Палантин (облачение)
Палантин — облачение богослужебное священническую различных христианских конфессий , символизирующее власть ; Однако в протестантских конфессиях, в которых нет священников, но используются палантины в качестве богослужебного облачения, это символизирует принадлежность к рукоположению. Он состоит из ленты цветной ткани, обычно из шелка , длиной от семи с половиной до девяти футов и шириной от трех до четырех дюймов, концы которой могут быть прямыми или расширяться в форме лопаты или колокольчика. Центр палантина носится на шее сзади, а два конца свисают спереди параллельно друг другу, либо прикрепленные друг к другу, либо свисающие свободно. Палантин почти всегда каким-либо образом украшен, обычно двумя крестами, а иногда и другим религиозным орнаментом. Его часто украшают контрастными галунами (орнаментальной отделкой ), а бахрому на концах палантина обычно наносят , следуя Числам 15:38–39 . К задней части воротника можно пришить кусок белого льна или кружева в качестве защиты от пота, который можно заменить дешевле, чем сам палантин.
Этимология и история [ править ]
Слово «палантин» происходит от латинского слова « стола », от греческого στολή ( столе ), «одежда», первоначально «массив» или «оборудование».
Первоначально палантин представлял собой разновидность шали, закрывавшей плечи и спадавшей спереди тела; у женщин они часто были очень большими. После того, как палантин был принят Римской церковью примерно в седьмом веке (до этого палантин также был принят в других регионах), он постепенно стал уже и начал иметь более богато украшенный дизайн, превратившись в знак достоинства. В наши дни палантин обычно шире и может быть изготовлен из самых разных материалов.
Существует множество теорий относительно «происхождения» палантина. Некоторые говорят, что оно произошло от талита (еврейской молитвенной мантии), потому что оно очень похоже на нынешнее употребление (например, священник надевает его, когда он или она возглавляет молитву), но сегодня эта теория больше не принимается во внимание. Более популярной является теория, согласно которой палантин произошел от своеобразной литургической салфетки, называемой орариумом (ср. орариум ), очень похожей на судариум . На самом деле во многих местах палантин называют орарием. Таким образом, оно связано с платком, которым Христос омывал ноги Своим ученикам, и является подходящим символом ига Христова, ига служения.
Однако наиболее вероятное происхождение палантина должно быть связано с служебным шарфом среди имперских чиновников Римской империи . Когда члены духовенства стали членами римской администрации (см. Константин I и христианство ), им были оказаны определенные почести, одна из которых, в частности, была обозначением ранга в имперской (и церковной) иерархии. Различные конфигурации палантина (включая паллий или омофор ) возникли в результате этого использования. Первоначальное намерение заключалось в том, чтобы обозначить человека как принадлежащего к определенной организации и обозначить его ранг в группе — функцию, которую палантин продолжает выполнять и сегодня. Таким образом, в отличие от других литургических одежд, которые изначально носил каждый священнослужитель или мирянин, палантин представлял собой одежду, которая была специально предназначена для определенных классов людей в зависимости от рода занятий.
Палантины уже использовались в доримской италийской религии. В умбрийских табличках игувинов палантин использовался исполняющим обязанности священником во время ритуалов подношения. [1] [2] Его носили на плече во время жертвоприношения, а затем клали на жертвенный пирог:
Пока вы его убиваете, носите палантин на правом плече. Когда вы убьете его, положите (палантин) на торт мефа. Пока вы его представляете, носите палантин на правом плече. Принесите хлебные приношения и жертву с медом. (там же, стр. 164)
Символизм и цвет [ править ]
Вместе с поясом и ныне большей частью несуществующей манипулой палантин символизирует узы и оковы, которыми был связан Иисус во время своих Страстей ; [3] обычно он украшен крестом. Другая версия состоит в том, что палантин обозначает обязанность распространять Слово Божие . В католической церкви палантин латинских литургических обрядах священников символизирует священническую власть, а диаконический палантин (который расположен по диагонали и соединен сбоку) представляет собой служение. В Восточной Православной Церкви символика та же самая, хотя она также символизирует, в частности, помазание маслом, которое сопровождает рукоположение и которое стекает по телу, как это делает палантин.
Палантин, надеваемый для совершения Святой Мессы и Часовой литургии, соответствует литургическому колориту дня. [ нужна ссылка ]
Используйте [ править ]
Западное христианство [ править ]
Римско-католический [ править ]
В латино-католической традиции палантин — это облачение, которое отмечает получателей священных орденов . Он дается при рукоположении в диаконы , которым человек становится членом духовенства после отмены пострига и малых санов после Второго Ватиканского Собора .
Архиерей перекидывает его через левое плечо и завязывает на или другой священник носит палантин на шее, свесив концы вперед, а диакон правом боку крест-накрест, как пояс.
До реформы литургии после Второго Ватиканского Собора священники, не являющиеся епископами, должны были скрещивать палантин на груди (как показано на рисунке ниже), но только во время Мессы или на других мероприятиях, на которых ризу или ризу носили . Сейчас его часто носят свисающим вниз, не пересекая грудь. Общая инструкция Римского Миссала, которая является литургическим законом Римско-католической церкви относительно мессы, больше не прямо указывает на то, что священник должен перекрещивать свою мантию. В нем говорится, что «палантин носится Священником на шее и свисает перед грудью...» (GIRM §340). Если не существует закона, изданного конкретной епархией или другим Ординарием, то, что это означает, остается на усмотрение священника. В торжественных случаях Папа носит, как часть своего хорового костюма , специальную государственную накидку, богато украшенную и украшенную его личным гербом .
Во время служения мессы главный служитель, а также сослужители носят палантин поверх альба, но под ризой. Точно так же диакон носит палантин поверх альба, но под далматиком. Палантин также надевают поверх стихаря или альба для раздачи и принятия Святого Причастия.
Священник или диакон, председательствующий на паралитургических торжествах, таких как Крестный ход, обычно носит палантин поверх стихаря (или альба) и всегда под ризоном.
В католической практике молитва за палантин звучит так:
Верни мне, Господи, умоляю Тебя, ризу бессмертия, которую я потерял в согрешении прародителя моего: и, хотя и недостоин я приближаюсь к Твоей священной тайне, все же могу заслужить вечную радость. Аминь. [4] («Верни мне, Господи, ризу бессмертия, утраченную в прегрешении прародителей наших, и, поскольку я недостойно приближаюсь к Твоим Священным Тайнам, все же да удостоюсь вечного блаженства. ")
протестант [ править ]
В протестантских церквях палантин чаще всего рассматривается как символ рукоположения и служения служения Слова и Таинств . Прихожане часто дарят палантины (иногда сделанные вручную или украшенные) в качестве любовного подарка при рукоположении или на других жизненных вехах. Обычно протестантское духовенство носит палантин так же, как и католические священники: вокруг шеи сзади, концы свисают вперед (но не скрещиваются). Палантины обычно носят рукоположенные служители англиканской , лютеранской и методистской конфессий. В менее литургических протестантских конфессиях, таких как пресвитерианская , Объединенная Церковь Христа , Христианская Церковь (Ученики Христа) и Унитаристы-Универсалисты , духовенство традиционно носило либо мантию кафедры (с проповедническим шарфом ), либо просто костюм во время церковных служб , но с середины 1970-х годов духовенство увеличило ношение палантинов.
Англиканец [ править ]
Во время английской Реформации палантин вместе с большинством других сакраментальных облачений был изъят из англиканской церкви. [5] Оксфордское движение начало проявлять интерес к дореформационному богослужению, и в конечном итоге палантин (вместе с другими облачениями) возродился среди англо-католического духовенства. нередко Хотя сегодня священники низкой церкви носят палантин с хоровой одеждой, более строгие священники все еще могут возражать против его использования и вместо этого носить палантин . Возвращение палантина продолжало вызывать беспокойство даже в 20 веке. В 1950-х годах епископ Лондона Уильям Ванд и епископ Оксфорда Кеннет Кирк отказались рукоположить в сан священника любого кандидата, который не будет носить палантин. Многие кандидаты возражали против его ношения из-за своей богословской и традиционной приверженности. Наконец, Джеффри Фишеру , архиепископу Кентерберийскому, пришлось решить этот вопрос, и он поручил всем епископам не отказываться от рукоположения только потому, что кандидат не желает носить палантин. Сегодня споров меньше. Когда при рукоположении дьякона используется палантин, его можно передать ему или ей и носить через плечо. При рукоположении в сан священства , вновь рукоположенный священник затем носит палантин на шее, свисая спереди, либо прямо вниз, либо, реже, пересекая переднюю часть тела и закрепляя поясом .
лютеранин [ править ]
В Евангелическо-лютеранской церкви в Америке (ELCA) как служители слова и причастия ( пасторы ), так и служители слова и служения ( дьяконы ) имеют право носить палантин, поскольку рукоположены оба ордена. [6] хотя многие дьяконы предпочитают этого не делать. Пасторы ELCA обычно носят палантин, свисающий вниз, а дьяконы носят его через одно плечо, как в англиканской и римской традициях.
В Лютеранской церкви – Синоде штата Миссури (LCMS) и Независимой евангелическо-лютеранской церкви ( Германия ) только пасторы носят палантин, поскольку в этих лютеранских традициях существует только один порядок рукоположения - пасторский. (Должность епископа епископального устройства и президента конгрегационалистского устройства не является отдельным порядком рукоположения.)
Однако некоторые лютеранские церкви, такие как Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии и Шведская церковь , практикуют тройное служение священных санов (при этом чины дьякона, священника и епископа являются отдельными рукоположениями). В таких церквях ношение диаконской мантии при совершении литургии является официальным правилом, и существуют разные правила использования диаконской мантии священниками и епископами. Рукоположенное духовенство Шведской церкви следует использованию, описанному для англиканских дьяконов и священников в этой статье, за исключением того, что практика ношения палантина, свисающего прямо вниз, зарезервирована для епископов (священники носят его скрещенным на груди, за исключением стихаря, когда нет пояса). носит).
Методист [ править ]
В Объединенной методистской церкви рукоположенные дьяконы носят палантин через плечо, как в англиканской и римской традициях. Рукоположенный старейшина носит палантин так же, как англиканский или римско-католический священник, при этом роль старейшины является методистским эквивалентом этой должности, среди других протестантских конфессий. Английское слово «священник» на самом деле происходит от греческого слова «пресвитер », что означает «старейшина».
Восточное христианство [ править ]
Византийская практика [ править ]
В практике Византийского обряда восточно-православной и греко-католической церквей палантин, который носит диакон, называется орарем , а тот, который носит священник или епископ, называется епитрахилью (епископ дополнительно носит омофор ), все они схожи по смыслу. и использовать для западного палантина. В греческой православной практике диакон носит двойной орарь, то есть он проходит через левую руку и под правую. Младшие священнослужители (а в греческой и мелькитской традициях также алтарники ) носят орарь, обернутый вокруг талии, скрещенный сзади, а затем либо снова скрещенный спереди и заправленный под пояс, либо не скрещенный и заправленный (см. иподиакон ниже).
Епитрахиль священника состоит из длинной полоски ткани, висящей на шее , причем две полоски скрепляются спереди вместе пуговицами или швами. Епитрахиль спускается спереди почти до края его одежды и символизирует «помазание» священника ( Септуагинта : Псалом 132:2; KJV : Псалом 132 :2). Традиционно, хотя и не обязательно, на епитрахили будет семь крестов: шесть спереди (по три с каждой стороны) и один сзади на воротнике. Священник традиционно благословляет крест на воротнике и целует его перед тем, как надеть, и целует еще раз, когда снимает. Когда он облачается на Божественную литургию , то перед наложением епитрахили произносит следующую молитву:
Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как елей мирры на голову, стекающий на бороду, на бороду Аарона , стекающую до края одежды его. (Ср. Псалом 132:2, LXX )
В русской православной традиции священник может произнести особое благословение и окропить епитрахиль святой водой перед тем, как ее впервые надеть. Священнику не разрешается совершать даже самую простую службу, даже ежедневную службу , если он не носит епитрахиль (а в некоторых традициях эпиманикию также , или «манжеты»). Когда верующий идет на исповедь , священник возлагает край епитрахили на голову кающегося, когда он исповедует свои грехи. После отпущения грехов кающийся часто целует руку священника, а затем один из крестов на краю епитрахили. На православной свадьбе священник просит молодоженов держаться за край его епитрахили и трижды ведет процессию вокруг Евангелия , символизируя паломничество жизненное .
Протодиакон . или архидиакон носит орарь «сдвоенным», т. е. через левое плечо, под правую руку и снова переходящим через левое плечо Два конца свисают, один спереди, другой сзади, спускаясь почти до края его стихаря (далматика).
Диакон носит орарь , который просто проходит через левое плечо, два конца которого свисают прямо вниз, один спереди, другой сзади, спускаясь почти до края стихаря. Это распространено только в самых традиционных православных церквях. Во многих восточных традициях палантин всегда носят «вдвоём», за исключением случаев, когда рассматриваемый дьякон носит только экзорассон (верхнюю рясу), а затем его по существу складывают и носят через левое плечо.
Иподиакон носит свой орарь на обоих плечах, скрещенный сзади и спереди. Исполняющие иподиаконы (т. е. облеченные и служащие иподиаконами, но не рукоположенные) носят свой орарь, скрещенный только сзади, чтобы показать, что они не несут священного сана .
Восточно-православный [ править ]
В Восточных Православных Церквах священническое покрывало очень похоже на описанную выше епитрахиль; однако вместо длинной узкой полоски ткани, которую оборачивают вокруг шеи и скрепляют вместе, ее часто вырезают из одного широкого куска ткани, в котором прорезано отверстие для прохождения головы. Иногда, в зависимости от литургического обряда, он распространяется и дальше по спине.
Британский монарх [ править ]
Британский и надевается в монарх , хотя и не в священном сане , помазывается маслом мировым палантин во время обряда коронации . Этот палантин, сделанный из золотого шелка, официально называется Королевским палантином или Армиллой и является одним из нескольких коронационных одеяний, которые хранились на ночь в Иерусалимской палате Вестминстерского аббатства перед днем коронации. [7] Коронация (которая всегда проводится в контексте Евхаристии ) является официальной литургией англиканской церкви ; Архиепископ Кентерберийский несет ответственность за церемонию и почти всегда является ее председателем.
Мандейский [ править ]
религии палантин используется В мандейской жрецами во время ритуалов. [8]
универсалист Унитарианский
Исторически сложилось так, что служители-унитаристы и универсалисты носили уличную одежду, формальные визитки или академические мантии во время богослужения; палантины были редкостью.
Ключевым моментом в принятии палантинов унитарным универсалистским духовенством стало формирование в конце 1960-х годов Конгрегации Абраксаса, недолговечной попытки «использовать мировые традиции трепета, покаяния, благодарения и служения, а также возобновить эти формы для либеральных религиозных общин». Верн Барнет, основатель Абраксаса, заявляет, что «наш успех заключался главным образом в моделировании для наших коллег ношения палантинов или других облачений» и отмечает, что Юджин Пикетт, президент Унитарной универсалистской ассоциации, носил палантин, подаренный ему Конгрегация Абраксаса на Генеральной ассамблее в середине 1970-х годов. [9]
Примерно в то же время увеличение числа женщин, вступивших в унитарное универсалистское служение, могло быть фактором роста популярности палантинов. То же самое можно сказать и об увеличении числа бывших католиков и православных, ставших членами UU в течение 20 века.
Сегодня палантин/шарф/палантин носят многие служители- унитаристы-универсалисты во время еженедельных богослужений как символ рукоположенного служения. Другие участники службы также могут носить палантины. Унитарные универсалистские палантины часто украшаются унитарной универсалистской пылающей чашей и бывают самых разных цветов.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Британская энциклопедия , 11-е изд., том. 26, с. 953.
- ↑ Джеймс Уилсон Поултни, Бронзовые таблицы Игувиума, стр. 197.
- ^ Бронзовые таблицы Игувия.
- ^ Большой катехизис Дехарбе ( Братья Бензигер , 1921), стр. 127
- ^ Обряд Missale juxta священного ордена проповедников... , Микаэлис Перего-Сальвиони, Рим, 1823 г.
- ^ Гуэльзо, Аллен К. (1992). «Проверка идентичности: споры об облачениях в реформатской епископальной церкви, 1873–1897 гг.» . Англиканская и епископальная история . 61 (3): 303–324. ISSN 0896-8039 . JSTOR 42611492 .
- ^ «Зарегистрированные министры ELCA» . elca.org . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Кокс, Н. (1999). «Коронационные одежды Государя». Арма . 5 (1): 271–280.
- ↑ Курт Рудольф, Мандеизм, стр. 6.
- ^ "Напыщенная речь Верна об Абраксасе", https://www.cres.org/pubs/abraxas.htm
Внешние ссылки [ править ]
- Украл статью из Католической энциклопедии (1912 г.)