Сельдь автобус

Сельдяной автобус ( голландский : Haringbuis ) был типом морского рыболовного судна , которое в основном использовалось голландскими и фламандскими ловцами сельди в 15-м — начале 19-го веков.
Тип автобусного судна имеет долгую историю. Он был уже известен во времена крестовых походов в Средиземноморье как грузовое судно (называемое buzza , bucia или bucius ), и мы видим его около 1000 года нашей эры как более мощное развитие викингов драккара в Скандинавии , известного как b?za . Голландский Buis , вероятно, был разработан на основе этого скандинавского типа корабля.
Впервые « Буис» был приспособлен для использования в качестве рыболовного судна в Нидерландах после того, как изобретение гребешка позволило сохранять сельдь в море. [1] Это сделало возможным более длительные плавания и, следовательно, позволило голландским рыбакам следить за косяками сельди вдали от побережья. Первый автобус для сельди, вероятно, был построен в Хорне около 1415 года. Последний был построен во Влардингене в 1841 году.
Строительство
[ редактировать ]Деревянный корабль имел длину около 20 метров и водоизмещение от 60 до 100 тонн. Соотношение длины к ширине составляло от 2,5:1 до 4,5:1, что делало корабль относительно маневренным, но при этом достаточно устойчивым, чтобы быть мореходным. Это был круглофюзеляжный килевой корабль , с круглыми носом и кормой , причем последняя сравнительно высокая, и с галереей. Широкая палуба позволяла обрабатывать улов на борту. [2]
Корабль имел две или три мачты. Во время рыбалки грот-мачту и фок-мачту (при их наличии) можно было опустить, оставив в вертикальном положении только бизань- мачту. Он имел квадратное вооружение на главной мачте и гафельное вооружение на бизани. Он имел длинный нос-шприт с кливером и до трех передних парусов . Главный курс и марсель можно было зарифить .
Сельдяные флотилии
[ редактировать ]
Корабли плавали большими флотами от 400 до 500 кораблей. [1] к рыболовным угодьям на Доггер-банке и Шетландских островах. Обычно их сопровождали военные корабли, потому что англичане косо смотрели на то, что они считали «браконьерством» в водах, на которые они претендовали, и были склонны арестовывать голландские рыболовные суда без сопровождения. В военное время риск захвата рыболовецких судов каперами также был велик.
Флот оставался в море неделями. Иногда улов доставлялся домой на специальных кораблях (называемых вентьягерами ), пока флот все еще находился в море (на снимке вверху изображен вентьягер вдалеке ).
автобусы использовали длинные дрифтерные сети Для ловли сельди . Такие сети висят как занавески на тропах косяков сельди. Рыба ловила жабрами за ячейку сети (которая, следовательно, является разновидностью жаберной сети ). Ночью на борт будут подниматься сети, а затем команды численностью от восемнадцати до тридцати человек. [1] сразу же начал бы долбать , солить и бочкать.

За сезон будет три-четыре рейса (в зависимости от погоды и улова). В межсезонье автобусы использовались как обычные грузовые суда, например, для перевозки зерна из Прибалтики или соли из Португалии. Эта многорежимная бизнес-модель сделала «Великий промысел» (так назывался промысел сельди) особенно прибыльным, поскольку простоев было гораздо меньше, чем при использовании исключительно в качестве рыболовного судна. [3]
Современный (1614 г.) отчет на английском языке иллюстрирует эффективность и прибыльность бизнеса:
Голландцы действительно делают эту летнюю рыбалку одновременно прибыльной и приятной. Ибо был один из них, у которого был собственный доблестный большой новый автобус, и у него была дочь, замужем за тем, кто был его помощником в автобусе; владелец, который был капитаном этого автобуса, взял с собой на борт свою жену, и его помощник с женой; и вот они отплыли в Северные моря, с двумя женщинами, матерью и дочерью. Где, имея попутный ветер и ловя рыбу в северных морях, они вскоре наполнили свой бусс сельдью; и приходит к ним Сельдь-Ягер, и приносит им золото и свежие припасы, и торгуется с ними, и берет у них селедку за наличные деньги, и доставляет им еще бочки и соль; и «Ягер» уходит на первый рынок в Спручию [ Пруссию ]. И все еще Бусс ловит рыбу в море, и вскоре после этого он снова был нагружен и отправлен домой ; но затем к нему приходит другой Ягер, как и первый, и доставляет им еще запасы бочек, соли и наличных денег, и прощается с ними. И все же «Бусс» все еще стоит в море с матерью и дочерью так долго, и вскоре они снова наполнили все свои бочки; а затем они отплыли домой в Голландию с двумя женщинами и автобусом, нагруженным селедкой, и тысячей фунтов наличных денег.
- Тобиас Джентльмен , «Английский путь к богатству и использованию кораблей», [4]

Тобиас Джентльмен в 1614 году оценил стоимость оснащения голландского автобуса для сельди на три летних рейса (четыре месяца) (включая зарплату экипажу в 88 фунтов стерлингов, бочки за 100 последних [а] сельди — 78 фунтов, пива — 42 фунта, хлеба — 21 фунт, масла и бекона — 18 фунтов, гороха — 3 фунта, заготовок — 3 фунта, износ корабля и сетей — 100 фунтов) — 435 фунтов. По его мнению, сто последних порций сельди (по цене 10 фунтов) принесут 1000 фунтов, а чистая прибыль составит 565 фунтов. [5] В своей брошюре (в которой он превозносит голландское рыболовство для подражания Англии) он заявляет, что в конце мая в море отправится флот из тысячи автобусов с 20 000 моряков на борту. Они отправятся на Шетландские острова, но подождут до 14 июня (до этого сельдь будет непригодна для употребления в пищу), прежде чем начать следовать за косяками. Он оценивает стоимость улова более чем в миллион фунтов стерлингов. [6] Это показывает, насколько важную роль сыграл промысел сельди в наступлении Золотого века Голландии .
Галерея
[ редактировать ]- Сельдяной автобус садится в дрифтерную сеть , автор (Г. Гроеневеген)
- Два селедочных автобуса в море
- Оснащение и поставка селедочного автобуса, гр. 1725 г.
- Автобусы с сельдью вышли в море, c. 1725 г.
- Селедочный автобус или кора на месте ловли сельди
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Последним» обычно была голландская мера объема ( перемещения ). Однако это также может служить мерой веса улова сельди. В последнем случае на тот момент это было эквивалентно примерно 1000 кг. Эту «последнюю» единицу не следует путать с последней единицей, использовавшейся Голландской Ост-Индской компанией , которая составляла 1250 кг.
- ^ Jump up to: а б с Де Врис и Ван дер Вуд, с. 244
- ^ Рыболовные суда, соч. цитировать
- ^ Де Врис и Ван дер Вуд, стр. 244-245
- ^ Тобиас Джентльмен , «Путь Англии к богатству и использованию кораблей», Лондон, 1614, стр. 267
- ^ Джентльмен, с. 266
- ^ Джентльмен, с. 253
Источники
[ редактировать ]- CB, Хансен; Кнут, П. (1987). Лексикон типов парусных судов (на немецком языке). Грефельфинг (Урбес). ISBN 3-924896-10-0 .
- (Немецкий) «Büse», в: Дудшуа А. и Кёпке А. (1995) Большая книга типов кораблей. Корабли, лодки, плоты под веслами и парусами, пароходы, теплоходы, морская техника , Аугсбург
- Унгер, RW (1978), Голландское судостроение до 1800 года , Амстердам
- Мичелл, А.Р., «Европейское рыболовство в ранней современной истории», в: Рич, Э.Э. и Уилсон, CH (ред.) (1977), Cambridge Economic History of Europe, Vol. 5. Экономическая организация Европы раннего Нового времени , Кембридж.
- {Врис, Ж. де, и Вуд, А. ван дер (1997), Первая современная экономика. Успех, неудача и стойкость голландской экономики, 1500–1815 гг. , Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-57825-7
- Господа, Тобиас (1614 г.). Английский путь к богатству и использованию кораблей . Лондон. в: Арбер, Э.; Бизли, Р.К.; Секкомб, Т. (1903). Путешествия и путешествия преимущественно XVI и XVII веков .