Катамаран

Катамаран k ( / ˌ æ m t ə (неформально « ə ˈ r æ n / ) кот») — плавсредство с двумя параллельными корпусами одинакового размера. Расстояние между корпусами катамарана придает сопротивление качке и опрокидыванию. Катамараны обычно имеют меньший объем корпуса, меньшее водоизмещение и меньшую осадку (осадку), чем однокорпусные катамараны сопоставимой длины. Два вместе взятых корпуса также часто имеют меньшее гидродинамическое сопротивление, чем сопоставимые однокорпусные корпуса, и требуют меньшей движущей силы от парусов или двигателей. Более широкое положение катамарана на воде может уменьшить как крен, так и движение, вызванное волнами, по сравнению с однокорпусным катамараном, а также может привести к уменьшению следа.
Катамараны были изобретены австронезийскими народами и позволили им распространиться на острова Индийского и Тихого океанов . [1]
Катамараны различаются по размерам: от небольших парусных или гребных судов до больших военно-морских кораблей и автомобильных паромов. Конструкция, соединяющая два корпуса катамарана, варьируется от простой рамы, натянутой ремнями для поддержки экипажа, до мостовой надстройки, включающей обширную каюту и/или грузовое пространство.
История
[ редактировать ]
Катамараны из Океании и морской Юго-Восточной Азии стали источником вдохновения для современных катамаранов. До 20-го века развитие катамаранов было сосредоточено в основном на концепциях парусного привода.
Этимология
[ редактировать ]Слово «катамаран» происходит от тамильского слова kattumaram (கட்டுமரம்), что означает «бревна, связанные вместе», и представляет собой тип однокорпусного плота, состоящего из трех-семи связанных вместе стволов деревьев. Этот термин эволюционировал в английском языке для обозначения несвязанных между собой судов с двойным корпусом. [2] [3] [4]
Развитие в Австронезии
[ редактировать ]

Суда катамаранного типа были ранней технологией австронезийских народов . Ранние исследователи, такие как Хейне-Гельдерн (1932) и Хорнелл (1943), когда-то считали, что катамараны произошли от каноэ с выносными опорами , но современные авторы, специализирующиеся на австронезийских культурах, такие как Доран (1981) и Махди (1988), теперь полагают, что это наоборот. [5] [6] [1]

Два связанных вместе каноэ возникли непосредственно на основе технологии минимального плота из двух связанных вместе бревен. Со временем форма каноэ с двумя корпусами превратилась в асимметричное двойное каноэ, где один корпус меньше другого. В конечном итоге меньший корпус стал прототипом выносной опоры , уступив место каноэ с одной выносной опорой, а затем реверсивному каноэ с одной выносной опорой. Наконец, типы с одинарной опорой превратились в каноэ с двойной опорой (или тримараны ). [5] [6] [1]
Это также объясняет, почему пожилое австронезийское население островов Юго-Восточной Азии склонно отдавать предпочтение каноэ с двойными выносными опорами, поскольку это обеспечивает устойчивость лодок при повороте оверштагом . Но у них еще есть небольшие регионы, где до сих пор используются катамараны и каноэ с одной опорой. Напротив, более отдаленные отдаленные потомковые популяции в Океании , Мадагаскаре и Коморских островах сохранили типы каноэ с двумя корпусами и с одной выносной опорой, но технология изготовления двойных выносных опор так и не достигла их (хотя она существует в западной Меланезии ). Чтобы решить проблему неустойчивости лодки, когда выносная опора при повороте поворота обращена под подветренную сторону, вместо этого они разработали маневровую технику в плавании в сочетании с реверсивными одинарными выносными опорами. [5] [6] [1] [7] [8]
Несмотря на то, что они были более «примитивной формой» каноэ с выносными опорами, они, тем не менее, были эффективны, позволяя полинезийцам-мореплавателям путешествовать к отдаленным островам Тихого океана . [9]
Традиционные катамараны
[ редактировать ]Ниже приводится список традиционных австронезийских катамаранов:
Западная разработка парусных катамаранов
[ редактировать ]Первый задокументированный пример двухкорпусного парусного судна в Европе был спроектирован Уильямом Петти в 1662 году для плавания быстрее, на мелководье, при слабом ветре и с меньшим количеством экипажа, чем другие суда того времени. Однако необычный дизайн был встречен скептически и не имел коммерческого успеха. [10] [11]

Эта конструкция оставалась относительно неиспользованной на Западе в течение почти 160 лет до начала 19 века, когда англичанин Мэйфлауэр Ф. Крисп построил двухкорпусное торговое судно в Рангуне, Бирма . Корабль получил название Original . Крисп описал его как «быстроходное прекрасное морское судно; во время сезона дождей оно торговало между Рангуном и провинциями Тенассерим в течение нескольких лет». [12] [13]
Позже в том же столетии американец Натаниэль Херрешофф построил двухкорпусную парусную лодку собственной конструкции (патент США № 189,459). [14] Корабль «Амариллис » участвовал в своей первой регате 22 июня 1876 года и показал себя чрезвычайно хорошо. Ее дебют продемонстрировал явные преимущества катамаранов в производительности по сравнению со стандартными однокорпусными судами. Именно в результате этого мероприятия, Столетней регаты Нью-Йоркского яхт-клуба, катамаранам было запрещено посещать регулярные занятия по парусному спорту, и так продолжалось до 1970-х годов. [15] 6 июня 1882 года три катамарана Южного яхт-клуба Нового Орлеана прошли дистанцию 15 морских миль по озеру Пончартрейн , и победившая лодка в классе катамаранов «Nip and Tuck » опередила время самого быстрого шлюпа более чем на пять минут. [16] [17]
В 1916 году Леонардо Торрес Кеведо запатентовал многокорпусное стальное судно под названием Binave (Твин-корабль), новый тип катамарана, который был построен и испытан в Бильбао ( Испания ) в 1918 году. Инновационная конструкция включала два Hispano-Suiza судовых двигателя мощностью 30 л.с. и могла изменить его конфигурацию во время плавания , разместив два руля на корме каждого поплавка, а гребные винты также разместить в кормовой части . [18] [19] [20] В 1936 году Эрик де Бишоп полинезийское «двойное каноэ» построил на Гавайях и отплыл на нем домой, чтобы встретить героя во Франции. В 1939 году он опубликовал свой опыт в книге Каймилоа , которая была переведена на английский язык в 1940 году. [21]
Роланд и Фрэнсис Праут экспериментировали с катамаранами в 1949 году и в 1954 году переоборудовали свою лодочную фабрику в Канви-Айленде , Эссекс (Англия), построенную в 1935 году, на производство катамаранов. Их катамараны Shearwater легко выиграли гонки у однокорпусных судов. Yellow Bird, 1956 года постройки Shearwater III , на котором Фрэнсис Праут успешно участвовал в гонках в 1960-х годах, находится в коллекции Национального морского музея Корнуолла . [22] Компания Prout Catamarans , Ltd. спроектировала мачту в кормовой части с мачтой в кормовой части миделя для поддержки увеличенного кливера - более чем в два раза превышающего размер уменьшенного грота конструкции; он производился как модель Snowgoose . [23] Заявленное преимущество этого плана парусности заключалось в уменьшении склонности носовой части судна к закапыванию. [24] [25]

В середине двадцатого века пляжные катамараны стали широко распространенной категорией парусных катамаранов благодаря простоте спуска на воду и массовому производству. В Калифорнии производитель досок для Hobie серфинга Alter весом 250 фунтов (110 кг) в 1967 году выпустил Hobie 14 , а два года спустя — более крупный и еще более успешный Hobie 16 . По состоянию на 2016 год Hobie 16 все еще производился, было выпущено более 100 000 экземпляров. [26]
Катамараны были представлены в олимпийском парусном спорте в 1976 году. Двуручный катамаран «Торнадо» был выбран для многокорпусной дисциплины Олимпийских игр с 1976 по 2008 год. В 2000 году он был модернизирован. [27] Фойлинг использовался на Олимпийских играх в Nacra 17 Токио-2020, которые прошли в 2021 году; [28] [29] после принятия в 2015 году Nacra 15 в качестве класса юношеских чемпионатов мира и нового класса для юношеских Олимпийских игр. [30] [31]
Производительность
[ редактировать ]
Катамараны имеют две основные эксплуатационные характеристики, которые отличают их от водоизмещающих однокорпусных судов: меньшее сопротивление проходу по воде и большая остойчивость (начальная устойчивость к опрокидыванию). Выбор между однокорпусной конфигурацией и конфигурацией катамарана включает в себя соображения грузоподъемности, скорости и эффективности.
Сопротивление
[ редактировать ]На малых и средних скоростях легкий корпус катамарана испытывает сопротивление проходу через воду, примерно пропорциональное его скорости. Водоизмещающий однокорпусный корпус, напротив, испытывает сопротивление, которое, по крайней мере, равно квадрату его скорости. Это означает, что катамарану потребуется в четыре раза больше мощности, чтобы удвоить свою скорость, тогда как однокорпусному судну потребуется в восемь раз больше мощности, чтобы удвоить свою скорость, начиная с низкой скорости. [32] Для катамаранов с двигателем это подразумевает меньшие по размеру электростанции (хотя обычно требуется две). Для парусных катамаранов, низкое сопротивление вперед. [33] позволяет парусам получать мощность от присоединенного потока , [34] их наиболее эффективный режим — аналог крыла — привел к использованию крыльев на гоночных судах. [35]
Стабильность
[ редактировать ]Катамараны в первую очередь полагаются на устойчивость формы, чтобы противостоять крену и опрокидыванию. [32] прямоугольного сечения Сравнение устойчивости к кренению однокорпусного корпуса с балкой B по сравнению с двумя корпусами катамарана шириной B / 2, разделенными расстоянием 2× B , определяет, что катамаран имеет начальное сопротивление кренению, которое в семь раз превышает что у однокорпуса. [36] По сравнению с однокорпусным парусником крейсерский катамаран обладает высоким начальным сопротивлением крену и опрокидыванию: пятидесятифутовому паруснику требуется в четыре раза больше силы, чтобы инициировать опрокидывание, чем эквивалентному однокорпусному судну. [37]
Компромиссы
[ редактировать ]
Одним из показателей компромисса между скоростью и грузоподъемностью является число Фруда смещения (Fn V ) , [38] по сравнению со спокойной эффективностью водного транспорта . [39] Fn V применяется, когда длина ватерлинии слишком зависит от скорости, чтобы иметь значение, например, в случае глиссирующего корпуса. [40] Он использует эталонную длину, кубический корень из объемного водоизмещения корпуса V , где u — относительная скорость потока между морем и кораблем, а g — ускорение свободного падения :
Эффективность транспортировки судна на спокойной воде пропорциональна водоизмещению при полной нагрузке и максимальной скорости на спокойной воде, деленному на соответствующую требуемую мощность. [41]
Большие торговые суда имеют Fn V от одного до нуля, тогда как катамараны с более высокими характеристиками могут приближаться к 2,5, что означает более высокую скорость на единицу объема катамаранов. Каждый тип судна имеет соответствующую эффективность транспортировки на спокойной воде: количество крупных транспортных судов находится в диапазоне 100–1000 по сравнению с 11–18 для транспортных катамаранов, что означает более высокую эффективность на единицу полезной нагрузки для однокорпусных судов. [39]
SWATH и волнопроникающие конструкции
[ редактировать ]
Двумя улучшениями по сравнению с традиционным катамараном являются двойной корпус с малой площадью ватерплоскости (SWATH) и волнообразующая конфигурация, причем последняя конструкция стала широко популярной.
SWATH снижает волнообразующее сопротивление за счет перемещения водоизмещающего объема ниже ватерлинии, используя пару трубчатых корпусов, похожих на подводные лодки, соединенных пилонами с настилом мостика с узким поперечным сечением ватерлинии. Затопленные корпуса минимально подвержены воздействию волн. [42] Форма SWATH была изобретена канадцем Фредериком Г. Кридом , который представил свою идею в 1938 году и позже получил на нее британский патент в 1946 году. Впервые она была использована в 1960-х и 1970-х годах как развитие конструкции катамарана для использования в океанографических исследованиях. суда или подводных лодок . спасательные суда [43] В 1990 году ВМС США заказали строительство корабля SWATH для проверки конфигурации. [44]
Суда SWATH сравниваются с обычными моторными катамаранами аналогичного размера следующим образом: [42]
- Большая смачиваемая поверхность, что приводит к более высокому сопротивлению трения кожи.
- Значительное снижение волнового сопротивления за счет конфигурации стоек и подводных конструкций корпуса.
- Более низкая площадь ватерлинии значительно снижает качку и качку на волнении.
- Нет возможности строгать
- Повышенная чувствительность к нагрузке, что может привести к приближению конструкции моста к воде.

Волнобойные катамараны (строго говоря, это тримараны с центральным корпусом и двумя выносными опорами) имеют на каждом корпусе низкоплавучую носовую часть, направленную к ватерлинии и поднимающуюся в корму до уровня, позволяющего каждому корпусу пробить волны, а не кататься по ним. Это позволяет развивать более высокую скорость на волнах, чем обычный катамаран. От катамаранов SWATH они отличаются тем, что плавучая часть корпуса не имеет трубчатой формы. Настил пролетного мостика может иметь некоторые характеристики обычного V-образного корпуса, что позволяет ему преодолевать гребни волн. [45]
Для яхт использовались конструкции катамаранов, пронзающих волны. [46] пассажирские паромы, [47] и военные суда. [48]
Приложения
[ редактировать ]
Конфигурация катамарана заполняет нишу, где скорость и мореходность отдаются предпочтение перед вместимостью. На более крупных судах эта ниша отдает предпочтение автопаромам и военным судам для патрулирования или работы в прибрежной зоне.
Спорт
[ редактировать ]
Катамараны для отдыха и спорта обычно рассчитаны на экипаж из двух человек и спускаются на воду и приземляются с пляжа. Большинство из них имеют батут на мостовой конструкции, вращающуюся мачту и полноразмерные рейки на гроте. Версии Performance часто имеют трапеции, позволяющие экипажу выходить и уравновешивать силы опрокидывания во время сильного ветра в определенных точках плавания. [49]
Для 33-го Кубка Америки и защитник, и претендент построили многокорпусные суда длиной 90 футов (27 м). Société Nautique de Genève , защищаясь вместе с командой Alinghi , плавал на катамаране. Претендент, BMW Oracle Racing, использовал тримаран, заменив его мягкую парусную установку на высокий парус - самое большое парусное крыло, когда-либо построенное. В водах Валенсии , Испания, в феврале 2010 года тримаран BMW Oracle Racing с мощным парусным крылом показал себя превосходно. Это представляло собой отход от традиционных однокорпусных судов, которые всегда использовались в предыдущих сериях Кубка Америки . [50]
В заливе Сан-Франциско Кубок Америки 2013 года проходил на катамаранах AC72 длиной 72 фута (22 м) (судно, установленное правилами Кубка Америки 2013 года). На каждой яхте использовались подводные крылья и парус-крыло. Регата была выиграна командой Oracle Team USA со счетом 9–8 у претендента, команды Emirates Team New Zealand , в пятнадцати матчах, поскольку команда Oracle Team USA начала регату с двухочковым штрафом. [51] [52]
В яхтенном спорте появились многокорпусные суда длиной более 100 футов (30 м). « Гонка » помогла ускорить эту тенденцию; это было кругосветное плавание, которое стартовало из Барселоны, Испания, в канун Нового 2000 года. Из-за призовых денег и престижа, связанных с этим мероприятием, четыре новых катамарана (и два сильно модифицированных) длиной более 100 футов (30 м) были созданы для конкуренции. Самая большая, PlayStation , принадлежавшая Стиву Фоссету , имела длину 125 футов (38 м) и имела мачту, которая находилась на высоте 147 футов (45 м) над водой. препрега Практически все новые мега-коты были построены из углеродного волокна для обеспечения прочности и минимально возможного веса. Максимальная скорость этих лодок может достигать 50 узлов (58 миль в час; 93 км/ч). Гонку выиграл катамаран Club Med длиной 33,50 м (109,9 футов) под управлением Гранта Далтона . Он обогнул земной шар за 62 дня со средней скоростью 18 узлов (21 миль в час; 33 км/ч). [53]

Катамараны для бурных вод, иногда называемые «ката-плотами», для занятий водными видами спорта широко распространены в постсоветских странах . Они состоят из двух надувных корпусов, соединенных решетчатой леской. Каркас туристического катамарана может быть изготовлен как из алюминиевых (дюралевых) труб, так и из срубленных стволов деревьев. Надувная часть имеет два слоя — герметичный баллон с отверстиями для инфляции и оболочку из плотной ткани, защищающую баллон от механических повреждений. Преимуществами таких катамаранов являются небольшой вес, компактность и удобство в транспортировке (все изделие упаковывается в одну упаковку-рюкзак, соответствующую стандартам воздушного движения) и скорость сборки (10–15 минут на надувание). [54] Полностью надувные модели доступны в Северной Америке. [55] На реке Колорадо была использована конструкция ката-плота для перевозки тяжелых бурных вод, сохраняя при этом хорошую скорость на воде. [56]
Круиз
[ редактировать ]При выборе лодки моряки, путешествующие в круизах, должны искать компромисс между объемом, полезной нагрузкой, скоростью и стоимостью. Выбор катамарана предполагает увеличение скорости за счет снижения нагрузки на единицу стоимости. Ховард и Доан описывают следующие компромиссы между круизными однокорпусными кораблями и катамаранами: [37] Однокорпусный морской круизный корабль на дальние расстояния может иметь длину всего 30 футов (9,1 м) для данного состава экипажа и вспомогательных средств, тогда как для достижения такой же вместимости крейсерский катамаран должен иметь длину 40 футов (12 м). Помимо большей скорости, катамараны всасывают меньше воды, чем однокорпусные — всего 3 фута (0,91 м) — и их легче вывести на берег. Катамараны труднее поворачивать и занимают больше места в гавани. Круизные катамараны влекут за собой дополнительные расходы из-за наличия двух двигателей и двух рулей. Тарьян добавляет, что крейсерские катамараны могут с комфортом преодолевать 300 морских миль (350 миль; 560 км) в день, а гоночные версии преодолевают более 400 морских миль (460 миль; 740 км) в день. Кроме того, они не кренятся более чем на 10-12 градусов даже на полном ходу на вылете. [57]
Круизные катамараны с электроприводом обладают многими удобствами, присущими парусным круизным катамаранам. Салон обычно состоит из двух корпусов, в которых расположены каюты и моторные отсеки. Как и в случае с парусными катамаранами, эта конфигурация сводит к минимуму движение лодки на волнении. [58]
Зарегистрированный в Швейцарии волнообразный катамаран Tûranor PlanetSolar , спущенный на воду в марте 2010 года, является крупнейшим в мире , работающим на солнечной энергии судном он совершил кругосветное плавание . . В 2012 году [59]
Пассажирский транспорт
[ редактировать ]
В 1970-х годах катамараны были представлены в качестве высокоскоростных паромов , как это было пионером компании Westermoen Hydrofoil в Мандале , Норвегия, которая запустила проект Westamaran в 1973 году. [60] Stena Voyager был примером большого и быстрого парома, обычно двигавшегося со скоростью 46 миль в час (74 км/ч), хотя он был способен развивать скорость более 70 миль в час (110 км/ч). [61]
Австралийский остров Тасмания стал местом строителей больших транспортных катамаранов- Инкат в 1977 году. [62] и Остал в 1988 году [63] — каждая из них строит гражданские паромы и военные корабли. Компания Incat построила HSC Francisco , высокоскоростной тримаран, который со скоростью 58 узлов является (по состоянию на 2014 год) самым быстрым пассажирским судном в эксплуатации. [64]
Военный
[ редактировать ]

Первым военным кораблем, приводившимся в движение паровым двигателем, названным «Демологос» или «Фултон» и построенным в Соединенных Штатах во время войны 1812 года , был катамаран с гребным колесом между корпусами.
В начале 20-го века несколько катамаранов были построены в качестве спасательных судов подводных лодок: SMS Vulkan и SMS Cyclop в Германии , Kommuna в России и Kanguro в Испании , все они были предназначены для подъема пострадавших подводных лодок с помощью огромных кранов над лунным бассейном между корпусами. времен Холодной войны Два корабля-спасателя подводных лодок , USS Pigeon и USS Ortolan ВМС США , также были катамаранами, но не имели функции лунного бассейна.
Пионер использования катамаранов в качестве высокоскоростного военно-морского транспорта был HMAS Jervis Bay , который находился на вооружении Королевского военно-морского флота Австралии в период с 1999 по 2001 год. Командование военных морских перевозок США в настоящее время управляет несколькими катамаранами экспедиционного быстрого транспорта, принадлежащими ВМС США; [65] они используются для высокоскоростной перевозки военных грузов и для проникновения в мелководные порты.
Класс Makar — это класс двух больших исследовательских кораблей-катамаранов, построенных для ВМС Индии . По состоянию на 2012 год одно судно INS Makar (J31) находилось в эксплуатации, второе находилось в стадии строительства. [66]
(PLAN) , впервые спущенный на воду в 2004 году в Шанхае, Ракетный катер класса Houbei Военно-морского флота Народно- освободительной армии имеет конструкцию катамарана, обеспечивающую скрытность корабля. [67]
— Корвет типа «Туо Чианг» это класс тайваньских быстрых и малозаметных многоцелевых волнопробивающих - катамаранов. корветов [68] впервые спущен на воду в 2014 году для ВМС Китайской Республики (Тайвань) .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Доран, Эдвин младший (1974). «Эпоха аутригеров» . Журнал Полинезийского общества . 83 (2): 130–140. Архивировано из оригинала 18 января 2020 года . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ «Происхождение и значение катамарана» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Люк, Майкл (2008). Энциклопедия туризма и отдыха в морской среде . Уоллингфорд, Великобритания: CABI. п. 86. ИСБН 978-1-84593-350-0 .
- ^ «Катамаран» . Dictionary.com Полный . Компания «Рэндом Хаус», Inc. 2016.
- ^ Jump up to: а б с Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN 0415100542 .
- ^ Jump up to: а б с Доран, Эдвин Б. (1981). Вангка: Австронезийское происхождение каноэ . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 9780890961070 .
- ^ Бехайм, бакалавр; Белл, А.В. (23 февраля 2011 г.). «Наследие, экология и эволюция каноэ восточной Океании» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 278 (1721): 3089–3095. дои : 10.1098/rspb.2011.0060 . ПМК 3158936 . ПМИД 21345865 .
- ^ Хорнелл, Джеймс (1932). «Был ли двойной аутригер известен в Полинезии и Микронезии? Критическое исследование». Журнал Полинезийского общества . 41 (2 (162)): 131–143.
- ^ Кирх, Патрик (2001). Гавайки . Издательство Кембриджского университета. п. 80 . ISBN 978-0-521-78309-5 .
- ^ «Модель двухкорпусного корабля — Уильям Петти» . Королевское общество . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ «Плавание с ахиллесовым килем | Генерал» . Высшее образование Таймс . 22 сентября 2000 года . Проверено 8 августа 2014 г.
- ^ Берти Реджинальд Пирн (1938). История Рангуна . Корпорация Рангуна. п. 136.
- ^ М. Ф. Крисп (1849). Трактат о морской архитектуре, разъясняющий теорию сопротивления воды: иллюстрирующий форму или модель, лучше всего рассчитанную на объединение скорости, плавучести, остойчивости, прочности и т. д. в одном и том же судне: и, наконец, излагающий теорию искусства. судостроения . Молмейн: Пресса американской баптистской миссии. п. 94.
- ^ Натаниэль Херрешофф (10 апреля 1877 г.). «Патент США № 189459: Улучшение конструкции парусных судов» .
- ^ Л. Фрэнсис Херрешофф. «Дух времени, 24 ноября 1877 г. (перепечатка)» . Marine Publishing Co., Камден, Мэн. Архивировано из оригинала 24 января 2008 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Сэмпселл, Лориллард Д. (март 1898 г.), «Южный яхт-клуб Нового Орлеана» , Прогулка: спорт, приключения, фантастика о путешествиях, том 31
- ^ Каунс, Оливер Дж. (2000), «Полустолетие Южного яхт-клуба Нового Орлеана, 1849–1999: 150 лет яхтинга в Южном заливе», Metairie Franklin Southland Printing , OCLC 46836336
- ^ Цифровая авиация (31 мая 2020 г.). «Бинаве» Торреса Кеведо: предшественник современных катамаранов» . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Родриго Перес Фернандес. Франсиско А. Гонсалес Редондо. О происхождении, основных конструкциях и первом производстве современного катамарана , Международный журнал морской истории , издательство SAGE , том 34, выпуск 3, 1 февраля 2022 г.
- ^ Патенты на изобретения Дона Леонардо Торреса Кеведо , Реестр промышленной собственности Испании, 1988. ISBN 84-86857-50-3
- ^ Путешествие Каймилоа , Лондон, 1940 (перевод с французского: Каймилоа: От Гонолулу до Канн через Австралию и Кейптаун, на борту двойного полинезийского каноэ ), Editions Plon, Париж, 1939 ( Au delà des далеких горизонтов 1 ).
- ^ Берд, Ванесса (2013). Классические занятия . А&С Черный. п. 65. ИСБН 9781408158906 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Чарльз Э. Кантер (ноябрь 2001 г.). «Обзор катамарана Prout Snowgoose 34» . Парусный спорт Southwinds . Архивировано из оригинала 19 мая 2006 года . Проверено 27 февраля 2019 г.
- ^ Путеводитель для моряков по лучшим круизным катамаранам и тримаранам . Джеффри, Кевин, 1954 г., Джеффри, Нэн, 1949 г., Кантер, Чарльз Э., 1930 г. (3-е изд.). Белфаст, PEI: Дом Авалона. 2002. ISBN 0962756288 . OCLC 51112242 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Эндрюс, Джим (1974). Катамараны для круизов . Лондон: Холлис и Картер. ISBN 0370103394 . OCLC 1273831 .
- ^ «Отчет класса Hobie 16 за 2012 г. за 2012 г.» (PDF) . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Форбс, Джон; Янг, Джим (2003). «Краткая история торнадо — история торнадо, олимпийского катамарана» . Международная ассоциация класса Торнадо . Проверено 27 января 2016 г. .
- ^ Нельсон, Гуннар (15 ноября 2016 г.). «World Sailing подтверждает версию Nacra 17 Foiling для Токио 2020» . catailingnews.com . Новости и дизайн катамаранных гонок . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Вонг, Джонатан (18 октября 2015 г.). «Совершенствуя свое мастерство» . «Стрейтс Таймс» . Сингапур Пресс Холдингс Лтд . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Молодежный чемпионат мира по парусному спорту – отбор многокорпусных судов» . парусный спорт.org.au . Австралийский парусный спорт . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Джонсон, Тим. «Накра 15 выбрана в качестве следующего молодежного многокорпусного судна» . Яхты и яхтинг .com . YY Онлайн Сервисез Лтд . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гаррет, Росс (1 января 1996 г.). Симметрия парусного спорта: физика парусного спорта для яхтсменов . Шеридан Хаус, Инк. с. 133. ИСБН 9781574090000 .
- ^ Ян, К.; Лёнер, Р.; Сото, О. (22 августа 2001 г.). «Оптимизация многокорпусного судна с волноподавлением с использованием инструментов CFD». В У, Ю-Шэн; Го-Цзюнь Чжоу; Вэй-Чэн Цуй (ред.). Практическое проектирование кораблей и других плавучих сооружений: Восьмой международный симпозиум . Том. 1. Китай:Эльзевир. ISBN 9780080539355 .
- ^ Вельтнер, Клаус (январь 1987 г.). «Сравнение объяснений аэродинамической подъемной силы». Американский журнал физики . 55 (1): 52. Бибкод : 1987AmJPh..55...50W . дои : 10.1119/1.14960 .
- ^ Нильсен, Питер (14 мая 2014 г.). «Стали ли Wingsails мейнстримом?» . Журнал Парус . Интерлинк Медиа . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Биран, Адриан; Пулидо, Рубен Лопес (2013). Судовая гидростатика и остойчивость (2-е изд.). Баттерворт-Хайнеманн. п. 67. ИСБН 978-0080982908 .
- ^ Jump up to: а б Ховард, Джим; Доан, Чарльз Дж. (2000). Справочник по морским круизам: мечта и реальность современных океанских круизов . Шеридан Хаус, Inc., стр. 36–8. ISBN 1574090933 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Ньюман, Джон Николас (1977). Морская гидродинамика . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . п. 28 . ISBN 0-262-14026-8 . .
- ^ Jump up to: а б Уотсон, DGM (2002). Практичный дизайн корабля . Серия книг Elsevier по океанской инженерии. Том. 1 (пересмотренная ред.). Профессиональное издательство Персидского залива. стр. 47–48. ISBN 0080440541 .
См. рис. 2.1. Фигуры «Slender» и «Swath».
- ^ Уилсон, ФРВ; Вларс, PR (сентябрь 1981 г.). «Сравнение эксплуатационных характеристик» . 6-я конференция AIAA по морским системам . Американский институт аэронавтики и астронавтики: 11 . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Имс, Майкл К. (15 апреля 1980 г.). «Достижения — это военно-морская архитектура для надводных кораблей» (PDF) . Слушания . Лондон: Королевский институт военно-морских архитекторов: 31. Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2016 г .. Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Мисра, Суреш Чандра (2015). Принципы проектирования кораблей и морских сооружений . ЦРК Пресс. ISBN 978-1482254471 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Хелферс, Джон (2006). Несанкционированный спутник Дэна Брауна . Кенсингтон Паблишинг Корп. 271. ИСБН 0806535806 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Быстроходное морское судно Джейн (24-е изд.). Информационная группа Джейн. 1991. ISBN 0710612664 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Хасик, Чарльз Б. (2009). Чепмен «Пилотирование, морское дело и управление малыми судами» . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 16. ISBN 9781588167446 . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Каприо, Деннис (июль 2001 г.). «Ломс 83» . Яхтинг . Том. 190, нет. 1. С. 81–84. ISSN 0043-9940 . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Юн, Лян; Блио, Алан (8 июля 2014 г.). Высокопроизводительные морские суда . Springer Science & Business Media. п. 206. ИСБН 978-1-4614-0868-0 . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Брамли, Джефф (5 октября 2011 г.). «Необычный корабль заходит в Мейпорт после 6-месячного пребывания в водах Африки» . Флорида Таймс-Юнион . Джексонвилл . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Берман, Фил (март 1982 г.). Катамаран: от начала до конца . WW Norton & Co. Inc. ISBN 978-0393000849 .
- ^ «BMW Oracle выигрывает Кубок Америки» . ЭСПН. Ассошиэйтед Пресс. 14 февраля 2010 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «США под руководством Бена Эйнсли обыграли сборную Новой Зеландии в решающем матче» . Би-би-си Спорт . 26 сентября 2013 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ «Команда Oracle Team USA завершает величайшее возвращение в истории Кубка Америки, победив Emirates New Zealand» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . 25 сентября 2013. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Циммерманн, Тим (2004). Гонка: экстремальное парусное плавание и ее финальное событие: без остановок, кругосветное путешествие, без ограничений . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 0547347065 .
- ^ Фокс, Питер (26 мая 2016 г.). «Испытание катарафта на реке Клакамас» . Северо-Западная Рафтинговая Компания . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Стилхаммер, Рик. «Гиды Западной Вирджинии по команде США на чемпионате мира по рафтингу» . Чарльстон Газетт-Почта . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Линдеман, Фил (31 января 2017 г.). «Эпизод 5: На катарафте Гранд-Каньона с командой США по рафтингу» . Саммит Ежедневно . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Тарьян, Грегор (2007). Катамараны: Полное руководство для круизеров . МакГроу Хилл. ISBN 9780071596220 . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ Сасс, Джордж младший (3 октября 2007 г.). «Lagoon Power 43 — исключительная первая моторная лодка от производителя парусных кошек» . Яхтинг . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ Гифферс, Ханна (4 мая 2012 г.). «Прибытие в Монако: Солнечная лодка совершает кругосветное плавание за 584 дня» . Spiegel Online (на немецком языке) . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ «Возвращение к первому Вестмарану» (PDF) . Классические быстрые паромы. 7 октября 2003 г.
- ^ Боуэн, Дэвид (4 мая 1996 г.). «Забудьте о туннеле; в открытом море все говорят о суперпаромах со скоростью 50 миль в час (80 км/ч). И Британия не производит ни одного из них» . Независимый . Лондон . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «История» . Инкат. 2016. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «Наша история» . Остал. 2016 . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Примечание. Поскольку многие из быстрых многокорпусных паромов известны как «SeaCats», предполагается, что это катамараны; на самом деле это тримараны с большим центральным корпусом.
- ^ «Стратегические морские перевозки (PM3)» . www.msc.navy.mil . Архивировано из оригинала 27 июня 2008 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ «INS Makar принят на вооружение ВМС Индии» . Экономические времена . 21 сентября 2012 года . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Акс, Дэвид (4 августа 2011 г.). «Китай строит флот малых военных кораблей, пока США дрейфуют» . Wired.com . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «ВМС Тайваня получили первый малозаметный корвет «Убийца авианосцев»» . 24 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марчаж, Калифорния (2000). Аэрогидродинамика парусного спорта . Издательство Тиллер. ISBN 1-888671-18-1 .