Jump to content

Вильгельм Фильхнер

Вильгельм Фильхнер
Вильгельм Фильхнер в начале 1910-х годов.
Рожденный ( 1877-09-13 ) 13 сентября 1877 г.
Умер 7 мая 1957 г. ) ( 1957-05-07 ) ( 79 лет
Национальность немецкий
Гражданство Германия
Образование Прусская военная академия , Мюнхенский технический университет
Род занятий Армейский офицер, учёный, исследователь
Родители) Эдуард и Розина Фильхнер

Вильгельм Фильхнер (13 сентября 1877 г. - 7 мая 1957 г.) был офицером немецкой армии, ученым и исследователем. Он провел несколько обзоров и научных исследований в Китае, Тибете и прилегающих регионах, а также возглавил Вторую немецкую антарктическую экспедицию в 1911–13.

Будучи молодым военным офицером, Фильхнер рано приобрел репутацию смелого и смелого человека после своих путешествий по России и горному хребту Памира . После дальнейших технических исследований он приобрел знания в области географии и геофизики , прежде чем возглавить крупные научные исследования в Тибете и западном Китае в 1903–05 годах. В 1909 году ему было поручено организовать и возглавить предстоящую немецкую экспедицию в Антарктику, преследующую как научные, так и географические цели, предполагающие обширное исследование внутренних районов континента. Во время экспедиции его корабль застрял во льдах моря Уэдделла , дрейфуя восемь месяцев и не позволяя Филчнеру создать наземную базу, тем самым не сумев достичь своей основной цели. Хотя были получены важные научные результаты, экспедиция была сорвана из-за серьезных межличностных разногласий и длительной вражды, что нанесло ущерб репутации Филшнера как лидера и положило конец его полярной карьере.

После службы в Первой мировой войне он возобновил свои путешествия по Азии. в одиночку Он провел две продолжительные магнитные исследования в Китае и Тибете, часто в трудных, а иногда и опасных условиях, и продолжал эту работу, когда началась Вторая мировая война , в результате которой он застрял в Индии. После нескольких лет интернирования он вернулся в Европу и удалился в Цюрих , где и умер в 1957 году. За свою жизнь он получил множество наград, в том числе Национальную премию Германии в области искусства и науки в 1937 году и несколько почетных докторских степеней . Его также чтят в Антарктике, где его имя носит ряд географических объектов.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Вильгельм Фильхнер родился 13 сентября 1877 года в семье Эдуарда и Розины Фильхнер. [1] Источники по-разному помещают его рождение в Мюнхен. [2] или Байройт ; [3] Похоже, что семья переехала из Мюнхена в Байройт вскоре после рождения Вильгельма, но вернулась в Мюнхен после ранней смерти его отца. [4] В детстве Вильгельм проявил значительный артистический и музыкальный талант, черпая вдохновение, среди прочего, у Франца фон Ленбаха , Франца Штука и Зигфрида Вагнера . [5] Он мог бы построить свою жизнь в искусстве, [6] но семейные традиции влекли его к военной карьере, и в 15 лет он был зачислен в Прусскую военную академию . [7]

Путешественник и исследователь

[ редактировать ]

Ранние путешествия по Азии

[ редактировать ]

Россия и Памир

[ редактировать ]
Вид с воздуха на горы Памира

В 1898 году, будучи молодым офицером, Фильчнер получил отпуск из армии и отправился в семинедельное путешествие по России. [8] но был вынужден покинуть эту страну, когда его заподозрили в шпионаже. [9] Два года спустя он совершил экспедицию в горы Памира , которая включала широко разрекламированную поездку верхом на лошадях. [10] путешествие из Оша в Ферганской долине в Мургаб в Таджикистане и возвращение через Кашгар в Синьцзян . [1] Во время этих путешествий Филчнер наблюдал за активной деятельностью русских и отметил различия между русскими и англичанами в их взаимодействии с коренными народами: «Русские в своих отношениях с азиатскими народами умудряются достучаться до их сердец, тогда как англичане, в своих отношениях с туземцами демонстрировать свое культурное превосходство». [11] Благодаря этим приключениям, о которых он рассказал в популярной книге « Эйн Ритт убер ден Памир» («Поездка через Памир»), [6] Филчнер рано приобрел репутацию смелого путешественника. [12]

Китай и Тибет, 1903–05 гг.

[ редактировать ]

Вернувшись в Германию, Филчер развил свои знания в области географии и геофизики, посещая курсы в Техническом университете Мюнхена и других учреждениях. [2] Между 1900 и 1903 годами он установил контакты с некоторыми ведущими путешествующими учеными того времени, в том числе со шведом Свеном Хедином и Фердинандом фон Рихтгофеном из Берлинского университета . [13] В 1903 году по рекомендации фон Рихтгофена армия разрешила ему взять на себя руководство крупным научным исследованием в Тибете и западном Китае, простирающимся до верховьев реки Хван Хо . Это было потенциально опасное предприятие, и Филчнер иногда считал необходимым скрывать свою деятельность, маскируясь под мусульманского священника. [14]

Главным научным помощником Фильшнера в этом путешествии был географ Альберт Тафель , отношения с которым были сложными и часто натянутыми. После путешествия Тафель упустил несколько возможностей оскорбить Филчнера и подорвать его авторитет как лидера, обвинив его в трусости и поставив под сомнение точность его карт. [15] Военное прошлое и формальные манеры Филчнера усугубили проблему; как пишет Корнелия Людеке в биографическом эссе о Фильшнере, его как офицера «обучили командовать, а не обсуждать». [2] Эта черта проявится и в более поздних экспедициях Филшнера. [16]

Антарктика: Вторая немецкая антарктическая экспедиция, 1911–1913 гг.

[ редактировать ]

Предыстория, цели и подготовка

[ редактировать ]
Экспедиционный корабль, Германия

Интерес Фильшнера к Антарктике был вызван теориями Альбрехта Пенка из Берлинского университета, который считал, что тогда еще практически неисследованный антарктический континент состоял из двух отдельных массивов суши, Восточной и Западной Антарктиды, разделенных проливом, соединяющим моря Уэдделла и Росса . Фильхнер пожелал исследовать этот вопрос и в 1909 году при поддержке Берлинского географического общества начал подготовку к антарктической экспедиции. Он не только проверит теорию Пенка, но и объединит географические открытия с научными исследованиями. [17] Первоначальный план Филчнера предусматривал, что два корабля с береговыми группами продвигаются вглубь суши соответственно с баз в море Уэдделла и Росса, чтобы встретиться в районе полюса. Это оказалось слишком дорогостоящим, поэтому Филчнеру пришлось принять более скромную стратегию использования одного корабля, ограничив свои операции районом моря Уэдделла. [18]

Было приобретено судно, норвежское китобойное судно «Бьёрн» , и его название было изменено на «Дойчланд» . [12] Ее капитаном должен был стать военно-морской офицер Ричард Вахсель , имевший предыдущий опыт работы в Антарктике. [19] но по репутации имел несколько трудный и жестокий характер, «жадный к власти и отъявленный интриган». [20] Неразумно Фильхнер согласился плыть под немецким военно-морским флагом, поставив Дойчланд и себя под действие военно-морских правил, которые давали капитану высшие полномочия по принятию решений на корабле. [21] Это создало ситуацию разделения командования, что имело серьезные последствия для авторитета Филчнера в экспедиции. [22]

Экспедиция

[ редактировать ]
Капитан Рихард Вахзель из Германии

«Дойчланд» отплыла из Бремерхафена в начале мая 1911 года. [20] Первый этап включал комплексное океанографическое исследование Атлантики , охватывающее более 10 000 морских миль (12 000 миль; 19 000 км) и продолжающееся более четырех месяцев. [23] [24] После перерыва в Буэнос-Айресе экспедиция отправилась в Южную Георгию , прибыв туда в конце октября. [25] Пока корабль ремонтировался, Филчнер провел обследование побережья острова. [26] 11 декабря 1911 года тяжело нагруженная «Дойчланд» начала путь на юг, к морю Уэдделла. [27]

С самого начала прогресс был медленным и неопределенным. [28] Короткие периоды прозрачной воды перемежались периодами толстого льда, который затруднял, а иногда и мешал движению. [29] Однако к 29 января «Дойчланд» проникла в море Уэдделла за пределы самой южной точки Джеймса Уэдделла, достигнутой в 1823 году, и на следующий день наблюдала покрытое льдом побережье на востоке. Филчер назвал это место «Землей принцрегента Луитпольда» (или «Берег Луитпольда») в честь главного покровителя экспедиции. [30] Следуя береговой линии, 31 января на 77°48’ ю.ш. «Дойчланд» достигла огромного ледяного барьера , обозначающего самую южную оконечность моря Уэдделла. [31]

После долгих увиливаний со стороны капитана Фильхнер согласился основать свою береговую базу в небольшой бухте, которую он назвал заливом Вахсел . [32] Местом, выбранным капитаном, был айсберг, прикрепленный к краю барьера; Фильхнер сомневался, но Вазель заверил его, что его ледовый пилот Пауль Бьервик одобрил это место; [33] Позже Бьорвик отрицал, что давал подобные советы. [34] К 18 февраля строительство было почти завершено. [35] но в ту ночь сильная приливная волна оторвала айсберг, на котором находилась база, и унесла его прочь. [36] В результате отчаянных спасательных операций был спасен весь личный состав, большая часть оборудования и продовольствия, хотя некоторые предметы были потеряны. [37] После этого Филчнер еще несколько дней пытался восстановить базу, но эти усилия оказались безуспешными. [38]

Морской лед Уэдделла, 1916 год.

Германия отправилась в обратный путь, намереваясь повторить попытку в следующем сезоне. [39] К 15 марта корабль прочно застрял во льдах и медленно дрейфовал на север. [40] и явно застрял на зиму. [41] К этому времени моральный дух экспедиции в значительной степени упал в результате фиаско в заливе Вахсель; партия распалась на фракции, и враждебность, взаимные обвинения и пьянство с угрозами насилия стали нормой. [42] Тем не менее Филчнер по-прежнему стремился продолжить научную работу на станциях, установленных на льду. [43] 10 августа Вахсель умер (от сердечной недостаточности, усугубленной, вероятно, последствиями сифилиса). [44] но ядовитая атмосфера сохранялась и при его замене, первом офицере Вильгельме Лоренцене. [45] Корабль не был освобожден до 26 ноября 1912 года. [46] и когда она наконец прибыла в Южную Георгию 19 декабря, экспедиция распалась. [47] Противоборствующие фракции держались отдельно, прежде чем их по отдельности перевели обратно в Германию. [48] Филчнер надеялся, что экспедицию можно будет воссоздать для новой попытки. [49] но его сторонники в Германии вызвали его домой. [48]

В Германии Суд чести в значительной степени снял с Фильхнера вину за разгром. [50] но этот опыт утомил его в Антарктике, и он так и не вернулся. Вместо этого он решил вернуться к своей первоначальной сфере деятельности в Центральной и Восточной Азии. [51]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

Во время Первой мировой войны Фильхнер служил в немецкой армии, преимущественно в военной разведке; в 1916 году он был директором службы морских допросов в Бергене , Норвегия. [52] В годы сразу после войны он посвятил себя писательству. В 1922 году он опубликовал свой отчет об антарктической экспедиции Zum sechsten Erdteil: Die zweite deutsche Südpolar-Expedition («На шестой континент: Вторая немецкая южнополярная экспедиция»). [53] В этой книге Филчнер почти не упоминает межличностные трудности, которые омрачили и в конечном итоге разрушили экспедицию, вместо этого давая относительно простой отчет о ее деятельности и достижениях. [54] В отсутствие опровержений критика со стороны его врагов, ссылающихся на отсутствие у него лидерских качеств и недостаточных исследовательских способностей, будет продолжаться без ответа в течение десятилетий. [55] В 1924 году Фильхнер опубликовал книгу Sturm über Asien: Erlebnisse eines дипломатишен Geheimagenten («Буря над Азией: опыт тайного дипломатического агента»), охватывающую историю Центральной Азии с начала 20 века. Это не отчет о личном опыте; это полувыдуманная жизнь Церемпила, бурятского монаха из Урги . [56] Фильхнер переиздал книгу в переработанном виде в 1928 году под названием Wetterleuchten im Osten («Погодные огни на Востоке»). [57]

Монастырь Кумбум

Исследование Центральной Азии, 1926–28 гг.

[ редактировать ]

В 1926 году Фильхнер возобновил свою довоенную исследовательскую и наблюдательную работу в Средней Азии. С помощью небольшого гранта Министерства иностранных дел Германии он отправился в путь в январе того же года. После многих задержек и препятствий он добрался до монастыря Кумбум на китайско-тибетской границе, где провел зиму 1926–27 годов в условиях плохого здоровья и бедности, ожидая дальнейших средств и разрешения продолжить путь. [58] В апреле 1927 года он получил рекомендательные письма, позволяющие ему отправиться в Тибет, а в июне он отправился в путь, пунктом назначения которого был город Лех на севере Индии . Несмотря на дальнейшие лишения и задержания, он достиг Леха 5 марта 1928 года, прежде чем завершить свое путешествие в Дехрадуне . [58] Программа его путешествия включала первый крупный вклад в магнитную съемку северного Тибета. Он провел множество топографических измерений и составил подробные карты, которые изменили географические знания этого региона. К этой информации он добавил то, что он назвал «культурно-политическими наблюдениями». [58] Большая часть его работы выполнялась тайно, чтобы избежать внимания подозрительных властей. Путешествие стало предметом фильма Mönche, Tänzer und Soldaten («Монахи, танцоры и солдаты»), ценного документального фильма о монашеской и другой жизни того времени. [59]

Второе азиатское исследование, 1934–37 гг.

[ редактировать ]

В 1934–1938 годах Филчнер вернулся в тот же регион, на этот раз следуя по маршруту через северный Тибет от Ланьчжоу до Леха. [59] Если в предыдущем путешествии он в основном оплатил дорогу самостоятельно, то на этот раз расходы на экспедицию взяло на себя правительство Германии. Филчнеру пришлось связать свои новые измерения с измерениями предыдущего путешествия. Эта вторая поездка могла иметь национальный и коммерческий аспекты; авиакомпания Deutsche Luft Hansa планировала расширить свои услуги в регионе. Для успешной навигации пилотам потребуются точные магнитные данные в районе, в значительной степени лишенном естественных географических особенностей, которые позволили бы ориентироваться визуально. Не исключено, что за это Филчнеру заплатила авиакомпания. [60]

В ходе своего путешествия Фильчнер пересек пустыни Гоби и Такла-Макан и в декабре 1936 года прибыл в Хотан в Синьцзяне. Это была небезопасная территория, где бушевала гражданская война. У Филчера не было необходимых документов; он был арестован, а его паспорт конфискован. [61] Он находился под стражей военачальника Ма Хушаня в суровых условиях в течение семи месяцев. [62] прежде чем ему вернули паспорт и разрешили продолжить путь. Затем ему пришлось пройти так называемый «маршрут смерти» через хребет Каракорум . Он прибыл в Лех в сентябре 1937 года, завершив свое путешествие длиной в 3500 км (2175 миль) месяцем позже в Сринигаре . [61] По возвращении он узнал, что Адольф Гитлер вручил ему Национальную премию Германии в области искусства и науки . [63] Филчнер описал эту экспедицию в своей книге «Бисмиллах» (1938), переведенной на английский язык как «Ученый в Тартарии: от Хоанг-хо до Инда» (1939).

Вторая мировая война, выход на пенсию, смерть

[ редактировать ]

В 1939 году он планировал поехать в Афганистан и Северный Иран, чтобы провести там магнитные работы, но вместо этого решил поехать в Непал. [64] Он проводил магнитные исследования в западных и юго-восточных районах страны, хотя англичане в Индии с подозрением относились к его присутствию там. Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война , Филчнер решил остаться в Непале, но в декабре 1940 года его здоровье ухудшилось, и ему пришлось обратиться за медицинской помощью в Индию, где он был немедленно интернирован. [65] Обстоятельства его заключения в Индии не были суровыми, и ему разрешили продолжать работать и ограниченно путешествовать. [66] Когда война закончилась, он жил в Пуне , а затем вернулся в Европу в 1949 году и поселился в швейцарском городе Цюрих . В Цюрихе он поддерживал свои академические интересы посредством контактов в ETH Zürich и Немецкой геодезической комиссии в Мюнхене . [66] В 1956 году он нарушил свое долгое молчание относительно событий антарктической экспедиции и подготовил разоблачение Feststellungen («Выводы»), ставшее ответом своим давним критикам. Это впервые раскрыло подробности страданий экспедиции, но по настоянию Филшнера оставалось неопубликованным до 1985 года. [67] Фильхнер продолжал жить в Цюрихе до своей смерти 7 мая 1957 года в возрасте 79 лет. [2]

Несмотря на свою внешнюю формальность, Филчнер продемонстрировал творческий и авантюрный подход к планированию и проведению своих различных экспедиций. В ходе своих путешествий он внес важный и долгосрочный вклад в картографию и магнитные измерения Центральной Азии. [2] и его антарктическая экспедиция, несмотря на обстоятельства, дала значительные научные и географические результаты. [47] [68] Происхождение и военная подготовка Филчнера привили ему несколько негибкое отношение, не способствующее успешной командной работе, и создали трудности с межличностными отношениями. Примером этого могут служить его ссоры с Тафелем и его плохое обращение с ситуацией разделения командования, возникшей на « Дойчланде» . [2] Мерфи описывает Филчнера как «немного чопорного, что-то вроде холодной рыбы», лишенного чувства юмора и общности, которые отличали таких лидеров, как Шеклтон. Людеке отмечает заметные успехи своих более поздних экспедиций, получивших щедрую похвалу от Королевского географического общества . [69] когда он работал один, не стесненный необходимостью сохранять коллегиальный подход. [2]

Работа Фильхнера была отмечена в 1937 году Национальной премией Германии. Он получил степени почетного доктора Кенигсбергского университета (1911 г.) и Мюнхенского технического университета (1938 г.), а также был назначен почетным профессором Берлинского университета. [2] Его память увековечена в различных объектах Антарктики, носящих его имя: скалах Филхнера в Южной Георгии; [70] горы Филчнер на Земле Королевы Мод ; [70] мыс Фильхнер; [70] желоб Филшнера в море Уэдделла; [71] и шельфовый ледник Фильшнера-Ронне. [72] Станция Фильхнер работала как немецкая научная база на острове Беркнер с 1982 по 1999 год. [2]

Публикации

[ редактировать ]

Помимо множества томов научных результатов и картографических сборников, созданных на основе его различных путешествий, Филчнер опубликовал популярные книги о путешествиях и отчеты об экспедициях. [73] В число этих работ вошли «Ученый в Тартарии: от Хоанг Хо до Инда» (английский перевод, 1939 г.); [74] мемуары «Жизнь исследователя » (1950); [75] и совместно с Эрихом Пшибиллоком « Картирование маршрутов и определение местоположения в неизведанных регионах» (английский перевод, 1957 г.). [76] Английский перевод Уильяма Барра отчета Филшнера об антарктической экспедиции 1911–1913 годов « На шестой континент» 1922 года вместе с разоблачением 1985 года был опубликован в 1994 году. [55]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Риффенбург 2007 , с. 394.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Людеке DFB 2008 .
  3. ^ Терни 2012 , с. 178; Южный полюс.com
  4. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52.
  5. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Терни 2012 , с. 178
  6. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 178.
  7. ^ Терни 2012 , с. 178; Южный полюс.com
  8. ^ Южный полюс.com .
  9. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Терни 2012 , с. 178
  10. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Людеке DFB 2008 ; Терни 2012 , с. 178
  11. ^ Миддлтон 2019 , с. 41.
  12. ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , с. 257.
  13. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 53.
  14. ^ Брайан 2011 , с. 257; Хорник и Людеке 2005 , с. 53
  15. ^ Терни 2012 , стр. 183–184.
  16. ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 57.
  17. ^ Терни 2012 , стр. 178–179.
  18. ^ Миллс 2003 , с. 228; Южный полюс.com
  19. ^ Брайан 2011 , с. 260; Мерфи 2002 , с. 94; Барр 2007 , с. 454
  20. ^ Jump up to: а б Миллс 2003 , с. 228.
  21. ^ Брайан 2011 , с. 260.
  22. ^ Барр 2007 , с. 454.
  23. ^ Мерфи 2002 , с. 95.
  24. ^ Терни 2012 , стр. 209–210.
  25. ^ Миллс 2003 , с. 228; Брайан 2011 , с. 261; Хэдленд 1984 , с. 69
  26. ^ Хэдленд 1984 , с. 69.
  27. ^ Мерфи 2002 , с. 97.
  28. ^ Миллс 2003 , с. 228; Мерфи 2002 , с. 97
  29. ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 423.
  30. ^ Терни 2012 , с. 194.
  31. ^ Миллс 2003 , с. 229.
  32. ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 425–427.
  33. ^ Терни 2012 , с. 196; Мерфи 2002 , с. 100
  34. ^ Терни 2012 , с. 197; Мерфи 2002 , стр. 100–101.
  35. ^ Терни 2012 , стр. 197; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 427.
  36. ^ Терни 2012 , стр. 197–198; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 427.
  37. ^ Брайан 2011 , с. 263; Миллс 2003 , с. 229
  38. ^ Миллс 2003 , с. 229; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , с. 427
  39. ^ Филхнер и Пшибыллок 1913 , стр. 427; Терни 2012 , стр. 198.
  40. ^ Терни 2012 , с. 198.
  41. ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 427–428.
  42. ^ Терни 2012 , стр. 199–200.
  43. ^ Мерфи 2002 , стр. 101–102.
  44. ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 429.
  45. ^ Терни, 2012 , стр. 203–204; Брайан 2011 , с. 264
  46. ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 429–30.
  47. ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , с. 264.
  48. ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 205.
  49. ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 430.
  50. ^ Терни 2012 , с. 206.
  51. ^ Миллс 2003 , стр. 229–230.
  52. ^ Богхардт 2004 , стр. 94, 154.
  53. ^ WorldCat: На шестой континент .
  54. ^ Стоун 1995 , стр. 348–349.
  55. ^ Jump up to: а б Кроненветт 1995 , стр. 416–417.
  56. ^ Королевское среднеазиатское общество 1927 , с. 359.
  57. ^ Гималайский журнал 1929 года .
  58. ^ Jump up to: а б с Географический журнал 1934 г. , стр. 416–420.
  59. ^ Jump up to: а б Хорник и Людеке 2005 , с. 54.
  60. ^ Геркен и Брекер 2017 , с. 200.
  61. ^ Jump up to: а б Геркен и Брекер 2017 , с. 201.
  62. ^ Баумер 2018 , с. 328.
  63. ^ Мерфи 2002 , с. 183.
  64. ^ Хорник и Людеке 2005 , стр. 54–55.
  65. ^ Хорник и Людеке 2005 , стр. 54–55; Нейгауз 2012 , с. без разбивки на страницы
  66. ^ Jump up to: а б Хорник и Людеке 2005 , с. 55.
  67. ^ Кроненветт 1995 , стр. 416–417; Миллс 2003 , с. 228
  68. ^ Терни 2012 , с. 211.
  69. ^ Географический журнал 1934 г. , стр. 418–420.
  70. ^ Jump up to: а б с Альбертс 1981 , с. 274.
  71. ^ Стойка 2018 , с. 40.
  72. ^ Рафферти (Британская энциклопедия) 2007 .
  73. ^ История Вегенера .
  74. ^ WorldCat: Ученый в Татарии .
  75. ^ WorldCat: Жизнь исследователя .
  76. ^ WorldCat: Отображение маршрутов .

Источники

[ редактировать ]

WorldCat

  • Вильгельм Фильхнер и Эрих Пшибиллок: Составление карты маршрутов и определение местоположения в неизведанных регионах . ОСЛК   216902051 .
  • Вильгельм Фильхнер: Ученый в Татарии: от Хоанг-хо до Инда . OCLC   8693414 .
  • Вильгельм Фильхнер: Жизнь исследователя . OCLC   73360240 .
  • Вильгельм Фильхнер: На шестой континент: вторая немецкая южнополярная экспедиция . OCLC   1067264629 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16b39e296d8c58751df51a85afe20bd3__1693075080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/d3/16b39e296d8c58751df51a85afe20bd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilhelm Filchner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)