Jump to content

Фин (легенда)

(Перенаправлено с Фин (тролль) )

Фин является предметом легенды о строительстве церкви. Чтобы выполнить работу, между святым человеком и троллем или великаном заключалось соглашение с ужасными последствиями для проигравшего. В датской версии изображен тролль из Калундборга , Зеландия , Дания . В шведской легенде речь идет о великане из Лунда по имени Яттен Финн («Финн Великан»).

Датская легенда

[ редактировать ]
Рисунок на старой открытке с изображением церкви Богоматери Калундборг , построенной недалеко от замка Эсберн-Снаре (1127-1204).

Легенда рассказывает, как Эсберн Снаре построил церковь в Калундборге. [ 1 ] Работа была тяжелая, и проходивший мимо тролль предложил свои услуги. Эсберн согласился; однако условием тролля было то, что Эсберн сможет узнать имя тролля к моменту завершения строительства церкви; если бы он не смог, тролль забрал бы его сердце и глаза. [ 2 ]

Когда до завершения строительства церкви осталось возвести только половину колонны , Эсберн испугался, потому что не знал имени тролля. Блуждая по полям в великой тревоге, он прилег отдохнуть на Ульшой берегу . Находясь там, он услышал, как женщина-тролль внутри холма сказала: «Лежи спокойно, детка моя! / Завтра придет Фин, / Отец твой, И даст тебе / глаза и сердце Эсберна Снейра / для игры». [ 2 ]

Эсберн немедленно вернулся в церковь. Тролль был занят установкой полустолпа, который остался для церкви, и когда Эсберн увидел его, он крикнул «Фин». Тролль так разозлился, что подбросил полуколонну в воздух. Именно поэтому в церкви всего три с половиной столпа. [ 2 ]

Шведская легенда

[ редактировать ]
Рисунок Лундского собора , каким он был в 1750 году. Его строительство началось в 11 веке.

Похожая легенда существует в шведском городе Лунд , где предположительно тролль или великан помогал в строительстве Лундского собора . Говорят, что две статуи в склепе собора являются окаменевшими останками легендарного существа и его жены. Самое раннее известное упоминание легенды в том виде, в котором она появилась в Лунде, датируется 1593 годом. Имперский дипломат Эрих Лассота фон Стеблау [ де ] был заключен в тюрьму в Швеции и возвращался в континентальную Европу, когда он остановился в Лунде и мимоходом упомянул легенды. Лассота фон Стеблау пишет, что две статуи в склепе собора были «гигантами», которые пытались помешать строительству собора. За это они были наказаны Богом и превращены в камень. [ 3 ]

Более подробное описание легенды было опубликовано в 1654 году Йенсом Лауритценом Вольфом. Похоже, именно эта версия легла в основу большинства более поздних версий. Легенда, рассказанная Вольфом, гласит, что Святой Лаврентий строил Лундский собор, но у него не было ни средств, ни строительных материалов. Чтобы ускорить строительство, он заключил сделку с троллем. Тролль помог бы ему построить собор, но если бы в последний день святой Лаврентий не узнал его имя, святому пришлось бы принести ему солнце и луну. Если бы он не смог этого сделать, троллю разрешили бы оторвать ему глаза. С помощью тролля строительство пошло быстрыми темпами. Святой Лаврентий все больше и больше беспокоился и, чтобы уменьшить свое беспокойство, однажды совершил длительную прогулку за город. Он присел отдохнуть и во время отдыха вдруг услышал, как жена тролля утешает их ребенка, говоря ему не плакать, потому что его отец Финн на следующий день принесет глаза святого как игрушку. Лоуренс поспешил обратно и обнаружил, что тролль собирался положить последний камень в собор. Он назвал его по имени Финн. В ярости Финн и его жена начали трясти фундаментные столбы склепа, но сила святого оказалась сильнее, и вся семья окаменела, застыв в движении. [ 3 ]

Чуть более позднее изложение легенды, которое в основном соответствует легенде о Вольфе, существует в рукописной рукописи сегодня в архивах Шведской королевской академии литературы, истории и древностей . Другой отчет был сделан в 1705 году. [ 3 ]

датирован 1750 годом Первый критический отчет Йохана Кориландера [ sv ] . Кориландер отмечает, что легенда не только явно вымышлена, но также маловероятно, что статуи в соборе на самом деле были предназначены для иллюстрации легенды. По его словам, строительство собора на самом деле хорошо задокументировано, и хорошо известны как первый архитектор, так и короли, поддержавшие его строительство. «Однако суеверие зашло так далеко, что святому Лаврентию, который жил гораздо более чем за 800 лет до постройки нашего собора и который даже не мог мечтать о Скании , все же пришлось взять на себя ответственность за его фундамент, и в равной степени невинный тролль за его строительство», его цитирует Отто Ридбек [ sv ] . [ 3 ]

Существует несколько более поздних версий легенды. Согласно одному сообщению, доступному на английском языке, святой человек по имени Лаврентий приехал в место, известное сейчас как Лунд, из Саксонии, чтобы построить христианскую церковь. Когда он начал свою работу, великан по имени Финн, который жил со своей семьей в местности под названием Хельгонабакен (или Холмы Хельгоны), предложил ему помочь построить церковь. Его предложение содержало условие: «Когда оно будет закончено, ты скажешь мне, как меня зовут. Но запомни мое условие, о мудрый человек: если ты не можешь сказать мне, ты должен дать моим малышам два маленьких факелы – солнце и луна – которые путешествуют по небесным просторам». Святой человек потеряет зрение, если проиграет вызов. [ 1 ]

Среди гигантов было известно, что они не могут раскрыть имя Финна, иначе сделка будет нарушена без какого-либо вреда для Лаврентия, и гигант должен умереть. Стремясь построить церковь, святой человек принял предложение и поверил, что имя придет к нему еще до завершения строительства церкви. Вместе они быстро построили церковь, оставив один оставшийся камень, который нужно было установить на башню. [ 1 ]

Мужчина, которого некоторые считают Финном, но, скорее, изображение Самсона , обнимающего колонну в склепе Лундского собора.

В то время как Лаврентий беспокоился, что не знает имени великана и поэтому потеряет зрение, он услышал голос великанши, пытавшейся успокоить своего плачущего ребенка: «Тихий, молчаливый, мой маленький сын. Утро принесет твоего отца Финн, либо с луной и солнцем, либо с глазами священника Лаврентия». Святой человек побежал в церковь и крикнул: «Спускайся, Финн! Камень, который теперь остался, мы можем установить сами. Спускайся, Финн, ибо твоя помощь нам больше не нужна!» [ 1 ]

Финн разозлился и обхватил руками столб, чтобы вырвать его и разрушить собор. Его жена и их ребенок также пытались разрушить церковь, и Финн и его жена обратились в камень, обхватив руками колонны. есть скульптура каменного человека, обнимающего колонну В Лундском соборе . [ 1 ]

Статуи Финна и его жены

[ редактировать ]

Как отметил Кориландер в 1750 году, маловероятно, чтобы статуи в Лундском соборе предназначались для изображения Финна и его жены. Скорее, легенда, вероятно, была популярным способом интерпретации значения статуй. На самом деле искусствоведы до сих пор не совсем уверены в том, какой сюжет изображают статуи. Сегодня наиболее распространенная теория состоит в том, что резьба изображает библейского персонажа Самсона , который пожертвовал собой, опрокинув колонны филистимского храма. [ 4 ]

Похожие легенды

[ редактировать ]

Легенда о сделке на помощь в строительстве церкви связана с другими церквями в Швеции, Норвегии и Дании. История, связанная с церковью Эскеллсеттера в Нэсе в Вермланде , Швеция, рассказывает о великане по имени Кинн, который упал насмерть, услышав свое имя от священника по имени Эскил. Норвежская легенда рассказывает о тролле Скалле и строительстве собора в Тронхейме . Существует также похожая легенда о тролле по имени Ветер и Погода, который устанавливал крест, когда Святой Олаф назвал его имя. [ 1 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хофберг, Герман (1890). Шведские сказки . Перевод WH Myers. Чикаго: Компания Белфорд-Кларк. стр. 17–19.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Кейтли, Томас (1850). Мифология фей: иллюстрация романтики и суеверий разных стран . Лондон: Х.Г. Бон. стр. 116–17.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Ридбек, Отто (1915). Вклад в историю строительства Лундского собора [ Вклад в историю строительства Лундского собора ]. Лунд: CWK Gleerup. стр. 188–191.
  4. ^ Линдгрен, Мерет (1995). «Каменное зодчество». В Карлссоне, Леннарт (ред.). История шведского искусства Signum. Романское искусство [ История шведского искусства Сигнума. Романское искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 77. ISBN  91-87896-23-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c7c70e9a40cf04b1841aa63ac8deaad__1683185580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/ad/8c7c70e9a40cf04b1841aa63ac8deaad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fin (legend) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)