корона (корабль)
Реконструкция Якоба Хэгга , 1909 г. | |
История | |
---|---|
Швеция | |
Имя | Корона |
Тезка | Королевская корона Швеции |
Строитель | Фрэнсис Шелдон, Стокгольм |
Заложен | Октябрь 1665 г. |
Запущен | 31 июля 1668 г. |
Введен в эксплуатацию | 1672 |
Судьба | Потоплен в битве при Эланде , 1 июня 1676 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Линейный корабль |
Смещение | 2300 тонн (приблизительно) |
Длина | 53 м (174 фута) |
Луч | 12,9 м (42 фута) |
Высота | 66 м (217 футов, от киля до мачты) |
Черновик | 6,2–6,8 м (20–22 футов) |
План паруса | корабельная установка |
Войска | 300 солдат |
Дополнение | 500 моряков |
Вооружение |
|
Корона , также называемая Великой Короной , [1] — шведский военный корабль , служивший флагманом шведского флота в Балтийском море в 1670-х годах. На момент постройки оно было одним из крупнейших морских судов в мире. Строительство Кронана продолжалось с 1668 по 1672 год и задерживалось из-за трудностей с финансированием и конфликтов между корабелом Фрэнсисом Шелдоном и шведским адмиралтейством. После четырех лет службы корабль затонул в ненастную погоду в битве при Эланде 1 июня 1676 года: при резком повороте под слишком большим парусом он перевернулся , пороховой магазин загорелся и оторвало большую часть носовой части . «Кронан» быстро затонул, унеся с собой около 800 человек и более 100 орудий, а также ценное военное снаряжение, оружие, личные вещи и большое количество серебряных и золотых монет.
Потеря Кронана стала тяжелым ударом для Швеции во время Сканской войны . Помимо того, что он был самым большим и наиболее тяжеловооруженным кораблем шведского флота, он был важным символом статуса монархии молодого Карла XI . Вместе с Кронаном флот потерял значительную часть своего лучшего личного состава, исполняющего обязанности верховного главнокомандующего Лоренца Крейца , многочисленных высокопоставленных офицеров флота и начальника военно-морского медицинского штаба. Была создана комиссия для расследования того, могут ли какие-либо лица быть привлечены к ответственности за поражение в битве при Эланде и другие крупные поражения во время войны.
Большую часть орудий, затонувших вместе с «Кронаном», удалось спасти в 1680-х годах, но в конечном итоге место крушения кануло в безвестность. Его точное положение было заново открыто в 1980 году исследователем-любителем Андерсом Франценом , который также обнаружил военный корабль 17-го века Васа в 1950-х годах. Ежегодные водолазные операции с тех пор обследовали и раскопали место крушения и спасли артефакты, и «Кронан» стал самым широко освещаемым кораблекрушением на Балтике после «Васы» . Было обнаружено более 30 000 артефактов, многие из которых были законсервированы и выставлены на постоянное публичное обозрение в Музее округа Кальмар в Кальмаре . Музей отвечает за морские археологические операции и постоянные выставки на Кронане .
Историческая справка [ править ]
В 1660-е годы Швеция была на пике своего расцвета как великая европейская держава . Он победил Данию, одного из своих главных конкурентов за гегемонию на Балтике , как в Торстенсонской войне (1643–1645), так и в датско-шведской войне (1657–58) . По договорам Бремсебро (1645 г.) и Роскилле (1658 г.) Дания была вынуждена уступить острова Готланд и Эзель , все свои восточные территории на Скандинавском полуострове и части Норвегии. В третьей войне , продолжавшейся с 1658 по 1660 год, король Швеции Карл X попытался навсегда покончить с Данией. Этот шаг был смелым королевским амбицией в и без того крайне милитаризованном обществе, настроенном на войну, в финансово-военном государстве . [2] Расформирование армии потребовало бы выплаты невыплаченной заработной платы, поэтому существовал основной стимул продолжать военные действия и позволить армии жить за счет вражеских земель и грабежей. Возобновившееся нападение на Данию поставило под угрозу торговые интересы ведущих морских держав Англии и Голландской республики , нарушив баланс сил на Балтике. Голландцы вмешались в 1658 году, отправив флот, чтобы остановить попытку сокрушить Данию. [3] В ноябре того же года Англия также направила флот , чтобы помочь Швеции уберечь Звуковой сбор от контроля Дании и Голландии. Английская экспедиция провалилась из-за неблагоприятной зимней погоды и политических потрясений, положивших конец Протекторату , и в конце концов планы Чарльза были сорваны. [4]
Карл X умер в феврале 1660 года. Три месяца спустя Копенгагенский договор положил конец войне. Сыну и преемнику Карла, Карлу XI , было всего пять лет, когда умер его отец, поэтому регентский совет , возглавляемый королевой-матерью Хедвиг Элеонорой, взял на себя власть, пока он не достиг совершеннолетия. Швеция была близка к контролю над торговлей в Балтийском море, но война выявила необходимость предотвратить формирование мощного антишведского союза, в который входила Дания. Были некоторые успехи во внешней политике, особенно антифранцузский Тройственный союз Англии, Швеции и Голландской республики. К началу 1672 года Швеция настолько улучшила свои отношения с Францией, что смогла заключить союз. В том же году король Людовик XIV напал на Голландскую республику, а в 1674 году Швеция была вынуждена присоединиться к войне, напав на северных немецких союзников республики. Франция пообещала выплатить Швеции крайне необходимые военные субсидии при условии, что она вступит в силу в Бранденбурге . Шведская армия численностью 22 000 человек под командованием Карла Густава Врангеля продвинулась в Бранденбург в декабре 1674 года и потерпела незначительное тактическое поражение при Битва при Фербеллине в июне 1675 года. Хотя это поражение и не имело большого военного значения, оно запятнало репутацию почти непобедимого шведского оружия, которым оно пользовалось со времен Тридцатилетней войны . Это придало смелости врагам Швеции, и к сентябрю 1675 года Дания, Голландская республика и Священная Римская империя находились в состоянии войны со Швецией и Францией. [5]
Состояние флота [ править ]
К 1675 году шведский флот численно превосходил датский (18 линейных кораблей против 16, 21 фрегат против 11), но шведские корабли в целом были старше и хуже по качеству, чем корабли датского флота, пришедшего на смену более крупному флоту. долю своих судов с более современными военными кораблями. У шведской стороны также были проблемы с текущим техническим обслуживанием, а такелаж и паруса в целом находились в плохом состоянии. Шведским экипажам не хватало уровня профессионализма датских и норвежских моряков, которые часто имели опыт службы в голландском торговом флоте, а шведскому флоту не хватало ядра профессиональных офицеров, в то время как у датчан были опытные ветераны, такие как Корт Аделер и Нильс Юэль . Датский флот был усилен голландскими частями под командованием Филиппа ван Альмонда и Корнелиса Тромпа , последний был опытным офицером, служившим под командованием Мишеля де Рюйтера . [6]
Дизайн [ править ]
Первая англо-голландская война (1652–1654) ознаменовалась развитием боевой линии — тактики, при которой корабли образовывали непрерывную линию для ведения залпового огня по противнику. Раньше военно-морская тактика отдавала предпочтение огневой мощи ближнего действия и абордажу с намерением захватить приз . После середины 17 века улучшение артиллерийского огня привело к смене тактики с боя на ближнем расстоянии к выводу из строя или потоплению противника за счет превосходящей огневой мощи на дальней дистанции. Это повлекло за собой серьезные изменения в доктрине, кораблестроении и профессионализме европейских военно-морских сил, начиная с 1650-х годов. В боевой линии предпочтение отдавалось крупным кораблям, которые были хорошо вооружены и достаточно крепки, чтобы удерживать линию перед лицом вражеского огня. Возросшая централизация и концентрация власти в развивающихся национальных государствах в конце 17 века позволили значительно расширить армии и флоты, а новые правительственные верфи начали строить гораздо более крупные корабли. Швеция приступила к реализации обширной программы судостроения в конце 1660-х годов. [7]
В 1672 году, когда он был спущен на воду, «Кронан» был одним из самых тяжеловооруженных военных кораблей в мире — трехпалубное судно со 110 орудиями. Корабль имел три полноценные артиллерийские палубы с орудиями от носа до кормы. Всего было семь отдельных уровней, разделенных шестью палубами. Дальше всего на корабле, над килем, находился трюм , а непосредственно над ним, но все еще ниже ватерлинии, лежал орлоп ; оба использовались в основном для хранения вещей. Над орлопом располагались три орудийные палубы, две из них были закрытыми, а примерно половина самой верхней орудийной палубы была открыта для элементов в середине или поясе корабля. Носовая часть имела одну палубу, составлявшую полубак , а кормовая имела две палубы, включая ют . [8]
В первой половине 17 века шведские военные корабли строились на голландский манер, с плоским прямоугольным днищем и небольшой осадкой . Этот стиль судостроения был адаптирован в основном для небольших кораблей в мелководных прибрежных водах Нидерландов и позволял быстро строить, но эти менее прочные суда, как правило, были непригодны в качестве военных кораблей и несколько нестабильны в бурном море. Когда был построен «Кронан» , преобладал английский подход к постройке, придававший корпусам более закругленное днище и большую осадку, а также более прочный каркас и повышенную устойчивость. Корма была более обтекаемой ниже ватерлинии, что уменьшило сопротивление . [9]
Размеры Кронана были записаны в современных списках военно-морского флота. Ее длина от форштевня до кормовой стойки составляла 53 м (174 фута); это было значительно короче, чем длина, если бы бушприт и клюв были включены . Ширина составляла 12,9 м (42 фута) и определялась как самая широкая точка между рамами , исключая обшивку. Осадка менялась в зависимости от того, насколько сильно она была нагружена, но с полными запасами, боеприпасами и вооружением она составляла около 6,2–6,8 м (20–22 футов). [10] Высота корабля от киля до самой высокой мачты никогда не регистрировалась, но, по оценкам музея округа Кальмар, она составляла не менее 66 м (217 футов). [11]
Кронана » « Водоизмещение — вес корабля, рассчитанный по количеству воды, которое он вытеснил во время плавания, — точно неизвестно, поскольку точных данных о размерах нет. Используя современные документы, описывающие приблизительные размеры, он оценивается в 2300 тонн. Из-за ее смещения по количеству и весу орудий Кронан был перестрелен, хотя это не было редкостью для той эпохи. До 1650-х годов европейские корабелы не строили трехпалубные суда в больших масштабах; к 1660-м годам конструкции все еще были весьма экспериментальными. Современные записи показывают, что английские и французские трехпалубные корабли были довольно нестабильными, поскольку были построены высокими, узкими и имели слишком много артиллерии. Некоторые английские корабли должны были быть усилены «поясом» из наплавленной обшивки по ватерлинии, чтобы обеспечить удовлетворительную работу. [12] В бурном море эти корабли могли быть вынуждены закрыть нижний ряд орудийных портов, лишив их самых тяжелых и эффективных орудий. В таких ситуациях они фактически были просто переоцененными двухэтажными автобусами . Конструкция Кронана ; не была изначально ошибочной Корабль выдержал суровые погодные условия в 1675 году и снова всего за неделю до опрокидывания, но при плохом обращении он мог быть опасен. Позже, в 18 веке, корабли с таким же весом орудий имели больший тоннаж для поддержки своих орудий, обычно весом 3000–5000 тонн, что делало их более устойчивыми. Когда «Кронан» был построен, он был третьим или четвертым по величине кораблем в мире, но по мере того, как тенденция становилась все более крупными кораблями, его превзошли другие крупные военные корабли. На момент падения Кронан она опустилась на седьмое место. [13]
Вооружение [ править ]
По официальному плану вооружения «Кронан» должен был быть оснащен 124–126 орудиями; По 34–36 орудий на каждой орудийной палубе и еще 18 орудий, распределенных между баковой и кормовой палубами. Оружие классифицировалось по весу выпущенных ими ядер : от 3 до 36 фунтов (1,3–15,3 кг). Сами орудия весили от нескольких сотен кг (400–500 фунтов) до четырех тонн (4,4 тонны ), при этом самые тяжелые орудия размещались в середине самой нижней орудийной палубы, а более легкие - на верхних палубах. Самым смертоносным оружием «Кронана » были 30- и 36-фунтовые орудия на нижней орудийной палубе, дальность и огневая мощь которых превосходили вооружение практически любого другого военного корабля. Орудия легче 18-фунтовых орудий в первую очередь предназначались для нанесения ущерба экипажу и снаряжению противника, а не корпусу. [14]
Согласно современным исследованиям, количество орудий было значительно меньше официального плана вооружения. В то время в планах вооружения регулярно завышалось количество имеющихся орудий. На самом деле это были идеальные оценки, которые редко отражали реальные условия либо из-за отсутствия боеприпасов, либо потому, что они были непрактичны при проверке. Тяжелые 30- и 36-фунтовые орудия было особенно трудно найти в достаточном количестве, и вместо них часто использовались более легкие орудия. Судя по количеству орудий, спасенных из Кронана в 1680-х годах (см. « История как кораблекрушение ») и при раскопках 1980-х годов, их общее количество составляет 105–110. Верхняя цифра соответствует расчетам количества орудийных портов на остатках затонувшего корабля и количества орудий, которые практически могли поместиться на орудийных палубах. Нижняя цифра представляет собой количество орудий, найденных при раскопках 1980-х годов, вместе со списком орудий, поднятых во время спасательных операций в 1680-х годах. В таблице ниже указано количество орудий, сравнивая официальный план вооружения 1671 года с расчетами военно-морского историка. Ян Глет . [14]
план вооружения 1671 г. | Фактическое вооружение | |
---|---|---|
Нижняя орудийная палуба | 12 36-фунтовых 16 30-фунтовых пушек 4 24-фунтовых орудия 2 18-фунтовых орудия | 8 36-фунтовых 8 30-фунтовых 10 24-фунтовых пушек 4 длинных 24-фунтовых охотника |
Средняя орудийная палуба | 36 24-фунтовых пушки | 4 тяжелых 24-фунтовых орудия 16 легких 24-фунтовых орудий 6 тяжелых 12-фунтовых орудий 4 длинных 12-фунтовых кормовых охотника 2 8-фунтовых орудия |
Верхняя орудийная палуба | 36 легких 12-фунтовых орудий | 10 тяжелых 12-фунтовых орудий 10 легких 12-фунтовых орудий 2 10-фунтовых 2 8-фунтовых орудия 2 тяжелых 6-фунтовых орудия |
Прогноз и кормовой замок | 20 6-фунтовых пушек | 16 6-фунтовых пушек 6 3-фунтовых пушки |
Имелось несколько типов боеприпасов, каждый для разного применения: круглые (пушечные ядра) по корпусам кораблей, цепные выстрелы по мачтам и такелажам, а также канистровые дроби (деревянные цилиндры, наполненные металлическими шариками или осколками), которые оказывали разрушительное воздействие на плотно упакованные группы мужчин. Для абордажных действий Кронан был вооружен 130 мушкетами и 80 фитильными или кремневыми пистолетами. Для ближнего боя имелось 250 пик , 200 абордажных топоров и 180 мечей. [15] При раскопках было найдено крупнокалиберное огнестрельное оружие — хакебёссор , похожее на мушкетоны ; они были оснащены небольшой защелкой под стволом, которая позволяла зацепить их за перила, чтобы поглотить отдачу зарядов. Один хакебосса все еще был загружен небольшой канистрой с 20 свинцовыми шариками, которые должны были использоваться для очистки палубы противника перед абордажем. [16]
Орнамент [ править ]
Дорогое и тщательно продуманное украшение было важной частью внешнего вида корабля 1660-х годов, хотя с начала 17 века оно было упрощено. Считалось, что такое украшение повышает авторитет абсолютных монархов и изображает корабль как символ военного мастерства и королевской власти. Не существует современных иллюстраций орнамента Кронана , но, согласно общепринятой практике, он был наиболее роскошным на транце , плоская поверхность которого была обращена к корме. Есть два изображения Кронана, показанные с кормы двумя датскими художниками. Обе работы были построены спустя много лет после затопления в ознаменование победы Дании. Клауса Мёйнихена На картине во дворце Фредриксборг 1686 года изображен фрамуг, над которым доминируют два безудержных льва , держащие огромную королевскую корону. Фон синий, скульптуры и орнаменты выполнены из золота. Шведский историк искусства Ханс Суп, ранее изучавший скульптуры Васы , престижного корабля военно-морского флота Густава Адольфа , затонувшего всего через 20 минут после своего первого плавания в Стокгольме в 1628 году, предположил, что Мёйнихен, возможно, намеренно преувеличил размер корабль, чтобы закрепить победу Дании. А гобелен в замке Русенборг изображает Кронана в виде двухъярусного гобелена с мотивом короны, который даже больше, чем картина Мёйнихена. [17]
- Галерея правого борта Кронана , рисунок Фрэнсиса Шелдона (1660 г.)
- Транец Кронана , рисунок Фрэнсиса Шелдона (1660 г.)
- Лук Кронана , рисунок Фрэнсиса Шелдона (1660 г.)
Археологам не удалось восстановить достаточное количество Кронана скульптур для детальной реконструкции орнамента. По словам Супа, маскароны . (архитектурные маски для лица) и путти (изображения детей), которые были спасены в 2007 году, демонстрируют значительное художественное качество Большая скульптура фигуры воина была найдена в 1987 году и представляет собой образец высокого качества работы, возможно, даже символический портрет короля Карла. Поскольку об окружающих орнаментах и скульптурах ничего не известно, вывод остается спекулятивным. [17]
Строительство [ править ]
В начале 1660-х годов была начата программа строительства по расширению флота и замене старых крупных кораблей. Новый флагман был необходим взамен старого «Кронана» 1632 года. [18] Вырубка огромного количества леса, необходимого для нового адмиральского корабля, началась уже зимой 1664–65. [19] Шведский историк Курт Лундгрен подсчитал, что для корпуса потребовалось 7–10 гектаров (17–25 акров) столетнего дубового леса и несколько высоких крепких сосен для мачт и бушприта . [20]
Строительство « Кронана» началось в октябре 1665 года, а корпус был спущен на воду 31 июля 1668 года. Корабел «Кронана » Фрэнсис Шелдон часто вступал в конфликт с адмиралтейством по поводу проекта. Руководители военно-морского флота жаловались, что он неоправданно затягивает реализацию проекта и тратит слишком много времени на свои частные предприятия. Самым неприятным спором было то, что Шелдон тратил время на экспорт прибыльной мачтовой древесины домой в Англию. Шелдон, в свою очередь, пожаловался на постоянные задержки со стороны военно-морского флота и отсутствие необходимых средств для завершения проекта. [21] При спуске корабля на воду стапель оказался слишком мал, и при спуске на воду отломилась задняя часть киля. Адмиралтейство потребовало объяснений, но Шелдон ответил, что повреждение легко исправить и что проблема в том, что древесину слишком долго оставляли сохнуть. [22] Конфликт между Адмиралтейством и Шелдоном затянулся на несколько лет и вызвал постоянные задержки. Скульптуры были закончены в 1669 году, но такелаж, снасти и вооружение растянулись еще на три года, до 1672 года. Первый раз корабль отплыл во время празднования вступления Карла XI на престол в декабре 1672 года. [23]
Экипаж [ править ]
Будучи одним из крупнейших кораблей своего времени, «Кронан» имел значительную команду. Когда она затонула, на борту находились 850 человек – 500 матросов и 350 солдат. Историки, работавшие над раскопками места крушения, сравнили корабль со шведским городом среднего размера конца 17 века, назвав его «миниатюрным обществом». На борту находились представители мужского пола как низшего, так и высшего сословия. (Женщинам разрешалось находиться на военных кораблях только в пределах Стокгольмского архипелага; прежде чем выйти в открытое море, они должны были сойти на берег.) Будучи сообществом на плаву, Кронан отражал современные социальные стандарты военной и гражданской жизни, двух сфер, которые строго не были связаны между собой. расстались в 17 веке. [24]
Весь экипаж был одет в гражданскую одежду, обычной морской формы не было. Шведская армия лишь недавно ввела стандартизированную униформу, что все еще было редкостью в большинстве стран Европы. Одежда различалась в зависимости от социального положения: офицеры дворянства были одеты в элегантную и дорогую одежду, а рядовой экипаж - как чернорабочие. [24] Единственным исключением были солдаты пехотного полка Вестерботтена , к 1670-м годам оснащенные первыми «каролингскими» [25] униформа сине-белого цвета. Экипажу иногда выделяли одежду или ткань для изготовления «матросской одежды» ( båtmansklädning ), которая отличала их от обычной одежды обычного населения. У офицеров была большая коллекция красивой одежды для использования на борту, но неизвестно, использовалась ли она во время повседневной работы. Вполне вероятно, что у них был комплект одежды из более простых, прочных и удобных тканей, более практичных в море. [26]
Набор сотрудников осуществлялся путем принудительного сбора в рамках ранней формы так называемой системы распределения . Матросов и артиллеристов поставляли båtsmanshåll (буквально «матросское хозяйство»), небольшие административные единицы в прибрежных регионах, которым было поручено снабдить флот одним взрослым мужчиной для службы на флоте. Солдаты на борту были набраны из армейских эквивалентов, knekthåll или rotehåll («солдат» или «подопечный дом») из внутренних районов. Офицеры происходили в основном из дворянства или высшего среднего класса и получали зарплату через надельную систему или доходы от предназначенных для этой цели поместий. [27] Высшие офицеры, скорее всего, взяли с собой на борт своих личных слуг. К одной из таких свит могла принадлежать ценная красная куртка из ярко-красного сукна, которую носил один из утонувших на корабле. [28]
Военная карьера [ править ]
Экспедиция 1675 года [ править ]
После поражения шведов в битве при Фербеллине в июне 1675 года флот должен был поддерживать транспорты с войсками для усиления шведской Померании . У него был потенциал успеха, поскольку он был оснащен несколькими большими, хорошо вооруженными кораблями: Svardet («меч») водоизмещением 1800 тонн, Äpplet (« шар ») и Nyckeln («ключ») водоизмещением 1400 тонн и огромный Кронан («корона»). [29] Всего насчитывалось 28 больших и средних боевых кораблей и почти столько же судов меньшего размера. Организация снабжения отсутствовала. Опытных высокопоставленных офицеров было мало, а внутреннее сотрудничество было плохим; Датские современники презрительно описывали экипажи шведского флота как «простых рабочих, окунутых в соленую воду». [30]
Флот с Кронаном в качестве флагмана вышел в море в октябре 1675 года под командованием адмирала королевства ( риксамирал ) Густава Отто Стенбока , но не продвинулся дальше Стора Карлсё у острова Готланд . Погода была необычайно холодной и ненастной, и корабли не удалось отопить. Экипаж был плохо одет, и вскоре многие из них заболели. Запасы сократились, и после того, как Кронан потерял носовой якорь менее чем через две недели в море, Стенбок решил повернуть обратно на якорную стоянку Даларё к юго-востоку от Стокгольма. Из подкреплений из северогерманских провинций ничего не вышло. Король Карл отреагировал гневно и возложил на Стенбока личную ответственность за неудавшуюся экспедицию, вынудив его выплатить более 100 000 далеров из собственного кармана. [31] Позднее король Карл реабилитировал Стенбока, дав ему назначение в армию в Норвегии, но в начале 1676 года заменил его Лоренцем Крейцем , видным чиновником казначейства. Военно-морской историк Ян Глете объяснил это как шаг, который был «необходим во время кризиса» из-за административных навыков Крейца и связей с казначейством, но у Крейца не было опыта в качестве командующего военно-морским флотом, что позже оказалось решающим. [32]
Неудачная зимняя экспедиция [ править ]
Поскольку зимой 1675–1676 годов ситуация для шведской армии в Померании ухудшилась, флоту с Кронаном в качестве флагмана было приказано снова выйти в море в отчаянной попытке облегчить находившиеся в тяжелом положении шведские сухопутные войска. Погода была необычно холодной, и большая часть Балтийского моря была покрыта льдом. Флот, которым теперь командовал опытный морской офицер Клаас Уггла , был заблокирован льдом, когда 23 января достиг Даларё. Тайный советник Эрик Линдшельд был назначен королем для оказания помощи в экспедиции, и ему пришла в голову идея вырвать флот изо льдов и выйти в открытое море. Сотням местных крестьян было приказано прорыть узкий канал сквозь лед с помощью пил и кирок к якорной стоянке в Эльвснаббене , на расстоянии более 20 км (12 миль). Прибыв на военно-морскую базу 14 февраля, три недели спустя, выяснилось, что большая часть моря за пределами внутренних шхер также замерзла. Шторм обрушился на плотно упакованные корабли, и возникшее движение льда раздробило корпус судна снабжения. Леопарден , топит его. Датским войскам удалось выйти в открытые воды дальше и издалека наблюдать за обездвиженными шведскими кораблями. Когда температура упала еще больше, проект был признан безнадежным, и Линдшельд отказался от попытки. [33]
1676 [ править ]
В начале марта 1676 года датский флот из 20 кораблей под командованием адмирала Нильса Юэля покинул Копенгаген. 29 апреля он высадил десант на Готланде, который вскоре сдался. Шведскому флоту было приказано выйти 4 мая, но из-за сильного ветра он был отложен до 19 мая. К тому времени Юэль уже покинул Висбю , главный порт Готланда, со своим гарнизоном. Он направился в Борнхольм, чтобы присоединиться к небольшой датско-голландской эскадре, курсирующей между Сканией и островом Рюген , чтобы не допустить попадания шведских морских подкреплений в Померанию. [34] 25–26 мая два флота встретились в битве при Борнхольме . Несмотря на значительное преимущество шведов в кораблях, людях и орудиях, они не смогли нанести никаких потерь союзным войскам и потеряли боевой корабль и два небольших судна. Битва выявила отсутствие сплоченности и организованности в шведских рядах, что испортило отношения между Крейцем и его офицерами. [35]
После неудачной операции шведский флот встал на якорь у Треллеборга, где его ждал король Карл с новыми приказами вернуть Готланд. Флот должен был избегать боя с союзниками, по крайней мере, до тех пор, пока они не достигнут северной оконечности Эланда, где они смогут сражаться в дружественных водах. Когда 30 мая шведский флот покинул Треллеборг, он вскоре был перехвачен союзным флотом, который затем начал преследование. К этому времени союзники были усилены еще одной небольшой эскадрой и насчитывали 42 корабля, из них 25 крупных и средних линейных кораблей. Подкрепление привело с собой нового командующего, голландского адмирала генерала Корнелиса Тромпа , одного из самых известных военно-морских тактиков своего времени. Оба флота двинулись на север и 1 июня во время сильного шторма прошли южную оконечность Эланда . Шведские корабли плохо себя чувствовали при сильном ветре, потеряв мачты и рангоут. Шведские офицеры выстроились в боевую линию, которая с большим трудом держалась вместе. Они пытались опередить корабли Тромпа, чтобы получить преимущество. погода , оказавшись между союзниками и берегом и тем самым заняв выгодную тактическую позицию. Голландским кораблям союзного флота удалось пройти крутым бейдевиндом быстрее, чем остальным силам, и проскользнуть между шведами и побережьем, заняв решающий указатель погоды. Позже тем же утром два флота приблизились друг к другу и вскоре оказались в пределах досягаемости. [36]
Тонущий [ править ]
Около полудня, на некотором расстоянии к северо-востоку от Хюльтерстада , шведский флот совершил то, что военный историк Ингвар Сьёблом назвал «широко обсуждаемым маневром». Из-за недопонимания и плохо скоординированной сигнализации шведский флот попытался развернуться и вступить в бой с союзным флотом до того, как они прошли мимо северной оконечности Эланда, о чем было согласовано перед битвой. Известно, что резкие повороты в ненастную погоду опасны, особенно для кораблей, имеющих слабую остойчивость. «Кронан» повернул влево (влево), но с слишком большим парусом, и так сильно накренился, что начал заливать воду через открытые артиллерийские порты. Экипаж не смог исправить дисбаланс, и корабль полностью перевернулся, мачты были параллельны воде. Вскоре после этого по неизвестным причинам пороховой склад в носовой части « Кронана» загорелся и взорвался, разорвав большую часть правого борта впереди грот-мачты. Оставшаяся часть поднялась кормой вверх, а отломанная носовая часть — вниз. Затем она быстро затонула левым бортом вниз. Когда затонувший корабль ударился о морское дно, корпус получил серьезную трещину по боку, что еще больше повредило конструкцию. [37]
Как показывает остеологический анализ останков скелетов, во время этого быстрого затопления значительная часть экипажа получила серьезные травмы. Многие из останков имели глубокие незаживающие рваные раны на черепах, позвонках, ребрах и других конечностях. [38] Есть две основные теории о причине травм. Остеолог Эбба Дюринг предположила, что во время затопления рухнула дисциплина и социальная сплоченность. Экипаж прибег бы к «всем средствам, имеющимся в их распоряжении, как физическим, так и психологическим», чтобы покинуть корабль. [39] интерпретацию, которую разделяет историк Ингвар Сьёблом. [40] Историк медицины Катарина Вильнер, с другой стороны, предположила, что травмы были вызваны внезапным и жестоким хаосом самого затопления, в результате которого вокруг были разбросаны люди, тяжелое оборудование и пушки. [41]
Потеря флагмана адмирала привела шведские войска в беспорядок, и вскоре Свардет , следующий в очереди в качестве флагмана флота, был окружен адмиралами союзников и подожжен голландским боевым кораблем после продолжительной артиллерийской дуэли. Лишь 50 из 650-сильного экипажа спаслись от перестрелки и ада, и среди погибших был действующий адмирал Клаас Уггла. Потеряв двух своих высокопоставленных командиров, а также два крупнейших корабля, шведский флот в беспорядке бежал. Солен Позже сел на мель; Ярнвоген , Нептун и три судна меньшего размера были захвачены. Позже «Эпплет» затонул, сломав причал у Даларё. [42]
Последствия [ править ]
По словам артиллерийского офицера Андерса Гилленспака, при затоплении выжили только 40 человек, включая его самого: майор Йохан Клерк, 2 трубача, 14 матросов и 22 солдата, то есть погибло более 800 человек. Среди них было полдюжины морских и армейских офицеров, а также главный врач Адмиралтейства и флотский аптекарь . В общей сложности около 1400 человек погибли, когда Кронан и Свардет были потеряны, а в дни после битвы сотни трупов были выброшены волнами на восточное побережье Эланда. По словам викария прихода Лонглот, 183 мужчины были взяты с пляжей и похоронены на кладбищах Хультерстад и Стеноса. [43] Тело Лоренца Крейца было опознано и отправлено в его поместье Сарвлакс недалеко от города Ловииса в Финляндии, где оно и было похоронено. [44] Потери были еще хуже, поскольку «Кронан» был флагманом и укомплектован лучшими матросами и артиллеристами флота. [45] Когда «Кронан» и «Свардет» затонули, они забрали с собой весь запас 30- и 36-фунтовых орудий флота. [46] Всего вместе с кораблями погибло более 300 тонн бронзовых орудий на сумму около 250 000 серебряных далеров , что несколько превышало стоимость самих кораблей. [47]
В течение недели известие о неудаче на Борнхольме и катастрофе на Эланде дошло до короля Карла, который немедленно приказал создать комиссию для расследования фиаско. Чарльз хотел знать, виновны ли Бэр и другие офицеры в трусости или некомпетентности. 13 июня король написал, что «некоторые из наших морских офицеров проявили такое трусливое и неосторожное поведение, [что они] поставили безопасность, благополучие и защиту королевства под большую угрозу», и что «такое тяжкое преступление должно быть строго наказано». наказан». [48] Комиссия начала свою работу 7 июня 1676 г. и завершила ее в октябре 1677 г., не вынеся ни одного приговора. Адмирал Йохан Бэр из Нюкельна и лейтенант-адмирал Кристер Бойе, севшие на мель вместе с Эпплетом , больше никогда не получали командование военно-морским флотом. Один из обвиняемых, Ганс Клерк из Солена , был произведен королем в звание адмирала еще до того, как комиссия представила свои выводы. [42]
Причины затопления [ править ]
Неправильное обращение в ненастную погоду стало наиболее очевидной причиной затопления « Кронана » . В отличие от «Васы» , мореходные характеристики «Кронана » не имели существенных недостатков, и корабль несколько лет прослужил в бурном море. В ходе работы комиссии артиллерийский офицер Андерс Гилленспак даже проводил прямые сравнения с Васой . Он показал, что балласт Кронана хотя был облегчен в Даларё в начале похода и что он не пополнил запасы питья, так что корабль имел меньшую осадку и был бы несколько менее остойчив, чем с полными запасами, он не винил в этом Крейца. [49]
Почему шведский флот отклонился от первоначального плана нанесения удара по силам союзников в своих водах к северу от острова Эланд, так и не было удовлетворительно объяснено. По словам Розенберга и Гилленспака на Кронане , Крейц сделал поворот, потому что Уггла дал сигнал, что он уходит. Розенберг также полагал, что Бэр на Нюкельне , адмирал первой эскадры, и что Уггла считал необходимым следовать этому незапланированному манёвру, чтобы сохранить целостность флота. первым совершил разворот [50] Офицеры Андерс Хомман и Улоф Норман, оба выжившие в Свардете что только Крейц как командующий флотом мог принять такое решение и что Уггла лишь следовал Кронана . , утверждали , примеру [51] Свидетели, давшие показания перед комиссией, утверждали, что конфликт между офицерами стал причиной того, что необходимые меры предосторожности не были приняты до Кронана появления . Розенберг показал, что лейтенант-адмирал Арвид Бьёрнрам и майор Клас Анкарфьелл открыто разошлись во мнениях относительно того, какой парус следует ставить и как близко к земле должен плыть корабль. [52] По словам Гилленспака, старший пилот флота Пер Габриэльссон выразил обеспокоенность по поводу разворота в ненастную погоду, но никто не прислушался к его совету. [53]
Некоторые ученые и авторы обвиняли Крейца в потере своего корабля, и его критиковали как некомпетентного моряка и офицера, который из-за отсутствия военно-морского опыта стал причиной затопления. [54] Историк Гуннар Грандин предположил, что целью маневра было воспользоваться разбросанным союзным флотом, но многие офицеры Кронана выступили против этой идеи; Крейц и Бьёрнрам призвали корабль быстро развернуться, чтобы получить тактическое преимущество, в то время как Анкарфьелл и Габриэльссон были обеспокоены непосредственной безопасностью корабля. Грандин также предположил, что у Крейца, возможно, случился психический срыв после неудачи на Борнхольме и открытого спора с его офицерами, который привел к опрометчивому и в конечном итоге фатальному решению. [55]
Более поздние взгляды представляют вопрос ответственности как более тонкий и сложный, предполагая, что Крейца нельзя выделять как единственного ответственного за катастрофу. Историки Ингвар Сьёблом и Ларс Эриксон Вольке отметили, что положение Крейца как адмирала было сравнимо с положением главного министра. В первую очередь он был бы администратором без необходимости глубокого знания практических деталей; поворот корабля в ненастную погоду был обязанностью его подчиненных. Сьёблом подчеркнул, что разногласия между майором Анкарфьеллом и лейтенант-адмиралом Бьёрнрамом относительно того, сколько парусов необходимо, являются пустой тратой драгоценного времени в ситуации, когда быстрые решения имеют решающее значение. [56] Крейц также был уникален как верховный главнокомандующий военно-морским флотом, поскольку у него не было опыта в военных вопросах. Шведскому военно-морскому офицерскому корпусу в конце 17 века не хватало престижа армейских командующих, а опытных офицеров и даже адмиралов могли уступать по званию неопытные гражданские лица или армейские командиры с небольшим военно-морским опытом или вообще без него. [57] Морской археолог Ларс Эйнарссон предположил, что «холерический и своенравный темперамент» Крейца, вероятно, сыграл свою роль, но в равной степени в этом можно винить неподготовленный и неопытный экипаж, а также открытые разногласия среди офицеров. [58] По словам Сьёблома, историкам до сих пор неясно, был ли на Кронане назначенный командир корабля , несущий общую ответственность. [40]
История как кораблекрушение [ править ]
Общая стоимость Кронана оценивалась в 326 000 серебряных далеров в современной валюте, причем около половины стоимости, 166 000 далеров, приходилось на вооружение. Поэтому в интересах ВМС Швеции было спасти как можно больше пушек. В начале 1660-х годов почти все ружья Васы были изготовлены с использованием значительно усовершенствованных технологий. Командующему Паулю Румпфу и адмиралу Гансу Вахтмайстеру было поручено спасти пушки Кронана . с помощью водолазных колоколов Летом (ок. июнь – август) 1679–1686 годов, начиная с окончания войны с Данией, они смогли поднять 60 пушек на сумму 67 000 далеров. В 1960-х годах эксперт по дайвингу Бо Кассель совершил несколько успешных спусков на Васу с водолазным колоколом, изготовленным по спецификациям 17-го века. В 1986 году на Кронане были проведены дальнейшие эксперименты . Испытания оказались успешными, и был сделан вывод, что операции 17-го века, должно быть, требовали значительного опыта, навыков и благоприятных погодных условий. [59] Хотя условия у Эланда часто были трудными, с холодной водой и непредсказуемой погодой и требовали большого экипажа, экспедиции были очень прибыльными. Историк Бьёрн Аксель Йоханссон подсчитал, что общая стоимость всего экипажа за все восемь сезонов дайвинга составила менее 2000 далеров — стоимость одного из 36-фунтовых орудий Кронана . [60]
Повторное открытие [ править ]
Морской инженер и историк-любитель Андерс Францен искал старые шведские затонувшие корабли в Балтийском море с 1940-х годов и стал известен на всю страну после того, как обнаружил Васу в 1956 году . Кронан был одним из нескольких известных кораблекрушений в списке потенциальных мест затонувших кораблей, который он составил. В течение почти 30 лет Францен и другие исследовали архивы и исследовали морское дно у восточного побережья Эланда. В 1950-х и 1960-х годах команда обследовала остров Хультерстад путем перетаскивания, а затем провела гидролокационное сканирование. В 1971 году были обнаружены доски, предположительно принадлежавшие Кронану , но в то время не удалось отследить их должным образом. Позже, в 1970-х годах, зона поиска была сужена с помощью гидролокатора бокового обзора и магнитометра — прибора, обнаруживающего наличие железа. С помощью двух инструментов команда определила вероятное местоположение и в начале августа 1980 года отправила подводные камеры, чтобы сделать первые фотографии Кронана . [61]
Археология [ править ]
Остатки Кронана лежат на глубине 26 м (85 футов), в 6 км (3,7 миль) к востоку от Хюльтерстада, у восточного побережья острова Эланд. С момента ее повторного открытия в 1980 году к месту крушения с июня по август ежегодно проводились дайверские экспедиции. По стандартам Балтийского моря здесь хорошие условия для подводных археологических работ; место крушения находится далеко от суши, вдали от обычных морских путей и не пострадало от загрязнения с суши или чрезмерного роста морской растительности. Видимость, особенно в начале лета, хорошая и может достигать 20 м. Морское дно состоит в основном из неплодородного песка, который отражает большую часть солнечного света с поверхности, что облегчает съемку и документирование места с помощью подводных камер. На данный момент нанесено на карту около 85% места крушения, и «Кронан» стал одним из самых обширных и широко разрекламированных морских археологических проектов в Балтийском море. [63]
Находит [ править ]
было спасено и каталогизировано более 30 000 артефактов Из Кронана : от бронзовых пушек весом до четырех тонн до небольших фрагментов яичной скорлупы. [63] Было сделано несколько открытий значительной важности, некоторые из которых имеют уникальную историческую и археологическую ценность. Одной из первых находок стал небольшой настольный шкаф с девятью ящиками, в котором хранились навигационные инструменты, инструменты для чистки труб, столовые и письменные принадлежности, который, скорее всего, принадлежал одному из офицеров. [64] Будучи флагманом, Кронан имел при себе большое количество наличных денег в виде серебряных монет. Помимо заработной платы экипажу, военный сундук требовался на крупные непредвиденные расходы. В 1982 году была найдена коллекция из 255 золотых монет, большая часть которых — дукаты . Происхождение отдельных монет значительно различалось: в таких местах, как Каир, Ревель (современный Таллинн) и Севилья. Еще 46 дукатов были найдены в 2000 году. [65] Коллекция монет, вероятно, является крупнейшим золотым сокровищем, когда-либо обнаруженным на шведской земле, хотя ее было недостаточно для покрытия крупных расходов, что привело к предположению, что они были личной собственностью адмирала Лоренца Крейца. [66] В 1989 году в останках орлопа было найдено более 900 серебряных монет, крупнейшей на тот момент коллекции серебряных монет, когда-либо обнаруженной в Швеции. В 2005 году был обнаружен гораздо больший тайник, насчитывавший почти 6200 монет, а в 2006 году — еще один, насчитывающий более 7000 монет. [67] Серебряный клад 2005 года почти полностью состоял из 4 монет оре , отчеканенных в 1675 году, что составляло более 1% от всего производства 4 монет оре того года. [68]
Было найдено несколько музыкальных инструментов, в том числе труба, три скрипки и виола да гамба — все дорогие предметы, которые, вероятно, принадлежали либо офицерам, либо трубачам. Один из трубачей на борту был членом музыкального ансамбля адмирала, и предполагается, что один из особенно прекрасных инструментов немецкого производства принадлежал ему. Еще один остаток личных запасов офицеров был обнаружен в 1997 году и представлял собой плетеную корзину, наполненную табаком и дорогими импортными продуктами питания и специями, включая имбирь, сливы, виноград и перья корицы. [69]
Примерно семь процентов находок состоят из текстиля. Большая часть одежды, особенно офицеров и их личных слуг, хорошо сохранилась и дает информацию о производстве одежды в конце 17 века, что в противном случае было бы трудно исследовать, основываясь только на изображениях. [70]
См. также [ править ]
- Мэри Роуз , английская каррака XVI века, спасенная в 1982 году.
- La Belle , затонувший французский торговый корабль, спасенный в 1997 году.
- Васа , шведский военный корабль, который затонул и затонул в 1628 году, был вновь открыт в 1956 году и впоследствии восстановлен.
- Марс — шведский военный корабль, затонувший в 1564 году и вновь обнаруженный в 2011 году.
Примечания [ править ]
- ^ Имена означают «корона» и «великая корона» соответственно. Информацию о современной стандартизации именования см. у Андерса Франзена в книге Йоханссон (1985), с. 9; Лундгрен (1997), с. 8.
- ^ См. Ян Глет (2002) Война и государство в Европе раннего Нового времени: Испания, Голландская Республика и Швеция как финансово-военные государства, 1500–1600. Рутледж, Лондон. ISBN 0-415-22645-7 для углубленного изучения.
- ^ Йоран Ристад «Шведская война и борьба за гегемонию на Севере» в Ристаде (2005), стр. 17–19
- ^ Роджер (2004), стр. 29–30.
- ^ Йоран Ристад «Шведская война и борьба за гегемонию на Севере» в Ристаде (2005), стр. 20–21
- ^ Финн Аскгаард, «Морская битва» в Ристаде (2005), стр. 172.
- ^ Глет (1993), стр. 174–77.
- ^ Андерс Нильссон в Йоханссоне (1985), стр. 52–53.
- ^ Андерс Нильссон в Йоханссоне (1985), стр. 38–39.
- ^ Глет (1999), с. 17
- ^ Музей округа Кальмар, Официальный Кронан сайт . Архивировано 19 апреля 2014 г. в Wayback Machine . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ Глет (1999), с. 23; дополнительные примеры нестабильности современных военных кораблей см. также Роджер (2004), стр. 218–219.
- ^ Глет (1999)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глет (2002)
- ^ Андерс Сандстрем, «Готов к бою» в Йоханссоне (1985), стр. 122–23.
- ^ Гуннар Грандин , «Битва 26 мая» в Йоханссоне (2005), стр. 127.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суп (2007), стр. 136–38.
- ^ Лундгрен (1997), стр. 9–18.
- ↑ Доиндустриальная лесозаготовка была зимним занятием, поскольку по заснеженной местности большие лесоматериалы легче было перевозить на санях.
- ^ Лундгрен (1997), стр. 10.
- ^ Лундгрен (1997), стр. 19–39.
- ^ Лундгрен (1997), стр. 9–10; Андерс Франзен, «Kronan går af stapelen 1668» в Йоханссоне (1985), стр. 48–49.
- ^ Лундгрен (1997), стр. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Проект Корона (2008), стр. 7–9.
- ^ Правление Карла XI и Карла XII (1654–1718) в шведских исторических трудах часто называют «периодом Каролингов» ( karolinska tiden ).
- ^ Пусетт (2009), стр. 107.
- ^ Pousette (2009), стр. 107 (Зеттерстен, см. также Аскер, Как управлялось королевством )
- ^ Пусетт (2009), стр. 111–12.
- ↑ Все четыре были regalskepp (обычно переводятся как «королевские корабли») — крупнейшими во флоте и обычно названными в честь частей регалий Швеции .
- ↑ Оригинальная цитата: « фермеры окунулись в соленую воду » у Гуннара Грандина , «Ключевая роль Флоттана» у Йоханссона (1985), стр. 101.
- ^ Гуннар Грандин , «Козерог платит за морской поезд» в Йоханссоне (1985), стр. 108–09; Курт Лундгрен, «Флот распилил лед» в книге Йоханссона (1985), стр. 110–11; Сьёблом (2003), стр. 223.
- ^ Глет (2010), стр. 302, 305.
- ^ Курт Лундгрен, «Флот распилил лед» в Йоханссоне (1985), стр. 110–11.
- ^ Гуннар Грандин «Готланд захвачен», «Флот иссякает» в Йоханссоне (1985), стр. 114–15, 118–19.
- ^ Сьёблом (2003), стр. 225–26.
- ^ Сьёблом (2003), стр. 226.
- ^ Проект «Корона» (2007), стр. 4.
- ^ Около 10% всех костей плеча ( плечевая кость ) и почти 20% бедренных костей ( бедренная кость ) имеют признаки насилия, вызванного острыми предметами, и во многих случаях наблюдаются повторяющиеся удары, направленные на одну и ту же область.
- ^ Во время (1997) с. 594
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сьёблом (2003), стр. 227.
- ^ Виллнер (2012), стр. 38–39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сьёблом (2003), стр. 228.
- ^ Эйнарссон (2005) «Likplundring i Hulterstad», с. 56.
- ^ Бьорн Аксель Йоханссон, «В кармане Крейца», в Йоханссоне (1985), стр. 165.
- ^ Глет (2010), с. 190
- ^ Глет (2010), с. 563
- ^ Глет (2010), с. 566
- ↑ Оригинальная цитата: « Некоторые из наших военно-морских офицеров вели себя настолько вяло, [что] подвергли безопасность, благополучие и защиту нации… величайшей опасности »; « такое тяжкое преступление должно быть строго наказано »; Лундгрен (2001), стр. 5–6.
- ^ Лундгрен (2001), стр. 72.
- ^ Эйнарссон (2001), стр. 9–12
- ^ Лундгрен (1997), стр. 107–11.
- ^ Лундгрен (2001), стр. 51.
- ^ Лундгрен (2001), стр. 235.
- ^ См. Аскер (2005), стр. 29; Бьёрлен (1885 г.); Золотой гранат (1840 г.); Исааксон (2000), стр. 11–12; Унгер (1909), стр. 234; Зеттерстен (1903), стр. 478.
- ^ Гуннар Грандин , «Нервный кризис или азартные игры» в Йоханссоне (1985), стр. 144–145.
- ^ Эриксон Волке (2009), стр. 115; Сьёблом (2003), стр. 227.
- ^ Аскер (2005), стр. 29–30.
- ^ Эйнарссон (2001), с. 13
- ^ Йоханссон (1993), стр. 129–133
- ^ Йоханссон (1993), стр. 156–158
- ^ Альберг, Бёрьессон, Францен и Гризель, «Корона найдена», в Йоханссоне (1985), стр. 192–205
- ^ Проект Корона (1992)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Проект Корона (2008)
- ^ Эйнарссон (2001), с. 30
- ^ Эйнарссон (2001), стр. 33–34
- ↑ Золотой клад, содержащий несколько сотен золотых монет, был найден во время жилищного строительства Сторторгетом Стокгольма в Старом городе в 1804 году, но, поскольку все монеты, кроме одной, были распроданы, неизвестно, было ли оно больше клада Кронан ; Голабьевски Ланнби (1985), стр. 6–8, 11.
- ^ Гейнсфорд и Джонсон (2008)
- ^ Эйнарссон (2005) «Найден еще один серебряный клад», стр. 15.
- ^ Эйнарссон (2001), стр. 31, 36
- ^ Пусетт (2009)
Ссылки [ править ]
- Аскер, Бьёрн (2005) «Военно-морские офицеры на море и на суше» в книге Бьёрна Аскера (редактор) « Великая держава как военно-морская держава: морские изображения из Каролингских времен». Исторические СМИ, Лунд. ISBN 91-85057-43-6 ; стр. 29–32. (на шведском языке)
- Бьёрлин, Густав (1885) Война против Дании 1675–1679: чтение для молодых и старых. Норштедт, Стокгольм. (на шведском языке)
- Во время [Дюринга], Эббы (1997) «Специфические скелетные травмы, наблюдаемые на останках человеческого скелета шведского военного корабля семнадцатого века, Кронан » в Международном журнале остеоархеологии , том. 7; стр. 591–594.
- Эйнарссон, Ларс (2001) Корона. Музей округа Кальмар, Кальмар. ISBN 91-85926-48-5 (на шведском языке)
- Эйнарссон, Ларс (2005) «Likplundring i Hulterstad år 1676» в Кальмар-лане: сообщение из музея Кальмар-ланс-хембигдсфёрбунд и Stiftelsen Kalmar-läns. ISSN 0451-2715; стр. 52–58. (на шведском языке)
- Эйнарссон, Ларс (2005) «Еще одно серебряное сокровище, найденное на месте крушения королевского корабля «Кронан»» в Myntstudier , vol. 2005:3 . ISSN 1652-2303.; стр. 14–16. (на шведском языке)
- Эриксон Вольке, Ларс (2009) «Совершенно новый флот - морские войны в последнее десятилетие 17 века», в книге Ericson Wolke & Hårdstedt, Шведские морские сражения. Издательство Medström, Стокгольм. ISBN 978-91-7329-030-2 (на шведском языке)
- Гейнсфорд, Сара и Йонссон, Кеннет (2008) «Сокровище 2005 года с королевского корабля Кронан» в Myntstudier vol. 2008:3 . ISSN 1652-2303; стр. 3–17. (на шведском языке)
- Глет, Январь (1993) Военно-морские силы и нации: военные корабли, военно-морские силы и государственное строительство в Европе и Америке, 1500–1680, том первый. Almqvist & Wiksell International, Стокгольм. ISBN 91-22-01565-5
- Глет, Ян (1999) «Насколько велика была Корона? Кое-что о больших военных кораблях в Европе во второй половине 17 века» в Forum Navale 55 . Общество морской истории, Стокгольм; стр. 17–25 (на шведском языке)
- Глете, Ян (2002) « Артиллерия Короны. Краткий обзор архивных материалов и данных об уцелевших пушках », неопубликованная статья, Стокгольмский университет.
- Глете, январь (2010 г.) Военно-морское управление Швеции, 1521–1721 гг.: Потоки ресурсов и организационные возможности. Брилл, Лейден. ISBN 978-90-04-17916-5
- Голабьевски Ланнби, Моника, (1988) Золотое сокровище с королевского корабля «Кронан» в музее округа Кальмар. Кальмус, Кальмар. ISBN 91-85926-09-4
- Гилленгранат, Карл Август (1840) Краткое изложение военно-морской истории Швеции. Карлскруна, Амин. (на шведском языке)
- Исаксон, Глас-Йоран (2000) Сканская война 1675–1679 , Historiska media, Лунд. ISBN 91-88930-87-4 (на шведском языке)
- Йоханссон, Бьорн Аксель (редактор, 1985) Королевский корабль Кронан. Треви, Стокгольм. ISBN 91-7160-740-4 (на шведском языке)
- Йоханссон, Бьёрн Аксель (1993), «С часами дайвера на королевском корабле Кронан» в Райде, Торстен (редактор) «-взгляните через край перил!» Праздничное письмо Андерсу Францену. ISBN 91-7054-711-4 ; стр., 124–158 (на шведском языке)
- Проект Кронан (1992) Отчет о морских археологических исследованиях 1991 года на месте крушения королевского корабля Кронан. Музей округа Кальмар, Кальмар. (на шведском языке)
- Проект Кронан (2007 г.) Отчет о морских археологических исследованиях 2006 г. на месте крушения королевского корабля Кронан. Музей округа Кальмар, Кальмар. (на шведском языке)
- Проект Кронан (2008 г.) Отчет о морских археологических исследованиях 2007 г. на месте крушения королевского корабля Кронан. Музей округа Кальмар, Кальмар. (на шведском языке)
- Лундгрен, Курт (1997) Стора Кронан: Здание. Битва. Разграбление Эланда. Обзор исходных материалов по истории. Lenstad Book & Image, Кристианстад. ISBN 91-973261-5-1 . (на шведском языке)
- Лундгрен, Курт (2001) Битва при Эланде. Свидетельства - документы 1676–1677 гг. Lingstad Book & Image, Кальмар. ISBN 91-631-1292-2 (на шведском языке)
- Пусетт, Мэри (2009) «Одетая на борт» Шернер, Катарина (редактор) Архипелаг и море: влияние на раннюю историю Стокгольмского архипелага. Королевский Академия истории и древностей Виттерхетса, Конференции 71. Стокгольм. ISBN 978-91-7402-388-6 (на шведском языке)
- Роджер, Николас А.М. (2004) Командование океаном. Военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг. Аллен Лейн, Лондон. ISBN 0-7139-9411-8
- Рюстад, Йоран (редактор, 2005 г.) Битва за Сконе . Исторические СМИ, Лунд. ISBN 91-85057-05-3 (на шведском языке)
- Сьёблом, Олоф (2003) «Битва при Эланде 1676: Корона уходит под воду» в Эриксоне [Вольке], Хордстедте, Ико, Сьёбломе и Оселиусе, Шведские поля сражений. Вальстрем и Видстранд, Стокгольм. ISBN 91-46-20225-0 (на шведском языке)
- Суп, Ганс (2007) Плавучие дворцы: украшение старых шведских военных кораблей. Сигнум, Стокгольм. ISBN 978-91-87896-83-5 (на шведском языке)
- Унгер, Гуннар (1909). Иллюстрированная военно-морская история Швеции, охватывающая период до 1680 года. Боннье, Стокгольм. (на шведском языке)
- Виллнер, Катарина (2012) Под палубой: Мэри Роуз – Васа – Кронан. Медстрем, Стокгольм. ISBN 978-91-7329-108-8 (на шведском языке)
- Зеттерстен, Аксель (1903) История шведского флота в 1635–1680 годах. Газетная типография Norrtälje, Норртелье. (на шведском языке)
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эйнарссон, Ларс (1994) «Современная морская археология в Швеции: случай Кронана» в Шоккенбруке, JCA (редактор), « Путешествие между Марсом и Меркурием: политические, экономические и культурные связи между Нидерландами и Швецией во время Золотого века: статьи для симпозиум Кронана, Амстердам, 19 ноября 1993 г. NIVE для посольства Швеции в Гааге; стр. 41–47
- Эйнарссон, Ларс и Морцер-Брюйнс, WFJ (2003) «Поперечный посох затонувшего корабля «Кронан» (1676 г.)» в Международном журнале морской археологии , т. 32; стр. 53–60
- Францен, Андерс (1981) HMS Kronan: В поисках великого шведского военного корабля 17 века. Библиотека Королевского технологического института, Стокгольм.
- Франзен, Андерс (апрель 1989 г.). «Кронан — остатки могучего военного корабля». Нэшнл Географик . Том. 175, нет. 4. С. 438–464. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
Внешние ссылки [ править ]
- Веб-сайт Officiell - размещен на базе Музея округа Кальмар.
- Музей Кальмар Ланса – организатор проекта Kronan Project и место проведения нескольких постоянных выставок находок с корабля.
- Кронан на сайте подводной археологии Северных стран
56 ° 26'58 "N 16 ° 40'20" E / 56,44944 ° N 16,67222 ° E