Туп (лодка)
Туп (также известный как тоуп , прау туп или пераху туп ) — тип лодки-корабля, производимый в Ост-Индии . Появившийся в конце XVIII века и построенный на местных верфях, этот тип лодок является одним из результатов внедрения «западных» и « нусантаранских » технологий, начавшегося на верфях XVII и XVIII европейских торговых компаний. Этот тип лодок обычно используется для морских перевозок на дальние расстояния. В первой половине XIX века это был самый распространенный тип лодок, использовавшихся моряками и торговцами Нусантары. [1] Большая часть тоопа принадлежит торговцам из западной части Нусантары. [2] : 33
Описание
[ редактировать ]Двух-трехмачтовый, топ несет по два одинаковых трапециевидных паруса на грот-мачте и фок-мачте; паруса устроены таким образом, что топ может повернуть нос навстречу ветру, не опуская и не перемещая парус под новым ветром, что очень полезно, если он движется с наветренной стороны в узком месте. Корма оборудована носовым могут быть прикреплены три или четыре небольших передних паруса парусом европейского типа, а к бушприту . Мачты не сошки и не треноги, а всего лишь одиночные мачты, усиленные вантами, аналогичными креплениям европейских мачт. [3]
Туп обычно используется для судоходства на дальние расстояния и имеет большое сходство с европейским дизайном: корма многих тоопов четырехугольная ( транцевая ), а форма корпуса больше похожа на европейские парусные суда, чем на нусантарские лодки. Большинство этих лодок изготавливаются по той же технологии, что и те, которые используются при постройке европейских кораблей: сначала прикрепляют каркас к килю , а затем прикрепляют внешнюю обшивку. [1] Лодка иногда также имела весла , числом от 16 до 20. Некоторые из них также буксировали за собой шлюп, на котором мог перевозиться весь экипаж. [4] [1] Наличие большого шлюпа указывает на то, что оно подготовлено к работе в районах, где нет доков, которые могут облегчить погрузочно-разгрузочные работы. [2] : 33
Корпус тоопа имеет палубу в носовой и кормовой части. Квадратная корма украшена орнаментальной резьбой. В кормовой части расположена слегка возвышающаяся над палубой каюта, накрытая продольно наклоненной крышей. У южносулавесской команды эта каюта находилась полностью под палубой. При легких нагрузках верхние части бортов поднимались матами. . грузовой люк Позади каждой мачты имеется Прау Туп из Южного Сулавеса имеет только 2 мачты, а у Сурабаи мачты выше. [5] : 22–23
Однако на различных рисунках и описаниях были показаны варианты корпуса топа: есть корпуса европейского типа, с прямоугольной кормой и средним (осевым) рулевым управлением; существуют лодки с носовой частью, аналогичной европейским кораблям, но использующими бортовое рулевое управление (двойной четверть руля) и кормовые палубы, аналогичные падевакангу . Разница в формах корпуса позволяет предположить, что слово «топ» на самом деле относится к плану парусов , комбинации передних и кормовых «западных» парусов и двух приподнятых прямоугольных парусов, которые кажутся разновидностью парусов танджа . [6] [7]
Грузоподъемность тоопа составляет около 40–60 коян (96,8–145 тонн), наибольшая из них — 100 коян (241,9 тонны). [8] Есть топ, который предпочитает Бугис , по форме напоминающий падевакан, но в нем используются две-три мачты с европейским такелажем и своего рода шпритселем . Эти лодки обычно больше падеваканга и используются только для торговли. [9] Голландцы предпочитают иметь на вооружении танки с западным корпусом на случай войны. [10] : 74–75, 79
Управление стратегических служб США отметило размеры топа: длина 49–59 футов (14,94–17,98 м), ширина 10–13 футов (3,05–3,96 м) и глубина 10–11,5 футов (3,05–3,51 м). ). [5] : 23
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брюйн Копс, Г. Ф. де (1854 г.): «Кое-что о морском судоходстве на Индийском архипелаге», Журнал промышленности и сельского хозяйства в Голландской Ост-Индии, 1, стр. 21-69.
- ^ Jump up to: а б Либнер, Хорст Х. (2016). Некоторые заметки по истории судостроения и мореплавания на архипелаге . Джакарта: Министерство образования и культуры Индонезии.
- ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 36.
- ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 37.
- ^ Jump up to: а б Управление стратегических служб США (1944 г.). Местное ремесло в водах Юго-Восточной Азии, Часть II: Суматра, Малайя и прилегающие острова . Управление стратегических служб, отдел исследований и анализа. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Министерство образования и культуры Республики Индонезия. «Пераху Тооп» . Пиниси.орг . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Альманах (1861 г.): Альманах (и реестр имен) Голландской Ост-Индии за год (Батавия: Landsdrukkerij).
- ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 33
- ^ Журнал Голландской Ост-Индии. т.16:№2 1854. с. 364.
- ^ Париж, Франсуа-Эдмон (1841). Очерк военно-морского строительства внеевропейских народов: или, Коллекция кораблей и каноэ, построенных жителями Азии, Малайзии, Великого океана и Америки, том 1 . Париж: А. Бертран.