Jump to content

Спросить корабли

Координаты : 41 ° 43'20 "N 12 ° 42'6" E  /  41,72222 ° N 12,70167 ° E  / 41,72222; 12.70167
Остатки корпуса одного из двух кораблей извлечены из озера Неми . Рабочие на переднем плане дают представление о масштабе. 1930 год
Остатки корабля на озере Неми, 1929 год.

Корабли Неми представляли собой два корабля разного размера, построенные во времена правления римского императора Калигулы в I веке нашей эры на озере Неми . Хотя о назначении кораблей ходят предположения, более крупный корабль представлял собой тщательно продуманный плавучий дворец с большим количеством мрамора, мозаичными полами, отоплением и водопроводом, а также такими удобствами, как ванны. На обоих кораблях использовались технологии, которые, как считается, были разработаны исторически позже. Было заявлено, что на императора повлиял расточительный образ жизни эллинистических правителей Сиракуз и Птолемеевского Египта . Поднятые со дна озера в 1929 году корабли были уничтожены пожаром в 1944 году во время Второй мировой войны .

Более крупный корабль имел длину 73 м (240 футов) и ширину 24 м (79 футов). Другой корабль имел длину 70 м (230 футов) и ширину (ширину) 20 м (66 футов).

Расположение

[ редактировать ]
Вид на озеро Неми

Озеро Неми ( итал . Lago di Nemi , лат . Nemorensis Lacus ) — небольшое круглое вулканическое озеро в регионе Лацио в Италии, в 30 км (19 миль) к югу от Рима. Его площадь составляет 1,67 км². 2 (0,64 квадратных миль) и максимальная глубина 33 м (108 футов).

Существует множество предположений относительно того, почему император Калигула решил построить два больших корабля на таком маленьком озере. Судя по размеру кораблей, долгое время считалось, что это прогулочные баржи , однако, поскольку озеро было священным, ни один корабль не мог плавать по нему согласно римскому праву ( Плиний Младший , Litterae VIII-20), подразумевающему религиозные исключения. [1]

Калигула особенно отдавал предпочтение египетскому культу Исиды , который он основал в Риме, а также поддерживал культ Дианы Неморенсис , которую в римской традиции синкретизма он, вероятно, рассматривал как аспект Исиды . [2]

На противоположных сторонах озера, на стенах кратера, расположены города Дженцано и Неми . Джензано был посвящен римлянами богине Синтии , культу, связанному с культом Дианы Неморенсис. Неми не существовало во времена Римской империи. Название Неми происходит от латинского nemus Aricinum (роща Ариччи), Аричча — важный близлежащий город, связанный с поклонением Диане и богу Вирбиусу (латинское имя Ипполита , молодого человека, которого любила Диана). В Неми находятся руины древнего храма, посвященного Диане, который был соединен Виа Вирбия с Виа Аппиа (римская дорога между Римом и Бриндизи ). [3]

Во времена Римской империи территория вокруг Дженцано использовалась богатыми римскими гражданами из-за ее чистого воздуха, незагрязненной воды и более прохладных температур в жаркие летние месяцы. Озеро имеет свой микроклимат и защищено от ветра стенками кратера. Иоганн Вольфганг фон Гете , лорд Байрон и Шарль Гуно жили в Неми и заметили отражение Луны, которое можно было увидеть в центре озера летом. Это явление является источником римского названия озера Speculum Dianae ( Зеркало Дианы ). [3]

Восстановление

[ редактировать ]
20 октября 1928 года. Бенито Муссолини наблюдает за дренажной системой, поставленной миланской компанией Costruzioni Meccaniche Riva для опорожнения озера Неми.

Местные рыбаки давно знали о существовании затонувших кораблей, исследовали их и извлекали небольшие артефакты, часто используя крюки, чтобы вытаскивать обломки, которые они продавали туристам. [4] В 1446 году Его Преосвященство кардинал Просперо Колонна и Леон Баттиста Альберти, проверив истории об останках, обнаружили их лежащими на глубине 18,3 метра (60 футов), что в то время было слишком глубоко для эффективного спасения. Они повредили корабли, используя веревки с крюками, чтобы оторвать от них доски. Альберти узнал немного больше, чем тип дерева и то, что оно было покрыто свинцовой оболочкой. В 1535 году Франческо Де Марчи нырнул на место крушения, используя водолазный шлем . [5] Среди его находок были кирпичи, мраморная брусчатка, бронзовые, медные, свинцовые изделия и большое количество деревянных балок. Из найденного материала он добавил, что пазы и шипы в их конструкции использовались . Несмотря на успешное спасение целых конструкций и частей, академический интерес к кораблям не проявился, поэтому дальнейшие исследования не проводились. Найденные объекты были утеряны, и их судьба остается неизвестной. [3]

Художественное изображение корабля Неми работы К.М. Найт-Смита, около 1906 года. [6]

К 1827 году интерес возобновился, и стало широко распространено мнение, что более ранние обнаруженные материалы либо были частью храма Дианы, либо были с виллы Юлия Цезаря , о которой цитирует Светоний . Аннесио Фускони построил плавучую платформу, с которой можно было поднимать обломки. Несколько его тросов порвались, и он остановился, пока не нашел более прочные тросы. Вернувшись, он обнаружил, что местные жители разобрали его платформу, чтобы сделать бочки для вина. Это заставило его отказаться от проекта. [3]

В 1895 году при поддержке образования Министерства синьор Элисео Борги начал систематическое исследование места крушения и обнаружил, что на месте крушения оказалось два вместо ожидаемого. [6] Среди найденного Борги материала была бронзовая головка румпеля одного из рулей и множество бронзовых голов диких животных. Борги поместил все свои находки в собственный музей и предложил продать коллекцию правительству. Древесина, которую он нашел, была выброшена и потеряна, при этом ни для одной из его находок не было документально подтверждено никакой контекстной ссылки. Феличе Барнабей, генеральный директор Департамента Отдел древности и изобразительного искусства потребовал все артефакты для Национального музея и представил отчет с просьбой прекратить восстановление из-за «разрушения двух затонувших кораблей». Инженер Regia Marina (Королевский флот Италии) обследовал это место, чтобы определить возможность восстановления двух кораблей в целости и сохранности. Инженер пришел к выводу, что единственный реальный способ — частично осушить озеро. [3]

В 1927 году дуче Бенито Муссолини , президент Совета министров , приказал Гвидо Учелли [ ему ] осушить озеро и вернуть корабли. С помощью Regia Marina (Королевский флот Италии), Regio Esercito (Королевская итальянская армия), промышленности и частных лиц был восстановлен древний римский подземный водовод, соединявший озеро с фермами за пределами кратера. 20 октября 1928 года трубопровод был подключен к плавучей насосной платформе, и уровень озера начал падать. К 28 марта 1929 года уровень воды упал на 5 м (16 футов), и первый корабль ( прима неф ) всплыл на поверхность. К 10 июня 1931 года первый неф был восстановлен, а второй корабль ( второй неф ) был обнажен. К этому времени уровень воды упал более чем на 20 м (66 футов) и составил более 40 000 000 м. 3 воды удалено. В результате снижения веса 21 августа 1931 г. 500 000 м. 3 грязь вырвалась из нижележащих слоев, в результате чего 30 гектаров (74 акра) дна озера опустились. Работы прекратились, и пока обсуждались риски продолжения проекта, озеро начало наполняться. Поскольку второй неф уже частично высох, затопление нанесло значительный ущерб. 10 ноября 1931 года министр общественных работ приказал прекратить проект и все исследования. [3]

19 февраля 1932 года военно-морское министерство, которое было партнером в восстановлении, обратилось к Муссолини с просьбой возобновить проект. Объединившись с Министерством образования, они получили разрешение взять на себя ответственность за него, и 28 марта возобновилась откачка воды для осушения озера. Примерно в это же время была найдена небольшая лодка длиной около 10 м (33 фута) с заостренным носом и квадратной кормой. Чтобы его затопить, его загрузили камнями, и считается, что он был ровесником кораблей. Технические проблемы не позволили восстановить второй неф до октября 1932 года. В январе 1936 года был открыт специально построенный музей, построенный над обоими кораблями. [3]

Строительство

[ редактировать ]
Кормовой руль римской лодки, I век нашей эры ( РГ-музей , Кёльн )
Латунные кольца были обнаружены в 1895 году. Они были прикреплены к концам консольных балок, которые поддерживали каждую позицию гребцов во втором нефе .
Модель корабля Неми в масштабе одной пятой (на переднем плане) в музее кораблей Неми.

Оба судна были построены с использованием витрувианского метода метода строительства из ракушек, использовавшегося римлянами. [1]

  • Шаг 1: построение профиля.
  • Шаг 2: строительство киля и плоского дна до второго порядка цинкций в два этапа.
  • Шаг 3: возведение корпуса до третьего киля (верхнего фальшборта).
  • Шаг 4: Установка ребер: сначала с трабами (перекладинами), а затем без них.

Известно, что выбранные виды хорошо подходят для судостроения в Средиземноморье. Корабелы использовали дуб для изготовления киля и концевых стоек — позвоночника корабля. Они также использовали дуб для внутреннего каркаса, сквозных балок и стоек. Для столбов и рам использовалась естественно изогнутая древесина. Судостроители Средиземноморья ценили хвойные породы древесины, такие как сосна и ель, за их гибкость и устойчивость к воде. Они предоставили обшивку внешнего корпуса и утолщенные брусья снаружи и внутри, килеватые и стрингеры, и все это пришлось согнуть на место. [7]

Корпус ; был обшит тремя слоями свинцовой обшивки для защиты древесины от червей корабельных поскольку в пресноводных озерах их нет, эта конструктивная особенность была не только дорогостоящей с точки зрения усилий и веса, но и бесполезной. Это свидетельствует о том, что корпуса кораблей были построены в соответствии со стандартизированными римскими методами судостроения, а не специально. Деревянные верхние части были защищены краской и просмоленной шерстью, а многие их поверхности украшены мрамором , мозаикой и позолоченной медной черепицей. отсутствовала координация Между конструкцией корпуса и надстройками , что позволяет предположить, что военно-морские архитекторы проектировали корпуса, а гражданские архитекторы затем проектировали надстройку, чтобы использовать пространство, доступное после завершения строительства корпусов. [1] После подъема корпуса кораблей оказались совершенно пустыми и не украшенными.

Они управлялись с помощью четвертных весел длиной 11,3 м (37 футов), при этом второй неф был оснащен четырьмя веслами, по два на каждой четверти и двумя на плечах, а первый неф был оснащен двумя. Подобные пары рулевых подветренных досок часто появляются на изображениях кораблей начала II века. [8]

Второй неф почти наверняка приводился в движение веслами, поскольку по бокам корпуса выступают опоры для гребных позиций. Прима -неф не имел видимых средств движения, поэтому во время использования его, вероятно, буксировали к центру озера. [3]

На свинцовой трубе, найденной на одном из обломков, была выбита печать «Собственность Гая Цезаря Августа Германика», а на многих плитках были указаны даты изготовления. Все вместе это не оставляет сомнений относительно того, когда и для кого были построены корабли. [8]

Светоний описывает два корабля, построенные для Калигулы; «...десять рядов весел... юты которых сияли драгоценностями... они были наполнены просторными ваннами, галереями и салонами и снабжены большим разнообразием виноградных лоз и фруктовых деревьев». Разумно предположить, что корабли Неми были оснащены сопоставимым стандартам. Через год после запуска, после убийства Калигулы (24 января 41 г.), [3] корабли были лишены драгоценных предметов, забалластированы, а затем намеренно затоплены.

Первый корабль

[ редактировать ]

Первый найденный корабль имел длину 70 м (230 футов) и ширину (ширину) 20 м (66 футов).

Корпус был разделен на три «активных» или основных отсека. Общая форма корпуса кажется шире на корме и уже на носу ; на самом деле основная секция находится не на миделе, а смещена к корме. Надстройки, судя по всему, состояли из двух основных блоков по два здания в каждом, соединенных лестницами и коридорами, построенными на приподнятых частях палубы с обоих концов. Такое распределение придает кораблю прерывистый вид и не имеет сходства ни с одной другой древней конструкцией. [1]

Второй корабль

[ редактировать ]

Второй найденный корабль был более крупным - 73 м (240 футов) в длину и шириной 24 м (79 футов).

Судя по всему, надстройка состояла из основной секции в миделе, тяжелой конструкции на корме и меньшей конструкции в носовой части. Хотя от кормовых и носовых построек ничего не осталось, об их существовании свидетельствует более короткий интервал между палубами, поддерживающими поперечные балки и распределение балласта. [1] Расположение надстроек второго нефа сравнимо с расположением святынь, изображенных на исийской лампе, хранящейся в Музее Остии . Если не случайно, то это еще одно свидетельство поклонения Исиде, а не Диане. [1]

Технология

[ редактировать ]
Деревянный якорь Неми с лапами с железными наконечниками и свинцовой ложей.
Якорь корабля на озере Неми

Это открытие доказало, что римляне были способны строить большие корабли. До обнаружения кораблей Неми ученые часто высмеивали идею о том, что римляне были способны построить такой большой корабль, каким, как сообщают некоторые древние источники, были римские зерновозы. [9]

моря было обнаружено большое количество свинцовых прутков На протяжении веков на дне Средиземного , и велись споры о том, являются ли они якорными штоками или нет. Некоторые утверждали, что деревянные якоря с железными наконечниками, закрепленные веревками, недостаточно тяжелы, чтобы быть эффективными, поэтому у них должны были быть металлические штоки, и по этому поводу возникли серьезные академические разногласия. Корабли Неми, построенные в переходный период, когда железные якоря заменили деревянные, были первыми римскими затонувшими кораблями, у которых были обнаружены неповрежденные якоря, и подтвердили, что свинцовые стержни действительно были якорными колодами. [10] Были найдены два типа якоря: один из дуба с лапами с железными наконечниками и свинцовой ложей, а другой — из железа со складной деревянной ложей, которая очень соответствовала конструкции якоря образца Адмиралтейства , заново изобретенного в 1841 году. В 1960-х годах аналогичный якорь был найден в Помпеях , а в 1974 году другой был найден закопанным недалеко от Абердаруллина в Гвинеде , Уэльс. Эти дальнейшие открытия подтвердили, что эти технологически продвинутые якоря представляли собой стандартную римскую конструкцию. [10]

Оба корабля имели несколько ручных трюмных насосов , которые работали как современный ковшовый земснаряд — самый старый из когда-либо найденных образцов этого типа трюмных насосов. Насосы приводились в действие с помощью, возможно, самой старой рукоятки, когда-либо обнаруженной; [11] однако реконструкция коленчатого насоса из фрагментов, в том числе деревянного диска и эксцентрикового колышка, была отвергнута как «археологическая фантазия». [12]

Поршневые насосы (ctesibica machina: Vitruvius X.4–7) снабжали два корабля горячей и холодной проточной водой по свинцовым трубам. Горячая вода снабжала ванны, а холодная снабжала фонтаны питьевой водой. Эта сантехническая технология позже была утеряна и вновь открыта только в средние века . Современная экспериментальная археология показала, что корабли Неми также могли иметь системы центрального отопления гипокаустового типа. [13]

На каждом корабле была вращающаяся платформа. Один из них был установлен на бронзовых шариках в сепараторах и представляет собой самый ранний пример упорного шарикоподшипника, который, как считалось ранее, был впервые предложен Леонардо да Винчи , но разработан гораздо позже. Предыдущие находки римских шарикоподшипников (использовавшихся для осей водяных колес в термальных ваннах) имели чечевицеобразную форму. Вторая платформа была почти идентична по конструкции, но использовала цилиндрические подшипники . Хотя все согласны с тем, что платформы предназначались для демонстрации статуй, было также высказано предположение, что они могли предназначаться для палубных кранов, используемых для погрузки припасов. [14]

Разрушение

[ редактировать ]

Корабли были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны в ночь на 31 мая 1944 года. [15] несколько снарядов армии США Около 20:00 в музей попало , причинив небольшой ущерб, но вынудив немецкую артиллерию покинуть этот район. Примерно через два часа из музея был замечен дым. Существуют противоречивые мнения о том, какая сторона несет ответственность за разрушения:

В это время союзные войска преследовали отступающую немецкую армию на север через Альбанские холмы в сторону Рима. 28 мая в пределах 400 футов (120 м) от музея был установлен немецкий артиллерийский пост... В официальном отчете, поданном в Риме позже в том же году, трагедия описывалась как умышленное действие со стороны немецких солдат. Немецкая редакционная статья обвинила в разрушениях американский артиллерийский огонь. Подлинная история того, что произошло той ночью, вероятно, никогда не будет известна. [15]

Новое расследование, проведенное Флавио Альтамурой и Стефано Паолуччи в 2023 году, показало, что единственным правдоподобным объяснением пожара был ошибочный обстрел союзников, и что показания очевидцев частично служили для сокрытия их собственных неправомерных действий. [16] Однако о. Джон Макманамон, SJ , предлагает еще два момента:

В 22:00 начался пожар. Пламя вспыхнуло в обоих выставочных залах одновременно, превратив все здание в пылающий ад. Охранники музея и жители Неми дали единогласные показания очевидцев по двум пунктам. Во-первых, огонь вспыхнул через час и сорок пять минут после того, как союзники прекратили артиллерийский обстрел. Во-вторых, в ту позднюю весеннюю ночь не было ни малейшего дуновения ветра. Что бы ни послужило причиной столь быстрого усиления огня, это был не сильный ветер. [17]

Только бронза, несколько обгоревших бревен и некоторые материалы, хранившиеся в Риме, уцелели после пожара. Из-за разрушения исследования фактически прекратились до 1980-х годов. Музей был отреставрирован и вновь открыт в 1953 году. Модели кораблей в масштабе одной пятой были построены на военно-морской верфи Неаполя , и они вместе с остальными артефактами хранятся там.

заново обнаружил панно из инкрустированного мрамора и мозаики, которое тогда находилось в коллекции частного владельца в Нью-Йорке В сентябре 2017 года реставратор древностей и писатель Дарио дель Буфало . Впоследствии прокуратура округа Нью-Йорк конфисковала артефакт, который, как было подтверждено, прибыл из музея Неми и когда-то украшал пол корабля Калигулы. [18] Его купили два американских торговца антиквариатом, Хелен и Нерео Фиоратти, у аристократической семьи в конце 1960-х годов, и с тех пор использовали в качестве поверхности журнального столика в их доме. В октябре он был официально репатриирован итальянским властям. [19] [20]

Проект Диана

[ редактировать ]
Реконструкция корабля Неми А

Сохранились фотографии, а также рисунки, сделанные для исследования ВМС Италии и археолога Г. Гатти, что позволило провести реконструкцию двух кораблей.

В 1995 году была основана Ассоциация Dianae Lacus (Ассоциация озера Диана) для сохранения культуры и истории района озера Неми. Ассоциация инициировала проект «Диана», который включал строительство полноразмерной копии римского прима-нефа (первого корабля) озера Неми. Поскольку не существует никаких записей о форме и размерах зданий и храмов, построенных на палубе, точная копия должна была быть построена только до уровня палубы, а после завершения должна была быть пришвартована на озере перед музеем.

18 июля 1998 года городской совет Неми проголосовал за финансирование строительства носовой части, и работы начались на верфях Торре-дель-Греко . Эта секция была завершена в 2001 году и перевезена в музей Неми, где должна была быть построена остальная часть судна. Ориентировочная окончательная стоимость реконструкции составила 7,2 миллиона евро (10,7 миллиона долларов США). [3]

Согласно веб-сайту ассоциации Dianae Lacus, 15 ноября 2003 года крупный итальянский работодатель и бизнес-конфедерация Assimpresa объявили о своей немедленной спонсации всей древесины, необходимой для строительства. [21] Однако с 2004 года никаких пресс-релизов не выпускалось, а 1 октября 2011 года веб-сайт ассоциации был удален.

Оригинальные произведения

[ редактировать ]

Оригинальные отдельные детали кораблей Неми, найденные на озере Неми в период с 1895 по 1932 год. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Заметки об архитектуре некоторых римских кораблей: Неми и Фьюмичино в формате pdf» (PDF) . Греческий институт сохранения морских традиций . Август – сентябрь 1985 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2010 г. . Проверено 29 октября 2009 г.
  2. ^ Апулей (1998). Золотой осел . Классика пингвинов. ISBN  978-0140435900 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Пертелл, Джон (18 марта 2001 г.). «Проект Диана» . Ассоциация Диана Лакус . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 29 октября 2009 г.
  4. ^ Ник, Сквайрс (3 апреля 2017 г.). «Италия ищет давно потерянный третий прогулочный корабль императора Калигулы после сообщений о зацепившихся рыболовных сетях в озере Неми» . Телеграф .
  5. ^ Юнг, Майкл: Новая гипотеза о Франческо Де Марчи (1504–1576) и его погружениях в озеро Неми в 1535 году (pdf).
  6. ^ Jump up to: а б Галеры озера Неми . Scientific American, том 95, номер 02 (июль 1906 г.). 14 июля 1906 г. стр. 25–26.
  7. ^ Макманамон, Джон (2023). От Калигулы до нацистов: Корабли Неми в убежище Дианы . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. стр. 159–160. ISBN  978-1-64843-114-2 .
  8. ^ Jump up to: а б Лукас, Алан (март 2005 г.). «Корабли на озере Неми» . Журнал «На плаву» . Архивировано из оригинала 11 октября 2009 года . Проверено 29 октября 2009 г.
  9. ^ «Корабли Неми Калигулы» . Подводная археология Северных стран . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 29 октября 2009 г.
  10. ^ Jump up to: а б Макелрой, Кейт (1978). Морская археология: Новые исследования в археологии . Издательство Кембриджского университета . стр. 148–149. ISBN  0-521-29348-0 .
  11. ^ Банч, Брайан Х. (2004). История науки и техники . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 81. ИСБН  0-618-22123-9 .
  12. ^ Уайт 1962 , стр. 105 и далее; Олесон 1984 , стр. 230 и далее.
  13. ^ Кроос, Кеннет А. (2011). «Центральное отопление на прогулочном корабле Калигулы» . Международный журнал истории техники и технологий . 81 (2): 291–299. дои : 10.1179/175812111X13033852943471 . ISSN   1758-1206 . S2CID   110624972 .
  14. ^ Руссо, Флавио и Ферруччо (2009). Изобретения древних инженеров: предшественники настоящего . Спрингер. п. 171. ИСБН  978-90-481-2252-3 .
  15. ^ Jump up to: а б Дебора Н. Карлсон, «Плавающие дворцы Калигулы». Археология. Май/июнь 2002 г., Том. 55, выпуск 3, с. 26
  16. ^ Флавио Альтамура, Стефано Паолуччи, Сожжение кораблей Неми. Расследование нераскрытого дела времен Второй мировой войны, Passamonti Editore, Grootaferrata 2023, ISBN 979-1221031065
  17. ^ Макманамон, Джон (2023). От Калигулы до нацистов: Корабли Неми в убежище Дианы . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. п. 5. ISBN  978-1-64843-114-2 .
  18. ^ Джеймс С. МакКинли-младший (19 октября 2017 г.). «Остаток корабля Калигулы, когда-то журнальный столик, направляется домой» . Нью-Йорк Таймс .
  19. ^ Майкл С. Розенвальд (20 октября 2017 г.). «Недавно обнаружено: мозаика с прогулочной баржи Калигулы, используемая в качестве журнального столика в Нью-Йорке», The Washington Post .
  20. ^ «Журнальный столик римского императора Калигулы» . www.cbsnews.com . 21 ноября 2021 г.
  21. ^ «День основания 15 ноября 2003 г.» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2003 года.
  22. ^ Сара Вольфмайр: Корабли из Лаго-ди-Неми, дипломная работа 2010 г. , Институт археологии, Грац, 2009 г. (на немецком языке)

Источники

[ редактировать ]
  • Альтамура, Флавио; Паолуччи, Стефано (2023), Сожжение кораблей Неми. Расследование нераскрытого дела времен Второй мировой войны , Passamonti Editore, Grootaferrata, ISBN  979-1221031065
  • Макманамон, Джон М., SJ (2023), От Калигулы до нацистов: корабли Неми в убежище Дианы, Texas A&M University Press, ISBN 978-1-64843-114-2
  • Олесон, Джон Питер (1984), Греческие и римские механические водоподъемные устройства: история технологии , University of Toronto Press, ISBN  90-277-1693-5
  • Уайт, Линн младший (1962), Средневековые технологии и социальные изменения , Оксфорд: в Clarendon Press
[ редактировать ]

41 ° 43'20 "N 12 ° 42'6" E  /  41,72222 ° N 12,70167 ° E  / 41,72222; 12.70167

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac52f15274e893cdc804a168db1ff657__1718484900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/57/ac52f15274e893cdc804a168db1ff657.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nemi ships - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)