Чтец (литургия)
В некоторых христианских конфессиях чтец Священных или лектор – это человек, ответственный за чтение вслух отрывков из Писаний во время литургии . В раннехристианские времена читатель представлял особую ценность из-за редкости грамотности .
Католическая церковь
[ редактировать ]В латинских литургических обрядах Католической церкви термин чтеца или чтеца « [1] означает человека, которому в конкретной литургии поручено читать библейский текст, отличный от Евангелия (чтение Евангелия на мессе предназначено специально для диакона или, в его отсутствие, для священника ). Но оно также имеет более конкретное значение, когда речь идет о человеке, который был «установлен» в качестве чтеца или чтеца и является таковым, даже если ему не поручено читать на определенной литургии.
Офис ранее классифицировался как один из четырех второстепенных орденов в Латинской церкви . Однако с 1 января 1973 года в апостольском письме Miniria quaedam вместо этого постановлялось: [2]
- То, что до сих пор называлось второстепенными приказами, отныне будет называться министерствами .
- Служения могут быть поручены христианам-мирянам; следовательно, их больше нельзя считать предназначенными для кандидатов на таинство посвящения.
- Во всей Латинской Церкви должны быть сохранены два служения, приспособленные к современным нуждам, а именно служение чтеца и прислужника . Функции, ранее возложенные на иподиакона, возлагаются на чтеца и прислужника.
- Чтец предназначен для соответствующей ему функции – чтения слова Божия в литургическом собрании. Соответственно, он должен провозглашать чтения Священного Писания, за исключением Евангелия, во время Мессы и других священных торжеств; он должен читать псалом между чтениями, когда нет псалмопевца; он должен изложить намерения общего ходатайства в отсутствие диакона или кантора; он должен руководить пением и участием верующих; он должен наставлять верующих достойно принимать таинства. Он может также, насколько это необходимо, заботиться о подготовке других верующих, назначенных на временной основе, для чтения Священного Писания во время литургических богослужений. Чтобы более подходящим и совершенным образом выполнять эти функции, ему следует усердно размышлять над Священным Писанием.
- Сознавая свою обязанность, читатель должен приложить все усилия и использовать подходящие средства, чтобы приобрести ту все более теплую и живую любовь и знание Священного Писания, которые сделают его более совершенным учеником Господа.
Канон 1035 Кодекса 1983 года канонического права требует, чтобы кандидаты на диаконическое рукоположение получили и исполняли в течение соответствующего времени служения чтеца и помощника, и предписывает, что учреждению второго из этих служений должно предшествовать рукоположение не менее шести месяцев в качестве дьякон. [3]
Установленные лекторы, мужчины или женщины (с Motu proprio Spiritus Domini 2021 года ), [4] обязаны при объявлении чтений на мессе носить альб или «другую подходящую одежду, законно одобренную Конференцией епископов». [5] такие как ряса и стихарь . [6] Другие, выполняющие функцию чтеца, «могут идти на амвон в обычной одежде, но это должно соответствовать обычаям различных регионов». [7]
В Общем указании Римского Миссала о тех, кто, не будучи лекторами в конкретном смысле этого слова, выполняют свои функции на Мессе, говорится следующее: «При отсутствии установленного чтеца другие миряне могут быть уполномочены провозглашать чтения из Священных Священного Писания, людей, которые действительно подходят для выполнения этой функции и тщательно подготовлены, чтобы, слушая чтения священных текстов, верующие могли зародить в своих сердцах сладкую и живую привязанность к Священному Писанию». [8]
В своих разделах тот же документ перечисляет конкретные обязанности лектора на мессе. [9]
Католические организации-традиционалисты, такие как Священническое Братство Св. Петра , Институт Христа Царя-Суверенного Священника и Личная Апостольская Администрация Святого Иоанна Марии Вианнея, имеют право использовать обряд, существовавший до 1973 года, для своих членов, получающих должность чтеца. [10]
Восточные литургические обряды
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви и в Восточно-Католических Церквях византийской традиции чтец (по- Ἀναγνώστης гречески Anagnostis ; по- церковнославянски Чтец Чтец ) — второй по величине из младших сословий духовенства. Этот чин выше Привратника (ныне во многом устаревшего) и ниже иподиакона .
Непосредственно перед рукоположением в чтецы кандидата постригают в знак его покорности и послушания при вступлении в священническое состояние. Это отдельный акт от рукоположения. Пострижение совершается только один раз, непосредственно перед фактическим рукоположением чтеца, которое в чине рукоположения именуется «первой степенью священства». Однако это не средство, с помощью которого человек становится читателем. Чтецы, как и иподиаконы, рукополагаются хеиротесией — буквально «возлагать руки», тогда как хиротония — «протягивать руки» — практикуется при рукоположении высшего духовенства: епископов, священников и диаконов. [11]
После пострижения чтец облачается в короткую фелонь , [12] который он носит, впервые читая Послание. Затем эту короткую фелонь снимают (и после этого никогда не надевают) и заменяют стихихаром , который в дальнейшем чтец носит всякий раз, когда исполняет свои литургические обязанности. Однако эта практика не является универсальной, и многие епископы и священники разрешают чтецу выполнять свои функции только в рясе или (если монах ) в рясе . [13] Иногда епископ определяет, какой практике облачения он желает следовать в своей епархии . [14]
На византийских иконах часто изображены чтецы и церковные певцы в одежде, напоминающей стихарь (более свободную и струящуюся, чем современный стихарь), и в остроконечной шляпе с выдвинутыми в стороны полями. [15]
В Восточной Фракии , в период Османской империи и до трагедии 1922 года, некоторые миряне были отобраны посредством символического пострижения и хиротезии для получения церковного благословения и звания «Анагностис» .
Англиканство
[ редактировать ]Незначительные ордена были прекращены в реформированной англиканской церкви . Современная должность чтеца была введена в 1866 году и отличается от традиционной второстепенной должности чтеца. Это должность лицензированного священника-мирянина, и по этой причине человека, занимающего эту должность, во многих частях Англиканской общины называют «читателем-мирянином». После периода богословской подготовки (часто, в случае англиканской церкви, трех лет вечерних занятий), мирянин получает лицензию на проповедь и проведение публичного богослужения. Чтец не является священнослужителем и не может председательствовать в Евхаристии , совершать бракосочетания , отпускать грехи и благословлять . [16]
Чтец имеет лицензию на проведение несакраментального богослужения (включая, в некоторых случаях, похороны ), может помогать в руководстве евхаристическим богослужением и может проповедовать. Англиканские читатели в некоторых странах часто носят синий палантин с хоровой одеждой . [16]
Методизм
[ редактировать ]В Объединенной методистской церкви в США, как и в англиканской церкви, сертифицированный служитель-мирянин — это слуга, призванный и оснащенный для проведения публичного богослужения, заботы о прихожанах, помощи в руководстве программой, развития новых и существующих религиозных общин. , проповедуйте Слово, возглавляйте небольшие группы или организуйте служение по работе с населением в составе команды служения под руководством и поддержкой рукоположенного служителя. [17]
Роль сертифицированных служителей-мирян предназначена для миссионерского руководства в церквях или других учреждениях служения в рамках командного служения под руководством духовенства, и они назначаются в поместную церковь окружным суперинтендантом, в отличие от духовенства, которое назначается епископом. . [17]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Термин «лектор» используется вместо термина «читатель» в официальном английском тексте Общей инструкции Римского Миссала («читатель» встречается в № 352 этого документа, но не где-либо еще), но « «Читатель» используется в английской версии Постсинодального апостольского увещевания Verbum Domini , где слово «Читатель» пишется с заглавной буквы для обозначения «учрежденного» чтеца или чтеца.
- ^ «Папа Павел VI – Некоторые министерства» . ewtn.com
- ^ «Кодекс канонического права: текст — IntraText CT» . intratext.com .
- ^ «Фрэнсис меняет закон католической церкви: женщинам разрешено быть лекторами и служителями алтаря» . Национальный католический репортер . 11 января 2021 г.
- ^ Общая инструкция Ордена Мессы, 339 г.
- ^ «Глава VI: Необходимые условия для совершения мессы» . usccb.org .
- ^ «Глава III: Должности и служения в совершении Литургии Слова внутри мессы» . catholicliturgy.com .
- ^ «101» . usccb.org . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «194-198» . usccb.org . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Только в Институтах посвященной жизни и Обществах апостольской жизни , находящихся под юрисдикцией Папской комиссии Ecclesia Dei , и в тех, которые используют литургические книги формы extraordinaria , используется Pontificale Romanum 1962 года для дарования малых и крупные заказы разрешены» ( Инструкция по применению Summorum Pontificum , 30 апреля 2011 г. , 31).
- ^ «Сакраментальная жизнь Православной Церкви – Литургия и Богослужение – Греческая Православная Архиепископия Америки» . www.goarch.org . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Паттерсон / 1200.JPG» . Архивировано из оригинала 4 марта 2006 г. Проверено 24 января 2006 г.
- ^ "Изображение" . Косово.нет . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «ХТК: Литургический приказ №1» . Holy-Trinity.org .
- ^ «Каталог значков, левый нижний угол» . oca.org . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Веб-сайт англиканских читателей — Домашняя страница» . англикан.орг .
- ^ Перейти обратно: а б «Часто задаваемые вопросы по CLM» . umc.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фото: Пострижение чтеца
- Церковное чтение: жизненно важное служение диакона Сергия Халворсена (православного)