Jump to content

Одноразовый корабль

Украшенная беляна , 1911 год.

Одноразовый корабль , также называемый плотовым кораблем , лесным кораблем или лесным дрогером. [1] корабль или морское судно , предназначенное для использования в одном рейсе. В конечном пункте назначения судно разбирается для продажи или повторного использования материалов. До конца XIX века такие корабли были распространены на крупных реках, таких как Дунай и Рейн в Центральной Европе и Миссисипи в Северной Америке . Были также суда для морской воды, которые в основном строились для одноразового плавания и разбились. Некоторые из крупнейших деревянных кораблей в истории относились к этому типу.

Нисходящая навигация

[ редактировать ]
Путешественники на борту плоскодонки в лунную ночь

На всех крупных судоходных реках мира течение течет к устью, поэтому можно плыть по течению воды, а для маневрирования судна по реке нужны только якоря и рули. Плавание вверх по течению стало возможным с появлением паровой энергии , без которой судам приходилось использовать паруса, если течение не было слишком сильным, или ручную силу в виде тяги быков или лошадей, а также людей, носящих буксирные крюки. Таким образом, судоходным компаниям и торговцам было удобно отправлять грузы на баржеобразных судах простой конструкции в один конец до конечных пунктов рек Центральной Европы, включая Верхний и Средний Рейн.

В Северной Америке, когда земля вокруг Миссисипи была расчищена и освоена, возникла потребность в дешевом транспорте до более крупных портовых городов, таких как Новый Орлеан, и, как и на внутренних реках Центральной Европы, вернуться вверх по течению было невозможно. можно было перевозить сельскохозяйственные товары, такие как картофель, табак, хлопок, алкогольные напитки (виски), зерно и живых животных (крупный рогатый скот, куры и свиньи) На плоскодонке . Фермер Джейкоб Йодер из Пенсильвании построил первую плоскодонку в Старом форте Редстоун на реке Мононгахела в 1781 году. Его родители приехали из Швейцарии, где на судоходных реках и озерах были плоскодонные лодки, известные как Вейдлинг, для рыбалки, грузовых и пассажирских перевозок. Йодер спроектировал лодку, которая представляла собой не что иное, как простую коробку, конструкция которой была настолько простой, что ее могли построить неопытные люди с инструментами и небольшими навыками строительства лодок, и, таким образом, ее можно было переносить течением по рекам. [2]

Фермеры продавали свою сельскохозяйственную продукцию и привезенную лодку. После продажи лодку разобрали, чтобы повторно использовать древесину, из которой была построена конструкция. [3] Когда колесные пароходы взяли на себя движение, это привело к кратковременному увеличению использования плоскодонок, поскольку фермеры могли вернуться домой в течение нескольких дней или буксировать платформы вверх по течению к исходной точке. В середине 19 века колесные пароходы и железные дороги начали заменять плоскодонки, поскольку машинный транспорт был быстрее и мощнее. Авраам Линкольн служил лодочником в 1828 и 1831 годах. [4]

Бельяны , одноразовые суда для сплава леса, использовались в России с 16 по 20 века по рекам Волге и Ветлуге . Некоторые из крупнейших судов имели длину более 120 метров и могли перевозить около 12 000 тонн. Они были распространены до начала 20 века, когда железная дорога начала вытеснять лесоперевозки.

В 400-х годах до нашей эры Геродот писал об одноразовых лодках, плывущих из Армении в Вавилон.

Я собираюсь указать на то, что мне кажется самым чудесным в стране, рядом с самим городом. Их лодки, которые плывут по реке и идут в Вавилон, все сделаны из шкур и круглые.

Они делают их в Армении, выше по течению, чем Ассирия. Сначала вырезают ивовые рамы, затем натягивают на них шкуры, чтобы покрыть их, и делают так, чтобы были удержанием; они не расширяют корму и не сужают нос, но лодка круглая, как щит. Затем они наполняют его тростником и отправляют плавать по реке.река с грузом; и по большей части они везут с собой бочки с вином из пальмового дерева.

Двое мужчин, стоя прямо, управляют лодкой, каждый с веслом: один притягивает ее к себе, другой отталкивает от него. Эти лодки бывают всех размеров, некоторые маленькие, некоторые очень большие; самые большие из них имеют нагрузку до пяти тысяч талантов. В каждой лодке есть живой осел, а в большей — несколько.

Итак, когда они приплыли в Вавилон и избавились от своего груза, они продали каркас лодки и весь тростник; шкуры закреплены на спинах ослов, которых затем отгоняют обратно в Армению, ибо подняться вверх по течению по воде никак невозможно из-за быстроты течения; это для по этой причине они делают свои лодки из шкур, а не из дерева. Когда они загнали свои задницы обратно в Армению, они таким же образом делают еще лодки.

- Геродот, Истории (1.194.1–1.194.5), перевод А.Д. Годли (1920)

Перевозка леса по морю

[ редактировать ]
Лесовозное судно «Колумб» , спущенное на воду в 1824 году для плавания из Канады в Англию. [1]
Колумб на пути через Атлантику в 1824 году. Литография из Национального морского музея, Гринвич, Лондон.

Одноразовый корабль позволил избежать двух проблем, которые негативно влияли на рентабельность судоходства в британской торговле лесом ; высокие налоги и небольшие грузы.

Конструктивные пиломатериалы «одноразового корабля» были освобождены от высоких британских налогов, взимаемых с грузов «дубовых и сосновых лесоматериалов». В XIX веке эти налоги в конечном итоге достигли 275% стоимости лесных грузов. Кроме того, обратный рейс из Англии в Северную Америку оказался ненужным. Обычно объем груза в обратном направлении составлял одну десятую от объема древесины, доставленной в Англию. Обычно это требовало использования балластных камней для обеспечения надлежащего дифферента и маневренности судна. Балластные камни не имели значительной коммерческой ценности, а погрузка и разгрузка балласта были дорогостоящими и трудоемкими.

Первый корабль, « Колумб» , был спущен на воду 28 июля 1824 года со стапеля на Анс-дю-Фор, острове Орлеан недалеко от города Квебек, после того, как он был построен Чарльзом Вудом из Порт-Глазго. Вуд позаботился о том, чтобы конструкцию можно было разобрать и использовать древесину корабля в корпусе повторно. Таким образом, четырехмачтовое барочное судно было плоскодонным и едва ли элегантным, как парусное судно, несмотря на его размеры, которые заявлены как длина киля 93,8 м (308 футов), ширина 15,8 м (52 фута) и длина 9,1 м (30 футов). ) высокий с регистровым тоннажем 3700 тонн и грузовым тоннажем 7500 тонн. С грузом в 10 000 тонн древесины «Колумб» был отбуксирован буксиром «Геркулес» и вывезен в море, откуда затем отплыл 6 сентября. Капитан Уильям Маккеллар 9 сентября приземлился в Берсимисе в Сент-Лоуренсе, но продолжил путь и достиг якорной стоянки, известной как Даунс, у побережья Кента. Оттуда Колумб был доставлен в Блэкволл-Рич, где груз был доставлен на берег. Но судовладельцы хотели отправить судно обратно в Канаду вопреки совету судостроителя. На выходе корабль полностью затонул в Ла-Манше 17 мая 1825 года.

Барон Ренфрю , большой одноразовый лесной корабль, спущенный на воду в 1825 году для плавания из Канады в Англию.

За успехом «Колумба», несмотря на затопление из-за ошибки, последовал спуск на воду «Барона Ренфрю» в июне 1825 года, но затем выяснилось, что, хотя конструкция с правыми бортами осталась прежней, новый корабль был увеличен, как и тогда, когда один попробовал его запустить в первый раз, он загорелся при скольжении по слипу. Впоследствии размеры были увеличены до 92,65 метра (304 фута) в длину, 18,59 метра (61 фут) в ширину и 10,36 метра в высоту при регистрационном тоннаже 5295 тонн и грузовом тоннаже 9000 тонн.

С капитаном Мэтью Уокером и командой из 25 человек « Барон Ренфрю» отплыл в Атлантику 23 августа 1825 года. Как и « Колумб» , корабль достиг европейского побережья Атлантического океана, когда 21 октября вошел в Ла-Манш. Но там произошла утечка на борту « Барона Ренбоу», который со временем впитывал все больше и больше воды и в результате заболачивался. Затем четырехмачтовое судно приземлилось на Гудвин-Сэндс в Лонг-Саунд-Хед. Затем капитан решил покинуть корабль и поручил спасение двум буксирам, пришедшим на помощь. Во время кораблекрушения корабль разбился на три части, которые в итоге пришли в движение океанскими течениями и 24 октября оказались на пляжах Кале. [5] Древесину еще можно было спасти, поэтому транспортировка прошла успешно. В свое время эти два корабля были описаны как «плоты» и привлекли внимание своей необычной конструкцией и размером: длина «Барона Ренфрю» составляла 110,8 метра (363 фута). Но это была разовая попытка, поскольку перевозить древесину из Северной Америки в Великобританию уже было невыгодно. « Барон Ренфрю» был одним из крупнейших когда-либо построенных деревянных парусников .

После потери двух одноразовых кораблей в 1825 году не только британский рынок древесины изменился, когда они снова переориентировались на побережье Балтийского моря. Это закончилось принятием принципа свободной торговли в 1840 году, что, среди прочего, привело к отмене Закона о мореплавании в 1849 году. К тому времени британцы уже давно начали искать иностранную древесину даже в Бирме.

Перевозка леса на плоту

[ редактировать ]
Лесные плоты на канале Петра I. Картина начала XX века работы С. Прокудина-Горского .

Деревянные плоты существовали с незапамятных времен как одноразовые сосуды, поскольку обычно они представляли собой просто бревна, прикрепленные друг к другу на временное время, и на конечной остановке деревянные плоты часто разбирались для продажи бревен. Но иногда строились военно-морские сооружения, превращавшие их в изысканные морские суда.

Второй вид транспортировки заключался в укладке бревен друг на друга в несколько слоев. Этот метод использовался на реках Центральной Европы. Там растущая потребность в древесине привела к тому, что на Рейне и других реках стали появляться крупные военно-морские сооружения. Самый большой мог достигать 500 метров в длину и 80 метров в ширину при высоте или толщине до 3 метров. Они назывались Kapitalflöße и имели площадь до 51 000 м. 3 в емкости древесины. Типичный голландский лот, направляющийся в Нидерланды, может иметь длину 200 метров и ширину 40 метров. Поскольку столь большое судно должно было иметь возможность плавать по узким и извилистым речным течениям, флот имел при себе множество небольших лодок, большой экипаж и множество весел – использовались очень большие и длинные весла длиной до 21 метра. Плот был «сочленённым», то есть мог сгибаться в нескольких секциях, передняя и кормовая части назывались «коленами». В середине было возведено несколько зданий, так как экипаж мог состоять из нескольких сотен человек, до 500-800 самых крупных. Постепенно гигантские флоты были разбиты, но только когда они достигли Дордрехта или Роттердама, их разбили на более мелкие части и высадили на берег или продолжили путь. Из-за его размеров пришлось прекратить движение других судов по реке, поскольку флоты плыли вниз по течению, поскольку хрупкий состав означал, что флоты должны были иметь право плавания по всем судоходным рекам. С ними было сложно управляться: тормозной путь достигал 2 км, несмотря на множество включенных в комплект якорей. С появлением паровых лодок вывозка леса постепенно стала обычным явлением, и с 1952 года плотам с лесом больше не разрешалось дрейфовать вниз по течению без буксиров. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Лесной корабль Колумба (Тимбер Дрогер) 1824-1825» . theshipslist.com .
  2. ^ «История плоскодонки» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г. Проверено 9 октября 2021 г.
  3. Records, TW (декабрь 1946 г.). «Плоскоходы». Исторический журнал Индианы. 4. 42.
  4. ^ Аллен, Майкл (август 1990 г.). «Ривермен как джексонианский человек». Западный исторический ежеквартальный журнал. 21(3).
  5. ^ «Лесной корабль барона Ренфрю (Тимбер Дрогер) 1825 г.» . theshipslist.com .
  6. ^ «ЛЕВЯНЫЕ ПЛОТЫ НА РЕЙНЕ» . Проверено 9 октября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Роберт Гардинер; История корабля Конвея: расцвет парусного спорта. Торговое парусное судно, 1650–1830 гг. Conway Maritime Press, 1995, ISBN 0 85177 644 2
  • Уоллес, Фредрик Уильям: Деревянные корабли и железные люди . Белый лев, Лондон, 1973/1924 год.
  • Уильямс, Дэвид М.: Балкеры и импорт древесины: британская североамериканская торговля и судоходный бум 1824–1825 годов . Зеркало моряка Том. 54, Лондон, 1968. стр. 373–382.
  • Вуд, Чарльз: Балласт . Джон Кларк, Глазго, 1836 год.
  • Дженни Сарразен, Андре ван Холк: Шоппер и Зиллен . Знакомство с традиционным деревянным судостроением в районе немецкого Дуная. Кабель Верлаг, Гамбург, 1996, ISBN 3-8225-0334-7.
  • Карл Эбнер: Лесозаготовка и судоходство во внутренних водах с особым вниманием к транспортировке древесины в Австрии, Германии и Западной России . Вена и Лейпциг 1912 г.
  • Эрнст Ньюекловский: Судоходство по Дунаю и его притокам . В: Немецкий музей. Отчеты и трактаты, том 26, выпуск 3, 1952 г. ОСЛК   7620427
  • Майкл Зон: Кофейные баржи . Ушедшая в прошлое форма внутреннего водного судоходства. Самостоятельная публикация Sohn-Art, Хеннигсдорф, 2013 г., ISBN 978-3-00-041659-0.
  • Курт Шефер: Исторические корабли в Вене . Neuer Wissenschaftlicher Verlag GmbH, 2002, ISBN 978-3-7083-0037-5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4655553b12b9aa6465fb061d12745dbd__1712895300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/bd/4655553b12b9aa6465fb061d12745dbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Disposable ship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)