Jump to content

Belyana

Загруженная беляна, 1931 год.

Беляна корабля одноразового . который тип большого , использовался для сплава леса по рекам Волге и Каме с конца 16 века до середины 20 века Бельяны были одними из крупнейших когда-либо построенных деревянных кораблей: самые крупные из них имели длину до 120 метров (390 футов) и грузоподъемность до 12 800 тонн.

Бельяны были построены в Верхневолжском регионе России без каких-либо специальных инструментов и планов. Никогда не моторизованные, после 1870 года они также не имели парусов и могли плыть только вниз по реке, используя специальные якоря для поворота и остановки. Ежегодно в XVIII и XIX веках строились сотни белян и сплавлялись в Астрахань , где их полностью разбирали, а древесину продавали. С развитием железных дорог в Советском Союзе беляны стали слишком сложными и дорогими; последняя беляна была построена в 1939 году.

останки деревянного корабля В 2015 году туристы нашли на реке Ветлуге ; археологи установили, что это была 80-метровая беляна, которая загорелась около 350 лет назад и была брошена экипажем. Это единственная известная находка такого судна.

Схема 70-метровой беляны, Пермь, до 1917 года.

Бельяны строились с XVI–XVII веков на местах добычи древесины в Верхнем Поволжье и на Каме . [ 1 ] и были рассчитаны на одиночный рейс по течению. Основным грузом был лес, в некоторых случаях короволокно, циновки и другие подобные товары. Длина корпуса достигала 120 метров, ширина 25 метров, высота 5 метров, грузоподъемность до 12800 тонн. Корпус не был смолен, что и определило название такого корабля « беляна », происходящее от русского слова « белый », в отличие от просмоленных кораблей, которые были черными. Груз мог размещаться в корпусе и в надстройке с постепенным расширением в стороны (до 2,5–3 метров). Верхней палубы не было. Плотная укладка груженого леса была использована для достижения приемлемой прочности конструкции корабля. Два-три отверстия для якорей и щупов делались непосредственно над уложенным грузом, а каюты [ а ] Также были возведены, где жил экипаж во время сплава. За время путешествия судно прошло от 2000 до 3500 км. [ 2 ]

Малые беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метра и могли перевозить до 1600 тонн; средние беляны имели осадку около 3,5 м и могли перевозить 3200 тонн; большие имели осадку 5 м и могли перевозить от 7200 до 12 800 тонн. [ 3 ] [ 4 ]

Лесозаготовка и плавание по реке осуществлялись при отсутствии какой-либо механизации. Рабочие группами ходили рубить дрова, принося еду из дома. Три-четыре месяца они жили в лесу, не возвращаясь домой, довольствуясь скудным и однообразным питанием и ночуя в небольших, плохо отапливаемых зимовках. На берегах Усты и Ветлуги с бревен снимали кору, а затем строили и грузили беляну. [ 2 ]

Некоторые суда меньшего размера собирались и разбирались дважды за сезон. Это были те, кто ходил в места, где Волга приближается к Дону . Корабль причалил к берегу, весь груз на конных или воловьих упряжках перевезли на Дон. Затем судно разобрали, материал перевезли, собрали, перегрузили и выпустили в нижнее течение Дона, где его разгрузили и разобрали во второй раз. [ 5 ] [ 6 ]

В 1884 г. на Волге было 120 белян, а в 1885 г. построено 152. [ 1 ]

Строительство и оборудование

[ редактировать ]

Для постройки беляны средних размеров понадобилось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Плоское дно было сделано из ели , а стенки — из сосны . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Расстояние между шпангоутами составляло не более полуметра, благодаря чему прочность корпуса была чрезвычайно высокой. Первоначально сосуды строились без единого гвоздя и лишь позже, в XIX веке, стали использовать железные гвозди. Никакого смоления не производилось, бревна просто плотно связывали между собой. [ 2 ]

Груз бревен, балок и досок распределялся ровными рядами с широкими проемами между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его нижней части в случае пролома или другой аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее сохнут, что предохраняет их от гниения. Чтобы выдержать давление воды снаружи, внутренняя нагрузка не касалась досок, а между ней и досками были вбиты клинья. [ 10 ]

Как только груз начинал превышать высоту доски, следующие бревна укладывались так, чтобы они выступали наружу, и на них устанавливался новый груз. Такие выступы делались двусторонними и очень аккуратно, чтобы не нарушать баланс корабля. Образовавшиеся расширения иногда выступали за пределы доски на четыре и более метров — общая ширина судна вверху могла быть значительно больше нижней. [ 10 ]

Беляна украшена флажками. Руль справа, а справа от Беляны сплавляется дори.

Палуба также представляла собой груз, обычно из обрезных досок, и по размерам была аналогична палубе современного авианосца. [ 2 ] Он имел от двух до четырех отверстий для подъема тяжелых якорей и натягивания тросов, удерживающих руль направления. Две каюты были расположены возле кормы и служили балансом и помещениями для экипажа. Между их крышами был построен высокий поперечный мост с вырезанной посередине кабиной, где пилот . размещался [ 11 ] [ 12 ] Эта каюта обычно была покрыта резьбой по дереву, а иногда даже расписана золотой краской.

Хотя беляны были функциональными сосудами, они были богато украшены флагами. [ 13 ] — не только государственные и торговые, но и флаги конкретного купца, на которых чаще всего изображались благословения святых или какие-то соответствующие случаю символы. Иногда они были настолько большими, что летали над кораблем, как паруса.

На типичном корабле было от 15 до 35 матросов, а на самых крупных — до 100. [ 14 ] Большинство из них работали на насосах, откачивавших воду из корпуса, который имел обыкновение затопляться во время путешествия. Было предусмотрено около 10–12 насосов, и корабль был загружен так, чтобы его носовая часть погружалась в воду глубже кормы и вся поступающая вода стекала туда. [ 8 ]

Происхождение и пункты назначения

[ редактировать ]
Карта водораздела Волги

Древесину для постройки и погрузки белян добывали с берегов Волги и притоков Ветлуги: Медяны, Черной , Лапшанги, Сентяги, Янушки, Усты, Баковки, Беленькой, Яктанги. Древесину собирали зимой; лесорубы зимовали в лесу, вырубая деревья и готовя их к перевозке. Лесорубы жили в зимницах , временных домиках в лесу. Весной бревна доставлялись на лесопильные заводы , где они перерабатывались до товарного состояния. [ 15 ]

Когда после весеннего паводка река пришла в норму и все бревна были готовы, началось строительство белян. Обычно строительство длилось все лето и заканчивалось осенью. Первым шагом было строительство корпуса из еловых балок и сосновых досок. После сборки ядра началась загрузка. Беляну загружали в определенном порядке, чтобы разместить как можно больше грузов, а также сохранить плавучесть и остойчивость судна. Этот процесс был длительным и требовал большого количества рабочих. Владимир Даль в « Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что в русском языке есть поговорка: «Беляну можно разобрать руками, а собрать ее силами целого города не получится». . [ б ] [ 15 ] [ 16 ] Весной беляну спустило паводок, и началось ее путешествие по Нижней Волге протяженностью 2000–3500 км. [ 2 ]

Частыми пунктами назначения белян были Саратов , Царицын (нынешний Волгоград) и Астрахань , где древесина и корпус разбирались на дрова или отправлялись на лесопилки для окончательной обработки. [ 15 ] [ 17 ] Каюты лодок продавались как готовые дома. [ 11 ] Белянас не пошел дальше Астрахани на Каспийском море . Лишь самые мелкие беляны, нагруженные рыбой в Астрахани, пошли назад, тянутые бурлаками вверх по течению . [ 2 ] Содержать судно более одного сезона было нерентабельно. В особенно активные годы по Волге плавало от 60 до 150 белян. [ 15 ] [ 1 ] Стоимость беляны может составлять от 100 000. [ 15 ] и 150 000 руб. (ок. 1910 г.). [ 17 ]

Расцвет Белянаса приходится на середину XIX века, с началом массового прихода пароходов на реки . Поначалу пароходы сжигали исключительно дрова, которые нужно было привозить в города нижней Волги, где господствовали степные просторы. До 500 пароходов на Волге требовалось большое количество дров для движения. [ 2 ] [ 12 ]

Плавающий

[ редактировать ]

Плавание беляны требовало особых навыков. Парусов не было, и труд лодочников не использовался. Лоцман, управлявший беляной, должен был прекрасно знать реку и судно. По этой причине пилот присутствовал на этапе строительства, поскольку все беляны строились индивидуально. Управление осуществлялось огромным рулем направления, размещенным в корме, который вращался с помощью большого, длинного и толстого стержня, вынесенного из кормовой части палубы. По этой причине судно двигалось не носом вперед, а кормой, чтобы обеспечить возможность работы с грузом — круглой железной отливкой с «ухом» для привязывания веревки, — который всегда нужно тащить за собой. судно. [ 1 ] [ 15 ] [ 18 ] Для управления рулем направления использовались два железных лотка, рисковый (поворотный) якорь и стояночный якорь. [ 19 ] Правая партия была больше, весом от 3200 до 4000 кг для больших белян и от 2400 до 3200 кг для мелких, левая партия была меньше, весом от 2880 до 3200 кг для больших и от 1600 до 2400 кг для мелких судов. [ 19 ] [ 20 ] Руль на судне может быть эффективен в тех случаях, когда скорость судна меньше скорости течения или превышает ее. Для корректировки скорости корабля и маневра с обоих бортов судна на воду были спущены два лота. Если оба лота одновременно касались дна, движение беляны прекращалось. Если правый лот поднимался со дна, то беляна поворачивала налево; если поднять левый, он повернет направо. Рисковый якорь использовался на очень крутых поворотах. [ 1 ] [ 15 ] [ 18 ]

Для поддержания беляны в пути судно было оснащено тремя специальными лодками «завозня » и четырьмя-пятью лодками разных размеров. Завозня представляла собой большое судно грузоподъемностью 5–10 тонн, использовавшееся для работы с причалами и якорями. Беляна должна иметь одну девятиметровую завозню и две поменьше, семиметровые. Легкие лодки использовались в тех случаях, когда нужно было осмотреть русло реки, выйти на берег и т. д. [ 21 ]

До 1870-х годов участки не использовались. [ 8 ] и белянами управляли 60–80 гребцов; суда также имели мачту с большим парусом. Вместо стояка для торможения использовался большой якорь. Завозня с большим рисковым якорем также использовалась во избежание опасных мест. [ 4 ] [ 8 ] После изобретения жребия на судах уже не устанавливались мачты и паруса, а экипаж насчитывал от 30 до 40 человек. [ 22 ] За проход член экипажа зарабатывал от 30 до 40 рублей. Пилоту платили от 400 до 600 рублей. [ 23 ]

В Советском Союзе

[ редактировать ]
Беляна на туристическом плакате советского Интуриста по Поволжью, 1932 год.

Бельяны использовались в первые годы существования Советского Союза. Они были построены на заводе Милютина в Чебоксарах . Последняя известная беляна была построена в 1939 году, хотя есть неофициальные свидетельства того, что две или три беляны были построены после Второй мировой войны и отправлены в Сталинград для восстановления города. Их использование прекратилось, поскольку их постройка занимала много времени и требовались специальные навыки, чтобы спустить на воду такие уникальные суда; [ 2 ] с развитием железнодорожной системы стоимость перевозки по железной дороге стала дешевле, чем по воде, поэтому использование белян прекратилось по чисто экономическим причинам. [ 24 ]

Археологическая находка

[ редактировать ]

В 2015 году туристы нашли на берегу реки Ветлуги остатки деревянного судна. Позже выяснилось, что это загорелась беляна, которую бросил экипаж. В 2016 году к работам на месте приступил археолог Юрий Филиппов. В 2017 году было осмотрено 28 квадратных метров территории и обнаружено судно. Находка имеет длину 80 метров, ширину 20 метров и высоту примерно 1,5 метра. Это единственная беляна, остатки которой удалось найти. Ученые определили возраст судна примерно в 350 лет. [ 25 ] [ 2 ] [ 24 ]

В искусстве

[ редактировать ]
  • Поэт Велимир Хлебников упоминал беляны в своих стихотворениях, например в этом безымянном (1915):

В нашей пре заморский лен,
В наших веслах только клен.
На купеческой беляне
Браги груз несется пьяный;
И красивые невольницы
Наливают ковш повольницы.

В письме к своему другу в 1915 году он также писал, что «было бы здорово провести путешествие аргонавтов на специальной беляне для лотоса из Перми в Астрахань». [ с ] [ 26 ]
  • Писатель-учёный Яков Перельман упомянул беляны в первом издании своей книги «Механика развлечений» (1930) как пример того, как такое большое судно может маневрировать с помощью руля и многого, без всякого двигателя. [ 27 ]
  • Несколько художников создали изображения белян:
  1. Такая каюта для экипажа беляны называлась «казёнка » .
  2. ^ "Разберу беляну (судно) одними руками, не соберешь беляны всеми городами?"
  3. ^ "Хорошо бы летом из Перми на особой беляне устроить поход Аргонавтов за лотосом в Астрахань"; letter from Astrakhan to Petrograd, to M.V. Matushin
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж "ЭСБЕ/Беляна" [ESBE/Belyana]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . Retrieved 6 October 2021 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шуга, Светлана (11 September 2019). "«Размером с авианосец». Изучаем историю уникального ветлужского судна — беляны" ["The size of an aircraft carrier." We study the history of the unique Vetluzh ship - Belyany]. nn.ru . Новости Нижнего Новгорода . Retrieved 4 October 2021 .
  3. ^ Окороков 2021 , pp. 410–414.
  4. ^ Перейти обратно: а б Неуструев 1914 , с. 30.
  5. ^ Неуструев 1914 , с. 29.
  6. ^ Шубин 1927 , p. 214.
  7. ^ Писаревский 1933 , pp. 13–19.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Шубин 1927 , p. 212.
  9. ^ Писаревский 1933 , p. 25.
  10. ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , pp. 57–62.
  11. ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , p. 82.
  12. ^ Перейти обратно: а б Неуструев 1914 , с. 32.
  13. ^ Верховский 1911 , p. 34.
  14. ^ Писаревский 1933 , p. 101.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Филиппов Юрий В. (19 ноября 2015 г.). "Нижегородская баржа Беляна в XIX веке" (PDF) . Журнал Географического института «Йован Цвиджич» . 65 (3): 423–429. дои : 10.2298/IJGI1503423P . Проверено 4 октября 2021 г.
  16. ^ "БЕЛЯНА" [Belyana]. slovardalja.net . Толковый словарь Даля онлайн . Retrieved 6 October 2021 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с «БЕЛЯНА — РЫСК ТИММЕРФЛОТНИНГ» [БЕЛЯНА — РУССКИЙ ЛЕСНОВОЙ ПЛАВ] (на шведском языке). Проект Рунеберг.
  18. ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , p. 84.
  19. ^ Перейти обратно: а б Верховский 1911 , p. 41.
  20. ^ Писаревский 1933 , p. 89.
  21. ^ Писаревский 1933 , pp. 85–86.
  22. ^ Шубин 1927 , p. 345.
  23. ^ Неуструев 1914 , с. 30–31.
  24. ^ Перейти обратно: а б Филиппов, Ю.В. (2018). "Нижегородская баржа-беляна: прошлое и настоящее" [Nizhny Novgorod barge-Belyana: past and present]. Журнал Института Наследия (Journal of the Heritage Institute) . 4 (15).
  25. ^ "Глеб Никитин: «Уникальное ветлужское судно-беляна может стать музейным экспонатом»" [Gleb Nikitin: "The unique Vetluzh ship-Belyan can become a museum exhibit"]. Правительство Нижегородской области . Retrieved 4 October 2021 .
  26. ^ Пажитнов, Евгений. "116 писем Велимира Хлебникова" [116 letters from Velimir Khlebnikov]. proza.ru . Retrieved 6 October 2021 .
  27. ^ Перельман, Яков (1951). Занимательная механика [ Entertaining mechanics ] (Издание шестое стереотипное ed.). Москва, Ленинград: Государственное издательство технико-технической литературы. p. 155.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d25439e2bf2ae389d9388e97451b97d9__1703557320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/d9/d25439e2bf2ae389d9388e97451b97d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belyana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)