Jump to content

Камакау

Рисунок лодок с Фиджи, 1846 г.

Камакау ( Фиджийское произношение: ða ma kau] , иногда пишется тамакау ) — традиционное плавсредство Фиджи . [ Являясь частью более широкой австронезийской традиции, они похожи на катамараны , каноэ с выносными опорами или уменьшенные версии друа , но крупнее такиа . [1] Эти суда строились в первую очередь для путешествий между островами и для торговли. [2] Эти каноэ однокорпусные, с выносной опорой и камой (поплавком), причем оба конца корпуса симметричны. [3] Они были очень большими, способными путешествовать по открытому океану, и, как было зарегистрировано, их длина достигала 70 футов.

Камакау в музее

Лишь в Суве мы встретили островитян, признавших происхождение Целерити . «Как каноэ Фиджи! Очень быстро! Очень хорошо!» Мы смогли оценить точность этого анализа, преследуя тамакау с выносной опорой по бурной лагуне Вити-Леву . В те минуты мы закрыли разрыв веков. Прародитель и потомок... сеннитская парусом в проа с виде крабовых когтей соответствовала профилю тримарана космической эры и эпоксидным креплениям по скорости и сложности. Когда мы пересекли наши следы, эпоха завершила круг.

- Рэнди Томас (1984) [4]

Предполагается, что камакау был изобретен в середине 1700-х годов. [2] В комплексном исследовании Д'Арси. П., Наттал. П и Филип. С (2014), [2] Предполагается, что основное влияние на конструкцию камакау оказало микронезийское парусное вооружение, особенно через Тонгу. В дизайне каноэ также присутствуют полинезийские влияния . [5] Острова Лау расположены между Фиджи и Тонгой и охватывают более 250 морских островов, а это означает, что на развитие камакау здесь повлияли оба этих региона, а также другие водные суда группы Лау. [6]

Как сказано в «Каноэ Океании», [7] камакау особенно использовался для путешествий между островами , а также для того, чтобы главы островов посещали друг друга. Эти лодки не использовались в военных целях. [8]

Использование камакау значительно сократилось в середине 19 века, и его заменили европейские лодки . [9] Тем не менее, было зарегистрировано путешествие камакау между Фиджи и Тонгой даже в начале 1900-х годов, и традиционные пользователи предпочитали его европейскому катеру . [10]

Текущее использование

[ редактировать ]

Камакау до сих пор используются в традиционном регионе, особенно на островах группы Лау. [9] Камакау в культурном отношении считается старомодным, когда используется сегодня, однако экономические и экологические причины делают камакау очень эффективной альтернативой моторным лодкам . [9] Последствия изменения климата особенно ощущаются на Фиджи и прилегающих островах из-за изменения погодных условий, а также повышения уровня моря и связанных с экономических последствий. этим [11] Таким образом, камакау возвращается в общество благодаря его экологическим и экономическим преимуществам. Джанна. Б (2010) [9] утверждает, что современные камакау также используют гвозди, морской клей, веревки и пенопласт, взяв за основу традиционный дизайн и сделав его более эффективным для использования в современном обществе .

Камакау используется на островах, где транспортировка затруднена, особенно из-за цен на топливо и моторные лодки. [12] Uto Ni Yalo Trust — это организация, которая дарит традиционные фиджийские каноэ островным общинам. [13] В 2020 году Фонд подарил жителям деревни Насесара пять камакау, о которых старейшина деревни Виливе Вакавука сказал:

Транспорт всегда был проблемой, потому что топливо стоит дорого, и нам приходится использовать лодки из стекловолокна, чтобы добраться до рынка Левука и продать нашу продукцию. Этим каноэ не требуется топливо. Мы можем сэкономить деньги на топливо, чтобы купить предметы первой необходимости для наших семей. [12]

Кроме того, было сказано, что в этом сообществе лодки помогут применять устойчивые методы рыболовства, поскольку островитяне ищут пищу, чтобы прокормить свою семью, а не ловить рыбу в изобилии, чтобы они могли продать ее на рынке, чтобы могут позволить себе рыбу. [12]

Сегодня при строительстве камакау возникает проблема с поиском древесины. Это связано с тем, что жилетной древесины, или Инции бижуги, больше нет в изобилии. [6] Из этой древесины ведется коммерческое производство деревянных чаш, что влияет на поставки древесины для строительства каноэ. [6] Кроме того, экономические и социальные трудности, которые в настоящее время ощущаются в фиджийском регионе, окажут давление на способность общества разумно финансировать и создавать эти каноэ. [11]

На Фиджи растет туризм, где эти традиционные каноэ можно увидеть в музеях и на воде. [6] а также моделей каноэ во многих странах, включая Новую Зеландию. [14]

Строительство и дизайн

[ редактировать ]

Отличительными особенностями камакау является то, что это каноэ с одним корпусом, небольшой выносной стрелой и камой, поплавком. [15] Камакау иногда делают из двух частей, и в этом случае его называют вейкосо. [2] Аутригер — это длинный кусок дерева, примерно по длине каноэ, прикрепленный параллельно каноэ. [16] Задача аутригера — не допустить опрокидывания каноэ. [17] В некоторых традиционных конструкциях, раскопанных археологами, у этого каноэ нет ни мачты, ни паруса. [10] Корпус представляет собой землянку, обычно цельный ствол, [16] но в случае более крупных сосудов могли быть соединены два ствола. [14] По конструкции очень похож на друа, хотя у друа двойной корпус. [3] Зарегистрировано, что фиджийские каноэ имеют длину от 55 до 70 футов, что позволяет камакау плавать в открытом океане и даже путешествовать между Фиджи и Тонгой. [15] Оснащение камакау, происходящее из Полинезии, имеет более узкий галсовый угол и меньший ярд. [18]

При строительстве каноэ используются местные материалы группы островов Лау, где в основном построены эти каноэ. [19] Твердая древесина Intsia bijuga используется для изготовления корпуса, а также топа мачты , ступеньки мачты и рулевого весла там, где долговечность наиболее важна. [20] Эту древесину еще называют гринхарт или веси, они растут в скалистых местах. [6] Есть и другие очень важные компоненты конструкции каноэ. Используются два типа снастей: сеннит и такелажная веревка. [20] Сеннит, изготовленный из мезокарпия , плодов кокоса используется для соединения различных частей каноэ. Этот материал изготавливается путем приготовления мезокарпия кокосов в подземной печи и через несколько часов взбивания. [20] Эти волокна затем сплетаются и используются для крепления . Такелажная веревка изготавливается из коры путем удаления внешнего слоя флоэмы , ее высыхания, а затем скручивания волокон в веревку. [20]

Благодаря их способности двигаться на высоких скоростях, перевозить много людей и выживать в суровых условиях океана, Дэвид Льюис, специалист по тихоокеанскому морскому делу, назвал камакау «вершиной океанской технологии каноэ». [21]

В современных каноэ камакау имеет длину от 7 до 9 метров с одним парусом, а выносная опора кама составляет около 60% длины каноэ. [6]

Техника парусного спорта

[ редактировать ]

При плавании камакау их держат аутригером с наветренной стороны. [3] Когда они плывут против ветра, камакау меняет направление ветра, выполняя маневр, называемый маневровым или пещерным . При этом маневровом маневре рулевое весло на корме переносится на нос, а галс парусного вооружения переносится на корму. [3] Это позволяет аутригеру оставаться с наветренной стороны.

В случае опрокидывания камакау экипаж, если это возможно, перетаскивает судно на мелководье и поднимает выносную опору над основным корпусом. [6] Это исправляет судно, чтобы оно снова могло плавать. Находясь в море, команда попытается потопить выносную опору, чтобы она прошла через воду под каноэ и перевернула корпус. [6]

Культурное значение

[ редактировать ]

Камакау традиционно строят «матаи», что означает «плотники», выходцы из клана плотников. [19] Эти каноэ могли построить только члены этих кланов, то есть кланов «лемаки» или «матаи сау». [19] В настоящее время эта традиция не поддерживается, и только должность главного плотника должен занимать член одного из этих кланов. Основная роль главного плотника заключается в наблюдении и координации строительства и рабочих . [20] Работу по постройке каноэ в основном выполняют мужчины, поскольку женщинам традиционно запрещено прикасаться к каноэ. [20] Старшие выполняют задачи, требующие наибольшего мастерства, а молодежь выполняет более тяжелую работу, например поднятие тяжестей. Женщины обычно вносят свой вклад, ткут циновки, из которых делают паруса . [20]

множество культурно значимых церемоний До, во время и после строительства камакау происходит . По словам Банака. А. С. и Кокс. П. А (1987), [20] Перед постройкой каноэ желающие начать строительство должны представить вождю острова «табуа», кашалота зуб , что является их официальным обращением. После этого вождь консультируется со старейшинами деревни о том, целесообразно ли строительство, при этом предъявляется еще одно «табуа». Далее выбирается главный плотник, а староста деревни преподносит плотнику зуб другого кашалота. [20] Далее на протяжении всего процесса строительства семь праздников . происходит [20] Первое происходит, когда выбирается главный плотник. Остальные шесть праздников происходят во время строительства на разных стадиях завершения. [20]

По словам Хокарта. А. М (1929), [22] , гонка Когда каноэ впервые спускается на воду, проводится в которой молодые люди мчатся к деревенским девушкам, которые держат шесты, покрытые корой . Тот, кто первым поймает убегающую девушку, получает все призы, которые сможет удержать, а оставшиеся призы делятся между плотниками.

В настоящее время в Музее Фиджи хранится оригинальный традиционный камакау. [10]

  1. ^ Илаития Турагабечи (19 августа 2013 г.). «Тайны строителей камакау» . Архивировано из оригинала 7 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д Д'Арси, П; Наттал, П. (2014). «Вака Табу — священные корабли: фиджийские друа» . Международный журнал морской истории . 26 (3): 427–450. дои : 10.1177/0843871414542736 . S2CID   161731734 – через Sage Journals.
  3. ^ Jump up to: а б с д Клюни, Фергюс (2015). «От «Тонджиаки» до «Калиа»: плавательные каноэ Фиджи и Западной Полинезии с микронезийским оснащением и их предшественники с тангалонским оснащением» . Журнал Полинезийского общества . 124 (4): 335–418. дои : 10.15286/jps.124.4.335-418 . JSTOR   44012032 – через JSTOR.
  4. ^ Рэнди Томас (1984). «Голубая одиссея» . Яхтинг . Проверено 6 января 2015 г.
  5. ^ Янг, Джон (1993). «Лау: Наветренная перспектива» . Журнал тихоокеанской истории . 28 (2): 159–180. дои : 10.1080/00223349308572736 . JSTOR   25169172 – через STOR.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джиллетт, Роберт (2017). «Традиционные парусные каноэ на островах Лау Фиджи» . Берега и пристани Фиджи . Проверено 22 октября 2020 г.
  7. ^ Хэддон, А; Хорнелл, Дж (1936). Каноэ Океании . Гавайи: Издательство Музея епископа.
  8. ^ Гравель, К. (1979). История Фиджи в трех частях . Сува, Фиджи: Fiji Times.
  9. ^ Jump up to: а б с д Джанна, Б. (2012). «Заглядывая в будущее, Фиджи обращается к своему каноэ-прошлому» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 ноября 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Музей, Фиджи (2020). «Камакау» . Музей Фиджи . Проверено 17 ноября 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Азиатский банк развития, Азиатский банк развития (2013). Экономика изменения климата в Тихом океане . Филиппины: Азиатский банк развития.
  12. ^ Jump up to: а б с Я посеяла, Лайсеана (2020). «Траст доставил пять каноэ Камакау, доставив радость жителям деревни Насесара» . Фиджи Сан Получено 1 ноября 2020 г.
  13. ^ Локвуд, Билл (2020). «Уто Ни Яло» . Океанос . Архивировано из оригинала 03 декабря 2020 г. Проверено 19 ноября 2020 г.
  14. ^ Jump up to: а б Новая Зеландия, Музей (2020). «Модель Камакау» . Музей Новой Зеландии . Проверено 19 ноября 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б Бест, Э (1925). Каноэ маори . Веллингтон: Совет этнологических исследований маори.
  16. ^ Jump up to: а б Пьяцца, AD (2015). «Слова для каноэ» . Журнал полинезийского общества . 124 : 445–460. дои : 10.15286/jps.124.4.445-460 . JSTOR   44012034 – через JSTOR.
  17. ^ Чой, Х.С. (2017). «Границы в проектировании выносных опор» . Журнал CTBUH (3): 20–25. JSTOR   90020853 – через JSTOR.
  18. ^ Пьяцца, AD (2014). «Измерения характеристик парусов каноэ из Океании» . Журнал Полинезийского общества . 123 : 9–28. дои : 10.15286/jps.123.1.9-28 . JSTOR   43285177 .
  19. ^ Jump up to: а б с Розенталь, Мэн (1995). «Археологические раскопки каноэ с выносными опорами на стоянке Насилаи, дельта Рева, Вити-Леву, Фиджи» . Азиатские перспективы . 34 (1): 91–118. JSTOR   42928341 – через JSTOR.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Банак, А; Кокс, П. (1987). «Этноботаника океанских каноэ в Лау, Фиджи» . Экономическая ботаника . 41 (2): 148–162. дои : 10.1007/BF02858961 . JSTOR   4254954 . S2CID   38305958 – через JSTOR.
  21. ^ Льюис, Дэвид (1965). Великие каноэ Тихого океана . АНУ Пресс. стр. 66–76.
  22. ^ Хокарт, AM (1929). Острова Лау, Фиджи . Бык: Музей епископа. стр. 1–241.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 611cf5d3e1553305e44487a58287f3fd__1715828940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/fd/611cf5d3e1553305e44487a58287f3fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Camakau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)