каравелла
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Каравелла ( португальский : caravela , IPA: [kɐɾɐˈvɛlɐ] ) — небольшой маневренный парусный корабль , который использует как латиновые , так и квадратные паруса и был известен своей маневренностью и скоростью, а также способностью плыть с наветренной стороны ( биение ). Каравеллы использовались португальцами и испанцами для исследовательских путешествий в 15 и 16 веках, в эпоху Великих географических открытий .
История
[ редактировать ]На длительное развитие каравелл, вероятно, повлияли различные средиземноморские обслуживающие или прибрежные суда. Среди этих влияний могли быть лодки, известные как кариб , которые были завезены в контролируемые исламом части Иберии Аль-Андалус из Магриба . [1]
Самые ранние каравеллы появились в тринадцатом веке у берегов Галисии и Португалии как одномачтовые рыболовные суда. [2] Это были небольшие, легкие суда водоизмещением не более 20 тонн, на борту которых, в одном экземпляре, находился экипаж из пяти человек. Факты свидетельствуют о том, что это были открытые лодки . Они несли одномачтовое треугольное парусное вооружение. К четырнадцатому веку их размер увеличился, и их использование расширилось; например, в 1307 году упоминаются более крупные каравеллы водоизмещением до 30 тонн в Бискайе . Каравеллы были распространенным типом судов в прибрежных водах Пиренейского полуострова в пятнадцатом веке. [3]
Каравелла была любимым судном португальских исследователей, таких как Диого Као , Бартоломеу Диаш , Гаспар и Мигель Корте-Реал , а также использовалась испанскими экспедициями, такими как экспедиции Христофора Колумба . Они были маневренными и более простыми в навигации, чем барка и баринель , имели водоизмещение от 50 до 160 тонн и имели от 1 до 3 мачт . Будучи меньшего размера и с неглубоким килем , каравелла была приспособлена для плавания по мелководным прибрежным водам и вверх по рекам. С прикрепленными латинскими парусами средиземноморского типа он отличался высокой маневренностью на мелководье, а с прикрепленными квадратными парусами атлантического типа он был очень быстрым при пересечении открытого моря. Его экономичность, скорость и маневренность сделали его лучшим парусным судном своего времени. Его главным недостатком была ограниченная вместимость груза и экипажа, но это не помешало его успеху.
Исследования, проведенные с помощью каравелл, сделали возможной торговлю пряностями между португальцами и испанцами. Однако для самой торговли каравелла вскоре была заменена более крупной каравелой ( нау ), которая могла перевозить более крупные и выгодные грузы. Каравелла была одним из лучших кораблей в развитии иберийского кораблестроения с 1400 по 1600 год .
Этимология
[ редактировать ]Английское название «каравелла» происходит от португальского «caravela» , которое, в свою очередь, может происходить от « латинского carabus» или греческого , «κάραβος» что, возможно, указывает на некоторую преемственность конструкции резной фигуры на протяжении веков. [4]
Дизайн
[ редактировать ]Самые ранние каравеллы тринадцатого века были небольшими и, как полагают, были открытыми и несли одну мачту с латунными парусами, тогда как более поздние типы были крупнее и имели две или три мачты и палубу. Каравеллы, такие как каравелла тильда 15 века, имели среднюю длину от 12 до 18 м (от 39 до 59 футов), среднюю грузоподъемность от 50 до 60 тонн. [5] высокое соотношение длины к ширине (около 3,5 к 1) и узкая эллипсоидная рама (в отличие от круглой рамы НАУ ) , что делает их очень быстрыми и маневренными, но с ограниченной грузоподъемностью. Именно на таких кораблях отправился в свою экспедицию Христофор Колумб в 1492 году; в то время как « Санта-Мария» представляла собой небольшую каракулю водоизмещением около 150 тонн и служила флагманом, « Пинта» и «Нинья» представляли собой каравеллы длиной около 15–20 м, шириной 6 м и водоизмещением около 60–75 тонн.
Каравелла с квадратным вооружением
[ редактировать ]К концу 15-го века португальцы разработали более крупную версию каравеллы с баком и кормовым замком - хотя и не такой высокой, как у каррака, что сделало бы ее неустойчивой к погодным условиям, - но наиболее отличимой по фок -мачте с квадратным вооружением. и три другие мачты с латиновым снаряжением. В этой форме по-португальски его называли «круглой каравеллой» ( caravela redonda ), поскольку в иберийской традиции выпуклый квадратный парус считается круглым.
Он использовался в составе флота береговой охраны возле Гибралтарского пролива, а также в качестве вооруженного эскорта торговых судов между Португалией и Бразилией, а также на Кейп-Рут . Некоторые считают его предшественником боевого галеона , и он использовался до 17 века.
См. также
[ редактировать ]- Развитие иберийского корабля, 1400–1600 гг.
- Notorious - точная копия каравеллы в Австралии.
- Португальская Индия Вооружена
- Каррак — круглый корабль, использовавшийся в путешествии в Восточную Индию.
- Треугольный парус
- Квадратная установка
- Португальский военный корабль § Этимология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эльбл, Мартин Малкольм (1985). «Португальская каравелла и европейское судостроение: этапы развития и разнообразия» . Журнал Университета Коимбры . Том 33. Лиссабон: Институт тропических исследований. стр. 543–572 . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Шварц, Джордж Роберт. История и развитие карвальной морской истории (Диссертация). Отделение аспирантуры Техасского университета A&M. стр. 75, 84 . Проверено 23 февраля 2024 г. - через Scribd.
- ^ Эльбл, Мартин (1994). «Каравелла и галеон». В Гардинере, Роберт; Унгер, Ричард В. (ред.). Винтики, каравеллы и галеоны: парусник, 10.00-16.50 . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0851775608 .
- ^ Слисвик, Андре В. (1998). «Карвель-обшивка и карвальные корабли на Севере Европы» . Археонавтика . 14 : 223–228 (224 и далее). дои : 10.3406/nauti.1998.1208 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Рассел, Питер Э. (2000). Принц Генри «Навигатор»: жизнь . Издательство Йельского университета. п. 229 . ISBN 0-300-09130-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История и развитие каравелл - диссертация - Джордж Роберт Шварц, бакалавр, Университет Цинциннати, председатель консультативного комитета: доктор Луис Филипе Виейра де Кастро, май 2008 г.
- Военно-морской музей (на португальском языке)
- Военно-морской музей, факсимиле ( на португальском языке)
- Институт Камоэнса. Каравелла
- Прорыв на мысе Ужаса. Аксель Энгстфельд, Германия, 2002 г., 52 метра. ЗДФ (на немецком языке)