Всегда Пиайлуг
Всегда Пиайлуг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Пий Пиайлуг 1932 Вейсо, Сатавал , Яп, Мандат Южных морей , Япония |
Умер | 12 июля 2010 г. Сатавал, Яп, Федеративные Штаты Микронезии | (78 лет)
Национальность | микронезийский |
Другие имена | Всегда, всегда класс |
Образование | Вериенг Школа мореплавания |
Занятия |
|
Годы активности | 1948–2007 |
Известный | Путеводство , Полинезийское мореплавание , Гавайский ренессанс |
Супруг | Немваито (альт. сп. Немоито) |
Дети | 16 |
Награды |
|
Пий « Мау » Пиайлуг (произносится / ˈ p aɪ ə s ˈ m aʊ p iː ˈ aɪ l ə ɡ / ; 1932 – 12 июля 2010) был микронезийским мореплавателем с каролинского острова Сатавал , наиболее известным как учитель традиционных, безинструментальные методы навигации в открытом океане. Каролинская навигационная система Мау, основанная на навигационных подсказках с использованием Солнца и звезд, ветров и облаков, морей и волн, птиц и рыб, была приобретена путем механического заучивания, передаваемого через учения в устной традиции . Звание мастера-штурмана ( палу ) он заслужил в восемнадцать лет, примерно в то время, когда в Сатавал прибыли первые американские миссионеры. Когда он приблизился к среднему возрасту, Мау начал беспокоиться, что практика мореплавания в Сатавале исчезнет, поскольку его люди приобщятся к западным ценностям. В надежде, что навигационная традиция будет сохранена для будущих поколений, Мау поделился своими знаниями с Полинезийским обществом путешествий (PVS). С помощью Мау PVS использовала экспериментальную археологию , чтобы воссоздать и проверить утерянные гавайские навигационные методы на Hōkūle'a , современная реконструкция гавайского плавательного каноэ с двойным корпусом .
Успешное плавание Хокулеа на Таити без приборов в 1976 году доказало всему миру эффективность навигационной системы Мау. Для научных кругов достижение Мау послужило доказательством преднамеренного двустороннего путешествия по Океании, подтвердив гипотезу, объясняющую азиатское происхождение полинезийцев. Успех микронезийско-полинезийского культурного обмена, символом которого является Хокулеа , оказал влияние на весь Тихий океан. Это способствовало возникновению второго гавайского культурного ренессанса и возрождению полинезийского судоходства и строительства каноэ на Гавайях, в Новой Зеландии, Раротонге и Таити. Это также вызвало интерес к традиционному ориентированию на родном острове Мау, Сатавале. Позже Мау был уважительно известен как гроссмейстер-штурман, и друзья называли его «Папа Мау» с большим почтением и любовью. Он получил почетную степень Гавайского университета , а также был удостоен награды Смитсоновского института и Музея епископа за вклад в морская история . Жизнь и творчество Мау были описаны в нескольких книгах и документальных фильмах, а его наследие по-прежнему помнят и прославляют коренные народы Океании .
Молодость (1932–1974)
[ редактировать ]Сатавал, Микронезия
[ редактировать ]Мау родился Пиус Пиайлуг в 1932 году в деревне Вейсо, на небольшом коралловом острове Сатавал , в Яп штате Каролинских островов , ныне входящего в состав Федеративных Штатов Микронезии . [ 1 ] Сатавал — лесистый остров площадью 1,3 квадратных километра (0,50 квадратных миль), расположенный в западной части Тихого океана примерно в 800 километрах (500 миль) к югу от Гуама . Личная связь Мау с морем началась в раннем возрасте, когда в младенчестве его поместили в приливные водоемы , чтобы он мог почувствовать притяжение океана. [ 2 ] В возрасте четырех или пяти лет Мау был выбран своим дедом Раангипи для обучения на ученика штурмана. [ 3 ] Мау сначала протестовал против обучения своего деда, предпочитая проводить время, играя на пляже с детьми своего возраста. Раангипи долгие годы тренировал Мау как молодого мореплавателя. Их день начинался с восходом солнца, когда они вместе завтракали, а потом занимались делами перед тем, как отправиться на рыбалку. Вечером Мау присоединялся к мужчинам в каноэ, когда они пили, слушая их рассказы о мореплавании и парусном спорте. Раангипи сказал мальчику, что, если он решит стать мореплавателем, Мау сможет завоевать уважение своей общины, хорошо питаться и поддерживать положение в сатавалском обществе выше, чем положение вождя. Воодушевленный, Мау узнал от Раангипи основные навигационные подсказки относительно «звезд, волн и птиц», но его дедушка умер незадолго до того, как Мау исполнилось четырнадцать. [ 4 ]
После смерти дедушки Мау начал тренироваться со своим отцом Орранипуи. Мау узнал больше о навигации по звездам ( вофану ) от своего отца, а также о том, как ловить рыбу и строить каноэ. Когда его отец умер, не дожив до того, как ему исполнилось пятнадцать, [ 5 ] Мау усыновили его тетя и дядя. Где-то в восемнадцатилетнем возрасте, [ 6 ] Тетя и дядя Мау отправили его учиться к Ангоре, известному мореплавателю. [ 7 ] Кульминацией его учебы стало его посвящение в качестве мастера-штурмана ( палу ) в Вериенг . школу мореплавания [ 8 ] во время почитаемой церемонии пво под председательством Ангоры. Это должно было быть последнее военное мероприятие, проведенное на Сатавале в течение следующих пятидесяти лет. После церемонии Мау месяц прожил в каноэ, где получил строгие уроки от трех мореплавателей. [ 9 ] Когда последняя тренировка была завершена, Мау совершил свое первое одиночное путешествие длиной около 92 километров (57 миль). [ 10 ] Поскольку он имел склонность плавать в любых погодных условиях, ему дали прозвище «Мау» от сатавальского слова maumau , что означает «сильный». [ 11 ] Став мореплавателем, Мау вышла замуж за Немвайто. [ 12 ] с которыми он воспитал десять мальчиков и шесть девочек. [ 13 ]

Повседневная жизнь в деревне Мау на Сатавале включала сбор урожая таро, плодов хлебного дерева и кокосов. Жители Сатавали также выращивали курицу и свинину. [ 15 ] и пойманную рыбу, их основной источник белка. [ 14 ] Местом для купания служил пруд с пресной водой. Местные материалы использовались для постройки каноэ с выносными опорами, называемых проа . Изоляция острова помогла сохранить образ жизни сатавалцев и роль Мау как мореплавателя. [ 16 ] Даже с приходом немцев (1890 г.) и японцев (1914 г.) в Микронезию сатавалская культура осталась нетронутой. Американские миссионеры, прибывшие после Второй мировой войны [ 17 ] построил первую церковь и школу на Сатавале. [ 18 ]
В конце 1960-х годов Мау попытался проверить свои навигационные знания в Тихом океане, работая моряком на межостровном корабле, которым управляет подопечная территория Тихоокеанских островов . [ 19 ] С 1969 по 1973 год Мау подружился с Майком Маккоем, волонтером Корпуса мира , дислоцированным на Сатавале. [ 20 ] Маккой не только женился на племяннице Мау, но и плавал с Мау, и они вместе работали над проектом по мечению черепах. Маккой заинтересовался сатавалской навигацией, опубликовал несколько статей на эту тему и поддерживал связь с антропологом Беном Финни , который исследовал полинезийскую навигацию. Когда задание Маккоя на Сатавале закончилось, он спросил Пиалуга, не хочет ли он поехать с ним на Гавайи. [ 21 ]
Гонолулу, Гавайи
[ редактировать ]Мау впервые посетил Гавайи в 1973 году, и Маккой познакомил его с Беном Финни . Позже Финни предложил Полинезийскому обществу путешествий попытаться завербовать Мау для своего Хокулеа . проекта [ 3 ] поскольку традиционных гавайских мореплавателей не осталось. Целью проекта было проверить гипотезу о том, что полинезийцы совершали преднамеренные путешествия через Тихий океан без использования инструментов. [ 22 ] Теваке, известный полинезийский мореплаватель, умер в 1970 году. [ 23 ] и только шесть других были известны. [ 24 ] Навигаторы не хотели раскрывать свои священные знания «посторонним». [ 25 ] В то время Мау был всего 41 год, и он был самым молодым штурманом в группе. Мау боялся, что традиционная навигация умрет в его собственной культуре, как это произошло на Гавайях. Он пытался научить молодых людей Сатавала переданным ему навыкам, но он не был настроен оптимистично. Представители молодого поколения были слишком заняты школой и слишком увлечены западной культурой, чтобы пройти строгий курс обучения и ученичества. Более того, народ Мау, похоже, не заботил тот факт, что традиционная навигация умирает и может быть потеряна навсегда. [ 26 ]
Дальнейшая жизнь (1975–2010)
[ редактировать ]Звезда
[ редактировать ]С помощью Финни Мау был удостоен специальной стипендии в Центре Восток-Запад . [ 27 ] Мау вернулся в Гонолулу в апреле 1975 года, чтобы начать работу с базирующимся на Гавайях Обществом полинезийских путешествий , в конечном итоге проведя каноэ с двойным корпусом Hōkūleʻa от Гавайев до Таити во время его первого путешествия в 1976 году. [ 28 ] Мау обучал и наставлял коренного гавайского мореплавателя Найноа Томпсона , который позже стал мастером-штурманом. [ 29 ] Дэвид Генри Льюис , исследователь полинезийской навигации, задокументировал работу Мау. [ 30 ]
Путешествие Мау Пиайлуг по Хокулеа Звезда | ||
---|---|---|
Год | Путешествие | Порты |
1976
|
Первое путешествие | Гавайи – Таити |
1980
|
Таити Трэвел | Гавайи – Таити – Гавайи |
1985–
1987 |
Путешествие нового открытия | Гавайи–Таити–Раротонга; Вайтанги – Нукуалофа – Паго-Паго – Тутуила – Аитутаки – Раротонга – Таутира |
1995
|
Мореходные семьи | Хило-Барбетт; Нью-Йорк – Хило |
Непосредственные знания Мау о традиционной навигации были накоплены в ходе изучения Северного полушария и плавания, но путешествие на Таити потребовало от Мау ознакомления с географией и ночным небом Южного полушария. О подготовке Финни пишет:
Чтобы подготовить Мау Пиайлуг к путешествию, Дэвид Льюис проинформировал его о географии островов в этой части Тихого океана, а также о ветрах и течениях, которые можно было ожидать по пути, - всю информацию, которую мог иметь ранний полинезийский мореплаватель, знакомый с этим маршрутом. носил в голове. Кроме того, чтобы предупредить Мау о том, как будет меняться высота звезд над северным и южным горизонтом по мере того, как каноэ плывет все дальше и дальше на юг, мы провели тренировки в планетарии Музея Бишопа в Гонолулу, чтобы графически показать, как, например, человек плывет в сторону Таити [,] Полярная звезда опускалась все ниже и ниже на северном горизонте, пока не исчезла на экваторе, а Южный Крест изгибался все выше и выше в небе. В течение первых нескольких дней путешествия Мау получил дополнительную информацию о характере ветров и течений от Родо Уильямса, ветерана таитянского моряка из команды, который годом ранее плавал на яхте с Таити на Гавайи и поэтому мог предоставить Мау рассказ из первых рук о том, с чем он мог ожидать столкнуться. [ 31 ]
Их сотрудничество оказалось успешным, когда на 31-й день плавания 1976 года [ 22 ] Мау заявил, что скоро они увидят землю, а на следующий день - Таити. Несколько часов спустя они заметили наземных белых крачек ( Gygis alba ), после чего пассатное волнение уменьшилось. Той ночью они заметили Матаиву . После короткой остановки, проплыв всего лишь день, они достигли берега Таити, где их приветствовали 17 000 человек, половина населения Таити. [ 32 ]
Целью Наиноа было отправить Хокулеа на Таити в качестве штурмана, используя воссозданные традиционные методы. Он провел годы, тренируясь самостоятельно и с Мау. Обучение и наставничество Мау помогли Наиноа достичь этой цели во время путешествия на Таити в 1980 году. Это был первый случай за более чем 500 лет, когда коренной гавайец овладел звездами, морем, птицами и ветрами, чтобы вести парусное каноэ от Гавайев до Таити и обратно. [ 33 ] Эти двое мужчин снова присоединились к новому путешествию в Новую Зеландию в 1985–1987 годах, снова с Найноа в качестве главного штурмана и Мау в качестве наставника. Путешествие в Новую Зеландию пробудило интерес маори к истории культуры, методам навигации и строительству каноэ. [ 34 ] Это также оживило для маори истории из их фольклора о великих путешествиях на каноэ, миграции и поселениях в Аотеароа (Новая Зеландия). Описывая церемонию, проведенную в Вайтанги в ознаменование путешествия Хокулеа на Гавайи и Новую Зеландию , Наиноа пишет:
Сэр Джеймс Хенаре, самый почитаемый из старейшин Тай Токерау , встал и сказал: «Вы доказали, что это возможно. И вы также доказали, что наши предки сделали это… потому что пять племен Тай Токерау прослеживают свою родословную по названиям каноэ, на которых они прибыли, а поскольку вы, люди с Гавайев, прибыли на каноэ, следовательно, по нашим традициям, вы должны быть шестым племенем Тай Токерау. [ 35 ]
В 1995 году Мау принял участие в путешествии На Охана Холо Моана от Хокулеа до Райатеи . Плавая со своим сыном Сесарио Сьюралуром и Найноа в качестве мастера парусного спорта, Мау наблюдал, как ученики Найноа Каау Маккенни и Кеахи Омаи служили штурманами. Мау видел успех Найноа в путешествиях 1980 и 1985–1987 годов; наконец, в этом путешествии 1995 года Мау увидел доказательство того, что эти знания были переданы следующему поколению. [ 36 ] Каноэ успешно приземлилось в Раротонге, и это путешествие привело к отмене шестивекового табу на плавание из Раиатеи. [ 37 ] [ 38 ] Хокулеа отплыл с Гавайев на систершипах «Гавайилоа» и «Макалии» ; каноэ встретились в Тапутапуатеа с другими каноэ со всей Океании. [ 37 ]
Прохладный
[ редактировать ]Чтобы помочь сохранить гавайскую культуру, Милтон «Коротышка» Бертельманн и его брат Клэй основали некоммерческую организацию Nā Kalai Wa'a Moku o Hawai'i. [ 39 ] на острове Гавайи в 1992 году. Начиная с 1994 года два брата помогали строить Макали , [ 40 ] 54-футовое каноэ, спущенное на воду в 1995 году. С февраля по май 1999 года «Коротышка» Бертельманн провел Макали в Сатавал в путешествии, известном как «Э Мау - плавание к главному дому». Целью путешествия было воздать должное мастеру-штурману Мау Пиайлугу и поблагодарить его за его учение. Мау отплыл домой на борту «Макалии» в качестве почетного гостя. Макали продолжила свое путешествие в 1999 году, пройдя половину Микронезии. Она была первым гавайским каноэ, посетившим дальние уголки Микронезии, и ее появление стимулировало интерес микронезийцев к их собственной культурной истории. [ 41 ]
Равные результаты
[ редактировать ]18 марта 2007 года Мау председательствовал на первой за 56 лет церемонии награждения мореплавателей на острове Сатавал. Пять коренных гавайцев и еще одиннадцать человек были приняты на работу в качестве главных штурманов, в том числе Найноа Томпсон и сын Мау, Сесарио Сьюралур. Общество полинезийских путешествий в рамках путешествия Хокулеа « Один океан, один народ » 2007 года под названием «Ку Холо Мау» подарило Мау каноэ под названием « Алингано Майсу » в подарок за его ключевую роль в возрождении традиционной навигационной навигации на Гавайях. Каноэ было построено в Кавайхае, Гавайи, некоммерческой организацией Nā Kalai Wa'a Moku O Hawai'i . Обязательство построить этот «подарок» для Мау взял на себя Клэй Бертельманн, капитан Макали и Хокулеа . Майсу был передан Мау от имени всех путешествующих семей и организаций, которые активно продолжают плавать и практиковать традиции, которым обучал Мау Пиайлуг. [ 42 ]
Смерть
[ редактировать ]После долгой борьбы с диабетом Мау умер на своем родном острове Сатавал в 18:30 по микронезийскому времени. [ 43 ] Понедельник, 12 июля 2010 г. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] По традиции на Сатавале путешествия между островами были временно приостановлены в честь Мау. [ 47 ] Поскольку на острове нет морга, Мау похоронили на следующий день, и до поминальной службы 21 июля в церкви Санта-Соледад каждую ночь возносили четки. Сын Мау Генри Ярофальпий продолжит знакомить студентов с их культурой, сохраняя наследие своего отца. [ 47 ]
Награды
[ редактировать ]Мау был удостоен звания почетного доктора гуманитарных наук в 1987 году Гавайским университетом . [ 48 ]
9 мая 2000 года он был удостоен чести Смитсоновского института в Национальном музее естественной истории . На церемонии секретарь Лоуренс М. Смолл сказал: «Возрождение безинструментальной навигации произошло во многом благодаря этому человеку, Мау Пиайлугу». [ 49 ]
12 июля 2008 года Музей Бишопа вручил Мау медаль Роберта Дж. Пфайфера в честь его «исключительной преданности развитию морских дел и увековечению морского наследия на Гавайях и в Тихом океане». Мау также был удостоен награды за «преданность и выдающееся гражданское лидерство», а также за то, что он продемонстрировал «дух и цель основателя музея Чарльза Рида Бишопа». [ 50 ]

Общество полинезийских путешествий признало вклад Мау в сохранение искусства навигации, построив и пожертвовав странствующее каноэ Алингано Майсу Мау и народу Сатавала, и его имя удостоено чести, вырезанной на поручне на борту Хокулеа за его традиционным местом в порту. задняя четверть судна.
Наследие
[ редактировать ]Успех мореплавательных подвигов Мау вызвал культурную гордость у таитян, маори и гавайцев и связал всех полинезийцев с историями, рассказанными их предками о подобных путешествиях прошлых поколений. Путешествие Хокулеа привлекло интерес молодых студентов, таких как Милтон «Коротышка» Бертельманн, а затем Найноа Томпсон. [ 51 ] Мау не только привел Хокулеа на Таити, но и восстановил связь жителей Тихого океана с их культурными корнями. Возрождение интереса к сохранению традиционной культуры и методов навигации оживило искусство строительства каноэ и культурные исследования на Гавайях, в Новой Зеландии, Раротонге и Таити. [ 52 ] а также родина Мау, Сатавал. [ 47 ]

За два столетия до Мау и Хокулеа капитан Джеймс Кук помощью Тупайи с [ 53 ] получили знания, которые в противном случае были бы тщательно сохранены. Перед своей смертью в 1779 году Кук выдвинул гипотезу, что полинезийцы имеют общее происхождение; он даже связал их происхождение с Азией. Однако теория Кука не предотвратила дискуссий среди ученых. Перед путешествием Хокулеа в 1976 году академические дебаты о заселении Полинезии разделились между несколькими школами мысли. [ 54 ]
Норвежский этнограф Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Тихий океан был заселен путешественниками из Южной Америки , и намеревался доказать это своей экспедицией Кон-Тики . [ 55 ] Ученые не восприняли гипотезу Хейердала всерьез. Новозеландец Эндрю Шарп предложил гипотезу случайного путешествия в 1957 году, которая (ошибочно) утверждала, что Океания слишком обширна, чтобы ее можно было заселить путем преднамеренного путешествия, поэтому миграции, должно быть, происходили в результате случайных дрейфовых путешествий. [ 56 ] Шарп допускал, что полинезийцы, вероятно, заселили Тихий океан из Азии, но придерживался мнения, что их грубые суда и навигационные инструменты не годятся для целенаправленного плавания с Таити на Гавайи или Новую Зеландию. Он заявил, что плавания на расстояние более 300 миль, скорее всего, были случайными, и выход на берег зависел от ветра и течения. [ 57 ] Исследование 1973 года и компьютерное моделирование, проведенное Левисоном, Уордом и Уэбом, исследовало вероятность гипотезы Шарпа, но сочло ее маловероятной. [ 58 ]
Финни не согласился с частью гипотезы Шарпа, касающейся случайного путешествия. Чтобы исследовать эту проблему, он вместе с Хербом Кейном и Томми Холмсом в 1973 году основал Полинезийское общество путешествий, намереваясь построить каноэ для плавания с Гавайев на Таити, чтобы проверить, можно ли воспроизвести преднамеренное двустороннее путешествие по Океании. [ 59 ] С помощью навигационных знаний Мау, руководивших Хокулеа , Полинезийское общество путешествий продемонстрировало, что преднамеренное путешествие не только возможно, но и предки полинезийцев могли заселить Тихий океан во время подобных путешествий, используя методы безинструментального определения пути, такие как методы Мау. [ 60 ] Наконец, лингвистический [ 61 ] а археологические данные свидетельствуют о том, что история полинезийского народа берет свое начало не в восточной части Тихого океана, а на западе. [ 62 ] Последние разработки в области анализа ДНК однозначно разрешили споры о полинезийском происхождении. Они доказывают, что полинезийцы имеют общее происхождение с коренными тайваньцами и выходцами из Восточной Азии . [ 63 ]
Навигация и навигация
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Обучение штурманов исторически было переплетено с культурой и ритуалами. При выборе кандидатов необходимо было проявить большую осмотрительность, чтобы знания, сохраненные в устной традиции, имели наибольшие шансы на выживание. Звание мастера-штурмана было равно или выше звания старосты деревни. Разумная навигация не опирается ни на какой-то один метод, а вместо этого синтезирует положение на основе нескольких входных данных. В пути этот постоянный синтез позволяет легко обнаружить штурмана, поскольку именно у него красные глаза из-за недосыпания. [ 64 ]
Звездный компас Мау Пиайлуг [ 65 ] | ||
---|---|---|
![]() | ||
Легенда | ||
сатавальское имя | Традиционное название | Астрономическое название |
Кортеж | Параметр | Запад |
Тан | Восходящий | Восток |
Вуливулифасмухет | Полярная звезда | Полярис |
Майлапайлефунг | Маленькая Медведица | Малая Медведица |
Уайлур | Большая Медведица | Большая Медведица |
Игулиг («Кит») | 1) Кассиопея (голова кита) 2а) Альмах и 2б) Мирах (тело кита) 3а) Хамаль и 3б) Шаратан (хвост кита) |
1) Кассиопея 2а) Гамма Андромеды и 2б) Бета Андромеды 3а) Альфа Овна и 3б) Бета Овна |
Мурн | Вега | Вега |
Маригат | Семь сестер | Плеяды |
Уул | Альдебаран | Альфа Тельца |
Пайифунг | Таразед | Гамма Орел |
неуловимый | Альтаир | Альфа Орел |
Пайюр | Альшаин | Бета Орел |
Ранее | Орион | Орион |
Сарапул | Ворона | Ворона |
Опухоль | Скорпиус (6 лучших звезд) | Скорпиус |
Месарио | 1а) Шаула и 1б) Антарес |
1а) Лямбда Скорпиона и 1б) Альфа Скорпиона |
Любвв | Южный Крест (подъем или заход) |
Суть |
Мехемии | Южный Крест (под углом 45° над юго-восточным горизонтом) |
Суть |
Синий и белый | Южный Крест (вертикально) |
Суть |
Поздравления | Южный Крест (под углом 45° над юго-западным горизонтом) |
Суть |
Для традиционно обученного мореплавателя эти входные данные включают в себя физические сигналы с моря, неба и звезд, сигналы памяти, основанные на его знаниях о звездах, зыби и компасах ветра; и культурные знания, записанные в песнопениях, танцах и рассказах. Примеры физических сигналов включают цвет, температуру и вкус (соленость) морской воды; плавающие растительные остатки; наблюдения за наземными морскими птицами, летающими ловить рыбу; тип, цвет и движение облаков; направление, скорость и температура ветра; направление и характер океанских волн и волн; положение звезд на небе, а также оценку скорости, течения и отклонения своего парусного судна. «Компас», который он нес, был не магнитным, а мысленной моделью расположения островов и звездных точек, по которым можно было перемещаться между ними. Для создания этой ментальной модели потребовались бы годы исследований; танцы, песнопения ( ронг ), [ 66 ] а истории помогали ему вспомнить сложные взаимосвязи географии и местоположения. Звезды давали ему очень надежную информацию о местоположении, когда они были видимы, но навигаторы, такие как Мау, умудрились помнить о своем местоположении и маршрутах, даже когда их блокировали облака, используя в качестве ориентиров другие ориентиры, такие как ветер и зыбь. [ 14 ]
Каролинийский звездный компас Мау (на фото) является основой современного гавайского звездного компаса Найноа. Помимо основного обучения, которое происходит в море, исторически мальчиков обучали в мужском доме с помощью гальки, ракушек или кусочков кораллов, изображающих звезды, уложенных на песке по кругу. Части ракушки или коралла, выбранные для обозначения звезды или созвездия , произвольны, но обычно более крупные части используются для точек компаса , а меньшие части представляют собой важные звезды между этими точками. В звездном компасе Мау эти точки не обязательно равноудалены . Внешняя круглая формация представляет собой горизонт, в центре которого находится каноэ. Восточная половина круга изображает точки восхода опорных звезд на горизонте ( тан ), а западная половина — точки их захода ( тупул ). Образцы зыби преобладающих пассатов представлены палочками (здесь не изображены), накладывающимися на звездный компас в форме квадрата. Все знания сохраняются в памяти с помощью танцев, песнопений и рассказов, в которых звезды перечисляются как люди или персонажи рассказов. [ 67 ]
Техника
[ редактировать ]Одним из аспектов каролинского метода оценки долготы во время плавания между островами является визуализация целевого острова относительно выравнивания второго эталонного острова с помощью последовательности выбранных звезд - точек звездного компаса. Это усовершенствованная система счисления пути , посредством которой штурман постоянно синтезирует свое положение относительно местоположения эталонного острова в своей мысленной модели. Самое примечательное, что эталонный остров ( лу понганк ) [ 68 ] может быть за горизонтом, невидимым, даже воображаемым. [ 69 ]
В своей простейшей форме звездный компас описывает 32 точки, в которых ключевые звезды восходят на восточном горизонте и заходят на западном. Северную широту определить довольно легко, поскольку на Северном полюсе есть зенитная звезда, которую легко увидеть невооруженным глазом, которая называется Полярная звезда ( Вуливулифасмухет ). [ 70 ] Высота Полярной звезды над горизонтом указывает на смещение зрителя на юг от надира Полярной звезды , Северного полюса. Когда кто-то путешествует дальше на север, Полярная звезда кажется выше в небе. Только на истинном северном полюсе Полярная звезда находится прямо над головой на высоте почти 90 градусов. [ 71 ] Когда кто-то путешествует на юг, к экватору, кажется, что Полярная звезда спускается к северному горизонту. На 45 градусах северной широты Полярная звезда находится на 45 градусах выше северного горизонта. Вблизи экватора высота Полярной звезды приближается к нулю градусов, но для наблюдателя, расположенного южнее, Полярная звезда исчезнет за северным горизонтом.
Продолжая движение на юг от экватора, хотя Полярная звезда больше не видна, Crux ( Lubw ), [ 70 ] «Южный Крест» поднимется над южным горизонтом. Двигаясь дальше на юг, Крукс поднимается выше в небе. Через самую длинную ось Крукса воображаемая линия, разделяющая Гакрукс и Акрукс пополам, указывает на юг, к южному полюсу мира . Однако на Южном полюсе нет настоящей зенитной звезды, по которой можно было бы напрямую определить южную широту. В качестве прокси-сервера южный полюс мира находится в конце этой воображаемой линии, проходящей на юг через Гакрукс и Акрукс, на расстоянии примерно в 4,5 раза больше расстояния между ними. [ 72 ] Найноа Томпсон отмечает, что на широте Гавайев расстояние между Гакруксом и южным Акруксом равно высоте Акрукса над южным горизонтом. [ 73 ]
Чтобы направить каноэ в середине океана по постоянному курсу, навигатор выбирает звезду и направляет каноэ на нее. Если она затмевается облаками или поднимается слишком высоко в небе, он выбирает другую звезду, но смещает свою точку отсчета, чтобы оставаться верной первой, или держит курс под тем же относительным углом к волне, что и при движении к звезде. [ 74 ]
Пиайлуг, скорее всего, был аутистом. Джон Элдер Робисон, популярный писатель и аналитик, страдающий синдромом Аспергера, пишет, что интенсивная сенсорная чувствительность, внимание к деталям, гиперфокусировка, зрительная память и распознавание образов — все это черты аутизма — необходимы для ориентирования в тихоокеанском стиле. [ 75 ] Кроме того, у Пиайлуг были необычные коммуникативные модели, которые обычно ассоциируются с аутизмом, такие как монотонная речь и отсутствие зрительного контакта. [ 75 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нью-Йорк Таймс 1995 , стр. А12 и Розен 2008 г. , Часть первая, Глава 6, «Мау и его брат».
- ^ Экономист 2010 , с. 84 и Кавахарада 2010a , §5
- ^ Jump up to: а б Финни и Лоу, 2007 , с. 170.
- ^ Томас 1987 , стр. 117–119. Мау было от одиннадцати до четырнадцати лет, когда умер его дедушка.
- ↑ Мау было от тринадцати до пятнадцати лет, когда умер его отец.
- ^ Мецгар 1991 , с. 231 Источники различаются относительно возраста Мау на момент его посвящения в пво на Сатавале. Льюис 1978 , с. 134 предполагает время около 1950 года, а Томас 1987 , с. 118 между 1947 и 1948 годами. Мецгар предполагает, что более вероятными являются годы между 1950 и 1952 годами.
- ^ Томас 1987 , стр. 117–119.
- ^ Льюис 1978 , с. 135 Навигационная школа Вериенг — древнее учреждение, возникшее на острове Поллап много веков назад. Вериенг и школа Фанур — единственные две школы мореплавания, оставшиеся в Микронезии. См. также Woodward 1998 , с. 470
- ^ Томас 1987 , стр. 118–119.
- ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 4, «Разговорное каноэ», 20:27.
- ^ Феррар 2006 , с. 12 «Люди на моем острове назвали меня Мау, потому что, когда я был молод, мне не нравилось оставаться надолго на суше. Когда я прихожу из океана, на два или три дня, я возвращаюсь снова. Даже когда Пришёл шторм, а я всё ещё остаюсь в океане. Вот почему мои люди называют меня Мау». По словам Томаса (1987), Мау был назван в честь черепахи-ястреба , известной как мау на сатавалском языке. См. Jaynes & Raffipiy 2010 : По словам племянника Мау, Тома Раффипи: «На его родном сатавальском диалекте «мау», среди других определений, означает сильный, сильный, твердый, закаленный и зрелый. Действительно, Пий «Мау» Пиайлуг соответствовал требованиям прозвище, данное ему в раннем взрослом возрасте. Предполагалось, что это имя было дано ему для описания его сверхъестественного телосложения, о котором тогда думали. как физический дефект. Рябь мышц на его спине сравнивали с грубыми панцирями черепах-ястребов. Однако прозвище «Мау» он получил, можно быть уверенным, что оно было дано ему из любви и привязанности, как это было обычно. никто не осознавал, как это имя повлияет на характер человека, который бросил вызов культурным убеждениям, чтобы защитить умирающее искусство Океании – неинструментальную навигацию».
- ^ Также пишется Немоито.
- ^ Томас 1987 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 2007 .
- ^ Фосберг 1969 , с. 2.
- ^ Низкий 2011 год .
- ↑ Брат Мау Урупоа считает, что миссионеры прибыли или обосновались на Сатавале где-то около 1948 года. См. Rosen 2008 , Событие происходит в 29:13.
- ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 6, «Мау и его брат».
- ^ Финни 1979 , с. 61.
- ^ Розен 2008 , Часть первая, Глава 7, «Путешествие Хокулеа - 1976».
- ^ Jump up to: а б Вермиллион, Стефани. «Мастера-путешественники Полинезии, ориентирующиеся по своей природе» . www.bbc.com . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Льюис 1994 , стр. 335–336 и Киселка 1987 , с. 37
- ^ Гордон 2006 , с. Б1.
- ^ Экономист 2010 , с. 84.
- ^ Льюис 1978 , с. 134.
- ^ Финни 1979 , стр. 64–65.
- ↑ Чтобы проследить ход первого плавания « Хокулеа» , см. цветную карту 1976 года .
- ^ Министерство внутренних дел США, 2007 г.
- ^ Киселка 1987 , с. 17–18.
- ^ Финни 1994 , с. 76.
- ^ Финни 1994 , с. 69.
- ^ Финни 1992 .
- ^ Таонуи 2009a .
- ^ Томпсон 2010 .
- ^ Таонуи 2009b .
- ^ Jump up to: а б Финни 2000 .
- ^ Финни, «Грех в Аваруа» на веб-сайте Polynesian Voyaging .
- ^ «Советы на лодке | Советы для семейного путешествия» . Карточки с лодками . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Макалии» . archive.hokulea.com . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Полинезийское общество путешествий 2010c . См. Krauss 2004 : «Путешествие на гавайском каноэ в 1999 году преодолело половину территории Микронезии. Первое гавайское каноэ, посетившее эти обширные острова и атоллы, вызвало возрождение интереса к путешествиям среди микронезийцев. Алсен Келен, проект менеджер программы парусного каноэ в Маджуро на Маршалловых островах, назвал свою дочь Макали».
- ^ Малама Гавайи Новости 2007 .
- ^ Время в Микронезии для Сатавала — UTC+10: 0.
- ^ КИТВ 2010 .
- ^ «Тихоокеанский гигант Мау Пиайлуг умер на острове Сатавал» . www.doi.gov . 17 июня 2015 г. Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Мастер-штурман «Мау» Пиайлуг умер 12 июля 2010 года» . www.fsmgov.org . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид 2010 .
- ^ Попечительский совет UH 2010 , §1980–1989, Lal 2000 , стр. 81 .
- ^ Браун 2010 , с. Б7.
- ^ Музей Бернис П. Бишоп 2008 .
- ^ Теру 2002 , Финни 1979 , стр. 206–207 и Лоу 2007 , стр. 186.
- ^ Полинезийское общество путешествий 2010a .
- ^ См. Друэтт, Джоан (2010). Тупайя: Полинезийский мореплаватель капитана Кука . Прегер. ISBN 978-0-313-38748-7 .
- ^ Финни 1979 , Киселка 1987 , стр. 12–14 и Финни 1994 г.
- ^ См. Хейердал, Тор (1953). Американские индейцы в Тихом океане: теория экспедиции Кон-Тики . Чикаго: Рэнд МакНелли.
- ^ См. Шарп, Эндрю (1957). Древние путешественники в Тихом океане . Книги о пингвинах.
- ^ Эвенари 1996 .
- ^ Каллаган 1999 , с. 12. См. Левисон, Майкл; Уорд, Р. Джерард; Уэбб, Джон В. (1973). Заселение Полинезии: компьютерное моделирование . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-81-660661-0 .
- ^ См . Основателей PVS и миссию PVS .
- ^ Финни 1994 , с. 70: «...Мау Пиайлуг наглядно продемонстрировал, насколько ошибался Шарп, ограничив навигационные рейсы всего лишь 300 милями. завершить путешествие туда и обратно, фактически уничтожив искусственные ограничения Шарпа на возможности путешествия по Полинезии».
- ^ См . Центрально-восточные малайско-полинезийские языки.
- ^ Финни 1996 .
- ^ Уилфорд 2008 , с. 6.
- ^ Полинезийское общество путешествий 2010c и Томпсон 1987
- ^ Полинезийское общество путешествий, 2010b и Райман, 1993.
- ^ Мецгар 1991 , с. 231.
- ^ Льюис 1978 , стр. 134–135.
- ^ Вудворд 1998 .
- ^ Томас и Гуденаф, 1997 .
- ^ Jump up to: а б Полинезийское общество путешествий, 2010b .
- ^ Кавахарада и Томпсон 2010b : Склонение Полярной звезды составляет 89,3 °, что означает, что она находится в пределах одного градуса от зенита на Северном полюсе.
- ^ Хиско 1996 .
- ^ Томпсон 2010b : «На широте Гавайев расстояние от верхней звезды до нижней звезды равно расстоянию от нижней звезды до горизонта, около 6 градусов. Такая конфигурация встречается только на широте Гавайев».
- ^ Финни 1994 , стр. 51–65.
- ^ Jump up to: а б «Аутизм в южной части Тихого океана: другой взгляд? | Психология сегодня, Новая Зеландия» . www.psychologytoday.com . Проверено 11 февраля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Музей Бернис П. Бишоп (2008). «Музей епископа награждает навигатора, генерального директора школ Камеамеа» . Музей Бернис П. Бишоп . Архивировано из оригинала 10 октября 2010 года.
- Браун, Эмма (21 июля 2010 г.). «Мау Пиайлуг, микронезиец, который плавал, ориентируясь по солнцу и звездам, умирает в 78 лет» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года.
- Каллаган, Ричард Т. (1999). «Компьютерное моделирование древних путешествий» (PDF) . Северный моряк . 9 (2). Канадское общество морских исследований: 11–22. дои : 10.25071/2561-5467.628 .
- Дэвид, Кларисса (19 июля 2010 г.). «Сыновья Мау Пиайлуг рассказывают о мастере-штурмане» . Сайпан Трибьюн. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 22 июля 2010 г.
- Экономист (24 июля 2010 г.). «Некролог: Мау Пиайлуг» . Экономист . Том. 396, нет. 8692. с. 84. Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года.
- Эвенари, Гейл; Дэвид Нейман (1996). «Полинезийская история и происхождение: Хейердал и Шарп» . Путешественники: Тихоокеанская одиссея . ПБС. Архивировано из оригинала 29 апреля 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- Феррар, Дерек (март 2006 г.). «Наследие Папы Мау» (PDF) . Ка Вай Ола О ОХА . 23 (3). Управление по делам Гавайев : 12–13. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2011 года.
- Финни, Бен (1979). Хокулеа, путь на Таити Нью-Йорк: Додд, Мид . ISBN 0-396-07719-6 .
- Финни, Бен (1992). «Путешествие в прошлое Полинезии» . От моря до космоса . Лекции Макмиллана Брауна (1989). Пальмерстон-Норт, Новая Зеландия: Университет Мэсси . стр. 5–65 . ISBN 0-908665-59-8 .
- Финни, Бен (1994). Путешествие повторного открытия: культурная одиссея по Полинезии . Иллюстрации Ричарда Роудса. Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-08002-5 .
- Финни, Бен (1996). «Спроси Финни» . Путешественники: Тихоокеанская одиссея . ПБС. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- Финни, Бен (2000). «Грех в Аваруа». В Хэнлоне, Дэвид Л.; Джеффри Майлз Уайт (ред.). Путешествие по современному Тихому океану . Тихоокеанские формации. Роуман и Литтлфилд . стр. 298–332. ISBN 0-7425-0045-4 .
- Финни, Бен. «Грех в Аваруа» . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 22 сентября 2010 г.
- Финни, Бен; Лоу, Сэм (2007). «Навигация». В Хоу, КР (ред.). Вака Моана: Путешествие предков . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. стр. 154–197. ISBN 978-0-8248-3213-1 .
- Фосберг, Франция (15 августа 1969 г.). «Растения острова Сатавал, Каролинские острова» (PDF) . Смитсоновский институт . Бюллетень исследований атолла. № 132. Вашингтон, округ Колумбия.
- Гордон, Майк (14 ноября 2006 г.). "Новое каноэ - дань уважения Пяйлугу" . Рекламодатель Гонолулу . п. Б1. ISSN 1072-7191 . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 1 августа 2010 г.
- Хиско, Джон (сентябрь 1996 г.). «В поисках Южного полюса мира (SCP)» (PDF) . Южно-Австралийская космическая школа. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2011 года . Проверено 22 сентября 2010 г.
- Джейнс, Билл; Раффипий, Том (2010). «Легендарный мастер-штурман Пий «Мау» Пиайлуг плывет дальше» . Каселехли Пресс. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
- Кавахарада, Деннис (2010a). «Путешествие вождей залива Канеохе» . Традиции Оаху: истории древнего острова . Общественный колледж Капиолани. Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года.
- Кавахарада, Деннис; Томпсон, Найноа, ред. (2010б). «Небесная сфера» . Путеводство: современные методы и приемы безприборной навигации, основанные на тихоокеанских традициях . Полинезийское общество путешествий . Проверено 1 августа 2010 г.
- KITV.com (12 июля 2010 г.). «Умер мастер-штурман Мау Пиайлуг» . Новости KITV Гонолулу . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 года . Проверено 22 июля 2010 г.
- Краусс, Боб (2004). «Клей Бертельманн, строитель Макали, умер в 57 лет» . Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
- Киселка, Уилл (1987). Океан в уме . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1112-9 .
- Лал, Бридж В.; Кейт Форчун (2000). Тихоокеанские острова: Энциклопедия . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2265-Х .
- Льюис, Дэвид (1977). «Навигация Мау Пиайлуга по Хокулеа от Гавайев до Таити». У Ричарда В. Брислина; Майкл П. Хэмнетт (ред.). Темы изучения культуры . Том. 5. Гонолулу, Гавайи: Институт изучения культуры, Центр Восток-Запад. стр. 1–23.
- Льюис, Дэвид (1978). Путешествующие звезды: Тайны мореплавателей островов Тихого океана . William Collins Publishers Pty Ltd, Сидней. ISBN 0-393-03226-4 .
- Льюис, Дэвид (1994). Мы, штурманы (2-е изд.). Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1582-0 .
- Лоу, Сэм (2007). «Путь Найноа Томпсон к знаниям: как навигатор Хокулеа находит свой путь». В Хоу, КР (ред.). Вака Моана: Путешествие предков . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 186. ИСБН 978-0-8248-3213-1 .
- Лоу, Сэм (2011). «Мау Пиайлуг». Гавайские подъемы . Издательство Гавайского университета.
- Смотрите Гавайские новости. «Новое плавательное каноэ для Мау Пиайлуг» . Малама Гавайские новости: Путешествие 2007 г. в Микронезию и Японию . Защитите Гавайи . Проверено 23 сентября 2008 г.
- Мецгар, Эрик Гарольд (1991). «Традиционное образование в Микронезии: пример атолла Ламотрек со сравнительным анализом литературы о континууме Трукик» (PDF) . Доктор философии . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес . Проверено 27 июля 2010 г.
- Нью-Йорк Таймс (13 февраля 1995 г.). «Каноэ отправляются в Тихий океан, ведомые звездами и солнцем» . Нью-Йорк Таймс . п. А12.
- Полинезийское общество путешествий (2010a). «История Полинезийского общества путешествий: 1973–1998 годы» . Полинезийское общество путешествий . Архивировано из оригинала 10 декабря 2010 года.
- Полинезийское общество путешествий (2010b). «Звездные компасы» . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года.
- Полинезийское общество путешествий (2010c). «Милтон «Коротышка» Бертельманн» . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года.
- Розен, Алан (сценарист, продюсер, режиссер) (2008), Мау Вояджер: Мау Пиайлуг на Гавайях 2001–2006 , На Калаи Ваа Моку о Гавайях
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Райман, Андерс (1993). «Япский внук изучает традиционную навигацию» . Сатавал, Федеративные Штаты Микронезии: Corbis Images . Проверено 22 сентября 2010 г.
- Таонуи, Равири (2009a). «Каноэ-навигация – Недавнее плавание» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия .
- Таонуи, Равири (2009b). «Упадок и возрождение плавания на каноэ» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия.
- Теру, Поль (декабрь 2002 г.). «Гавайи». Нэшнл Географик . 11 (6). Национальное географическое общество .
- Томас, Стивен Д. (1987). Последний навигатор . Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-0096-8 .
- Томас, Стив; Гуденаф, Уорд Х. (1997). «Традиционное судоходство в западной части Тихого океана» . Отслеживание . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета .
- Томпсон, Найноа (1987). «Путеводитель: Путешествие домой 1980 года» . Океан в уме . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 10 декабря 2010 года . Проверено 22 сентября 2010 г.
- Томпсон, Найноа (2007). «Ку Холо Мау: Путешествие за Мау в 2007 году» . Полинезийское общество путешествий . Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года.
- Томпсон, Найноа (2010). «Воспоминания» . Путешествие повторного открытия: 1985–1987 гг . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 29 июля 2010 г.
- Томпсон, Найноа (2010b). «В поисках пути» . Полинезийское общество путешествий. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
- Попечительский совет UH (2010). «Почетные степени, присвоенные Гавайским университетом» . Гавайский университет. Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 года.
Мау Пиайлуг, мореплаватель и исследователь, 1987 год (DH).
- Министерство внутренних дел США (11 апреля 2007 г.). «Путешествие Хокулеа в Микронезию в 2007 году с подарком для Мау Пиайлуг» . Пресс-релиз УВД . Управление по делам островов. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 25 июля 2010 г.
- Уилфорд, Джон Ноубл (18 января 2008 г.). «Происхождение жителей островов Тихого океана выясняется в результате генетических исследований» . Нью-Йорк Таймс . п. 6. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года.
- Вудворд, Дэвид (1998). История картографии . Издательство Чикагского университета. п. 470. ИСБН 0-226-90728-7 . Проверено 4 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байбаян, Чад Калепа (29 июля 2010 г.). «Величайший урок Пяйлуга состоит в том, что мы — единый народ» . Островные голоса . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года.
- Даунс, Лоуренс (18 июля 2010 г.). «Звездный человек» . Нью-Йорк Таймс . п. 7. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года.
- Джек-Хинтон, Колин (декабрь 1995 г.). «Мы, мореплаватели: древнее искусство поиска земель в Тихом океане». Океания . 66 (2). Университет Сиднея .
- Кубота, Гэри Т. (2007). В честь Мау: путешествие Хокулеа через Микронезию, 23 января – 7 апреля 2007 г. Тихоокеанский Ренессанс Пресс. ISBN 978-0-9799467-0-7 .
- Миллер, Стивен (15 июля 2010 г.). «Pacific Navigator сохранил технику плавания на плаву» . Уолл Стрит Джорнал . п. 13. Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года.
- Вудворд, Дэвид ; Дж. Малкольм Льюис, ред. (1998). История картографии . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-90728-7 . Дает обширное объяснение каролинской навигации.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Maiden Voyage Productions (1999). Полинезийское мореплавание - история и гавайское воссоздание (Отрывок с кассеты VHS на YouTube). первоначально опубликовано в Дареме, Северная Каролина: YouTube.com.
- Пиайлуг, Мау. Великий Магистр Мау Пиайлуг и его звездный компас . Ютуб. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 22 июля 2010 г.
- Пиайлуг, Мау (2005). Каноэ - это люди: коренное мореплавание в Тихом океане (компакт-диск). ССЫЛКИ ЮНЕСКО .
- Томас, Стив. «Коллекция традиционной микронезийской навигации Стива Томаса» . Гавайский университет в Маноа, Библиотека UH Маноа, Тихоокеанская коллекция. Коллекция Мау Пиалуг