Фин (легенда)
Фин является предметом легенды о строительстве церкви. Чтобы выполнить работу, между святым человеком и троллем или великаном заключалось соглашение с ужасными последствиями для проигравшего. В датской версии изображен тролль из Калундборга , Зеландия , Дания . В шведской легенде речь идет о великане из Лунда по имени Яттен Финн («Финн Великан»).
Датская легенда
[ редактировать ]
Легенда рассказывает, как Эсберн Снаре построил церковь в Калундборге. [ 1 ] Работа была тяжелая, и проходивший мимо тролль предложил свои услуги. Эсберн согласился; однако условием тролля было то, что Эсберн сможет узнать имя тролля к моменту завершения строительства церкви; если бы он не смог, тролль забрал бы его сердце и глаза. [ 2 ]
Когда до завершения строительства церкви осталось возвести только половину колонны , Эсберн испугался, потому что не знал имени тролля. Блуждая по полям в великой тревоге, он прилег отдохнуть на Ульшой берегу . Находясь там, он услышал, как женщина-тролль внутри холма сказала: «Лежи спокойно, детка моя! / Завтра придет Фин, / Отец твой, И даст тебе / глаза и сердце Эсберна Снейра / для игры». [ 2 ]
Эсберн немедленно вернулся в церковь. Тролль был занят установкой полустолпа, который остался для церкви, и когда Эсберн увидел его, он крикнул «Фин». Тролль так разозлился, что подбросил полуколонну в воздух. Именно поэтому в церкви всего три с половиной столпа. [ 2 ]
Шведская легенда
[ редактировать ]
Похожая легенда существует в шведском городе Лунд , где предположительно тролль или великан помогал в строительстве Лундского собора . Говорят, что две статуи в склепе собора являются окаменевшими останками легендарного существа и его жены. Самое раннее известное упоминание легенды в том виде, в котором она появилась в Лунде, датируется 1593 годом. Имперский дипломат Эрих Лассота фон Стеблау был заключен в тюрьму в Швеции и возвращался в континентальную Европу, когда он остановился в Лунде и мимоходом упомянул легенды. Лассота фон Стеблау пишет, что две статуи в склепе собора были «гигантами», которые пытались помешать строительству собора. За это они были наказаны Богом и превращены в камень. [ 3 ]
Более подробное описание легенды было опубликовано в 1654 году Йенсом Лауритценом Вольфом. Похоже, именно эта версия легла в основу большинства более поздних версий. Легенда, рассказанная Вольфом, гласит, что Святой Лаврентий строил Лундский собор, но у него не было ни средств, ни строительных материалов. Чтобы ускорить строительство, он заключил сделку с троллем. Тролль помог бы ему построить собор, но если бы в последний день святой Лаврентий не узнал его имя, святому пришлось бы принести ему солнце и луну. Если бы он не смог этого сделать, троллю разрешили бы оторвать ему глаза. С помощью тролля строительство пошло быстрыми темпами. Святой Лаврентий все больше и больше беспокоился и, чтобы уменьшить свое беспокойство, однажды совершил длительную прогулку за город. Он присел отдохнуть и во время отдыха вдруг услышал, как жена тролля утешает их ребенка, говоря ему не плакать, потому что его отец Финн на следующий день принесет глаза святого как игрушку. Лоуренс поспешил обратно и обнаружил, что тролль собирался положить последний камень в собор. Он назвал его по имени Финн. В ярости Финн и его жена начали трясти фундаментные столбы склепа, но сила святого оказалась сильнее, и вся семья окаменела, застыв в движении. [ 3 ]
Чуть более позднее изложение легенды, которое в основном соответствует легенде о Вольфе, существует в рукописной рукописи сегодня в архивах Шведской королевской академии литературы, истории и древностей . Другой отчет был сделан в 1705 году. [ 3 ]
датирован 1750 годом Первый критический отчет Йохана Кориландера . Кориландер отмечает, что легенда не только явно вымышлена, но также маловероятно, что статуи в соборе на самом деле были предназначены для иллюстрации легенды. По его словам, строительство собора на самом деле хорошо задокументировано, и хорошо известны как первый архитектор, так и короли, поддержавшие его строительство. «Однако суеверие зашло так далеко, что святому Лаврентию, который жил гораздо более чем за 800 лет до постройки нашего собора и который даже не мог мечтать о Скании , все же пришлось взять на себя ответственность за его фундамент, и в равной степени невинный тролль за его строительство», его цитирует Отто Ридбек . [ 3 ]
Существует несколько более поздних версий легенды. Согласно одному сообщению, доступному на английском языке, святой человек по имени Лаврентий приехал в место, известное сейчас как Лунд, из Саксонии, чтобы построить христианскую церковь. Когда он начал свою работу, великан по имени Финн, который жил со своей семьей в местности под названием Хельгонабакен (или Холмы Хельгоны), предложил ему помочь построить церковь. Его предложение содержало условие: «Когда оно будет закончено, ты скажешь мне, как меня зовут. Но запомни мое условие, о мудрый человек: если ты не можешь сказать мне, ты должен дать моим малышам два маленьких факелы – солнце и луна – которые путешествуют по небесным просторам». Святой человек потеряет зрение, если проиграет вызов. [ 1 ]
Среди гигантов было известно, что они не могут раскрыть имя Финна, иначе сделка будет нарушена без какого-либо вреда для Лаврентия, и гигант должен умереть. Стремясь построить церковь, святой человек принял предложение и поверил, что имя придет к нему еще до завершения строительства церкви. Вместе они быстро построили церковь, оставив один оставшийся камень, который нужно было установить на башню. [ 1 ]

В то время как Лаврентий беспокоился, что не знает имени великана и поэтому потеряет зрение, он услышал голос великанши, пытавшейся успокоить своего плачущего ребенка: «Тихий, молчаливый, мой маленький сын. Утро принесет твоего отца Финн, либо с луной и солнцем, либо с глазами священника Лаврентия». Святой человек побежал в церковь и крикнул: «Спускайся, Финн! Камень, который теперь остался, мы можем установить сами. Спускайся, Финн, ибо твоя помощь нам больше не нужна!» [ 1 ]
Финн разозлился и обхватил руками столб, чтобы вырвать его и разрушить собор. Его жена и их ребенок также пытались разрушить церковь, и Финн и его жена обратились в камень, обхватив руками колонны. есть скульптура каменного человека, обнимающего колонну В Лундском соборе . [ 1 ]
Статуи Финна и его жены
[ редактировать ]Как отметил Кориландер в 1750 году, маловероятно, чтобы статуи в Лундском соборе предназначались для изображения Финна и его жены. Скорее, легенда, вероятно, была популярным способом интерпретации значения статуй. На самом деле искусствоведы до сих пор не совсем уверены в том, какой сюжет изображают статуи. Сегодня наиболее распространенная теория состоит в том, что резьба изображает библейского персонажа Самсона , который пожертвовал собой, опрокинув колонны филистимского храма. [ 4 ]
Похожие легенды
[ редактировать ]Легенда о сделке на помощь в строительстве церкви связана с другими церквями в Швеции, Норвегии и Дании. История, связанная с церковью Эскеллсеттера в Нэсе в Вермланде , Швеция, рассказывает о великане по имени Кинн, который упал насмерть, услышав свое имя от священника по имени Эскил. Норвежская легенда рассказывает о тролле Скалле и строительстве собора в Тронхейме . Существует также похожая легенда о тролле по имени Ветер и Погода, который устанавливал крест, когда Святой Олаф назвал его имя. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хофберг, Герман (1890). Шведские сказки . Перевод WH Myers. Чикаго: Компания Белфорд-Кларк. стр. 17–19.
- ^ Перейти обратно: а б с Кейтли, Томас (1850). Мифология фей: иллюстрация романтики и суеверий разных стран . Лондон: Х.Г. Бон. стр. 116–17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ридбек, Отто (1915). Вклад в историю строительства Лундского собора [ Вклад в историю строительства Лундского собора ]. Лунд: CWK Gleerup. стр. 188–191.
- ^ Линдгрен, Мерет (1995). «Каменное зодчество». В Карлссоне, Леннарт (ред.). История шведского искусства Signum. Романское искусство [ История шведского искусства Сигнума. Романское искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 77. ISBN 91-87896-23-0 .