Jump to content

Гали (корабль)

«Галка» из Мадуры , 1601 год. Обратите внимание на приподнятую боевую платформу, три обращенные вперед пушки и по крайней мере одно поворотное орудие, расположенное недалеко от кормовой части корабля. Это может быть довольно неуклюжее изображение ланкарана или подобного ему судна.

Гали , гали или гейл — разновидность галерообразных кораблей архипелага Нусантара . Этот тип кораблей появился только после 1530-х годов. До появления этого типа кораблей на архипелаге уже существовало несколько местных галерообразных кораблей, некоторые с аутригерами . Дизайн гали является результатом влияния средиземноморских технологий судостроения на местное судостроение, привнесенное, в частности, арабами , персами , турками-османами и португальцами . Эти термины могут также относиться к средиземноморским судам, построенным местными жителями, или к местным судам со средиземноморским влиянием. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Слово «гали» и его вариации происходят от португальского слова «galé» , что означает «галера». [2] Причина добавления буквы h заключается в том, что в малайских текстах она пишется с использованием сценария джави с начальной буквой гейн (غ), как в гураб . [1] : 163 

История и описание

[ редактировать ]

На архипелаге есть несколько типов судов с похожими названиями, но описание и конструкция каждого судна не обязательно одинаковы.

Малайская галера XVI века.

В малайском эпосе «Хикаят Ханг Туах» упоминается малакканская королевская галера ( гали кенаикан раджа ) под названием Мендам Берахи (по-малайски «подавленная страсть»). Это было 60 газов (180 футов или 54,9 м). [примечание 1] в длину и 6 депа (36 футов или 11 м) в ширину. [3] Он был вооружен 7 мериамами (родной пушкой). [4] [5] : 180  [6] : 299 

Однако Мендам Берахи на самом деле был вымышленным кораблем, поскольку он упоминался только в художественной литературе «Хикаят Ханг Туах» , и ни в каких других малайских рукописях о его существовании не упоминалось. [7] [8] Хотя история HHT разворачивается в султанате Малакка (1400–1511), она отражает события, произошедшие в султанате Джохор в 17 веке, а точнее, в золотой век Джохора в 1640-1670-х годах. Главный герой, Ханг Туах , — вымышленный персонаж, но в основе сюжета лежит реальная история адмирала Абд аль-Джамиля ( Тун Абдул Джамиль ) из Джохора. [9] Современные португальские записи показывают, что галеры появились в составе региональных флотов в конце 1530-х годов, до этого основой малайского флота были ланкараны . Лишь в 1560-х годах гали получил более широкое распространение и использовался в основном жителями Ачеха , а не малайцами. Само слово «гали» является заимствованным из португальского языка, поэтому существование гали во времена расцвета Малаккского султаната является анахронизмом . [1] : 164  [10] : 77, 210–212 

Малайцы ланкаран галеры, такие как мелкосидящие весельные длинные корабли, похожие на , пенджаджап и келулус . предпочитают использовать для своего военного флота [примечание 2] Это сильно отличается от яванцев , которые предпочитают круглые корабли с большой дальностью плавания и глубокой осадкой, такие как джонг и малангбанг . Причина этой разницы в том, что малайцы эксплуатировали свои корабли в речных водах, зоне защищенных проливов и в архипелажной среде, тогда как яванцы часто действуют в открытом и открытом море. После контакта с иберийцами яванский и малайский флоты стали использовать гураб и гали. чаще [6] : 270–277, 290–291, 296–301  [1] : 148, 155 

Восточная Индонезия

[ редактировать ]
Галера на всех парусах на западе острова Гилоло (ныне Хальмахера ).

тип судна под названием гале адаптировали В восточной Индонезии испанцы и португальцы (буквально «галера») для использования на Филиппинах и в восточной Индонезии. Судно значительно сузилось в носовой и кормовой части. Длина в 7 или 8 раз превышает ширину. У них есть палуба, которая простирается по длине лодки и приводится в движение длинными веслами. Бойцы располагались на специальной палубе, а по всей длине галеры были расставлены щиты для защиты гребцов и солдат. [13] : 378 

Ачехское судно, похожее на галеру, буксирующее меньшую лодку во время осады Малакки в 1568 году . Корабль имеет 3 мачты и двойные рули, а также приводится в движение 12 рядами весел. Поскольку у него три мачты, это может быть « ланкаран бертианг тига » (трехмачтовый ланкаран).

Султанат Ачех известен использованием галер османского происхождения. Термин «галера» в Ачехе — «гали» , который происходит от португальского слова «гале» , а не от турецкого термина, обозначающего галеру ( Кадырга ). [1] : 163  Ачехцы . при осаде португальской Малакки в 1568 году использовали 4 большие галеры длиной около 40–50 метров каждая со 190 гребцами в 24 рядах Они были вооружены 12 большими верблюдами (по 3 с каждого носового борта, 4 с кормы), 1 василиском (носовым), 12 соколами и 40 вертлюжными орудиями. [1] : 164  ежегодно прибывали пушки, огнестрельное оружие и другие военные материалы К тому времени из Джидды , а турки также присылали военных специалистов, специалистов по галерам и техников. [14] Средняя ачехская галера во второй половине XVI века имела длину около 50 метров и имела две мачты с квадратными парусами и топселями , а не латиновыми парусами , как у португальских галер. [15] : 106–107  [16] [1] : 165  Он должен был приводиться в движение 24 веслами с каждого борта, иметь на борту около 200 человек и быть вооружен примерно 20 пушками (2 или 3 больших в носовой части, остальные - поворотными ). [1] : 165 

Во время осады 1575 года Ачех использовал 40 двухмачтовых галер с турецкими капитанами, на борту которых находились 200–300 солдат турецкого , арабского , деканисского и ачехского происхождения. Говорят, что государственные галеры ( гораб истана ) в Ачехе, Дайе и Педире перевозили 10 мериамов , 50 лела и 120 цекоронгов (исключая истингар ). Меньшая галера перевозила 5 мериамов , 20 лела и 50 цекоронгов . [17] : 165  Западные и местные источники упоминают, что в Ачехе в любое время было 100–120 галер (исключая меньшие фуста и галиот ), разбросанные от Дайи (западное побережье) до Педира (восточное побережье). Одна галера, захваченная португальцами в 1629 году во время правления Искандара Муды , очень велика, и, как сообщается, всего их было 47. Он достигал 100 м в длину и 17 м в ширину, имел 3 мачты с квадратными парусами и марселями, приводился в движение 35 веслами с каждого борта и мог перевозить 700 человек. На его вооружении 98 орудий: 18 крупных пушек (пять 55-фунтовых на носу, одна 25-фунтовая на корме, остальные — 17- и 18-фунтовые ), 80 «Соколов» и множество поворотных орудий. Корабль называется « Espanto do Mundo » (Ужас Вселенной), что, вероятно, является переводом с Чакрадонья (Cakra Dunia). Португальцы сообщили, что он был больше, чем что-либо, когда-либо построенное в христианском мире, а высота его замка могла соперничать с высотой галеонов. [1] : 166 

Галера из Бантена , 1598 год. четыре цетбанга . Видны

На двух голландских гравюрах 1598 и 1601 годов изображены галеры из Бантена и Мадуры . Они имели две и одну мачты соответственно. Основное отличие от средиземноморских галер заключалось в том, что эта галера имела приподнятую боевую платформу под названием « балай », на которой стоял солдат, что характерно для военных кораблей этого региона. [18] [1] : 165  Яванские галеры и галероподобные суда строятся по указанию турок, живущих в Бантене. [19] : 132 пластина 27 [20] : 373 

Сулавеси

[ редактировать ]
Местная галера, сражающаяся с голландским галеоном , к западу от острова Тернате .

В султанате Гова середины 17 века был галле (или гале ) длиной 40 м и шириной 6 м, на борту которого находились 200–400 человек. Длина других галле королевства колебалась от 23 до 35 метров. [21] : 160  [22] : 85  [23] Корабли использовались королем Говы для совершения путешествий и морской торговли между островами архипелага, как на западе ( Малакка , Риау , Мемпава , Калимантан ), так и на востоке ( Банда , Тимор , Флорес , Бима , Тернате и Северная Австралия ). [24] [22] : 85 

Тернатские галеры приветствовали прибытие Фрэнсиса Дрейка .

Караенг Матоаджа, правительственный директор Говы и принц Талло , помимо прочего, имел девять галер, которые он построил в год завоевания Бутона (1626 г.). Корабли называются гале. Их размеры составляют 20 деп (36,6 м) в длину и 3 депа (5,5 м) в ширину. У них было три руля направления: два индонезийских по обе стороны кормы и европейский осевой руль. Неудивительно, что в Макассаре в 17 веке были галеры. Гова поддерживает дружеские отношения с португальцами с 1528 года. [20] : 371–372 

Корабли такого типа обычно принадлежат богатым людям и королям Макассара . Для межостровной торговли макасарские штормовые корабли считались самым мощным кораблем и поэтому использовались макасарской и малайской знатью для перевозки специй с Молуккских островов . Использование шторма улучшило морскую торговлю в Гове, а также в других портах Южного Сулавеси с 16 века. [25] [22] : 85 

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 1 малайский газ равен 33–35 дюймам или 3 футам. Видеть «газ» . Словарь Холла (4-е изд.). Совет малайзийского языка и библиотек. 2017. с. 383.
  2. Во время нападения португальцев на Малаккский султанат в 1511 году малайцы использовали ланкаран ( ланчара ) и пенджаджап ( пангаджаоа ). [11] Келулус ( калалуз ) использовался в нескольких экспедициях до и после падения Малакки. [12]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Манген, Пьер-Ив (2012). Ланкаран, Гураб и Гали: влияние Средиземноморья на военные корабли в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени. В книге Дж. Уэйда и Л. Тана (ред.), Энтони Рид и исследование прошлого Юго-Восточной Азии (стр. 146–182). Сингапур: Издательство ISEAS.
  2. ^ «Английский перевод слова «galé» | Португальско-английский словарь Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 30 января 2020 г.
  3. ^ Муса, Хашим (2019). Традиционная малайская технология судоходства: Джонг и Гали бороздят семь морей . В: Международная конференция по малайским рукописям 2019, 15–17 октября 2019 г., Аудитория Национальной библиотеки Малайзии. п. 18.
  4. ^ Хикаят Ханг Туах , VIII: 165. Транскрипция: Итак, Мендаму Берахи было приказано плыть по морю. Итак, адмирал семь раз устанавливал пушку. Итак, подъем поплыл и натянул паруса (Затем Мендама Берахи приказано отвезти в море. Адмирал семь раз снаряжал пушку. Затем экипаж натягивает парус).
  5. ^ Робсон-МакКиллоп, Розмари (2010). Эпос о Ханг Туах . ИТБМ. ISBN  9789830687100 .
  6. ^ Jump up to: а б Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Преданность топливного архипелага. ISBN  978-602-9346-00-8 .
  7. ^ Институт математических исследований (2022). Наконец, корабль «Ханг Туах — Мендам Берахи» будет перестроен [Пресс-релиз]. https://www.youtube.com/watch?v=FDyjjhhUoHI
  8. Халими, Ахмад Джелани (20 июня 2023 г.). Мендам Берахи: Между реальностью и мифом [презентация семинара]. Похотливые корабли: реальность или миф?, Международный торговый центр Малакки (MITC), Малакка, Малайзия. https://www.youtube.com/watch?v=Uq3OsSc56Kk
  9. ^ Брагинский, В.И. (1990). «Хикаят Ханг Туах; малайский эпос и мусульманское зеркало; некоторые соображения о его дате, значении и структуре» . Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde / Журнал гуманитарных и социальных наук Юго-Восточной Азии . 146 (4): 399–412. дои : 10.1163/22134379-90003207 . ISSN   0006-2294 .
  10. ^ Рид, Энтони, изд. (1993). Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени . Итака: Издательство Корнельского университета.
  11. ^ Берч, Уолтер де Грей (1875). Комментарии великого Афонсу Далбокерке, второго вице-короля Индии, перевод с португальского издания 1774 года, том. III . Лондон: Общество Хаклюйта, стр. 68; и Альбукерке, Афонсу де (1774 г.). Комментарии Гранде Афонсу Далбукерке, часть III . Лиссабон: Na Regia Officina Typografica, стр. 80–81.
  12. ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (с пятнадцатого по семнадцатый века)», в Энтони Риде (редактор), Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени (Итака: Издательство Корнельского университета), стр. 212.
  13. ^ Тарлинг, Николас (1992). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: Том 1, С ранних времен до 1800 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521355056 .
  14. ^ Боксер, Чарльз Ральф (1964). «Нападение ачехцев на Малакку в 1629 году, как описано в современных португальских источниках». В Дж. Бастине и Р. Рулвинке (ред.). Малайские и индонезийские исследования . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 105–121.
  15. ^ Болье, Огюстен де (1696). « Воспоминания о поездке генерала Болье в Ост-Индию, составленные им самим ». В «Отношениях о дайверах любопытных путешествий», опубликованных М. Мельшиседеком Тевено, том. Я. Париж: Т. Моетт. стр. 1–123 .
  16. ^ Огюстен де Болье (1996). Воспоминания о путешествии в Ост-Индию (1619–1622). Нормандский торговец на Суматре , под редакцией Дениса Ломбард. Азиатские странствия I (Париж: Французская школа Дальнего Востока).
  17. ^ Искандар, Теуку (1958). Хикаджат Ачех . Гаага: KITLV. п. 175.
  18. ^ Джейкоб Корнелис Шея (1601). Вторая книга, журнал дневного регистра, содержащий правдивую историю и историческое повествование о Рейсе, сделанное восемью кораблями Амстелредамме, была опубликована в марте 1598 года под руководством адмирала Якоба Корнелиса Нека и Вибранта ван Варвейка в качестве вице-адмирала и т. д. . ​Амстелредамме: Корнелис Клас. п. 17.
  19. ^ Руффаер, GP (1915). Первое путешествие голландского корабля в Ост-Индию под командованием Корнелиса де Хаутмана Том. Я. ​Гаага: Гаага М. Нийхофф.
  20. ^ Jump up to: а б Noteboom, Кристиан (1952). «Галеры в Азии» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 108 : 365–380. дои : 10.1163/22134379-90002424 .
  21. ^ Тапала, Ла Сиде Даэн (1975). «Расширение Королевства Гоа и его морская политика в XVI и XVII веках» . Архипелаг . 10 (1): 159–171. дои : 10.3406/arch.1975.1247 . ISSN   0044-8613 .
  22. ^ Jump up to: а б с Хадрави, Мухлис (май 2018 г.). «Морские путешествия и заселение малайских народов на западном побережье Южного Сулавеси» (PDF) . Международный журнал малайско-нусантарских исследований . 1 : 80–95.
  23. ^ Сидик Х.М., Мухаммад (21 июня 2019 г.). «Корабли на территории султаната Гова, 17 век нашей эры» . Ислам сегодня . Проверено 23 января 2019 г.
  24. ^ Шамбер-Луар, Анри. 2011. Султаны, герои и судьи , Пять старых индонезийских текстов . Старые рукописи и документы. Серия XXIX. Джакарта: КПГ, Французская школа крайнего Востока, МАНАССА, Центр исламских и общественных исследований-УИН Джакарта.
  25. ^ Кристиан Пельрас, Бугис Мэн . Джакарта: Разум, Джакарта-Парижский форум Ecole Francaise d'Extreme-Orient. (Перевод The ​​Bugis , Оксфорд: Блэквелл, 2006, стр. 67)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50284e5b6e9094f606e11e60cbcfdcd7__1718843340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/d7/50284e5b6e9094f606e11e60cbcfdcd7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghali (ship) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)