Прелюбодеяние в классических Афинах
В классических Афинах не было точного эквивалента английского термина « прелюбодеяние », но подобная мойхея ( древнегреческий : μοιχεία ) была уголовным преступлением, которое ученые часто переводили как прелюбодеяние. Афинская мойхея ограничивалась незаконным сексом со свободными женщинами, поэтому мужчины могли законно иметь внебрачный секс с рабынями и проститутками . Как известно, афинская культура и законы о прелюбодеянии считали соблазнение гражданки худшим преступлением, чем изнасилование .
По афинским законам убийство мойхоса , пойманного на месте преступления, было юридически разрешено как убийство, имеющее оправдание. На практике это, похоже, случалось редко, и прелюбодеи чаще подвергались судебному преследованию, выкупу за деньги или физическому насилию. Физическое насилие и унижение прелюбодеев изображено в нескольких сохранившихся древнегреческих комедиях. Наказания для женщин, вовлеченных в мойхею, включают развод и утрату прав гражданства, если они были замужем, и продажу в рабство, если они не замужем, хотя случаи применения этого последнего наказания неизвестны.
Определение
[ редактировать ]Акт, который обычно переводится на английский язык как «прелюбодеяние», по-гречески назывался moicheia ( μοιχεία ). Мойхея определялась более широко, чем английское «прелюбодеяние», однако, имея в виду любое «соблазнение свободной женщины под защитой кириоса » . [ 1 ] Таким образом, секс с женой, дочерью или сестрой свободного человека считался примером мойхеи . По крайней мере, в одном случае, подробно описанном в речи «Против Неэры» , мы знаем, что предполагаемый мойхос был заключен в тюрьму на основании права отца наказать мойхея, совершенного против его дочери. [ 2 ] В афинском праве мойхея всегда совершалась мужчинами в отношении женщин. [ 2 ]
Против этой точки зрения на мойхейю Дэвид Коэн утверждал, что она ограничивается сексом с женами граждан и что слово moichos было синонимом современного английского слова «прелюбодей», но эта точка зрения была в значительной степени отвергнута другими учеными. [ 3 ]
Женатые мужчины не считались совершившими прелюбодеяние, если они вступали в сексуальные отношения с рабынями или проститутками.
Прелюбодеяние и закон
[ редактировать ]афинский закон о прелюбодеянии ( graphe moicheias ), но он не сохранился. Известно, что существовал [ 4 ] [ 5 ] Кристофер Кэри утверждает, что закон, цитируемый в § 28 книги « Об убийстве Эратосфена», представляет собой неизвестный в других отношениях закон о супружеской измене, который предписывает действия, которые необходимо предпринять в случаях мойхеи , и указывает убийство виновного в качестве одного из вариантов. [ 6 ]
Наряду с законом о мойхее , реконструированном Кэри, сохранились три афинских закона, касающихся мойхеи , все они сохранились в трудах ораторов четвертого века до нашей эры. [ 7 ] Первый из них запрещал мужчине жить с прелюбодейной женой, а прелюбодейной жене – принимать участие в публичных религиозных церемониях. [ 8 ] Второй освободил кириоса , убившего мойхоса, пойманного на месте преступления. [ 9 ] [ 10 ]
Третий сохранившийся закон о мойхее защищал обвиняемого в прелюбодеянии от незаконного тюремного заключения. [ 11 ] Его цитирует Аполлодор в книге «Против Неэры» , и современные редакторы в основном понимают, что мужчина, занимающийся сексом с проституткой, не может быть обвинен в moicheia . [ 12 ] Джонстон, однако, выступает за другое прочтение этого отрывка, который защищает мужчин от тюремного заключения за мойхею в тех случаях, когда они были вовлечены в деловые отношения с женщинами. [ 13 ]
По мнению афинского оратора Лисия , мойхея считалась более тяжким преступлением, чем изнасилование или сексуальное насилие. [ 14 ] потому что соблазнение женщины подразумевало долгосрочные отношения, в которых ее законная семья вытесняла свое место в ее привязанностях. [ 15 ] Историки в целом поверили утверждению Лисия о том, что соблазнение считалось более серьезным, чем изнасилование. [ 16 ] хотя не все приняли его объяснение по этому поводу. Например, Кристофер Кэри утверждает, что это объяснение было просто постфактумной рационализацией и что на самом деле закон больше касался возможности рождения внебрачных детей в случаях супружеской измены. [ 17 ] Однако мнение о том, что совращение считалось худшим преступлением, чем изнасилование, было подвергнуто сомнению более поздними учеными. Например, Ева Кантарелла отвергает утверждение Лисия как «гениальное, но совершенно непоследовательное». [ 18 ] и утверждает, что и изнасилование, и прелюбодеяние могут наказываться различными наказаниями, из которых в обоих случаях самым суровым является смерть. [ 19 ] Точно так же Эдвард Харрис отмечает, что изображение изнасилования как менее тяжкого преступления, чем прелюбодеяние, отвечает интересам говорящего в речи Лисия: [ 20 ] и утверждает, что изнасилование может быть преследовано как высокомерие , за которое потенциальной мерой наказания может быть смерть. [ 21 ]
История
[ редактировать ]Закон, который разрешал убийство мойчо, пойманного на месте преступления, как оправданное убийство , по-видимому, был частью закона об убийствах, установленного Драко , в то время как законы, устанавливающие альтернативные наказания для прелюбодеев, вероятно, были солонианскими по своему происхождению. [ 22 ] Однако плохое обращение с прелюбодеями и выкуп за них, похоже, имеет гораздо более длительную историю, причем прецеденты восходят к временам Гомера. Например, в книге VIII «Одиссеи » Гефест , муж Афродиты , захватывает Ареса и Афродиту вместе в постели и выставляет их на посмешище перед другими богами. [ 23 ]
Санкции
[ редактировать ]У потерпевшей стороны было как минимум четыре возможных ответа на супружескую измену. Во-первых, если прелюбодей был пойман с поличным, его мог казнить без суда и следствия кириос женщины, с которой его застали. Это было законно как в соответствии с положениями Драконовского кодекса об оправданных убийствах, так и, как полагает Кэри, в соответствии с солоновским законом о мойхее . Именно это, по утверждению Евфилета, произошло в « Об убийстве Эратосфена» . Однако, вероятно, это был необычный ответ, и современные ученые обычно полагают, что такое наказание применялось лишь изредка. [ 23 ]
Эндрю Уолперт перечисляет три альтернативы такому образу действий: предъявить правонарушителю обвинение в суде, добиться финансового штрафа или подвергнуть правонарушителя физическому насилию. [ 24 ] Наказание преступнику, осужденному за мойхею , неизвестно. Однако во многих публичных действиях ответственность за выбор наказания лежала на присяжных, и Ева Кантарелла предполагает, что так могло быть и в случае с графами моихеями . [ 25 ]
Наиболее распространенным способом наказания прелюбодеев, вероятно, был последний из этих вариантов: физическое насилие с целью унизить обидчика. [ 26 ] Кристофер Кэри считает, что такое жестокое обращение с мойхосом было прямо разрешено законом. Однако Сара Форсдайк с этим не согласна, утверждая, что на самом деле это была форма внеправового коллективного наказания. [ 4 ]
Комические источники описывают издевательства и унижения виновных в мойхее , включая сцену в « Облаках» , где Аристофан упоминает о прелюбодее, наказываемом введением редиски в его анус. [ 27 ] Другие комические наказания для прелюбодеев включают удаление лобковых волос. Константинос Каппарис утверждал, что оба этих наказания были направлены на то, чтобы унизить прелюбодея путем его феминизации, поскольку депиляция была стандартной частью женского режима красоты в классических Афинах, а также потому, что проникновение ассоциировалось с женственностью. [ 28 ] Историк Дэвид Коэн подверг сомнению идею о том, что эти комические формы насилия имели место в действительности, но Константинос Каппарис и Кристофер Кэри утверждали, что причина, по которой эти шутки имели такую долговечность в комедии, заключалась именно в том, что они были отражением реальности. [ 29 ]
Замужняя женщина, уличенная в прелюбодеянии, будет разведена, и ей будет запрещено участвовать в общественной религии. Если бы ее муж не захотел с ней развестись, он мог бы потерять свои гражданские права. [ 30 ] Джим Рой предполагает, что муж мог пойти на такой риск либо для того, чтобы сохранить приданое, либо чтобы избежать скандала. [ 31 ] Незамужняя женщина, пойманная своим кириосом в прелюбодеянии, могла быть продана в рабство, хотя не известно ни одного случая, чтобы это наказание действительно применялось. [ 30 ]
Сравнение с другими греческими городами
[ редактировать ]В своем диалоге «Гиерон » Ксенофонт утверждает, что право убивать мойхоса было закреплено законодательно не только в Афинах, но и во всех городах Греции. [ 32 ] Однако законы о прелюбодеянии, о которых мы знаем из других источников в других частях Греции, имеют тенденцию предусматривать либо финансовое наказание, либо жестокое обращение и унижение, а не смерть в качестве наказания.
В древней Гортине наказанием за соблазнение был штраф в размере до 200 статеров. [ 33 ] Гортинский закон о прелюбодеянии гласил, что, если оплата не будет произведена в течение пяти дней, кириос может издеваться над прелюбодеем так, как он пожелает, аналогично жестокому обращению с прелюбодеями, разрешенному в Афинах. [ 34 ]
В других греческих городах есть истории о публичном унижении прелюбодеев в качестве наказания. По словам Плутарха , жители Кимы называли прелюбодейных женщин «наездницами на ослах». [ 35 ] Аристотель сообщает, что в Лепреуме на Пелопоннесе прелюбодеев связывали и водили по городу в течение трех дней, а прелюбодей заставляли стоять на агоре в прозрачной тунике в течение одиннадцати дней. [ 35 ] В Писидии нам рассказывают, что прелюбодеев и прелюбодейок вместе водили по городу на осле. [ 36 ]
В некоторых местах наказание за прелюбодеяние могло быть более суровым, но опять же не доходило до смертной казни. в эпизефрийском Локрисе Например, на юге Италии мойхос мог быть наказан ослеплением. В других городах, таких как Лепреум и Кумы , мойчо подвергалась риску атимии – потери гражданских прав. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коул, Сьюзен Геттель (1984). «Греческие санкции против сексуального насилия». Классическая филология . 79 (2): 98. дои : 10.1086/366842 . S2CID 159919756 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 408. doi : 10.1017/S0009838800043482 . S2CID 159762971 .
- ^ Джонстон, Стив (2002). «Апология рукописи Демосфена 59.67». Американский журнал филологии . 123 (2): 229. doi : 10.1353/ajp.2002.0024 . S2CID 161461068 .
- ^ Перейти обратно: а б Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее (201): 9. doi : 10.1093/pastj/gtn014 .
- ↑ В обоснование этого утверждения Форсдайк цитирует псевдо-Ксенофонтскую Конституцию Афин 59.3. Однако она ссылается на Аристотеля, «Конституцию афинян», 59.3. Псевдо-ксенофонтическая Конституция состоит всего из трех глав.
- ^ Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 412. doi : 10.1017/S0009838800043482 . S2CID 159762971 .
- ^ Коул, Сьюзен Геттель (1984). «Греческие санкции против сексуального насилия». Классическая филология . 79 (2): 100. дои : 10.1086/366842 . S2CID 159919756 .
- ^ Демосфен 59.86–87.
- ^ Демосфен 23.53
- ^ Лисий 1.30
- ^ Демосфен 59.66
- ^ Джонстон, Стивен (2002). «Апология рукописи Демосфена 59.67». Американский журнал филологии . 123 (2): 231. doi : 10.1353/ajp.2002.0024 . S2CID 161461068 .
- ^ Джонстон, Стив (2002). «Апология рукописи Демосфена 59.67». Американский журнал филологии . 123 (2): 253. doi : 10.1353/ajp.2002.0024 . S2CID 161461068 .
- ^ Коул, Сьюзен Геттель (1984). «Греческие санкции против сексуального насилия». Классическая филология . 79 (2): 101. дои : 10.1086/366842 . S2CID 159919756 .
- ^ Помрой, Сара (1994). Богини, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Лондон: Пимлико. стр. 86–87.
- ^ Харрис, Эдвард М. (1990). «Считали ли афиняне соблазнение худшим преступлением, чем изнасилование?». Классический ежеквартальный журнал . 40 (2): 370. дои : 10.1017/s0009838800042956 . S2CID 170121080 .
- ^ Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 415–416. дои : 10.1017/S0009838800043482 . S2CID 159762971 .
- ^ Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 243.
- ^ Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 244.
- ^ Харрис, Эдвард М. (1990). «Считали ли афиняне соблазнение худшим преступлением, чем изнасилование?». Классический ежеквартальный журнал . 40 (2): 371. doi : 10.1017/S0009838800042956 . S2CID 170121080 .
- ^ Харрис, Эдвард М. (1990). «Считали ли афиняне соблазнение худшим преступлением, чем изнасилование?». Классический ежеквартальный журнал . 40 (2): 373. doi : 10.1017/S0009838800042956 . S2CID 170121080 .
- ^ Каппарис, Константинос (1996). «Унижение прелюбодея: закон и практика в классических Афинах». Международный журнал античного права . 43 :72–73.
- ^ Перейти обратно: а б Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее (201): 10. doi : 10.1093/pastj/gtn014 .
- ^ Вулперт, Эндрю (2001). «Лисий 1 и политика Ойкоса». Классический журнал . 96 (4): 418.
- ^ Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 243–244.
- ^ Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее (201): 8. doi : 10.1093/pastj/gtn014 .
- ^ Коэн, Дэвид (1991). «Сексуальность, насилие и афинский закон высокомерия». Греция и Рим . 38 (2): 176. doi : 10.1017/S001738350002355X . S2CID 145301133 .
- ^ Каппарис, Константинос (1996). «Унижение прелюбодея: закон и практика в классических Афинах». Международный журнал античного права . 43:76 .
- ^ Каппарис, Константинос (1996). «Унижение прелюбодея: закон и практика в классических Афинах». Международный журнал античного права . 43 :66–67.
- ^ Перейти обратно: а б Рой, Дж. (1997). «Альтернативная сексуальная мораль для классических афинян». Греция и Рим . 44 (1): 13. дои : 10.1093/gr/44.1.11 .
- ^ Рой, Дж. (1997). «Альтернативная сексуальная мораль для классических афинян». Греция и Рим . 44 (1): 14. дои : 10.1093/gr/44.1.11 .
- ^ Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 415. doi : 10.1017/S0009838800043482 . S2CID 159762971 .
- ^ Харрис, Эдвард М. (1990). «Считали ли афиняне соблазнение худшим преступлением, чем изнасилование?». Классический ежеквартальный журнал . 40 (2): 375. doi : 10.1017/S0009838800042956 . S2CID 170121080 .
- ^ Каппарис, Константинос (1996). «Унижение прелюбодея: закон и практика в классических Афинах». Международный журнал античного права . 43:74 .
- ^ Перейти обратно: а б Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее (201): 3. doi : 10.1093/pastj/gtn014 .
- ^ Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее (201): 3–4. дои : 10.1093/pastj/gtn014 .
- ^ Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 244.