Великая Церковь
Великая Церковь | |
---|---|
Стокгольмский собор Церковь Святого Николая | |
59 ° 19'33 "N 18 ° 04'14" E / 59,32583 ° N 18,07056 ° E | |
Расположение | Стокгольм |
Страна | Швеция |
Номинал | Церковь Швеции |
Предыдущий номинал | Католическая церковь |
Веб-сайт | Сайт Сторкиркана |
История | |
Статус | Активный |
Основан | 13 век [ 1 ] |
Преданность | Святой Николай |
Посвященный | 1306 [ 2 ] |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Кафедральный собор и приходская церковь |
Технические характеристики | |
Длина | 63 метра (207 футов) [ 3 ] |
Ширина | 37,2 метра (122 фута) [ 3 ] |
Высота | 60,4 метра (198 футов) (до вершины башни) [ 3 ] |
Администрация | |
епархия | Стокгольм |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Андреас Хольмберг |
Великая Церковь ( Шведский: [ˈstûːrˌɕʏrkan] , букв. « Великая церковь » ), также называемая «Стокгольмская домкирка» (Стокгольмский собор) и «Святой Николай кирка» (Церковь Святого Николая), является старейшей церковью Стокгольма . Сторкиркан расположен в центре Стокгольма в Гамла Стане , между Стокгольмским дворцом и Сторторгет , старой главной площадью Стокгольма. Она была освящена Святителю Николаю в 1306 году, но строительство церкви началось, вероятно, в 13 веке. Внутри Сторкиркан до сих пор сохраняет большую часть своего позднесредневекового облика в виде зальной церкви со сводчатым потолком, поддерживаемым кирпичными колоннами. Однако внешний вид церкви выдержан в стиле барокко , что является результатом обширных изменений, внесенных в 18 веке. Церковь сыграла важную роль во время Реформации в Швеции как место, где мессу впервые служили на шведском языке. В настоящее время он служит резиденцией епископа Стокгольма в Шведской церкви с момента создания Стокгольмской епархии в 1942 году.
Сторкиркан долгое время был единственной приходской церковью Стокгольма и с давних времен был связан со шведской королевской семьей . Он неоднократно становился ареной исторических событий и на протяжении веков использовался как церковь для коронации . Совсем недавно, в 2010 году, в церкви состоялась свадьба кронпринцессы Виктории и Дэниела Вестлинга. В Сторкиркане отмечают военные победы, а также национальные трагедии, и он до сих пор используется для похорон таких общественных деятелей, как писательницы Астрид Линдгрен и Сара Дэниус .
В церкви хранится несколько важных произведений искусства, а также изысканная мебель, среди них позднесредневековая скульптура Святого Георгия и Дракона и Vädersolstavlan , картина, на которой изображено одно из самых ранних изображений Стокгольма.
Расположение и окрестности
[ редактировать ]Сторкиркан — старейшая церковь Стокгольма, изначально была приходской церковью всего города и поэтому была построена в самом центре средневекового города. Он расположен в самой высокой точке Гамластана , между зданием фондовой биржи и Стокгольмским дворцом . Церковь вместе с дворцом Сторторгет и первой ратушей Стокгольма (расположенной на месте нынешнего здания фондовой биржи) составляла сердце ранней городской застройки. [ 4 ] [ 5 ] Хотя интерьер церкви по-прежнему сохраняет большую часть своего средневекового облика, внешний вид церкви во многом является результатом изменений, внесенных в 18 веке. [ 1 ] [ 6 ] Вместе с Королевским дворцом, дворцом Акселя Оксеншерна , Слотсбакеном и его обелиском , а также дворцом Тессин он составляет часть целостного ансамбля архитектуры барокко . [ 7 ] [ 8 ] Его называют «незаменимой» частью городского пейзажа Стокгольма. [ 9 ]
Сторкиркан с трех сторон окружен улицами ( Тронгсунд на западе, Сторкиркобринкен и Хёгвактстеррассен на севере и Слоттсбакен на востоке). [ 4 ] Двор расположен непосредственно к югу от церкви. На противоположной стороне двор обращен к задней части зданий фондовой биржи, а два небольших павильона, спроектированные Эриком Пальмштедтом как крылья фондовой биржи, на самом деле были построены как погребальная часовня и каретный сарай церкви. Они были построены в 1767 году. [ 4 ] С запада и востока двор ограничен стенами с проемами через кованые ворота. Столбы обоих ворот изначально были украшены аллегорическими статуями, хотя сохранилась только пара у западных ворот. Эти две статуи, вероятно, изображают Разум (на южном столбе) и Божественную Любовь (на северном столбе) и были созданы Питером Шульцем в 1675 году. [ 10 ] Статуи, ранее украшавшие столбы восточных ворот, изображают женщин, символизирующих осторожность и надежду. Пара была изготовлена в 1702 году Даниэлем Корцем . [ 11 ]
Другая статуя, изображающая шведского реформатора Олауса Петри , стоит рядом с восточным фасадом церкви. Он обращен к Слотсбакену и является частью церковного ансамбля, хотя формально не связан со Сторкирканом. Он был открыт в 1898 году и изготовлен Теодором Лундбергом . [ 3 ] На тротуаре рядом с восточным фасадом также есть линии, обозначающие прежнюю территорию церковного хора , снесенного во время правления короля Густава Васы . [ 12 ]
История здания
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]О наличии церкви в Стокгольме впервые было указано в 1279 году. [ 13 ] [ 14 ] Кроме того, в 1306 году упоминается освящение городской церкви, что делает Сторкиркан старейшей церковью Стокгольма. [ 13 ] Таким образом, самая ранняя история церкви несколько неясна: Стокгольм был основан в середине 13 века, и считалось маловероятным, что в городе не будет действующей церкви до 1306 года. Традиция также гласит, что Биргер Ярл церковь основал . Поэтому возможно, что церкви, открытой в 1306 году, предшествовала другая церковь, или что она долгое время строилась, или, возможно, была повторно освящена в 1306 году. [ 13 ] [ 15 ] Тем не менее, самые старые части нынешнего здания, вероятно, принадлежат церкви, открытой в 1306 году. [ 16 ] На протяжении всего Средневековья главным покровителем церкви был святитель Николай . Несколько церквей в Балтийском регионе 13 века посвящены Святому Николаю, особенно в городах, где Ганзейский союз , как это было в Стокгольме. присутствовал [ 17 ] Церковь также была посвящена Святой Марии и Святому Эрику . [ 18 ] Церковь оставалась единственной приходской церковью Стокгольма, обслуживающей весь город, до 1590-х годов. [ 14 ] В целом средневековая история церковного строительства сложна и ее трудно определить в деталях. Письменных источников мало, а отсутствие орнаментов затрудняет какие-либо выводы о возрасте различных частей по стилистическим соображениям. [ 3 ]
представляла собой неф двухнефный Первоначально церковь, судя по всему , . Он имел деревянный потолок, поддерживаемый шестью колоннами. [ 16 ] [ 19 ] Строительный материал – кирпич . Главный вход, вероятно, располагался на западе, хотя боковые входы могли существовать в северной и южной стенах. [ 16 ] [ 20 ] Стилистически церковь входила в группу кирпичных церквей, построенных в районе озера Меларен в то время , включая собор Стренгнес , церковь Святой Марии, Сигтуну и церковь Скоклостер . [ 21 ] Церковь последовательно перестраивалась и расширялась в течение 14 и 15 веков. Украшение церкви было способом как для монархов Швеции, так и для жителей Стокгольма продемонстрировать свою власть и влияние. [ 22 ]
Пожертвование церкви в 1346 году королем Магнусом IV и его женой Бланшой Намюрской, вероятно, указывает на то, что к церкви была пристроена первая из нескольких часовен. [ 16 ] Эта часовня изначально была посвящена Святой Марии и располагалась на южной стороне восточной части церкви. Четыре бухты , принадлежавшие часовне, до сих пор можно увидеть внутри Сторкиркана. [ 23 ] Подобные часовни были построены примерно в одно и то же время в соборе Висбю и церкви Святой Марии в Любеке . [ 24 ] Часовня была украшена фресками в стиле ранней готики в необычном для шведских церквей стиле (позже основательно отреставрированном). [ 16 ] Вторая часовня была пристроена к церкви незадолго до 1361 года, а в начале 15 века были построены и другие часовни. К концу Средневековья в Сторкиркане насчитывалось более 30 часовен или специально посвященных алтарей — количество, сопоставимое только с соборами средневековой Швеции. [ 6 ] Таким образом, церковь росла по частям за счет добавления часовен. Еще один набор фресок, написанных Альбертом Пиктором и украшающих юго-западные своды (картины в настоящее время не видны с пола церкви), также был добавлен в 15 веке. [ 25 ] Между 1474 и 1496 годами была проведена капитальная реконструкция церкви, в ходе которой эти часовни были объединены в единое пространство и установлены новые своды , создавшие равномерный высокий потолок. [ 26 ] Примерно в то же время церковь была существенно расширена на восток и добавлен хор. Частично это произошло потому, что церковь стала слишком маленькой для растущего населения города. [ 22 ] Хор был снесен в 16 веке. [ 12 ] Башня также была построена в начале 15 века и изначально предназначалась главным образом как оборонительная башня. [ 27 ] К концу 15 века Сторкиркан приобрел ту форму и размер, которые имеет до сих пор. [ 12 ] [ 8 ]
Реформация и более поздние изменения
[ редактировать ]В 16 веке Реформация в Швеции привела к важным изменениям в церкви. Католицизм был оставлен, и лютеранство было принято . Государство конфисковало большую часть имущества церкви, в том числе большое количество серебра из часовен и алтарей Сторкиркана. [ 28 ] Хотя Швеция в целом не пострадала от каких-либо масштабных вспышек иконоборчества во время Реформации, некоторые из бывших католических скульптур церкви подверглись вандализму. [ 29 ] Когда Кристиан II Датский проживал в Стокгольме в 1520 году, церковь была укреплена, что отражало политическую напряженность, которая, среди прочего, привела к Стокгольмской кровавой бане в 1521 году. Адам ван Дюрен отвечал за эти работы, и он также построил аллегорическая скульптура, украшающая основание одной из колонн церкви. [ 30 ] На нем изображены лев-самец, самка и угорь вместе с сатирической надписью сомнительного значения. [ 29 ] Некоторые дальнейшие изменения в колоннах, сводах и стенах церкви были внесены во время правления короля Иоанна III с целью дальнейшей гармонизации внутреннего пространства. [ 31 ]
Изменения в 18 веке
[ редактировать ]В XVIII веке фасад Сторкиркана претерпел далеко идущие изменения. Средневековый экстерьер был полностью преобразован в экстерьер в стиле барокко. Никодим Тессин Младший выдвинул предложение переделать фасад в более современном стиле. [ 32 ] В 1736 году Йохан Эберхард Карлберг был нанят для наблюдения за ремонтом церковной башни. Сравнительно скоро комиссия расширилась до полного капитального ремонта внешнего вида и нового шпиля башни . И Карлберг, и Карл Хорлеман , сменивший Никодемуса Тессина Младшего на посту архитектора Королевского дворца, сразу же представили многочисленные предложения по новому шпилю башни, что еще раз указывает на то, что идея модернизации внешнего вида рассматривалась в течение некоторого времени. [ 33 ] В частности, Хорлеман, похоже, рассматривал этот вопрос с точки зрения того, что церковь должна стилистически быть включена в окружение дворца. [ 34 ] Два архитектора обвинили друг друга в технических проблемах в проектах шпиля церкви. [ 35 ] В конце концов, четвертое предложение Карлберга о новом шпиле, которое представляло собой компромисс между его собственными идеями и идеями Хорлемана, было принято, и Карлберг также разработал другие изменения фасада. [ 36 ] Это преобразование внешнего вида церкви из готического здания в барочное было осуществлено между 1736 и 1745 годами. Внешний вид, который мы видим сегодня, по-прежнему во многом является результатом работы Карлберга. [ 37 ]
Дальнейшие изменения были внесены позже в том же столетии, когда архитектор Эрик Пальмштедт в 1777 году перепроектировал южную сторону церковного двора в связи со строительством здания фондовой биржи на Сторторгет. [ 38 ] В то же время он также спроектировал лестницу, пристроенную к южной стороне башни, в западном конце церкви; лестница была закончена в 1778 году. [ 39 ] Эти и некоторые другие пристройки, позже снесенные, еще больше подчеркнули классический облик церкви и ее окрестностей, в отличие от ее средневековых корней. [ 40 ] Король Швеции Густав III хотел пойти еще дальше, снести всю церковь и заменить ее новой церковью, вдохновленной Пантеоном в Риме . [ 41 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Окна были украшены новым кованым узором в стиле неоготики 1860-х годов. [ 42 ] [ 18 ] Некоторые дальнейшие изменения, не в последнюю очередь с целью повышения пожарной безопасности церкви, были проведены в конце 19 века. [ 18 ] Более основательная реконструкция была произведена в 1903–1909 годах под руководством архитектора Эрнста Стенхаммара . [ 18 ] [ 43 ] Среди прочего, была удалена побелка , покрывавшая кирпичные колонны и стены, и с тех пор интерьер характеризуется обнаженным кирпичом. Это было сделано как попытка воссоздать более «средневековый» интерьер, но на самом деле интерьер, вероятно, всегда белился. [ 18 ] [ 42 ] Еще одна комплексная реконструкция была проведена в 1952–54 годах. [ 18 ] В 1942 году церкви был присвоен статус собора вновь образованной Стокгольмской епархии. [ 44 ]
Историческое значение и королевские связи
[ редактировать ]Сторкиркан был местом важных событий в истории Швеции. Растущее богатство и влияние Стокгольма в средние века, а также близость церкви к Королевскому дворцу привлекли внимание как архиепископа Уппсалы , так и монархов Швеции . [ 45 ] Архиепископ время от времени назначал специального представителя церкви и часто вмешивался в дела местной церкви. [ 46 ] По крайней мере один раз, в 1338 году, епископ ( Хемминг Турку ) в Сторкюркане был рукоположен . [ 47 ]
Реформация в Швеции, по крайней мере частично, зародилась в Сторкиркане: именно здесь впервые в Швеции публично проповедовалось лютеранство, и в то же время Сторкиркан был первой церковью в Швеции, где месса служилась на шведском языке (вместо латыни ), в 1525 году. [ 48 ] [ 44 ] Один из главных сторонников Реформации в Швеции Олаус Петри служил тогда священником в Сторкиркане. [ 28 ] [ 49 ] [ 50 ] Поскольку с тех пор Сторкиркан использовался исключительно шведоязычной общиной Стокгольма, значительные немецкоязычные и финноязычные общины также переехали в немецкую церковь и часовню в ратуше соответственно. [ 29 ]
Церковь несколько раз использовалась для коронации королей и королев Швеции. Первой королевской коронацией, состоявшейся в Сторкиркане, была коронация Магнуса IV и Бланки Намюрской в 1336 году. [ 5 ] [ 47 ] Коронацию провел Энгельберт фон Долен , епископ Тартуский , в присутствии всех шведских епископов. [ 47 ] Однако большинство средневековых коронаций проходило в соборе Упсалы . [ 51 ] В следующий раз коронация в Сторкиркане состоялась в 1497 году, когда король Иоанн был коронован там королем Швеции во времена Кальмарской унии . [ 52 ] Его сын Кристиан II из Дании был коронован в Сторкиркане 4 ноября 1521 года на церемонии, призванной отметить подчинение Швеции правлению короля Кристиана. [ 53 ] В ходе церемонии представители императора Карла V вручили королю орден Золотого руна . [ 54 ] Всего через несколько дней Стокгольмская кровавая баня . произошла [ 53 ]
Некоторое время тогда считалось неблагоприятным коронование правящих монархов в Сторкиркане. Однако свадьба короля Швеции Эрика XIV и Карин Монсдоттер , а также ее коронация после свадьбы состоялась в Сторкиркане в 1568 году. [ 53 ] Мария Элеонора Бранденбургская также была коронована как королева Швеции в Сторкиркане после ее брака с королем Густавом Адольфом в 1620 году. [ 55 ] Следующим правящим монархом, коронованным в Сторкиркане, после 130-летнего перерыва, стала королева Кристина в 1650 году. [ 56 ] Коронация следующих двух королей состоялась в Уппсале, но король Карл XII снова предпочел Сторкиркан для своей коронации в 1697 году. [ 57 ] Коронация короля Фридриха I также была проведена в Сторкюркане в 1720 году. С тех пор коронации всех шведских монархов, за исключением Густава IV Адольфа , проходили в Сторкюркане. [ 58 ] Последней коронацией шведского монарха была коронация короля Оскара II в 1873 году, которая состоялась в Сторкиркане. [ 59 ]
Церковь несколько раз использовалась для королевских свадеб. В Сторкиркане были выданы замуж две дочери короля Густава Васы , а также сын короля Иоанна III. [ 60 ] Свадьба будущего короля Оскара I и Жозефины Лейхтенбергской состоялась в Сторкиркане в 1823 году, а в XIX и XX веках в церкви венчались еще несколько членов королевской семьи. [ 60 ] В 2010 году Сторкиркан был местом свадьбы Виктории, наследной принцессы Швеции, и Даниэля Вестлинга . [ 61 ]
Хотя Сторкиркан редко использовался в качестве погребальной церкви для членов королевской семьи (вместо этого церковь Риддархольмен ), до 1950 года эту роль выполняла [ 62 ] В 20 веке в Сторкиркане состоялось несколько громких похорон. После того, как тела трех участников неудавшейся экспедиции Андре на арктическом воздушном шаре ( Саломон Август Андре , Кнут Френкель и Нильс Стриндберг ) были извлечены и возвращены в Стокгольм в 1930 году, их похороны прошли в Сторкиркане. [ 63 ] похороны писательницы Астрид Линдгрен (умерла в 2002 г.) и постоянного секретаря Шведской академии Сары Даниус (умерла в 2019 г.). Совсем недавно в Сторкюркане также прошли [ 64 ] [ 65 ] Когда в 1994 году судно «Эстония» затонуло, унеся жизни многих шведов, в Сторкюркане прошла поминальная служба, на которой присутствовали королевская семья и премьер-министр Швеции . [ 66 ] Точно так же в церкви прошла дополнительная служба после убийства министра иностранных дел Анны Линд в 2003 году. [ 67 ]
Сторкиркан также использовался для других общественных мероприятий. Во времена Шведской империи в церкви публично отмечалось несколько военных побед . [ 68 ] Самым сложным из них, вероятно, было празднование победы в Нарвской битве (1700 г.) . [ 69 ] победы при Пултуске (1703 г.) , Торне (1703 г.) и Свенсксунде (1790 г.) . В церкви также публично праздновались [ 70 ] [ 71 ] Во времена Риксдага сословий сословное духовенство обычно проводило свои собрания в Сторкюркане. [ 72 ] До сих пор каждую осень проповедь в Сторкюркане традиционно отмечает открытие риксдага . [ 73 ] В средние века церковь также использовалась для заседаний городского совета Стокгольма. [ 5 ]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Строительный материал церкви – кирпич. Основание церкви укреплено песчаником и гранитом . [ 74 ] [ 75 ] Сторкиркан «скромных размеров»; [ 8 ] его длина 63 метра (207 футов) и ширина 37,2 метра (122 фута). [ 3 ] Внешний вид церкви выдержан в стиле барокко, и только лестница, пристроенная Пальмштедтом, выполнена в несколько ином стиле. [ 37 ] Северный и южный фасады разделены контрфорсами, выполненными в виде пилястр . В противном случае элементы экстерьера ориентированы горизонтально, а не вертикально. Башня и фронтоны церкви украшены пилястрами и лепниной, что является упрощенной версией оригинального предложения Карлберга. [ 75 ] В юго-восточном углу церкви солнечные часы 16 века. к стене прикреплены [ 74 ] Посередине восточной стены церкви установлена большая мемориальная доска с надписью на латыни, посвященная перестройке церкви в XVIII веке. [ 76 ] 28 окон обеспечивают светом интерьер. [ 76 ] Главный вход находится в основании башни в западном конце церкви. Еще один вход расположен в северной стене, а на юге есть два входа поменьше. [ 77 ]
Интерьер
[ редактировать ]Сторкиркан — зальная церковь шириной пять пролетов и длиной восемь пролетов. [ 78 ] План представляет собой неправильный прямоугольник, поскольку форму здания пришлось адаптировать к существовавшим ранее прилегающим улицам. [ 75 ] Кирпичные своды, поддерживаемые колоннами, и богато сочлененные опоры покрывают весь интерьер. [ 79 ] [ 6 ] Восемь центральных пролетов перекрыты ребристыми сводами сложной и необычной конструкции. [ 6 ] Остальная часть церкви имеет крестовые своды . [ 79 ] Внутреннее пространство разделено центральным нефом с открытыми скамейками по обе стороны. [ 80 ] Этаж хора на три ступеньки выше остальной части церкви и ограничен оградой из кованого железа с севера и юга. [ 81 ] В западной части интерьера расположены три галереи, в одной из которых находится церковный орган. [ 80 ] Большинство окон прозрачные, но самое северо-западное окно украшено витражами, сделанными Эйнаром Форсетом в 20 веке. [ 82 ] Витраж- роза в восточной стене был подарен церкви в 1858 году. Он был изготовлен во Франции. [ 83 ]
Обстановка
[ редактировать ]Алтарь
[ редактировать ]Главный алтарь Сторкиркана — так называемый серебряный алтарь ( швед . silveraltaret ). Он был подарен Маргаретой Педерсдоттер, вдовой Йохана Адлера Сальвиуса , в 1652 году. [ 84 ] Алтарь состоит из центральной части и двух створок; крылья были изготовлены несколько позже средней части. [ 84 ] Алтарь в стиле барокко был изготовлен в мастерской Евстахия Эрдмюллера в Гамбурге . [ 85 ] Он изготовлен из черного дерева и серебра. Центральная часть разделена на три уровня над пределлой и увенчана статуэткой воскресшего Христа. На каждом из уровней находится панель с серебряным рельефом . Рельефы снизу вверх изображают Распятие , Положение во гроб и Христа в царстве мертвых. Рельеф на пределле изображает Тайную вечерю . [ 86 ] Рельеф с изображением Распятия является самым большим, и его композиция, возможно, была вдохновлена картиной «Христос на кресте» Питера Пауля Рубенса 1620 года. [ 87 ] Отдельно стоящие серебряные статуэтки обрамляют центральные панели. Моисей и Иоанн Креститель обрамляют панель Распятия. Вторую и третью панели окружают Четыре евангелиста . [ 88 ]
В средние века в церкви было несколько дополнительных алтарей. Некоторые из них сохранились в других местах. Алтарь, который сейчас находится в церкви Боглёса в Уппланде, был изготовлен для Сторкиркана в 15 веке, но продан где-то между 1478 и 1481 годами. Алтарь, который сейчас находится в церкви Ядер в Сёдерманланде, изначально также принадлежал Сторкиркану. Третий алтарь, выполненный в Любеке в 1468 году, вероятно, Герменом Роде , хранится в Шведском историческом музее . [ 89 ] Другой алтарь был подарен Сторкиркану в 1629 году Карлом Гилленхильмом , который забрал его в качестве добычи из Бранево на территории современной Польши. После того, как серебряный алтарь был установлен, алтарь Гилленхильма стал ненужным и в конечном итоге был отдан. Только центральная часть его все еще существует и сегодня находится в церкви Клакеберга в Смоланде . [ 90 ]
Святой Георгий и Дракон
[ редактировать ]К северу от хора стоит большая конная статуя позднего средневековья, изображающая легенду о Святом Георгии и Драконе . Его называют «самым впечатляющим произведением средневекового искусства», а также «самым любопытным памятником» в Сторкиркане. [ 25 ] [ 91 ] Статуя имеет высоту около 3,5 метров (11 футов) и изображает святого верхом на коне, сражающегося с драконом. [ 92 ] Вспомогательная группа показывает царевне, что святой спасается от дракона в сопровождении символического Агнца Божия . [ 93 ] Кроме того, постамент украшен сценами из легенды о Святом Георгии. [ 94 ]
Он был заказан регентом Стеном Стуре Старшим в качестве погребального памятника для него и его жены после его победы над датскими войсками в битве при Брункеберге в 1471 году. [ 95 ] Стен Стуре молился святому, чтобы тот защитил армию во время битвы. [ 96 ] Скульптура была открыта в 1489 году. [ 96 ] На «Святом Георгии и Драконе» нет никакой подписи, но его широко приписывают Бернту Нотке как по стилистическим соображениям, так и на основании архивных источников. [ 97 ] [ 98 ] Скульптура интерпретировалась и, вероятно, задумывалась не только как религиозное произведение искусства, но также как политический и личный памятник Стену Стуре и его победе над датской армией. [ 99 ]
Другая средневековая мебель
[ редактировать ]В церкви также находится распятие, возможно, также изготовленное Нотке или художником, работающим в той же традиции. [ 100 ] [ 101 ] Распятие изготовлено из дуба и утратило прежнюю полихромность . [ 101 ] Вероятно, оно было сделано где-то между 1475 и 1500 годами. [ 100 ] [ 102 ] Крест - крест , сделанный c. 1400 раньше принадлежали Сторкиркану, но сегодня выставлены в Музее средневекового Стокгольма . [ 100 ]
Согласно надписи на ее стороне, купель . церкви изготовлена в 1514 году Он принадлежит к группе сходных по стилю крестильных купелей, встречающихся в центральной и северной Швеции. Он сделан известняка Упланда . из [ 100 ] [ 103 ]
Церкви принадлежит семисвечный бронзовый канделябр высотой 370 сантиметров (150 дюймов), изготовленный, вероятно, в конце 15 века. [ 104 ] Он украшен скульптурами львов у подножия и двумя человеческими лицами на древке. Такие канделябры необычны для Швеции (еще один пример существует в Лундском соборе ), но более распространены в Германии, где они, вероятно, были изготовлены. [ 100 ]
В 1564 году шлем и шпоры святого Олафа в Сторкюркане были выставлены — старейшие сохранившиеся военные трофеи, захваченные шведскими войсками. В 1860-х годах их перевезли в Шведский исторический музей . [ 105 ]
Погодная солнечная панель
[ редактировать ]Самым старым известным цветным изображением Стокгольма является так называемый Vädersolstavlan ( «Картина солнечной собаки »), который был подарен церкви в 1535 году Олаусом Магнусом. Его нарисовал Урбан Моларе . Однако видимая в настоящее время картина представляет собой копию 1636 года, сделанную Якобом Генрихом Эльбфасом ; судя по деталям здания на картине, это точная копия. [ 106 ] На картине изображен Стокгольм в том виде, в каком он был в начале 16 века, а над ним — солнечный пес — атмосферное оптическое явление, наблюдавшееся над Стокгольмом 20 апреля 1535 года. [ 106 ] Картина была отреставрирована в 1998–99 годах. [ 107 ]
Другие картины
[ редактировать ]В Сторкиркане находятся две монументальные картины Давида Клёкера Эренстраля : «Распятие» и «Страшный суд» , написанные в 1695 и 1696 годах соответственно. Первоначально они предназначались для показа в Королевской часовне в Тре Кроноре, но были спасены от пожара, уничтожившего замок, и вместо этого были выставлены на обозрение в Сторкиркане. Высота Распятия составляет 7,4 метра (24 фута), а высота Страшного суда - более 10 метров (33 фута). [ 108 ]
Среди других картин в церкви есть эпитафия, взятая в качестве военной добычи из Фромборка XVII века в 1626 году, и русская икона святителя Николая , вероятно, изготовленная в Москве , которая была захвачена шведскими войсками после битвы в 1703 году и передана в дар церкви. церковь генерала Карла Магнуса Стюарта . [ 109 ]
Королевские скамьи и кафедра
[ редактировать ]Кафедра церкви прикреплена к одной из колонн на северной стороне нефа. Он был спроектирован и построен Бурхардом Прехтом между 1698 и 1702 годами. Он выполнен из позолоченного дерева и украшен лепниной и рельефами. [ 110 ] [ 82 ] В одном отсеке к востоку от кафедры находятся две королевские скамьи, одна прикреплена к северной, а другая к южной колонне нефа. Они состоят из двух частей. Внизу находится зона отдыха, огороженная декорированной деревянной перегородкой. Первоначально на каждой скамье стоял трон. Верхняя часть каждой скамьи представляет собой золоченый деревянный балдахин в виде огромной царской короны, которую несут ангельские скульптуры на фоне в виде имитации драпировки. Королевские скамьи, предназначенные для королевской семьи, были спроектированы Никодимом Тессином Младшим и построены Бурхардом Прехтом. [ 82 ]
Могилы и погребальные памятники
[ редактировать ]Пока эта практика не была отменена в 19 веке, захоронения в церкви считались престижными и приводили к тому, что церковь была переполнена могилами. [ 111 ] В церкви до сих пор сохранилось большое количество украшенных могил и других погребальных памятников. Среди них могилы семьи Йеспера Маттсона Крууса аф Эдебю и могила Йохана Адлера Сальвиуса являются одними из самых тщательно продуманных. [ 112 ] На стенах также закреплено множество мемориальных досок; тот, который празднует память Никодимуса Тессина Старшего , Никодима Тессина Младшего и Карла Густава Тессина, является одним из самых поздних, созданных скульптором Карлом Миллесом . [ 113 ]
Вотивный корабль
[ редактировать ]Один из старейших вотивных кораблей в мире происходит из Сторкиркана. Он датируется 17 веком и сегодня хранится в Морском музее в Стокгольме. Копия висит в церкви. [ 114 ] [ 115 ]
Музыка
[ редактировать ]Орган Storkyrkan датируется 1960 годом и был изготовлен компанией Marcussen & Søn в Дании. Фасад органа был спроектирован в 1789 году и имеет ширину в три пролета. [ 113 ]
Церковь использовалась как концертная площадка с конца 18 века. [ 116 ] Сегодня в церкви четыре хора . Один из них, Storkyrkans Gosskör ( Хор мальчиков Сторкиркана ), берет свое начало в 17 веке. [ 117 ] По крайней мере три органиста Сторкиркана были также композиторами ; Андреас Дюбен ( ок. 1597/98–1662), Фердинанд Зеллбелл Младший (1719–1780) и Харальд Фриклеф (1882–1918). [ 116 ] [ 118 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Регнер 2013 , стр. 148.
- ^ Регнер 2013 , стр. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роосваль 1927 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Роосваль 1927 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Джермстен 2008 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Уллен 1996 , стр. 113.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б с Халтин и др. 2009 , стр. 115.
- ^ Джермстен 2008 , с. 11.
- ^ Роосваль 1927 , с. 224.
- ^ Роосваль 1927 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с Регнер 2013 , стр. 152.
- ^ Jump up to: а б с Регнер 2013 , стр. 148–151.
- ^ Jump up to: а б Симонссон 1924 , стр. 126.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 278–279.
- ^ Jump up to: а б с д и Регнер 2013 , стр. 151.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «История Сторкиркана». Заиливание Стокгольмского собора . Церковь Швеции . 7 октября 2016 г. Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Роосваль 1927 , с. 275.
- ^ Роосваль 1927 , с. 277.
- ^ Роосваль 1927 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б Уллен 1996 , стр. 112.
- ^ Роосваль 1927 , с. 279.
- ^ Роосваль 1927 , с. 286.
- ^ Jump up to: а б Регнер 2013 , стр. 159.
- ^ Регнер 2013 , стр. 151–152.
- ^ Роосваль 1927 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б Регнер 2013 , стр. 217.
- ^ Jump up to: а б с Регнер 2013 , стр. 218.
- ^ Роосваль 1927 , с. 342.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 326–353.
- ^ Роосваль 1927 , с. 258.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 251–254.
- ^ Роосваль 1927 , с. 251.
- ^ Роосваль 1927 , с. 254.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 255–259.
- ^ Jump up to: а б Роосваль 1927 , с. 227.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 260–264.
- ^ Роосваль 1927 , с. 264.
- ^ Роосваль 1927 , с. 265.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б Роосваль 1927 , с. 266.
- ^ Роосваль 1927 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Джермстен 2008 , с. 4.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 127–128.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 127.
- ^ Jump up to: а б с Симонссон 1924 , стр. 128.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 138–139.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 139.
- ^ Вестин, Гуннар Т. «Олавус Петри» . Шведский биографический лексикон . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 186.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с Симонссон 1924 , стр. 188.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 189.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 192.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 194.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 195.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 197.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 200.
- ^ Jump up to: а б Симонссон 1924 , стр. 201.
- ^ «Свадьба кронпринцессы Виктории и мистера Дэниела Вестлинга» [Свадьба кронпринцессы Виктории и мистера Дэниела Вестлинга» Дэниел Вестлинг] (Пресс-релиз) (на шведском языке). Королевский двор Швеции . 23 марта 2009 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 202.
- ^ « Гробы полярников в крестильном хоре Сторкюркана». Стокгольмский источник . Муниципалитет Стокгольма . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Фагерстрем, Пернилла (8 марта 2002 г.). «Музыка ознаменовала похороны Астрид Линдгрен» [Похороны Астрид Линдгрен были отмечены музыкой]. Афтонбладет . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Нордландер, Дженни (8 ноября 2019 г.). «Королевские похороны Сары Дэниус» [Королевские похороны Сары Дэниус]. Шведское телевидение . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Расследование эстонской катастрофы и ее последствий [ Расследование эстонской катастрофы и ее последствий ]. Стокгольм. 1998. стр. 51. ISBN. 91-38-21040-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Поминальная служба Анне Линд в Сторкиркане» [Поминальная служба Анне Линд в Сторкиркане]. Шведское радио . 11 сентября 2003 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 174–175.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 175–176.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 176.
- ^ «Битва при Свенсксунде» . Цифровой музей . Морской музей . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 124.
- ^ «Великая церковь» . Приход Стокгольмского собора (Приход Стокгольмского собора) . Церковь Швеции . 1 июня 2020 г. Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Роосваль 1927 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Джермстен 2008 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Роосваль 1927 , с. 229.
- ^ Роосваль 1927 , с. 235.
- ^ Роосваль 1927 , стр. 226–228.
- ^ Jump up to: а б Роосваль 1927 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Джермстен 2008 , с. 6.
- ^ Джермстен 2008 , стр. 6–8.
- ^ Jump up to: а б с Джермстен 2008 , с. 7.
- ^ Хаас, Йонас (2005). Витражное стекло. Культурно-исторический инвентарь церковных витражей в епархии Векшё, уезд Йёнчёпинг (PDF) . Отчет об эксплуатации здания 2005:6 (на шведском языке). Музей округа Йёнчёпинг. стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Джермстен 2008 , с. 8.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 367.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 367–374.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 373.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 373–374.
- ^ Регнер 2013 , стр. 152–153.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 381–384.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 407.
- ^ Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 51.
- ^ Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 54.
- ^ Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 68–101.
- ^ Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 45–49.
- ^ Jump up to: а б Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 45.
- ^ Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 103–113.
- ^ Регнер 2013 , стр. 163.
- ^ Регнер 2013 , стр. 160–165.
- ^ Jump up to: а б с д и Регнер 2013 , стр. 156.
- ^ Jump up to: а б Сванберг и Кварнстрем 1993 , стр. 139.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 419.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 437–438.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 481.
- ^ Регнер 2013 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: а б Регнер 2013 , стр. 16.
- ^ «Картина «Солнечная собака» – картина Стокгольма 1535 года» . Стокгольмский источник . Муниципалитет Стокгольма . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 385–386.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 390–392.
- ^ Роосваль, Upmark & Branting 1927 , стр. 421.
- ^ Симонссон 1924 , стр. 159.
- ^ Джермстен 2008 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Джермстен 2008 , с. 9.
- ^ «Модель корабля» [Модель корабля]. Цифровой музей . Морской музей (Стокгольм) . 26 марта 2020 г. Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ «Моделист» [Модели]. Морской музей (Стокгольм) . 28 мая 2018 года . Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Симонссон 1924 , стр. 177.
- ^ «Хоры» [Хоры]. Приход Стокгольмского собора (Приход Стокгольмского собора) . Церковь Швеции . 1 июня 2020 г. Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ Шильдт, Мария (2013). «Андреас Дюбен и др. (Около 1597/98–1662)» . Шведское музыкальное наследие . Шведская королевская музыкальная академия . Проверено 14 февраля 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Халтин, Олоф; Йоханссон, Бенгт, Огайо; Мортелиус, Йохан; Варн, Расмус (2009). Полный путеводитель по архитектуре Стокгольма . Стокгольм: Arkitektur förlag AB. ISBN 978-91-86050-75-7 .
- Джермстен, Элизабет (2008). Сторкиркан (PDF) (на шведском языке). Стокгольмская епархия.
- Регнер, Элизабет (2013). Средневековый Стокгольм. Археологический путеводитель [ Средневековый Стокгольм. Археологический путеводитель ] (на шведском языке). Лунд: Historiska Media. ISBN 978-91-86297-88-6 .
- Русваль, Джонни (1927). С. Николай или Великая Церковь. II, История строительства [ ул. Николая или Великая Церковь. II, История здания ] (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 24. Стокгольм: Centraltryckeriet. ISSN 0284-1894 .
- Русваль, Джонни; Апмарк, Густав; Брантинг, Агнес, ред. (1927). С. Николай или Великая Церковь. III, Мебель и аксессуары [ Св. Николая или Великая Церковь. III, Мебель и отдельные предметы ] (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 24. Стокгольм: Centraltryckeriet. ISSN 0284-1894 .
- Симонссон, Ивар (1924). «История прихода Сторкюркан. Обзор» [История прихода Сторкюркан. Обзор]. В Русвале, Джонни (ред.). С. Николай или Великая Церковь. Я, История прихода [ Св. Николая или Великая Церковь. Я, История общины ] (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 24. Стокгольм: Centraltryckeriet. ISSN 0284-1894 .
- Сванберг, Ян; Кварнстрем, Андерс (1993). Sankt Göran och draken [ Святой Георгий и Дракон ] (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Tidens. ISBN 91-550-3914-6 .
- Уллен, Мариан (1996). «Gotikens kyrkybygande» [Церковное здание в эпоху готики]. Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). История шведского искусства Signum. Готическое искусство [ История шведского искусства Сигнума. Готическое искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 37–134. ISBN 91-87896-23-0 .