Алтарный сервер
Алтарник , — мирянин во помощник священнослужителя время христианской литургии . Алтарный служитель выполняет такие задачи у алтаря, как принесение и переноска, звон в алтарный колокол , помощь в переноске даров и богослужебных книг, среди прочего. Если он молод, служителя обычно называют алтарником или алтарницей . В некоторых христианских конфессиях служители алтаря известны как служители . [1]
Латинская церковь [ править ]
Хотя функция алтарника обычно ассоциируется с детьми, ее могут выполнять и выполняют люди любого возраста и достоинства. [2]
Согласно Общему указанию Римского Миссала , «Месса не должна совершаться без служителя или хотя бы одного из верующих, кроме как по справедливой и разумной причине». [3]
Термин «помощник» [ править ]
Как и в других церквях, [4] [5] иногда называют прислужниками служителей алтаря в Латинской церкви . [6] [7] Папа Бенедикт XVI говорил о святом Таркисии как о «предположительно послушнике, то есть алтарнике». [8] Однако в Латинской церкви термин «помощник» также используется в более узком смысле, часто обозначаемый как «учрежденный помощник». [9] означает взрослую женщину или мужчину, получившую установленное служение с таким именем. [10] [11] Послушники в этом более узком смысле не обязательно готовятся к рукоположению в диаконы и священники. [12] Им разрешено выполнять некоторые функции, в частности, очищение евхаристических сосудов, которые не поручаются обычным служителям. [13] Лица, подлежащие рукоположению в диаконат, должны быть назначены аколитами не менее чем за шесть месяцев до этого. [14] Это служение долгое время классифицировалось в Латинской церкви как второстепенный орден , как это было принято на Тридентском соборе . [15] [16] Общая инструкция Римского Миссала , в которой не используется термин «служитель», а вместо этого говорится о алтарных служителях в целом среди «других служителей», подробно рассматриваются функции «помощника», часто указывая «установленного помощника». [17]
Женские алтарники [ править ]
Кодекс канонического права 1983 года изменил юридическую ситуацию: не делая различия между мужчинами и женщинами, он заявил: «Миряне могут выполнять функцию чтеца в литургических действиях путем временного назначения. Все миряне могут также выполнять функции комментатора или кантора » . или иные функции в соответствии с нормами права». [18] 30 июня 1992 года Папский совет по толкованию законодательных текстов издал аутентичное толкование этого канона, заявив, что служение алтарю является одной из «других функций», доступных мирянам в целом, без различия между мужчинами и женщинами. [19]
Ссылаясь на это подлинное толкование, Конгрегация богослужения и дисциплины таинств направила 15 марта 1994 года циркулярное письмо президентам епископских конференций , разъясняя, что рассматриваемый канон носит лишь разрешительный характер. Это не требует использования женщин-служителей алтаря. Таким образом, каждый епархиальный архиерей должен решить, допускать ли их в свою епархию. [20] В более позднем документе, датированном 2001 годом, говорится, что, даже если епископ разрешает женщинам-служителям алтаря, священник, отвечающий за церковь в этой епархии, не обязан нанимать их, поскольку никто, мужчина или женщина, не имеет права стать алтарником. сервер. В документе также говорится, что «всегда будет весьма уместно следовать благородной традиции прислуживания мальчиков у алтаря». [21]
Поскольку священники, возглавляющие церкви, не обязаны пользоваться разрешением епархиального епископа в этом вопросе, священники, принадлежащие к традиционалистским католическим группам, таким как Священническое Братство Святого Петра , Институт Христа Царя Суверенного Священника , Институт Доброго Пастыря, , Общество Святого Пия X , самопровозглашенный католический CMRI и некоторые другие священники этого не делают.
В Соединенных Штатах, после решения Арлингтонской епархии разрешить им, епархия Линкольна, штат Небраска, стала единственной епархией в стране, которая не позволяла женщинам быть алтарниками в 2006 году, после того как единственный другой противник снял запрет на женский алтарь. серверы. [22] Однако в августе 2011 года к ней присоединилась церковь Фениксской епархии , когда было объявлено, что девочкам больше не будет разрешено служить в алтаре. [23]
Обязанности на мессе [ править ]
В отсутствие установленных прислужников некоторые из их функций на Мессе могут выполнять алтарные служители. [24]
- Служители держат богослужебные книги для священника, когда он не у алтаря и с простертыми руками произносит президентские молитвы. Они приносят и держат в руках такие вещи, как книги, кадила, воду и полотенце для лавабо , сосуды для освященного хлеба и микрофоны. [25]
- Вход: входную процессию возглавляет турифер с горящим благовонием (если благовония используются во время мессы) и крестоносец, несущий крест процессии , которого с обеих сторон окружает еще один служитель с зажженной свечой . [26]
- Провозглашение Евангелия: если используется благовоние, служитель преподносит священнику во время Аллилуиа или другого предевангельского пения кадило и благовоние, которое он кладет в кадило и благословляет. [27] и служители, которые могут нести кадило и зажженные свечи, предшествуют амвону диакону или священнику, возвещающему там Евангелие. [28]
- Подготовка даров: один или несколько служителей помогают разместить капрала, очистителя(ов), чашу(и), покров(ы) и Миссал на алтаре, оставляя это дьякону, чтобы он позаботился о дарах. священные сосуды. [29] (На сослуженной Мессе без участия диакона сослужащий священник выполняет функции, возложенные на диакона.) [30] Если, когда это уместно, хлеб и вино для мессы преподносят верующие, служители помогают священнику или дьякону, который получает эти и, возможно, другие дары, и несут хлеб и вино священнику, помещая другие дары в место, отличное от других. алтарь. [31] Они преподносят кувшины с вином и водой, чтобы тот налил их в чашу. священнику или дьякону [32] Если используется благовоние, служитель подносит кадило и фимиам священнику, который окуривает приношения, крест и жертвенник, после чего дьякон или служитель окуривает священника и народ. [33] [34] Когда священник моет руки, стоя сбоку от алтаря, служитель поливает их водой. [35]
- Освящение: алтарник звонит в колокол незадолго до освящения, обычно во время эпиклезиса (когда священник простирает руки над дарами). По местному обычаю, служитель также звонит в колокол, когда после освящения хлеба и вина священник показывает Гостию, а затем Чашу. Если используется благовоние, служитель окуривает освященное воинство и чашу, пока они показываются людям. [36]
- Знак мира: Священник или дьякон могут подать знак мира служителям, оставаясь в святилище. [37]
- Раздача Святого Причастия: В некоторых местах служители принято помогать при раздаче Святого Причастия, держа причащающихся тарелку для причастия. [38] Независимо от того, будет ли оно храниться причастниками или служителем, перед Мессой на столе для верования ставится тарелка для причастия . [39] [40] Его употребление (принимаемое причащающимися) предписано при Святом Причастии по намазу . [41]
- Молитва: Служители возглавляют священника и любое другое духовенство, как и во время входной процессии, за исключением того, что служитель, который действовал как турифер при входе, теперь следует за крестоносцем. [42]
- Если епископ торжественно служит мессу, два служителя в вимпе держат митру и посох и представляют их в подходящее время.
Облачения [ править ]
Облачение, общее для всех рукоположенных и назначенных служителей любого ранга, представляет собой альб , который следует завязывать на талии поясом, если только альб не приспособлен для ношения без пояса. [43] Послушники, чтецы и другие служители-миряне (например, алтарники) могут носить либо альб, либо другую соответствующую одежду, как это определено местной епископской конференцией . [44]
Служители часто носят рясу и стихарь , причем наиболее распространенными цветами рясы сервера являются черный и красный. [45]
Византийский обряд [ править ]
В Византийском обряде алтарники помогают высшему духовенству во время служб. Они могли нести крест, свечи или литургические веера во время процессий и входов ; содержать в порядке кадильницу , проверяя, чтобы в ней было достаточно живого угля, загружая ее благовониями и передавая ее священнику или дьякону, когда это необходимо; вовремя подготовить горячую воду ( зеон ) для добавления ее в чашу во время Божественной литургии ; приготовьте антидор для принятия людьми после Святого Причастия ; и любые другие необходимые дела, чтобы священнику не приходилось отвлекаться во время службы. Священнослужитель наделен только стихарием .
В ранней Церкви , прежде чем стать служителем, нужно было постригнуться . В настоящее время во многих местах не требуется постригаться перед допуском к служению (поскольку постриг должен совершить епископ или священник высшего ранга). Обряды «Отставления свечницы» и «Пострижения чтеца » теперь объединены в одну службу. католическая, существует обычай В некоторых традициях, таких как греко-православная или мелькито- разрешать постриженным служителям алтаря также облачаться в орарь , который носят скрещенным на спине, как у иподиакона , но с концами, свисающими параллельно спереди. У русских же орарь носят обычно не служители, а только рукоположенные в сан иподьяконы и диаконы, за исключением мирян, благословленных исполнять некоторые функции иподиаконов, иногда благословляемых на ношение ораря.
Перед облачением служитель должен сложить свой стихарь и принести его священнику для благословения. Священник благословляет и кладет руку на сложенный стихарь. Служитель целует руку священника и Крест на облачении, а затем уходит в облачение. Любой служитель, не постриженный, должен снять стихарь при причастии , потому что причащающиеся причащаются согласно своему порядку внутри Церкви (поэтому постригают священнослужителей, а миряне снимают облачения). Прежде чем развестись по окончании службы, служитель должен получить благословение священника.
Минимальный возраст варьируется в зависимости от местных обстоятельств, но мальчики должны быть достаточно зрелыми, чтобы выполнять свои обязанности, не нарушая святости алтаря. Хотя в Северной Америке мальчики часто служат алтарниками, в некоторых местах эта практика практически неизвестна, и эти обязанности всегда выполняют взрослые мужчины. В других местах, где служителями алтаря обычно являются мальчики, взрослые мужчины не надевают облачение, если их призывают служить. В других местах мальчикам не разрешается служить в Алтаре, когда они достигают подросткового возраста, на том основании, что молодой человек уже недостаточно невинен, чтобы служить в алтаре.
На служителей алтаря, независимо от возраста, распространяются все обычные ограничения для лиц, не занимающих более высокого священнического положения. Тому, у кого течет кровь или имеется открытая язва, не разрешается входить в алтарь. Ни при каких обстоятельствах нельзя прикасаться к престолу и чему-либо на нем, а также к протезу без благословения. Им запрещено прикасаться к священным сосудам, чаше и дискосу (патену). Они не могут стоять непосредственно перед престолом или проходить между передней его частью и иконостасом , но должны пересечь между жертвенником и Горним местом , если им необходимо перейти на противоположную сторону.
Вообще женщины в алтаре не служат, кроме как в женских монастырях . В этом случае они не принимают священнического пострига (хотя они должны быть пострижены в монахини ) и не облачаются в стихирь, а носят свой обычный религиозный наряд для посещения служб и служат на определенном расстоянии от настоящего алтаря. Обычно в алтаре могут служить только старшие монахини; но игумении ( игумении ) разрешено войти, даже если она моложе. Некоторые приходы начали использовать женщин в качестве алтарников.
Другие церкви [ править ]
Во многих англиканских церквях [46] и лютеранские церкви, [47] все, кто занимает вышеуказанные должности, называются помощниками.
Однако в англо-католической и некоторых епископальных церквях подавляющее большинство ролей, связанных с алтарником, такие же, как и в католической церкви, и те же названия для каждой отдельной роли сохранены из католической традиции - в основном восстановлены во время Оксфордского движения. в 19 веке.
- Алтарь , работа Джакомо ди Кирико.
- Эсколанец , Хосе Бенлиуре-и-Хиль
- Служители алтаря во время молитвы, картина Феликса фон Энде , ок. 1888 г.
- Месса Вербного воскресенья , Здзислава Ясинского 1891 г.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Итон, Роберт (2001). Как мотивировать, обучать и воспитывать помощников: пять семинаров и другие ресурсы . Church Publishing, Inc. с. 46. ИСБН 9780819224569 .
«Служитель» и «Аколит» часто являются взаимозаменяемыми словами.
- ^ Леонард Порт-Морис (1970). Спрятанное сокровище: Святая Месса . Книги ТАН. ISBN 9781618905314 .
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 254; ср. Кодекс канонического права, канон 906 .
- ^ Роджер Спир-младший, Шэрон Эли Пирсон, Я служу у Божьего алтаря: Служение послушников (Church Publishing, 2018)
- ^ Роберт Итон, Как мотивировать, обучать и воспитывать служителей (Church Publishing, 2001), стр. 46
- ^ Дэвид Филиппарт, Служите Богу с радостью: Руководство для служителей (Публикации по обучению литургии, 1998), стр. 106
- ^ Глоссарий по обучению серверов St. Peter
- ↑ Папа Бенедикт XVI, общая аудиенция, 4 августа 2010 г.
- ^ Лафлин, Коринна; Райли, Кеннет А.; Тернер, Пол (2014). Руководство для чрезвычайных служителей Святого Причастия . ЛитургияОбучениеПубликации. п. 57. ИСБН 9781616711283 .
- ^ «Фрэнсис меняет закон католической церкви: женщинам разрешено быть лекторами и служителями алтаря» . Национальный католический репортер . 11 января 2021 г.
- ^ Кодекс канонического права, канон 230.
- ^ Шесть мирян назначены помощниками в Спокане (Католическая служба новостей, 14 декабря 2018 г.)
- ^ Общая инструкция Римского Миссала, 192 г.
- ^ Кодекс канонического права, канон 1035 §2
- ^ Тридентский совет, XXIII сессия
- ^ Дж. Уотерворт, изд. (1848), Каноны и постановления Священного и Вселенского Тридентского Собора , стр. 170–192.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала, 98, 100, 162, 191, 192, 247, 249, 279, 284.
- ^ Кодекс канонического права, канон 230 §2
- ^ Аутентичная интерпретация канона 230 §2.
- ^ Сообщение Ватикана о женских алтарных служительницах
- ^ «Католическая литургическая библиотека» .
- ^ «USATODAY.com — Небрачная епархия — единственная в США, кто не разрешает прислужницам» . США сегодня .
- ^ Клэнси, Майкл. «Собор епархии Феникса не допускает девушек-служителей алтаря» . Республика Аризона . Архивировано из оригинала 2 ноября 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Общая инструкция к Римскому Миссалу, № 100» (PDF) . https://liturgyoffice.org.uk .
- ^ «Конференция католических епископов Англии и Уэльса, празднование мессы: пастырское введение (Католическое общество истины, 2005), стр. 19» (PDF) . https://liturgyoffice.org.uk .
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 120
- ^ Общая инструкция Римского Миссала, вып. 132
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 133, 175
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 139, 178
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 208
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 73, 140
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 142
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 144, 178
- ^ Общая инструкция Римского Миссала не содержит упоминаний об отдельном каждении сослужителей (ср. Эдвард Макнамара, «Каждение прихожан» ).
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 145
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 150
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 154, 181
- ^ « Справочник алтарника католической церкви Святой Троицы, Гейнсвилл, Вирджиния (2009), стр. 16» (PDF) . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 118
- ↑ Наставление Таинства Искупления , 93.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , вып. 118
- ^ Общая инструкция Римского Миссала, вып. 169
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 336 г.
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 339 г.
- ^ Эдвард Макнамара «Цвета ряс и алтарных покровов»
- ^ «Аколит» . Епископальная церковь. 22 мая 2012 года . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ «Послушники и диаконы» . augustanadc.org . Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 28 октября 2017 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Фотография епископа Русской Православной Церкви в окружении служителей
- Онлайн-руководство по серверу алтаря SanctaMissa.org с видео и руководствами (Римский миссал 1962 г.), заархивировано 3 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- Руководство по серверу Алтаря
- Еще одно руководство по алтарному серверу
- Официальный сайт Министерства алтарников собора Сан-Роке, епархия Калукан, Филиппины
- Официальный сайт Министерства алтарников Сто. Приход Ниньо, Тагиг, Филиппины