Jump to content

Луиджи Даллапиккола

Луиджи Даллапиккола.

Луиджи Даллапиккола (3 февраля 1904 — 19 февраля 1975) — итальянский композитор, известный своими лирическими двенадцатитоновыми композициями.

Биография

[ редактировать ]

Даллапиккола родился в Писино-д'Истрия (в то время часть Австро-Венгрии , нынешний Пазин , Хорватия ) в семье итальянцев.

В отличие от многих композиторов, родившихся в очень музыкальной среде, его ранняя музыкальная карьера была в лучшем случае нерегулярной. Политические споры по поводу места его рождения в Истрии , которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, привели к нестабильности и частым переездам. Его отец был директором школы с итальянским языком обучения – единственной в городе – которая была закрыта в начале Первой мировой войны . Семья, считавшаяся политически подрывной, была помещена в Грац , Австрия, где у начинающего композитора даже не было доступа к фортепиано, хотя он и посещал выступления в местном оперном театре, что укрепило его желание сделать композицию своей карьерой. . Вернувшись после войны в свой родной город Пизино, он часто путешествовал.

Даллапиккола получил степень по игре на фортепиано во Флорентийской консерватории (ныне известной как Консерватория Луиджи Керубини) в 1920-х годах. Он также изучал композицию у Вито Фрацци .В 1931 году он стал профессором консерватории; [1] до выхода на пенсию в 1967 году он провел там свою карьеру, давая уроки игры на фортепиано в качестве второстепенного инструмента, заменив своего учителя Эрнесто Консоло , поскольку болезнь пожилого человека помешала ему продолжить работу. Среди учеников Даллапикколы — Авраам Залман Уокер , Лучано Берио , Бернард Рэндс , Дональд Мартино , Халим Эль-Дабх , Джулия Перри , Эрнесто Рубин де Сервин , Арлин Залман , Роланд Троган , Ноэль Да Коста и Раймонд Уилдинг-Уайт . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от C до F # Луиджи Даллапиккола .

Ранний опыт Даллапикколы при фашистском режиме Бенито Муссолини , правившего Италией с октября 1922 по июль 1943 года, повлиял на его мировоззрение и деятельность на всю оставшуюся жизнь. Когда-то он поддерживал Муссолини, веря пропаганде, и только в 1930-х годах он стал страстно отстаивать свои политические взгляды в знак протеста против абиссинской кампании и участия Италии в гражданской войне в Испании . Симпатия Муссолини к взглядам Адольфа Гитлера на расовую принадлежность, которые угрожали еврейской жене Даллапикколы Лауре Луццатто , только ужесточила его позицию. Canti di prigionia и Il prigioniero являются отражением этой страстной заботы; первое было его первой настоящей протестной работой. [1]

Во время Второй мировой войны он находился в опасном положении, выступая против нацистов ; хотя он пытался продолжать свою карьеру как обычно, и делал это в ограниченной степени. Дважды ему приходилось скрываться на несколько месяцев. Даллапиккола продолжил гастроли в качестве сольного исполнителя – но только в странах, не оккупированных нацистами. [1]

Мемориальная доска на Виа Романа во Флоренции в бывшем доме Даллапикколы.

Хотя его сочинения стали известны публике только после войны (его известность принесла его опера «Прижоньеро »), именно тогда его жизнь стала относительно спокойной. Он часто ездил в Соединенные Штаты, в том числе выступал в Тэнглвуде летом 1951 и 1952 годов, а также несколько семестров преподавал курсы композиции в Куинс-колледже в Нью-Йорке, начиная с 1956 года. Он был востребованным лектором во всей Западной Европе и во всем мире. Америки. 1968 года Опера Даллапикколы «Улиссе» станет пиком его карьеры, после чего его композиционная деятельность стала скудной; его последние годы в основном были посвящены написанию эссе, а не музыки.

После 1972 года у него не было готовых сочинений из-за слабого здоровья, и он умер во Флоренции в 1975 году от отека легких. Однако существует очень мало эскизов и фрагментов работ этого периода, в том числе вокальное произведение, оставшееся незавершенным всего за несколько часов до его смерти.

Именно музыка Рихарда Вагнера вдохновила Даллапикколу начать всерьез сочинять музыку, а музыка Клода Дебюсси заставила его остановиться: прослушивание «Летучего голландца» во время ссылки в Австрию убедило молодого человека, что композиция — его призвание, но после первого прослушивания Дебюсси в 1921 году, в возрасте 17 лет, он прекратил сочинять музыку на три года, чтобы дать этому важному влиянию время усвоиться. Неоклассические произведения Ферруччо Бузони займут видное место в его более поздних работах, но наибольшее влияние на него оказали идеи Второго Венская школа , с которой он столкнулся в 1930-х годах, особенно Альбан Берг и Антон Веберн . Произведения Даллапикколы 1920-х годов (периода его приверженности фашизму) изъяты с указанием никогда не исполняться, хотя они все еще существуют под контролируемым доступом для изучения.

В его работах широко используется сериализм , развитый и принятый его кумирами; Фактически, он был первым итальянцем, написавшим этот метод, и основным его сторонником в Италии, и он разработал сериалистические методы, позволяющие создать более лирический, тональный стиль. На протяжении 1930-х годов его стиль развивался от диатонического стиля с всплесками хроматизма к сознательно сериалистическому мировоззрению. Он перешел от использования двенадцатитоновых рядов для мелодического материала к полностью последовательному структурированию своих произведений. С принятием сериализма он никогда не терял чувства мелодических линий, которые, как утверждали многие критики Второй венской школы, отсутствуют в современной додекафонической музыке. Разочарование в режиме Муссолини повлияло на изменение его стиля: после абиссинской кампании он заявил, что его произведения больше никогда не будут такими легкими и беззаботными, как раньше. Хотя есть и более поздние исключения, в частности Концерт Пикколо Мюриэль Кувре , в основном это так.

Liriche Greche (1942–45), для сольного голоса с инструментами, станет его первым произведением, полностью написанным в этом двенадцатитоновом стиле и написанным одновременно с его последним оригинальным чисто диатоническим произведением - балетом «Марсия» (1943). Следующее десятилетие продемонстрировало усовершенствование его техники и растущее влияние работ Веберна. После этого, начиная с 1950-х годов, его творчество будет характеризоваться изысканным, созерцательным стилем, в отличие от более грубых и страстных работ его юности. Большую часть его произведений составляют песни для сольного голоса и инструментального сопровождения. Его работа с инструментами отличается импрессионистической чувственностью и мягкими текстурами, тяжелыми нотами деревянных духовых и струнных инструментов (особенно инструментов среднего диапазона, таких как кларнет и альт).

Политически окрашенная Canti di prigionia для хора и ансамбля стала началом свободного триптиха на очень личные темы тюремного заключения и несправедливости; одноактная опера Il prigioniero и кантата Canti di Liberazione завершили трилогию. Из них «Прижоньеро» самым известным произведением Даллапикколы стала (1944–48). В нем рассказывается пугающая история политического заключенного, которому тюремщик, явно жестом братства, позволяет ему сбежать из камеры. Однако в момент освобождения он обнаруживает, что стал жертвой жестокого розыгрыша, когда бежит прямо в объятия Великого Инквизитора, который с улыбкой ведет его к костру, на котором его должны сжечь заживо. Пессимистический взгляд оперы отражает полное разочарование Даллапикколы в фашизме (который он наивно поддерживал, когда Муссолини впервые пришел к власти), а содержащаяся в ней музыка одновременно прекрасно реализована и в высшей степени тревожна.

Его последняя опера «Улиссе» с собственным либретто по мотивам «Одиссеи » стала кульминацией работы всей его жизни. Он создавался в течение восьми лет, включая и развивая темы из его более ранних работ, и был его последней крупномасштабной композицией.

Список работ

[ редактировать ]
  • Партита (1930–32), оркестр.
  • Estate (1932), мужской хор
  • Дивертисмент в упражнениях кватро (1934), сопрано, флейта, гобой, кларнет, альт, виолончель.
  • Музыка для трех фортепиано (Гимны) (1935), три фортепиано
  • Sei cori di Michelangelo Buonarroti il ​​Giovane (1932–36), 1-я серия: смешанные голоса без сопровождения; 2-я серия: два сопрано и два альта и 17 инструментов; 3-я серия: смешанные голоса и оркестр.
  • Тре Лауди (1936–37), голос и 13 инструментов.
  • Ночной полет (1938), одноактная опера
  • Тюремные песни (1938–41), для хора, двух фортепиано, 2 арф и ударных (а: Молитва Марии Стюарт ; б: Призыв Боэция ; в: Увольнение Джироламо Савонаролы )
  • Небольшой концерт для Мюриэль Кувре (1939–41), фортепиано и камерного оркестра.
  • Этюд на тему Каприччио н. 14 Никколо Паганини (1942), фортепиано
  • Марсий (1942–43), балет.
  • Симфонические фрагменты из балета «Марсий» (1942–43), оркестр.
  • Liriche greche (1942–45), из: Cinque frammenti di Saffo , для голоса и камерного оркестра; б: Due liriche di Anacreonte , для певца, кларнета-пикколо, кларнета, альта и фортепиано; c: Six Carmina Alcaeus , для певческого голоса, с сопровождающей музыкой.
  • «Узник» (1944–48), опера.
  • Чакона, Интермеццо и Адажио (1945), для виолончели соло
  • Каноническая соната ми-бемоль мажор на тему каприччи Никколо Паганини, для фортепиано (1946), для фортепиано
  • Ренсесваль (1946), баритон и фортепиано
  • Два этюда (1946–47), скрипка и фортепиано.
  • Две пьесы (1947), оркестр (версия Двух этюдов)
  • Четыре стихотворения Антонио Мачадо (1948), сопрано и фортепиано.
  • Три эпизода из балета «Марсий» (1949), фортепиано.
  • Tre Poomi (1949), голос и камерный оркестр
  • Иов (1950), детективная пьеса
  • Тартиниана (1951), скрипка с оркестром
  • Музыкальная тетрадь Анналиберы (1952), фортепиано соло, с мотивом БАХА.
  • Гете-Лидер (1953), для меццо-сопрано, кларнета-пикколо, кларнета и бас-кларнета
  • Вариации (1954), оркестр (версия Quaderno musica di Annalibera )
  • Маленькая ночная музыка (1954), оркестр
  • Canti di libera (1951–55), для смешанного хора и оркестра.
  • Матильда (1955), кантата для сопрано с оркестром
  • Тартиниана секунда (1955–56), скрипка и фортепиано или скрипка и камерный оркестр.
  • Cinque canti (1956), баритон и 8 инструментов
  • Концерт в сочельник 1956 года (1957), камерный оркестр и сопрано.
  • Реквиескант (1957–58), хор и оркестр.
  • Диалоги (1960), виолончель с оркестром
  • Маленькая ночная музыка (1960–61), камерный ансамбль.
  • Три вопроса с двумя ответами (1962), оркестр
  • Прегьер (1962), баритон и камерный оркестр
  • Parole di San Paolo (1964), голос и инструменты
  • Четыре слова Антонио Мачадо (1964), версия для сопрано и камерного оркестра
  • Улиссе (1960–68), опера в прологе и двух действиях.
  • Sicut umbra... (1970), меццо-сопрано и 12 инструментов
  • Время разрушать / Время строить (1971), припев
  • Улисс. Сюита из оперы/А (1971), сопрано, бас-баритон, оркестр
  • Улисс. Сюита из оперы/B (1971), 3 сопрано, меццо-сопрано/альт, тенор, бас-баритон, хор и оркестр
  • Прощание (1972), сопрано и ансамбль

Сочинения Даллапикколы

[ редактировать ]
  • Примечания. Встречаться. Медитации. , Издания Сувини Зербони, 1970 г.
  • Даллапиккола об опере , Избранные сочинения Луиджи Даллапикколы, Том 1, Toccata Press (1987)

Сочинения на английском языке о Даллапикколе

[ редактировать ]
  • Раймонд Ферн, Музыка Луиджи Даллапикколы . Нью-Йорк, Рочестер, 2003 г.
  • Эдвард Уилкинсон, «Интерпретация сериализма в творчестве Луиджи Даллапикколы». Докторская диссертация, Ройал Холлоуэй, 1982 г.
  • Бен Эрл, «Музыкальный модернизм в фашистской Италии: Даллапиккола в тридцатые годы», докторская диссертация, Кембридж, 2001 г.
  • Ланца, Андреа (2008). «Очерк итальянской инструментальной музыки ХХ века». Сонус. Журнал исследований глобальных музыкальных возможностей . 29/1 : 1–21. ISSN   0739-229X .
  1. ^ Jump up to: а б с «Луиджи Даллапиккола — CompositionToday.com» . www.compositiontoday.com . Проверено 23 апреля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кеннеди, Стивен А.: «О случайном взгляде на созвездия:« Sicut umbra » Луиджи Даллапикколы». Магистерская диссертация, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, 1990 г.
  • Селлорс, Энтони: «Луиджи Даллапиккола», « Улисс» , « Узник ». Grove Music Online (OperaBase).
  • Уотерхаус, Джон К.Г.: «Луиджи Даллапиккола». Гроув Музыка онлайн.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0beb47eea27660548f98aeffbf401d23__1712803620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/23/0beb47eea27660548f98aeffbf401d23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Luigi Dallapiccola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)