Belyana
Беляна — корабля одноразового . который тип большого , использовался для сплава леса по рекам Волге и Каме с конца 16 века до середины 20 века Бельяны были одними из крупнейших когда-либо построенных деревянных кораблей: самые крупные из них имели длину до 120 метров (390 футов) и грузоподъемность до 12 800 тонн.
Бельяны были построены в Верхневолжском регионе России без каких-либо специальных инструментов и планов. Никогда не моторизованные, после 1870 года они также не имели парусов и могли плыть только вниз по реке, используя специальные якоря для поворота и остановки. Ежегодно в XVIII и XIX веках строились сотни белян и сплавлялись в Астрахань , где их полностью разбирали, а древесину продавали. С развитием железных дорог в Советском Союзе беляны стали слишком сложными и дорогими; последняя беляна была построена в 1939 году.
останки деревянного корабля В 2015 году туристы нашли на реке Ветлуге ; археологи установили, что это была 80-метровая беляна, которая загорелась около 350 лет назад и была брошена экипажем. Это единственная известная находка такого судна.
История
[ редактировать ]Бельяны строились с XVI–XVII веков на местах добычи древесины в Верхнем Поволжье и на Каме . [ 1 ] и были рассчитаны на одиночный рейс по течению. Основным грузом был лес, в некоторых случаях короволокно, циновки и другие подобные товары. Длина корпуса достигала 120 метров, ширина 25 метров, высота 5 метров, грузоподъемность до 12800 тонн. Корпус не был смолен, что и определило название такого корабля « беляна », происходящее от русского слова « белый », в отличие от просмоленных кораблей, которые были черными. Груз мог размещаться в корпусе и в надстройке с постепенным расширением в стороны (до 2,5–3 метров). Верхней палубы не было. Плотная укладка груженого леса была использована для достижения приемлемой прочности конструкции корабля. Два-три отверстия для якорей и щупов делались непосредственно над уложенным грузом, а каюты [ а ] Также были возведены, где жил экипаж во время сплава. За время путешествия судно прошло от 2000 до 3500 км. [ 2 ]
Малые беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метра и могли перевозить до 1600 тонн; средние беляны имели осадку около 3,5 м и могли перевозить 3200 тонн; большие имели осадку 5 м и могли перевозить от 7200 до 12 800 тонн. [ 3 ] [ 4 ]
Лесозаготовка и плавание по реке осуществлялись при отсутствии какой-либо механизации. Рабочие группами ходили рубить дрова, принося еду из дома. Три-четыре месяца они жили в лесу, не возвращаясь домой, довольствуясь скудным и однообразным питанием и ночуя в небольших, плохо отапливаемых зимовках. На берегах Усты и Ветлуги с бревен снимали кору, а затем строили и грузили беляну. [ 2 ]
Некоторые суда меньшего размера собирались и разбирались дважды за сезон. Это были те, кто ходил в места, где Волга приближается к Дону . Корабль причалил к берегу, весь груз на конных или воловьих упряжках перевезли на Дон. Затем судно разобрали, материал перевезли, собрали, перегрузили и выпустили в нижнее течение Дона, где его разгрузили и разобрали во второй раз. [ 5 ] [ 6 ]
В 1884 г. на Волге было 120 белян, а в 1885 г. построено 152. [ 1 ]
Строительство и оборудование
[ редактировать ]Для постройки беляны средних размеров понадобилось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Плоское дно было сделано из ели , а стенки — из сосны . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Расстояние между шпангоутами составляло не более полуметра, благодаря чему прочность корпуса была чрезвычайно высокой. Первоначально сосуды строились без единого гвоздя и лишь позже, в XIX веке, стали использовать железные гвозди. Никакого смоления не производилось, бревна просто плотно связывали между собой. [ 2 ]
-
Обшивка корпуса. Корпус размещен на подставках, называемых «городок» , которые обеспечивают легкий доступ ко всем его частям. [ 9 ]
-
Во время строительства
-
Погрузка, вид сбоку
-
Загрузка
Груз бревен, балок и досок распределялся ровными рядами с широкими проемами между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его нижней части в случае пролома или другой аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее сохнут, что предохраняет их от гниения. Чтобы выдержать давление воды снаружи, внутренняя нагрузка не касалась досок, а между ней и досками были вбиты клинья. [ 10 ]
Как только груз начинал превышать высоту доски, следующие бревна укладывались так, чтобы они выступали наружу, и на них устанавливался новый груз. Такие выступы делались двусторонними и очень аккуратно, чтобы не нарушать баланс корабля. Образовавшиеся расширения иногда выступали за пределы доски на четыре и более метров — общая ширина судна вверху могла быть значительно больше нижней. [ 10 ]
Палуба также представляла собой груз, обычно из обрезных досок, и по размерам была аналогична палубе современного авианосца. [ 2 ] Он имел от двух до четырех отверстий для подъема тяжелых якорей и натягивания тросов, удерживающих руль направления. Две каюты были расположены возле кормы и служили балансом и помещениями для экипажа. Между их крышами был построен высокий поперечный мост с вырезанной посередине кабиной, где пилот . размещался [ 11 ] [ 12 ] Эта каюта обычно была покрыта резьбой по дереву, а иногда даже расписана золотой краской.
Хотя беляны были функциональными сосудами, они были богато украшены флагами. [ 13 ] — не только государственные и торговые, но и флаги конкретного купца, на которых чаще всего изображались благословения святых или какие-то соответствующие случаю символы. Иногда они были настолько большими, что летали над кораблем, как паруса.
На типичном корабле было от 15 до 35 матросов, а на самых крупных — до 100. [ 14 ] Большинство из них работали на насосах, откачивавших воду из корпуса, который имел обыкновение затопляться во время путешествия. Было предусмотрено около 10–12 насосов, и корабль был загружен так, чтобы его носовая часть погружалась в воду глубже кормы и вся поступающая вода стекала туда. [ 8 ]
-
Идет обшивка корпуса
-
Во время строительства
Происхождение и пункты назначения
[ редактировать ]Древесину для постройки и погрузки белян добывали с берегов Волги и притоков Ветлуги: Медяны, Черной , Лапшанги, Сентяги, Янушки, Усты, Баковки, Беленькой, Яктанги. Древесину собирали зимой; лесорубы зимовали в лесу, вырубая деревья и готовя их к перевозке. Лесорубы жили в зимницах , временных домиках в лесу. Весной бревна доставлялись на лесопильные заводы , где они перерабатывались до товарного состояния. [ 15 ]
Когда после весеннего паводка река пришла в норму и все бревна были готовы, началось строительство белян. Обычно строительство длилось все лето и заканчивалось осенью. Первым шагом было строительство корпуса из еловых балок и сосновых досок. После сборки ядра началась загрузка. Беляну загружали в определенном порядке, чтобы разместить как можно больше грузов, а также сохранить плавучесть и остойчивость судна. Этот процесс был длительным и требовал большого количества рабочих. Владимир Даль в « Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что в русском языке есть поговорка: «Беляну можно разобрать руками, а собрать ее силами целого города не получится». . [ б ] [ 15 ] [ 16 ] Весной беляну спустило паводок, и началось ее путешествие по Нижней Волге протяженностью 2000–3500 км. [ 2 ]
Частыми пунктами назначения белян были Саратов , Царицын (нынешний Волгоград) и Астрахань , где древесина и корпус разбирались на дрова или отправлялись на лесопилки для окончательной обработки. [ 15 ] [ 17 ] Каюты лодок продавались как готовые дома. [ 11 ] Белянас не пошел дальше Астрахани на Каспийском море . Лишь самые мелкие беляны, нагруженные рыбой в Астрахани, пошли назад, тянутые бурлаками вверх по течению . [ 2 ] Содержать судно более одного сезона было нерентабельно. В особенно активные годы по Волге плавало от 60 до 150 белян. [ 15 ] [ 1 ] Стоимость беляны может составлять от 100 000. [ 15 ] и 150 000 руб. (ок. 1910 г.). [ 17 ]
Расцвет Белянаса приходится на середину XIX века, с началом массового прихода пароходов на реки . Поначалу пароходы сжигали исключительно дрова, которые нужно было привозить в города нижней Волги, где господствовали степные просторы. До 500 пароходов на Волге требовалось большое количество дров для движения. [ 2 ] [ 12 ]
Плавающий
[ редактировать ]Плавание беляны требовало особых навыков. Парусов не было, и труд лодочников не использовался. Лоцман, управлявший беляной, должен был прекрасно знать реку и судно. По этой причине пилот присутствовал на этапе строительства, поскольку все беляны строились индивидуально. Управление осуществлялось огромным рулем направления, размещенным в корме, который вращался с помощью большого, длинного и толстого стержня, вынесенного из кормовой части палубы. По этой причине судно двигалось не носом вперед, а кормой, чтобы обеспечить возможность работы с грузом — круглой железной отливкой с «ухом» для привязывания веревки, — который всегда нужно тащить за собой. судно. [ 1 ] [ 15 ] [ 18 ] Для управления рулем направления использовались два железных лотка, рисковый (поворотный) якорь и стояночный якорь. [ 19 ] Правая партия была больше, весом от 3200 до 4000 кг для больших белян и от 2400 до 3200 кг для мелких, левая партия была меньше, весом от 2880 до 3200 кг для больших и от 1600 до 2400 кг для мелких судов. [ 19 ] [ 20 ] Руль на судне может быть эффективен в тех случаях, когда скорость судна меньше скорости течения или превышает ее. Для корректировки скорости корабля и маневра с обоих бортов судна на воду были спущены два лота. Если оба лота одновременно касались дна, движение беляны прекращалось. Если правый лот поднимался со дна, то беляна поворачивала налево; если поднять левый, он повернет направо. Рисковый якорь использовался на очень крутых поворотах. [ 1 ] [ 15 ] [ 18 ]
Для поддержания беляны в пути судно было оснащено тремя специальными лодками «завозня » и четырьмя-пятью лодками разных размеров. Завозня представляла собой большое судно грузоподъемностью 5–10 тонн, использовавшееся для работы с причалами и якорями. Беляна должна иметь одну девятиметровую завозню и две поменьше, семиметровые. Легкие лодки использовались в тех случаях, когда нужно было осмотреть русло реки, выйти на берег и т. д. [ 21 ]
До 1870-х годов участки не использовались. [ 8 ] и белянами управляли 60–80 гребцов; суда также имели мачту с большим парусом. Вместо стояка для торможения использовался большой якорь. Завозня с большим рисковым якорем также использовалась во избежание опасных мест. [ 4 ] [ 8 ] После изобретения жребия на судах уже не устанавливались мачты и паруса, а экипаж насчитывал от 30 до 40 человек. [ 22 ] За проход член экипажа зарабатывал от 30 до 40 рублей. Пилоту платили от 400 до 600 рублей. [ 23 ]
-
Беляна не менее 7 пролетов
-
Беляна пятипролетная. Стоимость этой беляны в 1910/1911 году составляла от 80 до 90 тысяч рублей. [ 17 ]
-
Беляна пятипролетная
-
Беляна декорированная четырехпролетная.
В Советском Союзе
[ редактировать ]Бельяны использовались в первые годы существования Советского Союза. Они были построены на заводе Милютина в Чебоксарах . Последняя известная беляна была построена в 1939 году, хотя есть неофициальные свидетельства того, что две или три беляны были построены после Второй мировой войны и отправлены в Сталинград для восстановления города. Их использование прекратилось, поскольку их постройка занимала много времени и требовались специальные навыки, чтобы спустить на воду такие уникальные суда; [ 2 ] с развитием железнодорожной системы стоимость перевозки по железной дороге стала дешевле, чем по воде, поэтому использование белян прекратилось по чисто экономическим причинам. [ 24 ]
Археологическая находка
[ редактировать ]В 2015 году туристы нашли на берегу реки Ветлуги остатки деревянного судна. Позже выяснилось, что это загорелась беляна, которую бросил экипаж. В 2016 году к работам на месте приступил археолог Юрий Филиппов. В 2017 году было осмотрено 28 квадратных метров территории и обнаружено судно. Находка имеет длину 80 метров, ширину 20 метров и высоту примерно 1,5 метра. Это единственная беляна, остатки которой удалось найти. Ученые определили возраст судна примерно в 350 лет. [ 25 ] [ 2 ] [ 24 ]
В искусстве
[ редактировать ]- Поэт Велимир Хлебников упоминал беляны в своих стихотворениях, например в этом безымянном (1915):
В нашей пре заморский лен,
В наших веслах только клен.
На купеческой беляне
Браги груз несется пьяный;
И красивые невольницы
Наливают ковш повольницы.
- В письме к своему другу в 1915 году он также писал, что «было бы здорово провести путешествие аргонавтов на специальной беляне для лотоса из Перми в Астрахань». [ с ] [ 26 ]
- Писатель-учёный Яков Перельман упомянул беляны в первом издании своей книги «Механика развлечений» (1930) как пример того, как такое большое судно может маневрировать с помощью руля и многого, без всякого двигателя. [ 27 ]
- Несколько художников создали изображения белян:
-
Belyanas. Painting by Konstantin Gorbatov (1914)
-
Константин Горбатов нарисовал на Беляне город Китеж (1913).
-
Беляна на Волге, Ю. Вебер (1929).
-
Вид на Симбирск со стороны Беляны работы Д. И. Архангельского (1920–1930-е гг.)
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж "ЭСБЕ/Беляна" [ESBE/Belyana]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . Retrieved 6 October 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шуга, Светлана (11 September 2019). "«Размером с авианосец». Изучаем историю уникального ветлужского судна — беляны" ["The size of an aircraft carrier." We study the history of the unique Vetluzh ship - Belyany]. nn.ru . Новости Нижнего Новгорода . Retrieved 4 October 2021 .
- ^ Окороков 2021 , pp. 410–414.
- ^ Перейти обратно: а б Неуструев 1914 , с. 30.
- ^ Неуструев 1914 , с. 29.
- ^ Шубин 1927 , p. 214.
- ^ Писаревский 1933 , pp. 13–19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шубин 1927 , p. 212.
- ^ Писаревский 1933 , p. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , pp. 57–62.
- ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , p. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Неуструев 1914 , с. 32.
- ^ Верховский 1911 , p. 34.
- ^ Писаревский 1933 , p. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Филиппов Юрий В. (19 ноября 2015 г.). "Нижегородская баржа Беляна в XIX веке" (PDF) . Журнал Географического института «Йован Цвиджич» . 65 (3): 423–429. дои : 10.2298/IJGI1503423P . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ "БЕЛЯНА" [Belyana]. slovardalja.net . Толковый словарь Даля онлайн . Retrieved 6 October 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с «БЕЛЯНА — РЫСК ТИММЕРФЛОТНИНГ» [БЕЛЯНА — РУССКИЙ ЛЕСНОВОЙ ПЛАВ] (на шведском языке). Проект Рунеберг.
- ^ Перейти обратно: а б Писаревский 1933 , p. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Верховский 1911 , p. 41.
- ^ Писаревский 1933 , p. 89.
- ^ Писаревский 1933 , pp. 85–86.
- ^ Шубин 1927 , p. 345.
- ^ Неуструев 1914 , с. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Филиппов, Ю.В. (2018). "Нижегородская баржа-беляна: прошлое и настоящее" [Nizhny Novgorod barge-Belyana: past and present]. Журнал Института Наследия (Journal of the Heritage Institute) . 4 (15).
- ^ "Глеб Никитин: «Уникальное ветлужское судно-беляна может стать музейным экспонатом»" [Gleb Nikitin: "The unique Vetluzh ship-Belyan can become a museum exhibit"]. Правительство Нижегородской области . Retrieved 4 October 2021 .
- ^ Пажитнов, Евгений. "116 писем Велимира Хлебникова" [116 letters from Velimir Khlebnikov]. proza.ru . Retrieved 6 October 2021 .
- ^ Перельман, Яков (1951). Занимательная механика [ Entertaining mechanics ] (Издание шестое стереотипное ed.). Москва, Ленинград: Государственное издательство технико-технической литературы. p. 155.
Источники
[ редактировать ]- Верховский, В.Н. (1911). Беляна [ Belyana ] (in Russian). Санкт-Петербург: Типография Спб. градоначальства . Retrieved 4 October 2021 .
- Писаревский, А. А. (1933). Белянный сплав леса: практическое руководство по постройке белян, погрузке и сплаву леса в них [ Belyanny rafting of timber: a practical guide to the construction of belyany, loading and rafting of timber in them ] (in Russian). Москва: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство . Retrieved 4 October 2021 .
- Окороков, А.В. (2021). Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 1 [ Traditional shipbuilding as part of the cultural heritage of the peoples of Russia. T. 1 ] (PDF) (in Russian). Moscow: Институт Наследия. ISBN 978-5-86443-345-4 . Проверено 1 ноября 2021 г.
- Неуструев, Семен Петрович (1914). Словарь волжских судовых терминов: объяснение современных и старинных слов, в связи с историей волжского судоходства: с рисунками в тексте [старинных и современных судов и портретом автора] [ Dictionary of Volga ship terms: an explanation of modern and ancient words in connection with the history of the Volga shipping: with drawings in the text [of ancient and modern ships and a portrait of the author] ]. Н. Новгород: Типо-лит. Г. Искольдского. pp. 28–32 . Retrieved 1 November 2021 .
- Шубин, И.А. (1927). Волга и Волжское судоходство. История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения [ Volga and Volga shipping. History, development and current state of shipping and shipbuilding ] (PDF) . Moscow: Транспечать. pp. 210–218, 344–347 . Retrieved 1 November 2021 .