Джонас Пул
Джонас Пул (род. 1566–1612) [1] начала 17 века был английским исследователем и охотником на тюленей и сыграл важную роль в истории китобойного промысла .
Путешествие на Медвежий остров, 1604-1609 гг.
[ редактировать ]Он служил на борту судов, отправленных Московской компанией в плавания на тюленей к Медвежьему острову в 1604, 1605, 1606, 1608 и 1609 годах. В 1607 году он был среди моряков, отправленных в Новый Свет для основания Джеймстауна , в частности являясь одним из двух дюжина колонистов во главе с капитаном Кристофером Ньюпортом, которые исследовали верховья реки Джеймс на лодке до водопада недалеко от современного Ричмонда , штат Вирджиния , в конце мая того же года. В 1606 году ему дали под командование 20-тонную лодку. В 1608 году он пилотировал корабль «Пауль» , а в 1609 году был капитаном корабля «Львица» . [2]
Путешествие на Шпицберген, 1610-1612 гг.
[ редактировать ]1610
[ редактировать ]В 1610 году Пула снова отправили на Медвежий остров для охоты на моржей , а также для поиска пути к Северному полюсу . Ему было поручено командовать 70-тонным судном «Амити» с экипажем из четырнадцати человек и мальчика. Он вообще обошел Медвежий остров, направившись прямо к Шпицбергену . В то время как Баренц провел всего несколько недель, исследуя Шпицберген и Гудзон, менее месяца, Пул провел почти три месяца (май – август), исследуя западное побережье и охотясь там на моржей, белых медведей и северных оленей . 6 мая он увидел гору на южном побережье Шпицбергена, которую назвал Горой Московской компании (современный Хорнсундтинд ). Он поплыл на север и направил лодку в небольшой фьорд. Они вернулись с куском оленьего рога, в результате чего Пул дал фьорду название Хорн-Сунд ( Хорнсунд ). [3]
Во время этого плавания он также назвал Айс-Пойнт (Испинтен), Белл-Пойнт (по близлежащей колоколообразной горе, ныне называемой Капп-Лайель), Белл-Саунд ( Беллсунд ), Пойнт-Перегородка (Мидтерхукен), Лоу-Саунд ( Ван Миенфьорден ), Малозвук. (Логнесет, его норвежский эквивалент), Ледяной пролив ( Ис-фьорд ), Зеленая гавань ( Грён -фьорден ), залив Осборн ( Сент-Йонс-фьорден ), Блэк-Пойнт (Сальпинтен), остров Блэк-Пойнт ( Принс Карлс Форланд ), Фоул-Саунд ( Форландсундет ), мыс Холодный (Калднесет), Фэр-Форленд ( Фуглехукен ), Дир-Саунд ( Конгс-фьорден ), Клоуз-Коув ( Кросс-фьорден ), Кросс-Роуд (Эбельтофтхамна) и Фэрхейвен (Смеренбург-фьорден). [4]
Пул также добыл «плавники» (усатые усаты) и жир у гренландских китов , выброшенных на берег вдоль побережья, но не пытался поймать ни одного из «большого количества китов», которых он видел в этих водах, «поскольку баски были тогда единственными люди, которые разбирались в китобойном промысле». [3]
1611
[ редактировать ]Его отчет о количестве китов, обнаруженных вокруг Шпицбергена, побудил Московскую компанию отправить туда два корабля 1611 . следующем , в году китобойная экспедиция на остров. Пул был назначен капитаном « Элизабет» и должен был пилотировать оба судна. На борту « Мэри Маргарет» находился Томас Эдж , который должен был отвечать за грузы обоих судов. Среди команды было шесть опытных баскских китобоев из Сен-Жан-де-Люз . [3]
Экспедиция покинула Блэкволл в апреле, но на 65° северной широты два корабля были разделены «встречными ветрами и ненастной погодой». Они снова нашли друг друга в середине мая, вместе отправившись на Кросс-роуд, где бросили якорь в конце мая. «Мэри Маргарет» провела июнь, охотясь на китов и моржей, в то время как Пул исследовал юго-запад в поисках неуловимого холда Генри Хадсона с Хоупом . Увидев эту землю (вероятно, восточную Гренландию ) около 74°, он поплыл на север к Медвежьему острову, где бросил якорь 29 июня.
В конце июля, стоя на якоре на северной стороне острова, Пул вступил в контакт с тремя моряками, посланными Эджем и Беннетом. Они рассказали ему о гибели « Мэри Маргарет» в Фоул-Саунде, которую выбило на берег льдом. Ему сказали, что тридцать человек высадились на южной стороне острова на трех лодках, а две другие лодки с девятью людьми разошлись с ними у Хорн-Саунд. [3]
Пул отплыл на южную сторону острова, забрал людей и поплыл на север, к Шпицбергену. Придя в Фаул-Саунд, он обнаружил других людей « Мэри Маргарет» , которых перенес туда нарушитель из Халла , « Хоупвелл» , под командованием Томаса Мармадьюка . Здесь, 7 августа, при передаче груза пострадавшей Мэри Маргарет , « Элизабет» , не имея в трюме достаточно балласта, перевернулась, едва не унеся с собой Пула. Пул находился в трюме, когда произошла авария, и дважды при попытке пролезть через люки бочки с пивом и «разные другие вещи» сбивали его с ног. «Плавая и ползая», он смог выбраться из коры на поверхность, где его спасла лодка. Пул сказал, что его «голова [была] сломана до черепа, и мой лоб, чтобы можно было видеть голые кости, и у меня была болезненная рана у уха, а также все ребра на моей правой стороне были сломаны и ушиблены, а ключица моего левого плеча сломана, а спина у меня так болела, что я не мог позволить, чтобы кто-нибудь прикоснулся к ней». [2]
Забравшись в три лодки, мужчины поплыли к Хоупвеллу , прося Мармадьюка о помощи, но он отказался, как сообщается, вооружив своих людей пиками и копьями, чтобы не дать Пулу и его людям подняться на борт. Эдж и другие мужчины наконец убедили Мармадьюка отвезти их домой, но только после того, как согласились заплатить ему. [3]
1612
[ редактировать ]В 1612 году Йонас Пул снова отправился на Шпицберген в китобойную экспедицию. Было отправлено два корабля: 160-тонный «Кит » под командованием Джона Рассела и 180-тонный «Си Хорс » под командованием Томаса Эджа. Пул служил на борту последнего, вероятно, в качестве пилота. [2]
Экспедиция отправилась в начале апреля и прибыла на Медвежий остров в начале мая. 25 мая они вошли в Фаул-Саунд. На следующий день в пролив вошли два корабля. Одним из них был корабль, отправленный из Голландии , с которым они встретились ранее у острова Медвежий. Другим был незваный гость из Англии , «Диана » из Лондона , под командованием Томаса Бастиона из Уоппинг-Уолла . Оба уплыли на следующий день. В начале июня Пул встретился с еще одним нарушителем, Хоупвеллом из Халла , снова под командованием Томаса Мармадьюка, который, возможно, был оборудован в этом году для охоты на китов. [2]
К началу июня баскские китобои, вероятно, завербованные из Сен-Жан-де-Люз, уже поймали несколько китов. В конце июня Пул сказал, что в проливе было так много китов, что он не мог их сосчитать. 30 июня он сообщил, что «в гавани около наших кораблей обитает множество огромных китов». «Весь этот день киты так густо лежали вокруг корабля, что некоторые бежали к нашим кабелям, некоторые к кораблю, а один к рулю. Один лежал под нашим клювом и спал там долгое время». Позднее в том же году корабли вернулись в Лондон со 180 тоннами нефти, полученной в результате поимки семнадцати гренландских китов и двух моржей. [3]
Сообщается, что в конце путешествия Пул был «жалко и подло убит» между Рэтклиффом и Лондоном. [2]
Наследие
[ редактировать ]Многие из названий, которые Йонас Пул дал объектам на западном побережье Шпицбергена, в первую очередь Хорнсунду, Беллсуну и Исфьорду, до сих пор сохраняют свои названия. Названия других объектов из-за современных ошибок в составлении карт и по другим причинам были изменены или вовсе забыты. Пулепинтен (Пул-Пойнт), на юго-восточном побережье Принс-Карлс-Форланд (Принц Чарльз Форланд), был назван в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский национальный биографический словарь (2004).
- ^ Jump up to: а б с д и Покупки, S. 1625. Hakluytus Posthumus или Покупки его паломников: содержащие историю мира в морских путешествиях и путешествиях по Ланде англичан и других . Тома XIII и XIV (переиздание 1906 г., Дж. Маклехоз и сыновья).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Конвей, В.М. 1906. Ничья земля: история Шпицбергена от его открытия в 1596 году до начала научных исследований страны . Кембридж: В университетском издательстве.
- ↑ Норвежского полярного института. База данных топонимов Шпицбергена Архивировано 23 июня 2007 г. в Wayback Machine.