Jump to content

Эйноюхани Раутаваара

Эйноюхани Раутаваара
Железная опасность, c. 2000 г.
Рожденный ( 1928-10-09 ) 9 октября 1928 г.
Хельсинки , Финляндия
Умер 27 июля 2016 г. ) ( 27.07.2016 ) ( 87 лет
Хельсинки, Финляндия
Заметная работа Фортепианный концерт № 1
Арктическая песня
Симфония №7 (Ангел Света)
Список композиций
Супруги
Марияхеиди Суованен
( м. 1959; дивизия 1984)
Синикка Койвисто
( м. 1984 г.)
Дети 3 (включая Маркоюхани [ фи ] )

Эйноджухани Раутаваара (англ. Финское произношение: [ˈei̯nojuhɑni ˈrɑu̯tɑʋɑːrɑ] ; 9 октября 1928 — 27 июля 2016) — финский композитор классической музыки . Среди самых известных финских композиторов после Яна Сибелиуса (1865–1957), [1] Раутаваара написал множество произведений разных стилей. В их число входят восемь симфоний , девять опер и пятнадцать концертов , а также многочисленные вокальные и камерные произведения. Написав ранние произведения с использованием 12-тоновой серийной техники, его более позднюю музыку можно охарактеризовать как неоромантическую и мистическую. Его основные произведения включают его первый фортепианный концерт (1969), Cantus Arcticus (1972) и седьмую симфонию, Ангел света (1994).

Раутаваара родился в Хельсинки в 1928 году. Его отец Эйно Альфред Раутаваара (урожденный Йернберг; 1876–1939; сменил фамилию в 1901 году) был оперным певцом и кантором , а мать Эльза Катариина Раутаваара (урожденная Тераскели; родом из Траскелин) ( 1898–1944) был врачом. Его раннее детство было сформировано музыкальными способностями его отца, и при поддержке матери Эйноджухани начал случайно изучать игру на фортепиано, когда был молод. Его отец умер, когда Эйноджухани было 10 лет, а мать умерла менее чем через 6 лет. Он переехал жить к своей тете Хиле Хелене Тераскели (1893–1958) в город Турку , где начал брать формальные уроки игры на фортепиано в возрасте 17 лет. [2] [3] [4] [5]

Раутаваара в 1950-е годы

Раутаваара учился в Хельсинкском университете , чтобы изучать фортепиано и музыковедение, а затем изучал композицию в Академии Сибелиуса под руководством Аарре Мериканто с 1948 по 1952 год. Впервые он привлек международное внимание, когда выиграл конкурс Тора Джонсона за свою композицию «Реквием в наше время в 1954 г., несмотря на то, что, по словам Раутаваары, у него «...абсолютно не было опыта написания для духового оркестра и [] техники композиции, [которая] была незрелой в то время ...» [6] Тем не менее работа побудила Яна Сибелиуса рекомендовать его на стипендию для обучения в Джульярдской школе в Нью-Йорке . Там его обучал Винсент Персикетти , а также он брал уроки у Роджера Сешнса и Аарона Копленда в Тэнглвуде . Вспоминая свое обучение в Джульярдской школе, Раутаваара позже сказал, что жизнь на Манхэттене была «возможно, самым важным опытом, [и] научила меня гораздо большему о жизни, чем все эти учителя о музыке». Затем он вернулся в Хельсинки и окончил Академию Сибелиуса в 1957 году, позже в том же году решил продолжить обучение в Швейцарии под руководством швейцарского композитора Владимира Фогеля . В следующем году он отправился в Кельн, Германия, чтобы учиться у немецкого композитора Рудольфа Петцольда. [4] [7]

Раутаваара работал внештатным преподавателем в Академии Сибелиуса с 1957 по 1959 год, музыкальным архивариусом Хельсинкского филармонического оркестра с 1959 по 1961 год, ректором Музыкального института Кяпюля [ fi ] в Хельсинки с 1965 по 1966 год, штатным преподавателем в Сибелиусе. Академия с 1966 по 1976 год, профессор художника (назначенный Советом искусств Финляндии ) с 1971 по 1976 год и профессор композиции в Академии Сибелиуса с 1976 по 1990 год. Среди его наиболее известных учеников в то время были финский композитор Калеви Ахо и дирижер Эса-Пекка Салонен .

Раутаваара с женой Мариахейди и двумя детьми, 1961 год.

В 1959 году он женился на актрисе Хайди Марии «Мариахейди» Суованен. Вместе у них было два сына (Маркодюхани и Улоф) и дочь (Юрья). Они расстались в 1982 году и развелись в 1984 году, после того как он влюбился в Синикку Койвисто, которая была на 29 лет моложе его. В 1984 году он женился на Синикке, которая его пережила. [4] [8]

Раутаваара был удостоен Государственной премии Финляндии в области музыки в 1985 году. [5]

После расслоения аорты в январе 2004 года Раутаваара провел почти полгода в реанимации, прежде чем выздоровел и продолжил свою работу. Правительство Финляндии оказало ему решительную поддержку в это время и назначило его профессором искусств, платя ему только за сочинение. [1] [7] Он умер 27 июля 2016 года в Хельсинки от осложнений после операции на бедре. [1] [9]

Раутаваара был плодовитым композитором и писал в самых разных формах и стилях. Его творчество можно условно разделить на четыре периода: ранний « неоклассический » период 1950-х годов, демонстрирующий тесную связь с традицией; авангардный и конструктивистский этап 1960-х годов, когда он экспериментировал с серийными техниками, но отказался от них позже в том же десятилетии; « неоромантический » период конца 1960-х — 1970-х годов; и эклектичный, « постмодернистский » композиционный стиль, в котором он смешал широкий спектр стилистических приемов и жанров. [10] [11] Его опусу постоянно присваивают ярлык «мистицизм» из-за его увлечения метафизическими и религиозными предметами и текстами. [1] [10] [11] (Некоторые из его работ имеют названия, намекающие на ангелов . [12] ) Его сочинения включают восемь симфоний , 15 концертов , хоровые произведения (несколько для хора без сопровождения, в том числе Vigilia (1971–1972)), сонаты для различных инструментов, струнные квартеты и другую камерную музыку , а также ряд биографических опер , в том числе «Винсент» (1986–1987 ). , основанный на жизни Винсента Ван Гога ), Алексиса Киви (1995–1996) и Распутина (2001–2003). [4]

Композиционный процесс

[ редактировать ]

В примечаниях к своей пьесе « Осенние сады » 1999 года Раутаваара пишет: «Я часто сравнивал сочинение музыки с садоводством. В обоих процессах человек наблюдает и контролирует органический рост, а не создает или собирает существующие компоненты и элементы. Мне также хотелось бы думать, что мои композиции скорее похожи на «английские сады», свободно растущие и органичные, в отличие от тех, которые подстрижены до геометрической точности и строгости». [13] Он также рассказал, что сначала выбирал инструменты для произведения, а затем музыка могла «органично развиваться» как концепция. [14]

1960-е годы

[ редактировать ]
Австрийский композитор Антон Брукнер был большим источником вдохновения для Раутаваары в начале его карьеры.

Вместе с Эриком Бергманом Раутаваара был одним из пионеров серийного сочинения в Финляндии в начале 1950-х годов, хотя в итоге выполнил лишь несколько серийных работ. [8] Его наиболее важными произведениями того периода являются Третья и Четвертая симфонии, а также опера «Кайвос» («Шахта»), которая была показана только на телевидении в 1963 году. [15] но был источником материала для пьес струнного оркестра Canto I (1960) и Canto II (1961), а также для Третьего струнного квартета (1965). [10] Даже его сериальные работы того периода несут очевидные романтические и постэкспрессионистские нотки, стилистически ближе к Альбану Бергу и Антону Брукнеру, чем к более прямолинейным сериалистам, таким как Пьер Булез . Сам Раутаваара называл Третью «симфонией Брукнера». [8] [10]

Использование им этих 12-тоновых и сериалистических техник было весьма необычным в Финляндии в то время, что позволило Раутавааре стать противоречивой фигурой и выдвинуло его на передний план финской классической музыкальной сцены наряду с композиторами Йоонасом Кокконеном и Эркки Салменхаара . Однако в середине 1960-х годов Раутаваара впал в творческий кризис сериализма, понимая, что метод композиции чрезвычайно трудоемок, а его расстояние от результата слишком велико. Позже он вспоминал, что «... модернизм того времени, [...] то есть сериализм в музыке, с которым я экспериментировал, [...] не был для меня тем путем, по которому мне следовало идти». [14] Он экспериментировал и нашел решение к концу десятилетия, когда начал исследовать разные стили, как он это сделал ранее в Третьей симфонии. под влиянием Баха Концерт для виолончели № 1 (1968) и «Анадиомена» под влиянием Дебюсси ( 1968) открыли его творческий тупик. Стали появляться более эклектичные произведения, стилистические заимствования и композиционные приемы которых со временем стали характерными для его стиля. Его отличительными чертами были трехаккордовые, часто модальные гармонии, звучные романтические оркестровые партии, модернизм, возникающий из новых режимов игры, и, наконец, возвращение двенадцатитоновых пассажей, встроенных в музыкальную текстуру. [8]

1970-е годы

[ редактировать ]

1970-е годы были самым продуктивным периодом для Раутаваары. По словам Раутаваары, именно в этот период он открыл для себя «синтез» и до этого момента был всего лишь учеником, собирающим информацию о различных стилях и техниках. За короткое время он сочинил обширную музыку, большая часть которой выдержала испытание временем. Мягко звучащий новый стиль был замечен хорами, которые заказали композитору ряд хоровых песен. Его основные хоровые произведения Vigilia и True and False Unicorn были написаны в 1971 году. Сразу после этого, в начале 1972 года, последовал Cantus Arcticus , а летом он написал обширную партитуру для мужского хора « Книга жизни» . [8]

В 1970-е годы Раутаваара начал более активно работать над операми. комическая опера-мюзикл «Аполлон против Марсия» , созданная в 1970 году в сотрудничестве с либреттистом Бенгтом В. Уоллом [ св. ] Разочарованием оказалась . После этого по мотивам « Калевалы » он сочинил «Миф о Сампо» (1974–1983) и «Марьятту, скромную девицу» (1975). Его зрелый стиль в опере проявился позже, в «Томасе» (1985); впоследствии «Винсент» (1987) и «Дом Солнца» (1991) принесли ему заметный международный успех. [11] Его более поздние оперы включают «Дар волхвов» (1994), «Алексис Киви» (1997) и «Распутин» (2003). [8]

В ряде его произведений есть партии для магнитной ленты , в том числе Cantus Arcticus (1972, также известный как Концерт для птиц с оркестром ) для записанной на пленку песни птиц с оркестром, [4] и «Истинный и ложный единорог» (1971, вторая версия 1974 г., переработка 2001–2002 гг.), Окончательная версия которой предназначена для трех чтецов, хора, оркестра и кассеты. [16]

1980-е и 1990-е годы

[ редактировать ]

В конце 1970-х Раутаваара постепенно обратился к стилистическому синтезу, что проявилось в органном концерте «Благовещения» (1977) и скрипичном концерте (1977), и особенно в «Ангелах и посещениях » (1978) для оркестра, одном из его самых увлекательных произведений. Она первая в серии «Ангел», куда входят также Пятая симфония , рабочее название которой — «Монолог с ангелами», контрабасовый концерт «Ангел сумерек » 1980 года и Седьмая симфония «Ангел света» . [4] [10]

Его опера «Фома» (1985) положила начало его зрелому оперному стилю, сочетающему неоромантические гармонии с алеаторическим контрапунктом, двенадцатитоновыми рядами и различными ладовыми системами. [10] Либретто, написанное самим Раутаваарой, рассказывает историю финского епископа XIII века, пережитую самим главным героем, снова используя мотивы Калевалы. Подобное повествование от первого лица использовано в следующей опере «Винсент» (1987), посвящённой Винсенту Ван Гогу . Наряду с «Домом Солнца» (1991) эти оперы принесли ему заметный международный успех. [11]

Его самая известная работа, Седьмая симфония, получила Каннскую классическую премию и номинацию на Грэмми за запись Хельсинкского филармонического оркестра под управлением Лейфа Сегерстама . [17]

Помимо « Ангела света », его известные инструментальные произведения того периода включают Шестую симфонию «Винсентиана» (1992), основанную на Винсенте ; Третий фортепианный концерт «Дар мечты» (1998) по заказу Владимира Ашкенази ; оркестровое произведение «Осенние сады» (1998) по заказу Шотландского камерного оркестра ; и Восьмая симфония «Путешествие» по заказу Филадельфийского оркестра . [10]

Раутаваара в 2003 году с дирижерской партитурой своей оперы «Распутин» .

Более поздние работы Раутаваары включают оркестровые произведения «Книга видений» (2003–2005), «Манхэттенская трилогия» (2003–2005) и «Перед иконами» (2005), которые представляют собой расширенную версию его ранних фортепианных произведений «Иконы» . [18] В 2005 году он закончил произведение для скрипки и фортепиано « Потерянные пейзажи » по заказу скрипача Мидори Гото . его оркестровой работы «Гобелен жизни» Премьера состоялась в апреле 2008 года Симфоническим оркестром Новой Зеландии под руководством Пиетари Инкинена . [19] Раутаваара написал концерт для ударных инструментов Incantations для Колина Карри в 2008 году и второй концерт для виолончели «На пути к горизонту» для Трулса Мёрка в 2009 году. [20]

2010-е годы

[ редактировать ]

В 2010 году «Рождественская песнь» Раутаваары была заказана и исполнена мужским и мужским хором Королевского колледжа Кембриджа (Великобритания) на ежегодном Фестивале девяти уроков и гимнов . [4] В 2011 году Раутаваара завершил две масштабные композиции: Missa a Cappella (премьера в Нидерландах, ноябрь 2011 года) и произведение для струнного оркестра Into the Heart of Light , премьера которого состоялась в сентябре 2012 года. [4]

Раутаваара в 2014 году

Его последнее крупное произведение для скрипки с оркестром под названием Fantasia было заказано скрипачкой Анной Акико Мейерс , записано с Филармоническим оркестром и выпущено после его смерти в 2016 году. [21] Премьера состоялась в Хельсинкской филармонии с участием его вдовы и сына в декабре 2018 года. [ нужна ссылка ] Раутаваара не дожил до первой оперной премьеры « Кайвоса» , версии без цензуры, которая состоялась 21 октября 2016 года в Будапеште , Венгрия. [22]

Рукописи двух серенад для скрипки с оркестром ( Deux Sérénades ) были подарены его вдовой дирижеру Микко Франку после его похорон. Серенады называются Sérénade pour mon amour (Серенада моей любви) и Sérénade pour la vie (Серенада жизни). Первая из двух была завершена, а для второй - только сольная партия скрипки с эскизами для оркестра. Калеви Ахо , ученик Раутаваары, завершил ее оркестровку. Две серенады были написаны для скрипачки Хилари Хан , премьера которых состоялась в феврале 2019 года скрипачкой и Филармоническим оркестром Радио Франции под руководством Франка. [23] В вышедшем в марте 2021 года студийном альбоме «Париж» серенады записаны с теми же исполнителями, а также Эрнеста Шоссона и «Поэма для скрипки с оркестром» Скрипичный Сергея Прокофьева концерт №1 . [24]

Библиография

[ редактировать ]
Могила Раутаваары на кладбище Хиетаниеми , Хельсинки.
  • Раутаваара, Эйноджухани (октябрь 1985 г.). «Томас: Анализ тонового материала» . Финский музыкальный ежеквартальный журнал . 1–2 . Перевод Мура, Уильяма: 47–53.
  • —— (1989). Автопортрет [ Автопортрет ] (на финском языке). Порвоо : В. Сёдерстрем . ISBN  978-951-0-16015-2 .
  • —— (1990). «Vincentius inter disciplinas: уровни, параллели, размышления, перекрывающиеся аспекты в опере Винсент» [Уровни, параллели, размышления, перекрывающиеся аспекты в опере Винсент]. Синтез (на финском языке). 9 (2–3): 123–130.
  • —— (1991). «Сознание традиции». В Отонкоски, Л. (ред.). Кланг: Последняя музыка [ Кланг: Последняя музыка ] (на финском языке). Ювяскюля . п.п. 199–221. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • —— (1995). «Цель — сбалансировать крайности». В Ульме, Рената (ред.). «Язык настоящего»: Musica viva 1945–1995 [ «Язык настоящего»: Musica viva 1945–1995 ] (на немецком языке). Майнц: Шотт . стр. 284–91. ISBN  978-3-7957-8361-7 . Также Мюнхен: Пайпер
  • —— (1995). «О вкусе к бесконечности». Обзор современной музыки . 12 (2): 109–115. дои : 10.1080/07494469500640211 .
  • —— (1998). ( Вкус к бесконечности по-фински). Порвоо ; Хельсинки; Юва : WSOY . ISBN  978-951-0-22878-4 . OCLC   58321956 .

Дискография

[ редактировать ]

Большинство произведений Раутаваары записаны Ундиной . К ним относятся цикл его полных симфоний, несколько опер и два альбома, номинированных на премию Грэмми. Некоторые из его основных произведений также были записаны на острове Наксос . Альбом вокальных произведений под названием «Rautavaara Songs» был записан шведским лейблом BIS Records . [25] запись Lost Landscapes в исполнении Джоанны Каменарской на скрипке и Моисеса Фернандеса Виа на фортепиано. В 2019 году мексиканским лейблом Urtext Digital Classics была выпущена [26] [27] Пекка Куусисто и Паавали Юмппанен также записали пьесу для «Ундины» в 2011 году. [28]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хуухтанен, Матти (28 июля 2016 г.). «Эйноюхани Раутаваара, известный финский композитор, скончался в возрасте 87 лет» . Вашингтон Пост .
  2. ^ «Генеалогическое древо Эльзы Катариины (Трэскелин) Тераскели» . Гененет . Проверено 24 февраля 2021 г.
  3. ^ «Генеалогическое древо Эйно Альфреда (Йернберг −1901) Раутаваара» . Гененет . Проверено 24 февраля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Рикардс, Гай (28 июля 2016 г.). «Некролог Эйноджухани Раутаваара» . Хранитель.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бауэр, Патрисия (2016). «Эйноджухани Раутаваара» . Британская энциклопедия . Проверено 13 июня 2020 г.
  6. ^ Ахо, Калеви (2016). «Смерть Раутаваары оставила огромную пустоту в современной финской музыке» . Финский музыкальный ежеквартальный журнал . Проверено 14 июня 2020 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хьюзенга, Том (2016). «Эклектичный финский композитор Эйноюхани Раутаваара умер в возрасте 87 лет» NPR . Проверено 13 июня 2020 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Тииккая, Самули (29 июля 2016 г.). «Эйноджухани Раутаваара 1928–2016: Бурная жизнь наложила свой отпечаток на творчество великого композитора» . Хельсингин Саномат.
  9. ^ «Умер композитор Эйноюхани Раутаваара» . mtv.fi. 28 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2016 г. Проверено 28 июля 2016 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Уайт, Джон Дэвид; Кристенсен, Жан (2002). Новая музыка Северных стран . Пендрагон Пресс. стр. 197–203. ISBN  978-1-57647-019-0 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Эйноджухани Раутаваара» . Фенника Герман.
  12. ^ Стемпень, Войцех (2010). Означающие ангелы: анализ и интерпретация инструментальных композиций Раутаваары (кандидатская диссертация). Хельсинки. hdl : 10138/19460 . ISBN  978-952-10-6399-2 .
  13. ^ Джадд, Тимоти (2019). «Осенние сады» Эйноджухани Раутаваары: сияющий оркестровый звуковой ландшафт»
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Интервью Владимира Ашкенази с Эйноюхани Раутаваара, часть 1/2» – через www.youtube.com.
  15. ^ Фаннинг, Дэвид. «Раутаваара Кивос, «Шахта» » . Граммофон.
  16. ^ Вернье, Дэвид (14 июня 2004 г.). «Раутаваара: Истинный и ложный единорог» . Классика сегодня.
  17. ^ «Эйнодзюхани Раутаваара Ангел Света (Симфония №7)» . Ундина.
  18. ^ «Эйноджухани Раутаваара (1928–)» . Ундина Рекордс.
  19. ^ «Раутаваара: Премьера гобелена жизни в Новой Зеландии» . Бузи и Хоукс. Июнь 2008 года.
  20. ^ «Новый концерт для виолончели Раутаваары «На пути к горизонту» открывает сезон Миннесотского оркестра» . Бузи и Хоукс . Сентябрь 2010 года . Проверено 12 августа 2016 г.
  21. ^ Пуллинджер, Марк. «ШИМАНОВСКИЙ Скрипичный концерт № 1 РАУТАВААРА Фантазия» . Граммофон . Проверено 20 декабря 2022 г.
  22. ^ Тииккая, Самули (23 октября 2016 г.). «В Будапеште у шахты была великолепная премьера, но аплодисменты были приглушены» . Helsingin Sanomat (на финском языке). п.п. С 6–7.
  23. ^ Фонсека-Вольхайм, Коринна да (5 марта 2021 г.). «Эхо нот композитора после его смерти» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 10 марта 2021 г.
  24. ^ «ПАРИЖ Хилари Хан» . www.deutschegrammophon.com . Проверено 10 марта 2021 г.
  25. ^ «Эйноюхани Раутаваара (полный каталог дискографии)» . Наксос Рекордс . Проверено 29 июля 2016 г.
  26. ^ «Потерянные пейзажи» . Престо Музыка .
  27. ^ «Затерянные пейзажи: И. Тэнглвуд» – через www.youtube.com.
  28. ^ «Затерянные пейзажи: II. Аскона» – через www.youtube.com.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3b31f5fde974b17849133bdceba8b01__1719516240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/01/f3b31f5fde974b17849133bdceba8b01.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Einojuhani Rautavaara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)