Энтони Ролл

« Ролл Энтони» — письменный отчет о кораблях английского флота Тюдоров 1540-х годов, названный в честь его создателя Энтони Энтони. Первоначально он состоял из трех рулонов пергамента , на которых были изображены 58 военно-морских кораблей, а также информация об их размерах, экипаже, вооружении и основном оборудовании. Свитки были подарены королю Генриху VIII в 1546 году и хранились в королевской библиотеке. В 1680 году король Карл II подарил два свитка Сэмюэлю Пепису , который разрезал их и сплел в единый том, который сейчас находится в библиотеке Пеписа в колледже Магдалины в Кембридже . Третий рулон оставался в королевской коллекции до тех пор, пока король Вильгельм IV не подарил его своей дочери леди Мэри Фокс продала его Британскому музею , которая в 1858 году ; сейчас он принадлежит Британской библиотеке .
«Ролл Энтони» — единственный известный полностью иллюстрированный опись кораблей английского флота периода Тюдоров . Художественная ценность «Ролла Энтони» как работы успешного государственного чиновника в Англии XVI века описывается как характеризующаяся «наивным мастерством рисунка и соответствием образцу», хотя его художественные аспекты демонстрируют «достойное любительское понимание формы и цвета». ". [ 1 ] Хотя описи, перечисленные в его тексте, оказались очень точными, большинство иллюстраций кораблей являются элементарными и выполнены по установленной формуле. Таким образом, уровень детализации конструкции корабля, вооружения и особенно такелажа оказался лишь приблизительным. Тем не менее, благодаря изображению церемониального орнамента, иллюстрации в Свитке предоставили важную вторичную информацию для изучения геральдики , флагов и корабельных украшений периода Тюдоров.
Единственные известные современные изображения выдающихся судов эпохи Тюдоров, таких как « Генри Грейс а Дье» и « Мэри Роуз», содержатся в «Ролле Энтони». Поскольку « Мэри Роуз» случайно затонула в 1545 году и была успешно спасена в 1982 году, сравнение информации из Списка с вещественными доказательствами « Мэри Роуз» позволило по-новому взглянуть на изучение военно-морской истории того периода.
Автор и художник
[ редактировать ]Энтони Энтони (до 1530 г. – ок. 1564 г. ) был идентифицирован как составитель информации и автор иллюстраций по его подписи, которую сравнивали с голографическими буквами в государственных документах. [ 2 ] Отцом Энтони был Уильям Энтони (умер в 1535 г.), фламандец из Мидделбурга в Зеландии , который мигрировал в Англию в 1503 г. Уильям был поставщиком пива для армии, и Энтони пошел по стопам своего отца. Не позднее 1530 года он занялся экспортом пива и стал поставщиком пива для флота. В 1533 году Энтони был назначен артиллеристом лондонского Тауэра и номинально сохранял эту должность до своей смерти. Он дослужился до звания надзирателя Артиллерийского управления , государственного органа, ответственного за снабжение вооруженных сил артиллерией, и именно на этой должности составил свой Свиток. [ 3 ] звание старшего инспектора артиллерийского вооружения в Тауэре, Кале , Булони В 1549 году он был назначен на пожизненное и других местах. Он продолжал работу по поставке оружия английским войскам и в последний месяц своей жизни активно поставлял оружие для экспедиции против Гавра . [ 4 ]
В 1939 году голландский историк Николас Битс предположил, что фламандский художник и картограф Корнелис Антонисзон (или Антонис, ок. 1507–1553) мог быть братом Энтони Энтони. Хотя предположение Битса о родстве было предположительным и не имело каких-либо прямых доказательств, оно было подхвачено Джеффри Каллендером в журнале Mariner's Mirror в 1963 году и передано несколькими другими авторами. [ 5 ] В завещании Уильяма Энтони не упоминались другие сыновья и Антонис. Считается, что он был сыном Антониса Эгбертсона, дочери Якоба Корнелиссона ван Остзанена . То, что Корнелис и Энтони были родственниками, по словам Энн Пейн, «по-видимому, не невозможно, но существует мало доказательств того, что они вообще были связаны». [ 6 ]
История рукописи
[ редактировать ]
«Портрет корабля» имеет долгую историю в морском искусстве : от средневековых печатей и монет до ранних гравюр XV века, а простой вид корабля под парусами сбоку, часто без изображенного экипажа, прочно утвердился как наиболее эффективный способ регистрации строения сосудов. [ 7 ] «Ролл Энтони» принадлежит к жанру произведений, который должен был выполнять двойную роль для короля и военного руководства: как достаточно информативные обзоры с перечислением деталей кораблей или стратегических участков береговой линии, их можно было изучать для определения сильных и слабых сторон, а также как достаточно информативные обзоры с перечислением деталей кораблей или стратегических участков береговой линии. Хвастливые и живые изображения военной мощи Тюдоров, их можно было использовать, чтобы польстить королю, произвести впечатление на придворных и навязать военную власть иностранным послам. Современные карты, или «площадки», обычно украшались подробными изображениями кораблей, чтобы обозначить водоемы и оживить сцены. Такие карты были обычным явлением в то время и даже украшались художниками, если считались слишком простыми или однообразными. Военно-морской флот был расширен во время правления Генриха VIII , и он, как известно, проявлял интерес к военным кораблям, о чем свидетельствует эпическая картина « Посадка Генриха VIII в Дувр» , на которой изображены, хотя и довольно нереалистично, корабли, занявшие 29-е плавание. летний король на встрече на высшем уровне с Франциском I Франции на Поле золотой парчи в 1520 году. Эта картина, недавно датированная примерно 1545 годом, также была предложена Антонию в качестве вероятного источника вдохновения для его иллюстраций. [ 1 ]
Антонию приписывают три такие площадки, изображающие морские действия и экспедиции: путь Анны Клевской из Нидерландов в Англию (1539 г.), нападение французов на прибрежный форт (дата неизвестна) и набег французов на Брайтон ( июль 1545 г.). Дизайн кораблей на этих картинах, особенно корабля Брайтонского рейда, очень похож на те, что на снимках. Точно неизвестно, когда началась работа над рулонами и когда она была закончена. Достоверно лишь то, что он был подарен королю в том же году, в 1546 году. Включение « Мэри Роуз» , затонувшей в битве при Соленте 19 июля 1545 года, не означает, что оно обязательно было начато до этой даты, поскольку оно было все еще считалось возможным, что ее можно будет поднять даже в 1549 году. Галеасы , « Антилопа» , «Харт» , «Бык» и «Тигр» , все присутствовавшие во втором рулоне, все еще строились примерно в марте 1546 года, а « Харт» не выходил в море до октября. в том году. При этом галера Бланшар , захваченная у французов 18 мая 1546 года, не включена. [ 8 ]

После того, как свитки были преподнесены королю, они были помещены в архив королевских коллекций. В 1680 году Карл II подарил две свитки Сэмюэлю Пепису , военно-морскому администратору и заядлому коллекционеру книг. Пепис не раскрыл подробностей того, как ему были вручены свитки, но считается, что подарок стал результатом встречи с королем Карлом, на которой Пепис записал рассказ короля о том, как он сбежал из битвы при Вустере (1651 г.). Планировалось, что Пипс отредактирует и опубликует уже известную историю, но он так и не сделал этого. Известно также, что Пипс планировал написать историю военно-морского флота и собирал для этой задачи материал, но и этот проект так и не был завершен. Считается вероятным, что король Карл знал о планах Пипса и подарил ему два рулона либо в подарок, либо в качестве платы за предполагаемую публикацию истории побега. Второй рулон в то время найти не удалось, и только в 1690 году его обнаружил Генри Тинн, хранитель королевской библиотеки 1677–1689 годов и близкий друг Пеписа. Тинн организовал для Пеписа копирование некоторых иллюстраций, но к 1690 году Карл был мертв, а Яков II находился в изгнании. В том же году Пепис подал в отставку с поста секретаря Адмиралтейства и отказался признать правление Адмиралтейства. Вильгельм III и Мария II , а это означало, что о приобретении последнего рулона для его коллекции не могло быть и речи. Таким образом, предполагается, что создание кодекса на основе первого и третьего рулонов было завершено вскоре после этого. После смерти Пеписа в 1703 году его библиотека перешла к его племяннику Джону Джексону. После смерти Джексона в 1724 году библиотека вместе с кодексом была передана старому колледжу Пеписа в Магдалине , Кембридж , где она и остается по сей день. [ 9 ]
Второй рулон считался утерянным к 1780-м годам, но фактически остался в руках королевской семьи. Вильгельм IV подарил его своей внебрачной дочери Мэри ФитцКларанс где-то в начале 19 века. В 1824 году ФитцКларанс вышла замуж за Чарльза Роберта Фокса, генерал-майора, а в 1832–1835 годах — офицера артиллерийского инспектора; ту же должность занимал Энтони Энтони за три столетия до него. Фокс был библиофилом , и историк Чарльз Найтон предположил, что он знал ценность свитка, но его местонахождение, тем не менее, оставалось неизвестным ученым. В 1857 году Фредерику Мэддену , хранителю рукописей Британского музея , показали второй рулон, и он узнал, что Мэри Фокс желает его продать. После переговоров он был продан Британскому музею за 15 фунтов стерлингов и получил номер Add MS 22047. [ 10 ] Он сохранился в исходном формате в виде свитка и с 1999 года хранится в коллекции рукописей Британской библиотеки в Сент-Панкрасе . [ 2 ]
«Ролл Энтони» часто использовался в качестве основного источника по истории английского флота 16 века, но полный текст и все иллюстрации не были собраны в один том до 2000 года. [ 11 ]
Описание
[ редактировать ]
Первоначально «Ролл Энтони» представлял собой набор из трех отдельных рулонов пергамента . Сегодня он существует в виде переплетенного тома, содержащего первый и третий рулоны, а второй рулон сохранился в своем первоначальном виде. Три исходных рулона состояли из 17 отдельных мембран, приклеенных к обратной стороне следующей мембраны. Мембраны имели ширину 27 + 1 ⁄ 2 дюйма (70 см) и высота варьируется от 31 до 37 + 3 ⁄ От дюйма (от 79 до 96 см). [ 12 ] После получения первого и третьего рулонов Пепис приказал своим клеркам разрезать рулоны и сплести их в единый том в виде книги, теперь известной как « Пепис 2991» . Трансформация двух рулонов создала горизонтальную структуру страницы, а часть орнаментов, вырезанных в процессе, была скопирована в том вручную. Пепис также вставил рефераты между двумя рулонами и сводную таблицу, которая не принадлежала Энтони, но была датирована до переплета рулонов Пеписом. Такая радикальная обработка оригинального документа привела к повреждению некоторых иллюстраций и сегодня считается устаревшей. Первые три иллюстрации к « Генри Грейсу à Dieu» , «Мэри Роуз» и «Питеру Гранату» были слишком большими, чтобы поместиться на одной странице, и поэтому были преобразованы в двухстраничные развороты. В результате изгиб центра иллюстраций привел к заметной потере деталей. Несмотря на это, попыток воссоздать первоначальную структуру первого и третьего рулонов не планируется. Второй рулон, Британская библиотека Add MS 22047 , все еще находится в своем первоначальном состоянии, за исключением письменного одобрения Мэри Фокс от 1857 года и некоторых повреждений, вызванных применением химикатов для выявления выцветшего письма. [ 13 ]
В трех списках указано 58 кораблей, разделенных на классы примерно в зависимости от размера и конструкции. Каждое судно представлено вместе с его названием, тоннажем, [ а ] размер экипажа и, по словам Энтони, «боевые вооружения, артиллерия, боеприпасы и навыки ведения войны». [ 14 ] В первом списке перечислены караки и одна лодка, начиная с самого большого корабля «Генри Грейс а Дье» . Во втором списке перечислены галеасы , гибрид весельных и парусных судов, и одна галера . Наконец, третий рулон зарезервирован для лодок и «гребных барж», которые по сути являются уменьшенными версиями галеасов. [ б ]
Художественный анализ
[ редактировать ]
Энтони Энтони не был обученным профессиональным художником. Иллюстрации описываются как «яркие и смело выполненные, но [...] мало претендующие на звание прекрасных произведений искусства». Сосуды большей частью расписаны по стандартной схеме, с отчетливыми повторами даже в более сложных изображениях. Стиль Энтони характеризуется «наивным мастерством рисования и соответствием образцу, [...] соответствующему способностям государственного чиновника с приличным любительским пониманием формы и цвета». [ 1 ]
Все рулоны были примерно одинаковой длины, около 15 футов (4,6 м), и, скорее всего, их можно было положить рядом для демонстрации на столе или повесить на стену. Центром всей композиции является второй, средний вал, где исключительно хорошо выполненная картина « Камбуз Тонкий» помещена . То, что этот корабль должен был стать центральной иллюстрацией, ясно видно по присутствию катера « Мэри Джеймс» в первом списке, который в противном случае предназначен для (парусных) кораблей. Судя по всему, изначально он был помещен в начало третьего рулона среди других лодок и гребных барж, но был перенесен для достижения более равной длины. [ 1 ] Известно, что в своем стремлении соответствовать образу ренессансного принца Генрих особенно любил галеры, что было известно Энтони. [ 15 ] [ 16 ]
Надписи, обрамляющие линии и цветочные узоры окрашены в красный или черный цвет, за исключением первых трех кораблей первого рулона, которые также украшены золотом. Большинство иллюстраций сначала были набросаны отвесными контурами, а затем закрашены размывками. Корабельные пиломатериалы светло-коричневого цвета, которые затемнены на носу и корме для придания глубины, украшения и якоря выделены красным, а для орудий используется зеленый цвет. Контуры окрашены в черный цвет, а море окрашено в оттенки от «серовато-зеленого» до «более насыщенного синего». [ 17 ]

Первые два рулона были сделаны примерно с одинаковым количеством деталей, в то время как гребные баржи меньшего размера (по сути, небольшие галеры) были сделаны более поспешно. Первые два корабля первого рулона, « Генри Грейс а Дьё» и « Мэри Роуз» , имеют следы сеточного рисунка, что указывает на то, что они были перенесены с другого рисунка, а остальные выполнены от руки. В целом, корабли следуют формуле, зависящей от типа корабля. Исключением являются кормовые галереи некоторых галеасов и номинальные головы « Мэри Роуз» , «Саламандры» и « Единорога» , оба последних захвачены у шотландцев в 1544 году. [ 18 ] [ 19 ] Заметным исключением является Galley Subtle, помещенная в середину второго рулона. По типу он больше соответствует галерам средиземноморского типа, чем галесам и небольшим гребным баржам, и имеет значительное количество деталей, отсутствующих на других кораблях. [ 20 ] Это единственный корабль, на котором виден какой-либо экипаж: в данном случае гребцы за пависадами для защиты от вражеских стрел и надзиратель в « каппоке с пышными юбками , гербовом камзоле и мешковатых бриджах», держащий палку или дубинку, словно отбивая время удары гребцов. [ 21 ]
Использовать как исторический источник
[ редактировать ]Как исторический рекорд, Энтони Ролл во многом уникален. Это единственный известный полностью иллюстрированный список королевского флота периода Тюдоров. [ 22 ] хотя изображения не следует рассматривать как точные изображения, взятые из реальной жизни. Например, списки орудий отдельных кораблей, которые считаются точными записями, составленными высокопоставленным государственным чиновником, лишь приблизительно соответствуют картинам. [ 23 ] Оснастка точна лишь в общих чертах и была описана Маргарет Рул , руководителем археологического проекта раскопок Мэри Роуз , как «сбивающее с толку собрание вантов , крысиных тросов и опор ». Многие детали присутствуют, но другие отсутствуют, например, цепные рейки (горизонтальные платформы, идущие по бокам), к которым были прикреплены ванты (параллельные тросы, стабилизирующие мачты), чтобы держать их подальше от корпуса. [ 24 ]

Сравнения с Мэри Роуз
[ редактировать ]
Сравнение с находками из самой спасенной Мэри Роуз дало возможность сравнить точность записей, представленных в Свитке. Изображение корабля дало представление об основных конструктивных особенностях, таких как количество мачт и парусов. При сравнении с описью корабля 1514 года наблюдается близкое совпадение, что доказывает, что иллюстрация во многом точна. Однако изучение деталей конструкции показывает, что Энтони позволил себе некоторую художественную вольность. Вооружение нарисованного корабля выглядит явно преувеличенным. Тяжелые кормовые преследователи (пушки, расположенные в корме и направленные назад), установленные через орудийные порты на палубе корабля , почти у ватерлинии, были бы невозможны из-за отсутствия палубы корабля и крутого угла (отвеса) корабля. в этой области. Количество орудийных портов на борте неточно, поскольку оно подразумевает два слегка расположенных в шахматном порядке ряда по девять портов, в то время как уцелевший правый борт « Мэри Роуз» имеет только один ряд орудийных портов на главной палубе с семью портами. Точность бак установить труднее, поскольку от него ничего не осталось; Были предложены противоречивые интерпретации того, как это выглядело. [ 25 ]
Орудия в задней части бака не поддаются объяснению, но одна из теорий состоит в том, что они были включены в качестве компенсации за орудия, расположенные в кормовой части бака и нацеленные вперед, но которые были бы скрыты из-за угла, под которым корабль был направлен вперед. изображено. [ 26 ] Список боеприпасов, стрелкового огнестрельного оружия, длинных луков , стрел, пик и купюр полностью соответствует археологическим данным. [ 27 ] Как источник, наиболее близкий по времени к затоплению « Мэри Роуз» , он имел центральное значение для археологического проекта, особенно при оценке численности экипажа. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Флаги и украшения
[ редактировать ]
Энтони Ролл предоставляет подробную информацию о флагах, используемых на кораблях. По словам вексиллолога Тимоти Уилсона, флаги, изображенные развевающимися с кораблей, являются «наиболее подробным источником информации о флагах, развевавшихся на кораблях короля Генриха VIII, который у нас есть, и он богаче визуальными деталями, чем все другие источники вместе взятые». [ 31 ] Среди наиболее ярких флагов на иллюстрациях — удлиненные церемониальные вымпелы, развевающиеся со всех кораблей в разном количестве. На них изображен красный Георгиевский крест на белом фоне на подъемнике , ближайшем к флагштоку, и очень длинный хвост в зеленую и белую полоску. Все они покрыты золотой краской на красном и зеленом и серебряной краской (теперь окисленной до черной) на белом. Этот художественный прием использовался либо для имитации развевающихся флагов, либо для демонстрации металлической нити и краски, которые иногда использовались для их украшения. [ 32 ]
Вдоль перил всех кораблей, особенно на больших караках и на камбузе Subtle , расположены ряды знамен с различными геральдическими рисунками, в том числе английский королевский герб, одна или три геральдические лилии французского герба, кресты Святого Георгия. и монограмма Генриха VIII («HR»), выполненная золотом на синем, что похоже на розу Тюдоров, а также зелено-белый цвет Дома Тюдоров . Изображения флагов и знамен на кораблях в геральдическом и военном смысле считаются примерно точными, но не совсем последовательными. По тому, как флаги вывешиваются на мачтах, проявляется своего рода система командования среди различных судов, но, похоже, она не осуществлялась систематически. Некоторые из геральдических рисунков были описаны герольдом 20-го века Джорджем Беллью как «маловероятные» , но Уилсон счел их, по крайней мере, «правдоподобными». [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это довольно приблизительная оценка груза, грузоподъемности корабля, и ее не следует путать с гораздо более современными измерениями водоизмещения , которые будут значительно выше, чем цифры в списке. Подробное обсуждение значения тоннажа и нагрузки в военно-морской терминологии раннего Нового времени см. Роджер 1997 , стр. XX–XXII.
- ^ См. Bennel 2000 , стр. 35, где подробно обсуждаются определения различных гребных судов.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2000 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Найтон 2000 , с. 5.
- ^ Лоудс, DM (29 сентября 2017 г.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и Британская библиотека. Добавьте MS 22047 со связанными материалами . Рутледж. ISBN 978-1-351-54670-6 .
- ^ Найтон 2000 , стр. 3–4.
- ^ Роджер 1997 , с. 548, примечание 35.
- ^ Пейн 2000 , стр. 24–25.
- ^ Рассел 1983 , Глава III.
- ^ Пейн 2000 , стр. 20–23.
- ^ Найтон 2000 , стр. 4–5.
- ^ Энтони Ролл в Британской библиотеке
- ^ Найтон и Лоудс 2000 , с. xi.
- ^ Пейн 2000 , с. 23.
- ^ Найтон 2000 , стр. 5–9.
- ^ Найтон и Лоудс 2000 , с. 41.
- ^ Loades 1992 , стр. 91–92.
- ^ Роджер 1997 , стр. 209–10.
- ^ Пейн 2000 , с. 24.
- ^ Нау 1883 , стр. 318, 338–9.
- ^ Секкомб 1903 , стр. 39–44.
- ^ Пейн 2000 , стр. 23–24.
- ^ Беннел 2000 , с. 35.
- ^ Пейн 2000 , с. 25.
- ^ Загрузки 2000 , с. 13.
- ^ Правило 1983 года , с. 137.
- ^ Вайн и Хилдред 2000 , стр. 15–16.
- ^ Loades 2000 , стр. 13–14.
- ^ Вайн и Хилдред 2000 , с. 18.
- ^ Гардинер и Аллен 2005 .
- ^ Марсден 2009 .
- ^ Стирланд 2000 .
- ^ Уилсон и Хейворд 2000 , с. 28.
- ^ Wilson & Hayward 2000 , стр. 31–33.
- ^ Wilson & Hayward 2000 , стр. 28–30.
Источники
[ редактировать ]- Гардинер, Джули; Аллен, Майкл Дж. (2005). Перед мачтой: жизнь и смерть на борту «Мэри Роуз» . Археология Мэри Роуз. Том. 4. Портсмут: Фонд Мэри Роуз. ISBN 978-0-9544029-4-5 .
- Найтон, CS; Лоудс, Д.М., ред. (2000). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Беннел, Джон (2000). «Вёселые суда». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки со связанными документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Найтон, CS (2000). «Рукопись и ее составитель». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Лоудс, DM (2000). «Орданс». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Пейн, Энн (2000). «Художественный обзор». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Вайн, Стюарт; Хилдред, Александра (2000). «Свидетельства раскопок Мэри Роуз ». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Уилсон, Тимоти; Хейворд, Мария (2000). «Флаги». В Найтоне, CS; Лоудс, Д.М. (ред.). Свиток Энтони военно-морского флота Генриха VIII: Библиотека Пеписа 2991 и дополнительный MS 22047 Британской библиотеки с соответствующими документами . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0094-7 .
- Лоудс, Дэвид (1992). Флот Тюдоров: административная, политическая и военная история . Олдершот: Scolar Press. ISBN 0-85967-922-5 .
- Марсден, Питер (2003). Запечатано временем: потеря и восстановление Мэри Роуз . Археология Мэри Роуз. Том. 1. Портсмут: Фонд Мэри Роуз. ISBN 978-0-9544029-0-7 .
- Марсден, Питер (2009). Ваш благороднейший шиппе: анатомия военного корабля Тюдоров . Археология Мэри Роуз. Том. 2. Портсмут: Фонд Мэри Роуз. ISBN 978-0-9544029-2-1 .
- Нау, Клод (1883). Стивенсон, Джозеф (ред.). История Мэри Стюарт от убийства Риччо до ее бегства в Англию . Эдинбург: У. Патерсон.
- Роджер, Николас AM (1997). Охрана моря: 660-1649 . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-00-255128-1 .
- Правило, Маргарет (1983). Мэри Роуз: Раскопки и подъем флагманского корабля Генриха VIII (2-е изд.). Лондон: Conway Maritime. ISBN 978-0-85177-382-7 .
- Рассел, Маргарита (1983). Видения моря: Хендрик К. Врум и истоки голландской морской живописи . Лейден: Архив Брилла. ISBN 90-04-06938-0 .
- Секкомб, Томас, изд. (1903) [1544]. «Поздняя экспедиция в Шотландию» . Трактаты Тюдоров: 1532-1588 гг . Вестминстер: А. Констебль и компания.
- Стирланд, Энн (2000). Воскрешение мертвых: скелетная команда большого корабля Генриха VIII «Мэри Роуз» . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-471-98485-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз (1962). Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара . П. Маршалл.
- Чайлдс, Дэвид (2009). Морская мощь Тюдоров: основа величия . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-031-4 .
- Найтон, CS; Лоудс, DM (2017). Энтони Ролл Генриха VIII? Военно-морской флот: Библиотека Пеписа 2991 и Британская библиотека. Добавьте MS 22047 со связанными материалами . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-54669-0 .
- Нельсон, Артур (2001). Флот Тюдоров: корабли, люди и организация, 1485–1603 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-785-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
