Jump to content

Доминик Ардженто

Доминик Ардженто
Серебро в апреле 2016 г.
Рожденный ( 1927-10-27 ) 27 октября 1927 г.
Умер 20 февраля 2019 г. ) ( 20.02.2019 ) ( 91 год
Миннеаполис , Миннесота
Альма-матер Музыкальная школа Истмана
Род занятий Композитор, профессор
Заметная работа Открытка из Марокко
Огонь мисс Хэвишем
Документы Асперна
Из дневника Вирджинии Вульф
Награды Стипендия Гуггенхайма [1] (1957, 1964), Пулитцеровская премия в области музыки (1975).

Доминик Ардженто (27 октября 1927 г. - 20 февраля 2019 г.) [2] американский композитор, известный своей лирической оперной и хоровой музыкой . Среди его самых известных произведений — оперы « Открытка из Марокко» , «Огонь мисс Хэвишем» , «Маска ангелов » и «Записки Асперна» . Он также известен благодаря песенным циклам «Шесть елизаветинских песен» и «Из дневника Вирджинии Вульф» ; последний принес ему Пулитцеровскую премию в области музыки в 1975 году. В преимущественно тональном контексте его музыка свободно сочетает в себе тональность , атональность и лирическое использование двенадцатитонового письма. Ни одна музыка Ардженто не приближается к экспериментальной, строгой авангардной моде эпохи после Второй мировой войны. [3]

Будучи студентом 1950-х годов, Ардженто делил свое время между Соединенными Штатами и Италией, и на его музыку большое влияние оказали как его инструкторы в Соединенных Штатах, так и его личная привязанность к Италии, особенно к городу Флоренции . Многие произведения Ардженто были написаны во Флоренции, где он проводил часть года. [4] Он был профессором Миннесотского университета в Миннеаполисе . Он часто отмечал, что жители этого города чрезвычайно поддерживают его работу, и думал, что его музыкальное развитие было бы затруднено, если бы он остался в напряженном мире музыки Восточного побережья. [4] [5] Он был одним из основателей Центра оперной труппы (ныне Опера Миннесоты ). Журнал Newsweek однажды назвал города-побратимы «городом Ардженто». [5]

Ардженто написал четырнадцать опер, а также крупные песенные циклы, оркестровые произведения и множество хоровых пьес для малых и больших коллективов. Многие из них были заказаны и представлены артистами из Миннесоты. Он называл свою жену, сопрано Кэролайн Бэйли, своей музой , и она часто исполняла его произведения. Бэйли умер 2 февраля 2006 года.

В 2009 году Ардженто был награжден Комиссией Брока Американской ассоциации хоровых директоров. [6]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Сын сицилийских иммигрантов, Ардженто родился и вырос в Йорке, штат Пенсильвания . [2] Уроки музыки в начальной школе он считал «пятидесятиминутными занятиями мучительной скуки». [5] После окончания средней школы он был призван в армию и какое-то время работал криптографом . После войны и используя финансирование Закона о военнослужащих , он начал изучать игру на фортепиано в консерватории Пибоди в Балтиморе . [3] Он быстро решил перейти к композиции.

Он получил степени бакалавра (1951) и магистра (1953) в Пибоди, где его учителями были Николас Набоков , Генри Коуэлл и Хьюго Вейсгалл . Находясь там, он некоторое время был музыкальным руководителем Hilltop Musical Company, которую Вейсгалл основал как своего рода ответ на Бенджамина Бриттена фестиваль в Олдебурге — месте, где местные композиторы (особенно Вейсгалл) представляли свои новые произведения. Ардженто приобрел широкий опыт работы в мире новой оперы. [3] Режиссером-постановщиком «Хиллтопа» был писатель Джон Олон-Скримджер , с которым Ардженто позже сотрудничал во многих операх. В этот период он также провел год во Флоренции по стипендии американо-итальянской комиссии Фулбрайта . Он назвал этот опыт «изменяющим жизнь»; находясь там, он некоторое время учился у Луиджи Даллапикколы .

Ардженто продолжил обучение в аспирантуре и получил докторскую степень. из музыкальной школы Истмана , где он учился у Алана Ховханесса , Бернарда Роджерса и Говарда Хэнсона . [7] После получения этой степени он получил стипендию Гуггенхайма для обучения/работы еще один год во Флоренции. Он установил традицию проводить в этом городе долгое время.

Миннесотские годы

[ редактировать ]

Ардженто переехал в Миннеаполис в 1958 году со своей новой женой, сопрано Кэролайн Бэйли, чтобы начать преподавать теорию и композицию в Университете Миннесоты . Среди его учеников были композиторы Филип Брюнель , Джулиана Холл , Либби Ларсен , Стивен Паулюс и Марджори Руш . [8] В течение нескольких лет он получил заказы практически от каждой крупной исполнительской группы. Он отметил, что это постоянное чувство сильного общественного интереса к его работе позволило ему чувствовать себя в Миннесоте как дома, хотя поначалу он сопротивлялся переезду туда. В течение нескольких лет он надеялся найти работу на родном Восточном побережье. [5]

Ардженто стал участвовать в написании музыки для постановок тогда еще нового Театра Гатри . В 1963 году он и Скримджер основали Центр оперной труппы, которая позже стала Миннесотской оперой , и располагалась в резиденции Гатри. По этому случаю Ардженто написал короткую оперу «Маска ангелов» в качестве первой комиссии по исполнительским искусствам Центра искусств Уокера . Это произведение - с его сложным гармоническим языком и акцентом на обширное хоровое письмо, которое является прообразом его более поздней роли как выдающегося хорового композитора, - прочно утвердило его местную известность, а также обеспечило роль его жене.

К 1971 году, когда его смелая сюрреалистическая опера «Открытка из Марокко» открылась в Центре оперы, национальная репутация Ардженто была прочной, отчасти благодаря восторженной рецензии главного музыкального критика « Нью-Йорк Таймс» . [5] В конечном итоге он получил заказы от Нью-Йоркской городской оперы , недавно созданной Миннесотской оперы, Вашингтонской оперы , симфонических оркестров Балтимора и Сент-Луиса и других. Ардженто также установил тесные профессиональные отношения с несколькими выдающимися певцами, в частности с Фредерикой фон Штаде , Джанет Бейкер и Хоканом Хагегордом , адаптируя некоторые из своих самых известных песенных циклов к их талантам.

Хоровая известность и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В середине 1970-х Ардженто начал писать хоровые произведения для хора Плимутской конгрегационалистской церкви в Миннеаполисе, которым руководил его друг Филип Брунель . [5] Партнерство с Брюнель было особенно плодотворным: он получил заказы и премьеры в Плимутской церкви и в Опере Миннесоты, где Брюнель был музыкальным руководителем. В этот период Ардженто написал «Иона и кит» (1973) по заказу Плимутской конгрегационалистской церкви и епископального собора Св. Марка. Он начал получать более крупные заказы на хоровые произведения, в конечном итоге сочиняя основные произведения для певцов Дейла Уорленда , Филармонического оркестра Буффало и Буффало Schola Cantorum, а также хоровых клубов Гарварда и Йеля .

Запись Фредерики фон Штаде и Миннесотского оркестра его песенного цикла Casa Guidi выиграла премию Грэмми 2004 года за лучшую современную классическую композицию. Книга Ардженто «Каталог Резонне как мемуары» , автобиографическое обсуждение его произведений, была опубликована в 2004 году.

Ардженто ушел с преподавания, но до своей смерти сохранил звание почетного профессора Университета Миннесоты. Он жил в Миннеаполисе. Мировая премьера « Вечерней песни: О любви и ангелах» была представлена ​​Соборным хоровым обществом в марте 2008 года в Вашингтонском национальном соборе . Произведение было написано в память о его покойной жене и в честь столетия Вашингтонского национального собора. состоялась премьера хорового цикла «Времена года» на тексты друга Пэта Солстада В июле 2014 года на хоральном фестивале Бетховена в Вайноне, штат Миннесота, под руководством давнего друга Дейла Уорланда .

Ардженто умер в своем доме в Миннеаполисе в 2019 году. [2]

Работает

[ редактировать ]
Ардженто на репетиции своей оперы «Хам» в 2017 году.

Оперное творчество Ардженто эклектично и обширно. Он снял две ранние оперы, написанные еще в студенческие годы, — «Сицилийские липы» и «Полковник Джонатан Святой» . «Хам» , написанный в 1957 году в рамках докторской диссертации. произведение было опубликовано Boosey & Hawkes и исполнено в 2017 году. [9] Он сотрудничал с Джоном Олоном-Скримджером над рядом работ, включая «Маску ангелов» ; Кристофер Слай (1962), основанный на эпизоде ​​из «Укрощения строптивой» ; и «Праздник сапожника » (1967) « балладная опера » по пьесе Томаса Деккера .

После успеха «Открытки из Марокко» в 1971 году на либретто Джона Донахью он получил гораздо более крупные заказы. Университет Миннесоты и Опера Миннесоты вместе заказали «Путешествие Эдгара Аллана По» в 1975–76 годах на либретто Чарльза Нолти . В результате этой работы, получившей бурные восторженные отзывы, [5] Нью -Йоркская опера заказала его. Он сочинил «Огонь мисс Хэвишем» (1977) на либретто Скримджера. Первоначально он не был хорошо принят, и Ардженто переделал его в одноактную монодраму « Брачная ночь мисс Хэвишем» , премьера которой состоялась в Миннесотской опере 1 мая 1981 года в Театре Тайрона Гатри в Миннеаполисе под управлением Филипа Брюнеля. [10] Он переработал «Огонь мисс Хэвишем» в 1995 году, и с тех пор он был успешно возрожден и исполнен.

В 1984 году Миннесотская опера заказала «Возвращение домой» Казановы на текст композитора; он был хорошо принят в Нью-Йоркской городской опере. По настоянию Беверли Силлс , тогдашнего музыкального руководителя труппы, опера стала первой в Нью-Йорке, исполненной на английском языке с английскими субтитрами . Она хотела добиться того, чтобы зрители поняли все шутки. [5] Опера получила в 1986 году премию Национального института музыкального театра.

Затем Ардженто написал «Записки Асперна» (1987) в качестве средства для Фредерики фон Штаде со своим собственным либретто, адаптированным из 1888 года новеллы Генри Джеймса . Его следующей оперой и, возможно, самой крупной работой на сегодняшний день была «Сон Валентино» , премьера которой состоялась в Центре Кеннеди в 1993 году. Критик Энн Миджетт из «Нью-Йорк Таймс» отметила, что оперы Ардженто, как правило, очень хорошо принимаются после премьер, но им не хватает « легкий популярный крючок» и редко возрождаются. [11]

Песенные циклы и «монодрамы».

[ редактировать ]

Ардженто Вокальные циклы отличаются частым использованием драматического, необычного текста, чаще всего прозы, не имеющей сразу очевидных музыкальных возможностей. В его произведениях стирается грань между простыми группами песен и драматическими произведениями, которые он называет « монодрамами ». Его самый известный цикл песен — « Из дневника Вирджинии Вулф» , текст которого он собрал из одноименной книги. Написанный для Джанет Бейкер в 1974 году, он получил Пулитцеровскую премию в области музыки и часто исполняется.

Другие известные работы в том же духе включают «Письма композиторов» (1968), в которых в качестве текста используются письма, написанные Шопеном , Пуччини и другими; Casa Guidi (1983), в котором представлены письма, написанные Элизабет Барретт Браунинг ; и «Несколько слов о Чехове» (1996), адаптация писем Антона Чехова .

Другие циклы песен Ардженто весьма разнообразны:

  • «Разговор с водоплавающими птицами » (1974–76) — одноактная монодрама по мотивам чеховского « О вредном влиянии табака » с изображениями и отрывками из Джона Джеймса Одюбона «Птиц Америки» ;
  • Экспедиция Андре (1980) включает дневниковые записи, сделанные шведским воздухоплавателем Саломоном Андре, а также выдержки из личного дневника и писем его товарища Нильса Стриндберга во время их неудавшейся экспедиции из трех человек в 1897 году на Северный полюс на водородном шаре ; и
  • «Мисс Маннерс в музыке» (1998) ставит на музыку вырезки из газет, написанные американским обозревателем советов 20-го века Джудит Мартин (также известной как «Мисс Маннерс»).

Один из немногих написанных Ардженто крупных песенных циклов, в тексте которых используются «традиционные» стихи, - это его популярные « Шесть елизаветинских песен» .Другие сольные вокальные произведения Ардженто включают:

  • Songs About Spring (1950–55), текст Э. Э. Каммингса , для голоса и фортепиано.
  • Ода западному ветру (1956), текст Перси Биши Шелли , для сопрано и оркестра
  • To Be Sung on the Water (1972), текст Уильяма Вордсворта , для голоса, кларнета и фортепиано
  • Бременские музыканты (1998), текст композитора, «детская забава» с рассказчиком и оркестром.

Основные хоровые произведения

[ редактировать ]

» Ардженто В «Маске ангелов (1963) есть такие разделы, как «Глория» и «Святилище», которые часто отрываются и исполняются отдельно. Следующим его крупным хоровым произведением было «Откровение святого Иоанна Богослова» (1968), в котором отрывки из Книги Откровения взяты из Библии; он рассчитан на мужской хор, духовые и ряд ударных инструментов.

«Питер Айва за клавиром» (1979), постановка стихотворения Уоллеса Стивенса , была заказана Университетом штата Пенсильвания в честь трехсотлетия штата (и Стивенс, и Ардженто - уроженцы Пенсильвании). Для певцов Дейла Варланда Ардженто написал «Я ненавижу и люблю» (1981) на текст Катулла и «Уолден Понд» (1996), основанный на отрывках из Торо .

В 1987 году Ардженто сочинил массивное произведение Te Deum , в котором латинский текст сочетается со средневековой английской народной поэзией. «Токката Галуппи» (1989), 20-минутная постановка стихотворения Роберта Браунинга , является одним из многих произведений, вдохновленных временем, проведенным Ардженто во Флоренции. В 2008 году Гарвардский хоровой клуб премьеру его представил в Кембридже «Аполлона» , состоящего из нескольких частей текстов Гарвардом писателей XIX века, связанных с .

Другие хоровые произведения Ардженто включают:

Оркестровые произведения

[ редактировать ]

Невокальная производительность Ардженто относительно невелика; здесь нет симфоний и всего один струнный квартет , написанный еще в студенческие годы. Он продюсировал множество оркестровых сюит на основе своих опер, в том числе «Гробница Эдгара По» (1985), адаптированную из «Путешествия Эдгара Аллана По» , и популярные «Танцы Валентино» (1994) из «Сна Валентино» . Он написал два балета, превратившиеся в оркестровые сюиты: «Воскресение Дон Жуана» (1956) и «Королевское приглашение (Посвящение королеве Тонги)» (1964). Его «Огненные вариации» 1982 года были номинированы на Кеннеди Центра премию Фридхайма в области музыки.

Другие оркестровые произведения включают:

  • Дивертисмент (1954) для фортепиано и струнных
  • Вариации для оркестра («Маска ночи») (1965)
  • Браво Моцарт (1969), «воображаемая биография»
  • Кольцо времени (1972) для оркестра и колоколов
  • «Похвала музыке» (1977), сборник «песен» для оркестра.
  • Каприччио «Россини в Париже» (1985), по сути, концерт для кларнета.
  • Мечтательность (Размышления о мелодии гимна) (1997)
  • Другие небольшие произведения для камерных групп инструментов.

Дискография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Доминик Ардженто - Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма» . www.gf.org . Проверено 17 июня 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Пейдж, Тим. «Доминик Ардженто, композитор, который был современным мастером оперы, умирает в 91 год» . Вашингтон Пост . Проверено 21 апреля 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Сая, Вирджиния. «Доминик Ардженто», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. (По состоянию на 15 декабря 2006 г.).
  4. ^ Jump up to: а б Уолесон, Хайди. «Введение в музыку Ардженто». Boosey & Hawkes онлайн (по состоянию на 15 декабря 2006 г.). Статья
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ардженто, Доминик. Каталог Резонне как мемуары. Миннеаполис: Университет М Пресс, 2004. ISBN   0-8166-4505-1 .
  6. ^ «Американская ассоциация хоровых руководителей» . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 27 марта 2016 г. , Проверено в марте 2016 г.
  7. ^ «Доминик Ардженто: Романтик Миннесоты» , Общественное радио Миннесоты, 2002 г.
  8. ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов. 2: Сай - Зыб, Приложения (2-е изд., переработанное и дополненное изд.). Нью-Йорк: Книги и музыка. п. 605. ИСБН  978-0-9617485-1-7 .
  9. ^ Шрикель, Уильям (10 октября 2018 г.). «Записки программы хамов» . Столичный симфонический оркестр . МСО.
  10. ^ Брачная ночь мисс Хэвишем , Бузи и Хоукс
  11. ^ Миджетт, Энн . «В поисках следующей великой американской оперы» , The New York Times , 19 марта 2006 г. По состоянию на 8 апреля 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a27f85aaf43ecc6b58fe2e07e706ee77__1718620080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/77/a27f85aaf43ecc6b58fe2e07e706ee77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dominick Argento - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)