Jump to content

Многокорпусный

(Перенаправлено с Пентамарана )
Взаимосвязь между однокорпусными и многокорпусными судами

судно Многокорпусное — это лодка или корабль с более чем одним корпусом , тогда как судно с одним корпусом — это однокорпусное судно . Наиболее распространены многокорпусные катамараны (с двумя корпусами) и тримараны (с тремя корпусами). Существуют и другие типы с четырьмя и более корпусами, но такие экземпляры очень редки и, как правило, специализируются на выполнении определенных функций. [1]

История многокорпусных судов

[ редактировать ]
Полинезийский катамаран

Лодки с одной опорой , двухместные каноэ ( катамараны ) и лодки с двумя опорами ( тримараны ) австронезийских народов являются прямыми предшественниками современных многокорпусных судов. Они были разработаны во время австронезийской экспансии (ок. 3000–1500 гг. до н.э.), которая позволила австронезийцам колонизировать морскую Юго-Восточную Азию , Микронезию , остров Меланезию , Мадагаскар и Полинезию . Эти австронезийские суда до сих пор широко используются традиционными рыбаками в австронезийских регионах морской Юго-Восточной Азии, Океании и Мадагаскара; а также районы, в которые они были завезены австронезийцами в древние времена, например, на побережье Восточной Африки и в Южной Азии . [2] [3] [4] [5] [6]

Греческие источники также описывают большие катамараны третьего века до нашей эры, построенные под руководством Архимеда , «Сиракузию» , [7] по сообщениям, построенный Птолемеем IV Филопатором Египта и еще один , , Тессараконтерес . [8] [9]

Современные застройщики

[ редактировать ]

Среди современных пионеров конструкции многокорпусных судов — Джеймс Уоррам (Великобритания), Дерек Келсолл (Великобритания), Том Лэк (Великобритания), Лок Кроутер (Австрия), Хедли Никол (Австрия), Малкольм Теннант (Новая Зеландия), Джим Браун (США), Артур Пайвер. (США), Крис Уайт (США), Ян Фарриер (Новая Зеландия), LOMOcean (Новая Зеландия), Даррен Ньютон (Великобритания), Йенс Куорнинг (Дания) и Дик Ньюик (США).

Многокорпусные типы

[ редактировать ]

Одноаутригерный («проа»)

[ редактировать ]
Модель ва , судна с одной опорой, из Волеай в Национальном музее этнологии (Япония)

Каноэ с одной опорой — это каноэ с тонкой опорой («ама»), прикрепленной двумя или более стойками («акас»). Обычно это судно приводится в движение веслами. Каноэ с одной опорой и парусами обычно ошибочно называют « проа ». В то время как каноэ с одной опорой и проа получают устойчивость от выносной опоры, проа в большей степени нуждается в выносной опоре, чтобы противостоять кренящему эффекту паруса. Выносная опора на проа может располагаться либо с подветренной, либо с наветренной стороны, либо на лавирующем проа, взаимозаменяемая. Однако в последнее время проа имеют тенденцию держать выносную опору либо с подветренной стороны, либо по ветру, что означает, что вместо поворота требуется «шунт», при котором носовая часть становится кормой, а корма становится носовой.

Катамаран (двухкорпусный)

[ редактировать ]

Катамаран – это судно с двумя корпусами. Коммерческие катамараны появились в Англии 17 века. Отдельные попытки создания катамаранов с паровым двигателем были предприняты к середине 20 века. Однако для успеха потребовались более качественные материалы и более развитые гидродинамические технологии. Во второй половине 20-го века конструкция катамаранов процветала. Конфигурации катамаранов используются для гоночных, парусных, туристических и рыболовных судов.

Корпуса катамарана обычно соединены мостиком, хотя некоторые более простые крейсерские катамараны [10] просто натяните батут между перекладинами (или «акас»). [11] Небольшие катамараны, пригодные для высадки на берег, такие как Hobie Cat , также имеют только батут между корпусами.

Устойчивость катамаранов зависит от расстояния между корпусами — поперечного просвета — чем больше это расстояние, тем больше остойчивость. [12] Обычно корпуса катамаранов тонкие, хотя они могут расширяться над ватерлинией, чтобы обеспечить запас плавучести. [13] Вертикальный зазор между расчетной ватерплоскостью и нижней частью пролета моста определяет вероятность контакта с волнами. Увеличение вертикального просвета уменьшает такой контакт и в определенных пределах повышает мореходные качества . [14]

Тримаран (двойная опора)

[ редактировать ]
60-футовый тримаран с дробным бермудским вооружением с большим удлинением.

Тримаран (или с двумя выносными опорами) — это судно с двумя выносными поплавками, прикрепленными по обе стороны от основного корпуса перекладиной, крылом или другой формой надстройки. Они произошли от традиционных судов с двумя выносными опорами морской Юго-Восточной Азии. [2] [3] [4] Несмотря на то, что он не является традиционно полинезийским, [5] [6] В западных тримаранах используются традиционные полинезийские термины для обозначения корпуса ( вака ), поплавков ( ама ) и соединителей ( ака ). [15] Слово тримаран представляет собой смесь слов три и (ката)маран . [16] Считается, что этот термин был придуман Виктором Чечетом , новатором современного многокорпусного конструктора, родившимся на Украине (в то время входившей в состав Российской империи ). [17]

В некоторых конфигурациях тримаранов внешние корпуса используются для повышения устойчивости и обеспечения малой осадки, примеры включают экспериментальный корабль RV Triton. [18] и «Индепенденс» класса прибрежные боевые корабли (США). [19]

Четыре и пять корпусов

[ редактировать ]

Были предложены несколько многокорпусных судов с четырьмя (квадримаран) или пятью (пентамаран) корпусами; построено немного. [20] В 2018 году швейцарский предприниматель искал финансирование [21] построить парусный квадримаран под названием «Манта» , который будет использовать солнечную энергию для сбора пластика из океана. [22] Манта все еще находилась в разработке. По состоянию на конец 2023 года [23] Французский производитель Tera-4 производит моторные квадримараны, в которых используется аэродинамическая подъемная сила между четырьмя корпусами для улучшения глиссирования и снижения энергопотребления. [24]

Концепции конструкции судов с двумя парами аутригеров получили название пентамаранов. Концепция дизайна предполагает узкий и длинный корпус, рассекающий волны. Аутригеры обеспечивают устойчивость, необходимую такому узкому корпусу. Хотя кормовые спонсоны действуют как спонсоны тримарана, передние спонсоны обычно не касаются воды; только если корабль кренится в сторону, они обеспечивают дополнительную плавучесть для исправления крена. [25] [26] BMT Group , судостроительная и инжиниринговая компания из Великобритании , предложила быстроходный грузовой корабль и яхту с таким корпусом. [27] [28]

Многокорпусные суда SWATH

[ редактировать ]
Узкая ватерлиния отличает корабль SWATH от обычного катамарана.

Многокорпусные конструкции могут иметь балки корпуса , которые на поверхности воды («ватерплан») тоньше, чем под водой. Такое расположение позволяет хорошо преодолевать волны, сохраняя при этом плавучий гидродинамический корпус под ватерпланом. В конфигурации катамарана это называется двойным корпусом с небольшой площадью ватерплана или SWATH. [29] Хотя SWATH устойчивы в бурном море, у них есть недостатки по сравнению с другими катамаранами: более глубокая осадка, более чувствительная к нагрузке и требующая большей мощности из-за большей площади подводной поверхности. [30] По состоянию на 2008 год трехкорпусные конструкции малых гидросамолетов изучались, но не строились. [31]

Производительность

[ редактировать ]

Каждый корпус многокорпусного судна может быть уже, чем у однокорпусного судна при том же водоизмещении. [32] и длинные, узкие корпуса, многокорпусные суда обычно создают очень маленькие носовые волны и следы , что является следствием благоприятного числа Фруда . [33] [34] [35] Суда с широкими корпусами (обычно однокорпусные) обычно создают большую носовую волну и след. Такое судно ограничено «скоростью корпуса» и не может «перелезть» через носовую волну, если оно не перейдет из режима водоизмещения в режим глиссирования. Суда с тонкими корпусами (обычно многокорпусные) обычно не создают заметной носовой волны, ограничивающей их движение.

В 1978 году, через 101 год после того, как катамаранам типа «Амариллис» запретили участвовать в яхтенных гонках. [36] [37] они вернулись в спорт. Это началось с победы тримарана Olympus Photo под управлением Майка Бёрча на первом маршруте Route du Rhum . После этого ни одна гонка в открытом океане не была выиграна однокорпусным судном. С 1978 года количество побед сократилось на 70%. В 2006 году успех Olympus Photo за 23 дня (6 часов 58 футов 35 дюймов) упал до 7 дней 17 часов 19 футов 6 дюймов у Gitana 11. Примерно в 2016 году были построены первые большие гоночные катамараны на ветровых крыльях. . Эти кошки поднимаются на крылышки и Т-образные рули направления только на более высоких скоростях. [ нужна ссылка ]

Парусные многокорпусные и рабочие лодки

[ редактировать ]
Паром-катамаран в Салеме , Массачусетс.
Французский катамаран-траулер.

Растущая популярность катамаранов с 1960-х годов объясняется дополнительным пространством, скоростью, мелкой осадкой и отсутствием крена на ходу. Устойчивость многокорпусного судна делает плавание менее утомительным для экипажа и особенно подходит для семей. Поскольку для обеспечения остойчивости не требуется балласт, многокорпусные парусные лодки намного легче однокорпусных; но тонкие секции корпуса многокорпусного судна означают, что нужно стараться не перегружать судно. Моторные катамараны все чаще используются для гонок, круизов, а также в качестве рабочих и рыболовных лодок. Скорость, устойчивая рабочая платформа, безопасность и дополнительное пространство — главные преимущества для силовых кошек.

«Вес многокорпусного судна такой длины, вероятно, не намного больше половины веса однокорпусного судна такой же длины, и на нем можно плавать с меньшими усилиями экипажа». [38]

Гоночные катамараны и тримараны популярны во Франции, Новой Зеландии и Австралии. Круизные кошки наиболее распространены в странах Карибского бассейна и Средиземноморья (где они составляют основную часть чартерного бизнеса) и в Австралии. Многокорпусные суда менее распространены в США, возможно, потому, что их увеличенная ширина требует более широких доков/слипов. Многокорпусные суда меньшего размера могут быть складными и транспортабельными, что делает их подходящими для ежедневников и гонщиков. До 1960-х годов большинство многокорпусных парусников (за исключением Beach Cats) строились либо их владельцами, либо судостроителями; с тех пор компании продают лодки серийного производства, которых насчитывается более 150 моделей. [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дубровский, В. (2004) Корабли с выносными опорами, Backbone Publishing Co, ISBN   0-9742019-0-1
  2. ^ Jump up to: а б Махди, Варуно (1999). «Распространение австронезийских лодочных форм в Индийском океане». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык III: Языки и тексты артефактов . Единая мировая археология. Том. 34. Рутледж. стр. 144–179. ISBN  0415100542 . [ мертвая ссылка ]
  3. ^ Jump up to: а б Доран, Эдвин Б. (1981). Язык: австронезийское происхождение каноэ. Издательство Техасского университета A&M. ISBN  9780890961070 .
  4. ^ Jump up to: а б Бехайм, бакалавр; Белл, А.В. (23 февраля 2011 г.). «Наследие, экология и эволюция каноэ восточной Океании» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 278 (1721): 3089–3095. дои : 10.1098/rspb.2011.0060 . ПМК   3158936 . ПМИД   21345865 .
  5. ^ Jump up to: а б Хорнелл, Джеймс (1932). «Был ли двойной аутригер известен в Полинезии и Микронезии? Критическое исследование». Журнал Полинезийского общества . 41 (2 (162)): 131–143.
  6. ^ Jump up to: а б Доран, Эдвин младший (1974). «Эпоха аутригеров» . Журнал Полинезийского общества . 83 (2): 130–140. Архивировано из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
  7. ^ Кассон, Лайонел (1971). Корабли и мореплавание в древнем мире . Джу Пресс. ISBN  9780801851308 . Проверено 22 мая 2011 г.
  8. ^ Афиней (1854 г.). «В:37» . Деипнософисты . Том. I. Перевод CD Yonge . Генри Дж. Бон . стр. 324–325. Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
  9. ^ Афиней. «В:37» . Деипнософисты . Перевод CD Yonge. стр. 203–204. Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
  10. ^ Например, некоторые Wharram . проекты
  11. ^ Дубровский В., Лайховицкий А. (2001) Многокорпусные корабли. Издательская компания "Бэкбоун" ISBN   97809644311-2-6
  12. ^ Гаррет, Росс (1 января 1996 г.). Симметрия парусного спорта: физика парусного спорта для яхтсменов . Шеридан Хаус, Инк. с. 133. ИСБН  9781574090000 .
  13. ^ Как и во всех Catalac . дизайнах
  14. ^ Так, Э.О.; Лазаускас, Л. (11 июня 1998 г.), «Оптимальное расстояние между корпусами семейства многокорпусных судов» (PDF) , Факультет прикладной математики , Университет Аделаиды: 38 , получено 15 января 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Уайт, Крис. (1997). Крейсерский многокорпусный корабль . Камден, Мэн: International Marine. п. 45. ИСБН  0-07-069868-6 . ОСЛК   39033104 .
  16. ^ Словарь английского языка Коллинза - 2007 - Харпер Коллинз - ISBN   978-0-00-780072-8
  17. ^ «Виктор Чечет» . Многокорпусный Maven. Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 2 февраля 2021 г.
  18. ^ «Информационный бюллетень Таможенной службы Австралии по северному патрульному судну ACV Triton» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2012 г. Проверено 22 марта 2019 г.
  19. ^ «Факты ВМС США: класс прибрежного боевого корабля - LCS» . ВМС США. Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 14 марта 2015 г.
  20. ^ Уильям Хокбергер (2007). «Паромы Квадримаран – высокая скорость с мелкой осадкой». Мудрец . Ежегодное собрание Совета по транспортным исследованиям. дои : 10.3141/2033-01 . S2CID   109720261 .
  21. ^ Мюллер, Кристина (3 января 2018 г.). «Квадримаран для более чистого моря» . Журнал «Яхта» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 22 марта 2019 г.
  22. ^ Персонал (11 апреля 2018 г.). «Швейцарцы хотят добывать пластик из моря с помощью квадримарана» . Блик (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 22 марта 2019 г.
  23. ^ «SeaCleaners | SeaCleaners в действии: ретроспектива 2023 года» . Морские очистители . Архивировано из оригинала 1 февраля 2024 г. Проверено 1 февраля 2024 г.
  24. ^ «Тера-4 означает первый квадримаран» . ActuNautique.com (на французском языке). 10 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 22 марта 2019 г.
  25. ^ «Пять корпусов делают корабли быстрее» . www.marinetalk.com . 21 июня 1999 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  26. ^ «В океанской скоростной полосе» . Новости Би-би-си . 11 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  27. ^ Мартин, Джек (4 сентября 2008 г.). «Проект Veloce — 130-метровая 40-узловая суперяхта-пентамаран» . newatlas.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  28. ^ «Переносит энергию в более быстрое будущее» . Новости Би-би-си . 7 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  29. ^ Мисра, Суреш Чандра (2015). Принципы проектирования кораблей и морских сооружений . ЦРК Пресс. п. 474. ИСБН  9781482254471 .
  30. ^ Кахарл, Виктория (4 мая 1986 г.). «Корабли на ходулях» . chicagotribune.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2019 г. Проверено 25 марта 2019 г.
  31. ^ Дубровский, В. (22 августа 2008 г.). «Пример трехкорпусного корабля SWA предельного продольного смещения (оценка массы конструкции корпуса)». Корабли и морские сооружения . 3 (3): 263–265. дои : 10.1080/17445300801989014 . ISSN   1744-5302 . S2CID   110921016 .
  32. ^ Большинство кораблей (за исключением судов на подводных крыльях и глиссирующих корпусов) остаются на плаву, вытесняя свой вес водой. Многокорпусный корпус может разделить это водоизмещение между несколькими узкими корпусами. Однокорпусное судно должно быть глубже, длиннее или шире, чтобы вытеснять такое же количество воды. Одиночный длинный и глубокий корпус будет неустойчивым и трудным для маневрирования, поэтому однокорпусные корпуса почти всегда шире, чем отдельные корпуса многокорпусного судна.
  33. ^ Число Фруда любого корпуса рассчитывается по формуле где u — относительная скорость течения между морем и кораблем, g — это, в частности, ускорение свободного падения , а L — длина корабля на уровне ватерлинии, или L wl в некоторых обозначениях. Это важный параметр относительно лобового сопротивления корабля , или сопротивления, особенно с точки зрения сопротивления образованию волн .
  34. ^ JW, Пак; Джей-Джей, Ким; Д.С., Конг (2001), Ву Ю-Шэн; Чжоу, Го-Цзюнь; Цуй, Вэй-Ченг (ред.), Численный расчет эффективного следа судна и его проверка в большом кавитационном туннеле , Практическое проектирование кораблей и других плавучих конструкций: Восьмой международный симпозиум - PRADS 2001, том. 1, Эльзевир, с. 1422, ISBN  9780080539355
  35. ^ Инструкторы. «Сопротивление и питание кораблей» (PDF) . Военно-морская академия США . стр. 7–9. Архивировано (PDF) из оригинала 8 апреля 2020 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  36. ^ Рэнди Томас (июнь 1985 г.). «Обнаружены многокорпусные суда: Часть 1: Их происхождение, мифы, магия, мана… и предостережения, связанные с этими кораблями, возникшими на основе древнего наследия» . Яхтинг . стр. 84–87 . Проверено 7 января 2015 г.
  37. ^ Л. Фрэнсис Херрешофф. «Дух времени, 24 ноября 1877 г. (перепечатка)» . Marine Publishing Co., Камден, Мэн. Архивировано из оригинала 24 января 2008 г.
  38. ^ Джим Ховард; Чарльз Дж. Доан (2000). Справочник по морским круизам: мечта и реальность современных океанских круизов . Шеридан Хаус. ISBN  9781574090932 .
  39. ^ «Руководство моряка по многокорпусным судам» - 3-е издание.

Ссылки и библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86bd8daff25dec3f00ee00b7ac2ec6ad__1718855880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/ad/86bd8daff25dec3f00ee00b7ac2ec6ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Multihull - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)