Висбюский собор
Висбюский собор | |
---|---|
Висбюский собор Святой Марии | |
57 ° 38'30 "N 18 ° 17'52" E / 57,64167 ° N 18,29778 ° E | |
Расположение | Висбю |
Страна | Швеция |
Номинал | Церковь Швеции |
Предыдущий номинал | Католическая церковь Церковь Дании |
Веб-сайт | Официальный сайт (на шведском языке) |
История | |
Преданность | Пресвятая Дева Мария |
Посвященный | 27 июля 1225 г. (собор с 1572 г.) |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектор(ы) | Аксель Хейг (1899–1903) Джерк Элтон (1979–1985) |
Технические характеристики | |
Длина | 55,5 м (182 фута) [1] |
Ширина | 24,7 м (81 фут) (в самом широком месте) [1] |
Высота | 58 м (190 футов) (самая высокая точка западной башни) [1] |
Администрация | |
епархия | Епархия Висбю |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Томас Петерссон (епископ) |
Висбюский собор ( швед . Visby domkyrka ), формально Висбюский собор Святой Марии ( Visby Sankta Maria domkyrka ), — собор , Шведской церкви резиденция епископа Висбю . Он расположен в центре Висбю , главного города шведского острова Готланд . Он был построен как церковь немецких торговцев в городе в 13 веке. Первая церковь, вероятно, была деревянной, которую позже заменили каменным зданием. Первоначально построенный как базилика , он последовательно расширялся и перестраивался в средние века . В конце этого периода он был преобразован в зальную церковь , которой и является до сих пор. В 1361 году Готланд и церковь вошли в состав Дании. После Реформации это была единственная средневековая церковь в городе, оставшаяся в эксплуатации, и в 1572 году ей был присвоен статус собора. С 1645 года Готланд и собор входят в состав Швеции. Капитальный ремонт был проведен в 1899–1903 годах под руководством архитектора Акселя Хейга .
Собор состоит из нефа с двумя нефами, квадратного алтаря, квадратной западной башни и двух меньших восьмиугольных башен на востоке. Стилистически он связан со средневековыми немецкими моделями, особенно из Вестфалии и Рейнской области , но в готической архитектуре собора также заметны косвенные влияния Франции. В свою очередь, его архитектура повлияла как на строительство местных церквей на Готланде, так и на некоторые элементы соборов Линчепинга и Уппсалы на материковой Швеции. Он содержит мебель нескольких веков; его главный алтарь представляет собой неоготическое произведение 1905 года.
История
[ редактировать ]Основание, строительство и развитие в средние века
[ редактировать ]Висбюский собор изначально строился не как собор, а как церковь для немецких торговцев, посетивших Висбю в 13 веке. [2] Город был важным портом могущественного Ганзейского союза , в котором доминировали немцы , а церковь была одной из самых важных церквей города. В конце средневековья церковь Святой Марии была самой богатой церковью Висбю. [3] и это была вторая по величине церковь города. [4] Будучи церковью странствующих торговцев, она изначально не имела территориальной общины и не подчинялась никакому епископу или лорду. Вместо этого торговцы использовали его всякий раз, когда они были в Висбю, и они приводили с собой свое духовенство. В другое время церковь просто не использовалась и стояла пустой. [2] В конце концов несколько торговцев поселились в Висбю на постоянное место жительства и сформировали территориальную конгрегацию, подчинявшуюся, как и весь Готланд, епископу Линчёпингу . [5] Отныне церковь Святой Марии использовалась как немецкой общиной Висбю, так и приезжими немецкими торговцами, которые продолжали привозить своих священников. [2]
Первое здание церкви, вероятно, было деревянным, но от этого здания не осталось никаких следов. [5] Строительство нынешнего каменного здания началось во второй половине 12 века. [6] Финансирование осуществлялось за счет сбора, который должны были платить все приезжающие немецкие торговцы. [7] Он был освящен епископом Бенгтом Линчепингским 27 июля 1225 года. [5] Эта первая каменная церковь представляла собой базилику в романском стиле . Он имел неф , два нефа , западную башню и трансепт . У него был квадратный алтарь и восточная часть, похожая на апсиду . Возможно, что и ветви трансепта имели апсиды. Вскоре после этого алтарь был перестроен в квадратный алтарь, который мы видим сегодня. В то же время трансепт был расширен, а в углу между трансептом и алтарем построены две восточные башни меньшего размера. Новый портал, так называемый свадебный портал (швед. brudportalen ), был построен в западном трансепте, где он остается до сих пор. [6]
После небольшого перерыва неф был реконструирован в середине 13 века. В то же время церковь Святой Марии была расширена, трансепты были интегрированы в неф и преобразована из базилики в заловую церковь , опять же по моделям из западной Германии. [8] Примерно пятьдесят лет спустя на юге была построена большая часовня. Сегодня часовню называют просто «большой часовней» ( stora kapellet ), но в средние века она была посвящена Святой Марии. Новые, большие ажурные окна в готическом стиле также устанавливались по частям в 14 веке. [8] Крыша церкви также была поднята, добавлен фонарь , окна которого, однако, давали свет только на новый большой чердак; Таким образом, внешний вид был изменен, чтобы выглядеть как базилика, без каких-либо изменений внутри. Эти изменения означали отход от типичной зальной церковной архитектуры и указывают на вдохновение классической готической архитектурой собора. [9] Основная цель, судя по всему, заключалась в том, чтобы снаружи церковь выглядела более доминирующей. Башня была повышена в 1423 году. [8]
Более поздние изменения
[ редактировать ]С конца средневековья в здание было внесено мало изменений. [10] После битвы при Висбю в 1361 году Готланд был датской провинцией и, следовательно, подвергся воздействию датской Реформации . Изменения в доктрине означали, что после этого городу Висбю требовалась только одна церковь для одной общины. Церковь немецких торговцев была выбрана для обслуживания города, в то время как многие другие церкви остались в упадке; сегодня они сохранились лишь в виде руин на Готланде . Несколько позже, в 1572 году, была учреждена Висбюская епархия , а церкви Святой Марии был присвоен статус кафедрального собора . [8] В 1645 году по Бремсебрскому мирному договору Готланд был передан Дании Швеции.
В 1611 году пожар повредил восточную часть собора, и шпили восточных башен пришлось заменить. Нынешние деревянные шпили этих башен в стиле барокко датируются 1761 годом, и в том же году был перестроен фронтон большой часовни. Шпиль западной башни датируется 1746 годом. [8] Крыши постоянно ремонтировались, по крайней мере, с 18 века, и в какой-то момент крыши проходов были подняты, чтобы закрыть средневековый фонарь. [11] Интерьер был обновлен в 1890–93, а между 1899 и 1903 годами собор был существенно отремонтирован под руководством архитектора Акселя Хейга . [12]
Хейг, родившийся на Готланде, но сделавший карьеру архитектора в Соединенном Королевстве, представил капитулу собора по собственной инициативе предложение о реконструкции собора. Его предложение было принято с некоторыми незначительными изменениями после того, как было получено финансирование от правительства Швеции. Однако в средствах не было денег на оплату Хейгу, который выполнял работу без зарплаты. [13] Целью работ было восстановление и сохранение собора без каких-либо серьезных переделок, за исключением случаев, когда это было сочтено необходимым. Наиболее далеко идущие изменения заключались в восстановлении фонаря XIV века, опускании крыш нефов, удалении побелки с фасада, строительстве новой ризницы и обновлении фронтона большой часовни в готическом стиле. стиль возрождения . Частично обновлено и убранство собора, также в стиле неоготики, с установкой нескольких новых скульптур, кованых деталей и коньковых башен . [14] Дальнейшие изменения были внесены позже, в течение 20 века. В 1906 году было установлено электрическое освещение, а в 1928 году — новая система отопления. зимой . В 1959 году в западной башне была установлена спринклерная система пожаротушения, а в 1968 году — система отопления для предотвращения замерзания водосточных труб [15]
Еще одна капитальная реконструкция собора была проведена в период с 1979 по 1985 годы архитектором Джерком Алтоном . [10] Самым заметным изменением, внесенным во время этой реконструкции, было то, что большая часовня была отделена от главного помещения собора. [10] В ходе работ фрагменты средневековых фресок . в северном приделе были обнаружены [16] Очередной ремонт экстерьера и интерьера снова был проведен в 2013–2015 годах. [17]
Расположение и окрестности
[ редактировать ]Висбюский собор расположен в средневековом центре Висбю, внутри городской стены . Археологи полагают, что неподалеку располагался средневековый торговый пост для купцов из Германии, поскольку церковь ими использовалась; Во время археологических раскопок поблизости были обнаружены эмалированные и позолоченные фигурки, а также стеклянная посуда XIV века из Сирии, что указывает на то, что в окрестностях церкви осуществлялись перевозки товаров издалека. [18] К западу от собора находится резиденция епископа Висбю. Его нынешнее главное здание датируется 1938–1939 годами и построено в стиле, вдохновленном традиционными пасторскими домами сельской местности Готланда. Жилой комплекс также включает в себя постройки средневекового происхождения. [19]
Непосредственно вокруг собора находится бывшее соборное кладбище неправильной формы. На кладбище шесть входов. Самый старый из них - самый северный, с вороньими ступенями, средневековый лич-ворота вероятно, построенный в конце 14 века. Он сохранил часть своего первоначального скульптурного декора. Южный вход выполнен в стиле барокко и содержит выцветшую монограмму и Датского Кристиана IV герб Йенса Хега, губернатора Готланда 1627–1633 гг. [20]
Архитектура
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Средневековая церковь была стилистически тесно связана с немецкими моделями, особенно из Вестфалии и Рейнской области , откуда происходила большая часть немецких торговцев, действовавших на Готланде. [21] Например, так называемый свадебный портал выполнен в типичном позднероманском рейнском стиле. [6] Несмотря на это, некоторые особенности были местными инновациями. Например, шатровая башня с галереями оказала длительное влияние на церковную архитектуру на Готланде и послужила источником вдохновения для строительства башен аналогичного дизайна в нескольких церквях острова. [21] Также вероятно, что на развитие средневековой церкви повлияли события на материковой части Швеции. Некоторые изменения, произошедшие в 14 веке, например, новые ажурные окна и добавление фонаря , не видимого изнутри, возможно, были вдохновлены строительством Уппсальского собора . [9] И наоборот, архитектура церкви - это Висбю, и в целом поставки известняка и каменщиков из Готланда в материковую Швецию, возможно, оказали влияние на элементы как Уппсалы, так и собора Линчепинга в средние века. [22]
Собор Висбю имеет неф с двумя нефами, квадратный алтарь, квадратную западную башню и две восьмиугольные башни меньшего размера в углу между алтарем и нефом. На юге находится большая часовня, так называемая большая часовня, выступающая с южного фасада. Часовня меньшего размера рядом с ней известна как купеческая часовня (шведский: köpmankoret ). Крыша нефа выше, чем крыши над проходами, и поддерживается фонарем, обеспечивающим освещение большого чердака. [1] Самыми старыми частями собора являются нижняя часть западной башни (до верхней ломбардной полосы ), фронтоны первоначальных трансептов (включенных в нынешние северную и южную стены), портал из ризницы в церковь и некоторые колонн и сводов. [6]
Экстерьер
[ редактировать ]В средние века фасад, вероятно, был покрыт побелкой , за исключением более тонких деталей. Вся побелка была удалена во время ремонта Хейгом. [23] Фасад восточной части церкви, включая алтарь и две восточные башни, украшен более богато, чем западная часть здания. Ломбардная полоса проходит вокруг алтаря, бухты со свадебным порталом и западной башни - украшения, которое первоначально охватывало весь фасад. [24] Восточный фасад имеет три ряда проемов над тремя окнами алтаря. Эти проемы, отремонтированные и реконструированные на рубеже прошлого века, первоначально вели на аттик собора. Скульптура Христа также была установлена Хейгом на вершине фронтона; он был сделан в Англии в 1890-х годах. [25] Фасад большой часовни явно отличается от остальной части здания и является наиболее богато украшенным, с большими неукрашенными стенами, контрфорсами , вершинами и горгульями . [26] Каркасы скинии на контрфорсах рядом с порталом часовни относятся к типу, довольно распространенному в континентальной Европе, но в Швеции известно только по соборам Висбю и Упсалы. [27] Из горгулий три оригинальные и одна (изображающая битву Самсона со львом ) — копия оригинала XIX века. Пятая горгулья была установлена Хейгом на рубеже прошлого века. Такие горгульи неизвестны в других шведских средневековых церквях, хотя они были скопированы в некоторых церквях на Готланде (например, в церквях Лярбро и Стонга ). [28] Большая часть верхней части фасада большой часовни датируется реставрацией Хейга, включая флеш и большую скульптуру Христа и окружающие ее элементы каркаса в стиле готического возрождения. [29]
Собор имеет пять порталов. Портал башни представляет собой простой романский портал, слегка измененный в 1821 году. [30] Сравнительно небольшой северо-западный портал, первоначально средневековый, также несколько раз перестраивался. [31] Вход в ризницу датируется реставрацией Хейга, а ее тимпан украшен рельефом с изображением Святого Николая . Лицо святителя Николая очень похоже на лицо епископа Кнута Хеннинга Гезелиуса фон Шееле , который в то время был епископом в Висбю. [32] Бывший главный северный портал, который сегодня соединяет ризницу с церковью и поэтому не виден постоянным посетителям, является одной из старейших сохранившихся частей собора. [33] Вышеупомянутый так называемый свадебный портал на южном фасаде датируется 13 веком. Его капители украшены цветочным орнаментом, а стилистически портал связан с Магдебургским собором и северным порталом Рижского собора , а в более общем плане - с влиянием родом из Вестфалии. [34] Южный вход в большую часовню — самый изысканный из входов. Нечто, сравнимое с его необычным украшением с последовательностью вершин , как бы поднимающихся по сторонам вимперга, известно только из Страсбургского собора и Кельнского собора ; Предполагалось, что это декоративный элемент, прибывший через французских каменщиков, приехавших в Швецию для работы над Уппсальским собором. [35]
Интерьер
[ редактировать ]Неф и два нефа образуют заловую церковь длиной в пять пролетов. Нефы немного ниже нефа и уже. Последний пролет нефа находится на несколько ступенек выше остальной части церкви, а квадратный алтарь еще на несколько ступенек выше. Сам алтарь пространственно задуман как продолжение нефа. Стены и своды церкви покрыты желтоватой штукатуркой, а в остальном известняк обнажен , например, в опорах и ребрах свода. [36] Своды поддерживаются четырьмя парами опор. [37] Последовательные изменения в церкви на протяжении веков привели к нерегулярному и разнообразному интерьеру. [36] Самый юго-западный пирс до сих пор поддерживает круглую арку первого периода строительства, единственный видимый остаток базилики. [38] Капители колонн также различаются: от капителей самого раннего этапа строительства до капителей , изготовленных во время реконструкции на рубеже прошлого века. [39] Своды церкви все паховые. [40]
Большая часовня имеет форму отдельной комнаты, состоящей из трех пролетов одинаковой высоты. Он соединен с остальной частью церкви остроконечной аркой через западную стену церкви. [41] сводов Замковые камни украшены скульптурами с изображением Агнца Божия , главы Христа и растительными мотивами. [42] Капители и кронштейны большой часовни также богато украшены готическими скульптурами. [43]
Обстановка
[ редактировать ]Главный алтарь собора был установлен в 1905 году по проекту Хейга. Он выполнен в стиле неоготики, изображено Поклонение волхвов на центральной панели , а по бокам — изображения Святого Николая, Екатерины Вадстенской , Бриджит Шведской и Святого Олафа . [44] сохранился алтарь XVI века, родом из собора В церкви Келлунге , которому он был продан в 1684 году. [45] Тогда его заменил алтарь из песчаника, изготовленный в Бургсвике на Готланде, который сегодня сохранился в соборе в одном из приделов. Он содержит монограммы короля Швеции Карла XI и королевы Ульрики Элеоноры . [46]
Крест XV века из собора сегодня хранится в Готландском музее . Он вдохновлен так называемым Святым Ликом Лукки . [47] В соборе до сих пор хранится деревянная скульптура воскресшего Христа XIII века, установленная на кресте. [48] сделанная В соборе до сих пор сохранилась церковная скиния, из дуба и датируемая серединой 13 века. [49] Украшенная деревянная кафедра датируется 1684 годом. Это подарок торговца, а затем мэра Висбю Йохана Вольтерса, который переехал в Висбю из Германии в 1684 году. [50] Более поздним примером является вертеп , который ежегодно выставляется на Рождество и созданный в 1981 году Маргаретой Ингельсе. [51]
Все окна собора, вероятно, когда-то содержали средневековые витражи , но ни один из них не сохранился. [52] Три витража на восточной стене алтаря были установлены в 1892 году и изготовлены Карлом де Буше в Мюнхене по мотивам средневековых витражей в Буржском соборе . [53] Пять окон в большой часовне выполнены художником Пером Андерссоном и установлены между 1985 и 1990 годами. Каждое окно имеет тему: «Хранитель истины», «Виноградная лоза», «Новый Иерусалим», «Апокалипсис». и «садовник». [54]
В соборе имеется пять церковных органов . Самый старый из них датируется 1599 годом и был отреставрирован в наше время Грёнлундсом Оргельбиггери . Он расположен в западной галерее над нефом. Так называемый большой орган датируется 1892 годом и расположен на галерее над северным нефом. Два современных органа меньшего размера стоят на полу рядом с кафедрой и в северном проходе. Орган в большой часовне был первоначально построен для Клинтской церкви и датируется 1870 годом. [55] Кроме того, в церкви имеется также клавесин , помещенный в алтарь, ранее принадлежавший клавесинистке Еве Норденфельт . [55] Также есть карильон с 45 колоколами 1960 года. [56]
Висбюский собор также содержит большое количество надгробий и погребальных памятников. Самая старая датируется 14 веком, а последняя была установлена в церкви в 18 веке. [57] Среди них есть могила Эрика, сына Альберта , герцога Мекленбург-Шверинского и когда-то короля Швеции. [58] Существует также мемориал в память о затоплении датско - любекского флота недалеко от Висбю в 1566 году и о немецком адмирале и мэре Любека Бартоломеусе Тиннапфеле. [57] Более поздние мемориалы посвящены памяти о затоплении шведского пассажирского судна SS Hansa в 1944 году советской подводной лодкой, беженцах из стран Балтии , затоплении судна MS «Эстония» в 1994 году, а также землетрясении и цунами в Индийском океане в 2004 году . [58] [59]
Использование и статус наследия
[ редактировать ]Висбюский собор принадлежит Шведской церкви и является резиденцией епископа Висбю . [60] Это церковный памятник , внесенный в базу данных зданий Шведского совета по национальному наследию . [61] Собор является одним из главных туристических объектов Готланда. В 2008 году его посетило более 205 000 человек. [62]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сванстрем 1978 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Сванстрем 1978 , стр. 9.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 10–11.
- ^ Андрен 2017 , стр. 106.
- ^ Jump up to: а б с Сванстрем 1978 , стр. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Лагерлёф и Сванстрем 1991 , стр. 46.
- ^ Андрен 2017 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б с д и Лагерлёф и Сванстрем 1991 , стр. 48.
- ^ Jump up to: а б Уллен 1996 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б с «Историк» [История]. Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 18 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 23 января 2021 г. Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 173.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 190.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 193.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 194.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 194–195.
- ^ Лагерлёф и Сванстрем 1991 , стр. 48–50.
- ^ «Реставрация Санкта Марии». Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 18 января 2017 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 25.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 28.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 32–34.
- ^ Jump up to: а б Уллен 1996 , стр. 73.
- ^ Уллен 1996 , стр. 72–73.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 47.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 47–48.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 77.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 49.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 156.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 160–161.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 52.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 54–55.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 55–56.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 56.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 56–59.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 150–152.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 155.
- ^ Jump up to: а б Сванстрем 1978 , стр. 80.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 84.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 85–86.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 84–95.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 96.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 99.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 99–106.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 106.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 12.
- ^ Андрен 2017 , стр. 108.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 14.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 21.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 23.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 31.
- ^ Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 35.
- ^ «Юлкруббан» [Вертеп]. Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 19 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 72.
- ^ Сванстрем 1978 , стр. 72–73.
- ^ «Фёнстер» [Windows]. Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 18 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Инструмент» [Музыкальные инструменты]. Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 15 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «Шведский концерт курантов» (на датском языке). Северное общество кампанологии и колоколов. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сванстрем и Сванстрем 1986 , стр. 84.
- ^ Jump up to: а б Лагерлёф и Сванстрем 1991 , стр. 50.
- ^ Нойман, Йонас (26 декабря 2005 г.). «Biskopen talade vid minnesstunden» [Епископ выступил на мемориальном мероприятии]. Sveriges Radio (на шведском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2023 года . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «Висбю С:та Мария домкырка» [Собор Святой Марии в Висбю]. Епархия Висбю (на шведском языке). Церковь Швеции . 5 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «ГОТЛАНД ВИСБЮ С:ТА МАРИЯ 23 - дом № 1, ВИСБЮСКИЙ СОБОР (САНКА МАРИЯ КЫРКА)» (на шведском языке). совет национального наследия Шведский Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Собор Висбю привлекал больше всего посетителей» [Собор Висбю привлекал больше всего посетителей]. gotland.net . Готландс Медиа АБ. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 30 июня 2015 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андрен, Андерс (2017). Средневековый Готланд. Археологический путеводитель [ Средневековый Готланд. Археологический путеводитель ] (на шведском языке) (2-е изд.). Лунд: Historiska Media. ISBN 978-91-7545-476-4 .
- Лагерлёф, Эрланд; Сванстрем, Гуннар (1991). Gotland kyrkor [ Церкви Готланда ] (на шведском языке) (4-е изд.). Стокгольм: Рабен и Шегрен. ISBN 91-29-61598-4 .
- Сванстрем, Гуннар (1978). Висбюский собор. Здание церкви [ Кафедральный собор Висбю. Здание. ] (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISSN 0284-1894 .
- Сванстрем, Гуннар; Сванстрем, Карин (1986). Висбюский собор. Интерьер [ Собор Висбю. Обстановка. ] (PDF) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISSN 0284-1894 .
- Уллен, Мариан (1996). «Gotikens kyrkybygande» [Церковное здание в эпоху готики]. Ин Аугустссон, Ян-Эрик (ред.). История шведского искусства Signum. Готическое искусство [ История шведского искусства Сигнума. Готическое искусство ] (на шведском языке). Лунд: Сигнум. стр. 37–134. ISBN 91-87896-23-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Собор Висбю. Викискладе есть