Треугольный
Латин . (от французского latin , что означает «латынь») [1] ) или latin-rig — это треугольный парус, установленный на длинной рее, установленный под углом на мачте и идущий в продольном направлении. Диван можно считать ассоциированным типом паруса той же общей категории. [2]
Латин возник в Средиземноморье еще во II веке нашей эры, во времена Римской империи, и стал там обычным явлением к V веку. Более широкое внедрение латиновой оснастки в это время совпало с сокращением использования средиземноморской квадратной оснастки классической эпохи. Поскольку характеристики этих двух установок в целом схожи, предполагается, что переход от одной к другой был обусловлен затратами, поскольку в латиновых установках использовалось меньше компонентов и требовалось меньше проводов, которые приходилось заменять по мере их износа. [2]
Арабские мореплаватели приняли латиновую установку позже - существуют некоторые ограниченные археологические свидетельства существования латиновой установки в Индийском океане в 13 веке нашей эры и иконографические свидетельства 16 века. [2] Было высказано предположение, что это арабское использование латена перешло к австронезийским морским технологиям на Дальнем Востоке, что привело к появлению различных продольных оснасток, используемых в этом регионе, таких как парус «крабовый коготь» . [3]
Латинский парус сыграл заметную роль в изменениях в морской технологии, которые произошли в результате слияния средиземноморских и североевропейских традиций судостроения в 16 веке, при этом латин -бизань какое-то время повсеместно использовалась на полностью оснащенных кораблях время - хотя позже был заменен багром . в этой роли [2]
История
[ редактировать ]средиземноморское происхождение
[ редактировать ]Латин был разработан в восточном Средиземноморье еще во 2 веке нашей эры, во времена Римской империи. Это стало обычным явлением к V веку. [2]
Латин также существует как подтип: диван . Вместо треугольного паруса у него короткая вертикальная передняя шкаторина, имеющая вид треугольной латины со срезанным передним углом. Оба типа латина, вероятно, использовались с давних пор: на надгробии II века нашей эры изображен четырехсторонний латиновый парус (также известный как диван), а на мозаике IV века изображен треугольный парус, который должен был стать стандартным парусом. на протяжении всего Средневековья . [5] Самый ранний корабль, обнаруженный при археологических раскопках и реконструированный с помощью латиновой оснастки, датируется ок. 400 г. н. э. ( Ясси Ада II ), еще четыре были засвидетельствованы до продвижения арабов в Средиземное море. [6] Мозаика корабля Келендериса (конец V - начало VI века) [7] [8] и граффито на корабле Келлия начала VII века дополняют картину. [8]
К VI веку латеновый парус в значительной степени заменил квадратный парус во всем Средиземноморье, причем последний почти исчез из средиземноморской иконографии до середины XIII века. [9] Он стал стандартным вооружением византийской дромона военной галеры- и, вероятно, также использовался флагманским кораблем Велисария во время вторжения в Королевство вандалов в 532 году нашей эры . [10] [11] Полностью треугольный латен и диван продолжали сосуществовать в средневизантийский период, о чем свидетельствует христианская иконография . [4] а также недавняя находка граффито при раскопках Еникапы . [12] В XII-XIII веках такелаж претерпел изменения, когда крючкообразная мачта уступила место устройству, более похожему на бочкообразное воронье гнездо . [13]
После мусульманских завоеваний арабы переняли латинский парус среди коптского населения, которое разделяло существующие средиземноморские морские традиции и продолжало обеспечивать основную часть экипажей галер для возглавляемых мусульманами флотов на протяжении столетий. [14] На это указывает и терминология латин среди арабов Средиземноморья, заимствованная из греко-римской номенклатуры. [15] Более детальное исследование раннего использования латина затруднено явным отсутствием недвусмысленных изображений парусных вооружений в раннем исламском искусстве . [16] [16] Глазурованное керамическое блюдо из сарацинской Дении, датируемое 11 веком, в настоящее время является самым ранним надежно идентифицируемым образцом, найденным в Средиземноморье. [16]
Река Нил
[ редактировать ]Из Средиземного моря латеновый парус распространился на реку Нил с латеновым вооружением . фелукка в Египте, где была разработана [17]
Диффузия в Индийский океан
[ редактировать ]Появление новых свидетельств развития и распространения латенового паруса в древнем Средиземноморье в последние десятилетия привело к переоценке роли арабского мореплавания в Индийском океане , заменив убеждение, что этот парус имеет восточное происхождение. [18] [19]
Примерно до 1500 года в Индийском океане преобладали квадратные оснастки. Затем ситуация быстро изменилась: почти все суда теперь имели латиновое вооружение. [20] Поскольку известно, что средиземноморские методы проектирования и строительства корпуса впоследствии были переняты восточными мусульманскими судостроителями, предполагается, что этот процесс также включал в себя латеральное оснащение новой каравеллы .
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]До 14 века латеновый парус использовался в основном в Средиземном море , в то время как суда Атлантического и Балтийского (и Индийского океана ) полагались на квадратные паруса . позднем средневековье Принятие латена в Северной Европе в представляло собой специализированный парус, который был одним из технологических достижений в судостроении , сделавшим корабли более маневренными, таким образом, в традиционном прогрессе историка, позволив купцам выходить из Средиземного моря в плавание. Атлантический океан ; На каравеллах обычно устанавливалось три или более латена. Однако большой размер латен-реи затрудняет и делает опасным управление ею на более крупных судах в штормовую погоду, а с развитием карраки латен -мачта стала ограничиваться бизань-мачтой . В начале девятнадцатого века на европейских кораблях латин был заменен водителем или шлепателем .
Латен сохранился как выбор оснастки для грот небольших судов, где местные условия были благоприятными. Например, суда, похожие на баржи, на американских морских просторах к северу от Бостона, называемые «гундалоу» , перевозили латиновые буровые установки на протяжении всего конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Точно так же латиновый парус сохранялся на Балтике до конца 19 века. Поскольку рей поворачивается в точке крепления к мачте, весь парус и рей можно быстро опустить. Это было преимуществом при навигации по приливным речным путям региона, которые часто требовали перехода под мостами. Балансель, средиземноморское каботажное и рыбацкое судно XIX века, также использовало одинарный латинский парус.
Плохой подход
[ редактировать ]Одним из недостатков латина в современном виде, описанном ниже, является то, что одна из его закрепок значительно менее выгодна, чем другая, «плохая закрепка». Поскольку парус расположен сбоку от мачты, на одном галсе мачта прижимается прямо к парусу с подветренной стороны, где она может существенно мешать потоку воздуха над парусом. Это плохой подход. На другом галсе парус отталкивается от мачты, что значительно снижает помехи. На современных латенах, с их обычно более пологими углами, это имеет тенденцию нарушать поток воздуха на большей площади паруса, что влияет на скорость. [ нужна ссылка ]
Однако существуют формы латинового вооружения, как, например, у Vela Latina Canaria , где лонжерон при повороте меняется с одной стороны на другую. Таким образом, установка не испытывает нарушений воздушного потока, возникающих из-за того, что парус прижимается к мачте. [21]
Латиновый парус также можно закрепить, ослабив верхнюю распорку реи, затянув нижнюю распорку до тех пор, пока рея не окажется в вертикальном положении, и повернув рею с другой стороны мачты с помощью галса. Другой способ лавирования латенового паруса - ослабить раскосы, поднять рею вертикально, отсоединить шкот и галс, повернуть парус на другой стороне мачты перед мачтой и снова прикрепить шкот и галс. Этот метод описан в книге Бьёрна Ландстрема « Корабль» . [ нужна ссылка ]
Латинская установка была также предком Бермудской установки , через голландскую установку безан . В 16 веке, когда Испания правила Нидерландами, латиновые оснастки были представлены голландским судостроителям, которые вскоре изменили конструкцию, отказавшись от мачты и прикрепив нижний конец реи непосредственно к палубе. ) грот во всю длину на треугольный ( бараньи ножки корме. Завезенный на Бермудские острова в начале 17 века, он превратился в бермудскую оснастку, которая в 20 веке почти повсеместно была принята на малых парусных судах. [ нужна ссылка ]
Латинская замена квадратной оснастки
[ редактировать ]Широко распространено заблуждение, что латиновая оснастка заменила квадратную оснастку из-за лучших характеристик наветренной стороны и большей маневренности. Исследование относительной эффективности этих двух методов показывает, что их эффективность на самом деле была очень схожей. Эти результаты применимы как при работе с наветренной стороны, так и при движении по ветру. (Более того, различия в характеристиках обусловлены как формой корпуса, так и типом оснастки.) Был сделан вывод, что не было никакого эволюционного технологического развития, которое привело бы к улучшению мореходных характеристик в V веке нашей эры при переходе от средиземноморской квадратной оснастки к латиновой, и что это изменение должно было быть продиктовано иными факторами, чем поведение с наветренной стороны. [22]
Средиземноморская квадратная установка претерпела упрощение в V веке нашей эры с уменьшением количества компонентов. Наиболее очевидно, что в археологическом контексте это включало отсутствие скоб (и характерных свинцовых колец, через которые проходили эти веревки). Предполагается, что это изменение связано с затратами, поскольку снижает затраты как на новое строительство, так и на текущее обслуживание. Это привело бы к некоторому ухудшению производительности этого типа квадратной установки. Lateen уже был доступен в качестве альтернативы и, имея меньшее количество комплектующих, мог конкурировать по стоимости, но сохранял характеристики оригинальной Mediterranean Square Rig. Это совпало с инновациями в методах строительства корпуса, поскольку соединение обшивки корпуса по краям с помощью шипов (техника строительства «сначала оболочка») начало заменяться ранними этапами эволюции резной конструкции «сначала рама» . Предполагается, что это также обусловлено затратами. Таким образом, считается, что переход от квадратного вооружения к латену в V веке был обусловлен затратами на строительство и техническое обслуживание, а не какой-либо существенной разницей в ходовых качествах. [23]
Современные паруса для небольших лодок
[ редактировать ]Современный «латин» - это скорее парус с крабовыми когтями, чем традиционный средиземноморский латин со свободными ногами. Для них характерно добавление лонжерона вдоль подножия паруса. Нижний лонжерон горизонтален и прикреплен к мачте в месте пересечения. Передние концы обоих лонжеронов соединяются. Оба шарнира спроектированы таким образом, чтобы обеспечить свободное вращение во всех направлениях. Шкот крепится к нижнему лонжерону, а фал - к верхнему лонжерону. Геометрия паруса такова, что верхний и нижний лонжероны располагаются в плоскости, параллельной мачте. В результате парус имеет коническое сечение , идентичное половине крыла Рогалло, обычно встречающегося в воздушных змеях и дельтапланах .
Современный латен часто используется как простая оснастка для катеров и других небольших прогулочных парусных судов. В своей самой простой форме для него требуется всего две веревки: фал и шкот, что делает его очень простым в эксплуатации. Часто дополнительные стропы используются для опускания нижнего лонжерона и обеспечения натяжения верхнего и нижнего лонжеронов, обеспечивая больший контроль над формой паруса.
Поскольку верхний и нижний лонжероны образуют каркас паруса, изгиб паруса просто зависит от того, насколько сильно лонжероны натягивают парус. Это означает, что латиновые паруса часто обрезаются ровно, без сложной резки и сшивания, необходимых для обеспечения изгиба парусов Бермудских островов . Изогнутые края в сочетании с прямыми лонжеронами обеспечивают всю или почти всю необходимую кривизну паруса.
- с одной выносной опорой Проа : одиночная мачта с парусом в виде крабового когтя . Судно двубортное, шунтовое , а не лавированное.
См. также
[ редактировать ]- Парус из крабовых клешней
- Диван (треугольный парус со срезанным передним углом)
- Парус Танья , тип паруса, который иногда ошибочно принимают за латиновый парус.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «определение латина» . Словарь.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уайтрайт 2012а .
- ^ Андерсон 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Уайтрайт 2009 , с. 100.
- ^ Кассон 1995 , стр. 243–245.
- ^ Кастро и др. 2008 , с. 352
- ^ Поми 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б Уайтрайт 2009 , с. 98ф.
- ^ Кастро и др. 2008 , с. 2
- ^ Баш 2001 , с. 63
- ^ Кассон 1995 , с. 245, сн. 82
- ^ Гюнсенин и Рит 2012 , с. 157
- ^ Уайтрайт 2009 , с. 101
- ^ Кэмпбелл 1995 , стр. 9–10.
- ^ Уайт 1978 , стр. 256f.
- ^ Перейти обратно: а б с Уайтрайт 2012b , с. 589.
- ^ Биссон, Уилфред Дж. (2020). «Введение: технологии путешествий» . В Бернсе, Уильям Э. (ред.). Наука и техника во всемирной истории, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 226. ИСБН 978-1-440-87116-0 .
- ^ Уайтрайт 2009 , с. 98.
- ^ Кассон 1954 , стр. 214f..
- ^ Уайт 1978 , с. 258.
- ^ «Ютуб» . www.youtube.com . Проверено 3 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Уайтрайт 2011 .
- ^ Уайтрайт, Джулиан (апрель 2012 г.). «Технологическая преемственность и перемены: Латинский парус средневекового Средиземноморья». Аль-Масак . 24 (1): 1–19. дои : 10.1080/09503110.2012.655580 . S2CID 161464823 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Андерсон, Атолл (2018). «МОРЕХАНИЕ В ОТДАЛЕННОЙ ОКЕАНИИ Традиционализм и не только в морских технологиях и миграции». В Кокрейне, Итан Э; Хант, Терри Л. (ред.). Оксфордский справочник по доисторической Океании . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992507-0 .
- Баш, Люсьен (2001), «La voile latin, son origine, son évolution et ses Parentés Arabes», в Цаласе, Х. (редактор), Тропис VI, 6-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Ламия, 1996 г., протоколы , Афины : Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 55–85.
- Кэмпбелл, IC (1995), «Латинский парус в мировой истории» (PDF) , Journal of World History , vol. 6, нет. 1, стр. 1–23, заархивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 г. , получено 8 октября 2009 г.
- Кассон, Лайонел (1954), «Паруса древнего мореплавателя», Археология , том. 7, нет. 4, стр. 214–219.
- Кассон, Лайонел (1995), Корабли и мореплавание в древнем мире , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8
- Кастро, Ф.; Фонсека, Н.; Вакас, Т.; Чисилиот, Ф. (2008), «Количественный взгляд на средиземноморские корабли с латиноамериканским и квадратным вооружением (Часть 1)», Международный журнал морской археологии , том. 37, нет. 2, стр. 347–359, Bibcode : 2008IJNAr..37..347C , doi : 10.1111/j.1095-9270.2008.00183.x , S2CID 45072686
- Фридман, Зараза; Зороглу, Левент (2006), «Корабль Келендерис. Квадрат или Латинский парус?», Международный журнал морской археологии , том. 35, нет. 1, стр. 108–116, Bibcode : 2006IJNAr..35..108F , doi : 10.1111/j.1095-9270.2006.00091.x , S2CID 108961383
- Гунсенин, Нергис; Рит, Эрик (2012), «Граффито с изображением латинского парусника на амфоре (9 век нашей эры) из Портуса Теодосиака (Йеникапы)», Anatolia Antiqua , vol. 20, с. 157–164
- Макрис, Джордж (2002), «Корабли», в Лайу, Ангелики Э. (ред.), Экономическая история Византии. С седьмого по пятнадцатый век , т. 1, Думбартон-Оукс, стр. 89–99, ISBN. 978-0-88402-288-6
- Поми, Патрис (2006), «Корабль Келендерис: Латинский парус», Международный журнал морской археологии , том. 35, нет. 2, стр. 326–335, Bibcode : 2006IJNAr..35..326P , doi : 10.1111/j.1095-9270.2006.00111.x , S2CID 162300888
- Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204 , Издательство Brill Academic, ISBN 978-90-04-15197-0
- Уайт, Линн (1978), «Распространение латинского паруса», средневековая религия и технологии. Сборник эссе , University of California Press, стр. 255–260 , ISBN. 978-0-520-03566-9
- Уайтрайт, Джулиан (2009), «Средиземноморский латиновый парус в поздней античности», Международный журнал морской археологии , том. 38, нет. 1, стр. 97–104, Бибкод : 2009IJNAr..38...97W , doi : 10.1111/j.1095-9270.2008.00213.x , S2CID 162352759
- Уайтрайт, Джулиан (2011). «Потенциальные характеристики древних средиземноморских парусных судов». Международный журнал морской археологии . 40 (1): 2–17. Бибкод : 2011IJNAr..40....2W . дои : 10.1111/j.1095-9270.2010.00276.x . S2CID 111007423 .
- Уайтрайт, Джулиан (2012a). «Технологическая преемственность и перемены: Латинский парус средневекового Средиземноморья». Аль-Масак . 24 (1): 1–19. дои : 10.1080/09503110.2012.655580 . S2CID 161464823 .
- Уайтрайт, Джулиан (2012b), «Ранние исламские морские технологии», Мэтьюз, Р.; Кертис, Дж.; Гаскойн, А.Л. (ред.), Труды 7-го Международного конгресса по археологии Древнего Ближнего Востока. Том 2: Древние и современные проблемы культурного наследия, Цвет и свет в архитектуре, искусстве и материальной культуре, исламская археология , Висбаден: Harrassowitz Verlag, стр. 585–598.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Русманьер, Джон (июнь 1998 г.). Иллюстрированный словарь терминов, связанных с водным транспортом: 2000 основных терминов для моряков и моторных лодок (мягкая обложка). WW Нортон и компания . стр. 174 . ISBN 0393339181 . ISBN 978-0393339185
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Развитие корабля в средние века , английский перевод см. Внизу страницы.
- Инструкции PolySail International по постройке латенового паруса, похожего на Sunfish
- И. К. Кэмпбелл, «Латинский парус в мировой истории» , Журнал всемирной истории (Гавайский университет), 6.1 (весна 1995 г.), с. 1–23