Святой Лик Лукки
Святой Лик Лукки ( итал . Volto Santo di Lucca ) — древняя деревянная скульптура высотой восемь футов (2,4 м), изображающая Иисуса , распятого в соборе Сан-Мартино , Лукка , Италия. Средневековые легенды гласят, что его изваял Никодим , который помог святому Иосифу Аримафейскому поместить Христа в гробницу после распятия. Те же легенды относят его чудесное прибытие в Лукку к 782 году нашей эры.
Радиоуглеродное датирование дерева и холста позволяет установить его период между 770–880 годами нашей эры, что соответствует легенде о Леобино, согласно которой Святой Лик прибыл в Лукку из Палестины в 782 году (в другой копии указано 742 год). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Святой Лик расположен в отдельно стоящей восьмиугольной часовне из каррарского мрамора (темпьетто или «маленький храм»), которая была построена в 1484 году Маттео Чивитали , скульптором-архитектором из Лукки, для его содержания. Темпьетто Сан стоит в левом приделе собора -Мартино в Лукке.
Копии аналогичного размера XII века широко распространены по всей Европе. К ним относятся Крест Имерварда в Брауншвейгском соборе в Брауншвейге , Германия , Святой Лик Сансеполькро в Сансеполькро , Италия и, возможно, Распятие Бальо в Барселоне , Испания . [ 4 ] Святой Лик также изображен на готической фреске XIV века в лютеранской церкви в Штитнике , Словакия . [ 5 ]
«Святым Ликом Лукки» — фраза, которую Уильям Руфус часто использовал , когда клялся совершить действие или поступок во время своего правления королем Англии.
История
[ редактировать ]Согласно традиционному сообщению, 782 год знаменует собой прибытие Святого Лика в базилику Сан-Фредиано ; его перенос в собор, обоснованный чудесным переводом в латинской легенде, Изобретений, откровений и переводов Sanctissimi Vultus (или Leggenda di Leobino ) [ 6 ] может быть связано с епископством Ансельмо да Баджо (1060–1070), подарившего его при освящении нового романского собора 6 октября 1070 года. Настойчивые детали агиографического сказания ( см. ниже ) также позволяют предположить, что изображение ранее было в Луни в Лигурии , бывшей кафедре епископства и раннем коммерческом сопернике Лукки. Луни был византийским владением, которое было разграблено сарацинами , оспаривалось между византийцами и лангобардами и к восьмому веку превратилось в деревню.
Однако скульптура не имеет стилистического отношения к ломбардской скульптуре десятого или одиннадцатого века. Иконография полностью облаченного распятого Христа в колобии до щиколоток — тунике — более известна на Востоке, чем на Западе, хотя вырезанное круглое Распятие почти в натуральную величину противоречит византийским нормам. [ 7 ] Распятые Христа в натуральную величину были более распространены в Германии с конца одиннадцатого века, после Героского креста Кельнского собора около 970 года, который, по-видимому, был прототипом. Длинная мантия может быть результатом византийского влияния, хотя существует также множество западных примеров в иллюминированных рукописях Оттона и других средствах массовой информации. Пояс Святого Лика беспрецедентен в распятии ни с Востока, ни с Запада. [ 8 ]
В Лукке ежегодное шествие при свечах Луминара посвящено Святому Лику 13 сентября, накануне религиозных праздников на следующий день. Процессия, которая сегодня уже не включает в себя скульптуру, как в прошлом, идет к собору от базилики Сан-Фредиано, где цикл фресок увековечивает легенду о том, что Никодим изваял образ из ливанского кедра , во время которого, завершив все но лицо, Никодим спал, проснувшись, обнаружило Святой Лик, завершенный ангелом. В восточном христианстве подобные легенды ходят вокруг икон, называемых acheiropoieta , «нерукотворными руками человека». [ 9 ]
Обнаруженный в пещере на Святой Земле «епископом Гуальфредом», руководимым откровенным сном, образ был доставлен сначала в тосканский порт Луни на лодке без парусов и экипажа. [ 10 ] Но жители Луни, попытавшись сесть на лодку, обнаружили, что она чудесным образом вырвалась из их рук. Предупрежденный ангелом во сне о том, что Святой Лик прибыл в Луни, Иоанн, епископ Лукки , со своими клириками и огромной толпой Луккези прибыл в Луни, приказал прекратить попытки вернуть лодку и, воззвав Бога, обнаружил, что корабль чудесным образом подошел к Иоганнесу и открыл ему трап. Когда люди увидели Святой Лик, они заплакали слезами радости и восхваляли Глорию в превосходстве . [ 11 ]
Легенда привозит изображение на берег в Лукку на повозке, запряженной волами без погонщика, что является еще одной чудесной демонстрацией «правильности» владения им городом Луккой и которое было помещено в церковь Сан-Фредиано. он чудесным образом переносится в церковь Сан-Мартино, что было истолковано как основание для выбора этой церкви в качестве собора. Таким образом, владение изображением Луккой, а не Луни, и его расположение в законной церкви были оправданы легендой.
Его популярность выражалась в копиях и легендах, чтобы удовлетворить паломников, сделавших собор Лукки целью своих путешествий со всех концов Европы. Как и другие известные реликвии или изображения, такие как Пояс Богородицы из Прато и по сей день, он, по-видимому, часто был доступен для просмотра только в определенные назначенные дни в году, и, по крайней мере, некоторое время он носил богатую текстильную одежду, а также деревянный резной халат. «Лицом Лукки» — такова была «обычная клятва» английского Вильгельма II . [ 12 ] Святой Лик появляется на средневековых лукканских монетах. Данте упоминает Святой Лик Лукки в своем «Аде» , Песне XXI, где демон кричит:
Легенда о скрипаче
[ редактировать ]Часть серии о |
Посвящения Иисусу в католической церкви |
---|
Посвящения |
Молитвы |
Портал католической церкви |
Легенда о скрипаче, поклоннике статуи, получившем башмак из драгоценного металла, с несколькими вариантами этой истории, впервые записана в XII веке. Обычно статуя позволяет туфле упасть или пинает ее скрипачу (несмотря на то, что в некоторых версиях через нее пробивает гвоздь). Скрипачом может быть бедный паломник или преданный, которого вознаграждают за то, что он часто играет перед статуей; или он может взяться за скрипку только после того, как ему повезет. Туфельку можно наполнить золотыми монетами, скрипач может вернуть тапочку, а подарок повторить. Скрипача можно судить за кражу туфельки, но он избежит осуждения. Легенда также стала частью культа Вильгефортиса , альтер-эго Святого Лика. [ 14 ]
На изображениях, демонстрирующих легенду, обычно изображен скрипач, играющий под статуей, которая расположена (как очевидно на самом деле) прямо над алтарем. Статуя, кажется, одета в настоящую одежду — как и другие почитаемые статуи, она, кажется, была одета в «праздничную одежду», по крайней мере, некоторое время. На алтаре находятся туфелька и чаша под одной из ног статуи. Это также отражает средневековое устройство, когда для приема подношений устанавливалось приспособление в форме чаши с трубкой, по которой подношения переносились в сейф под алтарем. [ 15 ]
Вильгефортис
[ редактировать ]В конце четырнадцатого века такой Святой Лик вдохновлял чудеса и почитание в Нидерландах , Баварии и Тироле . [ 16 ] хотя его связь с Луккой была забыта. Длинное одеяние статуи, по-видимому, означало, что это женщина. В связи с бородой возникла легенда о молодой дворянке, которая чудесным образом отрастила бороду, чтобы сохранить свою девственность. Ее отец, которого часто называют королем Португалии, пообещал ей выйти замуж за другого языческого короля. Вильгефортис , принявшая обет вечной девственности, молилась, чтобы ее отвратили ее будущего мужа. В результате у нее выросла длинная струящаяся борода. В ярости отец распял ее. Вильгефортис стал популярной фигурой в народном католицизме . В результате она взяла различные местные имена, включая Кюммернис в Германии или Сент-Дебаррас во Франции . [ 17 ] и был должным образом внесен в Martyrologium Romanum в 1583 году, сохранив преданных последователей даже в девятнадцатом веке.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Поволедо, Элизабетта (19 июня 2020 г.). «Давно почитаемая реликвия оказалась старейшей сохранившейся деревянной статуей в Европе» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Искусство. Святой Лик Лукки – старейшая деревянная статуя на Западе. Вот доказательство» . www.avvenire.it (на итальянском языке). 20 июня 2020 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Гуиди, Пьетро (1932). «Свидание в легенде о Леобино» . Итальянский исторический архив . 90 (Серия 7, Том 18) (4 (344)): 153–164. ISSN 0391-7770 . JSTOR 26241065 .
- ^ Гертруда Шиллер , Иконография христианского искусства. Том 2. Страсти Иисуса Христа. Джанет Селигман (тр.), Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество, 1972: 144-5, 472-3.
- ^ «Шитник, ев. в церкви» . Готическая дорога (на словацком языке). 23 августа 2018 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ↑ Автор, Лебойно или Леобино, по-видимому, датируется концом одиннадцатого или началом двенадцатого века. ( «Il Volto Santo e la Sindone». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine ).
- ^ Дэвид Талбот-Райс, Византийское искусство , 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd, стр. 417-9. Второй Никейский собор 787 г., восстанавливая употребление икон, осудил круглую скульптуру как «чувственную» - Шиллер, т. 2, с. 140
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, с. 144, рис. 471-75, ISBN 0-85331-324-5
- ^ пресвятейший Лик он изваял не своим, а божественным искусством , по латинскому преданию: «святейший Лик, изваянный не своим ремеслом, а божественным».
- ^ Сравните чудесный перевод Святого Иакова в Испанию или легенду о Трех Мариях .
- ^ Латинская агиография. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Бозанке, Г. (тр.), История недавних событий Эдмера в Англии , Cresset, 1964, стр. 31. Эдмер был хорошо подготовленным наблюдателем: см. Cresset, стр. ix-x. См. также Уильям Малмсберийский , например, «История норманнских королей (1066–1125) , Llanerch, 1989, стр.63; и Шафф, Филип, История христианской церкви, Том V: Средние века ({ http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch03.htm , онлайн-текст]).
- ^ «Здесь Святому Лику нет места! Здесь купаешься иначе, чем в Серкио » — в кипящей смоле, а не в Серкио, реке Лукки.
- ^ Фризен, 35-40.
- ^ Фризен, 38 лет.
- ^ См. Фризена повсюду.
- ↑ Мученица носила также имена Онткоммер, Хюльпе, Либератрикс. (Коралька Кос, «Святая Кюммернис и ее скрипачи (подход к иконологии изобразительного народного искусства)», Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae 19.1 [1977, стр. 251-266], стр. 253).
Ссылки
[ редактировать ]- Бараккини, К. и А. Калека, Il Duomo di Lucca , Лукка, 1973, стр. 14–15.
- Фризен Ильзе Э., Женское распятие: изображения святого Вильгефортиса со времен средневековья . (Ватерлоо, Онтарио: издательство Университета Лорье) 2001 г.
- Герра, Джулио Данте, «Легенда» о Святом Лике Лукки, Кристианита, 10 августа – сентябрь 1982 г., стр. 88-89.
- Пертуси А. и Ф. Пертуси Пуччи, «Деревянное распятие монастыря Сан-Кроче и Никодемо Бокка-ди-Магра» Журнал Национального института археологии и истории искусств (1979), стр. 3–51.
- Шнурер, Густав и Джозеф М. Ритц, Санкт-Кюммернис и Вольто Санто , Дюссельдорф, 1934 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Лик: легенда, произведение, иконологический анализ, традиции (итальянский)
- Религиозные традиции Тосканы: Вольто Санто
- Вольто Санто (Святой Лик) , илл. с кратким изложением легенд (англ.).