Спросить корабли
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( июнь 2023 г. ) |


Корабли Неми представляли собой два корабля разного размера, построенные во времена правления римского императора Калигулы в I веке нашей эры на озере Неми . Хотя о назначении кораблей ходят предположения, более крупный корабль представлял собой тщательно продуманный плавучий дворец с большим количеством мрамора, мозаичными полами, отоплением и водопроводом, а также такими удобствами, как ванны. На обоих кораблях использовались технологии, которые, как считается, были разработаны исторически позже. Было заявлено, что на императора повлиял расточительный образ жизни эллинистических правителей Сиракуз и Птолемеевского Египта . Поднятые со дна озера в 1929 году корабли были уничтожены пожаром в 1944 году во время Второй мировой войны .
Более крупный корабль имел длину 73 м (240 футов) и ширину 24 м (79 футов). Другой корабль имел длину 70 м (230 футов) и ширину (ширину) 20 м (66 футов).
Расположение
[ редактировать ]
Озеро Неми ( итал . Lago di Nemi , лат . Nemorensis Lacus ) — небольшое круглое вулканическое озеро в регионе Лацио в Италии, в 30 км (19 миль) к югу от Рима. Его площадь составляет 1,67 км². 2 (0,64 квадратных миль) и максимальная глубина 33 м (108 футов).
Существует множество предположений относительно того, почему император Калигула решил построить два больших корабля на таком маленьком озере. Судя по размеру кораблей, долгое время считалось, что это прогулочные баржи , однако, поскольку озеро было священным, ни один корабль не мог плавать по нему согласно римскому праву ( Плиний Младший , Litterae VIII-20), подразумевающему религиозные исключения. [1]
Калигула особенно отдавал предпочтение египетскому культу Исиды , который он основал в Риме, а также поддерживал культ Дианы Неморенсис , которую в римской традиции синкретизма он, вероятно, рассматривал как аспект Исиды . [2]
На противоположных сторонах озера, на стенах кратера, расположены города Дженцано и Неми . Джензано был посвящен римлянами богине Синтии , культу, связанному с культом Дианы Неморенсис. Неми не существовало во времена Римской империи. Название Неми происходит от латинского nemus Aricinum (роща Ариччи), Аричча — важный близлежащий город, связанный с поклонением Диане и богу Вирбиусу (латинское имя Ипполита , молодого человека, которого любила Диана). В Неми находятся руины древнего храма, посвященного Диане, который был соединен Виа Вирбия с Виа Аппиа (римская дорога между Римом и Бриндизи ). [3]
Во времена Римской империи территория вокруг Дженцано использовалась богатыми римскими гражданами из-за ее чистого воздуха, незагрязненной воды и более прохладных температур в жаркие летние месяцы. Озеро имеет свой микроклимат и защищено от ветра стенками кратера. Иоганн Вольфганг фон Гете , лорд Байрон и Шарль Гуно жили в Неми и заметили отражение Луны, которое можно было увидеть в центре озера летом. Это явление является источником римского названия озера Speculum Dianae ( Зеркало Дианы ). [3]
Восстановление
[ редактировать ]
Местные рыбаки давно знали о существовании затонувших кораблей, исследовали их и извлекали небольшие артефакты, часто используя крюки, чтобы вытаскивать обломки, которые они продавали туристам. [4] В 1446 году Его Преосвященство кардинал Просперо Колонна и Леон Баттиста Альберти, проверив истории об останках, обнаружили их лежащими на глубине 18,3 метра (60 футов), что в то время было слишком глубоко для эффективного спасения. Они повредили корабли, используя веревки с крюками, чтобы оторвать от них доски. Альберти узнал немного больше, чем тип дерева и то, что оно было покрыто свинцовой оболочкой. В 1535 году Франческо Де Марчи нырнул на место крушения, используя водолазный шлем . [5] Среди его находок были кирпичи, мраморная брусчатка, бронзовые, медные, свинцовые изделия и большое количество деревянных балок. Из найденного материала он добавил, что пазы и шипы в их конструкции использовались . Несмотря на успешное спасение целых конструкций и частей, академический интерес к кораблям не проявился, поэтому дальнейшие исследования не проводились. Найденные объекты были утеряны, и их судьба остается неизвестной. [3]

К 1827 году интерес возобновился, и стало широко распространено мнение, что более ранние обнаруженные материалы либо были частью храма Дианы, либо были с виллы Юлия Цезаря , о которой цитирует Светоний . Аннесио Фускони построил плавучую платформу, с которой можно было поднимать обломки. Несколько его тросов порвались, и он остановился, пока не нашел более прочные тросы. Вернувшись, он обнаружил, что местные жители разобрали его платформу, чтобы сделать бочки для вина. Это заставило его отказаться от проекта. [3]
В 1895 году при поддержке образования Министерства синьор Элисео Борги начал систематическое исследование места крушения и обнаружил, что на месте крушения оказалось два вместо ожидаемого. [6] Среди найденного Борги материала была бронзовая головка румпеля одного из рулей и множество бронзовых голов диких животных. Борги поместил все свои находки в собственный музей и предложил продать коллекцию правительству. Древесина, которую он нашел, была выброшена и потеряна, при этом ни для одной из его находок не было документально подтверждено никакой контекстной ссылки. Феличе Барнабей, генеральный директор Департамента Отдел древности и изобразительного искусства потребовал все артефакты для Национального музея и представил отчет с просьбой прекратить восстановление из-за «разрушения двух затонувших кораблей». Инженер Regia Marina (Королевский флот Италии) обследовал это место, чтобы определить возможность восстановления двух кораблей в целости и сохранности. Инженер пришел к выводу, что единственный реальный способ — частично осушить озеро. [3]
В 1927 году дуче Бенито Муссолини , президент Совета министров , приказал Гвидо Учелли осушить озеро и вернуть корабли. С помощью Regia Marina (Королевский флот Италии), Regio Esercito (Королевская итальянская армия), промышленности и частных лиц был восстановлен древний римский подземный водовод, соединявший озеро с фермами за пределами кратера. 20 октября 1928 года трубопровод был подключен к плавучей насосной платформе, и уровень озера начал падать. К 28 марта 1929 года уровень воды упал на 5 м (16 футов), и первый корабль ( прима неф ) всплыл на поверхность. К 10 июня 1931 года первый неф был восстановлен, а второй корабль ( второй неф ) был обнажен. К этому времени уровень воды упал более чем на 20 м (66 футов) и составил более 40 000 000 м. 3 воды удалено. В результате снижения веса 21 августа 1931 г. 500 000 м. 3 грязь вырвалась из нижележащих слоев, в результате чего 30 гектаров (74 акра) дна озера опустились. Работы прекратились, и пока обсуждались риски продолжения проекта, озеро начало наполняться. Поскольку второй неф уже частично высох, затопление нанесло значительный ущерб. 10 ноября 1931 года министр общественных работ приказал прекратить проект и все исследования. [3]
19 февраля 1932 года военно-морское министерство, которое было партнером в восстановлении, обратилось к Муссолини с просьбой возобновить проект. Объединившись с Министерством образования, они получили разрешение взять на себя ответственность за него, и 28 марта возобновилась откачка воды для осушения озера. Примерно в это же время была найдена небольшая лодка длиной около 10 м (33 фута) с заостренным носом и квадратной кормой. Чтобы его затопить, его загрузили камнями, и считается, что он был ровесником кораблей. Технические проблемы не позволили восстановить второй неф до октября 1932 года. В январе 1936 года был открыт специально построенный музей, построенный над обоими кораблями. [3]
Строительство
[ редактировать ]
Оба судна были построены с использованием витрувианского метода — метода строительства из ракушек, использовавшегося римлянами. [1]
- Шаг 1: построение профиля.
- Шаг 2: строительство киля и плоского дна до второго порядка цинкций в два этапа.
- Шаг 3: возведение корпуса до третьего киля (верхнего фальшборта).
- Шаг 4: Установка ребер: сначала с трабами (перекладинами), а затем без них.
Известно, что выбранные виды хорошо подходят для судостроения в Средиземноморье. Корабелы использовали дуб для изготовления киля и концевых стоек — позвоночника корабля. Они также использовали дуб для внутреннего каркаса, сквозных балок и стоек. Для столбов и рам использовалась естественно изогнутая древесина. Судостроители Средиземноморья ценили хвойные породы древесины, такие как сосна и ель, за их гибкость и устойчивость к воде. Они предоставили обшивку внешнего корпуса и утолщенные брусья снаружи и внутри, килеватые и стрингеры, и все это пришлось согнуть на место. [7]
Корпус ; был обшит тремя слоями свинцовой обшивки для защиты древесины от червей корабельных поскольку в пресноводных озерах их нет, эта конструктивная особенность была не только дорогостоящей с точки зрения усилий и веса, но и бесполезной. Это свидетельствует о том, что корпуса кораблей были построены в соответствии со стандартизированными римскими методами судостроения, а не специально. Деревянные верхние части были защищены краской и просмоленной шерстью, а многие их поверхности украшены мрамором , мозаикой и позолоченной медной черепицей. отсутствовала координация Между конструкцией корпуса и надстройками , что позволяет предположить, что военно-морские архитекторы проектировали корпуса, а гражданские архитекторы затем проектировали надстройку, чтобы использовать пространство, доступное после завершения строительства корпусов. [1] После подъема корпуса кораблей оказались совершенно пустыми и не украшенными.
Они управлялись с помощью четвертных весел длиной 11,3 м (37 футов), при этом второй неф был оснащен четырьмя веслами, по два на каждой четверти и двумя на плечах, а первый неф был оснащен двумя. Подобные пары рулевых подветренных досок часто появляются на изображениях кораблей начала II века. [8]
Второй неф почти наверняка приводился в движение веслами, поскольку по бокам корпуса выступают опоры для гребных позиций. Прима -неф не имел видимых средств движения, поэтому во время использования его, вероятно, буксировали к центру озера. [3]
На свинцовой трубе, найденной на одном из обломков, была выбита печать «Собственность Гая Цезаря Августа Германика», а на многих плитках были указаны даты изготовления. Все вместе это не оставляет сомнений относительно того, когда и для кого были построены корабли. [8]
Светоний описывает два корабля, построенные для Калигулы; «...десять рядов весел... юты которых сияли драгоценностями... они были наполнены просторными ваннами, галереями и салонами и снабжены большим разнообразием виноградных лоз и фруктовых деревьев». Разумно предположить, что корабли Неми были оснащены сопоставимым стандартам. Через год после запуска, после убийства Калигулы (24 января 41 г.), [3] корабли были лишены драгоценных предметов, забалластированы, а затем намеренно затоплены.
Первый корабль
[ редактировать ]Первый найденный корабль имел длину 70 м (230 футов) и ширину (ширину) 20 м (66 футов).
Корпус был разделен на три «активных» или основных отсека. Общая форма корпуса кажется шире на корме и уже на носу ; на самом деле основная секция находится не на миделе, а смещена к корме. Надстройки, судя по всему, состояли из двух основных блоков по два здания в каждом, соединенных лестницами и коридорами, построенными на приподнятых частях палубы с обоих концов. Такое распределение придает кораблю прерывистый вид и не имеет сходства ни с одной другой древней конструкцией. [1]
Второй корабль
[ редактировать ]Второй найденный корабль был более крупным - 73 м (240 футов) в длину и шириной 24 м (79 футов).
Судя по всему, надстройка состояла из основной секции в миделе, тяжелой конструкции на корме и меньшей конструкции в носовой части. Хотя от кормовых и носовых построек ничего не осталось, об их существовании свидетельствует более короткий интервал между палубами, поддерживающими поперечные балки и распределение балласта. [1] Расположение надстроек второго нефа сравнимо с расположением святынь, изображенных на исийской лампе, хранящейся в Музее Остии . Если не случайно, то это еще одно свидетельство поклонения Исиде, а не Диане. [1]
Технология
[ редактировать ]

Это открытие доказало, что римляне были способны строить большие корабли. До обнаружения кораблей Неми ученые часто высмеивали идею о том, что римляне были способны построить такой большой корабль, каким, как сообщают некоторые древние источники, были римские зерновозы. [9]
моря было обнаружено большое количество свинцовых прутков На протяжении веков на дне Средиземного , и велись споры о том, являются ли они якорными штоками или нет. Некоторые утверждали, что деревянные якоря с железными наконечниками, закрепленные веревками, недостаточно тяжелы, чтобы быть эффективными, поэтому у них должны были быть металлические штоки, и по этому поводу возникли серьезные академические разногласия. Корабли Неми, построенные в переходный период, когда железные якоря заменили деревянные, были первыми римскими затонувшими кораблями, у которых были обнаружены неповрежденные якоря, и подтвердили, что свинцовые стержни действительно были якорными колодами. [10] Были найдены два типа якоря: один из дуба с лапами с железными наконечниками и свинцовой ложей, а другой — из железа со складной деревянной ложей, которая очень соответствовала конструкции якоря образца Адмиралтейства , заново изобретенного в 1841 году. В 1960-х годах аналогичный якорь был найден в Помпеях , а в 1974 году другой был найден закопанным недалеко от Абердаруллина в Гвинеде , Уэльс. Эти дальнейшие открытия подтвердили, что эти технологически продвинутые якоря представляли собой стандартную римскую конструкцию. [10]
Оба корабля имели несколько ручных трюмных насосов , которые работали как современный ковшовый земснаряд — самый старый из когда-либо найденных образцов этого типа трюмных насосов. Насосы приводились в действие с помощью, возможно, самой старой рукоятки, когда-либо обнаруженной; [11] однако реконструкция коленчатого насоса из фрагментов, в том числе деревянного диска и эксцентрикового колышка, была отвергнута как «археологическая фантазия». [12]
Поршневые насосы (ctesibica machina: Vitruvius X.4–7) снабжали два корабля горячей и холодной проточной водой по свинцовым трубам. Горячая вода снабжала ванны, а холодная снабжала фонтаны питьевой водой. Эта сантехническая технология позже была утеряна и вновь открыта только в средние века . Современная экспериментальная археология показала, что корабли Неми также могли иметь системы центрального отопления гипокаустового типа. [13]
На каждом корабле была вращающаяся платформа. Один из них был установлен на бронзовых шариках в сепараторах и представляет собой самый ранний пример упорного шарикоподшипника, который, как считалось ранее, был впервые предложен Леонардо да Винчи , но разработан гораздо позже. Предыдущие находки римских шарикоподшипников (использовавшихся для осей водяных колес в термальных ваннах) имели чечевицеобразную форму. Вторая платформа была почти идентична по конструкции, но использовала цилиндрические подшипники . Хотя все согласны с тем, что платформы предназначались для демонстрации статуй, было также высказано предположение, что они могли предназначаться для палубных кранов, используемых для погрузки припасов. [14]
Разрушение
[ редактировать ]Корабли были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны в ночь на 31 мая 1944 года. [15] несколько снарядов армии США Около 20:00 в музей попало , причинив небольшой ущерб, но вынудив немецкую артиллерию покинуть этот район. Примерно через два часа из музея был замечен дым. Существуют противоречивые мнения о том, какая сторона несет ответственность за разрушения:
В это время союзные войска преследовали отступающую немецкую армию на север через Альбанские холмы в сторону Рима. 28 мая в пределах 400 футов (120 м) от музея был установлен немецкий артиллерийский пост... В официальном отчете, поданном в Риме позже в том же году, трагедия описывалась как умышленное действие со стороны немецких солдат. Немецкая редакционная статья обвинила в разрушениях американский артиллерийский огонь. Подлинная история того, что произошло той ночью, вероятно, никогда не будет известна. [15]
Новое расследование, проведенное Флавио Альтамурой и Стефано Паолуччи в 2023 году, показало, что единственным правдоподобным объяснением пожара был ошибочный обстрел союзников, и что показания очевидцев частично служили для сокрытия их собственных неправомерных действий. [16] Однако о. Джон Макманамон, SJ , предлагает еще два момента:
В 22:00 начался пожар. Пламя вспыхнуло в обоих выставочных залах одновременно, превратив все здание в пылающий ад. Охранники музея и жители Неми дали единогласные показания очевидцев по двум пунктам. Во-первых, огонь вспыхнул через час и сорок пять минут после того, как союзники прекратили артиллерийский обстрел. Во-вторых, в ту позднюю весеннюю ночь не было ни малейшего дуновения ветра. Что бы ни послужило причиной столь быстрого усиления огня, это был не сильный ветер. [17]
Только бронза, несколько обгоревших бревен и некоторые материалы, хранившиеся в Риме, уцелели после пожара. Из-за разрушения исследования фактически прекратились до 1980-х годов. Музей был отреставрирован и вновь открыт в 1953 году. Модели кораблей в масштабе одной пятой были построены на военно-морской верфи Неаполя , и они вместе с остальными артефактами хранятся там.
заново обнаружил панно из инкрустированного мрамора и мозаики, которое тогда находилось в коллекции частного владельца в Нью-Йорке В сентябре 2017 года реставратор древностей и писатель Дарио дель Буфало . Впоследствии прокуратура округа Нью-Йорк конфисковала артефакт, который, как было подтверждено, прибыл из музея Неми и когда-то украшал пол корабля Калигулы. [18] Его купили два американских торговца антиквариатом, Хелен и Нерео Фиоратти, у аристократической семьи в конце 1960-х годов, и с тех пор использовали в качестве поверхности журнального столика в их доме. В октябре он был официально репатриирован итальянским властям. [19] [20]
Проект Диана
[ редактировать ]
Сохранились фотографии, а также рисунки, сделанные для исследования ВМС Италии и археолога Г. Гатти, что позволило провести реконструкцию двух кораблей.
В 1995 году была основана Ассоциация Dianae Lacus (Ассоциация озера Диана) для сохранения культуры и истории района озера Неми. Ассоциация инициировала проект «Диана», который включал строительство полноразмерной копии римского прима-нефа (первого корабля) озера Неми. Поскольку не существует никаких записей о форме и размерах зданий и храмов, построенных на палубе, точная копия должна была быть построена только до уровня палубы, а после завершения должна была быть пришвартована на озере перед музеем.
18 июля 1998 года городской совет Неми проголосовал за финансирование строительства носовой части, и работы начались на верфях Торре-дель-Греко . Эта секция была завершена в 2001 году и перевезена в музей Неми, где должна была быть построена остальная часть судна. Ориентировочная окончательная стоимость реконструкции составила 7,2 миллиона евро (10,7 миллиона долларов США). [3]
Согласно веб-сайту ассоциации Dianae Lacus, 15 ноября 2003 года крупный итальянский работодатель и бизнес-конфедерация Assimpresa объявили о своей немедленной спонсации всей древесины, необходимой для строительства. [21] Однако с 2004 года никаких пресс-релизов не выпускалось, а 1 октября 2011 года веб-сайт ассоциации был удален.
Оригинальные произведения
[ редактировать ]Оригинальные отдельные детали кораблей Неми, найденные на озере Неми в период с 1895 по 1932 год. [22]
- Подробности
- Левый протом круглого сечения размещался в качестве навесного наконечника на одной из двух осей руля направления.
- Протом волка квадратного сечения. Они были установлены на концах двух деревянных балок на одной из продольных осей корабля в качестве платформы на длинной стороне, которая в основном служила пристанью.
- Львиный протом квадратного сечения. Они были установлены на концах двух деревянных балок на одной из поперечных осей корабля в качестве продолжения платформ с каждой стороны корабля, которые в основном служили пристанями. Их кольца, вероятно, использовались для закрепления корабля в доке.
- Львиная протома с другого ракурса
- Протом Пантеры квадратного сечения. Они были установлены на концах двух деревянных балок на одной из поперечных осей корабля в качестве продолжения платформ с каждой стороны корабля, которые в основном служили пристанями. Как и у аналогичного львиного протома, их кольца, вероятно, использовались для крепления корабля к причалу.
- Апотропное бронзовое левое цевье крепилось к балке одного из двух весл второго корабля. Это служило для стабилизации соответствующего руля направления.
- Апотропное бронзовое правое цевье крепилось к балке одного из двух весл второго корабля. Как и левое цевье, оно служило для стабилизации соответствующего руля направления.
См. также
[ редактировать ]- Корабли Древнего Рима
- Гигантский корабль Калигулы
- Глоссарий морских терминов
- Список самых длинных деревянных кораблей
- Римский флот
- Сиракузия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Заметки об архитектуре некоторых римских кораблей: Неми и Фьюмичино в формате pdf» (PDF) . Греческий институт сохранения морских традиций . Август – сентябрь 1985 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июня 2010 г. . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ Апулей (1998). Золотой осел . Классика пингвинов. ISBN 978-0140435900 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Пертелл, Джон (18 марта 2001 г.). «Проект Диана» . Ассоциация Диана Лакус . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ Ник, Сквайрс (3 апреля 2017 г.). «Италия ищет давно потерянный третий прогулочный корабль императора Калигулы после сообщений о зацепившихся рыболовных сетях в озере Неми» . Телеграф .
- ^ Юнг, Майкл: Новая гипотеза о Франческо Де Марчи (1504–1576) и его погружениях в озеро Неми в 1535 году (pdf).
- ^ Jump up to: а б Галеры озера Неми . Scientific American, том 95, номер 02 (июль 1906 г.). 14 июля 1906 г. стр. 25–26.
- ^ Макманамон, Джон (2023). От Калигулы до нацистов: Корабли Неми в убежище Дианы . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. стр. 159–160. ISBN 978-1-64843-114-2 .
- ^ Jump up to: а б Лукас, Алан (март 2005 г.). «Корабли на озере Неми» . Журнал «На плаву» . Архивировано из оригинала 11 октября 2009 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ «Корабли Неми Калигулы» . Подводная археология Северных стран . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Макелрой, Кейт (1978). Морская археология: Новые исследования в археологии . Издательство Кембриджского университета . стр. 148–149. ISBN 0-521-29348-0 .
- ^ Банч, Брайан Х. (2004). История науки и техники . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 81. ИСБН 0-618-22123-9 .
- ^ Уайт 1962 , стр. 105 и далее; Олесон 1984 , стр. 230 и далее.
- ^ Кроос, Кеннет А. (2011). «Центральное отопление на прогулочном корабле Калигулы» . Международный журнал истории техники и технологий . 81 (2): 291–299. дои : 10.1179/175812111X13033852943471 . ISSN 1758-1206 . S2CID 110624972 .
- ^ Руссо, Флавио и Ферруччо (2009). Изобретения древних инженеров: предшественники настоящего . Спрингер. п. 171. ИСБН 978-90-481-2252-3 .
- ^ Jump up to: а б Дебора Н. Карлсон, «Плавающие дворцы Калигулы». Археология. Май/июнь 2002 г., Том. 55, выпуск 3, с. 26
- ^ Флавио Альтамура, Стефано Паолуччи, Сожжение кораблей Неми. Расследование нераскрытого дела времен Второй мировой войны, Passamonti Editore, Grootaferrata 2023, ISBN 979-1221031065
- ^ Макманамон, Джон (2023). От Калигулы до нацистов: Корабли Неми в убежище Дианы . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. п. 5. ISBN 978-1-64843-114-2 .
- ^ Джеймс С. МакКинли-младший (19 октября 2017 г.). «Остаток корабля Калигулы, когда-то журнальный столик, направляется домой» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Майкл С. Розенвальд (20 октября 2017 г.). «Недавно обнаружено: мозаика с прогулочной баржи Калигулы, используемая в качестве журнального столика в Нью-Йорке», The Washington Post .
- ^ «Журнальный столик римского императора Калигулы» . www.cbsnews.com . 21 ноября 2021 г.
- ^ «День основания 15 ноября 2003 г.» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2003 года.
- ^ Сара Вольфмайр: Корабли из Лаго-ди-Неми, дипломная работа 2010 г. , Институт археологии, Грац, 2009 г. (на немецком языке)
Источники
[ редактировать ]- Альтамура, Флавио; Паолуччи, Стефано (2023), Сожжение кораблей Неми. Расследование нераскрытого дела времен Второй мировой войны , Passamonti Editore, Grootaferrata, ISBN 979-1221031065
- Макманамон, Джон М., SJ (2023), От Калигулы до нацистов: корабли Неми в убежище Дианы, Texas A&M University Press, ISBN 978-1-64843-114-2
- Олесон, Джон Питер (1984), Греческие и римские механические водоподъемные устройства: история технологии , University of Toronto Press, ISBN 90-277-1693-5
- Уайт, Линн младший (1962), Средневековые технологии и социальные изменения , Оксфорд: в Clarendon Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запросить корабли
- «Галера Безумного Императора появилась спустя 2000 лет». Популярная наука , ноябрь 1929 г., с. 59.
- I век в Римской империи
- 1 век на транспорте
- 1446 археологических открытий
- Древнеримские корабли
- Древние кораблекрушения
- Археологические открытия в Италии.
- Здания и сооружения снесены в 1944 году.
- Здания и сооружения, разрушенные во время Второй мировой войны
- Реплики кораблей
- Корабли, хранящиеся в музеях
- Кораблекрушения в озерах
- Кораблекрушения Италии
- Калигула
- Озеро Неми
- Попроси об этом