Jump to content

Всегда Пиайлуг

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Всегда Пиайлуг
Фотография Мау Пиайлуг из фильма 1999 года «Путешественники: Тихоокеанская одиссея».
Рожденный
Пий Пиайлуг

1932
Умер 12 июля 2010 г. (12 июля 2010 г.) (78 лет)
Национальность микронезийский
Другие имена Всегда, всегда класс
Образование Вериенг Школа мореплавания
Занятия
  • Навигатор
  • строитель каноэ
  • teacher (kumuучитель
Годы активности 1948–2007
Известный Путеводство , Полинезийское мореплавание , Гавайский ренессанс
Супруг Немваито (альт. сп. Немоито)
Дети 16
Награды

Пий « Мау » Пиайлуг (произносится / ˈ p ə s ˈ m p ˈ l ə ɡ / ; 1932 – 12 июля 2010) был микронезийским мореплавателем с каролинского острова Сатавал , наиболее известным как учитель традиционных, безинструментальные методы навигации в открытом океане. Каролинская навигационная система Мау, основанная на навигационных подсказках с использованием Солнца и звезд, ветров и облаков, морей и волн, птиц и рыб, была приобретена путем механического заучивания, передаваемого через учения в устной традиции . Звание мастера-штурмана ( палу ) он заслужил в восемнадцать лет, примерно в то время, когда в Сатавал прибыли первые американские миссионеры. Когда он приблизился к среднему возрасту, Мау начал беспокоиться, что практика мореплавания в Сатавале исчезнет, ​​поскольку его люди приобщятся к западным ценностям. В надежде, что навигационная традиция будет сохранена для будущих поколений, Мау поделился своими знаниями с Полинезийским обществом путешествий (PVS). С помощью Мау PVS использовала экспериментальную археологию , чтобы воссоздать и проверить утерянные гавайские навигационные методы на Hōkūle'a , современная реконструкция гавайского плавательного каноэ с двойным корпусом .

Успешное плавание Хокулеа на Таити без приборов в 1976 году доказало всему миру эффективность навигационной системы Мау. Для научных кругов достижение Мау послужило доказательством преднамеренного двустороннего путешествия по Океании, подтвердив гипотезу, объясняющую азиатское происхождение полинезийцев. Успех микронезийско-полинезийского культурного обмена, символом которого является Хокулеа , оказал влияние на весь Тихий океан. Это способствовало возникновению второго гавайского культурного ренессанса и возрождению полинезийского судоходства и строительства каноэ на Гавайях, в Новой Зеландии, Раротонге и Таити. Это также вызвало интерес к традиционному ориентированию на родном острове Мау, Сатавале. Позже Мау был уважительно известен как гроссмейстер-штурман, и друзья называли его «Папа Мау» с большим почтением и любовью. Он получил почетную степень Гавайского университета , а также был удостоен награды Смитсоновского института и Музея епископа за вклад в морская история . Жизнь и творчество Мау были описаны в нескольких книгах и документальных фильмах, а его наследие по-прежнему помнят и прославляют коренные народы Океании .

Молодость (1932–1974)

[ редактировать ]

Сатавал, Микронезия

[ редактировать ]

Мау родился Пиус Пиайлуг в 1932 году в деревне Вейсо, на небольшом коралловом острове Сатавал , в Яп штате Каролинских островов , ныне входящего в состав Федеративных Штатов Микронезии . [ 1 ] Сатавал — лесистый остров площадью 1,3 квадратных километра (0,50 квадратных миль), расположенный в западной части Тихого океана примерно в 800 километрах (500 миль) к югу от Гуама . Личная связь Мау с морем началась в раннем возрасте, когда в младенчестве его поместили в приливные водоемы , чтобы он мог почувствовать притяжение океана. [ 2 ] В возрасте четырех или пяти лет Мау был выбран своим дедом Раангипи для обучения на ученика штурмана. [ 3 ] Мау сначала протестовал против обучения своего деда, предпочитая проводить время, играя на пляже с детьми своего возраста. Раангипи долгие годы тренировал Мау как молодого мореплавателя. Их день начинался с восходом солнца, когда они вместе завтракали, а потом занимались делами перед тем, как отправиться на рыбалку. Вечером Мау присоединялся к мужчинам в каноэ, когда они пили, слушая их рассказы о мореплавании и парусном спорте. Раангипи сказал мальчику, что, если он решит стать мореплавателем, Мау сможет завоевать уважение своей общины, хорошо питаться и поддерживать положение в сатавалском обществе выше, чем положение вождя. Воодушевленный, Мау узнал от Раангипи основные навигационные подсказки относительно «звезд, волн и птиц», но его дедушка умер незадолго до того, как Мау исполнилось четырнадцать. [ 4 ]

После смерти дедушки Мау начал тренироваться со своим отцом Орранипуи. Мау узнал больше о навигации по звездам ( вофану ) от своего отца, а также о том, как ловить рыбу и строить каноэ. Когда его отец умер, не дожив до того, как ему исполнилось пятнадцать, [ 5 ] Мау усыновили его тетя и дядя. Где-то в восемнадцатилетнем возрасте, [ 6 ] Тетя и дядя Мау отправили его учиться к Ангоре, известному мореплавателю. [ 7 ] Кульминацией его учебы стало его посвящение в качестве мастера-штурмана ( палу ) в Вериенг . школу мореплавания [ 8 ] во время почитаемой церемонии пво под председательством Ангоры. Это должно было быть последнее военное мероприятие, проведенное на Сатавале в течение следующих пятидесяти лет. После церемонии Мау месяц прожил в каноэ, где получил строгие уроки от трех мореплавателей. [ 9 ] Когда последняя тренировка была завершена, Мау совершил свое первое одиночное путешествие длиной около 92 километров (57 миль). [ 10 ] Поскольку он имел склонность плавать в любых погодных условиях, ему дали прозвище «Мау» от сатавальского слова maumau , что означает «сильный». [ 11 ] Став мореплавателем, Мау вышла замуж за Немвайто. [ 12 ] с которыми он воспитал десять мальчиков и шесть девочек. [ 13 ]

Фотография небольшого кораллового атолла острова Сатавал в Тихом океане.
«Мау Пиайлуг родом с острова Сатавал. Его длина — полторы мили, ширина — миля. Население — 600 человек. Навигация — это не культурное возрождение, а выживание. На таком маленьком острове невозможно произвести достаточно еды. Их навигаторы им приходится выходить в море, чтобы ловить рыбу, чтобы она могла есть». (Найноа Томпсон) [ 14 ]

Повседневная жизнь в деревне Мау на Сатавале включала сбор урожая таро, плодов хлебного дерева и кокосов. Жители Сатавали также выращивали курицу и свинину. [ 15 ] и пойманную рыбу, их основной источник белка. [ 14 ] Местом для купания служил пруд с пресной водой. Местные материалы использовались для постройки каноэ с выносными опорами, называемых проа . Изоляция острова помогла сохранить образ жизни сатавалцев и роль Мау как мореплавателя. [ 16 ] Даже с приходом немцев (1890 г.) и японцев (1914 г.) в Микронезию сатавалская культура осталась нетронутой. Американские миссионеры, прибывшие после Второй мировой войны [ 17 ] построил первую церковь и школу на Сатавале. [ 18 ]

В конце 1960-х годов Мау попытался проверить свои навигационные знания в Тихом океане, работая моряком на межостровном корабле, которым управляет подопечная территория Тихоокеанских островов . [ 19 ] С 1969 по 1973 год Мау подружился с Майком Маккоем, волонтером Корпуса мира , дислоцированным на Сатавале. [ 20 ] Маккой не только женился на племяннице Мау, но и плавал с Мау, и они вместе работали над проектом по мечению черепах. Маккой заинтересовался сатавалской навигацией, опубликовал несколько статей на эту тему и поддерживал связь с антропологом Беном Финни , который исследовал полинезийскую навигацию. Когда задание Маккоя на Сатавале закончилось, он спросил Пиалуга, не хочет ли он поехать с ним на Гавайи. [ 21 ]

Гонолулу, Гавайи

[ редактировать ]

Мау впервые посетил Гавайи в 1973 году, и Маккой познакомил его с Беном Финни . Позже Финни предложил Полинезийскому обществу путешествий попытаться завербовать Мау для своего Хокулеа . проекта [ 3 ] поскольку традиционных гавайских мореплавателей не осталось. Целью проекта было проверить гипотезу о том, что полинезийцы совершали преднамеренные путешествия через Тихий океан без использования инструментов. [ 22 ] Теваке, известный полинезийский мореплаватель, умер в 1970 году. [ 23 ] и только шесть других были известны. [ 24 ] Навигаторы не хотели раскрывать свои священные знания «посторонним». [ 25 ] В то время Мау был всего 41 год, и он был самым молодым штурманом в группе. Мау боялся, что традиционная навигация умрет в его собственной культуре, как это произошло на Гавайях. Он пытался научить молодых людей Сатавала переданным ему навыкам, но он не был настроен оптимистично. Представители молодого поколения были слишком заняты школой и слишком увлечены западной культурой, чтобы пройти строгий курс обучения и ученичества. Более того, народ Мау, похоже, не заботил тот факт, что традиционная навигация умирает и может быть потеряна навсегда. [ 26 ]

Дальнейшая жизнь (1975–2010)

[ редактировать ]

С помощью Финни Мау был удостоен специальной стипендии в Центре Восток-Запад . [ 27 ] Мау вернулся в Гонолулу в апреле 1975 года, чтобы начать работу с базирующимся на Гавайях Обществом полинезийских путешествий , в конечном итоге проведя каноэ с двойным корпусом Hōkūleʻa от Гавайев до Таити во время его первого путешествия в 1976 году. [ 28 ] Мау обучал и наставлял коренного гавайского мореплавателя Найноа Томпсона , который позже стал мастером-штурманом. [ 29 ] Дэвид Генри Льюис , исследователь полинезийской навигации, задокументировал работу Мау. [ 30 ]

Путешествие Мау Пиайлуг по Хокулеа
Звезда
Звезда
Год Путешествие Порты
1976
Первое путешествие Гавайи – Таити
1980
Таити Трэвел Гавайи – Таити – Гавайи
1985–
1987
Путешествие нового открытия Гавайи–Таити–Раротонга;
Вайтанги – Нукуалофа – Паго-Паго – Тутуила – Аитутаки – Раротонга – Таутира
1995
Мореходные семьи Хило-Барбетт; Нью-Йорк – Хило

Непосредственные знания Мау о традиционной навигации были накоплены в ходе изучения Северного полушария и плавания, но путешествие на Таити потребовало от Мау ознакомления с географией и ночным небом Южного полушария. О подготовке Финни пишет:

Чтобы подготовить Мау Пиайлуг к путешествию, Дэвид Льюис проинформировал его о географии островов в этой части Тихого океана, а также о ветрах и течениях, которые можно было ожидать по пути, - всю информацию, которую мог иметь ранний полинезийский мореплаватель, знакомый с этим маршрутом. носил в голове. Кроме того, чтобы предупредить Мау о том, как будет меняться высота звезд над северным и южным горизонтом по мере того, как каноэ плывет все дальше и дальше на юг, мы провели тренировки в планетарии Музея Бишопа в Гонолулу, чтобы графически показать, как, например, человек плывет в сторону Таити [,] Полярная звезда опускалась все ниже и ниже на северном горизонте, пока не исчезла на экваторе, а Южный Крест изгибался все выше и выше в небе. В течение первых нескольких дней путешествия Мау получил дополнительную информацию о характере ветров и течений от Родо Уильямса, ветерана таитянского моряка из команды, который годом ранее плавал на яхте с Таити на Гавайи и поэтому мог предоставить Мау рассказ из первых рук о том, с чем он мог ожидать столкнуться. [ 31 ]

Их сотрудничество оказалось успешным, когда на 31-й день плавания 1976 года [ 22 ] Мау заявил, что скоро они увидят землю, а на следующий день - Таити. Несколько часов спустя они заметили наземных белых крачек ( Gygis alba ), после чего пассатное волнение уменьшилось. Той ночью они заметили Матаиву . После короткой остановки, проплыв всего лишь день, они достигли берега Таити, где их приветствовали 17 000 человек, половина населения Таити. [ 32 ]

Целью Наиноа было отправить Хокулеа на Таити в качестве штурмана, используя воссозданные традиционные методы. Он провел годы, тренируясь самостоятельно и с Мау. Обучение и наставничество Мау помогли Наиноа достичь этой цели во время путешествия на Таити в 1980 году. Это был первый случай за более чем 500 лет, когда коренной гавайец овладел звездами, морем, птицами и ветрами, чтобы вести парусное каноэ от Гавайев до Таити и обратно. [ 33 ] Эти двое мужчин снова присоединились к новому путешествию в Новую Зеландию в 1985–1987 годах, снова с Найноа в качестве главного штурмана и Мау в качестве наставника. Путешествие в Новую Зеландию пробудило интерес маори к истории культуры, методам навигации и строительству каноэ. [ 34 ] Это также оживило для маори истории из их фольклора о великих путешествиях на каноэ, миграции и поселениях в Аотеароа (Новая Зеландия). Описывая церемонию, проведенную в Вайтанги в ознаменование путешествия Хокулеа на Гавайи и Новую Зеландию , Наиноа пишет:

Сэр Джеймс Хенаре, самый почитаемый из старейшин Тай Токерау , встал и сказал: «Вы доказали, что это возможно. И вы также доказали, что наши предки сделали это… потому что пять племен Тай Токерау прослеживают свою родословную по названиям каноэ, на которых они прибыли, а поскольку вы, люди с Гавайев, прибыли на каноэ, следовательно, по нашим традициям, вы должны быть шестым племенем Тай Токерау. [ 35 ]

В 1995 году Мау принял участие в путешествии На Охана Холо Моана от Хокулеа до Райатеи . Плавая со своим сыном Сесарио Сьюралуром и Найноа в качестве мастера парусного спорта, Мау наблюдал, как ученики Найноа Каау Маккенни и Кеахи Омаи служили штурманами. Мау видел успех Найноа в путешествиях 1980 и 1985–1987 годов; наконец, в этом путешествии 1995 года Мау увидел доказательство того, что эти знания были переданы следующему поколению. [ 36 ] Каноэ успешно приземлилось в Раротонге, и это путешествие привело к отмене шестивекового табу на плавание из Раиатеи. [ 37 ] [ 38 ] Хокулеа отплыл с Гавайев на систершипах «Гавайилоа» и «Макалии» ; каноэ встретились в Тапутапуатеа с другими каноэ со всей Океании. [ 37 ]

Прохладный

[ редактировать ]

Чтобы помочь сохранить гавайскую культуру, Милтон «Коротышка» Бертельманн и его брат Клэй основали некоммерческую организацию Nā Kalai Wa'a Moku o Hawai'i. [ 39 ] на острове Гавайи в 1992 году. Начиная с 1994 года два брата помогали строить Макали , [ 40 ] 54-футовое каноэ, спущенное на воду в 1995 году. С февраля по май 1999 года «Коротышка» Бертельманн провел Макали в Сатавал в путешествии, известном как «Э Мау - плавание к главному дому». Целью путешествия было воздать должное мастеру-штурману Мау Пиайлугу и поблагодарить его за его учение. Мау отплыл домой на борту «Макалии» в качестве почетного гостя. Макали продолжила свое путешествие в 1999 году, пройдя половину Микронезии. Она была первым гавайским каноэ, посетившим дальние уголки Микронезии, и ее появление стимулировало интерес микронезийцев к их собственной культурной истории. [ 41 ]

Равные результаты

[ редактировать ]

18 марта 2007 года Мау председательствовал на первой за 56 лет церемонии награждения мореплавателей на острове Сатавал. Пять коренных гавайцев и еще одиннадцать человек были приняты на работу в качестве главных штурманов, в том числе Найноа Томпсон и сын Мау, Сесарио Сьюралур. Общество полинезийских путешествий в рамках путешествия Хокулеа « Один океан, один народ » 2007 года под названием «Ку Холо Мау» подарило Мау каноэ под названием « Алингано Майсу » в подарок за его ключевую роль в возрождении традиционной навигационной навигации на Гавайях. Каноэ было построено в Кавайхае, Гавайи, некоммерческой организацией Nā Kalai Wa'a Moku O Hawai'i . Обязательство построить этот «подарок» для Мау взял на себя Клэй Бертельманн, капитан Макали и Хокулеа . Майсу был передан Мау от имени всех путешествующих семей и организаций, которые активно продолжают плавать и практиковать традиции, которым обучал Мау Пиайлуг. [ 42 ]

После долгой борьбы с диабетом Мау умер на своем родном острове Сатавал в 18:30 по микронезийскому времени. [ 43 ] Понедельник, 12 июля 2010 г. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] По традиции на Сатавале путешествия между островами были временно приостановлены в честь Мау. [ 47 ] Поскольку на острове нет морга, Мау похоронили на следующий день, и до поминальной службы 21 июля в церкви Санта-Соледад каждую ночь возносили четки. Сын Мау Генри Ярофальпий продолжит знакомить студентов с их культурой, сохраняя наследие своего отца. [ 47 ]

Мау был удостоен звания почетного доктора гуманитарных наук в 1987 году Гавайским университетом . [ 48 ]

9 мая 2000 года он был удостоен чести Смитсоновского института в Национальном музее естественной истории . На церемонии секретарь Лоуренс М. Смолл сказал: «Возрождение безинструментальной навигации произошло во многом благодаря этому человеку, Мау Пиайлугу». [ 49 ]

12 июля 2008 года Музей Бишопа вручил Мау медаль Роберта Дж. Пфайфера в честь его «исключительной преданности развитию морских дел и увековечению морского наследия на Гавайях и в Тихом океане». Мау также был удостоен награды за «преданность и выдающееся гражданское лидерство», а также за то, что он продемонстрировал «дух и цель основателя музея Чарльза Рида Бишопа». [ 50 ]

Имя Мау вырезано на спинке сиденья штурмана на борту Хокулеа.

Общество полинезийских путешествий признало вклад Мау в сохранение искусства навигации, построив и пожертвовав странствующее каноэ Алингано Майсу Мау и народу Сатавала, и его имя удостоено чести, вырезанной на поручне на борту Хокулеа за его традиционным местом в порту. задняя четверть судна.

Наследие

[ редактировать ]

Успех мореплавательных подвигов Мау вызвал культурную гордость у таитян, маори и гавайцев и связал всех полинезийцев с историями, рассказанными их предками о подобных путешествиях прошлых поколений. Путешествие Хокулеа привлекло интерес молодых студентов, таких как Милтон «Коротышка» Бертельманн, а затем Найноа Томпсон. [ 51 ] Мау не только привел Хокулеа на Таити, но и восстановил связь жителей Тихого океана с их культурными корнями. Возрождение интереса к сохранению традиционной культуры и методов навигации оживило искусство строительства каноэ и культурные исследования на Гавайях, в Новой Зеландии, Раротонге и Таити. [ 52 ] а также родина Мау, Сатавал. [ 47 ]

Проекция полинезийского треугольника на земной шар. Тайвань обведен в верхнем левом углу.

За два столетия до Мау и Хокулеа капитан Джеймс Кук помощью Тупайи с [ 53 ] получили знания, которые в противном случае были бы тщательно сохранены. Перед своей смертью в 1779 году Кук выдвинул гипотезу, что полинезийцы имеют общее происхождение; он даже связал их происхождение с Азией. Однако теория Кука не предотвратила дискуссий среди ученых. Перед путешествием Хокулеа в 1976 году академические дебаты о заселении Полинезии разделились между несколькими школами мысли. [ 54 ]

Норвежский этнограф Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Тихий океан был заселен путешественниками из Южной Америки , и намеревался доказать это своей экспедицией Кон-Тики . [ 55 ] Ученые не восприняли гипотезу Хейердала всерьез. Новозеландец Эндрю Шарп предложил гипотезу случайного путешествия в 1957 году, которая (ошибочно) утверждала, что Океания слишком обширна, чтобы ее можно было заселить путем преднамеренного путешествия, поэтому миграции, должно быть, происходили в результате случайных дрейфовых путешествий. [ 56 ] Шарп допускал, что полинезийцы, вероятно, заселили Тихий океан из Азии, но придерживался мнения, что их грубые суда и навигационные инструменты не годятся для целенаправленного плавания с Таити на Гавайи или Новую Зеландию. Он заявил, что плавания на расстояние более 300 миль, скорее всего, были случайными, и выход на берег зависел от ветра и течения. [ 57 ] Исследование 1973 года и компьютерное моделирование, проведенное Левисоном, Уордом и Уэбом, исследовало вероятность гипотезы Шарпа, но сочло ее маловероятной. [ 58 ]

Финни не согласился с частью гипотезы Шарпа, касающейся случайного путешествия. Чтобы исследовать эту проблему, он вместе с Хербом Кейном и Томми Холмсом в 1973 году основал Полинезийское общество путешествий, намереваясь построить каноэ для плавания с Гавайев на Таити, чтобы проверить, можно ли воспроизвести преднамеренное двустороннее путешествие по Океании. [ 59 ] С помощью навигационных знаний Мау, руководивших Хокулеа , Полинезийское общество путешествий продемонстрировало, что преднамеренное путешествие не только возможно, но и предки полинезийцев могли заселить Тихий океан во время подобных путешествий, используя методы безинструментального определения пути, такие как методы Мау. [ 60 ] Наконец, лингвистический [ 61 ] а археологические данные свидетельствуют о том, что история полинезийского народа берет свое начало не в восточной части Тихого океана, а на западе. [ 62 ] Последние разработки в области анализа ДНК однозначно разрешили споры о полинезийском происхождении. Они доказывают, что полинезийцы имеют общее происхождение с коренными тайваньцами и выходцами из Восточной Азии . [ 63 ]

Навигация и навигация

[ редактировать ]

Обучение

[ редактировать ]

Обучение штурманов исторически было переплетено с культурой и ритуалами. При выборе кандидатов необходимо было проявить большую осмотрительность, чтобы знания, сохраненные в устной традиции, имели наибольшие шансы на выживание. Звание мастера-штурмана было равно или выше звания старосты деревни. Разумная навигация не опирается ни на какой-то один метод, а вместо этого синтезирует положение на основе нескольких входных данных. В пути этот постоянный синтез позволяет легко обнаружить штурмана, поскольку именно у него красные глаза из-за недосыпания. [ 64 ]

Звездный компас Мау Пиайлуг [ 65 ]
Воссоздание звездного компаса Мау Пиайлуг.

Легенда
сатавальское имя Традиционное название Астрономическое название
Кортеж Параметр Запад
Тан Восходящий Восток
Вуливулифасмухет Полярная звезда Полярис
Майлапайлефунг Маленькая Медведица Малая Медведица
Уайлур Большая Медведица Большая Медведица
Игулиг («Кит») 1) Кассиопея (голова кита)
2а) Альмах и
2б) Мирах (тело кита)
3а) Хамаль и
3б) Шаратан (хвост кита)
1) Кассиопея
2а) Гамма Андромеды и
2б) Бета Андромеды
3а) Альфа Овна и
3б) Бета Овна
Мурн Вега Вега
Маригат Семь сестер Плеяды
Уул Альдебаран Альфа Тельца
Пайифунг Таразед Гамма Орел
неуловимый Альтаир Альфа Орел
Пайюр Альшаин Бета Орел
Ранее Орион Орион
Сарапул Ворона Ворона
Опухоль Скорпиус (6 лучших звезд) Скорпиус
Месарио 1а) Шаула и
1б) Антарес
1а) Лямбда Скорпиона и
1б) Альфа Скорпиона
Любвв Южный Крест
(подъем или заход)
Суть
Мехемии Южный Крест
(под углом 45° над юго-восточным горизонтом)
Суть
Синий и белый Южный Крест
(вертикально)
Суть
Поздравления Южный Крест
(под углом 45° над юго-западным горизонтом)
Суть

Для традиционно обученного мореплавателя эти входные данные включают в себя физические сигналы с моря, неба и звезд, сигналы памяти, основанные на его знаниях о звездах, зыби и компасах ветра; и культурные знания, записанные в песнопениях, танцах и рассказах. Примеры физических сигналов включают цвет, температуру и вкус (соленость) морской воды; плавающие растительные остатки; наблюдения за наземными морскими птицами, летающими ловить рыбу; тип, цвет и движение облаков; направление, скорость и температура ветра; направление и характер океанских волн и волн; положение звезд на небе, а также оценку скорости, течения и отклонения своего парусного судна. «Компас», который он нес, был не магнитным, а мысленной моделью расположения островов и звездных точек, по которым можно было перемещаться между ними. Для создания этой ментальной модели потребовались бы годы исследований; танцы, песнопения ( ронг ), [ 66 ] а истории помогали ему вспомнить сложные взаимосвязи географии и местоположения. Звезды давали ему очень надежную информацию о местоположении, когда они были видимы, но навигаторы, такие как Мау, умудрились помнить о своем местоположении и маршрутах, даже когда их блокировали облака, используя в качестве ориентиров другие ориентиры, такие как ветер и зыбь. [ 14 ]

Каролинийский звездный компас Мау (на фото) является основой современного гавайского звездного компаса Найноа. Помимо основного обучения, которое происходит в море, исторически мальчиков обучали в мужском доме с помощью гальки, ракушек или кусочков кораллов, изображающих звезды, уложенных на песке по кругу. Части ракушки или коралла, выбранные для обозначения звезды или созвездия , произвольны, но обычно более крупные части используются для точек компаса , а меньшие части представляют собой важные звезды между этими точками. В звездном компасе Мау эти точки не обязательно равноудалены . Внешняя круглая формация представляет собой горизонт, в центре которого находится каноэ. Восточная половина круга изображает точки восхода опорных звезд на горизонте ( тан ), а западная половина — точки их захода ( тупул ). Образцы зыби преобладающих пассатов представлены палочками (здесь не изображены), накладывающимися на звездный компас в форме квадрата. Все знания сохраняются в памяти с помощью танцев, песнопений и рассказов, в которых звезды перечисляются как люди или персонажи рассказов. [ 67 ]

Одним из аспектов каролинского метода оценки долготы во время плавания между островами является визуализация целевого острова относительно выравнивания второго эталонного острова с помощью последовательности выбранных звезд - точек звездного компаса. Это усовершенствованная система счисления пути , посредством которой штурман постоянно синтезирует свое положение относительно местоположения эталонного острова в своей мысленной модели. Самое примечательное, что эталонный остров ( лу понганк ) [ 68 ] может быть за горизонтом, невидимым, даже воображаемым. [ 69 ]

В своей простейшей форме звездный компас описывает 32 точки, в которых ключевые звезды восходят на восточном горизонте и заходят на западном. Северную широту определить довольно легко, поскольку на Северном полюсе есть зенитная звезда, которую легко увидеть невооруженным глазом, которая называется Полярная звезда ( Вуливулифасмухет ). [ 70 ] Высота Полярной звезды над горизонтом указывает на смещение зрителя на юг от надира Полярной звезды , Северного полюса. Когда кто-то путешествует дальше на север, Полярная звезда кажется выше в небе. Только на истинном северном полюсе Полярная звезда находится прямо над головой на высоте почти 90 градусов. [ 71 ] Когда кто-то путешествует на юг, к экватору, кажется, что Полярная звезда спускается к северному горизонту. На 45 градусах северной широты Полярная звезда находится на 45 градусах выше северного горизонта. Вблизи экватора высота Полярной звезды приближается к нулю градусов, но для наблюдателя, расположенного южнее, Полярная звезда исчезнет за северным горизонтом.

Продолжая движение на юг от экватора, хотя Полярная звезда больше не видна, Crux ( Lubw ), [ 70 ] «Южный Крест» поднимется над южным горизонтом. Двигаясь дальше на юг, Крукс поднимается выше в небе. Через самую длинную ось Крукса воображаемая линия, разделяющая Гакрукс и Акрукс пополам, указывает на юг, к южному полюсу мира . Однако на Южном полюсе нет настоящей зенитной звезды, по которой можно было бы напрямую определить южную широту. В качестве прокси-сервера южный полюс мира находится в конце этой воображаемой линии, проходящей на юг через Гакрукс и Акрукс, на расстоянии примерно в 4,5 раза больше расстояния между ними. [ 72 ] Найноа Томпсон отмечает, что на широте Гавайев расстояние между Гакруксом и южным Акруксом равно высоте Акрукса над южным горизонтом. [ 73 ]

Чтобы направить каноэ в середине океана по постоянному курсу, навигатор выбирает звезду и направляет каноэ на нее. Если она затмевается облаками или поднимается слишком высоко в небе, он выбирает другую звезду, но смещает свою точку отсчета, чтобы оставаться верной первой, или держит курс под тем же относительным углом к ​​волне, что и при движении к звезде. [ 74 ]

Пиайлуг, скорее всего, был аутистом. Джон Элдер Робисон, популярный писатель и аналитик, страдающий синдромом Аспергера, пишет, что интенсивная сенсорная чувствительность, внимание к деталям, гиперфокусировка, зрительная память и распознавание образов — все это черты аутизма — необходимы для ориентирования в тихоокеанском стиле. [ 75 ] Кроме того, у Пиайлуг были необычные коммуникативные модели, которые обычно ассоциируются с аутизмом, такие как монотонная речь и отсутствие зрительного контакта. [ 75 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Нью-Йорк Таймс 1995 , стр. А12 и Розен 2008 г. , Часть первая, Глава 6, «Мау и его брат».
  2. ^ Экономист 2010 , с. 84 и Кавахарада 2010a , §5
  3. ^ Jump up to: а б Финни и Лоу, 2007 , с. 170.
  4. ^ Томас 1987 , стр. 117–119. Мау было от одиннадцати до четырнадцати лет, когда умер его дедушка.
  5. Мау было от тринадцати до пятнадцати лет, когда умер его отец.
  6. ^ Мецгар 1991 , с. 231 Источники различаются относительно возраста Мау на момент его посвящения в пво на Сатавале. Льюис 1978 , с. 134 предполагает время около 1950 года, а Томас 1987 , с. 118 между 1947 и 1948 годами. Мецгар предполагает, что более вероятными являются годы между 1950 и 1952 годами.
  7. ^ Томас 1987 , стр. 117–119.
  8. ^ Льюис 1978 , с. 135 Навигационная школа Вериенг — древнее учреждение, возникшее на острове Поллап много веков назад. Вериенг и школа Фанур — единственные две школы мореплавания, оставшиеся в Микронезии. См. также Woodward 1998 , с. 470
  9. ^ Томас 1987 , стр. 118–119.
  10. ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 4, «Разговорное каноэ», 20:27.
  11. ^ Феррар 2006 , с. 12 «Люди на моем острове назвали меня Мау, потому что, когда я был молод, мне не нравилось оставаться надолго на суше. Когда я прихожу из океана, на два или три дня, я возвращаюсь снова. Даже когда Пришёл шторм, а я всё ещё остаюсь в океане. Вот почему мои люди называют меня Мау». По словам Томаса (1987), Мау был назван в честь черепахи-ястреба , известной как мау на сатавалском языке. См. Jaynes & Raffipiy 2010 : По словам племянника Мау, Тома Раффипи: «На его родном сатавальском диалекте «мау», среди других определений, означает сильный, сильный, твердый, закаленный и зрелый. Действительно, Пий «Мау» Пиайлуг соответствовал требованиям прозвище, данное ему в раннем взрослом возрасте. Предполагалось, что это имя было дано ему для описания его сверхъестественного телосложения, о котором тогда думали. как физический дефект. Рябь мышц на его спине сравнивали с грубыми панцирями черепах-ястребов. Однако прозвище «Мау» он получил, можно быть уверенным, что оно было дано ему из любви и привязанности, как это было обычно. никто не осознавал, как это имя повлияет на характер человека, который бросил вызов культурным убеждениям, чтобы защитить умирающее искусство Океании – неинструментальную навигацию».
  12. ^ Также пишется Немоито.
  13. ^ Томас 1987 , с. 45.
  14. ^ Jump up to: а б с Томпсон 2007 .
  15. ^ Фосберг 1969 , с. 2.
  16. ^ Низкий 2011 год .
  17. Брат Мау Урупоа считает, что миссионеры прибыли или обосновались на Сатавале где-то около 1948 года. См. Rosen 2008 , Событие происходит в 29:13.
  18. ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 6, «Мау и его брат».
  19. ^ Розен 2008 , Часть третья, Дополнительные функции, «Майк Маккой о навигации Мау».
  20. ^ Финни 1979 , с. 61.
  21. ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 7, «Путешествие Хокулеа - 1976».
  22. ^ Jump up to: а б Вермиллион, Стефани. «Мастера-путешественники Полинезии, ориентирующиеся по своей природе» . www.bbc.com . Проверено 26 октября 2022 г.
  23. ^ Льюис 1994 , стр. 335–336 и Киселка 1987 , с. 37
  24. ^ Гордон 2006 , с. Б1.
  25. ^ Экономист 2010 , с. 84.
  26. ^ Льюис 1978 , с. 134.
  27. ^ Финни 1979 , стр. 64–65.
  28. Чтобы проследить ход первого плавания « Хокулеа» , см. цветную карту 1976 года .
  29. ^ Министерство внутренних дел США, 2007 г.
  30. ^ Киселка 1987 , с. 17–18.
  31. ^ Финни 1994 , с. 76.
  32. ^ Финни 1994 , с. 69.
  33. ^ Финни 1992 .
  34. ^ Таонуи 2009a .
  35. ^ Томпсон 2010 .
  36. ^ Таонуи 2009b .
  37. ^ Jump up to: а б Финни 2000 .
  38. ^ Финни, «Грех в Аваруа» на веб-сайте Polynesian Voyaging .
  39. ^ «Советы на лодке | Советы для семейного путешествия» . Карточки с лодками . Проверено 26 октября 2022 г.
  40. ^ «Макалии» . archive.hokulea.com . Проверено 26 октября 2022 г.
  41. ^ Полинезийское общество путешествий 2010c . См. Krauss 2004 : «Путешествие на гавайском каноэ в 1999 году преодолело половину территории Микронезии. Первое гавайское каноэ, посетившее эти обширные острова и атоллы, вызвало возрождение интереса к путешествиям среди микронезийцев. Алсен Келен, проект менеджер программы парусного каноэ в Маджуро на Маршалловых островах, назвал свою дочь Макали».
  42. ^ Малама Гавайи Новости 2007 .
  43. ^ Время в Микронезии для Сатавала — UTC+10: 0.
  44. ^ КИТВ 2010 .
  45. ^ «Тихоокеанский гигант Мау Пиайлуг умер на острове Сатавал» . www.doi.gov . 17 июня 2015 г. Проверено 26 октября 2022 г.
  46. ^ «Мастер-штурман «Мау» Пиайлуг умер 12 июля 2010 года» . www.fsmgov.org . Проверено 26 октября 2022 г.
  47. ^ Jump up to: а б с Дэвид 2010 .
  48. ^ Попечительский совет UH 2010 , §1980–1989, Lal 2000 , стр. 81 .
  49. ^ Браун 2010 , с. Б7.
  50. ^ Музей Бернис П. Бишоп 2008 .
  51. ^ Теру 2002 , Финни 1979 , стр. 206–207 и Лоу 2007 , стр. 186.
  52. ^ Полинезийское общество путешествий 2010a .
  53. ^ См. Друэтт, Джоан (2010). Тупайя: Полинезийский мореплаватель капитана Кука . Прегер. ISBN  978-0-313-38748-7 .
  54. ^ Финни 1979 , Киселка 1987 , стр. 12–14 и Финни 1994 г.
  55. ^ См. Хейердал, Тор (1953). Американские индейцы в Тихом океане: теория экспедиции Кон-Тики . Чикаго: Рэнд МакНелли.
  56. ^ См. Шарп, Эндрю (1957). Древние путешественники в Тихом океане . Книги о пингвинах.
  57. ^ Эвенари 1996 .
  58. ^ Каллаган 1999 , с. 12. См. Левисон, Майкл; Уорд, Р. Джерард; Уэбб, Джон В. (1973). Заселение Полинезии: компьютерное моделирование . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN  978-0-81-660661-0 .
  59. ^ См . Основателей PVS и миссию PVS .
  60. ^ Финни 1994 , с. 70: «...Мау Пиайлуг наглядно продемонстрировал, насколько ошибался Шарп, ограничив навигационные рейсы всего лишь 300 милями. завершить путешествие туда и обратно, фактически уничтожив искусственные ограничения Шарпа на возможности путешествия по Полинезии».
  61. ^ См . Центрально-восточные малайско-полинезийские языки.
  62. ^ Финни 1996 .
  63. ^ Уилфорд 2008 , с. 6.
  64. ^ Полинезийское общество путешествий 2010c и Томпсон 1987
  65. ^ Полинезийское общество путешествий, 2010b и Райман, 1993.
  66. ^ Мецгар 1991 , с. 231.
  67. ^ Льюис 1978 , стр. 134–135.
  68. ^ Вудворд 1998 .
  69. ^ Томас и Гуденаф, 1997 .
  70. ^ Jump up to: а б Полинезийское общество путешествий, 2010b .
  71. ^ Кавахарада и Томпсон 2010b : Склонение Полярной звезды составляет 89,3 °, что означает, что она находится в пределах одного градуса от зенита на Северном полюсе.
  72. ^ Хиско 1996 .
  73. ^ Томпсон 2010b : «На широте Гавайев расстояние от верхней звезды до нижней звезды равно расстоянию от нижней звезды до горизонта, около 6 градусов. Такая конфигурация встречается только на широте Гавайев».
  74. ^ Финни 1994 , стр. 51–65.
  75. ^ Jump up to: а б «Аутизм в южной части Тихого океана: другой взгляд? | Психология сегодня, Новая Зеландия» . www.psychologytoday.com . Проверено 11 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 066a90d3dba4e952e448f45b6eb68bc6__1722041760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/c6/066a90d3dba4e952e448f45b6eb68bc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mau Piailug - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)