Саломон Огюст Андре
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2011 г. ) |
Саломон Огюст Андре | |
---|---|
![]() Саломон Огюст Андре | |
Рожденный | |
Умер | Октябрь 1897 г. Квитёя , Норвегия | ( 42–43 года
Гражданство | Шведский |
Образование | Королевский технологический институт |
Занятие | государственный служащий (патентное ведомство) |
Известный | Арктическая экспедиция на воздушном шаре 1897 года. |



Саломон Август Андре (18 октября 1854 — октябрь 1897), при жизни чаще известный как С. А. Андре , был шведским инженером, физиком, воздухоплавателем и полярным исследователем , который погиб во время попытки достичь географического Северного полюса на водородном шаре . Экспедиция на воздушном шаре не достигла полюса и привела к гибели всех троих ее участников.
Ранняя жизнь и влияния
[ редактировать ]Андре родилась в маленьком городке Гранна , Швеция; он был очень близок со своей матерью, особенно после смерти отца в 1870 году. Он учился в Королевском технологическом институте в Стокгольме и получил степень инженера-механика в 1874 году. В 1876 году он посетил Столетнюю выставку в Филадельфии, где работал дворником в шведском павильоне. Во время поездки в США он прочитал книгу о пассатах и познакомился с американским воздухоплавателем Джоном Уайзом . Эти встречи положили начало его увлечению путешествиями на воздушном шаре, которое длилось всю его жизнь. [ 1 ] Он вернулся в Швецию и открыл механическую мастерскую, в которой работал до 1880 года; это оказалось менее чем успешным, и вскоре он начал искать другую работу.
С 1880 по 1882 год он был ассистентом Королевского технологического института, а в 1882–1883 годах участвовал в шведской научной экспедиции на Шпицберген под руководством Нильса Экхольма , где отвечал за наблюдения относительно воздушного электричества . С 1885 года и до своей смерти он работал в шведском патентном бюро . С 1891 по 1894 год он также был либеральным членом городского совета Стокгольма . Как учёный Андре публиковал научные журналы об электричестве воздуха, теплопроводности и изобретениях. Страстный друг Йонаса Патрика Юнгстрёма , он особенно дал образование сыновьям первого Биргеру и Фредрику Юнгстрёму . [ 2 ]
Его взгляд на жизнь был похож на естественные науки , и он совершенно не интересовался искусством и литературой. Он верил в промышленное и техническое развитие и утверждал, что эмансипация женщин станет следствием технического прогресса.
Экспедиция на Северный полюс
[ редактировать ]Поддержанный Шведской королевской академией наук и финансируемый такими людьми, как король Оскар II и Альфред Нобель , его проект полярных исследований вызвал огромный интерес и рассматривался как смелый и патриотический проект. [ 3 ]
Экспедиция на Северный полюс предприняла первую попытку запустить воздушный шар «Орнен» («Орёл») летом 1896 года с острова Датчанин , на западе архипелага Шпицберген , но ветры не позволили экспедиции стартовать. Когда Андре в следующую попытку, 11 июля 1897 года, вместе со своими товарищами, инженером Кнутом Френкелем и фотографом Нильсом Стриндбергом (троюродным братом драматурга Августа Стриндберга ), воздушный шар все же отправился в путь и пролетел 65 часов. Однако это не был направленный полет: при взлете гондола уже лишилась двух из трех скользящих тросов, которые должны были тянуться по льду и таким образом выполнять роль своего рода руля направления. (Это заметила наземная команда.) И через десять часов после старта их подхватил сильный ветер из-за бушующего в этом районе шторма. Сильный ветер продолжался и вместе с дождем образовал лед на воздушном шаре, что затруднило полет. Вероятно, еще до окончания полета Андре понял, что им никогда не приблизиться к полюсу.
По этим причинам они были вынуждены приземлиться на лед, хотя приземление произошло полуконтролируемо, а не разбилось. Они преодолели 295 миль (475 км) и затонули на паковых льдах . Экспедиция была хорошо оснащена для путешествий по льду (три сани и лодка) и имела припасы на три месяца; имелись также три месторождения на севере Шпицбергена и одно на Земле Франца-Иосифа . Они направились к последнему на восток, но через неделю двинулись на запад из-за течений, которые сдвинули лед. Затем они изменили направление в сторону северного Шпицбергена. Движение было замедлено дрейфом льда и скалистой поверхностью пакового льда. Этим троим пришлось тащить сани самим, и, несмотря на хорошие запасы еды, дополненные отстрелом белых медведей, усилия по сдерживанию движущегося неровного льда утомили их.
Они достигли суши в начале октября, проведя более двух месяцев на льду, ступив на Квитёю (Белый остров), к востоку от Шпицбергена. Они погибли там, вероятно, в течение двух недель после выхода на берег. Большинство современных писателей сходятся во мнении, что Нильс Стриндберг умер через неделю после прибытия: он был похоронен среди камней (хотя на его могиле не было установлено никаких надписей), а двое других мужчин были позже найдены в палатке.
Дневники и наблюдения заканчиваются всего через несколько дней после того, как они приземлились на Квитойе; до этого момента они сохранялись даже в тяжелых условиях. Похоже, это указывает на то, что через несколько дней произошло что-то критическое. Вероятно, именно здесь Стриндберг и встретил свой конец. Причину его смерти установить не удалось. Самоубийство (которое было бы возможно при употреблении опиума) в его случае очень маловероятно, хотя к этому времени все трое, несомненно, осознали, что умрут. Что бы ни думал Стриндберг по поводу исхода экспедиции, почти наверняка он счел бы вариант самоубийства предательством по отношению к своим коллегам-исследователям. [ 4 ]
Дневниковые записи экспедиции показывают, что во время перехода по морскому льду всех троих мужчин иногда мучили проблемы с пищеварением, болезни и истощение. Окончательная причина смерти, вероятно, была связана с употреблением в пищу мяса белого медведя, несущего трихинеллу . паразитов [ нужна ссылка ] которые были найдены в останках белого медведя на месте, осмотренном датским врачом Эрнстом Трайдом и опубликованном в книге 1952 года под названием «Мертвые на Белом острове». Нет сомнений в том, что мужчины заразились в какой-то момент во время ледового похода, хотя точный промежуток времени неясен (и это важно, поскольку у людей обычно вырабатывается иммунитет к трихинеллезу, если они переживают первую волну заражения). Когда они прибыли на Уайт-Айленд, они страдали от рецидивирующей диареи. Правдоподобным свидетельством этого является то, что некоторые из припасов, которые они вынесли на берег (очевидно, после нескольких дней разведки на западе), были выгружены и оставлены у воды, а не перенесены в более безопасное место рядом с лагерем.
Напротив, исследователь Арктики Вильялмур Стефанссон в своей книге «Неразгаданные тайны Арктики» предположил, что Нильс Стриндберг, вероятно, умер, преследуя белого медведя, возможно, утонув, а Андре и Френкель задохнулись угарным газом из неисправной плиты во время приготовления пищи. их палатка. Чтобы объяснить несгоревшее количество топлива в печи, Стефанссон сослался на свой собственный опыт работы с неисправными печами, которые требовали регулярной подкачки, чтобы поддерживать горение. По его мнению, они не потеряли надежду вернуться, но совершили много ошибок и умерли бы от чего-то другого, если бы не умерли тогда.
Последствия
[ редактировать ]До тех пор, пока в 1930 году не был найден последний лагерь Андре, судьба экспедиции была предметом мифов и слухов. Во время исчезновения было отмечено, что бушевал сильный шторм и что при вылете воздушный шар потерял рулевое управление. Это заставило опытных полярников предположить, что экспедиция не могла уйти далеко и, вероятно, была вынуждена спуститься на лед. В 1898 году, через одиннадцать месяцев после того, как Андре впервые увидел Белый остров (который он назвал Новой Исландией), шведская полярная экспедиция под руководством А. Г. Натхорста прошла в море всего в 1 километре (0,6 мили) от лагеря, но плохая погода помешала им приземлиться. Остатки лагеря были наконец найдены в 1930 году норвежской экспедицией Братвааг , которая подобрала останки, в том числе два тела. Месяц спустя корабль M/K Isbjørn , нанятый газетой, сделал дополнительные находки, в том числе третье тело. Были обнаружены блокноты, дневники, фотонегативы, лодка, различная посуда и другие предметы. Возвращение тел Андре и его коллег Стриндберга и Френкеля на родину стало событием национального масштаба. Король Густав V произнес речь, и исследователи были похоронены с большими почестями. Трое исследователей были кремированы, а их прах захоронен вместе на кладбище Норра Бегравнингсплатсен в Стокгольме .
Современные оценки
[ редактировать ]Начиная с 1960-х годов статус Андре как национального героя все больше подвергался сомнению, и стали преобладать более прохладные и скептические взгляды, мало чем отличающиеся от меняющейся оценки Роберта Фалькона Скотта южнополярного путешествия . Особое внимание было уделено мнению, что экспедиция обречена на провал и что Андре отказался принять информацию, ставящую под сомнение осуществимость экспедиции. У него также был ограниченный опыт полетов на больших воздушных шарах, и ни одного опыта в арктических условиях. Андре считался манипулятором национальных эмоций своего возраста, навлекшим бессмысленную смерть на себя и двух своих товарищей. [ а ] в Гренне , Швеция (см., например, стр. 131), и это также является ключевой основой ПО. Две книги Сундмана, Ingenjör Andrées luftfärd и Ingen fruktan, intet hopp }} Некоторые современные писатели, следуя за изображением Андре Пером Улофом Сундманом в полудокументальном романе « Полет орла» ( Ingenjör Andrées luftfärd , 1967), предположили, что к тому времени об отъезде на Шпицберген в 1897 году, Андре стал пленником своей собственной успешной финансовой кампании и повышенных национальных ожиданий. Таким образом, они утверждают, что он, возможно, чувствовал себя неспособным отступить или признать ошибки в своих планах перед прессой. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Земля Андре в Гренландии была названа в его честь шведским исследователем Арктики А.Г. Натхорстом . [ 6 ]
Итальянский поэт Джованни Пасколи написал стихотворение об экспедиции и смерти Андре. [ 7 ]
Сочинения Андре были адаптированы в песенный цикл «Экспедиция Андре» американского композитора Доминика Ардженто , написанный для шведского баритона Хокана Хагегорда . Опера шведского композитора Класа Торстенссона «Экспедиция» (1994–99) также основана на рассказе Андре. [ 8 ]
Историк Эдвард Гимон предположил, что открытие в 1930 году останков экспедиции повлияло на Г. П. Лавкрафта в написании «Хребтов безумия» . [ 9 ]
В 1982 году шведский кинорежиссер Ян Троэлл снял фильм по книге Сундмана « Полет орла» .
В 2010 году американская рок-группа Brian's Escape создала концептуальный альбом из семи треков, вдохновленный приключениями Андре, под названием « Путешествие: отчет об арктической экспедиции С.А. Андре 1897 года» . [ 10 ]
Роман «Звезда Стриндберга» шведского писателя Яна Валлентина 2010 года вращается вокруг истории экспедиции. Сообщается, что исследователи нашли две реликвии, которые открыли портал в скандинавский подземный мир и положили начало цепочке событий, связывающих мировые войны и современность с древними скандинавскими мифами.
песню Reindeer, 1897 « В 2012 году английская группа The Greenland Choir включила в свой EP Here indeer, 1897» «Here we are, бродим как призраки» , вдохновленную Андре. [ 11 ]
В 2013 году британско-норвежская театральная компания New International Encounter (NIE) создала спектакль, рассказывающий историю ледяного шара, в совместном производстве с The North Wall Oxford и The Key Theater. Премьера фильма «Север-Север-Норт» состоялась 9 мая 2013 года в The Key Theater в Питерборо, а затем он гастролировал по Великобритании и за рубежом.
Роман Expeditionen: min kärlekshistoria шведской писательницы Беа Уусма 2013 года рассказывает историю с точки зрения любви Стриндберга к своей невесте Анне Шарлье.
Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ Эта оценка обсуждается в нескольких контекстах в книге «Наша позиция не особенно хороша...» специалиста по Андре Свена Лундстрема.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон, Алек (19 апреля 2010 г.). «Ледяной шар». Житель Нью-Йорка . п. 39.
- ^ Юнгстрем, Олоф (1999). Фредрик Люнгстрём 1875–1964, изобретатель и вдохновитель (на шведском языке). Стокгольм: Шведская ассоциация механиков. ISBN 9789163076398 .
- ^ «Извлеченный урок: не летайте на Северный полюс на воздушном шаре» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Одман, Пер-Йохан (1979). Интерпретация, понимание, познание: герменевтика в теории и практике [Интерпретация, понимание, познание: герменевтика в теории и практике] (на шведском языке). Стокгольм: AWE/Geber. стр. 116. ISBN 9789120048901 . В книге проводится подробный и тщательный анализ письменных и физических следов экспедиции Андре и того, как их можно использовать для рациональной интерпретации хода путешествия.
- ^ См. Кьельстрем 1999 , стр. 45, и Лундстрем 1997 , стр. 69–73
- ^ «Каталог топонимов северной части Восточной Гренландии» . Геологическая служба Дании. Архивировано из оригинала 13 мая 2020 года . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ «Оди э Инни» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года.
- ^ «Экспедиция» . Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 6 января 2012 года .
- ^ Гимон, Эдвард (август 2020 г.). «Арктическая тайна: Лавкрафтовский Северный полюс». Ежегодник Лавкрафта (14): 148–151. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26939814 .
- ^ «Путешествие: отчет об арктической экспедиции С. А. Андре 1897 года» . Путешествие . Побег Брайана. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 25 июля 2011 г.
- ^ «Вот мы и бродим, как призраки» . thegreenlandchoir.bandcamp.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2022 года . Проверено 21 июля 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Альман, Аксель (1928). Isviddernas hjältar: Polarforskningens historia genom tiderna berättad for ungdom i alla åldrar [Герои ледяных полей: история полярных исследований на протяжении веков, рассказанная для молодежи всех возрастов] (на шведском языке). Лунд, Швеция: CWK Gleerup. ОСЛК 25520273 . Популярная книга о полярных экспедициях; автор имеет многолетний опыт походов по Северному Ледовитому океану и подробно анализирует то, что могло случиться с Андре.
- Андре, Саломон Август; Стриндберг, Нильс; Френкель, Кнут Ялмар Фердинанд (1931). Шведское общество антропологии и географии (ред.). Дневники Андре: дневники и записи С. А. Андре, Нильса Стриндберга и Кнута Френкеля, написанные во время их экспедиции на воздушном шаре к Северному полюсу в 1897 году и обнаруженные на Уайт-Айленде в 1930 году, вместе с полным отчетом об экспедиции и открытиях . Перевод Адамс-Рэй, Эдвард. Лондон: Бодли Хед. ОСЛК 173492022 .
- Кьельстрем, Рольф (1999). «Экспедиция Андре и ее гибель: интерпретация время от времени». Во Вракберге, Урбан (ред.). К 100-летию экспедиции С. А. Андре на Северный полюс: материалы конференции, посвященной С. А. Андре и программе социальных научных исследований полярных регионов» . Вклад в Королевскую История Шведской академии наук, No. 29 (на шведском языке). Стокгольм: Центр истории науки Шведской королевской академии наук . ISBN 9789171900319 .
- Лундстрем, Свен (1997). «Наше положение не особенно хорошее...»: Экспедиция Андре в черном] (на шведском языке). Борос: Издательство Carlsson. ISBN 9172032642 . Лундстрём — куратор Полярного центра Андреэкспедиции в Гренне , Швеция. Этот музей в основном посвящен полярной экспедиции Андре.
- (на шведском языке) Сёрлин, Сверкер. Записи Андре, Саломон Август и Андре-экспедиционен в веб-версии энциклопедии Nationalencyklopedin , по состоянию на 27 апреля 2006 г. (шведский)
- (на шведском языке) Nordisk familjebok , 2-е издание, запись Андре, Саломон Август (шведский; написана за несколько лет до того, как была раскрыта окончательная судьба экспедиции)
- Соллингер, Гюнтер (2005). С. А. Андре: Начало полярной авиации 1895–1897 гг . Москва: Институт истории естествознания и техники РАН. ISBN 978-5-900078-42-7 .
- Соллингер, Гюнтер (2005). С. А. Андре и воздухоплавание: аннотированная библиография . Москва: Русавиа. OCLC 185290116 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]