Битва при Сан-Хуан-де-Улуа (1568 г.)
Битва при Сан-Хуан-де-Улуа | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть второй англо-испанской торговой войны (1568–1573 гг.). [ 1 ] | |||||||
![]() Иллюстрация битвы 1887 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Франсиско Лухан Хуан де Убилья |
Джон Хокинс Фрэнсис Дрейк | ||||||
Сила | |||||||
13 кораблей [ 2 ] |
6 кораблей [ 2 ] 400 экипажей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 корабль 20 убитых |
4 корабля 320 убитых [ 2 ] |
Битва при Сан-Хуан-де-Улуа произошла между английскими каперами и испанскими войсками в Сан-Хуан-де-Улуа (современный Веракрус , Мексика ). Английская флотилия из шести вооруженных торговых судов под командованием Джона Хокинса торговала вдоль Испанской магистрали при сотрудничестве местных испанских чиновников. Однако центральные власти Испании сочли это незаконной контрабандой , нарушающей Тордесильясский договор (который Англия не признавала). [ 3 ] [ 4 ]
Флот Хокинса встал на якорь в Сан-Хуан-де-Улуа для пополнения запасов и ремонта после шторма. Их нашли там два испанских галеона, на борту которых находился Мартин Энрикес де Альманса , недавно назначенный вице-король Новой Испании . Два командующих договорились о перемирии, которое позволит обоим флотам использовать якорную стоянку. Однако испанцы никогда не собирались следовать его условиям и тайно готовились атаковать английские корабли. Когда англичане с подозрением отнеслись к приготовлениям, испанские войска начали атаку, захватив на берегу английские пушки, и попытались взять на абордаж английские корабли. Сначала абордажные отряды были отброшены, но береговые пушки были направлены против английских кораблей, причинив им тяжелые повреждения.
Лишь двум английским судам удалось спастись, остальные четыре были либо потоплены, либо захвачены. Испанцы потеряли один корабль. Англичане считали битву примером испанского предательства, а испанцы считали ее необходимым ответом на преступную деятельность. Негодование, порожденное битвой, считалось причиной англо-испанской войны , которая разразилась 17 лет спустя. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]После начала Эпохи Великих географических открытий и освоения европейцами Нового Света две крупнейшие военно-морские державы того времени, Испания и Португалия , согласились разделить между собой новые территории. В 1494 году монархи двух стран и папа Александр VI подписали Тордесильясский договор , разделивший Новый Свет на испанскую и португальскую зоны. В результате испанская корона считала своей собственностью все, что к западу от меридиана Тордесильяс , включая весь североамериканский континент. [ 5 ]
После протестантской Реформации в начале 16 века протестантские страны не признавали духовную или светскую власть Папы и поэтому проигнорировали договор. Английские купцы и авантюристы вели торговлю с Новой Испанией и основывали собственные колонии . [ 6 ] Испания с глубоким подозрением относилась к любым попыткам иностранных держав торговать или основывать колонии в регионе, который они считали своей зоной контроля. В 1565 году Испания разрушила форт Кэролайн во французской Флориде и вырезала несколько сотен его жителей -гугенотов после того, как они сдались. [ 7 ]

Джон Хокинс , английский авантюрист в Новом Свете, совершавший торговые путешествия в испанские колонии в Америке в 1562–63 и в 1564–65 годах с молчаливого одобрения английской короны . [ 8 ] В обоих случаях Хокинс с разной степенью успеха обменивал рабов на золото, серебро, жемчуг, шкуры и сахар с несколькими испанскими колониальными поселениями. Хотя эта торговля была незаконной согласно испанскому законодательству, местные колониальные губернаторы и судьи были готовы торговать с Хокинсом при условии, что он либо предложит им взятки , либо продаст свои товары со скидкой. Каждый раз Хокинс получал письменные свидетельства от испанских колониальных чиновников, подтверждающие его хорошее поведение и его путешествия были прибыльными. [ 9 ] Во время своего второго путешествия, останавливаясь в Рио-де-ла-Ача для продажи рабов, вина, муки, печенья и белья, он принимал заказы от испанских клиентов на свое следующее путешествие и получил письмо от местного испанского казначея, подтверждающее его честные сделки. Тем не менее высшие испанские власти были встревожены этим вызовом их монополии, и суд Санто-Доминго постановил конфисковать все английские корабли в регионе вместе с их грузами. [ нужна ссылка ]
Третья экспедиция Хокинса в этот регион состояла из пяти кораблей: «Королевских караков «Иисус из Любека» (арендованных у королевы Елизаветы I ) под капитаном самого Хокинса, « Миньон» под командованием Джона Хэмптона и трех барков «Юдифь » под командованием двоюродного брата Хокинса Фрэнсиса Дрейка , «Ангел». и Ласточка . [ 10 ] Они отправились в Гану за рабами, где конкурировали с португальскими работорговцами. Захваченная португальская каравелла была добавлена к флотилии и переименована в « Благодать Божию» . [ 11 ] Седьмой корабль, барк «Уильям и Джон» , был частью экспедиции Хокинса, но отплыл домой перед битвой; [ 12 ] она достигла Ирландии в феврале 1569 года, но затем пропала без вести до прибытия в Англию. [ 13 ] Оставшийся флот набрал воду и 400–500 рабов в Гвинее в начале февраля 1568 года и достиг Санто-Доминго 27 марта. Хокинс начал продавать свои грузы испанским колонистам за золото, серебро и драгоценности, как и во время своих предыдущих путешествий, отправившись из Картахены 23 июля. [ 14 ]
После попытки достичь побережья Флориды в августе флот встретил мощный шторм, который деформировал обшивку корпуса «Иисуса из Любека» и повредил руль направления. [ 14 ] Не имея припасов, не имея возможности добраться до Флориды и не желая рисковать трансатлантическим путешествием в поврежденном состоянии, Хокинс 16 сентября изменил курс и направился в ближайший доступный порт, Сан-Хуан-де-Улуа порт Веракруса ( в то время ). По пути в Сан-Хуан Хокинс обогнал [ нужны разъяснения ] три испанских судна со 100 пассажирами. Обеспокоенный тем, что его перехватят испанские власти, Хокинс надеялся, что с их помощью он сможет договориться о более выгодных условиях переоборудования и пополнения запасов. Испанские официальные лица сначала приняли его флот за ожидаемый испанский и поднялись на борт, но затем были встревожены, обнаружив, что они находятся на английском корабле. [ 15 ] Хокинс сообщил им, что он не искал грабежа или грабежа, а вместо этого хотел только припасов и ремонта своего корабля, что облегчило испанским властям. пока английские корабли пополняли запасы, два испанских галеона в порт прибыли под командованием дона Франсиско Лухана, доставившие нового вице-короля Новой Испании На следующий день , дона Мартина Энрикеса де Альмансу на его пост в Мехико . [ 16 ]
Боевой
[ редактировать ]
Портовые сооружения Сан-Хуана были чрезвычайно маленькими и примитивными и представляли собой причальную стенку, построенную испанцами на «небольшом участке камней, на высоте не более трех футов над водой в самом высоком месте и ни в коем случае не дальше, чем на расстоянии выстрела из лука». больше всего, и он стоит от земли штата Мэн на расстоянии двух луков или более». [ 17 ] Поскольку было бы трудно разместить оба флота на якорной стоянке, Хокинс отправил сообщение испанскому флоту с просьбой прийти к соглашению о том, как два флота должны относиться друг к другу, чтобы избежать конфронтации. [ 15 ]
Английские каперы неоднократно игнорировали Тордесильясский договор, нападая на торговое судоходство. [ нужна ссылка ] но Хокинс ожидал, что испанцы будут соблюдать перемирие, если оно будет согласовано. После двух дней переговоров обе стороны согласились на условия и обменяли дюжину заложников. Затем испанский флот вошел в причал и провел еще два дня на якоре. Корабли каждой страны были разделены и поставлены на якорь отдельно друг от друга. По условиям соглашения испанцы разрешили англичанам закупать припасы за деньги, ремонтировать свои корабли и оккупировать остров с 11 артиллерийскими орудиями . [ 17 ] Испанцы также согласились не проносить на остров никакого оружия. Однако без ведома Хокинса командующему испанским флотом было предъявлено конкретное обвинение в прекращении английской торговли в Новой Испании, и он не собирался соблюдать перемирие. [ 17 ] Испанцы начали тайно сосредоточивать атакующие силы на материке недалеко от гавани с целью захватить береговые батареи, защищавшие стоявшие на якоре английские корабли. [ 15 ] Кроме того, испанцы спрятали еще один отряд из 150 человек на борту линкора « Сан-Сальвадор», который должен был быть поставлен между английскими и испанскими кораблями. [ 18 ]
Испанский план состоял в том, чтобы разместить остов между испанским и английским флотами в полдень 24 сентября; Оказавшись на позиции, раздавалась труба, сигнализирующая о нападении, в идеале, когда англичане обедали. [ 19 ] Однако англичане заподозрили подозрения, заметив, что испанские экипажи перемещают оружие между кораблями. Хокинс послал капитана « Иисуса из Любека » Роберта Баррета (который свободно говорил по-испански) потребовать, чтобы наместник дона Мартина де Энрикеса высадил своих людей с корабля и прекратил угрожающие действия. [ 17 ] Понимая, что заговор раскрыт, наместник приказал схватить Барретта, протрубить в трубу и немедленно начать атаку испанцев. Испанские войска, спрятавшиеся на материке, быстро переправились на остров на лодке под командованием капитана Дельгадильо. [ 20 ] Они сокрушили английских моряков, укомплектовавших пушки на берегу, и многие из них бежали в безопасные места на своих кораблях. [ 17 ] Пощады не было. Это действие будет иметь решающее значение для исхода битвы. [ 21 ]
«Миньон » , корабль, ближайший к испанскому остову, стал непосредственной целью испанского абордажа, но смог защититься от атаки и ускользнул. Следующий корабль, «Хесус из Любека» , был взят на абордаж испанцами с остова, но после ожесточенной борьбы испанцы были отброшены; Иисус из Любека смог оторваться от Миньона и присоединиться к нему . [ 19 ] Французский командир « Божьей благодати » Робер Блондель поджег ее, чтобы предотвратить захват, прежде чем присоединиться к Хокинсу на борту « Иисуса из Любека» . [ 22 ] Англичане открыли огонь по испанцам, в результате чего корабль вице-адмирала, галеон Санта-Клара , загорелся и затонул в порту. [ 23 ] Флагманский корабль «Сан-Педро» , единственный присутствовавший полностью вооруженный испанский корабль, также сильно пострадал во время перестрелки с «Миньоном» . [ 24 ] [ 25 ]
К этому моменту береговые батареи полностью оказались в руках испанцев, которые направили пушки против английских кораблей. «Иисус из Любека» был сильно поврежден и лишен мачт. [ 26 ] Англичане маневрировали « Хесусом из Любека» так, чтобы он стоял между « Миньоном» и береговыми батареями, действуя таким образом как щит до тех пор, пока « Миньон» не сможет быть пришвартован вне досягаемости испанских батарей на берегу. [ 27 ] «Анхель» затонул после нескольких залпов, а «Ласточка» была схвачена испанскими солдатами, укомплектовавшими батареи. [ 28 ] Экипажи обоих кораблей, а также некоторые члены экипажа потерпевшего крушение «Иисуса из Любека » позже были спасены катером после того, как Хокинс отдал приказ покинуть корабль . Затем Хокинс принял командование Миньоном . [ 29 ]
Только « Юдифь » под командованием Дрейка и «Миньон» спаслись, оставив « Иисус из Любека» с некоторыми членами ее команды на борту. Уцелевшие суда отошли от якорной стоянки, когда два огневых корабля , но не получили никаких повреждений. испанцы направили против них [ 10 ] Ночью Фрэнсис Дрейк, командующий 50-тонным судном «Джудит» , покинул флот и отплыл домой, оставив Хокинса одного на борту переполненного и плохо снабженного продовольствием 100-тонного «Миньона» . [ 30 ] Ночью ветер переменился, и, по словам королевского вице-губернатора Вера-Крус Франсиско де Бустаменте, это помешало испанцам следовать за англичанами. [ 31 ] Дрейфующий «Хесус из Любека » с частью оставшейся команды был в конечном итоге схвачен во время второй атаки людей с корабля « Сан-Сальвадор» под командованием капитана Франсиско де Лухана. [ 20 ] Убилла позволил своим людям разграбить добычу , оставленную на « Иисусе Любекском» , а Дельгадильо приобрел английский флагман, проданный на аукционе на острове. [ 32 ]
Брошенные члены экипажа
[ редактировать ]Во время отступления « Миньон» и « Юдит» были безнадежно переполнены, им не хватало еды и воды. 114 членов экипажа были брошены (вынужденно и добровольно) на побережье Мексики, подверглись нападению чичимеков , заключены испанцами в тюрьму в Тампико, а затем переброшены в Мехико. После освобождения из тюрьмы они жили свободно до прихода инквизиции. [ 33 ]
Первоначально испанцы относились к ним хорошо, некоторые были освобождены, занялись сельским хозяйством и создали семьи. Однако три года спустя, в 1571 году, в Мексику прибыла инквизиция , в том числе беспощадные Мойн де Контрерас и Фернандес де Бонилья. Освобожденные члены экипажа были схвачены и заключены в тюрьму. Пленники предстали перед инквизицией; Одиннадцать человек, которые были несовершеннолетними (младше 16 лет на момент битвы), считались слишком молодыми, чтобы получить какой-либо католический катехизис, и поэтому к ним относились относительно снисходительно - например, Майлз Филипс , родившийся в 1554 году, был приговорен к тюремному заключению. три года в доме иезуитов в Мексике. [ 34 ]
Остальные считались еретиками-отступниками-католиками, и в феврале 1574 года, после пыток с целью получения признаний, были вынесены приговоры, в том числе:
- Уильям Коллинз из Оксфорда, сорок лет, моряк, десять лет прослужил на галерах;
- Джон Бертон из Барского аббатства, двадцать два года, моряк, 200 ударов плетью и шесть лет на галерах;
- Джон Уильямс, двадцать восемь лет, из Корнуолла, 200 ударов плетью и восемь лет на галерах;
- Джордж Ди, тридцать лет, моряк, 300 ударов плетью и восемь лет на галерах.
В следующем году Джон Мартин из Корка, также известный как Корнелиус Ирландец, был сожжен на костре; а некоторые другие были приговорены к пожизненному заключению на галерах. [ 35 ]
Последствия
[ редактировать ]В конце концов Хокинс вернулся в Англию с командой всего из 15 человек. [ 23 ] Дрейк прибыл в Плимут месяцем ранее, в декабре. [ 35 ] Только 70 или 80 моряков из первоначальной экспедиции вообще вернулись в Англию. [ 13 ]
Хокинс обвинил испанцев в предательстве за несоблюдение перемирия. [ 36 ] Дон Энрике оправдывал свои действия защитой своей власти и испанской монополии в Вест-Индии . [ 4 ]
В последующие десятилетия битва при Сан-Хуан-де-Улуа запомнилась англичанам как вопиющий пример испанского предательства. [ 37 ] Дезертирство Дрейка с Джудит в пылу сражения, оставив своего родственника и покровителя на произвол судьбы, будет преследовать Дрейка на долгие годы и поможет ужесточить его отношение к католикам в целом и испанцам в частности. [ 37 ]
Битва была предвестником войны , которая разразилась 17 лет спустя между Филиппом II Испанским и Елизаветой I Английской в 1585 году. [ 4 ] [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Круз, Энн Дж. (2016). Материальное и символическое обращение между Испанией и Англией, 1554–1604 гг . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и Грант, Р.Г. (2017). 1001 битва, изменившая ход истории . Продажа книг. п. 279. ИСБН 9780785835530 .
- ^ Размер Сидончи, с. 55
- ^ Jump up to: а б с Уолтон, Тимоти Р.: Испанский флот сокровищ. Pineapple Press Inc, 2002, с. 74. ISBN 1561642614
- ^ Баун, Стивен Р. (2012). 1494: Как семейная вражда в средневековой Испании разделила мир пополам . Пресса Святого Мартина. стр. 3–5. ISBN 978-1-4299-4130-3 . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Баун, стр. 5–6
- ^ Дин, Джеймс Сей (2010). Граница тропиков: морские волки Елизаветы на испанском Майне . Страуд, Глостершир, Англия: The History Press. п. 27. ISBN 978-0-7524-5096-4 .
- ^ Дин, с. 30
- ^ Jump up to: а б «Глава I; Экспедиция Джона Хокинса в Вест-Индию», в книге Дж. Барроу, « Жизнь, путешествия и подвиги адмирала сэра Фрэнсиса Дрейка» (Джон Мюррей, Лондон, 1843 г.), стр. 1–31 (Google).
- ^ Льюис, Чарльз Ли: Знаменитые морские истребители старого мира. Айер Паблишинг, 1969, стр. 93. ISBN 0-8369-1419-8
- ^ Келси, Гарри: Сэр Джон Хокинс: работорговец королевы Елизаветы. Издательство Йельского университета, 2003, с. 104. ISBN 0300096631
- ^ Jump up to: а б Хэмпдем, Джон: Фрэнсис Дрейк, капер: современные рассказы и документы. Тейлор и Фрэнсис, 1972, с. 40. ISBN 0-8173-5703-3
- ^ Jump up to: а б Дин, с. 36
- ^ Jump up to: а б с Дин, с. 37
- ^ Марли, с. 64
- ^ Jump up to: а б с д и Хаклайт, Ричард (1890). Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации . Эдинбург: Э. и Г. Голдсмид. п. Том 15, Часть III, Глава 2.
- ^ де Оруэта, Луис (2019). Вице-короли Северной Америки (1535–1821) (на испанском языке). Валенсия: La Imprenta CG. п. 44. ИСБН 978-84-697-2258-9 .
- ^ Jump up to: а б Дин, с. 38
- ^ Jump up to: а б Размер Сидонча, с. 61
- ^ Анвин, с. 197
- ^ Ханней, Дэвид: Морской торговец: его друзья и враги. Харпер и братья, 1912, с. 197
- ^ Jump up to: а б Марли, с. 65
- ^ Размер Сидончи, с. 60
- ^ Анвин, с. 201
- ^ Дин, с. 39
- ^ Барроу, Джон (1844). Жизнь, путешествия и подвиги адмирала сэра Фрэнсиса Дрейка . Джон Мюррей. п. 8.
- ^ Анвин, с. 215
- ^ Барроу (1844), с. 9
- ^ Дин, с. 40
- ^ Райт, с. 152
- ^ де Оруэта (2019), с. 45
- ^ http://www.historicaltextarchive.com/books_op_viewbook_bookid_51_cid_12.html |Название: Бесед, написанный Уан Майлзом Филлипсом, англичанином, одним из членов компании, высаженной на берег в Вест-Индии мастером Джоном Хокинсом в 1568 году,
- ^ Уилсон, АН (2012). Елизаветинцы . Макмиллан. ISBN 978-0-374-14744-0 .
- ^ Jump up to: а б Дин, с. 41
- ^ Хайклут, Ричард: Основные навигации. Лондон, 1589, с. 555
- ^ Jump up to: а б Дин, с. 42
- ^ Доусон, Ян: Век Тюдоров. Нельсон Торнс, 1993, с. 303. ISBN 0-17-435063-5
Ссылки
[ редактировать ]- Дин, Джеймс Сей: Тропики в границах: Морские волки Элизабет на испанском Майне . Историческая пресса, 2010, ISBN 978-0-7524-5096-4
- Хаклюйт, Ричард: Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации . Э. и Г. Голдсмид, 1890 г.
- Марли, Дэвид: Войны Америк: хронология вооруженных конфликтов в Новом Свете с 1492 года по настоящее время . АВС-КЛИО, 1998. ISBN 0-87436-837-5
- Анвин, Рейнер: Поражение Джона Хокинса: биография его третьего невольничьего путешествия . Аллен и Анвин, 1960.
- Сагден, Джон: сэр Фрэнсис Дрейк . Генри Холт и компания, 1990.
- Саис Сидонча, Карлос: История пиратства в Испанской Америке . Редакционный Сан-Мартин, 1985. ISBN 84-7140-230-0 (на испанском языке)
- Вильерс, Алан: «Люди, корабли и море». Национальное географическое общество, 1973.
- Райт, Ирен Алоха: испанские документы, касающиеся английских путешествий в Карибское море, 1527–1568 гг . Общество Хаклуйт, 1925 г.