Мирянин настоятель
Мирянин- аббат ( лат . abbatocomes, abbas laicus, abbas миль , букв. « аббат-граф, мирянин-аббат, аббат-солдат» ) — имя, используемое для обозначения мирянина , которому король или кто-то из влиятельных лиц пожаловал аббатство как вознаграждение за оказанные услуги; он распоряжался принадлежащим ему поместьем и имел право на часть дохода. Обычай существовал в основном во Франкской империи с восьмого века до церковных реформ одиннадцатого.
Фон
[ редактировать ]Многочисленные синоды, проходившие во Франции в шестом и седьмом веках, издавали указы против такого злоупотребления церковной собственностью. Меровинги . раздавали церковные земли мирянам или, по крайней мере, разрешали им владение и пользование, но не право собственности [1] Короли Меровингов также имели обыкновение назначать настоятелей основанных ими монастырей; более того, многие монастыри, хотя и не основанные королем, перешли под королевское покровительство, чтобы разделить его защиту, и таким образом стали собственностью короны.
История
[ редактировать ]Этот обычай правителей Меровингов был взят за прецедент французскими королями для награждения мирян аббатствами или передачи их епископам в знак благодарности . Чарльз Мартель был первым, кто передал в дар мирянам, политическим друзьям и солдатам обширную существующую церковную собственность. [1] Св. Бонифаций , а позже Гинкмар Реймсский наиболее мрачно рисует последующее падение церковной дисциплины, и хотя Бонифаций пытался реформировать франкскую церковь, дарование аббатств светским аббатам не было отменено.
Карл Великий также часто передавал церковную собственность, а иногда и аббатства, в феодальное владение . Аббатство Сен-Рикье (Чентула) в Пикардии имело светских аббатов со времен Карла Великого, который передал его своему другу Ангильберту , поэту и любовнику его дочери Берты и отцу двух ее сыновей. После смерти Ангильберта в 814 году аббатство было передано другим мирянам.
Людовик Благочестивый помогал святому Бенедикту Анианскому в его усилиях по реформированию монашеской жизни. Для этого необходимо было восстановить свободное избрание игуменов, а также назначение непорочных монахов настоятелями монашеских домов. Хотя Людовик разделял эти принципы, он продолжал даровать мирянам аббатства, а его сыновья подражали ему. [1] и не был священнослужителем, Хотя Эйнхард он был настоятелем монастыря Святого Бавона в Генте и своего собственного фонда в Михельштадте. [2]
Различные синоды девятого века издавали постановления против этого обычая; Синод Диденхофена (октябрь 844 г.) постановил в своем третьем каноне, что аббатства больше не должны оставаться во власти мирян, но что их настоятелями должны быть монахи. [3] Подобным же образом Синоды Мо и Парижа (845–846) жаловались, что монастыри, принадлежащие мирянам, пришли в упадок, и подчеркивали долг короля в этом отношении. [4] Но аббатства продолжали предоставляться мирянам, особенно во Франции и Лотарингии , например, Эвре близ Туля , во времена правления Лотаря I. в Сен - Лотарь II , однако, восстановил его под церковный контроль в 858 году, но тот же король отдал Бонмутье мирянину; а аббатства Сен-Жермен и Сен-Мартен в Тульской епархии также были переданы светским аббатам. В Мецской епархии аббатство Горце долгое время находилось в руках мирян и при них пришло в упадок. Ставло и Мальмеди в Льежской епархии были в одиннадцатом веке пожалованы некоему графу Рагинариусу, а также святой Максимин близ Трира - графу Адалхарду и т. д. [5] В 888 году Майнцский Синод постановил (канон XXV), что светские аббаты должны поставить над своими монастырями способных ректоров и провизоров.
На синоде, состоявшемся в Тросли , в Суассонской епархии , в 909 году были высказаны резкие жалобы (гл. III) на жизнь монахов; Говорили, что многими монастырями управляли миряне, чьи жены и дети, солдаты и собаки размещались на территории монастыря. Для улучшения этих условий необходимо, постановил синод, восстановить штатных аббатов и аббатис; в то же время церковные каноны и царские капитулярии объявляли мирян совершенно бесправными в церковных делах. [6]
Игумены-миряне существовали и в десятом веке, и в одиннадцатом. Кринан из Дункельда (ум. 1045) был мирским настоятелем монастыря Дункелд. Хотя титул потомственного аббата-мирянина был феодальной должностью, которая часто использовалась только номинально, Кринан, похоже, в свое время исполнял обязанности аббата, отвечавшего за монастырь. Таким образом, он занимал высокое положение как в клерикальном, так и в светском обществе.
Госфред , герцог Аквитанский , был аббатом монастыря святого Илария в Пуатье и в этом качестве опубликовал декреты, изданные (1078 г.) на Синоде Пуатье . [7] Только благодаря так называемому конфликту с инвеститурами Церковь освободилась от светского господства; реформы, проведенные папством, положили конец передаче аббатств мирянам.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кирш, Иоганн Петер. «Мирский аббат». Католическая энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 26 июля 2015 г.
- ^ Ганц, Дэвид. «Эйнхардус Пеккатор», Интеллектуалы-миряне в мире Каролингов (Патрик Вормолд и Джанет Л. Нельсон, ред.), Cambridge University Press, 2007 г. ISBN 9780521834537
- ^ Карл Йозеф фон Хефеле , История Собора , 2-е изд., IV, 110
- ^ Хефеле, соч. соч., IV, 115
- ^ Альберт Хаук , История Церкви в Германии , II, 598 г.
- ^ Хефеле, соч. соч. , IV, 572-73.
- ^ Hefele, op. cit., V, 116
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мирский игумен ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.