Jump to content

Выборгский собор

Координаты : 56 ° 27'1,8 ″ с.ш. 9 ° 24'44,39 ″ в.д.  /  56,450500 ° с.ш. 9,4123306 ° в.д.  / 56,450500; 9.4123306
Выборгский собор
Русский : Выборгский собор, Собор Богоматери.
Выборгский собор расположен в Дании.
Выборгский собор
Выборгский собор
56 ° 27'1,8 ″ с.ш. 9 ° 24'44,39 ″ в.д.  /  56,450500 ° с.ш. 9,4123306 ° в.д.  / 56,450500; 9.4123306
Расположение Выборг
Страна Дания
Номинал Церковь Дании
Предыдущий номинал Католическая церковь
Веб-сайт www.viborgdomsogn.dk
История
Статус Кафедральный собор
Основан 1876  ( 1876 )

Выборгский собор , Собор Богоматери ( датский : Viborg Domkirke eller Vor Frue Domkirke ) — место расположения одной из самых важных исторических церквей Дании , расположенной в городе Выборг в северной Ютландии . Современное здание представляет собой постройку 19-го века, основанную на Лундском соборе на юге Швеции , который не имеет никакого сходства со средневековым собором, стоявшим на этом месте с 1130 года.

История религии в Дании

[ редактировать ]

Город Выборг был одним из четырех основных центров религии и политики в древней Дании. Еще в 800 году в Выборге существовало поселение эпохи викингов, расположенное на севере центральной Ютландии и имеющее выход к Лим-фьорду , важной воде через Ютландию до наших дней.

Жители Дании были религиозными людьми, но трудно точно знать, как они практиковали религию, поскольку сами они об этом не писали, а описания раннехристианских миссионеров лишь намекают на то, как и чему поклонялись датчане. Ученые предполагают, что датская жизнь была сосредоточена в регионе, возглавляемом вождями. Возможно, это напоминание о тех временах, когда датчане представляли собой несколько племен, поселившихся в Ютландии и на островах, имевших общий язык и культуру. Почти каждый был связан с сушей и морем для удовлетворения жизненных потребностей.

Датчане следовали за богами, которые курировали различные аспекты жизни. Например, божества плодородия Фрейр и Нордир играли важную роль в посадке и сборе урожая. Время от времени в течение года люди делали подношения и совершали предписанные ритуалы, чтобы гарантировать успешный урожай. Один был богом воинов, и когда люди отправились через море, чтобы грабить и грабить, помощь Одина и Тора имела решающее значение. Помимо пантеона древнескандинавской религии ( Асы ), мир был наполнен менее славными существами, которые регулярно оказывали большее влияние. Поля, леса, болота и море были населены различными духами, духами, демонами и монстрами, скрывавшимися в тенях. Повседневная жизнь включала ритуалы, поощряющие удачу, здоровье и богатство, а также предотвращающие зло, зависть и несчастные случаи. Религия в Дании не была организована в смысле организованной религии или даже общего набора верований или практик по всей Дании. Это был племенной и семейный образ жизни, который включал религию «по мере необходимости».

Священные места были во всех областях Дании, особенно источники ( килдер ), которые часто были местом местного поклонения местным духам земли. Буковые рощи великолепной высоты и возраста напоминали бы соборы под открытым небом, где царила тишина, когда призывалась помощь богов. Высокие холмы в стране, где нет настоящих гор, могли бы стать еще одним естественным местом, привлекающим людей к поклонению. В то время как люди в других частях Северной Европы поклонялись каменным или деревянным изображениям в священных оградах, ничего подобного в Дании не зарегистрировано. Датская религия до 695 года не была единой религией, а представляла собой множество местных вариаций на общие темы.

Миссионеры

[ редактировать ]

Насколько известно, первым христианским миссионером, ступившим в Данию (вероятно, проникнув только на юг, возможно, в Хедебю в Шлезвиге ), был святой Виллиброрд (658–739), саксонский монах из Нортумбрии , имевший прочные связи с императорским двором Дании. короли Каролингов. Крах его миссии во Фрисландии в 695 году оставил ему никого, кого можно было бы обратить, поэтому он повернул на север и отправился к датчанам-язычникам. Все, что мы знаем, это то, что ему не удалось никого обратить, но ему удалось вернуть некоторых молодых людей, которых он надеялся обучить и подготовить, чтобы они стали следующим поколением миссионеров на севере. Больше о молодых людях ничего не известно. Практически ничего не известно о Дании в течение следующих 120 лет, когда первые успешные миссионеры принесли датчанам христианские идеи и верования. [ 1 ]

Миссионерам из объединенной Гамбург-Бременской архиепархии в Германии была поставлена ​​особая задача нести христианство народам Севера. Апостол Севера Ансгар (801–865) прибыл в южную Данию в 822 году. В краткосрочной перспективе Ансгару повезло так же, как и Виллиброрду, но он прожил достаточно долго, чтобы упорствовать, и в конце концов убедил великих людей южной Дании. что христианство и дружба, которую оно принесло с Франкской империей на их южных границах, заслуживали серьезного внимания. Подход Ансагара заключался в том, что народы севера будут постепенно завоеваны и что вместо того, чтобы сносить священные рощи, эти места следует использовать для христианских церквей и таким образом завоевать сердца людей. Он также решил, что, если ему удастся привлечь на свою сторону вождей, дворян или королей, люди последуют за ним. [ 2 ]

Региональная ассамблея

[ редактировать ]

Выборг был местом расположения одного из трех крупнейших региональных собраний Дании. ( landsting ) Первое зарегистрированное провозглашение короля Дании было в Выборге для короля Хардеканута в 1027 году. Монах Эльнот Кентерберийский , по-видимому, присутствовал на Выборгском собрании до 1120 года и писал: «Там (в Выборге) быстро собрались большие толпы со всего мира. В Ютландии одни для торговли на рынке, другие едут туда поговорить. Тем самым устанавливаются законы и определяется, действуют ли еще (старые) законы. и в то же время вступило в силу. Все, о чем договорился единый голос толпы, не может быть отменено без наказания где-либо в Ютландии». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Епископы в Выборге

[ редактировать ]

Выборгский собор был резиденцией епископа с 1065 года, когда Ютландия была разделена на три епархии, одна из которых — Выборгская епархия , созданная на основе старой епархии Рибе на юге Ютландии. О первой церкви в Выборге ничего не известно, но можно предположить, что это была небольшая деревянная церковь с коротким нефом и хором. Никаких остатков такого здания обнаружено не было. Но если он будет следовать образцу других соборов Дании, он будет находиться на месте нынешнего сооружения или рядом с ним. На нынешнем месте был построен каменный собор, часть его фундамента до сих пор можно увидеть в склепе современного собора. В 1080 году король Канут IV передал епархии несколько ферм для финансирования епископства и капитула. [ 6 ]

Второй собор, посвященный Святой Марии и позже названный «Собор Богоматери» ( Vor Frue Domkirke ), был заложен около 1130 года на месте деревянной церкви, построенной во времена викингов епископом Эскильдом. Эскильд был убит перед алтарем церкви Святой Маргариты, ныне церкви Асмильд ( Асмилд Кирке ) по приказу Эрика Эмуне , который восстал против короля Нильса в 1133 году. Люди, убившие епископа Эскильда, так и не были привлечены к ответственности. Собор построен из датского гранита и песчаника в романском стиле с полукруглыми арками, поддерживающими плоский деревянный потолок. Церковь состояла из длинного нефа, двух боковых приделов, коротких коротких трансептов и хора с закругленной апсидой. Две башни с высокими тонкими шпилями окружали главный вход. [ 7 ]

Святой Кьельд (Кетиль) (ок. 1105–1150) согласно рассказам был святым человеком, и когда в городе вспыхнул пожар и угрожал собору, Кьельд забрался на шпиль и начал так усердно молиться, что огонь прекратился, не причинив вреда. собор. Кьельд умер 27 сентября 1150 года. Почти сразу же появились сообщения о чудесах, и люди стекались в Выборг, чтобы помолиться на могиле Кьельда. Двенадцать человек прозрели после молитвы у его могилы. Благодаря усилиям епископа Нильса I, Кьельд был объявлен святым Папой Климентом III в 1188 году. С большой церемонией останки Кьельда были перенесены в собор для почитания верующих в 1189 году. Его реликварий необычным образом был подвешен к своду. часовни, построенной для него на северной стороне церкви. Собор был завершен при епископе Нильсе около 1200 года. Он также основал больницу Святого Михаила в Выборге. Со временем собор окружало множество других церковных построек. В соборе также были часовня Святой Анны и часовня Богоматери. Когда-то мощи св. Виллехад , архиепископ Бременский, в 780-х годах был доставлен в Выборг и помещен в часовню Святого Кьельда. [ 8 ]

Возможно, самым влиятельным епископом Выборга был Гуннар. Получив образование в Париже и будучи аббатом -цистерцианцем , епископ Гуннар записал Ютландский закон ({ Jydske Lov ) и написал к нему предисловие. Впервые в Дании появился свод законов, которым был связан народ Ютландии. Он был провозглашен в Вордингборге в 1241 году. После своей смерти в августе 1251 года Гуннар был похоронен у входа в часовню Святого Кьельда.

Стрижка короля Эрика

[ редактировать ]

Выборг – место последнего упокоения короля Эрика Клиппинга (1289–1286). Когда-то считалось, что прозвище Эрика связано с привычкой моргать, но на это не обратили внимания. Считается, что Клиппинг имеет в виду обесцененные деньги, выпущенные на его имя. Другими словами, Эрик снизил ставку. В 1282 году Эрик был в Вордингборге, где он был вынужден согласиться с «Великой хартией Дании» ( датский : Handfæstning ), которая была первым случаем, когда власть датского короля была ограничена документом. Эрик был вовлечен в вражду со своими кузенами и некоторыми влиятельными дворянскими семьями Дании, особенно с графами Марском Стигом и Якобом Халландским. Предание гласит, что после долгого дня охоты король уснул в сарае деревни Финдеруп, недалеко от Выборга. Ночью ему нанесли ножевые и порезаные раны 56 раз. В результате убийства девять врагов короля были объявлены вне закона. Позже считалось, что архиепископ Йенс Гранд был замешан в заговоре с целью убийства короля. Он был заключен в ужасные условия, а затем сбежал. Исследования останков короля показывают, что он был «искалечен»; тело было не просто зарезано, а зарублено ( Датский : мальтрактет ). Его похоронили перед алтарем, где до сих пор можно увидеть его надгробие. [ 9 ]

В 1501 году пожар повредил западную часть церкви и разрушил крышу. Ремонт выполнен из красного кирпича, самого распространенного строительного материала того времени. Другой вид огня собирался поглотить мир Выборгского собора. Во время епископства Йоргена Фрииса , последнего католического епископа Выборга, идеи Лютера о реформировании католической церкви пронеслись в Выборге как буря. Ганс Таузен (1494-1561), который должен был стать «Датским Лютером», был отправлен в Выборг своим настоятелем Ордена Святого Иоанна в Копенгагене в Выборг для еретической проповеди в своей пасхальной проповеди 1525 года. Таузен обучал любопытных жителей Выборга. из своей камеры. Идеи, которые Таусен представил людям, были приняты так легко, что через несколько недель Таусен был освобожден, а францисканское аббатство взломали, чтобы люди могли слышать его проповеди в помещении. Епископ Фриис не смог справиться с растущими требованиями об изменении литургии и множеством проблем, которые в то время разделяли протестантов и католиков по всей Европе. Выборг стал центром Реформация в Дании на какое-то время. Через год Таусен стал личным капелланом короля. Идеи, принесенные Таузеном, распространились из Выборга по всей Ютландии. [ 10 ] [ 11 ]

После Реформации

[ редактировать ]

К 1530 году собор оказался в руках лютеран, которые отвергли многое из того, что собор символизировал со времен викингов. Фриис удалился в замок Хальд и в 1536 году был заключен там в тюрьму, в то же время, когда были заключены в тюрьму другие католические епископы Дании. В 1540 году Фриис был освобожден под клятвой подчинения новому порядку. Ему дали землю и здания бывшего Врейлевского аббатства, и он прожил свою жизнь как землевладелец.

Несмотря на энтузиазм Выборга по поводу всех реформ, Выборг сохранял некоторые свои католические традиции дольше, чем где-либо еще в Дании. Молитвы за короля Эрика Клиппинга, которые повсюду были отменены, продолжали возноситься до 1630 года. Мощи святых Кьельда и святого Виллехада были перенесены из их часовен в хор и сохранены.

В 1567 году пожар снова повредил церковь. 27 июня 1726 года город и церковь пострадали от разрушительного пожара, в результате чего остались голые стены и своды. Остатки старого собора были заключены в здание в стиле барокко, которое было плохо построено к 1770 году. Башни были увенчаны короткими «кофейниками», по словам местных жителей, которые помнили высокие шпили до пожара.

восстановление

[ редактировать ]
Интерьер нынешней церкви.

Церковь была закрыта из-за отсутствия средств и с 1800 по 1814 год использовалась как зернохранилище.

«Старый собор» в 1863 году.

В 1859 году при подготовке к восстановлению собора было решено, что стены настолько неустойчивы, что церковь придется разобрать и отстроить заново. Дизайнер Юлиус Толле хотел сохранить как можно большую часть средневекового здания и включить его в новое здание. В 1863 году процесс сноса церкви был завершен и заложен краеугольный камень нового собора. Толле умер в 1871 году, и его план был отменен. Старые секции, которые считались непригодными для восстановления, были снесены.

Выборгский собор перестроили из кирпича, а затем пристроили гранитный фасад, чтобы добиться вида гранитной церкви за значительно меньшие деньги. Здание было построено по образцу древнего романского собора в Лунде на юге Швеции. Это было спорное решение, поскольку внешний вид собора не имел ничего общего с прежним зданием. Церковь была завершена и освящена в 1876 году. В результате нынешний собор представляет собой версию XIX века того, как, по мнению строителей, должен был выглядеть романский собор.

Поскольку все содержимое церкви было потеряно во время пожара 1726 года, все содержимое церкви было либо взято из других церквей, либо создано художниками и мастерами после 1876 года.

Картина Сковгаарда.

Иоаким Сковгаард расписал в церкви фрески, напоминающие о средневековых росписях, которые были частью украшения древнего собора в период с 1900 по 1913 год.

В двух башнях висят пять колоколов . Средневековые колокола были уничтожены во время катастрофического пожара 1726 года. Каспар Кёниг отлил три колокола, включая самый большой, в 1730 году. П. П. Мейлструп Старший отлил колокол для собора в 1837 году. Самый последний и самый маленький колокол отлит Б. Лёв и сын.

Потолок собора

Содержание церкви

[ редактировать ]
План церкви.

Несколько частей старого собора были включены в современное здание. Резная литавра над южной дверью была включена в комплект. Два резных камня, теперь установленных в апсиде, использовались еще раз.

Большой семисвечник на алтаре был создан в Любеке в 1494 году.

Кафедра из песчаника была вырезана для нового собора скульптором Розенфальком по образцу работ Х. Биссена.

Купель была подарком собору от (с) церкви.

Алтарь является копией «Золотого алтаря», найденного в церкви Сахл в Виндерупе, Дания. Он был создан К.С. Петерсом в стиле средневекового позолоченного алтаря.

Склеп является самой старой частью церкви и имеет три нефа.

  1. ^ «Виллиброрд (658-739)» . Сообщество Нортумбрии . Проверено 1 сентября 2018 г.
  2. ^ «Ансгар» . Шведский биографический лексикон . Проверено 1 сентября 2018 г.
  3. ^ Элнот Кентерберийский. «Жизнь и страсти святого Канута»
  4. ^ «Элнот, –1122–, историк, был из Кентербери и был священником в Англии» . Датский биографический лексикон . Проверено 1 сентября 2018 г.
  5. ^ Уорд, Бернар Николас (1907). «Элнот» . Католическая энциклопедия . Том. 1.
  6. ^ Тейлор, Артур Уиткомб (1913). «Древний престол Орхуса» . Католическая энциклопедия . Том. 16.
  7. ^ «Асмилдская церковь» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 сентября 2018 г.
  8. ^ Брайан Моллер Дженсен. «Санктус Кетиллус» . Университет Бергена . Проверено 1 сентября 2018 г.
  9. ^ «Эрик 5. Ширинг, 1249–1286» . История Дании . Проверено 1 сентября 2018 г.
  10. ^ Терье Братберг. «Йорген Фриис» . Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 1 сентября 2018 г.
  11. ^ «Ганс Таузен (1494-1561)» . Рибе 1300. Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 1 сентября 2018 г.

Другие источники

[ редактировать ]
  • Шантепи де ла Соссай (2013) Религия германцев (HardPress Publishing) ISBN   978-1313780889
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a04b77fc3dac380787459ffe1ee59272__1714035480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/72/a04b77fc3dac380787459ffe1ee59272.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viborg Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)