Аггер (Древний Рим)
Аггер лат ( . ) [1] [2] — древнеримский линейный курган или насыпь. Это слово иногда применяется к укреплениям, таким как Agger Servianus , часть Сервиевой стены Рима Campus , которая защищала город на его наиболее уязвимой стороне, Esquilinus . Он представлял собой двойной вал, несущий на себе грозные укрепления . Однако в современном использовании, особенно в британской археологии, он чаще всего используется для описания хребта или насыпи, на которой были построены римские дороги. Сегодня курс римской дороги часто можно проследить по характерной линии аггера, пересекающей ландшафт. [3] и даже после разрушения сельским хозяйством рудиментарный курган, который может сохраниться, позволил археологам в последние годы проследить ход многих римских дорог с помощью лидара .
Римские дорожные аггеры
[ редактировать ]Дорожный агрегат обычно строился путем расчистки верхнего слоя почвы, а затем выкапывания неглубокой траншеи вдоль дороги, хотя в некоторых случаях военные дороги строились прямо на существующей поверхности, даже не удаляя растительность. Была заложена прочная база (в Великобритании только 28% случаев были каменными). [4] ), до того как аггер был построен, обычно из материалов, добытых недалеко от дороги, включая камни, землю, песок и глину, иногда слоями, часто нет, но всегда плотно утрамбованными в твердую массу. Часть этого материала была получена в результате раскопок рвов ( ямок ), которые обычно сопровождают римские дороги. Эти рвы часто располагались на некотором расстоянии от агера, [5] [6] когда их функция, по-видимому, заключалась в определении дороги, а не в обеспечении дренажа, хотя в горных районах, с большим количеством осадков и более сложным рельефом, вполне обычно находят канавы рядом с аггером для облегчения дренажа. Поскольку канавы часто (но не всегда) были довольно неглубокими и археологи называли их «червными канавами», дальнейший дорожный материал часто добывался из карьеров рядом с дорогой, которые часто могут образовывать длинные линии или сливаться, образуя то, что по сути является карьерный котлован. Лишь изредка материал привозился издалека. Такое использование местных материалов, особенно на военных дорогах ( viae militares ), означает, что иногда в конструкции аггера вообще не было камня. Наконец, аггер был металлизирован небольшими камнями в матрице из более мелких материалов, таких как гравий и земля, и имел выпуклость, чтобы обеспечить хороший дренаж с поверхности дороги. Асфальтированные дороги почти никогда не встречаются за пределами городов, даже возле самого Рима.

Аггеры некоторых важных римских дорог в Британии и Европе сохранились в виде высоких линейных курганов, и до сравнительно недавнего времени многие ученые считали, что они были построены таким образом. Например, Эрмин-стрит к северу от Линкольна, сохранившаяся местами высотой до 1,5 м и шириной более 15 м, была описана Маргари как «одна из самых великолепных в Британии, с которой может соперничать только Эклинг Дайк ». [7] Другая римская дорога от Линкольна до Йорка была известна как Римский хребет в различных местах между Донкастером и Тадкастером, имела высоту почти 2 метра и все еще использовалась в 18 веке, о чем свидетельствует гравюра в «Эборакуме Дрейка» Фрэнсиса 1736 года. Однако Современные археологические исследования показали (на этой и других дорогах), что при постройке эти дорожные аггеры, как правило, были совсем небольшими - именно последовательные замены покрытия и реконструкции, добавляющие к аггерам все больше и больше материала, привели к тому, что они стали невероятно большими. . Например, при исследовании в конце Тиллбридж-лейн было обнаружено, что оригинальный римский аггер с Эрмин-стрит имел ширину всего 6,5 м и высоту 50 см. [8] [9] причем большая часть огромного агера была постримской эпохи и, возможно, возникла совсем недавно, в 18 веке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдональд, AM, изд. (1972). Словарь Чемберса двадцатого века . Чемберс. ISBN 0-550-10206-Х .
- ^ «Определение Аггера» . Словарь Мерриам Вебстер . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Иван Маргари, Римские дороги в Британии , Джон Бейкер, 1973, 3-е изд. ISBN 0-212-97001-1 Введение, стр. 18–22.
- ^ Дэвис, Хью (2002). Дороги в римской Британии . Страуд, Глостершир: паб Tempus. п. 58. ИСБН 0-7524-2503-Х . OCLC 53967437 .
- ^ Дэвис, Хью (2002). Дороги в римской Британии . Страуд, Глостершир: паб Tempus. стр. 70–71. ISBN 0-7524-2503-Х . OCLC 53967437 .
- ^ Маргари, ID (1939). «Римские дороги с небольшими канавами». Журнал антикваров . 19 : 53–6.
- ^ Маргари, Иван Дональд (1973). Римские дороги в Великобритании (3-е изд.). Лондон: Дж. Бейкер. п. 236. ИСБН 0-212-97001-1 . OCLC 847314 .
- ^ Хакен, Майк (2018). «2-й Линкольн — Олд Винтерингем» . Дороги Римской Британии . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Бретт, Алекс; Клэй, Крис. Отчет об археологических раскопках: перекресток Эрмин-стрит и Тиллбридж-лейн, Линкольншир [неопубликованный отчет] . Линкольн: PCAS. п. 1.