Jump to content

Треугольный

(Перенаправлено с Lateen Sail )
Латинский парус

Латин . (от французского latin , что означает «латынь») [1] ) или latin-rig — это треугольный парус, установленный на длинной рее, установленный под углом на мачте и идущий в продольном направлении. Диван можно считать ассоциированным типом паруса той же общей категории. [2]

Латин возник в Средиземноморье еще во II веке нашей эры, во времена Римской империи, и стал там обычным явлением к V веку. Более широкое внедрение латиновой оснастки в это время совпало с сокращением использования средиземноморской квадратной оснастки классической эпохи. Поскольку характеристики этих двух установок в целом схожи, предполагается, что переход от одной к другой был обусловлен затратами, поскольку в латиновых установках использовалось меньше компонентов и требовалось меньше проводов, которые приходилось заменять по мере их износа. [2]

Арабские мореплаватели приняли латиновую установку позже - существуют некоторые ограниченные археологические свидетельства существования латиновой установки в Индийском океане в 13 веке нашей эры и иконографические свидетельства 16 века. [2] Было высказано предположение, что это арабское использование латена перешло к австронезийским морским технологиям на Дальнем Востоке, что привело к появлению различных продольных оснасток, используемых в этом регионе, таких как парус «крабовый коготь» . [3]

Латинский парус сыграл заметную роль в изменениях в морской технологии, которые произошли в результате слияния средиземноморских и североевропейских традиций судостроения в 16 веке, при этом латин -бизань какое-то время повсеместно использовалась на полностью оснащенных кораблях время - хотя позже был заменен багром . в этой роли [2]

средиземноморское происхождение

[ редактировать ]

Латин был разработан в восточном Средиземноморье еще во 2 веке нашей эры, во времена Римской империи. Это стало обычным явлением к V веку. [2]

Византийский корабль с мягким парусом (миниатюра ок. 880 г.) [4]

Латин также существует как подтип: диван . Вместо треугольного паруса у него короткая вертикальная передняя шкаторина, имеющая вид треугольной латины со срезанным передним углом. Оба типа латина, вероятно, использовались с давних пор: на надгробии II века нашей эры изображен четырехсторонний латиновый парус (также известный как диван), а на мозаике IV века изображен треугольный парус, который должен был стать стандартным парусом. на протяжении всего Средневековья . [5] Самый ранний корабль, обнаруженный при археологических раскопках и реконструированный с помощью латиновой оснастки, датируется ок. 400 г. н. э. ( Ясси Ада II ), еще четыре были засвидетельствованы до продвижения арабов в Средиземное море. [6] Мозаика корабля Келендериса (конец V - начало VI века) [7] [8] и граффито на корабле Келлия начала VII века дополняют картину. [8]

К VI веку латеновый парус в значительной степени заменил квадратный парус во всем Средиземноморье, причем последний почти исчез из средиземноморской иконографии до середины XIII века. [9] Он стал стандартным вооружением византийской дромона военной галеры- и, вероятно, также использовался флагманским кораблем Велисария во время вторжения в Королевство вандалов в 532 году нашей эры . [10] [11] Полностью треугольный латен и диван продолжали сосуществовать в средневизантийский период, о чем свидетельствует христианская иконография . [4] а также недавняя находка граффито при раскопках Еникапы . [12] В XII-XIII веках такелаж претерпел изменения, когда крючкообразная мачта уступила место устройству, более похожему на бочкообразное воронье гнездо . [13]

После мусульманских завоеваний арабы переняли латинский парус среди коптского населения, которое разделяло существующие средиземноморские морские традиции и продолжало обеспечивать основную часть экипажей галер для возглавляемых мусульманами флотов на протяжении столетий. [14] На это указывает и терминология латин среди арабов Средиземноморья, заимствованная из греко-римской номенклатуры. [15] Более детальное исследование раннего использования латина затруднено явным отсутствием недвусмысленных изображений парусных вооружений в раннем исламском искусстве . [16] [16] Глазурованное керамическое блюдо из сарацинской Дении, датируемое 11 веком, в настоящее время является самым ранним надежно идентифицируемым образцом, найденным в Средиземноморье. [16]

Река Нил

[ редактировать ]

Из Средиземного моря латеновый парус распространился на реку Нил с латеновым вооружением . фелукка в Египте, где была разработана [17]

Диффузия в Индийский океан

[ редактировать ]
Дау с латинским парусом на «плохом галсе» с парусом, прижатым к мачте, в Мозамбике .

Появление новых свидетельств развития и распространения латенового паруса в древнем Средиземноморье в последние десятилетия привело к переоценке роли арабского мореплавания в Индийском океане , заменив убеждение, что этот парус имеет восточное происхождение. [18] [19]

Большой дау с двумя парусными установками и передним парусом .

Примерно до 1500 года в Индийском океане преобладали квадратные оснастки. Затем ситуация быстро изменилась: почти все суда теперь имели латиновое вооружение. [20] Поскольку известно, что средиземноморские методы проектирования и строительства корпуса впоследствии были переняты восточными мусульманскими судостроителями, предполагается, что этот процесс также включал в себя латеральное оснащение новой каравеллы .

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
Брасера: традиционный средиземноморский парусник с латунным вооружением.
Гравюра на дереве 17 века, изображающая бермудское судно с треугольным парусом. Его наклонные мачты были развитием латена.

До 14 века латеновый парус использовался в основном в Средиземном море , в то время как суда Атлантического и Балтийского Индийского океана ) полагались на квадратные паруса . позднем средневековье Принятие латена в Северной Европе в представляло собой специализированный парус, который был одним из технологических достижений в судостроении , сделавшим корабли более маневренными, таким образом, в традиционном прогрессе историка, позволив купцам выходить из Средиземного моря в плавание. Атлантический океан ; На каравеллах обычно устанавливалось три или более латена. Однако большой размер латен-реи затрудняет и делает опасным управление ею на более крупных судах в штормовую погоду, а с развитием карраки латен -мачта стала ограничиваться бизань-мачтой . В начале девятнадцатого века на европейских кораблях латин был заменен водителем или шлепателем .

Латен сохранился как выбор оснастки для грот небольших судов, где местные условия были благоприятными. Например, суда, похожие на баржи, на американских морских просторах к северу от Бостона, называемые «гундалоу» , перевозили латиновые буровые установки на протяжении всего конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Точно так же латиновый парус сохранялся на Балтике до конца 19 века. Поскольку рей поворачивается в точке крепления к мачте, весь парус и рей можно быстро опустить. Это было преимуществом при навигации по приливным речным путям региона, которые часто требовали перехода под мостами. Балансель, средиземноморское каботажное и рыбацкое судно XIX века, также использовало одинарный латинский парус.

Плохой подход

[ редактировать ]

Одним из недостатков латина в современном виде, описанном ниже, является то, что одна из его закрепок значительно менее выгодна, чем другая, «плохая закрепка». Поскольку парус расположен сбоку от мачты, на одном галсе мачта прижимается прямо к парусу с подветренной стороны, где она может существенно мешать потоку воздуха над парусом. Это плохой подход. На другом галсе парус отталкивается от мачты, что значительно снижает помехи. На современных латенах, с их обычно более пологими углами, это имеет тенденцию нарушать поток воздуха на большей площади паруса, что влияет на скорость. [ нужна ссылка ]

Однако существуют формы латинового вооружения, как, например, у Vela Latina Canaria , где лонжерон при повороте меняется с одной стороны на другую. Таким образом, установка не испытывает нарушений воздушного потока, возникающих из-за того, что парус прижимается к мачте. [21]

Латиновый парус также можно закрепить, ослабив верхнюю распорку реи, затянув нижнюю распорку до тех пор, пока рея не окажется в вертикальном положении, и повернув рею с другой стороны мачты с помощью галса. Другой способ лавирования латенового паруса - ослабить раскосы, поднять рею вертикально, отсоединить шкот и галс, повернуть парус на другой стороне мачты перед мачтой и снова прикрепить шкот и галс. Этот метод описан в книге Бьёрна Ландстрема « Корабль» . [ нужна ссылка ]

Латинская установка была также предком Бермудской установки , через голландскую установку безан . В 16 веке, когда Испания правила Нидерландами, латиновые оснастки были представлены голландским судостроителям, которые вскоре изменили конструкцию, отказавшись от мачты и прикрепив нижний конец реи непосредственно к палубе. ) грот во всю длину на треугольный ( бараньи ножки корме. Завезенный на Бермудские острова в начале 17 века, он превратился в бермудскую оснастку, которая в 20 веке почти повсеместно была принята на малых парусных судах. [ нужна ссылка ]

Латинская замена квадратной оснастки

[ редактировать ]

Широко распространено заблуждение, что латиновая оснастка заменила квадратную оснастку из-за лучших характеристик наветренной стороны и большей маневренности. Исследование относительной эффективности этих двух методов показывает, что их эффективность на самом деле была очень схожей. Эти результаты применимы как при работе с наветренной стороны, так и при движении по ветру. (Более того, различия в характеристиках обусловлены как формой корпуса, так и типом оснастки.) Был сделан вывод, что не было никакого эволюционного технологического развития, которое привело бы к улучшению мореходных характеристик в V веке нашей эры при переходе от средиземноморской квадратной оснастки к латиновой, и что это изменение должно было быть продиктовано иными факторами, чем поведение с наветренной стороны. [22]

Средиземноморская квадратная установка претерпела упрощение в V веке нашей эры с уменьшением количества компонентов. Наиболее очевидно, что в археологическом контексте это включало отсутствие скоб (и характерных свинцовых колец, через которые проходили эти веревки). Предполагается, что это изменение связано с затратами, поскольку снижает затраты как на новое строительство, так и на текущее обслуживание. Это привело бы к некоторому ухудшению производительности этого типа квадратной установки. Lateen уже был доступен в качестве альтернативы и, имея меньшее количество комплектующих, мог конкурировать по стоимости, но сохранял характеристики оригинальной Mediterranean Square Rig. Это совпало с инновациями в методах строительства корпуса, поскольку соединение обшивки корпуса по краям с помощью шипов (техника строительства «сначала оболочка») начало заменяться ранними этапами эволюции резной конструкции «сначала рама» . Предполагается, что это также обусловлено затратами. Таким образом, считается, что переход от квадратного вооружения к латену в V веке был обусловлен затратами на строительство и техническое обслуживание, а не какой-либо существенной разницей в ходовых качествах. [23]

Современные паруса для небольших лодок

[ редактировать ]

Современный «латин» - это скорее парус с крабовыми когтями, чем традиционный средиземноморский латин со свободными ногами. Для них характерно добавление лонжерона вдоль подножия паруса. Нижний лонжерон горизонтален и прикреплен к мачте в месте пересечения. Передние концы обоих лонжеронов соединяются. Оба шарнира спроектированы таким образом, чтобы обеспечить свободное вращение во всех направлениях. Шкот крепится к нижнему лонжерону, а фал - к верхнему лонжерону. Геометрия паруса такова, что верхний и нижний лонжероны располагаются в плоскости, параллельной мачте. В результате парус имеет коническое сечение , идентичное половине крыла Рогалло, обычно встречающегося в воздушных змеях и дельтапланах .

Современный латен часто используется как простая оснастка для катеров и других небольших прогулочных парусных судов. В своей самой простой форме для него требуется всего две веревки: фал и шкот, что делает его очень простым в эксплуатации. Часто дополнительные стропы используются для опускания нижнего лонжерона и обеспечения натяжения верхнего и нижнего лонжеронов, обеспечивая больший контроль над формой паруса.

Поскольку верхний и нижний лонжероны образуют каркас паруса, изгиб паруса просто зависит от того, насколько сильно лонжероны натягивают парус. Это означает, что латиновые паруса часто обрезаются ровно, без сложной резки и сшивания, необходимых для обеспечения изгиба парусов Бермудских островов . Изогнутые края в сочетании с прямыми лонжеронами обеспечивают всю или почти всю необходимую кривизну паруса.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «определение латина» . Словарь.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Уайтрайт 2012а .
  3. ^ Андерсон 2018 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Уайтрайт 2009 , с. 100.
  5. ^ Кассон 1995 , стр. 243–245.
  6. ^ Кастро и др. 2008 , с. 352
  7. ^ Поми 2006 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Уайтрайт 2009 , с. 98ф.
  9. ^ Кастро и др. 2008 , с. 2
  10. ^ Баш 2001 , с. 63
  11. ^ Кассон 1995 , с. 245, сн. 82
  12. ^ Гюнсенин и Рит 2012 , с. 157
  13. ^ Уайтрайт 2009 , с. 101
  14. ^ Кэмпбелл 1995 , стр. 9–10.
  15. ^ Уайт 1978 , стр. 256f.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Уайтрайт 2012b , с. 589.
  17. ^ Биссон, Уилфред Дж. (2020). «Введение: технологии путешествий» . В Бернсе, Уильям Э. (ред.). Наука и техника во всемирной истории, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 226. ИСБН  978-1-440-87116-0 .
  18. ^ Уайтрайт 2009 , с. 98.
  19. ^ Кассон 1954 , стр. 214f..
  20. ^ Уайт 1978 , с. 258.
  21. ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Проверено 3 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  22. ^ Уайтрайт 2011 .
  23. ^ Уайтрайт, Джулиан (апрель 2012 г.). «Технологическая преемственность и перемены: Латинский парус средневекового Средиземноморья». Аль-Масак . 24 (1): 1–19. дои : 10.1080/09503110.2012.655580 . S2CID   161464823 .

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf1440bef93878be8bf7260a6f593d4f__1720125060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/4f/cf1440bef93878be8bf7260a6f593d4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lateen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)