Вильгельм Фильхнер
Вильгельм Фильхнер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 7 мая 1957 г. | ( 79 лет
Национальность | немецкий |
Гражданство | Германия |
Образование | Прусская военная академия , Мюнхенский технический университет |
Род занятий | Армейский офицер, учёный, исследователь |
Родители) | Эдуард и Розина Фильхнер |
Вильгельм Фильхнер (13 сентября 1877 г. - 7 мая 1957 г.) был офицером немецкой армии, ученым и исследователем. Он провел несколько обзоров и научных исследований в Китае, Тибете и прилегающих регионах, а также возглавил Вторую немецкую антарктическую экспедицию в 1911–13.
Будучи молодым военным офицером, Фильхнер рано приобрел репутацию смелого и смелого человека после своих путешествий по России и горному хребту Памира . После дальнейших технических исследований он приобрел знания в области географии и геофизики , прежде чем возглавить крупные научные исследования в Тибете и западном Китае в 1903–05 годах. В 1909 году ему было поручено организовать и возглавить предстоящую немецкую экспедицию в Антарктику, преследующую как научные, так и географические цели, предполагающие обширное исследование внутренних районов континента. Во время экспедиции его корабль застрял во льдах моря Уэдделла , дрейфуя восемь месяцев и не позволяя Филчнеру создать наземную базу, тем самым не сумев достичь своей основной цели. Хотя были получены важные научные результаты, экспедиция была сорвана из-за серьезных межличностных разногласий и длительной вражды, что нанесло ущерб репутации Филшнера как лидера и положило конец его полярной карьере.
После службы в Первой мировой войне он возобновил свои путешествия по Азии. в одиночку Он провел две продолжительные магнитные исследования в Китае и Тибете, часто в трудных, а иногда и опасных условиях, и продолжал эту работу, когда началась Вторая мировая война , в результате которой он застрял в Индии. После нескольких лет интернирования он вернулся в Европу и удалился в Цюрих , где и умер в 1957 году. За свою жизнь он получил множество наград, в том числе Национальную премию Германии в области искусства и науки в 1937 году и несколько почетных докторских степеней . Его также чтят в Антарктике, где его имя носит ряд географических объектов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вильгельм Фильхнер родился 13 сентября 1877 года в семье Эдуарда и Розины Фильхнер. [1] Источники по-разному помещают его рождение в Мюнхен. [2] или Байройт ; [3] Похоже, что семья переехала из Мюнхена в Байройт вскоре после рождения Вильгельма, но вернулась в Мюнхен после ранней смерти его отца. [4] В детстве Вильгельм проявил значительный артистический и музыкальный талант, черпая вдохновение, среди прочего, у Франца фон Ленбаха , Франца Штука и Зигфрида Вагнера . [5] Он мог бы построить свою жизнь в искусстве, [6] но семейные традиции влекли его к военной карьере, и в 15 лет он был зачислен в Прусскую военную академию . [7]
Путешественник и исследователь
[ редактировать ]Ранние путешествия по Азии
[ редактировать ]Россия и Памир
[ редактировать ]В 1898 году, будучи молодым офицером, Фильчнер получил отпуск из армии и отправился в семинедельное путешествие по России. [8] но был вынужден покинуть эту страну, когда его заподозрили в шпионаже. [9] Два года спустя он совершил экспедицию в горы Памира , которая включала широко разрекламированную поездку верхом на лошадях. [10] путешествие из Оша в Ферганской долине в Мургаб в Таджикистане и возвращение через Кашгар в Синьцзян . [1] Во время этих путешествий Филчнер наблюдал за активной деятельностью русских и отметил различия между русскими и англичанами в их взаимодействии с коренными народами: «Русские в своих отношениях с азиатскими народами умудряются достучаться до их сердец, тогда как англичане, в своих отношениях с туземцами демонстрировать свое культурное превосходство». [11] Благодаря этим приключениям, о которых он рассказал в популярной книге « Эйн Ритт убер ден Памир» («Поездка через Памир»), [6] Филчнер рано приобрел репутацию смелого путешественника. [12]
Китай и Тибет, 1903–05 гг.
[ редактировать ]Вернувшись в Германию, Филчер развил свои знания в области географии и геофизики, посещая курсы в Техническом университете Мюнхена и других учреждениях. [2] Между 1900 и 1903 годами он установил контакты с некоторыми ведущими путешествующими учеными того времени, в том числе со шведом Свеном Хедином и Фердинандом фон Рихтгофеном из Берлинского университета . [13] В 1903 году по рекомендации фон Рихтгофена армия разрешила ему взять на себя руководство крупным научным исследованием в Тибете и западном Китае, простирающимся до верховьев реки Хван Хо . Это было потенциально опасное предприятие, и Филчнер иногда считал необходимым скрывать свою деятельность, маскируясь под мусульманского священника. [14]
Главным научным помощником Фильшнера в этом путешествии был географ Альберт Тафель , отношения с которым были сложными и часто натянутыми. После путешествия Тафель упустил несколько возможностей оскорбить Филчнера и подорвать его авторитет как лидера, обвинив его в трусости и поставив под сомнение точность его карт. [15] Военное прошлое и формальные манеры Филчнера усугубили проблему; как пишет Корнелия Людеке в биографическом эссе о Фильшнере, его как офицера «обучили командовать, а не обсуждать». [2] Эта черта проявится и в более поздних экспедициях Филшнера. [16]
Антарктика: Вторая немецкая антарктическая экспедиция, 1911–1913 гг.
[ редактировать ]Предыстория, цели и подготовка
[ редактировать ]Интерес Фильшнера к Антарктике был вызван теориями Альбрехта Пенка из Берлинского университета, который считал, что тогда еще практически неисследованный антарктический континент состоял из двух отдельных массивов суши, Восточной и Западной Антарктиды, разделенных проливом, соединяющим моря Уэдделла и Росса . Фильхнер пожелал исследовать этот вопрос и в 1909 году при поддержке Берлинского географического общества начал подготовку к антарктической экспедиции. Он не только проверит теорию Пенка, но и объединит географические открытия с научными исследованиями. [17] Первоначальный план Филчнера предусматривал, что два корабля с береговыми группами продвигаются вглубь суши соответственно с баз в море Уэдделла и Росса, чтобы встретиться в районе полюса. Это оказалось слишком дорогостоящим, поэтому Филчнеру пришлось принять более скромную стратегию использования одного корабля, ограничив свои операции районом моря Уэдделла. [18]
Было приобретено судно, норвежское китобойное судно «Бьёрн» , и его название было изменено на «Дойчланд» . [12] Ее капитаном должен был стать военно-морской офицер Ричард Вахсель , имевший предыдущий опыт работы в Антарктике. [19] но по репутации имел несколько трудный и жестокий характер, «жадный к власти и отъявленный интриган». [20] Неразумно Фильхнер согласился плыть под немецким военно-морским флагом, поставив Дойчланд и себя под действие военно-морских правил, которые давали капитану высшие полномочия по принятию решений на корабле. [21] Это создало ситуацию разделения командования, что имело серьезные последствия для авторитета Филчнера в экспедиции. [22]
Экспедиция
[ редактировать ]«Дойчланд» отплыла из Бремерхафена в начале мая 1911 года. [20] Первый этап включал комплексное океанографическое исследование Атлантики , охватывающее более 10 000 морских миль (12 000 миль; 19 000 км) и продолжающееся более четырех месяцев. [23] [24] После перерыва в Буэнос-Айресе экспедиция отправилась в Южную Георгию , прибыв туда в конце октября. [25] Пока корабль ремонтировался, Филчнер провел обследование побережья острова. [26] 11 декабря 1911 года тяжело нагруженная «Дойчланд» начала путь на юг, к морю Уэдделла. [27]
С самого начала прогресс был медленным и неопределенным. [28] Короткие периоды прозрачной воды перемежались периодами толстого льда, который затруднял, а иногда и мешал движению. [29] Однако к 29 января «Дойчланд» проникла в море Уэдделла за пределы самой южной точки Джеймса Уэдделла, достигнутой в 1823 году, и на следующий день наблюдала покрытое льдом побережье на востоке. Филчер назвал это место «Землей принцрегента Луитпольда» (или «Берег Луитпольда») в честь главного покровителя экспедиции. [30] Следуя береговой линии, 31 января на 77°48’ ю.ш. «Дойчланд» достигла огромного ледяного барьера , обозначающего самую южную оконечность моря Уэдделла. [31]
После долгих увиливаний со стороны капитана Фильхнер согласился основать свою береговую базу в небольшой бухте, которую он назвал заливом Вахсел . [32] Местом, выбранным капитаном, был айсберг, прикрепленный к краю барьера; Фильхнер сомневался, но Вазель заверил его, что его ледовый пилот Пауль Бьервик одобрил это место; [33] Позже Бьорвик отрицал, что давал подобные советы. [34] К 18 февраля строительство было почти завершено. [35] но в ту ночь сильная приливная волна оторвала айсберг, на котором находилась база, и унесла его прочь. [36] В результате отчаянных спасательных операций был спасен весь личный состав, большая часть оборудования и продовольствия, хотя некоторые предметы были потеряны. [37] После этого Филчнер еще несколько дней пытался восстановить базу, но эти усилия оказались безуспешными. [38]
Дрифт
[ редактировать ]Германия отправилась в обратный путь, намереваясь повторить попытку в следующем сезоне. [39] К 15 марта корабль прочно застрял во льдах и медленно дрейфовал на север. [40] и явно застрял на зиму. [41] К этому времени моральный дух экспедиции в значительной степени упал в результате фиаско в заливе Вахсель; партия распалась на фракции, и враждебность, взаимные обвинения и пьянство с угрозами насилия стали нормой. [42] Тем не менее Филчнер по-прежнему стремился продолжить научную работу на станциях, установленных на льду. [43] 10 августа Вахсель умер (от сердечной недостаточности, усугубленной, вероятно, последствиями сифилиса). [44] но ядовитая атмосфера сохранялась и при его замене, первом офицере Вильгельме Лоренцене. [45] Корабль не был освобожден до 26 ноября 1912 года. [46] и когда она наконец прибыла в Южную Георгию 19 декабря, экспедиция распалась. [47] Противоборствующие фракции держались отдельно, прежде чем их по отдельности перевели обратно в Германию. [48] Филчнер надеялся, что экспедицию можно будет воссоздать для новой попытки. [49] но его сторонники в Германии вызвали его домой. [48]
В Германии Суд чести в значительной степени снял с Фильхнера вину за разгром. [50] но этот опыт утомил его в Антарктике, и он так и не вернулся. Вместо этого он решил вернуться к своей первоначальной сфере деятельности в Центральной и Восточной Азии. [51]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Фильхнер служил в немецкой армии, преимущественно в военной разведке; в 1916 году он был директором службы морских допросов в Бергене , Норвегия. [52] В годы сразу после войны он посвятил себя писательству. В 1922 году он опубликовал свой отчет об антарктической экспедиции Zum sechsten Erdteil: Die zweite deutsche Südpolar-Expedition («На шестой континент: Вторая немецкая южнополярная экспедиция»). [53] В этой книге Филчнер почти не упоминает межличностные трудности, которые омрачили и в конечном итоге разрушили экспедицию, вместо этого давая относительно простой отчет о ее деятельности и достижениях. [54] В отсутствие опровержений критика со стороны его врагов, ссылающихся на отсутствие у него лидерских качеств и недостаточных исследовательских способностей, будет продолжаться без ответа в течение десятилетий. [55] В 1924 году Фильхнер опубликовал книгу Sturm über Asien: Erlebnisse eines дипломатишен Geheimagenten («Буря над Азией: опыт тайного дипломатического агента»), охватывающую историю Центральной Азии с начала 20 века. Это не отчет о личном опыте; это полувыдуманная жизнь Церемпила, бурятского монаха из Урги . [56] Фильхнер переиздал книгу в переработанном виде в 1928 году под названием Wetterleuchten im Osten («Погодные огни на Востоке»). [57]
Исследование Центральной Азии, 1926–28 гг.
[ редактировать ]В 1926 году Фильхнер возобновил свою довоенную исследовательскую и наблюдательную работу в Средней Азии. С помощью небольшого гранта Министерства иностранных дел Германии он отправился в путь в январе того же года. После многих задержек и препятствий он добрался до монастыря Кумбум на китайско-тибетской границе, где провел зиму 1926–27 годов в условиях плохого здоровья и бедности, ожидая дальнейших средств и разрешения продолжить путь. [58] В апреле 1927 года он получил рекомендательные письма, позволяющие ему отправиться в Тибет, а в июне он отправился в путь, пунктом назначения которого был город Лех на севере Индии . Несмотря на дальнейшие лишения и задержания, он достиг Леха 5 марта 1928 года, прежде чем завершить свое путешествие в Дехрадуне . [58] Программа его путешествия включала первый крупный вклад в магнитную съемку северного Тибета. Он провел множество топографических измерений и составил подробные карты, которые изменили географические знания этого региона. К этой информации он добавил то, что он назвал «культурно-политическими наблюдениями». [58] Большая часть его работы выполнялась тайно, чтобы избежать внимания подозрительных властей. Путешествие стало предметом фильма Mönche, Tänzer und Soldaten («Монахи, танцоры и солдаты»), ценного документального фильма о монашеской и другой жизни того времени. [59]
Второе азиатское исследование, 1934–37 гг.
[ редактировать ]В 1934–1938 годах Филчнер вернулся в тот же регион, на этот раз следуя по маршруту через северный Тибет от Ланьчжоу до Леха. [59] Если в предыдущем путешествии он в основном оплатил дорогу самостоятельно, то на этот раз расходы на экспедицию взяло на себя правительство Германии. Филчнеру пришлось связать свои новые измерения с измерениями предыдущего путешествия. Эта вторая поездка могла иметь национальный и коммерческий аспекты; авиакомпания Deutsche Luft Hansa планировала расширить свои услуги в регионе. Для успешной навигации пилотам потребуются точные магнитные данные в районе, в значительной степени лишенном естественных географических особенностей, которые позволили бы ориентироваться визуально. Не исключено, что за это Филчнеру заплатила авиакомпания. [60]
В ходе своего путешествия Фильчнер пересек пустыни Гоби и Такла-Макан и в декабре 1936 года прибыл в Хотан в Синьцзяне. Это была небезопасная территория, где бушевала гражданская война. У Филчера не было необходимых документов; он был арестован, а его паспорт конфискован. [61] Он находился под стражей военачальника Ма Хушаня в суровых условиях в течение семи месяцев. [62] прежде чем ему вернули паспорт и разрешили продолжить путь. Затем ему пришлось пройти так называемый «маршрут смерти» через хребет Каракорум . Он прибыл в Лех в сентябре 1937 года, завершив свое путешествие длиной в 3500 км (2175 миль) месяцем позже в Сринигаре . [61] По возвращении он узнал, что Адольф Гитлер вручил ему Национальную премию Германии в области искусства и науки . [63] Филчнер описал эту экспедицию в своей книге «Бисмиллах» (1938), переведенной на английский язык как «Ученый в Тартарии: от Хоанг-хо до Инда» (1939).
Вторая мировая война, выход на пенсию, смерть
[ редактировать ]В 1939 году он планировал поехать в Афганистан и Северный Иран, чтобы провести там магнитные работы, но вместо этого решил поехать в Непал. [64] Он проводил магнитные исследования в западных и юго-восточных районах страны, хотя англичане в Индии с подозрением относились к его присутствию там. Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война , Филчнер решил остаться в Непале, но в декабре 1940 года его здоровье ухудшилось, и ему пришлось обратиться за медицинской помощью в Индию, где он был немедленно интернирован. [65] Обстоятельства его заключения в Индии не были суровыми, и ему разрешили продолжать работать и ограниченно путешествовать. [66] Когда война закончилась, он жил в Пуне , а затем вернулся в Европу в 1949 году и поселился в швейцарском городе Цюрих . В Цюрихе он поддерживал свои академические интересы посредством контактов в ETH Zürich и Немецкой геодезической комиссии в Мюнхене . [66] В 1956 году он нарушил свое долгое молчание относительно событий антарктической экспедиции и подготовил разоблачение Feststellungen («Выводы»), ставшее ответом своим давним критикам. Это впервые раскрыло подробности страданий экспедиции, но по настоянию Филшнера оставалось неопубликованным до 1985 года. [67] Фильхнер продолжал жить в Цюрихе до своей смерти 7 мая 1957 года в возрасте 79 лет. [2]
Оценка
[ редактировать ]Несмотря на свою внешнюю формальность, Филчнер продемонстрировал творческий и авантюрный подход к планированию и проведению своих различных экспедиций. В ходе своих путешествий он внес важный и долгосрочный вклад в картографию и магнитные измерения Центральной Азии. [2] и его антарктическая экспедиция, несмотря на обстоятельства, дала значительные научные и географические результаты. [47] [68] Происхождение и военная подготовка Филчнера привили ему несколько негибкое отношение, не способствующее успешной командной работе, и создали трудности с межличностными отношениями. Примером этого могут служить его ссоры с Тафелем и его плохое обращение с ситуацией разделения командования, возникшей на « Дойчланде» . [2] Мерфи описывает Филчнера как «немного чопорного, что-то вроде холодной рыбы», лишенного чувства юмора и общности, которые отличали таких лидеров, как Шеклтон. Людеке отмечает заметные успехи своих более поздних экспедиций, получивших щедрую похвалу от Королевского географического общества . [69] когда он работал один, не стесненный необходимостью сохранять коллегиальный подход. [2]
Работа Фильхнера была отмечена в 1937 году Национальной премией Германии. Он получил степени почетного доктора Кенигсбергского университета (1911 г.) и Мюнхенского технического университета (1938 г.), а также был назначен почетным профессором Берлинского университета. [2] Его память увековечена в различных объектах Антарктики, носящих его имя: скалах Филхнера в Южной Георгии; [70] горы Филчнер на Земле Королевы Мод ; [70] мыс Фильхнер; [70] желоб Филшнера в море Уэдделла; [71] и шельфовый ледник Фильшнера-Ронне. [72] Станция Фильхнер работала как немецкая научная база на острове Беркнер с 1982 по 1999 год. [2]
Публикации
[ редактировать ]Помимо множества томов научных результатов и картографических сборников, созданных на основе его различных путешествий, Филчнер опубликовал популярные книги о путешествиях и отчеты об экспедициях. [73] В число этих работ вошли «Ученый в Тартарии: от Хоанг Хо до Инда» (английский перевод, 1939 г.); [74] мемуары «Жизнь исследователя » (1950); [75] и совместно с Эрихом Пшибиллоком « Картирование маршрутов и определение местоположения в неизведанных регионах» (английский перевод, 1957 г.). [76] Английский перевод Уильяма Барра отчета Филшнера об антарктической экспедиции 1911–1913 годов « На шестой континент» 1922 года вместе с разоблачением 1985 года был опубликован в 1994 году. [55]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Риффенбург 2007 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Людеке DFB 2008 .
- ^ Терни 2012 , с. 178; Южный полюс.com
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52.
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Терни 2012 , с. 178
- ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 178.
- ^ Терни 2012 , с. 178; Южный полюс.com
- ^ Южный полюс.com .
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Терни 2012 , с. 178
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 52; Людеке DFB 2008 ; Терни 2012 , с. 178
- ^ Миддлтон 2019 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , с. 257.
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 53.
- ^ Брайан 2011 , с. 257; Хорник и Людеке 2005 , с. 53
- ^ Терни 2012 , стр. 183–184.
- ^ Хорник и Людеке 2005 , с. 57.
- ^ Терни 2012 , стр. 178–179.
- ^ Миллс 2003 , с. 228; Южный полюс.com
- ^ Брайан 2011 , с. 260; Мерфи 2002 , с. 94; Барр 2007 , с. 454
- ^ Jump up to: а б Миллс 2003 , с. 228.
- ^ Брайан 2011 , с. 260.
- ^ Барр 2007 , с. 454.
- ^ Мерфи 2002 , с. 95.
- ^ Терни 2012 , стр. 209–210.
- ^ Миллс 2003 , с. 228; Брайан 2011 , с. 261; Хэдленд 1984 , с. 69
- ^ Хэдленд 1984 , с. 69.
- ^ Мерфи 2002 , с. 97.
- ^ Миллс 2003 , с. 228; Мерфи 2002 , с. 97
- ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 423.
- ^ Терни 2012 , с. 194.
- ^ Миллс 2003 , с. 229.
- ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 425–427.
- ^ Терни 2012 , с. 196; Мерфи 2002 , с. 100
- ^ Терни 2012 , с. 197; Мерфи 2002 , стр. 100–101.
- ^ Терни 2012 , стр. 197; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 427.
- ^ Терни 2012 , стр. 197–198; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 427.
- ^ Брайан 2011 , с. 263; Миллс 2003 , с. 229
- ^ Миллс 2003 , с. 229; Фильхнер и Пшибиллок 1913 , с. 427
- ^ Филхнер и Пшибыллок 1913 , стр. 427; Терни 2012 , стр. 198.
- ^ Терни 2012 , с. 198.
- ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 427–428.
- ^ Терни 2012 , стр. 199–200.
- ^ Мерфи 2002 , стр. 101–102.
- ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 429.
- ^ Терни, 2012 , стр. 203–204; Брайан 2011 , с. 264
- ^ Filchner & Przybyllok 1913 , стр. 429–30.
- ^ Jump up to: а б Брайан 2011 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Терни 2012 , с. 205.
- ^ Филхнер и Пшибиллок 1913 , стр. 430.
- ^ Терни 2012 , с. 206.
- ^ Миллс 2003 , стр. 229–230.
- ^ Богхардт 2004 , стр. 94, 154.
- ^ WorldCat: На шестой континент .
- ^ Стоун 1995 , стр. 348–349.
- ^ Jump up to: а б Кроненветт 1995 , стр. 416–417.
- ^ Королевское среднеазиатское общество 1927 , с. 359.
- ^ Гималайский журнал 1929 года .
- ^ Jump up to: а б с Географический журнал 1934 г. , стр. 416–420.
- ^ Jump up to: а б Хорник и Людеке 2005 , с. 54.
- ^ Геркен и Брекер 2017 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Геркен и Брекер 2017 , с. 201.
- ^ Баумер 2018 , с. 328.
- ^ Мерфи 2002 , с. 183.
- ^ Хорник и Людеке 2005 , стр. 54–55.
- ^ Хорник и Людеке 2005 , стр. 54–55; Нейгауз 2012 , с. без разбивки на страницы
- ^ Jump up to: а б Хорник и Людеке 2005 , с. 55.
- ^ Кроненветт 1995 , стр. 416–417; Миллс 2003 , с. 228
- ^ Терни 2012 , с. 211.
- ^ Географический журнал 1934 г. , стр. 418–420.
- ^ Jump up to: а б с Альбертс 1981 , с. 274.
- ^ Стойка 2018 , с. 40.
- ^ Рафферти (Британская энциклопедия) 2007 .
- ^ История Вегенера .
- ^ WorldCat: Ученый в Татарии .
- ^ WorldCat: Жизнь исследователя .
- ^ WorldCat: Отображение маршрутов .
Источники
[ редактировать ]- Альбертс, Фред Г., изд. (1981). Географические названия Антарктики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный научный фонд США. OCLC 497666264 .
- «Исследователи Антарктики: Вильгельм Фильхнер 1877–1957» . Южный полюс.com . Проверено 9 сентября 2019 г.
- «История борьбы и интриг в Средней Азии». Журнал Королевского Центральноазиатского общества . 14 (4): 359–368. 1927. дои : 10.1080/03068372708724985 .
- Барр, Уильям (2007). «Немецкая южнополярная (Германия) экспедиция 1911–12» . В Бо Риффенбурге (ред.). Энциклопедия Антарктики . Энциклопедия Антарктики, Том 1 . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-97024-2 .
- Баумер, Кристоф (2018). История Средней Азии . Том. 4. Лондон и Нью-Йорк: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78831-351-3 .
- Богхардт, Томас (2004). Шпионы кайзера: немецкие тайные операции в Великобритании в эпоху Первой мировой войны . Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-349-51611-7 .
- Брайан, Рорк (2011). Испытание льдом: Корабли Антарктики . Доббс Ферри, Нью-Йорк: Дом Шеридана. ISBN 978-1-57409-312-4 .
- Кроненветт, Филип Н. (1995). «Рецензия на книгу: На шестой континент: Вторая немецкая южнополярная экспедиция» . Арктические и альпийские исследования . 27 (4): 415–417. дои : 10.1080/00040851.1995.12003140 . S2CID 251152682 .
- Фильхнер, Вильгельм; Пшибиллок, Эрих (1913). «Немецкая антарктическая экспедиция». Бюллетень Американского географического общества . 45 (6): 423–430. дои : 10.2307/200593 . JSTOR 200593 . S2CID 4033913 .
- Геркен, Хорст Х; Брекер, Аннет (2017). Каракорумское шоссе и долина Хунза, 1998 год . Перевод Билла Макканна. Нордерштедт : Книги Совета директоров по запросу. ISBN 978-3-7448-1279-5 .
- Хэдленд, Роберт (1984). «Вильгельм Фильхнер и Германия, 1911 и 1912 годы» . Остров Южная Георгия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 69–71. ISBN 0-521-25274-1 .
- Хорник, Хельмут; Людеке, Корнелия (2–3 июня 2005 г.). Вильгельм Фильхнер и Антарктида . 1-й семинар СКАР по истории антарктических исследований. Баварская академия наук и гуманитарных наук. стр. 55–61 . Проверено 4 октября 2019 г.
- Людеке, Корнелия (2008). «Фильхнер, Вильгельм 1877–1957». Биографический словарь Фолклендских островов, включая Южную Георгию . Ледбери, Херефордшир: Дэвид Тэтэм. ISBN 978-0-955-89850-1 .
- Миддлтон, Роберт (2019). «Большая игра: миф или реальность? (научная статья)» (PDF) . Бишкек , Кыргызская Республика: Университет Центральной Азии.
- Миллс, Уильям Джеймс (2003). Исследование полярных границ: Историческая энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния; Денвер, Колорадо; Оксфорд, Англия: ABC-CLIO. ISBN 1-57607-422-6 .
- Мерфи, Дэвид Томас (2002). Немецкое исследование полярного мира: история, 1870-1940 гг . Линкольн, штат Небраска, и Лондон: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3205-5 .
- Нойхаус, Том (2012). Тибет в западном воображении . Бейзингсток, Хантс: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-29970-2 .
- Стойка, Урсула (2018). «Исследование и картографирование Антарктики: истории открытий и знаний» . В Марке Наттолле (ред.). Справочник Routledge по полярным регионам . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-84399-8 .
- Рафферти, Джон П. (12 января 2007 г.). «Шельфовый ледник Ронне» . Интернет-издание Британской энциклопедии . Проверено 4 октября 2019 г.
- «Обзор: Путешествие доктора Вильгельма Фильхнера в Тибет». Географический журнал . 83 (5): 416–420. Май 1934 г. doi : 10.2307/1785726 . JSTOR 1785726 .
- Риффенбург, Бо (2007). Энциклопедия Антарктики, Том 1 . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-97024-2 .
- Стоун, Ян Р. (1995). «Обзор: На шестой континент: Вторая немецкая южнополярная экспедиция» . Полярный рекорд . 31 (178): 348–349. дои : 10.1017/S0032247400013929 .
- Томпсон, CM (1929). «Обзор: Wetterleuchten im Osten Вильгельма Фильхнера» . Гималайский журнал . 1 . Проверено 14 октября 2019 г.
- Терни, Крис (2012). 1912 год: год открытия Антарктиды . Лондон: Голова Бодли. ISBN 978-1-84792-174-1 .
- «Вильгельм Фильхнер — учёный и авантюрист» . Институт Альфреда Вегенера. Архивировано из оригинала 14 мая 2004 г. Проверено 13 октября 2019 г.
WorldCat
- Вильгельм Фильхнер и Эрих Пшибиллок: Составление карты маршрутов и определение местоположения в неизведанных регионах . ОСЛК 216902051 .
- Вильгельм Фильхнер: Ученый в Татарии: от Хоанг-хо до Инда . OCLC 8693414 .
- Вильгельм Фильхнер: Жизнь исследователя . OCLC 73360240 .
- Вильгельм Фильхнер: На шестой континент: вторая немецкая южнополярная экспедиция . OCLC 1067264629 .