Jump to content

Туп (лодка)

Два малайских каботажных судна на Яве с верхним парусом и такелажем.

Туп (также известный как тоуп , прау туп или пераху туп ) — тип лодки-корабля, производимый в Ост-Индии . Появившийся в конце XVIII века и построенный на местных верфях, этот тип лодок является одним из результатов внедрения «западных» и « нусантаранских » технологий, начавшегося на верфях XVII и XVIII европейских торговых компаний. Этот тип лодок обычно используется для морских перевозок на дальние расстояния. В первой половине XIX века это был самый распространенный тип лодок, использовавшихся моряками и торговцами Нусантары. [1] Большая часть тоопа принадлежит торговцам из западной части Нусантары. [2] : 33 

Описание

[ редактировать ]
Топ с западным корпусом в правой части изображения.

Двух-трехмачтовый, топ несет по два одинаковых трапециевидных паруса на грот-мачте и фок-мачте; паруса устроены таким образом, что топ может повернуть нос навстречу ветру, не опуская и не перемещая парус под новым ветром, что очень полезно, если он движется с наветренной стороны в узком месте. Корма оборудована носовым могут быть прикреплены три или четыре небольших передних паруса парусом европейского типа, а к бушприту . Мачты не сошки и не треноги, а всего лишь одиночные мачты, усиленные вантами, аналогичными креплениям европейских мачт. [3]

Туп обычно используется для судоходства на дальние расстояния и имеет большое сходство с европейским дизайном: корма многих тоопов четырехугольная ( транцевая ), а форма корпуса больше похожа на европейские парусные суда, чем на нусантарские лодки. Большинство этих лодок изготавливаются по той же технологии, что и те, которые используются при постройке европейских кораблей: сначала прикрепляют каркас к килю , а затем прикрепляют внешнюю обшивку. [1] Лодка иногда также имела весла , числом от 16 до 20. Некоторые из них также буксировали за собой шлюп, на котором мог перевозиться весь экипаж. [4] [1] Наличие большого шлюпа указывает на то, что оно подготовлено к работе в районах, где нет доков, которые могут облегчить погрузочно-разгрузочные работы. [2] : 33 

Корпус тоопа имеет палубу в носовой и кормовой части. Квадратная корма украшена орнаментальной резьбой. В кормовой части расположена слегка возвышающаяся над палубой каюта, накрытая продольно наклоненной крышей. У южносулавесской команды эта каюта находилась полностью под палубой. При легких нагрузках верхние части бортов поднимались матами. . грузовой люк Позади каждой мачты имеется Прау Туп из Южного Сулавеса имеет только 2 мачты, а у Сурабаи мачты выше. [5] : 22–23 

Туп в Малаккском проливе.

Однако на различных рисунках и описаниях были показаны варианты корпуса топа: есть корпуса европейского типа, с прямоугольной кормой и средним (осевым) рулевым управлением; существуют лодки с носовой частью, аналогичной европейским кораблям, но использующими бортовое рулевое управление (двойной четверть руля) и кормовые палубы, аналогичные падевакангу . Разница в формах корпуса позволяет предположить, что слово «топ» на самом деле относится к плану парусов , комбинации передних и кормовых «западных» парусов и двух приподнятых прямоугольных парусов, которые кажутся разновидностью парусов танджа . [6] [7]

Грузоподъемность тоопа составляет около 40–60 коян (96,8–145 тонн), наибольшая из них — 100 коян (241,9 тонны). [8] Есть топ, который предпочитает Бугис , по форме напоминающий падевакан, но в нем используются две-три мачты с европейским такелажем и своего рода шпритселем . Эти лодки обычно больше падеваканга и используются только для торговли. [9] Голландцы предпочитают иметь на вооружении танки с западным корпусом на случай войны. [10] : 74–75, 79 

Управление стратегических служб США отметило размеры топа: длина 49–59 футов (14,94–17,98 м), ширина 10–13 футов (3,05–3,96 м) и глубина 10–11,5 футов (3,05–3,51 м). ). [5] : 23 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Брюйн Копс, Г. Ф. де (1854 г.): «Кое-что о морском судоходстве на Индийском архипелаге», Журнал промышленности и сельского хозяйства в Голландской Ост-Индии, 1, стр. 21-69.
  2. ^ Jump up to: а б Либнер, Хорст Х. (2016). Некоторые заметки по истории судостроения и мореплавания на архипелаге . Джакарта: Министерство образования и культуры Индонезии.
  3. ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 36.
  4. ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 37.
  5. ^ Jump up to: а б Управление стратегических служб США (1944 г.). Местное ремесло в водах Юго-Восточной Азии, Часть II: Суматра, Малайя и прилегающие острова . Управление стратегических служб, отдел исследований и анализа. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  6. ^ Министерство образования и культуры Республики Индонезия. «Пераху Тооп» . Пиниси.орг . Проверено 5 января 2021 г.
  7. ^ Альманах (1861 г.): Альманах (и реестр имен) Голландской Ост-Индии за год (Батавия: Landsdrukkerij).
  8. ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 33
  9. ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 364.
  10. ^ Париж, Франсуа-Эдмон (1841). Очерк военно-морского строительства внеевропейских народов: или, Коллекция кораблей и каноэ, построенных жителями Азии, Малайзии, Великого океана и Америки, том 1 . Париж: А. Бертран.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de55fed3a8e92ccd0e43813dadbc8310__1709395680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/10/de55fed3a8e92ccd0e43813dadbc8310.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toop (boat) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)