Камакау
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( сентябрь 2020 г. ) |

Камакау ( Фиджийское произношение: ða ma kau] , иногда пишется тамакау ) — традиционное плавсредство Фиджи . [ Являясь частью более широкой австронезийской традиции, они похожи на катамараны , каноэ с выносными опорами или уменьшенные версии друа , но крупнее такиа . [1] Эти суда строились в первую очередь для путешествий между островами и для торговли. [2] Эти каноэ однокорпусные, с выносной опорой и камой (поплавком), причем оба конца корпуса симметричны. [3] Они были очень большими, способными путешествовать по открытому океану, и, как было зарегистрировано, их длина достигала 70 футов.

Лишь в Суве мы встретили островитян, признавших происхождение Целерити . «Как каноэ Фиджи! Очень быстро! Очень хорошо!» Мы смогли оценить точность этого анализа, преследуя тамакау с выносной опорой по бурной лагуне Вити-Леву . В те минуты мы закрыли разрыв веков. Прародитель и потомок... сеннитская парусом в проа с виде крабовых когтей соответствовала профилю тримарана космической эры и эпоксидным креплениям по скорости и сложности. Когда мы пересекли наши следы, эпоха завершила круг.
- Рэнди Томас (1984) [4]
История
[ редактировать ]Предполагается, что камакау был изобретен в середине 1700-х годов. [2] В комплексном исследовании Д'Арси. П., Наттал. П и Филип. С (2014), [2] Предполагается, что основное влияние на конструкцию камакау оказало микронезийское парусное вооружение, особенно через Тонгу. В дизайне каноэ также присутствуют полинезийские влияния . [5] Острова Лау расположены между Фиджи и Тонгой и охватывают более 250 морских островов, а это означает, что на развитие камакау здесь повлияли оба этих региона, а также другие водные суда группы Лау. [6]
Как сказано в «Каноэ Океании», [7] камакау особенно использовался для путешествий между островами , а также для того, чтобы главы островов посещали друг друга. Эти лодки не использовались в военных целях. [8]
Использование камакау значительно сократилось в середине 19 века, и его заменили европейские лодки . [9] Тем не менее, было зарегистрировано путешествие камакау между Фиджи и Тонгой даже в начале 1900-х годов, и традиционные пользователи предпочитали его европейскому катеру . [10]
Текущее использование
[ редактировать ]Камакау до сих пор используются в традиционном регионе, особенно на островах группы Лау. [9] Камакау в культурном отношении считается старомодным, когда используется сегодня, однако экономические и экологические причины делают камакау очень эффективной альтернативой моторным лодкам . [9] Последствия изменения климата особенно ощущаются на Фиджи и прилегающих островах из-за изменения погодных условий, а также повышения уровня моря и связанных с экономических последствий. этим [11] Таким образом, камакау возвращается в общество благодаря его экологическим и экономическим преимуществам. Джанна. Б (2010) [9] утверждает, что современные камакау также используют гвозди, морской клей, веревки и пенопласт, взяв за основу традиционный дизайн и сделав его более эффективным для использования в современном обществе .
Камакау используется на островах, где транспортировка затруднена, особенно из-за цен на топливо и моторные лодки. [12] Uto Ni Yalo Trust — это организация, которая дарит традиционные фиджийские каноэ островным общинам. [13] В 2020 году Фонд подарил жителям деревни Насесара пять камакау, о которых старейшина деревни Виливе Вакавука сказал:
Транспорт всегда был проблемой, потому что топливо стоит дорого, и нам приходится использовать лодки из стекловолокна, чтобы добраться до рынка Левука и продать нашу продукцию. Этим каноэ не требуется топливо. Мы можем сэкономить деньги на топливо, чтобы купить предметы первой необходимости для наших семей. [12]
Кроме того, было сказано, что в этом сообществе лодки помогут применять устойчивые методы рыболовства, поскольку островитяне ищут пищу, чтобы прокормить свою семью, а не ловить рыбу в изобилии, чтобы они могли продать ее на рынке, чтобы могут позволить себе рыбу. [12]
Сегодня при строительстве камакау возникает проблема с поиском древесины. Это связано с тем, что жилетной древесины, или Инции бижуги, больше нет в изобилии. [6] Из этой древесины ведется коммерческое производство деревянных чаш, что влияет на поставки древесины для строительства каноэ. [6] Кроме того, экономические и социальные трудности, которые в настоящее время ощущаются в фиджийском регионе, окажут давление на способность общества разумно финансировать и создавать эти каноэ. [11]
На Фиджи растет туризм, где эти традиционные каноэ можно увидеть в музеях и на воде. [6] а также моделей каноэ во многих странах, включая Новую Зеландию. [14]
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Отличительными особенностями камакау является то, что это каноэ с одним корпусом, небольшой выносной стрелой и камой, поплавком. [15] Камакау иногда делают из двух частей, и в этом случае его называют вейкосо. [2] Аутригер — это длинный кусок дерева, примерно по длине каноэ, прикрепленный параллельно каноэ. [16] Задача аутригера — не допустить опрокидывания каноэ. [17] В некоторых традиционных конструкциях, раскопанных археологами, у этого каноэ нет ни мачты, ни паруса. [10] Корпус представляет собой землянку, обычно цельный ствол, [16] но в случае более крупных сосудов могли быть соединены два ствола. [14] По конструкции очень похож на друа, хотя у друа двойной корпус. [3] Зарегистрировано, что фиджийские каноэ имеют длину от 55 до 70 футов, что позволяет камакау плавать в открытом океане и даже путешествовать между Фиджи и Тонгой. [15] Оснащение камакау, происходящее из Полинезии, имеет более узкий галсовый угол и меньший ярд. [18]
При строительстве каноэ используются местные материалы группы островов Лау, где в основном построены эти каноэ. [19] Твердая древесина Intsia bijuga используется для изготовления корпуса, а также топа мачты , ступеньки мачты и рулевого весла там, где долговечность наиболее важна. [20] Эту древесину еще называют гринхарт или веси, они растут в скалистых местах. [6] Есть и другие очень важные компоненты конструкции каноэ. Используются два типа снастей: сеннит и такелажная веревка. [20] Сеннит, изготовленный из мезокарпия , плодов кокоса используется для соединения различных частей каноэ. Этот материал изготавливается путем приготовления мезокарпия кокосов в подземной печи и через несколько часов взбивания. [20] Эти волокна затем сплетаются и используются для крепления . Такелажная веревка изготавливается из коры путем удаления внешнего слоя флоэмы , ее высыхания, а затем скручивания волокон в веревку. [20]
Благодаря их способности двигаться на высоких скоростях, перевозить много людей и выживать в суровых условиях океана, Дэвид Льюис, специалист по тихоокеанскому морскому делу, назвал камакау «вершиной океанской технологии каноэ». [21]
В современных каноэ камакау имеет длину от 7 до 9 метров с одним парусом, а выносная опора кама составляет около 60% длины каноэ. [6]
Техника парусного спорта
[ редактировать ]При плавании камакау их держат аутригером с наветренной стороны. [3] Когда они плывут против ветра, камакау меняет направление ветра, выполняя маневр, называемый маневровым или пещерным . При этом маневровом маневре рулевое весло на корме переносится на нос, а галс парусного вооружения переносится на корму. [3] Это позволяет аутригеру оставаться с наветренной стороны.
В случае опрокидывания камакау экипаж, если это возможно, перетаскивает судно на мелководье и поднимает выносную опору над основным корпусом. [6] Это исправляет судно, чтобы оно снова могло плавать. Находясь в море, команда попытается потопить выносную опору, чтобы она прошла через воду под каноэ и перевернула корпус. [6]
Культурное значение
[ редактировать ]Камакау традиционно строят «матаи», что означает «плотники», выходцы из клана плотников. [19] Эти каноэ могли построить только члены этих кланов, то есть кланов «лемаки» или «матаи сау». [19] В настоящее время эта традиция не поддерживается, и только должность главного плотника должен занимать член одного из этих кланов. Основная роль главного плотника заключается в наблюдении и координации строительства и рабочих . [20] Работу по постройке каноэ в основном выполняют мужчины, поскольку женщинам традиционно запрещено прикасаться к каноэ. [20] Старшие выполняют задачи, требующие наибольшего мастерства, а молодежь выполняет более тяжелую работу, например поднятие тяжестей. Женщины обычно вносят свой вклад, ткут циновки, из которых делают паруса . [20]
множество культурно значимых церемоний До, во время и после строительства камакау происходит . По словам Банака. А. С. и Кокс. П. А (1987), [20] Перед постройкой каноэ желающие начать строительство должны представить вождю острова «табуа», кашалота зуб , что является их официальным обращением. После этого вождь консультируется со старейшинами деревни о том, целесообразно ли строительство, при этом предъявляется еще одно «табуа». Далее выбирается главный плотник, а староста деревни преподносит плотнику зуб другого кашалота. [20] Далее на протяжении всего процесса строительства семь праздников . происходит [20] Первое происходит, когда выбирается главный плотник. Остальные шесть праздников происходят во время строительства на разных стадиях завершения. [20]
По словам Хокарта. А. М (1929), [22] , гонка Когда каноэ впервые спускается на воду, проводится в которой молодые люди мчатся к деревенским девушкам, которые держат шесты, покрытые корой . Тот, кто первым поймает убегающую девушку, получает все призы, которые сможет удержать, а оставшиеся призы делятся между плотниками.
В настоящее время в Музее Фиджи хранится оригинальный традиционный камакау. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Илаития Турагабечи (19 августа 2013 г.). «Тайны строителей камакау» . Архивировано из оригинала 7 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Д'Арси, П; Наттал, П. (2014). «Вака Табу — священные корабли: фиджийские друа» . Международный журнал морской истории . 26 (3): 427–450. дои : 10.1177/0843871414542736 . S2CID 161731734 – через Sage Journals.
- ^ Jump up to: а б с д Клюни, Фергюс (2015). «От «Тонджиаки» до «Калиа»: плавательные каноэ Фиджи и Западной Полинезии с микронезийским оснащением и их предшественники с тангалонским оснащением» . Журнал Полинезийского общества . 124 (4): 335–418. дои : 10.15286/jps.124.4.335-418 . JSTOR 44012032 – через JSTOR.
- ^ Рэнди Томас (1984). «Голубая одиссея» . Яхтинг . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Янг, Джон (1993). «Лау: Наветренная перспектива» . Журнал тихоокеанской истории . 28 (2): 159–180. дои : 10.1080/00223349308572736 . JSTOR 25169172 – через STOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джиллетт, Роберт (2017). «Традиционные парусные каноэ на островах Лау Фиджи» . Берега и пристани Фиджи . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Хэддон, А; Хорнелл, Дж (1936). Каноэ Океании . Гавайи: Издательство Музея епископа.
- ^ Гравель, К. (1979). История Фиджи в трех частях . Сува, Фиджи: Fiji Times.
- ^ Jump up to: а б с д Джанна, Б. (2012). «Заглядывая в будущее, Фиджи обращается к своему каноэ-прошлому» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Музей, Фиджи (2020). «Камакау» . Музей Фиджи . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Азиатский банк развития, Азиатский банк развития (2013). Экономика изменения климата в Тихом океане . Филиппины: Азиатский банк развития.
- ^ Jump up to: а б с Я посеяла, Лайсеана (2020). «Траст доставил пять каноэ Камакау, доставив радость жителям деревни Насесара» . Фиджи Сан Получено 1 ноября 2020 г.
- ^ Локвуд, Билл (2020). «Уто Ни Яло» . Океанос . Архивировано из оригинала 03 декабря 2020 г. Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Новая Зеландия, Музей (2020). «Модель Камакау» . Музей Новой Зеландии . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бест, Э (1925). Каноэ маори . Веллингтон: Совет этнологических исследований маори.
- ^ Jump up to: а б Пьяцца, AD (2015). «Слова для каноэ» . Журнал полинезийского общества . 124 : 445–460. дои : 10.15286/jps.124.4.445-460 . JSTOR 44012034 – через JSTOR.
- ^ Чой, Х.С. (2017). «Границы в проектировании выносных опор» . Журнал CTBUH (3): 20–25. JSTOR 90020853 – через JSTOR.
- ^ Пьяцца, AD (2014). «Измерения характеристик парусов каноэ из Океании» . Журнал Полинезийского общества . 123 : 9–28. дои : 10.15286/jps.123.1.9-28 . JSTOR 43285177 .
- ^ Jump up to: а б с Розенталь, Мэн (1995). «Археологические раскопки каноэ с выносными опорами на стоянке Насилаи, дельта Рева, Вити-Леву, Фиджи» . Азиатские перспективы . 34 (1): 91–118. JSTOR 42928341 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Банак, А; Кокс, П. (1987). «Этноботаника океанских каноэ в Лау, Фиджи» . Экономическая ботаника . 41 (2): 148–162. дои : 10.1007/BF02858961 . JSTOR 4254954 . S2CID 38305958 – через JSTOR.
- ^ Льюис, Дэвид (1965). Великие каноэ Тихого океана . АНУ Пресс. стр. 66–76.
- ^ Хокарт, AM (1929). Острова Лау, Фиджи . Бык: Музей епископа. стр. 1–241.