Доминик Ардженто
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Доминик Ардженто | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 20 февраля 2019 г. Миннеаполис , Миннесота | ( 91 год
Альма-матер | Музыкальная школа Истмана |
Род занятий | Композитор, профессор |
Заметная работа | Открытка из Марокко Огонь мисс Хэвишем Документы Асперна Из дневника Вирджинии Вульф |
Награды | Стипендия Гуггенхайма [1] (1957, 1964), Пулитцеровская премия в области музыки (1975). |
Доминик Ардженто (27 октября 1927 г. - 20 февраля 2019 г.) [2] американский композитор, известный своей лирической оперной и хоровой музыкой . Среди его самых известных произведений — оперы « Открытка из Марокко» , «Огонь мисс Хэвишем» , «Маска ангелов » и «Записки Асперна» . Он также известен благодаря песенным циклам «Шесть елизаветинских песен» и «Из дневника Вирджинии Вульф» ; последний принес ему Пулитцеровскую премию в области музыки в 1975 году. В преимущественно тональном контексте его музыка свободно сочетает в себе тональность , атональность и лирическое использование двенадцатитонового письма. Ни одна музыка Ардженто не приближается к экспериментальной, строгой авангардной моде эпохи после Второй мировой войны. [3]
Будучи студентом 1950-х годов, Ардженто делил свое время между Соединенными Штатами и Италией, и на его музыку большое влияние оказали как его инструкторы в Соединенных Штатах, так и его личная привязанность к Италии, особенно к городу Флоренции . Многие произведения Ардженто были написаны во Флоренции, где он проводил часть года. [4] Он был профессором Миннесотского университета в Миннеаполисе . Он часто отмечал, что жители этого города чрезвычайно поддерживают его работу, и думал, что его музыкальное развитие было бы затруднено, если бы он остался в напряженном мире музыки Восточного побережья. [4] [5] Он был одним из основателей Центра оперной труппы (ныне Опера Миннесоты ). Журнал Newsweek однажды назвал города-побратимы «городом Ардженто». [5]
Ардженто написал четырнадцать опер, а также крупные песенные циклы, оркестровые произведения и множество хоровых пьес для малых и больших коллективов. Многие из них были заказаны и представлены артистами из Миннесоты. Он называл свою жену, сопрано Кэролайн Бэйли, своей музой , и она часто исполняла его произведения. Бэйли умер 2 февраля 2006 года.
В 2009 году Ардженто был награжден Комиссией Брока Американской ассоциации хоровых директоров. [6]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Сын сицилийских иммигрантов, Ардженто родился и вырос в Йорке, штат Пенсильвания . [2] Уроки музыки в начальной школе он считал «пятидесятиминутными занятиями мучительной скуки». [5] После окончания средней школы он был призван в армию и какое-то время работал криптографом . После войны и используя финансирование Закона о военнослужащих , он начал изучать игру на фортепиано в консерватории Пибоди в Балтиморе . [3] Он быстро решил перейти к композиции.
Он получил степени бакалавра (1951) и магистра (1953) в Пибоди, где его учителями были Николас Набоков , Генри Коуэлл и Хьюго Вейсгалл . Находясь там, он некоторое время был музыкальным руководителем Hilltop Musical Company, которую Вейсгалл основал как своего рода ответ на Бенджамина Бриттена фестиваль в Олдебурге — месте, где местные композиторы (особенно Вейсгалл) представляли свои новые произведения. Ардженто приобрел широкий опыт работы в мире новой оперы. [3] Режиссером-постановщиком «Хиллтопа» был писатель Джон Олон-Скримджер , с которым Ардженто позже сотрудничал во многих операх. В этот период он также провел год во Флоренции по стипендии американо-итальянской комиссии Фулбрайта . Он назвал этот опыт «изменяющим жизнь»; находясь там, он некоторое время учился у Луиджи Даллапикколы .
Ардженто продолжил обучение в аспирантуре и получил докторскую степень. из музыкальной школы Истмана , где он учился у Алана Ховханесса , Бернарда Роджерса и Говарда Хэнсона . [7] После получения этой степени он получил стипендию Гуггенхайма для обучения/работы еще один год во Флоренции. Он установил традицию проводить в этом городе долгое время.
Миннесотские годы
[ редактировать ]Ардженто переехал в Миннеаполис в 1958 году со своей новой женой, сопрано Кэролайн Бэйли, чтобы начать преподавать теорию и композицию в Университете Миннесоты . Среди его учеников были композиторы Филип Брюнель , Джулиана Холл , Либби Ларсен , Стивен Паулюс и Марджори Руш . [8] В течение нескольких лет он получил заказы практически от каждой крупной исполнительской группы. Он отметил, что это постоянное чувство сильного общественного интереса к его работе позволило ему чувствовать себя в Миннесоте как дома, хотя поначалу он сопротивлялся переезду туда. В течение нескольких лет он надеялся найти работу на родном Восточном побережье. [5]
Ардженто стал участвовать в написании музыки для постановок тогда еще нового Театра Гатри . В 1963 году он и Скримджер основали Центр оперной труппы, которая позже стала Миннесотской оперой , и располагалась в резиденции Гатри. По этому случаю Ардженто написал короткую оперу «Маска ангелов» в качестве первой комиссии по исполнительским искусствам Центра искусств Уокера . Это произведение - с его сложным гармоническим языком и акцентом на обширное хоровое письмо, которое является прообразом его более поздней роли как выдающегося хорового композитора, - прочно утвердило его местную известность, а также обеспечило роль его жене.
К 1971 году, когда его смелая сюрреалистическая опера «Открытка из Марокко» открылась в Центре оперы, национальная репутация Ардженто была прочной, отчасти благодаря восторженной рецензии главного музыкального критика « Нью-Йорк Таймс» . [5] В конечном итоге он получил заказы от Нью-Йоркской городской оперы , недавно созданной Миннесотской оперы, Вашингтонской оперы , симфонических оркестров Балтимора и Сент-Луиса и других. Ардженто также установил тесные профессиональные отношения с несколькими выдающимися певцами, в частности с Фредерикой фон Штаде , Джанет Бейкер и Хоканом Хагегордом , адаптируя некоторые из своих самых известных песенных циклов к их талантам.
Хоровая известность и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В середине 1970-х Ардженто начал писать хоровые произведения для хора Плимутской конгрегационалистской церкви в Миннеаполисе, которым руководил его друг Филип Брунель . [5] Партнерство с Брюнель было особенно плодотворным: он получил заказы и премьеры в Плимутской церкви и в Опере Миннесоты, где Брюнель был музыкальным руководителем. В этот период Ардженто написал «Иона и кит» (1973) по заказу Плимутской конгрегационалистской церкви и епископального собора Св. Марка. Он начал получать более крупные заказы на хоровые произведения, в конечном итоге сочиняя основные произведения для певцов Дейла Уорленда , Филармонического оркестра Буффало и Буффало Schola Cantorum, а также хоровых клубов Гарварда и Йеля .
Запись Фредерики фон Штаде и Миннесотского оркестра его песенного цикла Casa Guidi выиграла премию Грэмми 2004 года за лучшую современную классическую композицию. Книга Ардженто «Каталог Резонне как мемуары» , автобиографическое обсуждение его произведений, была опубликована в 2004 году.
Ардженто ушел с преподавания, но до своей смерти сохранил звание почетного профессора Университета Миннесоты. Он жил в Миннеаполисе. Мировая премьера « Вечерней песни: О любви и ангелах» была представлена Соборным хоровым обществом в марте 2008 года в Вашингтонском национальном соборе . Произведение было написано в память о его покойной жене и в честь столетия Вашингтонского национального собора. состоялась премьера хорового цикла «Времена года» на тексты друга Пэта Солстада В июле 2014 года на хоральном фестивале Бетховена в Вайноне, штат Миннесота, под руководством давнего друга Дейла Уорланда .
Ардженто умер в своем доме в Миннеаполисе в 2019 году. [2]
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]Оперное творчество Ардженто эклектично и обширно. Он снял две ранние оперы, написанные еще в студенческие годы, — «Сицилийские липы» и «Полковник Джонатан Святой» . «Хам» , написанный в 1957 году в рамках докторской диссертации. произведение было опубликовано Boosey & Hawkes и исполнено в 2017 году. [9] Он сотрудничал с Джоном Олоном-Скримджером над рядом работ, включая «Маску ангелов» ; Кристофер Слай (1962), основанный на эпизоде из «Укрощения строптивой» ; и «Праздник сапожника » (1967) « балладная опера » по пьесе Томаса Деккера .
После успеха «Открытки из Марокко» в 1971 году на либретто Джона Донахью он получил гораздо более крупные заказы. Университет Миннесоты и Опера Миннесоты вместе заказали «Путешествие Эдгара Аллана По» в 1975–76 годах на либретто Чарльза Нолти . В результате этой работы, получившей бурные восторженные отзывы, [5] Нью -Йоркская опера заказала его. Он сочинил «Огонь мисс Хэвишем» (1977) на либретто Скримджера. Первоначально он не был хорошо принят, и Ардженто переделал его в одноактную монодраму « Брачная ночь мисс Хэвишем» , премьера которой состоялась в Миннесотской опере 1 мая 1981 года в Театре Тайрона Гатри в Миннеаполисе под управлением Филипа Брюнеля. [10] Он переработал «Огонь мисс Хэвишем» в 1995 году, и с тех пор он был успешно возрожден и исполнен.
В 1984 году Миннесотская опера заказала «Возвращение домой» Казановы на текст композитора; он был хорошо принят в Нью-Йоркской городской опере. По настоянию Беверли Силлс , тогдашнего музыкального руководителя труппы, опера стала первой в Нью-Йорке, исполненной на английском языке с английскими субтитрами . Она хотела добиться того, чтобы зрители поняли все шутки. [5] Опера получила в 1986 году премию Национального института музыкального театра.
Затем Ардженто написал «Записки Асперна» (1987) в качестве средства для Фредерики фон Штаде со своим собственным либретто, адаптированным из 1888 года новеллы Генри Джеймса . Его следующей оперой и, возможно, самой крупной работой на сегодняшний день была «Сон Валентино» , премьера которой состоялась в Центре Кеннеди в 1993 году. Критик Энн Миджетт из «Нью-Йорк Таймс» отметила, что оперы Ардженто, как правило, очень хорошо принимаются после премьер, но им не хватает « легкий популярный крючок» и редко возрождаются. [11]
Песенные циклы и «монодрамы».
[ редактировать ]Ардженто Вокальные циклы отличаются частым использованием драматического, необычного текста, чаще всего прозы, не имеющей сразу очевидных музыкальных возможностей. В его произведениях стирается грань между простыми группами песен и драматическими произведениями, которые он называет « монодрамами ». Его самый известный цикл песен — « Из дневника Вирджинии Вулф» , текст которого он собрал из одноименной книги. Написанный для Джанет Бейкер в 1974 году, он получил Пулитцеровскую премию в области музыки и часто исполняется.
Другие известные работы в том же духе включают «Письма композиторов» (1968), в которых в качестве текста используются письма, написанные Шопеном , Пуччини и другими; Casa Guidi (1983), в котором представлены письма, написанные Элизабет Барретт Браунинг ; и «Несколько слов о Чехове» (1996), адаптация писем Антона Чехова .
Другие циклы песен Ардженто весьма разнообразны:
- «Разговор с водоплавающими птицами » (1974–76) — одноактная монодрама по мотивам чеховского « О вредном влиянии табака » с изображениями и отрывками из Джона Джеймса Одюбона «Птиц Америки» ;
- Экспедиция Андре (1980) включает дневниковые записи, сделанные шведским воздухоплавателем Саломоном Андре, а также выдержки из личного дневника и писем его товарища Нильса Стриндберга во время их неудавшейся экспедиции из трех человек в 1897 году на Северный полюс на водородном шаре ; и
- «Мисс Маннерс в музыке» (1998) ставит на музыку вырезки из газет, написанные американским обозревателем советов 20-го века Джудит Мартин (также известной как «Мисс Маннерс»).
Один из немногих написанных Ардженто крупных песенных циклов, в тексте которых используются «традиционные» стихи, - это его популярные « Шесть елизаветинских песен» .Другие сольные вокальные произведения Ардженто включают:
- Songs About Spring (1950–55), текст Э. Э. Каммингса , для голоса и фортепиано.
- Ода западному ветру (1956), текст Перси Биши Шелли , для сопрано и оркестра
- To Be Sung on the Water (1972), текст Уильяма Вордсворта , для голоса, кларнета и фортепиано
- Бременские музыканты (1998), текст композитора, «детская забава» с рассказчиком и оркестром.
Основные хоровые произведения
[ редактировать ]» Ардженто В «Маске ангелов (1963) есть такие разделы, как «Глория» и «Святилище», которые часто отрываются и исполняются отдельно. Следующим его крупным хоровым произведением было «Откровение святого Иоанна Богослова» (1968), в котором отрывки из Книги Откровения взяты из Библии; он рассчитан на мужской хор, духовые и ряд ударных инструментов.
«Питер Айва за клавиром» (1979), постановка стихотворения Уоллеса Стивенса , была заказана Университетом штата Пенсильвания в честь трехсотлетия штата (и Стивенс, и Ардженто - уроженцы Пенсильвании). Для певцов Дейла Варланда Ардженто написал «Я ненавижу и люблю» (1981) на текст Катулла и «Уолден Понд» (1996), основанный на отрывках из Торо .
В 1987 году Ардженто сочинил массивное произведение Te Deum , в котором латинский текст сочетается со средневековой английской народной поэзией. «Токката Галуппи» (1989), 20-минутная постановка стихотворения Роберта Браунинга , является одним из многих произведений, вдохновленных временем, проведенным Ардженто во Флоренции. В 2008 году Гарвардский хоровой клуб премьеру его представил в Кембридже «Аполлона» , состоящего из нескольких частей текстов Гарвардом писателей XIX века, связанных с .
Другие хоровые произведения Ардженто включают:
- Нация первоцветов (1968), семь вещиц на бессмысленный текст Китса
- Tria Carmina Pasachalia (1970), пасхальная кантата для женского хора.
- Иона и Кит (1973), масштабная оратория на средневековые английские тексты.
- Spirituals и шведские хоралы (1994)
- Уолденский пруд: Ноктюрны и баркаролы (1997, хор SATB, 3 виолончели, арфа)
- «Возвращение к пляжу Дувр» (2003) — отсылка к стихотворению « Пляж Дувра », написанному викторианским Мэтью Арнольдом ; Произведение Ардженто было написано для Йельского хорового клуба.
- Четыре морских пейзажа (2004); слова Германа Мелвилла , Марка Твена , Генри Джеймса и Торнтона Уайлдера, положенные на музыку
- Многочисленные гимны для хора и органа, а также а капелла. мотеты
- Evensong: Of Love and Angels (2008, полный оркестр, хор SSAATTBB, два солиста-сопрано)
- Времена года (2014, хор САТБ а капелла )
Оркестровые произведения
[ редактировать ]Невокальная производительность Ардженто относительно невелика; здесь нет симфоний и всего один струнный квартет , написанный еще в студенческие годы. Он продюсировал множество оркестровых сюит на основе своих опер, в том числе «Гробница Эдгара По» (1985), адаптированную из «Путешествия Эдгара Аллана По» , и популярные «Танцы Валентино» (1994) из «Сна Валентино» . Он написал два балета, превратившиеся в оркестровые сюиты: «Воскресение Дон Жуана» (1956) и «Королевское приглашение (Посвящение королеве Тонги)» (1964). Его «Огненные вариации» 1982 года были номинированы на Кеннеди Центра премию Фридхайма в области музыки.
Другие оркестровые произведения включают:
- Дивертисмент (1954) для фортепиано и струнных
- Вариации для оркестра («Маска ночи») (1965)
- Браво Моцарт (1969), «воображаемая биография»
- Кольцо времени (1972) для оркестра и колоколов
- «Похвала музыке» (1977), сборник «песен» для оркестра.
- Каприччио «Россини в Париже» (1985), по сути, концерт для кларнета.
- Мечтательность (Размышления о мелодии гимна) (1997)
- Другие небольшие произведения для камерных групп инструментов.
Дискография
[ редактировать ]- In Praise of Music (1977), с Миннесотским оркестром под управлением Эйдзи Оуэ, Reference Recordings, 2002
- Casa Guidi (1983), с Фредерикой фон Штаде и Миннесотским оркестром под управлением Эйджи Оуэ, Reference Recordings, 2002
- Каприччио для кларнета и оркестра (1986) с Бертом Харой и Оркестром Миннесоты под управлением Эйджи Оуэ, Reference Recordings, 2002
- Доминик Ардженто: Три произведения ; Odyssey Opera of Boston , Studio Recording, выпущен в 2019 году - «Хам», «Свадебная ночь мисс Хэвишем», «Разговор о водоплавающих птицах», дирижер Гил Роуз
- Уолден-Понд (1997), The Dale Warland Singers, Gothic Records, 2003
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Доминик Ардженто - Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма» . www.gf.org . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Пейдж, Тим. «Доминик Ардженто, композитор, который был современным мастером оперы, умирает в 91 год» . Вашингтон Пост . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Сая, Вирджиния. «Доминик Ардженто», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (По состоянию на 15 декабря 2006 г.).
- ^ Jump up to: а б Уолесон, Хайди. «Введение в музыку Ардженто». Boosey & Hawkes онлайн (по состоянию на 15 декабря 2006 г.). Статья
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ардженто, Доминик. Каталог Резонне как мемуары. Миннеаполис: Университет М Пресс, 2004. ISBN 0-8166-4505-1 .
- ^ «Американская ассоциация хоровых руководителей» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 27 марта 2016 г. , Проверено в марте 2016 г.
- ^ «Доминик Ардженто: Романтик Миннесоты» , Общественное радио Миннесоты, 2002 г.
- ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов. 2: Сай - Зыб, Приложения (2-е изд., переработанное и дополненное изд.). Нью-Йорк: Книги и музыка. п. 605. ИСБН 978-0-9617485-1-7 .
- ^ Шрикель, Уильям (10 октября 2018 г.). «Записки программы хамов» . Столичный симфонический оркестр . МСО.
- ^ Брачная ночь мисс Хэвишем , Бузи и Хоукс
- ^ Миджетт, Энн . «В поисках следующей великой американской оперы» , The New York Times , 19 марта 2006 г. По состоянию на 8 апреля 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Радиобиография Ардженто
- Профиль , Бузи и Хоукс
- Уолден-Пруд в исполнении группы Dale Warland Singers
- Обзор на Уолден-Понд в 2015 году под управлением Дейла Уорланда выступления хорала Бетховенского фестиваля
- Интервью с Домиником Ардженто , 6 июня 1986 г.
- Ноты исполнения "Хама" со Столичным симфоническим оркестром в 2017 году.
- 1927 рождений
- смертей в 2019 году
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Американские композиторы-классики
- Выпускники музыкальной школы Истмана
- Обладатели медали Джорджа Пибоди
- Лауреаты премии Грэмми
- Американцы итальянского происхождения
- Американские оперные композиторы
- Американские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Йорка, Пенсильвания.
- Пулитцеровская премия для победителей в области музыки
- Выпускники Института Пибоди
- Факультет Университета Миннесоты
- Ученики Бернарда Роджерса
- Ученики Говарда Хэнсона
- Американские композиторы XXI века
- Ученики Луиджи Даллапикколы
- Американские композиторы 20-го века
- Классические музыканты из Пенсильвании
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Члены Американской академии искусств и литературы