Jump to content

Лайская церковь

Координаты : 57 ° 17'52 "с.ш. 18 ° 31'35" в.д.  /  57,2979 ° с.ш. 18,5264 ° в.д.  / 57,2979; 18,5264
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Лайская церковь
Лайская церковь
Внешний вид с юго-востока
Церковь Лай расположена в Готланде.
Лайская церковь
Лайская церковь
Расположение на Готланде
57 ° 17'52 "с.ш. 18 ° 31'35" в.д.  /  57,2979 ° с.ш. 18,5264 ° в.д.  / 57,2979; 18,5264
Страна Швеция
Номинал Церковь Швеции

Щелочная церковь ( швед .: Lye kyrka ) — средневековая церковь на острове Готланд , Швеция. Самые старые части церкви датируются последней четвертью XII века, а последним крупным дополнением был непропорционально большой алтарь , построенный во второй четверти XIV века мастерской, известной под своим неназванием «Египтикус». Мастерская также отвечала за строительство самого большого из церковных порталов, который также украшен готической каменной скульптурой. Портал башни содержит скульптуры, приписываемые романскому скульптору Сиграфу . Церковь мало изменилась с конца Средневековья . В церкви Лай находится самый большой сохранившийся набор средневековых витражей в скандинавских странах , а ее интерьер также украшен средневековыми настенными росписями, обнаруженными в 1950-х годах. датируется Алтарный образ 1496 годом, в церкви также находится триумфальный крест того же периода.

Расположение и окрестности

[ редактировать ]

Церковь Лай расположена гр. В 300 метрах (330 ярдов) к югу от главной дороги между Хемсе и Люгарном , на юго-востоке Готланда. [ 1 ] Церковь окружена старым кладбищем . Низкая (от 80 до 130 сантиметров (от 2,6 до 4,3 футов)) каменная стена, построенная где-то между 1765 и 1793 годами для замены более раннего деревянного забора, ограничивает кладбище с юга, востока и запада. [ 2 ] Северная часть стены частично снесена и открывается к новому участку кладбища, основанному к северу от старого в 1944 году. [ 3 ] Кладбище имеет четыре входа. Бывшая северная граница старого кладбища обозначена рядом ясеня европейского , а более молодая часть со всех сторон окаймлена липами мелколистными . [ 4 ] Небольшое складское здание, построенное где-то до 1846 года, находится в северо-западной части старой части кладбища. [ 5 ]

Щейская церковь была построена и во многом приобрела свой нынешний вид в средние века . Никаких серьезных изменений не было сделано с 14 века. [ 6 ] [ 7 ]

Строительство

[ редактировать ]

Самая старая часть церкви, построенная, вероятно, в последней четверти XII века, — это неф , построенный в романском стиле . [ 8 ] [ 9 ] Башня была возведена в первой половине 13 века. [ 7 ] [ 10 ] При постройке башни западную стену нефа снесли, чтобы башню можно было объединить со зданием церкви. Разница между основаниями башни и стеной северного нефа до сих пор указывает на место разрыва. [ 11 ] Готический относятся ко второй четверти XIV века и заменили более ранний алтарь и ризница алтарь, построенный одновременно с нефом. [ 12 ] [ 13 ] Они были построены мастерской, действующей на Готланде, которой было присвоено нон-название Egypticus [ sv ] . [ 6 ] [ 7 ] Портал . бывшего алтаря был удален и восстановлен на своем нынешнем месте как северный вход в неф [ 8 ] Вероятно, предполагалось также перестроить неф, но этого так и не было сделано. Стены, соединяющие алтарь и неф, по-прежнему представляют собой временные тонкие стены без обозначенного основания, которые были возведены в ожидании дальнейших изменений. [ 9 ] [ 13 ] [ 14 ]

Более поздние изменения

[ редактировать ]

Декорированный деревянный потолок датируется 18 веком. [ 15 ] Все три окна нефа, вероятно, датируются 1850-ми годами и заменили более ранние, гораздо меньшие по размеру окна. [ 7 ] [ 16 ] В 1891 году была проведена капитальная реконструкция внутреннего убранства церкви. Были обновлены полы алтаря и нефа, заменены скамьи на новые. алтарная решетка Были заменены и органный фасад . [ 17 ] Центральное отопление было установлено в 1932 году. [ 7 ] В 1939 году была установлена ​​ныне видимая крыша башни, созданная по образцу более ранней крыши, возможно, спроектированной архитектором Улофом Темпельманом и датируемой 1779 годом. [ 18 ] Проекты Темпельмана, вероятно, были выполнены строителем Гансом Хессельби, который также построил крышу башни церкви Ала в 1780 году. Более ранняя крыша, возможно, напоминала крыши церквей Гарде или Бурс . [ 19 ] Еще одна масштабная реконструкция была проведена в 1954–55 годах под руководством архитекторов Эрика Фанта [ св ] и Олле Карт [ св ] . [ 20 ] Основное структурное изменение заключалось в том, что стены нефа были повышены ок. 1 метр (3,3 фута) с двойной целью: обнажить верхнюю часть арки, соединяющей алтарь с нефом, и установить современный огнестойкий потолок над деревянным потолком. [ 20 ] Одновременно были очищены стены нефа и алтаря, а средневековые картины, найденные под слоями побелки, восстановлены. Настенные росписи XVIII века были удалены, а часть мебели отремонтирована. [ 21 ] Внешний вид был отремонтирован, и в 1968 году были установлены ныне видимые крыши. [ 7 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Экстерьер

[ редактировать ]
Одна из романских галерей башни снаружи

Стены церкви Лай построены в основном из серого тафтингового известняка , побеленного снаружи. Некоторые детали выполнены из кирпича и известняка другого цвета. Порталы, основания и плинтусы вокруг некоторых окон выполнены из тесаного известняка, как и углы алтаря и башни. [ 10 ] В общих чертах неф и башня выполнены в романском стиле, а алтарь — в готическом. Непропорциональный вид церкви обусловлен тем фактом, что восстановление церкви в средние века так и не было завершено, поэтому более поздний и более крупный алтарь доминирует в восточной части церкви. Форму, нередко встречающуюся среди церквей на Готланде, сравнивают с формой вьючного седла . [ 10 ]

Башня – наиболее хорошо сохранившаяся романская часть церкви. [ 22 ] На северной и южной стороне первого этажа расположены галереи, доступные изнутри башни, каждая с двумя проемами в виде круглых арок, разделенных небольшой колонной. Внешние архивольты этих проемов сделаны из чередующихся известняка и кирпича, необычного строительного материала на Готланде в средние века. [ 23 ] На верхнем уровне находится церковный колокол , датируемый 1650 годом и изготовленный в Стокгольме . [ 24 ] На каждой стороне квадратной башни есть по три отверстия для колокола. Все они имеют круглые арки, и каждое отверстие разделено на две части центральной деревянной колонной. [ 25 ]

Каменный контейнер с романским фризом, замурованный в портал башни.
Западные капители портала алтаря, изображающие Поклонение волхвов (слева) и Избиение невинных.

Церковь имеет четыре входных портала. Три из них выполнены в романском стиле : западный вход в основании башни, северный вход в неф и южный вход в неф. Портал алтаря больше и богато украшен. [ 13 ]

Портал башни имеет круглую внешнюю арку, сложенную из чередующихся красных и серых известняков; внутренняя арка сложена из серого, грубо отесанного известняка. [ 26 ] В составе южного столба замурован украшенный каменный контейнер, который, возможно, изначально предназначался для использования в качестве саркофага или реликвария , но позже использовался в качестве строительного материала. [ 9 ] Его грубо подогнали под церковную стену. [ 26 ] Открытые стороны украшены фигурами в барельефе . На короткой стороне, обращенной к двери, изображена восседающая на троне Мадонна, а на длинной стороне, обращенной наружу, изображены сцены, которые интерпретируются как (слева направо) двух легендарных существ сражение , двух драконов или, возможно, одного дракона с двумя головами, воина с доспехи и оружие, а также лошадь. [ 26 ] Было высказано предположение, что изображенный сюжет — это история о том, как Сигурд убивает дракона Фафнира . [ 27 ] Рельефы датируются XII веком и приписываются романскому художнику или мастеру Сиграфу ( Флоруит, ок. 1175–1210). [ 7 ] [ 9 ] [ 28 ] [ 29 ]

Северный портал нефа — самый маленький вход в церковь. Его круглый арочный проем построен из чередующихся блоков известняка и песчаника . Похоже, что он не был оригинальным на своем месте и, возможно, был перенесен из более раннего снесенного алтаря на его нынешнее место в средние века. [ 28 ]

Южный портал нефа построен из чередующегося красного и серого известняка. Его внутренняя часть состоит из двух столбов выпуклой кубической формы, поддерживающих круглую арку. [ 10 ]

Портал алтаря — самый большой из входов, выполненный в готическом стиле. Это сравнительно богато украшенная остроконечная арка, увенчанная вимпергом из серого и красного известняка. [ 30 ] Тимпан . украшен скульптурными цветами, а капители вложенных колонн содержат набор скульптур, общей темой которых является детство Христа Скульптурные восточные капители изображают слева направо Благовещение , Посещение , рождение Христа и Благовещение пастухам . Западные капители содержат сцены, показывающие слева направо Поклонение волхвов и резню невинных . Вимперг над порталом изображает Христа на троне, с одной рукой поднятой в благословении, а другой опирающейся на книгу. [ 31 ] Скульптуры необычайно хорошо сохранились, а на некоторых фигурах до сих пор сохранились слабые следы первоначального цвета (черного, красного и зеленого). [ 32 ] [ 33 ] Скульптуры во многом схожи со скульптурами церкви Норрланда и считаются одними из лучших образцов искусства Египта. [ 29 ] [ 34 ]

Интерьер

[ редактировать ]
План этажа

Интерьер разделен на три основные комнаты и ризницу. Самая западная комната — это первый этаж башни. Это широкая сводчатая комната, которая открывается в неф широкой аркой. Неф прямоугольный, с плоским деревянным потолком. Алтарь относительно большой и высокий, без апсиды и со сводчатым потолком. [ 35 ] Неф и алтарь соединены заостренной известняковой аркой. [ 15 ] Потолок ризницы поддерживается паховым сводом . [ 36 ] есть три ниши В стенах алтаря . Из двух в северной стене один, скорее всего, представляет собой средневековую скинию со все еще оригинальными дверями, окруженную двумя замурованными известняковыми капителями, вероятно, также изготовленными Египтиком. [ 37 ] Другая ниша на той же стене состоит из трех отсеков, а ее двери, вероятно, датируются реконструкцией 1891 года. [ 38 ] На той же стене находится вход в ризницу, между простым порталом из известняка в форме трилистника . В полу церкви также находится несколько средневековых надгробий, в том числе одно, сделанное для местного жителя по имени Якоб, который, согласно надписи, был убит пушечным ядром во время осады Эриком Померанским на замка Висборг окраине Висбю в 1449 году. . [ 39 ] Стены церкви также содержат множество резьб на поверхности стены, выполненных в исторические времена. К ним относятся некоторые изображения, изображающие среди предметов Трою и корабли 15-го века, а также около 40 рунических надписей . [ 40 ] Еще в 2018 году в церкви была обнаружена ранее неизвестная руническая надпись; хотя его значение остается неясным, возможно, это ненормативная лексика . [ 41 ]

Настенные картины

[ редактировать ]

Интерьер церкви Ли украшен средневековыми настенными росписями трех разных периодов. Картины были покрыты слоями побелки в 18 веке, а затем выставлены и отреставрированы во время ремонта церкви в 1950-х годах. [ 42 ] Самый старый набор картин датируется ок. 1350 г. и украсили свод алтаря и его северную стену масштабными фигурами. Росписи северной стены дополнены другими картинами XV века. [ 43 ] Второй набор картин датируется примерно 1450 годом и украшает стены нефа и алтаря. Они изображают Страсти Христовы , а также сцены из сказаний о святых и отдельных святых в рамках, имитирующих архитектуру. Они были сделаны Мастером Страстей или этой мастерской. [ 29 ] [ 39 ] [ 44 ] Третий комплект картин датируется второй четвертью XVI века и включает две сцены на южной стене нефа. На Готланде известно лишь несколько настенных росписей такого позднего времени. [ 45 ]

Вид на алтарь с витражами и алтарем.

Церковь Щелока содержит самый большой сохранившийся набор средневековых витражей в скандинавских странах . [ 7 ] [ 29 ] [ 46 ] Они также являются одними из наиболее хорошо сохранившихся и высочайшего ремесленного качества. [ 47 ] Витражи сохранились в восточных и южных окнах алтаря. [ 48 ] Всего имеется 15 оконных стекол с фигуративными изображениями , четыре стекла с архитектурными деталями и 15 с декоративной листвой, все они относятся к периоду строительства алтаря. [ 49 ] Темой середины окон восточного алтаря является жизнь Христа. Северная половина окна содержит сцены от детства Христа до Введения Иисуса в храм , а южная половина — от Страстей до Вознесения . Два окна с каждой стороны среднего окна, а также окно в южной стене алтаря содержат изображения отдельных святых и чисто декоративные оконные стекла. [ 50 ]

Окна выполнены в стиле высокой готики, фигуры изображены стройными и изящными, в свободной одежде, с ритмично вьющимися волосами и бородами. Общая композиция воздушная, с небольшим количеством перекрытий между различными элементами. В цветах преобладают синий фон и красные полосы, разделяющие фигуры; Окна сравнительно бледнее и прохладнее по цвету, чем более ранние витражи на Готланде. [ 47 ] [ 51 ] охарактеризовал Общее впечатление историк искусства Джонни Русвал как «благовоние для глаз». [ 46 ]

Было высказано предположение, что стеклянные окна были изготовлены в мастерской, действующей в Висбю. [ 49 ] Роосваль утверждал, что основные стилистические влияния на окна в Щелоке пришли из английской готики , в то время как Арон Андерссон [ sv ] вместо этого утверждал, что основные влияния пришли из северной Германии. [ 52 ]

Обстановка

[ редактировать ]
Вид на алтарь. Справа находится кафедра, в арке алтаря висит триумфальный крест, а внутри алтаря видны алтарь, витражи и средневековая дарохранительница в стене.

имеется На алтаре надпись на латыни , в которой говорится, что он был подарен церкви в 1496 году фермером по имени Джон, жившим в приходе. [ 53 ] Он изготовлен из окрашенного и позолоченного дуба и состоит из центральной части, окруженной вершинами , и двух крыльев. В средней части находится скульптурное изображение Бога-Отца с мертвым Христом на руках в окружении ангелов. Его окружают двенадцать статуэток апостолов . [ 54 ] Внешние стороны крыльев украшены довольно сильно поврежденными картинами, изображающими святых Олафа , Лаврентия , Иоанна Крестителя и Стефана . Пределла Покрова расписана изображением Вероники . [ 55 ]

Триумфальный крест, висящий под аркой алтаря, — работа конца XV ​​века, возможно, созданная тем же художником, что и алтарный образ. На нем изображен Христос на кресте с черными волосами и бородой и в зеленом терновом венце . Его общая высота составляет ок. 350 сантиметров (140 дюймов). [ 56 ] из известняка Крестильная купель лишена украшений и датируется серединой 13 века. [ 29 ] [ 57 ] Кафедра Карла отмечена датой 1705 года и монограммой короля шведского XII . Она была написана в 1726 году с изображениями четырёх евангелистов и апостолов Иакова и Петра . [ 58 ]

Четыре средневековых предмета из церкви Лай сегодня находятся в Шведском историческом музее в Стокгольме. Два из них представляют собой бывшие алтари, оба повреждены, один из них изображает откровения святой Бригитты Шведской . Два других предмета — это из лиможской эмали процессионный крест XIII века , а также позолоченная лиможская эмаль и медная фигура Христа. [ 59 ]

Текущее использование и статус наследия

[ редактировать ]

Церковь Щелока принадлежит приходу Гард [ sv ] в рамках контракта Судертредингена [ sv ] , [ а ] сама часть Висбюской епархии в составе Шведской церкви . [ 61 ] Церковь Щелока — церковный памятник под номером 21300000002810 (подномер: 21400000444058) в базе данных зданий Шведского совета по национальному наследию . [ 7 ] В 2019 году церковь Лай стала одним из первых 56 памятников культурного наследия на Готланде и в Швеции, которые были явно отмечены сине-белым щитом Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта . [ 62 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Контракт» внутри Шведской церкви примерно эквивалентен сельскому благочинию . [ 60 ]
  1. ^ «Готланд кн, церковно-церковная среда, Готланд» (на шведском языке). Шведский совет наследия . национального Проверено 13 марта 2020 г.
  2. ^ Лагерлёф 1965 , с. 3–6.
  3. ^ Лагерлёф 1965 , с. 3.
  4. ^ «Готланд кн, ЩЕЛОЧНОЕ КЛАДБИЩЕ 1:1 ЩЕЛОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ» (на шведском языке). совет национального наследия . Шведский Проверено 13 марта 2020 г.
  5. ^ Лагерлёф 1965 , с. 6–7.
  6. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 38.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ГОТЛАНДСКОЕ ЩЕЛОЧНОЕ КЛАДБИЩЕ 1:1 - дом № 1, ЩЕЛОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ» (на шведском языке). совет национального наследия . Шведский Проверено 14 марта 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 35.
  9. ^ Jump up to: а б с д Сванстрем 1973 , с. 206–208.
  10. ^ Jump up to: а б с д Лагерлёф 1965 , с. 8.
  11. ^ Лагерлёф 1965 , с. 36.
  12. ^ Лагерлёф 1965 , с. 8, 37.
  13. ^ Jump up to: а б с Андрен 2011 , стр. 196–198.
  14. ^ Лагерлёф 1965 , с. 37.
  15. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 31.
  16. ^ Лагерлёф 1965 , с. 23.
  17. ^ Лагерлёф 1965 , с. 38–39.
  18. ^ Лагерлёф 1965 , с. 27–29.
  19. ^ Лагерлёф 1965 , с. 29.
  20. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 39.
  21. ^ Лагерлёф 1965 , с. 41.
  22. ^ Лагерлёф 1965 , с. 24.
  23. ^ Лагерлёф 1965 , с. 25.
  24. ^ Лагерлёф 1965 , с. 89.
  25. ^ Лагерлёф 1965 , с. 27.
  26. ^ Jump up to: а б с Лагерлёф 1965 , с. 12.
  27. ^ Лагерлёф 1965 , с. 14.
  28. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 15.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Якобссон и др. 1990 , с. 690.
  30. ^ Лагерлёф 1965 , с. 16.
  31. ^ Лагерлёф 1965 , с. 17.
  32. ^ Лагерлёф 1965 , с. 20.
  33. ^ Норд, Андерс Г.; Троннер, Кейт (2014). «Анализ краски порталов и фресок пяти средневековых церквей на Готланде» (PDF) . Старый друг. Журнал шведских антикварных исследований : 118–126. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
  34. ^ Лагерлёф 1965 , с. 21.
  35. ^ Лагерлёф 1965 , с. 30–31.
  36. ^ Лагерлёф 1965 , с. 30.
  37. ^ Лагерлёф 1965 , с. 31–32.
  38. ^ Лагерлёф 1965 , с. 32–33.
  39. ^ Jump up to: а б Андрен 2011 , с. 198.
  40. ^ Лагерлёф 1965 , с. 56.
  41. ^ Томссон, Сесилия (23 декабря 2018 г.). «Полное слово, неожиданная находка в церкви» (на шведском языке). Весь Готланд . Проверено 14 марта 2020 г.
  42. ^ Лагерлёф 1965 , с. 42.
  43. ^ Лагерлёф 1965 , с. 42–43.
  44. ^ Лагерлёф 1965 , с. 43.
  45. ^ Лагерлёф 1965 , с. 44.
  46. ^ Jump up to: а б Роосваль 1950 , с. 46.
  47. ^ Jump up to: а б Андерссон 1964 , стр. 198.
  48. ^ Андерссон 1964 , с. 196.
  49. ^ Jump up to: а б Лагерлёф 1965 , с. 51.
  50. ^ Андерссон 1964 , с. 197.
  51. ^ Андерссон 1964 , с. 98.
  52. ^ Андерссон 1964 , с. 99–107.
  53. ^ Лагерлёф 1965 , с. 60.
  54. ^ Лагерлёф 1965 , с. 58.
  55. ^ Лагерлёф 1965 , с. 58–60.
  56. ^ Лагерлёф 1965 , с. 68.
  57. ^ Лагерлёф 1965 , стр. 80.
  58. ^ Лагерлёф 1965 , с. 74.
  59. ^ «Щёлок для приготовления (SHM 5874)» . Шведский исторический музей . Проверено 15 марта 2020 г.
  60. ^ «На английском языке – Lunds stift» . Лундская епархия ( Шведская церковь ). 14 августа 2019 года . Проверено 13 марта 2020 г.
  61. ^ «Гарде-фёрсамлинг» . Гардский приход . Епархия Висбю ( Церковь Швеции ) . Проверено 13 марта 2020 г.
  62. ^ Ларссон, Карл (16 ноября 2019 г.). «Если придет война – культурные ценности должны быть защищены» . свт.се. Телевидение Швеции . Проверено 14 марта 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андрен, Андерс (2011). Средневековый Готланд. Археологический путеводитель (на шведском языке). Лунд: Historiska Media. ISBN  978-91-85873-83-8 .
  • Якобссон, Бритта; Йоханссон, Ева; Йоханссон, Пер; Андерссон, Рольф (1990). Наши церкви . Вестервик: Klarkullens förlag AB. ISBN  91-971561-08 .
  • Лагерлёф, Эрланд (1965). Церковь Щелока (в: Церкви на Готланде: Гарде Тинг: южная часть) . Церкви Швеции, искусствоведческий инвентарь (на шведском языке). Том. 105. Стокгольм: Эссельте. стр. 3–95. ISSN   0284-1894 .
  • Сванстрем, Гуннар (1973). Лагерлёф, Эрланд (ред.). Церкви Готланда (на шведском языке). Уддевалла: Рабен и Шегрен. ISBN  9129410355 .
  • Андерссон, Арон (1964). Die Glasmalereien des Mittelalters in Skandinavien (Corpus vitrearum Medii Aevi Skandinavien) (на немецком языке). Стокгольм: Королевский истории и древностей Шведская королевская академия литературы, . OCLC   463144909 .
  • Русваль, Джонни (1950). Gotland vitriarius (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Института литографии Генерального штаба. OCLC   504741730 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c7b32bdea71f8319db3fac2f854ebf9__1725059700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/f9/4c7b32bdea71f8319db3fac2f854ebf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lye Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)