Луиджи Даллапиккола
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2023 г. ) |

Луиджи Даллапиккола (3 февраля 1904 — 19 февраля 1975) — итальянский композитор, известный своими лирическими двенадцатитоновыми композициями.
Биография
[ редактировать ]Даллапиккола родился в Писино-д'Истрия (в то время часть Австро-Венгрии , нынешний Пазин , Хорватия ) в семье итальянцев.
В отличие от многих композиторов, родившихся в очень музыкальной среде, его ранняя музыкальная карьера была в лучшем случае нерегулярной. Политические споры по поводу места его рождения в Истрии , которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, привели к нестабильности и частым переездам. Его отец был директором школы с итальянским языком обучения – единственной в городе – которая была закрыта в начале Первой мировой войны . Семья, считавшаяся политически подрывной, была помещена в Грац , Австрия, где у начинающего композитора даже не было доступа к фортепиано, хотя он и посещал выступления в местном оперном театре, что укрепило его желание сделать композицию своей карьерой. . Вернувшись после войны в свой родной город Пизино, он часто путешествовал.
Даллапиккола получил степень по игре на фортепиано во Флорентийской консерватории (ныне известной как Консерватория Луиджи Керубини) в 1920-х годах. Он также изучал композицию у Вито Фрацци .В 1931 году он стал профессором консерватории; [1] до выхода на пенсию в 1967 году он провел там свою карьеру, давая уроки игры на фортепиано в качестве второстепенного инструмента, заменив своего учителя Эрнесто Консоло , поскольку болезнь пожилого человека помешала ему продолжить работу. Среди учеников Даллапикколы — Авраам Залман Уокер , Лучано Берио , Бернард Рэндс , Дональд Мартино , Халим Эль-Дабх , Джулия Перри , Эрнесто Рубин де Сервин , Арлин Залман , Роланд Троган , Ноэль Да Коста и Раймонд Уилдинг-Уайт . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от C до F # Луиджи Даллапиккола .
Ранний опыт Даллапикколы при фашистском режиме Бенито Муссолини , правившего Италией с октября 1922 по июль 1943 года, повлиял на его мировоззрение и деятельность на всю оставшуюся жизнь. Когда-то он поддерживал Муссолини, веря пропаганде, и только в 1930-х годах он стал страстно отстаивать свои политические взгляды в знак протеста против абиссинской кампании и участия Италии в гражданской войне в Испании . Симпатия Муссолини к взглядам Адольфа Гитлера на расовую принадлежность, которые угрожали еврейской жене Даллапикколы Лауре Луццатто , только ужесточила его позицию. Canti di prigionia и Il prigioniero являются отражением этой страстной заботы; первое было его первой настоящей протестной работой. [1]
Во время Второй мировой войны он находился в опасном положении, выступая против нацистов ; хотя он пытался продолжать свою карьеру как обычно, и делал это в ограниченной степени. Дважды ему приходилось скрываться на несколько месяцев. Даллапиккола продолжил гастроли в качестве сольного исполнителя – но только в странах, не оккупированных нацистами. [1]
Хотя его сочинения стали известны публике только после войны (его известность принесла его опера «Прижоньеро »), именно тогда его жизнь стала относительно спокойной. Он часто ездил в Соединенные Штаты, в том числе выступал в Тэнглвуде летом 1951 и 1952 годов, а также несколько семестров преподавал курсы композиции в Куинс-колледже в Нью-Йорке, начиная с 1956 года. Он был востребованным лектором во всей Западной Европе и во всем мире. Америки. 1968 года Опера Даллапикколы «Улиссе» станет пиком его карьеры, после чего его композиционная деятельность стала скудной; его последние годы в основном были посвящены написанию эссе, а не музыки.
После 1972 года у него не было готовых сочинений из-за слабого здоровья, и он умер во Флоренции в 1975 году от отека легких. Однако существует очень мало эскизов и фрагментов работ этого периода, в том числе вокальное произведение, оставшееся незавершенным всего за несколько часов до его смерти.
Музыка
[ редактировать ]Именно музыка Рихарда Вагнера вдохновила Даллапикколу начать всерьез сочинять музыку, а музыка Клода Дебюсси заставила его остановиться: прослушивание «Летучего голландца» во время ссылки в Австрию убедило молодого человека, что композиция — его призвание, но после первого прослушивания Дебюсси в 1921 году, в возрасте 17 лет, он прекратил сочинять музыку на три года, чтобы дать этому важному влиянию время усвоиться. Неоклассические произведения Ферруччо Бузони займут видное место в его более поздних работах, но наибольшее влияние на него оказали идеи Второго Венская школа , с которой он столкнулся в 1930-х годах, особенно Альбан Берг и Антон Веберн . Произведения Даллапикколы 1920-х годов (периода его приверженности фашизму) изъяты с указанием никогда не исполняться, хотя они все еще существуют под контролируемым доступом для изучения.
В его работах широко используется сериализм , развитый и принятый его кумирами; Фактически, он был первым итальянцем, написавшим этот метод, и основным его сторонником в Италии, и он разработал сериалистические методы, позволяющие создать более лирический, тональный стиль. На протяжении 1930-х годов его стиль развивался от диатонического стиля с всплесками хроматизма к сознательно сериалистическому мировоззрению. Он перешел от использования двенадцатитоновых рядов для мелодического материала к полностью последовательному структурированию своих произведений. С принятием сериализма он никогда не терял чувства мелодических линий, которые, как утверждали многие критики Второй венской школы, отсутствуют в современной додекафонической музыке. Разочарование в режиме Муссолини повлияло на изменение его стиля: после абиссинской кампании он заявил, что его произведения больше никогда не будут такими легкими и беззаботными, как раньше. Хотя есть и более поздние исключения, в частности Концерт Пикколо Мюриэль Кувре , в основном это так.
Liriche Greche (1942–45), для сольного голоса с инструментами, станет его первым произведением, полностью написанным в этом двенадцатитоновом стиле и написанным одновременно с его последним оригинальным чисто диатоническим произведением - балетом «Марсия» (1943). Следующее десятилетие продемонстрировало усовершенствование его техники и растущее влияние работ Веберна. После этого, начиная с 1950-х годов, его творчество будет характеризоваться изысканным, созерцательным стилем, в отличие от более грубых и страстных работ его юности. Большую часть его произведений составляют песни для сольного голоса и инструментального сопровождения. Его работа с инструментами отличается импрессионистической чувственностью и мягкими текстурами, тяжелыми нотами деревянных духовых и струнных инструментов (особенно инструментов среднего диапазона, таких как кларнет и альт).
Политически окрашенная Canti di prigionia для хора и ансамбля стала началом свободного триптиха на очень личные темы тюремного заключения и несправедливости; одноактная опера Il prigioniero и кантата Canti di Liberazione завершили трилогию. Из них «Прижоньеро» самым известным произведением Даллапикколы стала (1944–48). В нем рассказывается пугающая история политического заключенного, которому тюремщик, явно жестом братства, позволяет ему сбежать из камеры. Однако в момент освобождения он обнаруживает, что стал жертвой жестокого розыгрыша, когда бежит прямо в объятия Великого Инквизитора, который с улыбкой ведет его к костру, на котором его должны сжечь заживо. Пессимистический взгляд оперы отражает полное разочарование Даллапикколы в фашизме (который он наивно поддерживал, когда Муссолини впервые пришел к власти), а содержащаяся в ней музыка одновременно прекрасно реализована и в высшей степени тревожна.
Его последняя опера «Улиссе» с собственным либретто по мотивам «Одиссеи » стала кульминацией работы всей его жизни. Он создавался в течение восьми лет, включая и развивая темы из его более ранних работ, и был его последней крупномасштабной композицией.
Список работ
[ редактировать ]- Партита (1930–32), оркестр.
- Estate (1932), мужской хор
- Дивертисмент в упражнениях кватро (1934), сопрано, флейта, гобой, кларнет, альт, виолончель.
- Музыка для трех фортепиано (Гимны) (1935), три фортепиано
- Sei cori di Michelangelo Buonarroti il Giovane (1932–36), 1-я серия: смешанные голоса без сопровождения; 2-я серия: два сопрано и два альта и 17 инструментов; 3-я серия: смешанные голоса и оркестр.
- Тре Лауди (1936–37), голос и 13 инструментов.
- Ночной полет (1938), одноактная опера
- Тюремные песни (1938–41), для хора, двух фортепиано, 2 арф и ударных (а: Молитва Марии Стюарт ; б: Призыв Боэция ; в: Увольнение Джироламо Савонаролы )
- Небольшой концерт для Мюриэль Кувре (1939–41), фортепиано и камерного оркестра.
- Этюд на тему Каприччио н. 14 Никколо Паганини (1942), фортепиано
- Марсий (1942–43), балет.
- Симфонические фрагменты из балета «Марсий» (1942–43), оркестр.
- Liriche greche (1942–45), из: Cinque frammenti di Saffo , для голоса и камерного оркестра; б: Due liriche di Anacreonte , для певца, кларнета-пикколо, кларнета, альта и фортепиано; c: Six Carmina Alcaeus , для певческого голоса, с сопровождающей музыкой.
- «Узник» (1944–48), опера.
- Чакона, Интермеццо и Адажио (1945), для виолончели соло
- Каноническая соната ми-бемоль мажор на тему каприччи Никколо Паганини, для фортепиано (1946), для фортепиано
- Ренсесваль (1946), баритон и фортепиано
- Два этюда (1946–47), скрипка и фортепиано.
- Две пьесы (1947), оркестр (версия Двух этюдов)
- Четыре стихотворения Антонио Мачадо (1948), сопрано и фортепиано.
- Три эпизода из балета «Марсий» (1949), фортепиано.
- Tre Poomi (1949), голос и камерный оркестр
- Иов (1950), детективная пьеса
- Тартиниана (1951), скрипка с оркестром
- Музыкальная тетрадь Анналиберы (1952), фортепиано соло, с мотивом БАХА.
- Гете-Лидер (1953), для меццо-сопрано, кларнета-пикколо, кларнета и бас-кларнета
- Вариации (1954), оркестр (версия Quaderno musica di Annalibera )
- Маленькая ночная музыка (1954), оркестр
- Canti di libera (1951–55), для смешанного хора и оркестра.
- Матильда (1955), кантата для сопрано с оркестром
- Тартиниана секунда (1955–56), скрипка и фортепиано или скрипка и камерный оркестр.
- Cinque canti (1956), баритон и 8 инструментов
- Концерт в сочельник 1956 года (1957), камерный оркестр и сопрано.
- Реквиескант (1957–58), хор и оркестр.
- Диалоги (1960), виолончель с оркестром
- Маленькая ночная музыка (1960–61), камерный ансамбль.
- Три вопроса с двумя ответами (1962), оркестр
- Прегьер (1962), баритон и камерный оркестр
- Parole di San Paolo (1964), голос и инструменты
- Четыре слова Антонио Мачадо (1964), версия для сопрано и камерного оркестра
- Улиссе (1960–68), опера в прологе и двух действиях.
- Sicut umbra... (1970), меццо-сопрано и 12 инструментов
- Время разрушать / Время строить (1971), припев
- Улисс. Сюита из оперы/А (1971), сопрано, бас-баритон, оркестр
- Улисс. Сюита из оперы/B (1971), 3 сопрано, меццо-сопрано/альт, тенор, бас-баритон, хор и оркестр
- Прощание (1972), сопрано и ансамбль
Сочинения Даллапикколы
[ редактировать ]- Примечания. Встречаться. Медитации. , Издания Сувини Зербони, 1970 г.
- Даллапиккола об опере , Избранные сочинения Луиджи Даллапикколы, Том 1, Toccata Press (1987)
Сочинения на английском языке о Даллапикколе
[ редактировать ]- Раймонд Ферн, Музыка Луиджи Даллапикколы . Нью-Йорк, Рочестер, 2003 г.
- Эдвард Уилкинсон, «Интерпретация сериализма в творчестве Луиджи Даллапикколы». Докторская диссертация, Ройал Холлоуэй, 1982 г.
- Бен Эрл, «Музыкальный модернизм в фашистской Италии: Даллапиккола в тридцатые годы», докторская диссертация, Кембридж, 2001 г.
- Ланца, Андреа (2008). «Очерк итальянской инструментальной музыки ХХ века». Сонус. Журнал исследований глобальных музыкальных возможностей . 29/1 : 1–21. ISSN 0739-229X .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Луиджи Даллапиккола — CompositionToday.com» . www.compositiontoday.com . Проверено 23 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кеннеди, Стивен А.: «О случайном взгляде на созвездия:« Sicut umbra » Луиджи Даллапикколы». Магистерская диссертация, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, 1990 г.
- Селлорс, Энтони: «Луиджи Даллапиккола», « Улисс» , « Узник ». Grove Music Online (OperaBase).
- Уотерхаус, Джон К.Г.: «Луиджи Даллапиккола». Гроув Музыка онлайн.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- Истрия в Интернете: выдающиеся истрийцы
- CompositionToday: обзор Луиджи Даллапикколы
- «Луиджи Даллапиккола (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- 1904 рождения
- 1975 смертей
- Люди из Пазина
- Истрийский итальянский народ
- Итальянские композиторы-классики
- Композиторы-классики XX века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Смертность от отека легких
- Композиторы-модернисты
- Ученики Вито Фрацци
- Итальянские композиторы XX века
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века