Кристофер Ньюпорт
Капитан Кристофер Ньюпорт | |
---|---|
![]() Статуя Кристофера Ньюпорта в кампусе Университета Кристофера Ньюпорта изображает его с обеими руками до потери одной руки во время англо-испанской войны. Монументальная скульптура Джона Хейра. | |
Рожденный | Декабрь 1561 г. |
Умер | Август 1617 Бантам , Ява | (55 лет)
Занятия |
|
Известный | Капитан « Сьюзен Констант» во время путешествия 1606–1607 годов в Джеймстаун. |
Кристофер Ньюпорт (1561–1617) — английский моряк и капер . Он наиболее известен как капитан « Сьюзан Констант» , самого большого из трех кораблей, которые перевозили поселенцев для компании Вирджиния в 1607 году на пути к основанию поселения в Джеймстауне в колонии Вирджиния , которое стало первым постоянным английским поселением в Северной Америке. . Он также командовал двумя другими кораблями в том первом путешествии, в порядке их размера: « Годспид» и « Дискавери» .
Он совершил несколько рейсов с припасами между Англией и Джеймстауном; Вирджинской компании нового флагманского корабля , Sea Venture , который встретил ураган во время Третьей миссии снабжения и потерпел кораблекрушение на архипелаге Бермудском в 1609 году он стал капитаном . Университет Кристофера Ньюпорта в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния , был назван в его честь.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кристофер Ньюпорт родился в Лаймхаусе , важном торговом порту на реке Темзе, в декабре 1561 года. Его отец, которого также звали Кристофер Ньюпорт, был капитаном корабля , работавшим в сфере коммерческого судоходства на восточном побережье Англии. Девичья фамилия его матери Джейн неизвестна. Ньюпорта крестили в англиканской церкви Святого Николая в Харвиче 29 декабря. [1] [2] [3] Ньюпорт вышел в море в 1580 году, быстро дослужился до звания мастера-мореплавателя и занимался торговлей, идущей в Лондон. 19 октября 1584 года он женился на Кэтрин Проктор в Харвиче. [4]
Капер
[ редактировать ]
С 1585 года, после начала англо-испанской войны , Ньюпорт работал капером , совершавшим набеги на испанские грузовые суда в Карибском море . На протяжении многих лет он командовал рядом каперских кораблей, в том числе « Маленьким Джоном» , « Маргарет » и « Золотым драконом» . В 1590 году Ньюпорт участвовал в экспедиции по Карибскому морю , которую финансировал и организовал знаменитый лондонский купец Джон Уоттс . В этом путешествии Ньюпорт потерял руку во время боя за захват испанского галеона .
Несмотря на травму, Ньюпорт продолжал совершать каперские рейды почти двадцать лет, работая с Уоттсом. Его достижения в этот период включали успешную экспедицию у берегов Кубы в 1591 году и совершение набегов на Эспаньолу и залив Гондруас . Несколько месяцев спустя Ньюпорт помог захватить португальский корабль «Мадре де Деус» у Азорских островов в 1592 году. Этот приз принес величайшую английскую добычу века, включая пятьсот тонн специй, шелка, драгоценных камней и других сокровищ. Кристофер Ньюпорт также участвовал в знаменитом набеге Дрейка на Кадис в Испании вместе с сэром Фрэнсисом Дрейком. [5]
Вернувшись в Карибское море, Ньюпорт захватил Табаско в ноябре 1599 года. Попытка совершить набег на испанскую Ямайку в январе 1603 года закончилась неудачей после отражения ополчения под командованием губернатора Фернандо Мельгарехо. [6] Месяц спустя Ньюпорт совершил свой последний крупный рейд за всю войну, совершив набег на Пуэрто-Кабалльос . Он продолжал совершать набеги на Карибы до мая, взяв еще пару испанских призов возле Гаваны, прежде чем отправиться обратно в Англию. Добычу от всех этих набегов делили с лондонскими купцами, которые их финансировали. [7] К моменту окончания войны в 1604 году Ньюпорт совершал набеги на Испанскую магистраль больше раз, чем Фрэнсис Дрейк . [8]
С мирной миссией на Карибах он вернулся в Англию в конце 1605 года с двумя детенышами крокодилов и диким кабаном . Он преподнес их в качестве подарка королю Якову I , который увлекался экзотическими животными.
Джеймстаун
[ редактировать ]Именно опыт Ньюпорта, а также его репутация привели к тому, что в 1606 году его наняла лондонская компания Вирджиния . Король Джеймс I предоставил компании право собственности на основание поселения в колонии Вирджиния. Ньюпорт взял на себя управление кораблем «Сьюзен Констант» , и в путешествии 1606–1607 годов он перевез 71 колониста, все мужчины, одним из которых был Джон Смит . Как только земля стала видна, был открыт запечатанный приказ компании Вирджиния, в котором Ньюпорт был назначен членом управляющего совета колонии. 29 апреля Ньюпорт установил крест в устье залива, в месте, которое они назвали мысом Генри, чтобы заявить права на землю для Короны. В последующие дни корабли отправились вглубь страны вверх по течению реки Джеймс в поисках подходящего места для своего поселения, как это было определено в их приказах. Ньюпорт (в сопровождении Смита) затем исследовал Поухатанский грипп (реку) до места нынешнего Ричмонда (поухатанский грипп вскоре будет называться рекой Джеймс), затем через несколько недель после прибытия в Джеймстаун ему разрешили занять свое место. на совете. [9]
Первая и вторая миссии снабжения
[ редактировать ]В июне 1607 года, через неделю после завершения строительства первого форта в Джеймстауне, Ньюпорт отплыл обратно в Лондон на судне « Сьюзан Констант» с грузом пирита («золота дураков») и других предположительно драгоценных минералов. [9] оставив после себя 104 колониста и крошечный «Дискавери» в пользование колонистов. « Сьюзан Констант» , сдававшееся в аренду судно и обычно использовавшееся для перевозки грузов, больше не вернулась в Вирджинию. Тем не менее, в последующие 18 месяцев Ньюпорт дважды возвращался из Англии с дополнительными припасами, возглавив так называемые Первую и Вторую миссии снабжения . Несмотря на первоначальные намерения выращивать продукты питания и торговать с коренными американцами, едва выжившие колонисты стали зависеть от миссий по снабжению. До прибытия Первой поставки более половины колонистов погибло зимой 1607–08 гг.

Срочно необходимая миссия Первого снабжения прибыла в Джеймстаун 8 января 1608 года. Под командованием Ньюпорта находились два корабля: « Джон и Фрэнсис» и « Феникс» . Однако, несмотря на пополнение запасов, два корабля также доставили еще 120 человек, так что, как записал позже Джон Смит, вместе с выжившими из первоначальной группы насчитывалось 158 колонистов. [10] Соответственно, Ньюпорт почти сразу же снова уехал в Англию, чтобы получить больше припасов для колонистов. Во время этой поездки Ньюпорт взял Поухатана соплеменника Намонтака в Лондон, который прибыл 10 апреля 1608 года. Намонтак оставался в Лондоне в течение трех месяцев, а затем вернулся в Вирджинию с Ньюпортом.
Вторая поставка прибыла в сентябре 1608 года, на этот раз Ньюпорт командовал « Мэри Маргарет» , кораблем водоизмещением около 150 тонн. [11] [12] Помимо крайне необходимых припасов, Вторая поставка доставила еще 70 человек, а также первых двух женщин из Англии, «джентльменку» и служанку. [10] Понимая, что дружба Поухатана имеет решающее значение для выживания небольшой колонии Джеймстаун, Ньюпорту также было приказано «короновать» вождя церемониальной короной, чтобы сделать его английским «вассалом». [13] Однако коронация прошла неудачно, поскольку он заявил, что уже является королем, и отказался встать на колени, чтобы получить корону. О необходимости еще одной, в идеале гораздо более крупной миссии по снабжению, руководство компании Вирджиния было эффективно доведено до сведения, когда Ньюпорт вернулся в Англию. Были собраны и подготовлены дополнительные средства и ресурсы. Однако « Третья поставка» , а также новый специально построенный флагман компании « Sea Venture » стали большими проблемами для Джеймстауна.
Третий запас: злополучное морское предприятие
[ редактировать ]
Ньюпорт совершил третье путешествие в Америку в июне 1609 года в качестве капитана « Морского предприятия» и «вице-адмирала» Третьей миссии снабжения . Обычно корабли, направлявшиеся в Северную Америку из Европы, плыли на юг до Канарских островов , поскольку на этой широте среднее направление ветра было на запад, толкая их через Атлантику (суда, возвращающиеся в Европу, поворачивали на восток у Каролинских островов, как в на этой широте среднее направление ветра — на восток), затем следовал по цепи западно-индийских островов до Флориды и оттуда следовал к атлантическому побережью континента. Однако, поскольку Вест-Индия прочно находилась во власти Испанской империи, английский флот повернул на север в открытой Атлантике, намереваясь обойти испанскую угрозу и направиться прямо в Вирджинию. 24 июля, за несколько дней до Джеймстауна, девять кораблей попали в сильный трехдневный шторм и разделились. Флагман миссии, « Си Венчер» , недавно построенный для путешествия, сильно протекал, потеряв герметичность. Адмирал сэр Джордж Сомерс , вставший у руля, намеренно направил ее на риф на Бермудских островах, чтобы предотвратить ее затопление. В конце концов, в мае 1610 года выжившие (150 колонистов и членов экипажа, а также одна собака) построили два корабля меньшего размера, « Избавление» и «Терпение» , из обломков и обильного местного бермудского кедра . погибло более 80% колонистов Прибыв в Джеймстаун на 10 месяцев позже запланированного, где во время голодного времени , Ньюпорт и другие имели очень мало припасов, которыми можно было поделиться. Обе группы чувствовали, что у них нет другого выбора, кроме как вернуться в Англию. 7 июня они сели на корабли и начали плыть вниз по течению и покинуть Джеймстаун. Однако, когда они приблизились к острову Малберри , их встретила «четвертая» миссия снабжения , плывущая вверх по течению, возглавляемая новым губернатором Томасом Уэстом , который приказал оставшимся поселенцам вернуться.
В свое последнее путешествие в Джеймстаун в 1610 году Ньюпорт взял с собой Джона Рольфа. Рольфе разработал новый вид табака, который стал ключом к возможному процветанию колонии. [ нужна ссылка ]
Последующие путешествия, смерть
[ редактировать ]12 мая 1611 года Ньюпорт снова вернулся в Джеймстаун в сопровождении сэра Томаса Дейла и отбыл 20 августа, и это был его последний раз. [4] В 1612 году он вступил в Королевский флот, приняв комиссию, впервые предложенную ему в 1606 году, и вступил в английскую Ост-Индскую компанию . В 1613 году на борту « Экспедиции » Ньюпорт командовал двенадцатым рейсом компании на Дальний Восток . [14] В 1615 году он отплыл в Индию. В ноябре 1616 года он написал завещание и отправился в свое третье путешествие в Ост-Индию (на этот раз в сопровождении своего сына, которого также звали Кристофер, который присоединился к команде). К маю 1617 года он был в Южной Африке, но умер на Яве (ныне часть Индонезии ) где-то после 15 августа 1617 года. [4] неизвестных причин.
Наследие
[ редактировать ]- Ньюпорт, Кентукки , США, был назван в его честь. [15]
- Ньюпорт-Ньюс-Пойнт (там, где устье реки Джеймс соединяется с гаванью Хэмптон-Роудс ) и город Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США, как полагают, были названы в его честь, хотя это оспаривается .
- Университет Кристофера Ньюпорта в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния, назван в его честь.
- времен Второй мировой войны корабль «Либерти» « Кристофер Ньюпорт» . В его честь был назван
- Капитана Ньюпорта сыграли актеры Дэвид Хемблен в «Покахонтас: Легенда» в 1999 году и Кристофер Пламмер в фильме Терренса Малика « Новый мир» 2005 года , но не появлялся в анимационном фильме Диснея 1995 года или его продолжении 1998 года, снятом прямо на видео . В диснеевских фильмах его роль заменяет злодейский губернатор Рэтклифф .
- Статуя в честь капитана Ньюпорта была недавно открыта в его тезке, Университете Кристофера Ньюпорта . Статуя была предметом некоторых споров, поскольку на ней изображен Ньюпорт с обеими руками, хотя исторически зарегистрировано, что Ньюпорт потерял одну руку в море. Создатель статуи говорит в интервью, что мы не должны "помнить наших героев изувеченными". [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Харич: Вспоминая героя» . Стандарт Харвича и Мэннингтри . 31 августа 2007 г.
- ^ «Кристофер Ньюпорт — Эпоха исследований» .
- ^ "Церковь Святителя Николая ::: Центр Святителя Николая" .
- ^ Jump up to: а б с Салмон, Джон (12 января 2021 г.). «Ньюпорт, Кристофер (1561 – после 15 августа 1617 г.)» . Энциклопедия Вирджиния . Гуманитарные науки Вирджинии . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Альберт, Мелисса (28 июля 2022 г.). «Кристофер Ньюпорт | Британский морской капитан» . Британская энциклопедия . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ CV Black, История Ямайки (Лондон: Коллинз, 1975), стр. 43-4.
- ^ Фиске, Джон (1900). Старая Вирджиния и ее соседи , с. 58. Хоутон, Миффлин и Ко.
- ^ Бичено, Хью (2012). Морские волки Елизаветы: Как английские моряки стали бичом морей . Конвей. ISBN 978-1844861743 .
- ^ Jump up to: а б Рыбалка (1900), с.98.
- ^ Jump up to: а б «Некоторые наблюдения о второй поставке в Джеймстаун, сентябрь 1608 года» . Архивировано из оригинала 10 августа 2009 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «КАПИТАН ТОМАС ГРЕЙВС» . ghotes.net . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Робинсон, Грегори; Гудисон, Робин Р. (1936). «Сара против Сьюзен». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 16 (4): 515. дои : 10.2307/1920592 . JSTOR 1920592 .
- ^ Раунтри, Хелен К. и Э. Рэндольф Тернер III. До и после Джеймстауна: Поухатаны Вирджинии и их предшественники . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 2002.
- ^ Ост-Индская компания (1897 г.). Список заводских записей покойной Ост-Индской компании: хранится в отделе документации Индийского офиса в Лондоне . п. VII.
- ^ Содружество Кентукки. Канцелярия государственного секретаря. Земельная контора. «Ньюпорт, Кентукки». «Кентукки: Государственный секретарь - Земельное управление - Города и округа Кентукки» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) . По состоянию на 4 сентября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Брайант Николс-младший, капитан Кристофер Ньюпорт: адмирал Вирджинии , Sea Venture, 2007 г.
- Дэвид А. Прайс, Любовь и ненависть в Джеймстауне: Джон Смит, Покахонтас и начало новой нации , Альфред А. Кнопф, 2003 г.
- Бриз, Стивен, Actus Fidei , Стивен Бриз и партнеры, 2007 г.
- Смит, Джон, Общая история Вирджинии ["GH" Лондон, 1623].
- Вингфилд, Джоселин Р., Истинный основатель Вирджинии: Эдвард Мария Вингфилд и др., [Чарльстон, 2007, ISBN 978-1-4196-6032-0 ].
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с категорией: Кристофер Ньюпорт, на Викискладе?
- Биография капитана Кристофера Ньюпорта
- 1560-е годы рождения
- 1617 смертей
- Люди из Лаймхауса
- Моряки из Лондона
- Люди из колониальной Вирджинии
- Английские каперы
- Люди Британской Ост-Индской компании
- История Ньюпорт-Ньюса, Вирджиния
- Английские исследователи 17 века
- Потерпевшие кораблекрушение
- Англичане во время англо-испанской войны (1585–1604 гг.)
- История Вирджинии
- Пираты 17 века