Котта Мара

Котта- мара — разновидность плавучей батареи или укреплённого плота с острова Борнео . Он используется коренными жителями Борнея ( банджарцами и даяками ) в войне. Его использование заметно возросло во время Банджармасинской войны (1859–1906). Котта-мара используется в речной войне в качестве вооруженного судна или просто блокпоста или укрепления для предотвращения продвижения противника по реке.
Этимология
[ редактировать ]Слово котта происходит от малайского слова кота, которое, в свою очередь, происходит от санскритского слова कोट्ट (кота), которое означает форт, крепость, замок, укрепленный дом, укрепление, сооружение, город, поселок или место, окруженное стенами. [1] Мара, вероятно, является искажением малайского слова «муара» , которое означает «устье» , поэтому название «котта мара» означает «устьевая крепость». [2] В различных публикациях его также пишут как котта-мара , кота-мара , котамара и котта-мара . В индонезийских источниках он известен как лантинг котамара , причем слово « лантинг » означает дом-плот, традиционный плавучий дом Банджара. [3] Согласно Большому индонезийскому словарю (KBBI), кота-мара означает (1) Стену на корабле для защиты людей, устанавливающих пушку (2) Террасу или стену над замком, на которой установлена пушка. [4] По мнению Х. Уорингтона Смита, кота-мара означает поперечную палубную переборку на носу и корме (корабля). [5]
Описание
[ редактировать ]Котта Мара имеет форму форта на плоту. Распространенная форма – прямоугольная. [6] Однако есть версия с бастионной конструкцией, выступающей из каждого угла. [7]
Котта-мара с бастионом, подобная той, которую видел Якоб Янс де Рой, построена из деревянных бревен разного размера и диаметра. Бастионы имели по 4 пушки , всего 16 орудий. Бастион укреплен деревянной стеной небольшого наклона. Ближе к центру котта-мара находится двойной ряд частокола , один выше другого. В центре находится основная конструкция « замка » высотой около 12 футов (3,7 м) до вершины, по которой 200 мушкетов . могли стрелять [8] Главная стена замка не имеет наклона. [6]
Более простая котта-мара описывается как похожая на береговую батарею Банджара . Он имеет прямоугольную форму и различный размер: от 5 нидерландских эллей (3,5 м) в длину до таких больших, что «заполняет все пространство речного русла». Общее устройство котта-мары было практически таким же; первый из Сунгай Каю был 5 Nd. элли (3,5 м) длиной, 5 Nd. локтей шириной и 3,5 Nd. высотой элля (2,45 м) с 8 огневыми отверстиями, расположенными чуть выше уровня воды. [6]
Большая котта-мара (как и у Пулау-Канамит) описана точнее: вытянутое квадратное окно расположено на тяжелом плоту, который собран из больших деревьев. Внутреннее пространство этого окна просторно по длине и ширине, так что настил можно уложить из расколотого бамбука , образовав пол, а также прикрепить к ним прочные коромысла и козелки, в которые будет упираться верхний край частокола, в то время как ножки столбов предотвращаются от соскальзывания вышеупомянутого окна. [6]

Стена форта двойная; внешнее покрытие состоит из вертикальных, слегка наклоненных внутрь деревьев, которые, расположенные друг против друга, образуют парапет высотой почти 5 Nd. толщина ладони (50 см); вторая стена из железных балок толщиной почти 0,5 Nd. эллс (0,35 м) лежит горизонтально внутри этого внешнего покрова. Эта стена предотвращается от падения назад или ослабления с помощью анкеровки и распорок. [9] Плот закрыт сверху крышкой из довольно тяжелых деталей, был полностью бомбобезопасен чердаком из балок. [10]
На длинной стороне на равных расстояниях есть 4 небольших ниши, очень низко над водой и почти все с польдерами (тяжелыми кусками дерева) внутри, чтобы на них можно было разместить лилу (лела — малайская пушка); в короткой стороне имеются 2 отверстия, чтобы котта мара могла быть вооружена 12 лилами. [9]
Наружное покрытие было устроено таким образом, что если пробка была пробита проникающей пулей, то она тут же снова закрывалась перекатыванием других частей или бревен, которые совершенно свободно прижимались к внешним стойкам. [9]

Верхняя палуба почти 0,75 Nd. локтей (0,525 м) ниже верхнего края частокола, который на этой высоте не был дублирован железным деревом. На палубе были построены два небольших домика, в одном из которых был обнаружен тюремный блок , вмещавший 5-6 заключенных. Шпионы заверили голландцев , что Джураган Куат предназначал этот блок для офицеров, которых он возьмет в плен. [9] Имелся склад с продовольствием, блоки и кандалы для хранения военнопленных, крыша для сна и многие другие удобства. [11]
Когда эта котта-мара была взята, она еще не была полностью завершена, поэтому, вероятно, отсутствовало еще много украшений. Однако 4 основных столба здания уже были вырезаны в форме человека с исключительно большим носом, ртом с острыми зубами и нижней частью тела, оканчивающейся хвостом каймана . [12]
Внутри здания хватало места примерно для 50 человек, однако работа артиллерии, должно быть, была затруднена, поскольку раскосы и стойки часто пересекали друг друга, но все имело признаки прочной конструкции. [12]
Вот размеры плота, обнаруженного 27 июля 1859 года в Де Банджермасинше Криге : [12]
Длина плота: 40 Нд. Эллс (28 м)
Ширина: 12 Нд. эллы (8,4 м)
Длинная сторона частокола: 25 Nd. эллс (17,5 м)
Короткая сторона частокола: 5 Nd. эллы (3,5 м)
Высота: 3,5 Нд. эллы (2,45 м)
Толщина стенки снизу: от 1 до 1,2 Нд. эллы (0,7–0,84 м)
Толщина стенки сверху, снизу палубы: от 0,9 до 1 Нд. эллины (0,63–0,7 м)
Средняя осадка: 6 Рейнландских футов (1884 м).
История
[ редактировать ]
По словам В.А. ван Риса, котта-мара была известна жителям Банджара на протяжении веков. Первая котта-мара, встреченная европейцами, датируется 1691 годом и упоминается в книге « Hachelijke reys-togt van Jacob Jansz de Roy na Borneo and Atchin, in sijne vlugt of Batavia derwaards», предпринятая в 1691 году, а затем «как плавучий водный замок» ( плавающая Вода – Замок ). [7] [8] Это водное сооружение было настолько грозным, что когда европеец выстрелил в него из 8-фунтовой пушки, хотя и с хорошим зарядом, то пушка не смогла ему повредить. [6] [8]
Во время Банджарской войны (1859–1906 гг.) существует несколько отчетов о столкновении голландцев с Котта-Марой , но известно, что лишь немногие из них написаны. По словам Ахмада Барджие, котта-мары были заказаны Раденом Джая Анумом из Среднего Капуаса, также известным как Джураган Куат. [13]
Одним из самых известных столкновений является столкновение, произошедшее 27 июля 1859 года. Голландцы узнали в Пулау-Петак, что ведется подготовка к атаке на Сунгай-Каю и готовятся три укрепленных плота; пембеккель (староста деревни) Соэлил, получивший приказ принца Антасари , намеревался начать новую атаку на Пулау Петак, при которой плоты (котта мара) займут пароходы , при этом основная атака крупными силами на сухопутной стороне произойдет. В этих случаях селебесы приходили на Пулау-Петак и направлялись (27 июля) вместе с тхипанами к Сунгай-Каю, чтобы остановить план Банджара путем наступления. Они обнаружили (под огнем новых окопов) две котта-мары, одна из которых не была достроена. Только после 4-часовой перестрелки плоты удалось захватить и оттащить на Пулау-Петак. Готовый плот, который часами выдерживал огонь 30-фунтовых орудий, был описан голландцами в их отчете, упомянутом ранее на этой странице. [14]
3 августа голландцам сообщили, что в Тонгохане или Пулау Палангки все еще существует котта мара. Затем 5 августа пароход «Селебес» проследовал по реке Капуас до Палангки, не обнаружив нигде никаких следов изгиба ( малайского форта) или враждебности. Лейтенант второго ранга В. Стеффенс был отправлен в вооруженных барках. [Примечание 1] на разведке между Пулау-Канамит и берегом на лодке. Примерно через полчаса офицер вернулся и сообщил, что баркасы наткнулись на котта-мару, заполнившую все пространство прохода, что большие массы людей на этом укреплении с любопытством разглядывали барки, не начиная боевых действий, и что возможно, удастся повернуть «Целебес» задом наперед в проходе, чтобы выстрелить в котта-мару из кормовой 30-фунтовой пушки. Вернувшись вечером в Планкей, г-н Макс сообщил, что войти в проход с «Целебесами» будет невозможно. [15]
Утром в 8:15 6 августа 1859 года «Селебес» встал на якорь перед переходом. Вооруженные баркас Арджоэно под командованием лейтенанта морского флота Клиффорда Кока ван Брейгеля защищали войска и обменялись винтовочными и патронными выстрелами с противником, скрывавшимся в подлеске. Наконец баркас приблизился к котта-маре, выпустив патрон из 12-фунтовой карроннады , но безрезультатно; выстрел посыпался песчинками на шесты парапета котта-мара. [16]
Противник стрелял из орудий по шлюпам, но поспешно покинул укрепление, как только пароход «Целебес» начал сотрудничать с задней средней пушкой. Вероятно, это потому, что Банджар и Даяк раньше сражались с голландской 30-фунтовой пушкой на дистанции 35 локтей (24,5 м). [Примечание 2] Банджару и Даяку это не понравилось (потому что на этой дистанции 30-фунтовка способна пробить котта-мару). [15] Первая пуля снесла голову одной из угловых стоек; второй выстрел уничтожил пару тарелок. Третий выстрел гранатой калибра 16 дуимов (43,2 см) ( взрывной снаряд ) попал в середину длинной стороны, пробил внешнюю оболочку, остался прижатым к внутренней обшивке из железного дерева и взорвался там. Внешние полюса были разбросаны на длину почти 8 нд. локтей (5,6 м), куски также подбросили высоко в воздух, и образовалась большая дыра. [17] Тогда для взятия укрепления был отправлен вооруженный шлюп под командованием В. Стеффенса. Около 11 часов над котта-марой развевался голландский флаг, а вечером в 9 часов это укрепление было перетянуто в Планкей. [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Barkas на голландском языке можно перевести как баркас или шлюп . Современное индонезийское слово капал баргас / kapal barkas означает катер (лодка) .
- ^ Также есть отчет, в котором говорится, что дальность составляет 50 локтей (35 м).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сигел, Джеймс Т. (2018). Юго-Восточная Азия на протяжении трех поколений: эссе, представленные Бенедикту Р.О'Г. Андерсон . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 94. ИСБН 9781501718946 .
- ^ (5 ноября 2018 г.). «Котамара, История береговой обороны в Бутоне?» . КнопкаМагз . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ Семан, Сьямсиар (2000). Традиционные дома Банджара Бахари: редкая жилая инфраструктура . Департамент образования и культуры.
- ^ Департамент национального образования (2008 г.). Большой словарь индонезийского языкового центра, четвертое издание . Джакарта: PT Gramedia Pustaka Utama.
- ^ Смит, Х. Уорингтон (16 мая 1902 г.). «Лодки и судостроение на Малайском полуострове». Журнал Общества искусств . 50 : 570–588 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ван Рис (1867). п. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Рис (1867). п. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Де Рой (1706 г.). стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ван Рис (1867). п. 45.
- ^ Ван Рис (1865). п. 85.
- ^ Ван Рис (1867). п. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Рис (1867). п. 46.
- ^ Барджи Б., Ахмад (2015). Банджар-Барито война, 1859-1906 гг.: большая, мощная и долгая: историческое описание и анализ . Мартапура: Великая библиотека султаната Банджар. ISBN 9786021285558 .
- ^ Ван Рис (1865). п. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Рис (1867). п. 110.
- ^ Ван Рис (1867). п. 49.
- ^ Ван Рис (1867). п. 50.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван Рис, Виллем Адриан (1865). Банджермасская война 1859-1863 годов. Том 1 . Арнем: Д. А. Тиме. В двух частях.
- Ван Рис, Виллем Адриан (1867). Более подробно объясняется Банджермасинское сражение 1859-1863 годов . Арнем: Д. А. Тиме.
- Де Рой, Якоб Янш (1706). Опасное путешествие Якоба Янса де Роя после Борнео и Атчина во время его бегства из Батавии, предпринятого туда в 1691 году . В Лейдене: Питер ван дер Аа.
- Лодки коренных народов
- Лодки Индонезии
- Индонезийские изобретения
- Военные катера
- Военные корабли
- Военные корабли
- Водный транспорт с приводом от человека
- Плоты
- Укрепления XIX века
- Укрепления XVIII века
- Укрепления 17 века
- Укрепления
- Укрепления по типам
- Военная наука
- Замки по типам
- Водные замки
- Речная война