к домашнему пространству, при котором комнаты не просто имеют одну фиксированную функцию, а [8] и гендерное разделение пространства не так просто: одни комнаты предназначены для мужчин, а другие для женщин. Утверждалось, что вместо разделения домашнего пространства на «мужскую» и «женскую» зоны правильнее рассматривать зоны как частные или общественные. В этой модели доступ в частные зоны был ограничен семьей, тогда как в общественные зоны входили посетители. [9]

В Олинфе и Галиесе планы улиц в классическом городе были прямолинейными, поэтому дома имели правильные формы и размеры. Напротив, в Афинах дома, по-видимому, гораздо больше различались по размеру и форме. В классический период дома, раскопанные в Олинфе, «неизменно» располагались вокруг внутреннего двора с колоннадой . Точно так же из домов, раскопанных в Галиесе в Арголиде , большинство домов, по-видимому, имели единственный вход, который давал доступ во двор, и Неветт также цитирует три здания, раскопанные на Тасосе, как расположенные аналогичным образом вокруг внутреннего двора. Только в меньшинстве домов сохранились свидетельства наличия лестниц, что свидетельствует о том, что у них определенно были верхние этажи, в то время как для остальных олинфских домов доказательства неубедительны. Книга «Убийство Эратосфена» демонстрирует, что по крайней мере в некоторых афинских домах также был верхний этаж. Входные двери в Олинтосе были спроектированы так, чтобы обеспечить конфиденциальность, не позволяя прохожим заглянуть внутрь дома. [10]
Историки определили «очаговую комнату» в древнегреческих домах как центр женской деятельности. Однако Фоксхолл утверждает, что в греческих домах часто не было постоянных кухонь. Например, в доме в Аттике, известном как Дом Вари, было несколько возможных мест, которые могли использоваться для приготовления пищи, но не было стационарного камина, и ни одно место не использовалось в течение всего срока службы дома. [8] Неветт отмечает, что дома часто имели «сложную схему пространственного использования», когда комнаты использовались для разных целей. [11]
Семья
[ редактировать ]Мужчины
[ редактировать ]Мужчина был главой ( кириос , κύριος ) дома. Кириос . отвечал за представление интересов своего ойкоса в более широком полисе и обеспечение правовой защиты женщин и несовершеннолетних, с которыми он жил в своем доме Первоначально кириос ойкоса . был мужем и отцом потомства Однако, когда законные сыновья достигали совершеннолетия, роль кириоса во многих случаях могла быть передана от отца следующему мужскому поколению. Когда сыну передавалась его часть наследства до или после смерти его отца, считалось, что он образовал новый ойкос . Таким образом, новые ойкои формировались каждое поколение и продолжали сохраняться через брак и рождение детей. [12]
Отношения между отцом и сыном были по своей сути связаны с передачей семейной собственности: законный сын мог рассчитывать на наследование имущества своего отца и, в свою очередь, был по закону обязан обеспечивать своего отца в старости. [13] Если сын не сможет заботиться о своих родителях, он может быть привлечен к ответственности, а осуждение приведет к потере его гражданских прав. [14] Однако сыновья не были обязаны содержать своих отцов в старости, если те не дали им навыка. [15] Кроме того, наследник наследства также должен будет совершить погребальные обряды на похоронах умершего и продолжать проводить ежегодные поминальные обряды. Это было бы чрезвычайно важным соображением для афинян, которые были известны своей набожностью. [12]
Женщины
[ редактировать ]
Хотя мужчины были частью как полиса, так и ойкоса , женщины играли роль только в ойкосе . В Афинах женщины со статусом гражданки не имели многих прав, которые имели мужчины-граждане. Они не имели политических прав и не могли принимать участие в управлении государством . Они могли вести лишь ограниченный бизнес, а также владеть и наследовать ограниченное имущество. Все дела от имени женщины велись ее мужем или отцом.
Афинские законы о наследовании отдавали приоритет мужчинам перед столь же близкородственными женщинами, а дочери при отсутствии сыновей вообще не наследовали, а переходили вместе с имуществом как эпиклерои . [16]
Вместо автоматического права наследования дочерям давали приданое на содержание. [17] Еще в четвертом веке афинский закон о наследстве запрещал отчуждение имущества по завещанию от законных детей. [15]
В Спарте женщины могли владеть и наследовать собственность. [18] Брак женщине устраивал ее отец или мужчина-опекун. Дома женщин держали отдельно в отдельных помещениях, что называлось гинаиконитом , и их практически никто не видел. [19] Они отвечали только за свой ойкос , который включал в себя обеспечение рабов и детей, уход за больными, а также приготовление пищи, уборку и пошив одежды. [20] [21] Большую часть этой работы, по крайней мере в богатых семьях, выполняли рабы, а афинские женщины в основном брали на себя руководящую роль.
Женщины редко выходили из дома, и даже тогда их сопровождали рабыни. Женщины ходили по магазинам и к колодцам за водой, но делали это в основном рабыни и более бедные женщины, не имевшие рабов. Пожилые женщины и вдовы имели больше свободы, как и спартанские жены. Женам в Спарте разрешалось употреблять алкоголь, что было запрещено в большинстве других городов-государств, а также иметь больше власти в ойкосе. Однако, как свидетельствует литература того времени, этот стандарт соблюдался редко. Более бедные женщины брались за работу, в том числе продавали товары на рынке, пряли, пекли хлеб, работали в сельском хозяйстве, работали кормилицами или работали вместе со своими мужьями. В таких семьях невозможно было отделить мужчин от женщин. Бедным вдовам часто приходилось работать, если у них не было средств финансовой поддержки.
В религии женщины действительно играли важную роль, например, доминирующую роль на похоронах, свадьбах и большом количестве общественных праздников. Было много жриц, и у женщин тоже были свои фестивали. Однако считается, что на некоторых праздниках женщины не присутствовали; они также не могли посещать соответствующие представления в театрах.
Дети
[ редактировать ]Этот «Дети» раздел требует дополнительных ссылок для проверки . ( Октябрь 2023 г. ) |

Роды проходили дома в присутствии всех домочадцев. Женщина-акушерка ( Майя , [22] μαῖα) могли присутствовать, и врач- в случае возникновения осложнений вызывался мужчина, но информации об акушерстве практически нет. Роды считались осквернительными, поэтому их не разрешалось проводить на священной земле. При рождении опекун (обычно отец) должен был решить, оставить ребенка себе или выдать его. Если его соблюдали, церемония очищения проводилась на пятый или седьмой день после рождения.
грудью было обязанностью матери Кормление детей , но при этом нанимались кормилицы , известны также керамические бутылочки для кормления. На вазах есть свидетельства наличия деревянных колыбелей или плетеных . С IV века до нашей эры дети гораздо чаще появляются в художественных изображениях. Дети играли во множество игр, а свидетельства существования игрушек взяты из литературы, росписей на вазах и сохранившихся примеров настоящих игрушек. На различных праздниках было принято дарить детям игрушки. Когда девочки собирались выйти замуж и когда мальчики достигали подросткового возраста, у них было принято посвящать свои игрушки божествам.
Детям мужского пола отдавалось предпочтение по многим причинам. Они увековечивали семью и семейный культ, заботились о родителях в старости и устраивали достойные похороны умерших родителей. Кроме того, сыновья могли наследовать приданое своей матери. Мальчики воспитывались в женских помещениях примерно до шестилетнего возраста, а затем получали образование в школах, но девочки оставались под пристальным наблюдением своих матерей до тех пор, пока не выходили замуж. Они редко выходили из женской части дома и обучались домашним навыкам дома, хотя некоторые религиозные праздники посещали. В Спарте мальчиков в семилетнем возрасте забирали из семей на воспитание государству.
Принятие
[ редактировать ]Мужчине разрешалось усыновить сына, чтобы продолжить род. [23] Самые ранние упоминания об усыновлении в Греции содержатся в Гортинском кодексе , где усыновленный сын имел меньше прав на наследство, чем сын по рождению. [24] К IV веку до нашей эры в Афинах существовало три формы усыновления: во-первых, пока мужчина был еще жив; во-вторых, в его воле; и, в-третьих, если мужчина умирал, не оставив наследника мужского пола и не предусмотрев в завещании усыновление сына, ему мог быть назначен сын для продолжения его семьи. [24]
Приемный сын больше не был членом своего первоначального ойкоса , а был переведен в ойкос своего усыновителя. Если он хотел вернуться к своему первоначальному ойкосу , ему пришлось оставить своего сына в приемном ойкосе , чтобы это могло продолжаться. [25]
Домашние животные
[ редактировать ]Иногда животных держали в помещении или на улице не только в практических или экономических целях, но и в качестве хобби, для шоу или в качестве домашних питомцев. Гомер упоминает собак; самым популярным домашним животным была маленькая собака, которую часто изображали на аттических надгробиях и вазах V века до нашей эры. Ручные птицы также были популярны; но не кошки. (Их священный статус в Египте, вероятно, создавал барьеры.) [26]
Прелюбодеяние
[ редактировать ]Если замужняя женщина была уличена в прелюбодеянии, ее муж был обязан развестись с ней. [27] Кроме того, любая женщина, найденная с мойхосом (прелюбодеем) [с] ) было запрещено заниматься публичными религиозными обрядами, а также носить любые украшения. [28] В речи Лисия «Об убийстве Эратосфена» предлагаются две возможные причины беспокойства афинских мужчин мойхеей : во-первых, соблазнитель не только вредит целомудрию женщины, но и развращает ее разум, и, во-вторых, тайная связь ставит под сомнение отцовство дети женщины. Кристофер Кэри считает, что вторая указанная причина - ставить под сомнение отцовство детей - была более важным соображением, поскольку отцовство детей не только имело важное значение для наследования, но и в древних Афинах это наследование включало культ предков семьи. делая чистоту крови еще более важной, чем она могла бы быть в противном случае. [27] Наконец, прелюбодеяния опасались, потому что посредством соблазнения, в отличие от изнасилования, прелюбодей мог получить доступ к дому и его имуществу. [29]
Современная социология
[ редактировать ]Этот современной социологии раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Термин ойкос также используется в последнее время и в настоящее время. Вебер использовал его для характеристики социальных групп , члены которых вносят фиксированное количество товаров и услуг в натуральной форме для использования внутри группы, а не для рынка (или которые полностью зависят от таких вкладов, сделанных извне): один из пяти типов рациональной ассоциации для удовлетворение потребностей [30] (В этом смысле он приписывает этот термин Карлу Родбертусу. [31] ).
Могут быть известны от нескольких десятков до нескольких сотен человек, но качественное время, проводимое с другими, крайне ограничено: только те, кому посвящается качественное (личное) время, можно назвать частью ойкоса . У каждого человека есть первичная группа, в которую входят родственники и друзья, которые связаны с ним через работу, отдых, хобби или соседство. Однако современный ойкос включает в себя людей, которые участвуют в каком-либо социальном взаимодействии, будь то посредством разговора или простого общения, в общей сложности по крайней мере один час в неделю.
Термин ойкофобия используется для обозначения страха перед домом или бытовой техникой. расширил это понятие Философ Роджер Скратон до значения отказа от своей родной культуры . В этом же смысле консервативный философ и классик Бенедикт Бекельд использовал этот термин. [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это приблизительное произношение: см. Древнегреческие дифтонги . (Для аттического греческого языка надежным ориентиром является правописание: см. Древнегреческая фонология # Доказательства правописания .)
- ^ Сам этот термин с тех пор применялся к социальным единицам других культур и времен; он продолжает использоваться и в настоящее время .
- ^ Хотя греческое слово moichos обычно переводится на английский как «прелюбодей», его определение шире, чем английский термин, и охватывает человека, который имел незаконный секс по обоюдному согласию с любой афинской женщиной, независимо от ее семейного положения. Нарушение, совершенное мойхосом , называлось мойхея .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Дж. К. (2008) [оригинал. 1992, в Кембриджской древней истории § Вторая серия ]. «Общество и экономика». В Льюисе, DM ; Бордман, Джон ; Дэвис, Дж. К.; и др. (ред.). Том V Кембриджской древней истории: Пятый век до нашей эры (обратите внимание, что издатель описывает новую серию (1970–2005 гг.) - и каждый том в ней - как 2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 290. ИСБН 978-0-521-23347-7 . Проверено 11 октября 2023 г. - через Scribd.
- ^ Макдауэлл, DM (1989). « Ойкос в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 39 (1): 15. дои : 10.1017/S0009838800040453 .
- ^ Кокс, Шерил Энн (14 июля 2014 г.) [оригинал 1998 г.]. Домашние интересы: собственность, брачные стратегии и семейная динамика в древних Афинах . Библиотека наследия Принстона. Издательство Принстонского университета. п. 190. ИСБН 9780691602042 .
- ^ Моррис, Ян (1999). «Археология и гендерные идеологии в ранней архаической Греции». Труды Американской филологической ассоциации . 129 :306.
- ^ Неветт, Лиза (1995). «Гендерные отношения в классической греческой семье: археологические данные» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 90 : 363. дои : 10.1017/s0068245400016257 .
- ^ Лисий , I.9
- ^ Ксенофонт , Оэкономикос ( Oeconomus ), 9,5
- ^ Перейти обратно: а б Фоксхолл, Лин (2007). «Очистка дома: распаковка «кухни» в классической Греции». Британская школа в Афинах . 15 : 233–235.
- ^ Моррис, Ян (1999). «Археология и гендерные идеологии в ранней архаической Греции». Труды Американской филологической ассоциации . 129 :307.
- ^ Неветт, Лиза (1995). «Гендерные отношения в классической греческой семье: археологические данные» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 90 : 367–368, 374–376. дои : 10.1017/s0068245400016257 .
- ^ Неветт, Лиза (1995). «Гендерные отношения в классической греческой семье: археологические данные» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 90 : 364. дои : 10.1017/s0068245400016257 .
- ^ Перейти обратно: а б Паркер, Р. (2007). Политеизм и общество в Афинах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199216116 .
- ^ См. Рубинштейн, Лене (1993). Усыновление в IV. Век Афин Греческие брошюры. Копенгаген: Копенгагенский университет (Тосканский музей). ISBN 87-7289-204-8 . ISSN 0107-8089 .
- ^ Тодд, Южная Каролина (1995). Форма афинского права . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198150237 .
- ^ Перейти обратно: а б Фоксхолл, Лин (1989). «Домохозяйство, пол и собственность в классических Афинах». Классический ежеквартальный журнал . 39:28 . дои : 10.1017/s0009838800040465 .
- ^ Шапс, ДМ (1975). «Женщины в греческом праве о наследовании». Классический ежеквартальный журнал . 25 (1): 54. дои : 10.1017/S0009838800032894 .
- ^ Фоксхолл, Лин (1989). «Домохозяйство, пол и собственность в классических Афинах». Классический ежеквартальный журнал . 39:32 . дои : 10.1017/s0009838800040465 .
- ^ Аристотель , Политика , 2.9.1269b12–1270a34.
- ^ Голден, Марк (1993). Дети и детство в классических Афинах . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 122. ИСБН 9780801846007 .
- ^ Гулд, Джон (1980). «Закон, обычаи и миф: аспекты социального положения женщин в классических Афинах» . Журнал эллинистических исследований . 100 :51. дои : 10.2307/630731 . JSTOR 630731 .
- ^ Ксенофонт , O Economicos ( Oeconomus ), 7.35–7
- ^ Руны, Дагоберт Д. , изд. (без даты). «Мейевтика». Словарь философии . Нью-Йорк: Философская библиотека. п. 186 . Проверено 10 октября 2023 г. - через HathiTrust.
- ^ Помрой, Сара (17 января 1995 г.). Богини, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Лондон: Пимлико / Шокен / Penguin Random House. п. 69. ИСБН 9780805210309 . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, ШФЛУ ; Скаллард, Х.Х. , ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 9 .
- ^ Макдауэлл, DM (1989). « Ойкос в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 39 (1): 16. дои : 10.1017/S0009838800040453 .
- ^ Хаммонд, ШФЛУ ; Скаллард, Х.Х. , ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 807-808 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 416. doi : 10.1017/S0009838800043482 .
- ^ Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 414. doi : 10.1017/S0009838800043482 .
- ^ Помрой, Сара (17 января 1995 г.). Богини, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Лондон: Пимлико / Шокен / Penguin Random House. стр. 86–87. ISBN 9780805210309 . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Вебер, Макс (октябрь 2013 г.) [ 1921 (посмертно; немецкий язык: Экономика и общество. Основы понимания социологии ); пер. 1978 ]. Рот, Гюнтер ; Виттих, Клаус (ред.). Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии (1-е изд.). Беркли + Лос-Анджелес + Лондон: Издательство Калифорнийского университета. стр. 348-349 . ISBN 9780520280021 . Проверено 12 октября 2023 г. - из Интернет-архива (+ Scribd).
- ^ Вебер, Макс (октябрь 2013 г.) [ 1921 (посмертно; немецкий язык: Экономика и общество. Основы понимания социологии ); пер. 1978 ]. Рот, Гюнтер ; Виттих, Клаус (ред.). Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии (1-е изд.). Беркли + Лос-Анджелес + Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 381 . ISBN 9780520280021 . Проверено 12 октября 2023 г. - из Интернет-архива (+ Scribd).
- ^ Бекельд, Бенедикт (2022). Западное презрение к себе: ойкофобия в условиях упадка цивилизаций . Издательство Университета Северного Иллинойса.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брайант, Джозеф М. (июль 1996 г.). Моральные кодексы и социальная структура в древней Греции: социология греческой этики от Гомера до эпикурейцев и стоиков . Серия SUNY по социологии культуры. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3042-1 .
- (Cox, 1998): см. Ссылки .
- Робинсон, Эрик, изд. (июнь 2003 г.). Древнегреческая демократия: материалы для чтения и источники . Интерпретация древней истории. Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-23394-7 .