Gulyay-gorod


Гуляй-город , также Гуляй-город ( русский : Гуля́й-го́род , буквально: «бродячий город») — мобильное укрепление, использовавшееся русской армией в период с 16 по 17 века.
История и терминология
[ редактировать ]Использование термина гуляй-город отмечено в источниках 1530-х годов, во время Русско-Казанских войн , и под ним понимался не только тип повозки-крепости , но и осадные башни . Позже этот термин мог охватывать мобильные барьеры, такие как cheval de frize . Вероятно, это была всего лишь адаптация немецкого термина «вагенбург» . Сначала его использовали для прикрытия артиллерии при осаде крепостей. В 1572 году Гуляй-город был весьма успешно использован полководцем князем Михаилом Воротынским в тяжелом полевом сражении при Молодях . Так что в последующие годы применение гуляй-города расширилось, а готовые щиты хранились не только в приграничных крепостях, но и под Москвой. Для перевозки и снаряжения Гуляй-города был назначен особый воевода , имевший отдельный кавалерийский отряд для разведки. [1] Джайлс Флетчер Старший , английский посол в России , оставил раннее западное описание гуляй -города в своей книге «О Русском Содружестве» (1591).
В конце XVI века термин «гуляй-город» постепенно был заменен термином «обоз» , буквально «обоз». Русский очевидец описывает, как во время очередного нашествия крымских татар в 1591 году русские войска отступили к Москве и оборонялись в «обозе» — «и по древнему названию — гуляй». В начале 17 века появился еще один термин для обозначения мобильного укрепления — «табор» . [1]
В дальнейшем запорожскими казаками этот тип укреплений широко использовался . В казачьей Гетманщине Богдан Хмельницкий приказал построить большой гуляй-город для осады замка Збараж в 1649 году.
С распространением полевой артиллерии этот вид укреплений вышел из употребления. В более широком смысле русский термин стал применяться к иностранным мобильным укреплениям, таким как повозки- гуситов крепости .
Дизайн и тактика
[ редактировать ]Русские армии строили гуляй-город из больших сборных щитов размером со стену (с отверстиями для орудий), установленных на колесах или салазках , как развитие концепции повозки-крепости. Использование устанавливаемых щитов вместо постоянно бронированных вагонов обходилось дешевле и позволяло собирать больше возможных конфигураций. Гуляй-город предоставил коннице мобильное и неприступное (для татар) укрытие. Отсюда кавалерия могла начать внезапные атаки. Распространенным приемом была огневая засада, когда преследователи заманивались ложным отходом под огнем Гуляй-города, как это было уже в 1572 году. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Курбатов, О.А. (2014). Военная история русской Головни начала 17 века (на русском языке). Москва: Квадрига. стр. 15–20. ISBN 978-5-91791-146-5 .
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2016 г. ) |
Источники
[ редактировать ]- V. F. Shperk, "The History of Fortification" (В. Ф. Шперк, История фортификации ) (1957) (in Russian)