Битва при Флоресе (1592 г.)
Битва при Флоресе (1592 г.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть англо-испанской войны | |||||||
![]() Битва между графом Камберлендом и Мадре де Дьос , изображенная на английском рисунке XIX века. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Андре де Мендонса Алонсо де Базан |
Уолтер Рэли Джон Бург Граф Камберленд Мартин Фробишер (действующий) | ||||||
Сила | |||||||
Различные испанские и португальские корабли |
9 боевых кораблей 7 кораблей поддержки [ 3 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 Каррак захвачен, 1 Каррак уничтожен, 1 галеон захвачен Еще 3 корабля захвачены или сожжены 1000 убитых, раненых или взятых в плен [ 4 ] |
120 убитых и раненых 3 корабля затонули во время шторма [ 4 ] Неизвестен болезни |
Битва при Флоресе (1592 г.) , также известная как Крейсерское путешествие на Азорские острова 1592 г. или Захват Мадре-де-Деус, описывает серию морских сражений, которые произошли с 20 мая по 19 августа 1592 г. во время англо-испанской войны . . Сражение было частью экспедиции английского флота, первоначально возглавляемого сэром Уолтером Рэли , а затем Мартином Фробишером и Джоном Бургом . Экспедиция включала захват нескольких португальских и испанских кораблей, в том числе большой португальской караки «Мадре де Деус» , после долгого морского сражения у острова Флорес на Азорских островах . Экспедиция, особенно захват огромного карака, имела финансовый и военный успех. Богатый груз на борту карака, который в то время составлял почти половину годового королевского дохода Королевства Англии, подвергся массовой краже, когда он прибыл в Дартмут, Англия , после чего последовали ссоры из-за долей приза . Экспедиция имела важные последствия для англичан как в финансовом отношении, так и в отношении будущего английских исследований. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]В силу Пиренейского союза , который объединил короны Португалии и Испании в 1580 году, англо-португальский договор 1373 года был приостановлен. Поскольку продолжалась англо-испанская война, португальское судоходство было справедливой целью для Королевского флота . Сэр Уолтер Рэли, только что освобожденный из лондонского Тауэра , получил поручение от королевы Елизаветы I на экспедицию в Вест-Индию . шестнадцати кораблей, Он снарядил эскадру из две из которых, « Гарланд» и «Форсайт», принадлежали королеве. [ 3 ]
Экспедиция
[ редактировать ]
Экспедиция была частным предприятием, во многом похожим на экспедицию Дрейка-Норриса , поддерживаемая ограниченной помощью и субсидиями со стороны короны. [ 6 ] Его целью было грабить испанские и португальские корабли в Атлантике, у испанского побережья или в Карибском море и получать прибыль, от которой доля королевы составила бы крупную сумму. [ 1 ]
Рэли назначил Джона Бурга своим вице-адмиралом и присоединился к нему вместе с Фробишером, который разбирался в морских делах. Джордж Клиффорд, граф Камберленд , имел самую большую долю в экспедиции и помог Рэли финансировать и собирать флот. Большая часть флота принадлежала инвесторам; корабль «Дэйнти», например, принадлежал Джону Хокинсу , но его капитаном был другой, который варьируется в зависимости от источников, Томас Томпсон. [ 7 ] или Джон Нортон. [ 1 ] В состав флота входили такие известные личности, как Уильям Монсон , Роберт Кросс , капитан «Форсайта » , Сэмюэл Перчас , Ричард Хокинс и Кристофер Ньюпорт , капитан « Золотого дракона» . [ 4 ]
Экспедиция стартовала из Дартмута и отправилась в плавание 6 мая 1592 года после задержки из-за плохой погоды. Запланированное путешествие в Вест-Индию было отложено, поскольку за время задержки запасы уже были исчерпаны. Вместо этого флот намеревался направиться к Азорским островам, чтобы перехватить испанский флот с сокровищами или португальские караки, направлявшиеся домой из Ост-Индии . Первоначально командовал Рэли, но на следующий день, 7 мая, флот был настигнут Фробишером на катере Disdain . Рэли получил письма от королевы с приказом о его немедленном отзыве в Англию, и таким образом Фробишер принял командование. [ 8 ] разразился шторм 11 мая недалеко от мыса Финистерре , рассеявший большую часть флота; три небольших корабля были потоплены, а Гарланд чуть не затонул . [ 3 ]
У мыса Сент-Винсент на португальском побережье флот разделился на две части по приказу Рэли. Один под командованием Бурга направился на Азорские острова, чтобы поджидать испанские и португальские корабли. Другой, под командованием Фробишера в Гарланде вместе с Клиффордом, крейсировал у мыса Сент-Винсент, стремясь прижать испанский флот к их собственному подветренному побережью . [ 8 ] [ 9 ]
Первые обязательства
[ редактировать ]
Флот двинулся дальше на юг и к концу мая встретил Санта-Клару , вооруженный 600-тонный испанский галеон , недалеко от мыса Сент-Винсент. Англичане захватили корабль после сильного сопротивления, забрав все товары, которые испанцам не удалось извлечь из сгоревшего корпуса. Он вез большое количество скобяных изделий стоимостью 7000 фунтов стерлингов и направлялся в Санлукар-де-Баррамеда , откуда дальнейший груз предназначался для Вест-Индии. После захвата флот разделился, оставив приз и товары в руках Фробишера и Клиффорда. [ 3 ]
Когда в начале июня флот продолжил движение на юг от мыса, Бург на «Робаке» взял испанский летающий катер после долгой погони, которая привела его к испанскому побережью. Капитан корабля сообщил, что в Кадисе и Санлукар-де-Баррамеда подготовлен большой флот . Получив сведения о том, что Рэли оснащен сильными силами для Вест-Индии, Филипп II Испанский предоставил большой флот, чтобы противостоять Рэли и сопровождать богатые ост-индийские караки в порт. Дон Алонсо де Базан , брат маркиза Санта-Крус и генерал-капитан Армады, должен был преследовать и перехватывать флот Рэли. Когда люди Бурга сжигали летающую лодку, была замечена часть испанского флота, и Бург, воссоединившись со своим флотом, вскоре отплыл к Азорским островам. [ 3 ] [ 10 ]
Дальше к северу от Португалии позиция Фробишера стала несостоятельной, хотя 18 июня он захватил приз, только что прибывший из Бразилии с сахаром , направлявшийся в Лиссабон , а несколько дней спустя захватил испанскую каравеллу . [ 9 ] Группа Фробишера вернулась в Англию с мыса Сент-Винсент, пропустив флот Альваро де Базана дальше на юг. [ 9 ] [ 11 ] : 121
Боевой
[ редактировать ]Бургу не пришлось долго ждать: 25 июня его разведывательные корабли заметили приближающееся к ним большое судно возле острова Корво , самого северного из Азорских островов. [ 12 ]
Санта-Крус
[ редактировать ]Судно, 800-тонный португальский карак Санта-Крус , преследовали три корабля Камберленда. Прибыл шторм и заставил англичан отойти от подветренного берега, но Санта-Крус был выброшен на берег на побережье Корво. [ 13 ] На следующее утро, когда шторм утих, высадившиеся португальцы устроили неподалеку окопы, сняли груз и сожгли судно. Бург немедленно отправил 100 солдат, которые высадились на берег и легко разогнали тех, кто охранял берег; после некоторого сопротивления это место было захвачено, и португальцы бежали. [ 3 ] Груз сгорел внутри корабля, хотя часть его удалось спасти англичанам. В плен были взяты, в том числе корабельный казначей и два иностранных артиллериста. Под угрозой пыток они признались, что через пятнадцать дней на остров прибудут еще три карака. Флот из пяти караков покинул Гоа и направился в Лиссабон и состоял из «Санта-Крус» , «Буэн-Жезус адмирал» , «Мадре-де-Деус» , «Сан-Бернардо » и «Сан-Кристофоро» . Madre de Deus был самым большим из флота, тридцатидвухпушечным судном водоизмещением 1600 тонн, одним из величайших и одним из крупнейших парусных кораблей португальской короны, когда-либо построенных. [ 14 ]
Услышав эту новость, английские корабли выждали и совершили набег на деревни Корво в поисках припасов. В июле английские корабли сформировали линию пикетов, расположенную на расстоянии примерно шести миль друг от друга по оси север-юг. С южного фланга у острова Флорес в порядок кораблей были «Дэйнти» , «Золотой дракон» , «Робак» , «Тайгер» , «Сэмпсон» , «Пруденс » и «Форсайт» . [ 11 ] : 121 Испанский флот, который ненадолго был замечен, больше не представлял угрозы; Альваро де Базан допустил серьезный просчет: он не подчинился приказу и направился дальше на запад, позволив англичанам первыми добраться до зоны перехвата. [ 8 ]

Богородица
[ редактировать ]3 августа Дэйнти заметил большой корабль, направлявшийся прямо к ним, и когда он приблизился, его огромные размеры стали очевидны. Каракка была намного больше «Санта-Крус» , в три раза больше самого большого корабля Англии. [ 14 ] Мадре де Деус подверглась нападению гораздо меньшего по размерам Дэйнти . Ньюпорта «Золотой дракон» , а за ним и Робак — более крупный, чем «Дейнти» , но лишь небольшая часть « Мадре» . Около полудня в бой вступил [ 4 ] с двухчасовыми интервалами за ними следовали «Форсайт» и «Пруденс» Вечером . У « Дейнти » отстрелили фок-мачту, и он выбыл из боя на пять часов. [ 1 ] [ 11 ] : 122
Англичане надеялись не потопить своего противника и не дать ему сесть на мель. [ 15 ] Ущерб обороне Мадре де Деус становился серьезным. Когда ее носовое вооружение было практически выведено из строя, Бург послал Робака , который затем врезался в Madre de Deus , а затем в Foresight . Оба двинулись прямо под ее главные орудия. [ 11 ] : 122 Англичане поднялись на нее в темноте в 22:00. «Золотой Дракон» , «Сэмпсон», « Тайгер» и отремонтированный «Дэйнти» подошли на помощь. Англичане захватили корабль после кровавой рукопашной схватки. [ 1 ] [ 10 ]
Окровавленные палубы «Мадре Де Деус» были усыпаны телами, особенно вокруг руля. [ 15 ] Каракка была почти уничтожена, когда загорелась кабина, полная патронов, и только быстрые действия англичан спасли приз. Бург пощадил капитана Фернана де Мендонсу и остальных раненых, отправив их на берег. [ 4 ] Бург пытался удержать на плаву свой собственный Робак , поскольку он получил повреждения, когда врезался в Мадре . [ 11 ] : 122 Только когда Берг поднялся на борт и потребовал приз от имени королевы, грабежи прекратились. Моряков лишили «украденного» имущества; однако это оказалось лишь временным явлением. [ 8 ]
Каракку быстро отремонтировали, тщательно охраняли все корабли, и экспедиция отправилась в Англию. [ 2 ] Базан теперь приблизился к англичанам, но опоздал; на протяжении ста лиг он тщетно преследовал англичан, прежде чем вернуться в Испанию. [ 8 ] флот без происшествий достиг Ла-Манша . В начале сентября [ 9 ]
Последствия
[ редактировать ]
Когда флот отплыл обратно в Англию, Бург составил опись - в отчете упоминается:
« Великая милость Бога к нашему народу, который, отдав эту покупку в наши руки, явно обнаружил те тайные ремесла и индийские богатства, которые до сих пор были странным образом скрыты и хитро спрятаны от нас ». [ 11 ] : 124
Среди этих богатств были сундуки, наполненные драгоценностями и жемчугом, золотыми и серебряными монетами, амброй , рулонами ткани высочайшего качества, прекрасными гобеленами, 425 тоннами перца , 45 тоннами гвоздики , 35 тоннами корицы , 3 тоннами булавы и 3 мускатного ореха , 2,5 тонны бенджамина (сильно ароматная бальзамическая смола, используемая в парфюмерии и лекарствах), 25 тонн драгоценного красного красителя кошениль и 15 тонн черного дерева . [ 11 ] : 125–27 Была проведена инвентаризация:
«специи, снадобья, шелка, ситец, одеяла, ковры и краски и т. д. Специями были перец, гвоздика, мускатный орех, мускатный орех, корица и зелень имбиря : снадобьями были бенджамин, ладан , галангал , мирабилис , алоэ зокотрина, [ 16 ] камфир : шелка , штофы , тафты , альт-басс, то есть подделка, парча из золота , необработанный китайский шелк, шелк с рукавами, белый крученый шелк, [ 17 ] вьющийся кипарис . Ситцы были книжными ситцами, ситцами-лаунами, широкими белыми ситцами, тонкими накрахмаленными ситцами, ситцами белыми, коричневыми ситцами, коричневыми ситцами. Были также балдахины и, конечно же, пеленальные полотенца, одеяла, конечно же, из сарсента и ситца, ковры, подобные турецким ; к этому следует добавить жемчуг, мускус , цивет и амбру . Остальные товары были многочисленны, но менее ценны; как зубы слонов , фарфоровые сосуды из Китая , кокосовые орехи , шкуры, эбеновое дерево , черное, как гагат, сделанное из него, ткань из коры деревьев, очень странная по своей сути и искусственная по качеству работы» . [ 18 ]
Существовали также руттер и документ, напечатанный в Макао в 1590 году, содержащий ценную информацию о торговле между Китаем и Японией . Хаклюйт заметил, что он был «заключен в футляр из сладкого кедрового дерева и почти стократно покрыт тонкой каликутской тканью, как если бы это был несравненный драгоценный камень». [ 4 ]

Мадре де Деус вошла в гавань Дартмута 7 сентября, возвышаясь над другими кораблями и небольшими домами города, проплывая мимо. Единственным судном, охранявшим огромный корабль, был Робак , поскольку другие суда ускользнули в Портсмут , чтобы продать часть добычи. [ 9 ] Ничего подобного «Мадре» никогда не видели в Англии — длина корпуса от клюва до кормы составляла 165 футов (50 м). Ширина самой широкой палубы составляла чуть более 46 футов (14 м), а осадка - 26 футов (7,9 м) по прибытии в Дартмут. Ее несколько колод; состоял из главной орлоп , трех главных палуб, полубака и лонжерона по два этажа каждая. Длина киля составляла 100 футов (30 м), грот-мачты — 121 фут (37 м), а ее окружность у партнеров — чуть более 10 футов (3,0 м). Главный двор имел длину 106 футов (32 м). [ 3 ]
Массовая кража
[ редактировать ]
Мадре де Деус привлекала всевозможных торговцев, дилеров, карманников и воров со всей округи, даже из Лондона и за его пределами. При виде этого огромного судна среди горожан вспыхнуло столпотворение; они посещали плавучий замок и разыскивали пьяных матросов в тавернах и кабаках , покупая, воруя, воруя и дрались за выручку. Местные рыбаки тоже рискнули подняться на борт, что еще больше истощило груз. [ 1 ]
Английское законодательство того времени предусматривало, что значительная часть добычи причиталась государю. Когда королева Елизавета обнаружила масштабы кражи, она послала Рэли вернуть свои деньги и наказать грабителей. Он поклялся: «Если я встречу кого-нибудь из них, приближающегося, даже если это будет на самой дикой пустоши на всем пути, я собираюсь раздеть их настолько обнаженными, насколько они когда-либо рождались, потому что Ее Величество была ограблена, и это самая редкая вещи." [ 4 ] К тому времени, как Рэли восстановил порядок, груз, оценивавшийся почти в полмиллиона фунтов , почти половина богатства английской казны того времени и, возможно, второе по величине сокровище за всю историю после выкупа Атауальпы , сократился до 140 000 фунтов стерлингов. [ 19 ] Тем не менее, чтобы перевезти сокровища вдоль побережья и вверх по Темзе в Лондон, понадобилось десять грузовых судов. В целом экспедиция принесла Елизавете 20-кратную прибыль от вложенных средств. [ 10 ]
Однако и Берг, и Клиффорд были разочарованы тем, что им дали, и они и другие инвесторы оспорили свою долю. Клиффорд ничего не получил, хотя в качестве особой компенсации королева выделила ему определенную сумму в счет его денежного предприятия. [ 20 ] Для Бурга не было никакой компенсации, и ожесточенные ссоры продолжались, приведя два года спустя к фатальной дуэли . [ 21 ]
Последствия
[ редактировать ]Алонсо де Базан, несмотря на больший флот, не смог перехватить ни один английский корабль, потерял две большие караки и был опозорен королем Испании за свою халатность. [ 8 ] Напротив, англичане поняли, что флот не должен разделяться, как это было перед захватом Мадре де Деус , что сделает его более эффективной силой. Когда позже корабли были доставлены в Темзу для разгрузки, докеров заставили одеться в «холщовые камзолы без карманов», чтобы уменьшить вероятность воровства. [ 4 ]
Вкус богатства Востока активизировал интерес англичан к этому региону. Корабль Мадре де Деус из Макао был предшественником путешествий, которые в конечном итоге привели к созданию Ост-Индской компании в 1600 году. [ 5 ] К 1603 году вновь созданная компания стала иметь торговую фабрику в Бантаме . [ 22 ] [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бичено 2012 , с. 304–06.
- ^ Jump up to: а б Симойнс 2004 , с. 55–60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Hakluyt 1598 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я См. и Кингсфорд, 1912 г.
- ^ Jump up to: а б Лах 1994 , стр. 214–15.
- ^ Скотт, Уильям Роберт (1911). Конституция и финансы английских, шотландских и ирландских акционерных обществ до 1720 года. Том I. Компании по внешней торговле, колонизации, рыболовству и горнодобывающей промышленности, автор . Архив Кубка. п. 98.
- ^ Беннетт Бодди, Джон (1974). Колониальный Сарри . Генеалогическое издательство Com. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Корбетт 1899 , с. 367–68.
- ^ Jump up to: а б с д и МакДермотт 2001 , с. 395–96.
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс 1964 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Холст 2006г .
- ^ Гольфстрим . и западные ветра сходятся возле Азорских островов, где проходят корабли, приходящие из обоих районов
- ^ Эдельман 2004 , с. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Смит 1986 .
- ^ Jump up to: а б Эдельман 2004 .
- ^ «Алоэ» Сокотры — Dracaena cinnabari , источник кроваво-красного красителя; растение, которое сейчас известно как Aloe succotrina, встречается только в финбос Южной Африки и никогда не было предметом торговли.
- ^ Нетканые шелковые волокна могут быть в рукаве или скручены в «скрутку», которую можно будет сплести; скрученные шелковые нити для вышивания в шестнадцатом веке описывались как скрученные или скользящие.
- ^ Хаклюйт 1598 , стр. 570.
- ^ Эндрюс, Уильям Дж. Х. (1996). В поисках долготы: материалы симпозиума по долготе . Гарвардский университет. п. 21. ISBN 9780964432901 .
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Олсон 1991 , с. 45.
- ^ Пратт, Джеймс Норвуд. «Компания Джона и прибытие чая в Англию» . Проверено 24 октября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, Кеннет Р. (1964). Елизаветинское каперство: английское каперство во время испанской войны, 1585–1603 гг . Издательство Кембриджского университета, первое издание. ISBN 978-0-521-04032-7 .
- Бичено, Хью (2012). Морские волки Елизаветы: Как английские моряки стали бичом морей . Конвей. ISBN 978-1-84486-174-3 .
- Боуэн, Х.В. (2002). Миры Ост-Индской компании . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-84383-073-3 .
- Корбетт, сэр Джулиан Стаффорд (1899). Дрейк и флот Тюдоров: история становления Англии как морской державы . Лонгманс, Грин и компания.
- Эдельман, Чарльз (2004). Военный язык Шекспира: словарь . Континуум. ISBN 978-0-8264-7777-4 .
- Эдвард Эдвардс : Жизнь сэра Уолтера Рэли (1868), том. II, с. 59.
- Керр, Роджер (2012). Всеобщая история путешествий и путешествий конца XVIII века . Том. 7. Улан Пресс. АСИН B00A8A44EU .
- Хаклюйт, Ричард (1598). Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации . п. 570.
- Джон Нокс Лотон : Взятие Мадре де Дьос , включено в Военно-морской сборник (1902), том. II, стр. 87.
- Лах, Дональд Ф. (1994). Азия в создании Европы, Том I: Век открытий. Книга 1 . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-46731-3 .
- Ландес, Дэвид Сол (1999). Богатство и бедность народов: почему некоторые такие богатые, а некоторые такие бедные . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-31888-5 .
- Лейнванд, Теодор Б. (2006). Театр, финансы и общество в Англии раннего Нового времени . Кембриджский университет. ISBN 978-0-521-03466-1 .
- Макдермотт, Джеймс (2001). Мартин Фробишер: Елизаветинское каперское издание . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08380-4 .
- Олсон, Джеймс С. (1991). Исторический словарь европейского империализма . Гринвуд. ISBN 978-0-313-26257-9 .
- Силл, Фрэнсис; Кингсфорд, Чарльз Летбридж (1912). «Морской сборник». Взятие Матери де Дьос, год 1592 года . XL : 85–121. OCLC 16986103 .
- Симойнс, Фердинандо Оливейра (2004). Каррак пути в Индию «Мадре де Деус» 1589–1592 гг . Морской музей.
- Смит, Роджер (1986). «Типы кораблей раннего Нового времени, 1450–1650 гг.» . Библиотека Ньюберри. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 11 марта 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пуга, Рожерио Мигель (декабрь 2002 г.). «Присутствие «португальцев» в Макао и Японии в навигациях Ричарда Хаклюйта » . Бюллетень португальских/японских исследований . 5 : 81–116. ISSN 0874-8438 . Проверено 26 марта 2022 г. - через Redalyc .