Лундский собор
Лундский собор | |
---|---|
Лундский собор | |
![]() | |
![]() | |
55 ° 42'15 "N 13 ° 11'36" E / 55,70417 ° N 13,19333 ° E | |
Расположение | Лунд |
Страна | Швеция |
Номинал | Церковь Швеции |
Предыдущий номинал | Датская церковь (до 1658 г.) Римско-католический (до Реформации ) |
Веб-сайт | Сайт собора |
История | |
Статус | Кафедральный собор |
Основан | Конец 11 века |
Преданность | Святой Лаврентий [1] |
Посвященный | 30 июня 1123 г. (склеп) 1 сентября 1145 г. (главный алтарь) |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Обозначение наследия | Церковный памятник в базе данных зданий Шведского совета по национальному наследию . [2] |
Архитектор(ы) | Пожертвовано Адам ван Дюрен Карл Георг Бруниус Хельго Зеттервалль |
Стиль | романский Неороманский стиль |
Технические характеристики | |
Длина | 85 м (279 футов) [3] |
Ширина | 30 м (98 футов) [3] |
Высота | 55 м (180 футов) (до вершины башен) [4] |
Администрация | |
епархия | Лунд |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Йохан Тюрберг |
Лундский собор ( швед . Lunds domkyrka ) — собор Лютеранской , церкви Швеции в Лунде , Скания Швеция. Это резиденция епископа Лунда и главная церковь Лундской епархии . Он был построен как католический собор архиепископского престола всех северных стран , посвященный святому Лаврентию . Это одно из старейших каменных зданий, которые до сих пор используются в Швеции.
Лундский собор называли «самым ярким представителем романской архитектуры в странах Северной Европы». На момент постройки Лунд и собор принадлежали Дании. Главный алтарь был освящен в 1145 году и собор к тому времени был в основном закончен; западные башни были построены несколько позже. Его архитектура демонстрирует явное влияние современной североитальянской архитектуры, передаваемой через долину Рейна . Первого архитектора звали Донат, хотя его точную роль в строительстве собора определить трудно. Новый собор был богато украшен каменной скульптурой, в том числе двумя необычными статуями в склепе, традиционно называемом « Гигант-финн и его жена », о которых сложилась местная легенда. Собор сильно пострадал во время пожара 1234 года, а крупные реставрационные работы были проведены в начале 16 века под руководством Адама ван Дюрена . После Реформации собор пострадал от потери доходов и ветхости. В 1658 году город Лунд и собор вошли в состав Швеции после Роскилдский мирный договор . Лундский собор был местом церемонии признания основания Лундского университета в 1668 году. Ремонт был произведен в 18 веке, но в 1832 году было рекомендовано полное восстановление собора. Впоследствии большая часть собора была отреставрирована и перестроена на протяжении большей части XIX века. Работу сначала возглавил Карл Георг Бруниус , а затем архитектор Хельго Зеттервалль , и она была завершена только в 1893 году. Изменения, осуществленные в 19 веке, были обширными; среди прочего, Зеттервалль приказал снести и перестроить всю западную часть, включая башни, по своему собственному проекту.
Средневековый собор содержит несколько исторических предметов обстановки и произведений искусства. Его главный алтарь был подарен собору в 1398 году, а также здесь находятся готические хоры, бронзовые изделия и астрономические часы 15 века (хотя они были тщательно отреставрированы в 1923 году). Когда Лундский собор был построен, он был богато украшен романскими каменными скульптурами. Он также содержит каменные скульптуры позднего средневековья времен реконструкции Адама ван Дюрена. После Реформации собор был оборудован и украшенной кафедрой . Более поздней датой является большая мозаика в апсиде работы Йоакима Сковгаарда , установленная в 1927 году. Лундский собор имеет шесть церковных органов , один из которых является самым большим в Швеции, а также используется в качестве концертной площадки.
Историческая справка
[ редактировать ]Христианские миссионеры из современной Германии и Англии активно участвовали в христианизации Дании и боролись за влияние на королевство. [5] Дания со временем стала частью Гамбург-Бременской архиепархии . Лунд в то время был частью Дании. С консолидацией датской монархии во второй половине XI века и политическим кризисом в континентальной Европе у датских монархов появилась возможность обойти немецкое влияние на церковную политику в Дании. [6] была Епископская кафедра создана в Лунде в 1060 году. [7] В то же время еще одна кафедра была создана в Далби , недалеко от Лунда, где церковь Далби была построена рядом с тем, что, возможно, было королевским дворцом. Однако, когда первый епископ Лунда ( Генрих Лундский ) умер, бывший епископ Далби, Эгино , был назначен в Лунде, а Далби остался в качестве резиденции епископа. В то же время, в 1103 году, Лунд был провозглашен архиепископской кафедрой, курирующей все страны Северной Европы. [8] [9]
Собор был не первой церковью, построенной в Лунде; самые ранние церкви (ныне исчезнувшие) были построены в городе в конце 10 века. [10] На месте Лундского собора в конце X — начале XI веков, вероятно, существовало какое-то рудиментарное поселение, но никаких остатков построек там обнаружено не было. [11] Лундский собор — одно из старейших каменных зданий, до сих пор действующих в Швеции. [12] В средние века собор был окружен несколькими зданиями, обслуживающими епархию, из которых сохранился только Либериет , который когда-то служил библиотекой. [13]
История
[ редактировать ]Фундамент и строительство
[ редактировать ]Самое раннее письменное упоминание о церкви в Лунде, посвященной святому Лаврентию – покровителю Лундского собора в средние века – датируется 1085 годом. [14] Чуть более поздние источники упоминают как новую, так и старую церковь, посвященную святому Лаврентию. [15] В 1940-х годах археологические раскопки в соборе обнаружили фундамент еще одной церкви внутри нынешнего здания. Точный возраст, форма и функции этого предшественника собора были предметом споров. [16] [17] Большинство ученых полагают, что строительство церкви на месте Лундского собора началось где-то во второй половине XI века. [3] Спустя некоторое время почти на том же месте была начата новая церковь, но большего размера по форме нынешнего собора. Части более ранней церкви, возможно, были включены в стены собора. [3] [5] Решение отказаться от епископства Далби и сделать Лунд единственным архиепископством в Скандинавии, возможно, спровоцировало изменение планов. [18]
Если не считать безвестности, которая окружает самое начало истории собора, строительство Лундского собора, вероятно, является одним из наиболее хорошо задокументированных среди романских церквей . [19] Два современных отчета о строительстве собора в виде иллюминированных рукописей Necrologium Lundense и Liber daticus vetustior до сих пор хранятся в библиотеке Лундского университета . Обе книги содержат записи, написанные на латыни , с датами строительства. Самая старая часть собора – большой склеп . Его главный алтарь был открыт 30 июня 1123 года, за ним последовали северный (1126 год) и южный (1131 год) боковые алтари склепа. Только тогда собор начали использовать. [19] Одной из основных функций склепа, судя по всему, было место, где крещения . проводились [20] Главный алтарь собора был посвящен святой Марии и святому Лаврентию 1 сентября 1145 года вторым архиепископом Лунда Эскилом на церемонии, на которой присутствовали епископы из современной Германии, Дании и Швеции. [21] К тому времени строительство собора до его нынешних размеров было завершено. [22] [23]
Необычно для того времени то, что архитектор собора известен под именем Донат. [3] [22] [24] Это имя появляется как в Necrologium Lundense (как «Donatus Architectus»), так и в Liber daticus vetustior . Донатус, возможно, отвечал за планировку склепа и надземного собора вплоть до нынешних северного и южного порталов собора, хотя трудно сделать какие-либо окончательные выводы о его точной роли. [22] [25] То же самое можно сказать и о его преемнике, возможно, строителе по имени Рагнар. [26] Здание, построенное во времена Доната и его преемника, демонстрирует явное влияние романской архитектуры Ломбардии , передаваемой через долину Рейна . [27] Сам Донатус, судя по всему, был родом из Ломбардии или, по крайней мере, получил образование в ней. [28] Шпейерский собор в западной Германии стилистически тесно связан с Лундским собором (особенно склепом), и было высказано предположение, что Донатус приехал в Лунд из Шпейера, где строительство более или менее прекратилось в 1106 году после смерти императора Генриха IV . [29] [30] Сходства также часто отмечались между Лундским собором и Майнцским собором , а дизайн апсиды аналогичен дизайну базилики Святого Серватия в Маастрихте . [31] На более общем уровне истоки стиля Лундского собора можно найти в базилике Сант-Амброджо ( Милан ), соборе Модены и нескольких церквях в Павии , все на севере Италии. [32] Подобные стилистические влияния можно увидеть и в других соборах Дании того же времени, например, в соборе Рибе . [25]
В строительстве Лундского собора должно было участвовать большое количество людей и это было коллективное предприятие. [31] В аналогичных, но несколько более поздних мастерских Кельнского и Уппсальского соборов работало около 100 и 60 человек соответственно. [31] Проект сыграл важную роль в создании мастерской, где можно было бы обучать местных мастеров, и, таким образом, распространил художественные влияния из континентальной Европы в Скандинавию. Скульпторы по камню Карл стенмястаре , Мортен стенмэстаре и Маджестатис, вероятно, все были скандинавами, получившими образование на строительной площадке. [32] Многие ранние романские каменные церкви в сельской местности, особенно в Скании, а также в остальной части современной Дании и Швеции, демонстрируют прямое влияние Лундского собора, особенно церкви Вэ (Скания). [33] [34] Другими примерами являются, например, церковь Валби ( Зеландия ), старая церковь Ланнаскеде ( Смоланд ), церковь Хогстад ( Эстергётланд ) и церковь Хавдем ( Готланд ). [35] [36]
Пожар и ремонт
[ редактировать ]План и планировка здания, освященного в 1145 году, были аналогичны тому, что мы видим сегодня. Заметным отличием было то, что весь хор был отделен от нефа стеной и предназначен для духовенства. Башни также были построены лишь несколько десятилетий спустя. [37] [38] Вероятно, предполагалось снабдить собор сводами , но вместо этого был установлен плоский деревянный потолок. [39] Собор был украшен настенными росписями и почти наверняка витражами , но ничего из этого не сохранилось. [27] В 1234 году собор сильно пострадал от большого пожара. [40] В последующие годы церкви были сделаны крупные пожертвования на ремонт. [41] Несмотря на это, потребность в ремонте сохранялась на протяжении всего 13 века. [42] После пожара выгоревший потолок заменили кирпичными сводами. [37] Изменения коснулись и планировки самой западной части здания. [43] Конфликт между королем Дании Кристофером I и архиепископом Якобом Эрландсеном вспыхнул в 1257 году, частично из-за того, что хор был расширен, а места королевской семьи были перенесены, что само по себе является свидетельством растущей мощи церкви. [44] две часовни В XIV и XV веках к собору были пристроены ; один расположен рядом с двумя самыми западными отсеками южного прохода нефа, а другой является западным продолжением южного трансепта. [45] Контрфорсы также добавлялись к зданию по частям в течение 13 и 14 веков, чтобы стабилизировать здание, которое находилось под нагрузкой из-за новых, более тяжелых сводов, добавленных часовен и постоянного звона 8,5- тонного церковного колокола . [46]
Изменения Адама ван Дюрена и позже
[ редактировать ]
Немецкий скульптор и строитель Адам ван Дюрен, по-видимому, периодически работал над восстановлением и изменением собора между ок. 1506 или 1507 и 1524 годы. [47] Несмотря на работы, проделанные в предыдущие столетия после великого пожара 1234 года, а в некоторой степени благодаря им, собор нуждался в тщательной реставрации. [48] Адам ван Дюрен и его мастерская внесли несколько изменений и вкладов. В склепе была установлена новая дренажная система, и в рамках этой работы колодец , который, вероятно, заменил более ранний колодец в том же месте, был украшен сатирическими аллегориями . [49] [50] Мастерская ван Дюрена также создала два новых окна в хоре, построила большой контрфорс для поддержки южного трансепта (до 1513 г.), перестроила фронтон северного трансепта (1524 г.), а также его своды. Новые и значительно большие окна со стрельчатыми арками были установлены как на северной стене северного трансепта, так и на южной стене южного трансепта. [49] [51] Башни и западный фасад также ремонтировались в 1512–1518 гг. и повторно в 1527 г. [52] Утверждалось, что собор мог бы рухнуть, если бы не работа, проделанная ван Дюреном. [53]
После Реформации 16 века епархия потеряла большую часть своих доходов. [54] Здание все еще подвергалось большим нагрузкам, не в последнюю очередь из-за использования большого церковного колокола, и пострадало во время периодических войн между Данией и Швецией ; в 1658 году Лунд навсегда стал частью Швеции. Несмотря на ремонт ван Дюрена, в 1682 году церковь была описана как «очень ветхая». [55] В XVIII веке часовни церкви использовались для похорон, а также в качестве импровизированного морга , где трупы иногда оставляли на несколько лет. [56] Были попытки ремонта; среди них вся апсида была разобрана, а затем возведена заново. [49] Однако многие ремонтные работы были либо временными, либо прямо пагубными для состояния здания. Король Швеции Густав III посетил склеп собора в 1785 году и выразил недовольство его состоянием. [57] [58] В 1812 году вышеупомянутые часовни XIV и XV веков были снесены. [59]
Изменения Карла Георга Бруниуса и Хельго Зеттервалля
[ редактировать ]
прихожане захотели построить новый церковный орган Когда в начале 19 века , в 1832 году архитектора Акселя Нистрема пригласили осмотреть сооружение. Нистрём рекомендовал провести полную реконструкцию собора. [59] Председатель совета, отвечающий за управление зданиями собора, Карл Георг Бруниус был призван выполнить планы Нистрема, и он сделал это, внося в то же время изменения в соответствии со своими собственными убеждениями. Он также написал первую систематическую историю искусства собора. [60] Бруниус перенес орган, отремонтировал склеп, установил ступеньки, соединяющие хор с нефом, и улучшил дренажную систему. [60] Он также удалил современную мебель, перестроил некоторые контрфорсы и заменил камень значительной части фасада. [61] Бруниус вышел в отставку по старости в 1859 году, но, поскольку необходимость в ремонте все еще существовала, молодой архитектор Хельго Зеттервалль . для выполнения остальных работ в 1860 году был назначен [62] Конфликт между Бруниусом и Зеттерваллем разгорелся почти сразу, но Зеттервалль продолжал работать над восстановлением собора до 1893 года и в конечном итоге сумел реализовать большую часть своих идей относительно собора. [60] [63] Компромисс 1862 года предполагал, что датский архитектор Фердинанд Мелдал возьмет на себя основную ответственность, а Зеттервалль просто будет помогать Мелдалу. Однако вскоре стало очевидно, что Зеттервалль не согласится на подчиненную роль, а сам Мелдал не проявил особого интереса к проекту. [64] В 1862 году Зеттервалль много путешествовал по Германии и Италии, чтобы изучить стилистически связанную архитектуру, а также посетить новейшие примеры реставрации зданий, чтобы он мог использовать этот опыт в своей работе в Лунде. [65] В 1863 году он представил первое предложение о полной реставрации собора. Сам Зеттервалл считал это «разумной золотой серединой между репарацией и реконструкцией». [66] Предложение будет означать снятие всех контрфорсов, новую крышу, полностью перестроенные башни и удаление больших готических окон в трансептах. Зеттервалл также предложил добавить над переправой восьмиугольный купол . Далеко идущие изменения коснутся и интерьера. В предложении Зеттервалль стремился уменьшить и уточнить строительные объемы собора и создать единую композицию из блочных элементов. [67]
Предложение Зеттервалля подверглось критике, не в последнюю очередь со стороны Мелдала. Зеттервалл переработал это предложение и в 1864 году выдвинул пересмотренное, менее далеко идущее предложение, особенно без центрального купола. [68] Это предложение также было отклонено, а от плана капитального ремонта отказались; однако в то же время было решено, что Зеттервалль продолжит работы по ремонту собора и каждый год будет вносить те изменения, которые сочтет необходимыми. Таким образом, Зеттервалль мог в течение следующих десятилетий постепенно перестроить собор в соответствии со своим проектом 1864 года. [60] [69]
Между 1832 и 1893 годами собор был радикально преобразован благодаря работе Бруниуса и Зеттервалля. Были заменены все окна, несколько сводов и колонн были отремонтированы или перестроены, и оба архитектора внесли значительные изменения в трансепт. Как он и предлагал, Зеттервалль снял все контрфорсы и снес всю западную часть церкви, включая башни, и перестроил ее по своему собственному неороманскому проекту. [70] [71]
В XX веке внутри собора и вокруг него проводились археологические раскопки. В 1954–1963 годах здание также подверглось капитальной реставрации под руководством архитектора Эйлера Гребе . За это время была снята декоративная роспись XIX века. [71] Большая мозаика , украшающая апсиду, была установлена в 1927 году по проекту Йоакима Сковгаарда . [37] [72] В 1990 году планировку хора изменили и в переходе разместили алтарь. [71] Папа Франциск посетил собор 31 октября 2016 года, чтобы отметить 499-летие начала Реформации . [73]
Архитектура и декор
[ редактировать ]Лундский собор называли «самым ярким представителем романской архитектуры в странах Северной Европы». [3] Он расположен на некотором расстоянии от любых других построек и доминирует над своим окружением. [74] Он состоит из двух башен, построенных Зеттерваллем, которые обрамляют главный вход с западной стороны. Позади них неф с двумя проходами ведет в трансепт , несколько выше нефа. Таким образом, небольшой лестничный пролет соединяет неф с хором , а также со склепом под хором. Хор заканчивается апсидой. Внутри ниши собора поддерживаются крестовыми сводами . Число пролетов в нефах вдвое больше, чем в нефе. Арки, отделяющие неф от проходов, поддерживаются опорами и колоннами разной ширины . Склеп имеет более сорока неглубоких крестовых сводов, поддерживаемых колоннами с подушками-капителями. Он слабо освещен низкими маленькими окнами и практически не изменился с 1123 года. [31] [75] [76]
При взгляде снаружи различные элементы здания отчетливо различимы как независимые объемы, «как будто их можно разобрать и снова собрать». [74] Апсида собора представляет собой «сильно сочлененный» полукруг. [31] По сравнению с его предшественниками в Майнце, его композиция несколько более сложна: три отдельных этажа, каждый из которых разделен на поля: нижний - лесенами , а средний - колоннами с украшенными капителями . Самая верхняя часть представляет собой галерею неглубоких цилиндрических сводов, поддерживаемых 21 колонной меньшего размера, которые открываются наружу. [77] Апсида является наиболее хорошо сохранившейся частью романского здания и была описана как «художественная вершина экстерьера». [78] Южный портал нефа, пожалуй, самый старый из собора. Пять украшенных архивольтов, поддерживаемых небольшими колоннами с разнообразно декорированными капителями , обрамляют тимпанон с изображением Агнца Божия . [79] Северный портал несколько позднее и более богато украшен. На тимпаноне изображен Самсон , борющийся со львом. [80] Две бронзовые двери, построенные Карлом Йоханом Дюфверманом служат главным входом в центре западного фасада. У них есть 24 рельефа с сюжетами из Библии, в частности Ветхого Завета. Над дверным проемом на тимпаноне изображены Христос , Канут IV Датский и святой Лаврентий. [71] Собор имеет две ризницы . [4] Строительный материал собора в основном состоит из песчаника , добытого в окрестностях Хёра . Главные стены построены в виде ракушек из песчаника, заполненных полевым камнем, смешанным с известковым раствором . Толщина стен составляет от 2 до 3 метров (от 6,6 до 9,8 футов). [4] [81]
- Обзор Лундского собора
- План c. 1200.
- Вид с воздуха с юго-востока
- Вид от входа на восток
- Вид от алтаря на запад
Скульптуры
[ редактировать ]
с точки зрения каменной скульптуры Лундский собор был самым богато украшенным романским зданием, построенным в скандинавских странах. По словам историка искусства Яна Сванберга , [82] а его скульптуры имеют признанное высокое художественное качество. [83] Пожалуй, самыми известными и яркими из них являются скульптуры двух фигур, традиционно называемых « Гигантский финн и его жена » в склепе. [84] По местной легенде, великан помогал строить собор, а когда ему не заплатили за услуги, попытался разрушить его, потрясая колонны, но окаменел. [85] Большая из двух фигур обнимает колонну, а меньшая привязана к другой колонне веревкой. По словам историка искусства Мерет Линдгрен, эти скульптуры, вероятно, были предметом большего количества попыток объяснения, чем любые другие средневековые произведения искусства в Швеции. [86] Большинство ученых сегодня полагают, что большая скульптура изображает Самсона , но неизвестно, что должна изображать меньшая фигура. Скульптуры датируются постройкой склепа, но с ними плохо обращались, особенно в 18 веке, и они потеряли большую часть своей первоначальной детализации. [86]
Рифленые колонны, также найденные в склепе, по стилю похожи на английскую нормандскую архитектуру и могут указывать на то, что самые первые художественные влияния пришли из района, граничащего с Ла-Маншем . [87] Однако, помимо этих колонн, богатый каменный орнамент явно имеет ломбардский стиль, то есть связан с североитальянским искусством того периода. [27] Среди них балдахин , ныне замурованный в восточной стене северного трансепта, который, возможно, был частью первоначального западного фасада; Его колонны имеют коринфские капители и поддерживают богато украшенный архивольт, на котором сохранились следы оригинальной краски. Напротив, у южной стены, находится балдахин меньшего размера, на колоннах которого изображены скульптурные ангелы (один в колготках из перьев ), стоящие на львах. Подобные скульптуры существуют в Комо и Модене на севере Италии. [88] Кроме того, все капители колонн в церкви имеют высокое ремесленное качество и могут быть разделены на две группы, демонстрирующие либо классическое , либо византийское влияние. [84] Помимо богатого романского декора, Лундский собор также содержит несколько позднесредневековых скульптур Адама ван Дюрена, как упоминалось выше. Некоторые из них изображают животных и содержат надписи на нижненемецком языке . Рельеф в южном трансепте, изображающий Женщину Апокалипсиса в окружении святого Лаврентия и святого Канута, похож на рельеф портала, который ван Дюрен сделал пару лет назад в Глиммингехусе . [89]
Алтарь
[ редактировать ]Средневековый главный алтарь был подарен собору в 1398 году Иде Педерсдаттер Фальк . [90] Алтарный образ входит в группу стилистически близких запрестольных образов и изготовлен в каком-то городе на севере Германии, вероятно, мастером Бертрамом или в его мастерской. [91] На его центральной панели изображена Коронация Богородицы , окруженная двумя рядами 40 святых, 26 из которых оригинальные. Двенадцать фигур были взяты из других средневековых алтарей, а две из добавленных фигур относятся к 17 веку. Алтарь имеет ширину 7,6 метра (25 футов), но в нем отсутствует оригинальная пара крыльев. [92] [93]
Хоровые кабинки
[ редактировать ]Хор состоит из двух рядов средневековых хоров, вмещающих в общей сложности 78 мест. Деревянные киоски датируются концом 14 века и, вероятно, были построены по заказу архиепископа Нильса Йонсона где-то между 1361 и 1379 годами. Очевидно, они были сделаны несколькими разными резчиками по дереву, их высота без фронтонов составляет около 3 метров (9,8 футов) и украшена резными подробности. Это библейские сцены как из Ветхого , так и из Нового Завета , но в ларьках есть и мизерикорды с изображением животных и других мелких деталей. Их стиль – высокая готика , стилистически они связаны с современным искусством долины Рейна. Они являются одними из крупнейших деревянных готических скульптур, сохранившихся в странах Северной Европы, и характеризуются высоким международным качеством. [94] Хоры в Лундском соборе также послужили стилистическим вдохновением для хоров в соборе Роскилле и церкви Св. Бендта в Рингстеде . [94] [95]
Чуть старше хоров находится епископский трон , который сохранился в поврежденном состоянии и расположен в южном трансепте. По конструкции он чем-то похож на хоры, но стилистически отличается и более тесно связан с современным искусством северной Германии. [96] В настоящее время рядом с епископским креслом также находится готическая скиния в виде украшенного деревянного столба высотой 5 метров (16 футов). Он состоит из двух кабинетов, увенчанных статуэткой святой женщины и увенчанных шестиугольным шпилем. Скинию отремонтировал Бруниус в XIX веке. Святой может быть Ида Тоггенбургская . [97]
Астрономические часы
[ редактировать ]
Астрономические часы Лундского собора, которые в настоящее время расположены в западном конце северного нефа, относятся к позднему средневековью и были установлены в Лундском соборе ок. 1425. В 1837 году разобрана. Он был восстановлен по инициативе архитектора Теодора Волина и датского часовщика Юлиуса Бертрама Ларсена и вновь открыт в 1923 году. Верхняя часть, оригинальная, представляет собой часы, а нижняя часть, реконструкция, представляет собой календарь. . Дважды в день два рыцаря на вершине сталкивают мечи. Затем часы играют мелодию In dulci jubilo , и процессия фигур, изображающих трех королей со своими слугами, проходит по циферблату часов. [98] Подобные часы примерно того же периода известны в нескольких церквях городов южной части Балтийского моря . Особенно часы в Доберанском соборе и церкви Св. Николая в Штральзунде очень похожи, и вполне возможно, что часовщик Николаус Лилиенфельд, который изготовил часы в Штральзунде, также изготовил часы в Лунде. [99] Часы ремонтировались в 2009–2010 годах. [37] [100] [101]
На противоположной стороне нефа, в западной стене южного нефа, замурованы украшенные условные часы 1623 года. [54]
Бронзы
[ редактировать ]Собор также владеет тремя бронзовыми колоннами высокой готики со статуэтками, самой старой сохранившейся мебелью в соборе и семисвечным канделябром конца средневековья. [102] Две бронзовые колонны венчают ангелы, а третью — статуэтка святого Лаврентия, держащего решетку — символ его мученичества. Вероятно, он датируется серединой 14 века, а две колонны с ангелами могут быть несколько позже. Колонна Святого Лаврентия имеет высоту примерно 3 метра (9,8 футов) (а святого - 70 сантиметров (28 дюймов)), а колонны с ангелами немного меньше. [103] Три колонны, вероятно, были изготовлены в Любеке или Гамбурге . В настоящее время в южном трансепте также находится семисвечный канделябр или подсвечник высотой 3,5 метра (11 футов) конца 15 века, изготовленный Харменом Бонстеде в Гамбурге. [104] В собор он поступил в разобранном виде, и на канделябре до сих пор различимы следы инструкции по его сборке. Подобные канделябры примерно в одно и то же время были установлены в ряде скандинавских соборов; хотя собор в Лунде больше соборов Орхуса , Рибе, Выборга и Стокгольма . [104] [105]
Кафедра
[ редактировать ]Нынешняя кафедра была введена в эксплуатацию в конце 16 века и отмечена датой 1592 года. Художником был Йоханнес Ганссог из Франкфурта-на-Одере в современной Германии. Он с необычным техническим мастерством прикреплен к одной из колонн нефа, а попасть в него можно через лестницу, прорезанную внутри колонны. Строительный материал — песчаник, черный известняк и черно-белый мрамор , частично окрашен и позолочен . рельефах из алебастра изображены сцены из Нового Завета. На боковых [106] [37]
Могилы и погребальные памятники
[ редактировать ]В соборе похоронено несколько человек. В склепе находится самая старая могила в соборе, могила Германа Шлезвигского , который играл важную роль в качестве эмиссара архиепископа Аскера Лундского к Папе и который, возможно, написал части вышеупомянутого Necrologium Lundense . простой романский саркофаг В апсиде склепа расположен , имеющий надпись на латыни и изображение титулярного епископа. Датируется серединой 12 века. [4] [107] В склепе также находится гораздо более крупный надгробный памятник последнему архиепископу Биргеру Гуннерсену , который расположен в центре склепа. Это своего рода нередкий для континентальной Европы, но очень необычный для стран Северной Европы: большой каменный саркофаг, украшенный со всех сторон скульптурами в горельефе и с полномасштабным изображением епископа в парадном облачении на крышке. Его изготовил Адам ван Дюрен в 1512 году. [108] [109] Самый большой надгробный памятник собора — памятник епископу Гансу Бросторпу , который умер в 1497 году и при жизни открыл Копенгагенский университет . Памятник выполнен из известняка Готланда и украшен барельефом. [110]
В нефе и приделах установлено несколько мемориальных досок и эпитафий . Несколько поминают епископов, таких как Йохан Энгестрем (1699–1777) и Нильс Хесслен (1728–1811). Многие другие были созданы для профессоров Лундского университета, например, Эберхарда Розенблада (1714–1796) и Эразма Сака (1633–1697). Самая старая эпитафия собора посвящена владельцу замка Крагехольм Лаве Браге (1500–1567) и его жене Гёрвел Фадерсдоттер (Спарре) (1509 или 1517–1605). [111]
Крестильный купель
[ редактировать ]Крестильная купель собора представляет собой скудно украшенную купель в стиле ранней готики, выполненную из красновато-серого известняка. [37]
Флора
[ редактировать ]
несколько обследований и описаний флоры собора Сделано , а также растений, растущих на его стенах. Первым, кто описал флору собора, был Даниэль Роландер , один из апостолов Линнея , который составил список сосудистых растений , мхов и лишайников, которые он обнаружил растущими на здании в 1771 году. [112] Он был заново открыт в 20 веке и опубликован в 1931 году. Элиас Магнус Фрис также проводил наблюдения за флорой собора в первой половине 19 века. Более систематические исследования флоры здания были опубликованы в 1922 году. Лихенолог Уве Альмборн провел исследование лишайников собора в 1935 году; кстати, это была его первая научная публикация. [112] В 1993 году лишайники собора были повторно инвентаризированы. [112] Из видов, растущих на соборе, крошечный папоротник настенный ( Asplenium ruta-muraria ) был упомянут еще в 1756 году Андерсом Тидстремом и, пожалуй, является самым заметным представителем флоры собора. [113] При обследовании лихенофлоры в 1993 г. было обнаружено 15 видов. Один из них, Lecanora perpruinosa , ранее не наблюдался в провинции Скания. [114]
Отношения с Лундским университетом
[ редактировать ]Основание Лундского университета в 1666 году было отмечено на церемонии в соборе в 1668 году. [115] После Реформации хор долгое время использовался как классная комната сначала в Лундской соборной школе , а затем в университете. Университет также использовал хор для хранения своей библиотеки . некоторое время [116] В соборе до сих пор проводится церемония присвоения новых докторских степеней в университете. [117]
Музыка
[ редактировать ]В соборе пять хоров для взрослых и два хора для детей. [118] Собор также часто используется для проведения концертов. [119]
В настоящее время в Лундском соборе имеется шесть церковных органов, включая самый большой церковный орган в Швеции. Орган галереи был построен между 1932 и 1934 годами датской компанией Marcussen & Søn и отремонтирован той же компанией в 1992 году. Он имеет 102 ступени, распределенные между четырьмя мануалами и педалбордом. Всего 7074 трубы. Самый маленький орган находится внутри астрономических часов, где он играет In dulci jubilo . [120]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Особый покровитель собора» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ "ЛУНД КН, СОБОР 1 ЛУНДСКИЙ СОБОР" . Строительный реестр . Шведский совет национального наследия . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сунднер 1997 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ридбек 1946 , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Ульврос и Ларссон 2012 , с. 23.
- ^ Риден 1998 , стр. 99–100.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 25.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 25–29.
- ^ Врангель 1923 , с. 4–5.
- ^ Ульврос и Ларссон 2012 , с. 21.
- ^ Синтио 1990 , с. 1.
- ^ Сунднер 1997 , с. 7.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 69–71.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 37.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 38.
- ^ Синтио 1957 , с. 1–42.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 62–64.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Ридбек 1946 , стр. 28.
- ^ Врангель 1915 , с. 4.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с Ридбек 1946 , стр. 30.
- ^ Валё, 2014 , с. 186-187.
- ^ Врангель 1923 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Линдгрен 1995 , стр. 64.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Линдгрен 1995 , стр. 66.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 58.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 59.
- ^ Врангель 1923 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линдгрен 1995 , стр. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Ридбек 1946 , стр. 62.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 79–81.
- ^ Врангель 1915 , с. 265–281.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 90–92.
- ^ Ридбек 1936 , стр. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Валё, 2014 , с. 187.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 52.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 68–69.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 78.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 74.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 80.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 76.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 76–78.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 80–81.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 86–87.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 90–91.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Сунднер 1997 , с. 12.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 88–95.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 100.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 91.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Ридбек 1946 , стр. 126.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 128.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 130.
- ^ Сунднер 1997 , с. 13.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Ридбек 1946 , стр. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ридбек 1946 , стр. 135.
- ^ Бодин 2017 , с. 121.
- ^ Бодин 2017 , с. 121–122.
- ^ Бодин 2017 , с. 121–181.
- ^ Бодин 2017 , с. 141.
- ^ Бодин 2017 , с. 134–141.
- ^ Бодин 2017 , с. 142.
- ^ Бодин 2017 , с. 142−152.
- ^ Бодин 2017 , с. 152.
- ^ Бодин 2017 , с. 158–159.
- ^ Сунднер 1997 , с. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д «En kyrka i ständig förändring» [Постоянно меняющаяся церковь]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Сунднер 1997 , с. 14.
- ^ Андерсон, Кристина (31 октября 2016 г.). «Папа Франциск в Швеции призывает к католико-лютеранскому примирению» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бодин 2017 , с. 181.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 45.
- ^ Ульврос и Ларссон 2012 , с. 29.
- ^ Ульврос и Ларссон 2012 , с. 25.
- ^ Бодин 2017 , с. 124.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 70–71.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 72–73.
- ^ Бодин 2017 , с. 126–127.
- ^ Сванберг 1995 , стр. 152.
- ^ Ульврос и Ларссон 2012 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Линдгрен 1995 , стр. 75.
- ^ «Jätten Finn vakar över kryptan» [Гигантский финн охраняет склеп]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдгрен 1995 , стр. 77.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 64–65.
- ^ Линдгрен 1995 , стр. 74–75.
- ^ Сванберг 1996 , стр. 196–197.
- ^ «Gyllene mosaik och korstolar från 1300-talet» [Золотые мозаики и хоры XIV века]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Ульврос и Ларссон 2012 , с. 70.
- ^ Врангель 1915 , с. 20–23.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 112–113.
- ^ Перейти обратно: а б Врангель 1915 , с. 24–32.
- ^ Дунер 1984 , стр. 1–9.
- ^ Врангель 1915 , с. 32–35.
- ^ Врангель 1915 , с. 36–37.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 125–126.
- ^ Жуковский 2008 , с. 124-127.
- ^ «Лунд – Урет и домкыркан слутар сло» [Часы в соборе перестают бить]. СВТ Нихетер . Шведское телевидение . 12 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 г. . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Det underbara uret i Lund» [Удивительные часы в Лунде]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Ульврос и Ларссон, 2012 , стр. 64–65.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б « Vår tids martyrer och den sjuarmade ljusstaken» [Мученики нашего времени и семисвечник]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 114–116.
- ^ Врангель 1915 , с. 60–64.
- ^ Врангель 1915 , с. 46.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 94.
- ^ Врангель 1915 , с. 48–49.
- ^ Врангель 1915 , с. 47.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 122–125.
- ^ Перейти обратно: а б с Йоханссон 1993 , стр. 25.
- ^ Герц 1923 , с. 458.
- ^ Йоханссон 1993 , стр. 26.
- ^ «Цепочка событий». Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Ридбек 1946 , стр. 128–129.
- ^ «Promotionsdagen» [День присвоения докторской степени]. Лундский университет . 25 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 г. . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Кёрер» [Хоры]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Konserter varje vecka» [Концерты каждую неделю]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Секс орглар и Домкыркан» [Шесть органов в соборе]. Лундский собор (официальный сайт) . Церковь Швеции. Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 19 апреля 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бодин, Андерс (2017). Архитектура Хельго Зеттервалля: церкви [ Архитектура Хельго Зеттервалля: церкви ] (PDF) (на шведском языке). Том. II. Стокгольм: Книгоиздательство Карлссона. ISBN 978-91-7331-785-6 .
- Чинтио, Эрик (1957). Лундский собор в романскую эпоху [ Лундский собор в романскую эпоху ] (PDF) (на шведском языке). Лунд: CWK Gleerup.
- Чинтио, Эрик (1990). «Предыстория Лундского собора. Покровительство св. Лаврентия и еще раз церкви Кнута Святого» [Предыстория Лундского собора. Покровительство св. Лаврентия и еще раз церковь Канута Святого] (PDF) . Але. Исторический журнал Сконе, Халланда и Блекинге (на шведском языке). 2 : 1–13.
- Дунер, Уно (1984). «Гедеон и шерсть» [Гедеон и шерсть] (PDF) . Але. Исторический журнал Сконе, Халланда и Блекинге (на шведском языке). 3 : 1–10.
- Герц, Отто (1923). «Растительность на руинах монастырской церкви Альвастра». Ботанические заметки (на шведском языке): 457–463.
- Йоханссон, Пер (1993). « Лишайниковая флора Лундского собора » (PDF) . Шведский ботанический журнал (на шведском языке) (87): 25–30.
- Линдгрен, Мерет (1995). «Каменное зодчество». В Карлссоне, Леннарт (ред.). История шведского искусства Signum. Романское искусство [ История шведского искусства Сигнума. Романское искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 299–335. ISBN 91-87896-23-0 .
- Ридбек, Моника (1936). Мастера-каменщики Сконе до 1200 г. [ Мастера-каменщики Сконе до 1200 г. ] (на шведском языке). Лунд: Издательство CWK Gleerups. OCLC 888802816 .
- Ридбек, Отто (1915). Вклад в историю строительства Лундского собора [ Вклад в историю строительства Лундского собора ]. Лунд: CWK Gleerup. ОСЛК 15548036 .
- Ридбек, Отто (1946). «Лундский собор, история здания и его убранство по новейшим исследованиям». В Ньюмане, Эрнст (ред.). История Лундского собора 1145–1945 гг. [ История Лундского собора 1145–1945 гг .] (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Совета дьяконисс Шведской церкви. OCLC 1163629870 .
- Риден, Томас (1998). «Лундский собор, универсальное пространство». В Валё, Клаас (ред.). Метрополис Дания: кусочек Европы [ Метрополис Дания: кусочек Европы ] (PDF) (на шведском языке). Стокгольм: Лундский университет. ISSN 0454-5915 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Щуковский, Манфред (2008). «Астрономические часы в церквях Ганзейской эпохи». В Могенсене, Лоне (ред.). Чудесные часы в Лунде [ Чудесные часы в Лунде ] (на шведском языке). Лунд: Historiska Media. ISBN 978-91-85507-93-1 .
- Сунднер, Барбро (1997). «История строительства» [История строительства]. В Лёфвендале — Руно; Сунднер, Барбро (ред.). Лундский собор: каменный материал и повреждения [ Лунддский собор: каменный материал и повреждения ] (PDF) (на шведском языке). Стокгольм: Совет по национальному наследию Швеции . ISBN 91-7209-006-5 .
- Сванберг, Ян (1995). «Каменная скульптура». В Карлссоне, Леннарт (ред.). История шведского искусства Signum. Романское искусство [ История шведского искусства Сигнума. Романское искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 299–335. ISBN 91-87896-23-0 .
- Сванберг, Ян (1996). «Каменная скульптура». Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). История шведского искусства Signum. Готическое искусство [ История шведского искусства Сигнума. Готическое искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 299–335. ISBN 91-87896-23-0 .
- Ульврос, Ева Хелен; Ларссон, Анита (2012). Лунде ( Собор в на шведском языке). Лунд: Historiska Media. ISBN 978-91-87031-34-2 .
- Валё, Клаас (2014). Церкви Сконе, 1050–1949 гг. [ Церкви Сконе, 1050–1949 гг .] (на шведском языке). Кявлинге: Domus Propria. ISBN 978-91-637-5874-4 .
- Врангель, Эверт (1915). Искусство в Лундском соборе [ Искусство в Лундском соборе ]. Лунд: CWK Gleerup. OCLC 84313403 .
- Врангель, Эверт (1923). искусства Лундского собора: связи и . История стилистические эквиваленты Лунд: CWK Gleerup. ОСЛК 250557100 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бруниус, Карл Георг (1836). Старейшая столичная церковь в странах Северной Европы, или историческое и архитектурное описание Лундского собора [ Старейшая столичная церковь в странах Северной Европы, или историческое и архитектурное описание Лундского собора ] (на шведском языке). Лунд: Берлинг. OCLC 69415972 .
- Геров, Кристер (1946). Лундский собор в литературе: библиография [ Лунддский собор в литературе: библиография ] (на шведском языке). Лунд: CWK Gleerup. OCLC 186895962 .
- Зеттервалль, Хельго (1916). «Хельго Зеттервалль о Лундском соборе: описание здания буквами». Исторический журнал Сконеланда (на шведском языке). 6 . Лунд: 412–421 . Проверено 29 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зданий и сооружений, построенных в 1145 году.
- Церкви XII века в Швеции
- Римско-католические соборы в дореформационной Швеции
- Лютеранские соборы Швеции
- Романская архитектура Швеции
- Туристические достопримечательности Лунда
- Здания коронационной церкви
- Церкви в Лунде
- История Лунда
- Церкви Лундской епархии
- Заведения XII века в округе Сконе