Стихарь

Стихарь ; греческий: στιχάριον; славянский : (также стихарь или стихарь Стиха́рь — Стихарь) — литургическое облачение Восточной Православной и Восточно-Католической Церквей , примерно аналогичное по функциям альбу Западной Церкви. Стихарь носят все классы рукоположенных служителей Константинопольского обряда и бывает двух видов: один носят священники , а другой носят диаконы и другие алтарники .
Стихарь произошел от хитона — длинной одежды с рукавами, доходившей до земли и которую в древние времена носили как мужчины, так и женщины. [1]
Дьяконы и служители
[ редактировать ]В той форме, которую носят дьяконы, иподиаконы , алтарники, а иногда и чтецы , стихирь представляет собой длинную одежду с широкими свободными рукавами, застегивающимися на шее и часто открытыми по бокам, но удерживаемыми пуговицами или завязками. Таким образом, по форме он близок к далматике и оболочке западного христианства. Обычно крестом вышивается или аппликируется в центре спины, между лопатками, . Этот тип стихаря часто изготавливается из богатой парчи различных литургических цветов и носится как внешнее облачение. Стихарь символизирует «чистую и спокойную совесть, непорочную жизнь и проистекающую от нее духовную радость о Господе». [2]
Священники
[ редактировать ]
Стихарь, используемый священниками и архиереями, носится как нижнее облачение. В этом виде он часто изготавливается из более легкой ткани: льна, атласа, шелка и т. д. и обычно белого цвета, хотя может быть изготовлен и из цветной ткани. Обычно он гораздо менее богато украшен, чем диаконский стихарь. Стихарь священника имеет узкие рукава, завязывающиеся на запястьях. Белый цвет символизирует, что благодать Святого Духа покрывает служащего ризой спасения. [1]
В русской традиции архиерейский стихарь может быть украшен более изысканно, чем священнический, и иногда его называют подсаккосником , . т » е . « подсаккосом .
Коптские священники носят белый стихарь с большим крестом спереди и сзади и меньшими крестами на каждом рукаве. "Ⲓⲏ̅̅ⲥ̅̅ Ⲡⲓⲭ̅̅ⲥ̅̅ ̀Ⲡϣⲏⲣⲓ ̀ⲙⲫ̅ϯ» ( Nomina Sacra для Ⲓⲏⲥⲟⲥ Ⲡⲓ̀ⲭⲣⲏⲥⲧⲟⲥ Вокруг крестов обычно пишется ̀Ⲡϣⲏⲣⲓ ̀ⲙⲪⲛⲟⲩϯ), что означает «Иисус Христос, Сын Божий». Одежда , похожая на епитрахиль, обычно надевается сверху, но не используется во время меньших служб, как и другая одежда в особых случаях. Халдейские и ассирийские жрецы носили похожую одежду, похожую на альба , называемую коттина . Сирийский . куттино теперь тоже почти всегда белый Армянский эфиопский патмукан и камис . подобны стихарию
Литургическое использование
[ редактировать ]Диаконы, иподиаконы и алтарники носят стихирь на любом богослужении, на котором они служат. Однако в греческой практике сложился обычай во время малых служб носить только орарь и эпиманикию без стихаря.
Перед облачением диакон или алтарники отдают свой стихарь священнику (или архиерею, если он присутствует), чтобы благословить его перед надеванием. Архиереи и священники перед облачением сами благословляют свои облачения. целует крест на спине своей фелони . Каждый служитель перед тем, как надеть его, [3]
При облачении на Божественную литургию произносят следующую облачную молитву священники и диаконы , надевая одежды, :
- Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждой радости покрыл меня; Он возложил на меня венец, как на жениха, и украсил меня благолепием. [4]
При облачении архиерея перед Божественной литургией вышеуказанную молитву читает протодиакон , возлагая на него облачение иподьяконы. Иногда эту молитву поет хор во время облачения архиерея. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Соколоф, протоиерей Д. (2001), Руководство по богослужению Православной Церкви (3-е изд.), Джорданвилл, штат Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского , Свято-Троицкий монастырь , с. 29
- ^ Хэпгуд, Изабель Ф. (1975) [1922], Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви (5-е изд.), Энглвуд, штат Нью-Джерси: Антиохийская православная христианская архиепископия Нью-Йорка и всей Северной Америки, стр. xxxvi
- ^ Нассар, преподобный Серафим (1979) [1958], Божественные молитвы и службы Католической Православной Церкви Христа (3-е изд.), Энглвуд, штат Нью-Джерси: Антиохийская православная христианская архиепархия Северной Америки, стр. 1108
- ^ Лоранс, рассафор-монах (пер.) (1987), Порядок Святой и Божественной литургии Отца нашего среди святых Иоанна Златоуста (2-е изд.), Джорданвилл, штат Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, п. 23
- ^ Ковальчук, протоиерей Феодор С. (1985), Сокращенный Типикон (2-е изд.), Южный Ханаан, Пенсильвания: Св. Издательство Тихоновской семинарии , с. 88