Управление подводным газом
Управление газом для подводного плавания — это аспект подводного плавания , который включает в себя планирование использования газа , смешивание , заполнение, анализ, маркировку, хранение и транспортировку газовых баллонов для погружения, мониторинг и переключение газов для дыхания во время погружения, эффективное и правильное использование газовых баллонов. газ и подачу аварийного газа другому члену дайв-команды. Основная цель состоит в том, чтобы обеспечить, чтобы у каждого всегда было достаточно газа, подходящего для текущей глубины, и он знал об используемой газовой смеси и ее влиянии на обязательства по декомпрессии , азотный наркоз и риск кислородной токсичности . Некоторые из этих функций могут быть делегированы другим, например, заполнение баллонов или транспортировка к месту погружения, но другие находятся в прямой ответственности дайвера, использующего газ.
Управление дыхательным газом во время погружения является важным навыком, позволяющим избежать потенциально фатальных последствий. В базовом случае бездекомпрессионного дайвинга в открытой воде, который допускает свободное аварийное всплытие, необходимо обеспечить наличие достаточного количества газа для безопасного всплытия (плюс резерв на случай непредвиденных обстоятельств) и возможность всплытия с помощью, когда дайвер разделяет газ. с другим дайвером. Управление газом становится более сложным при одиночном погружении , погружении с декомпрессией , погружении с проникновением или погружении с более чем одной газовой смесью. [1] [2] Другие необходимые знания включают осведомленность о нормах потребления газа лично и другими членами команды в различных условиях, например, на поверхности, на различной глубине, при различных нагрузках при выполнении задач по погружению, а также личных физических усилиях и психическом состоянии. [3] : Раздел 3 [4]
Дайверам необходимо знать об остатке доступного газа, поэтому на каждом баллоне для дайвинга установлен погружной манометр , указывающий оставшееся давление газа, а баллон имеет четкую маркировку, указывающую состав газовой смеси. Количество доступного оставшегося газа можно рассчитать на основании давления в баллоне, внутреннего объема баллона и запланированного резерва. Время, в течение которого дайвер может погружаться на имеющемся газе, зависит от глубины, рабочей нагрузки, физической подготовки дайвера и того, безопасно ли дышать газом на этой глубине. Частота дыхания может значительно варьироваться, и оценки во многом основаны на опыте. Консервативные оценки обычно используются в целях планирования. Дайверы должны развернуть погружение и начать выход и всплытие, пока есть достаточно газа для безопасного всплытия. Для этого может потребоваться расчет минимально допустимого давления для различных этапов погружения, известного как критическое давление. [5] [1] [2]
Чтобы ограничить риск неисправностей оборудования, которые могут привести к потере дыхательного газа, дайверы содержат свои дыхательные аппараты в исправном состоянии, тщательно собирают их и проверяют перед использованием. Это не исключает полностью возможность неисправности, которая может привести к потере газа, поэтому необходимо изучить и поддерживать необходимые навыки для устранения разумно прогнозируемых неисправностей, а также иметь резервные запасы, чтобы учесть обстоятельства неустранимой неисправности. [3] [4]
Газовое планирование [ править ]
Планирование подводного газа — это аспект планирования погружения и управления газом, который касается расчета или оценки количества и смесей газов, которые будут использоваться для запланированного профиля погружения . Обычно предполагается, что профиль погружения, включая декомпрессию, известен, но процесс может быть итеративным, включая изменения профиля погружения вследствие расчета потребности в газе или изменения выбранных газовых смесей. Использование расчетных запасов, основанных на запланированном профиле погружения и расчетных скоростях потребления газа, а не произвольного давления, иногда называют управлением донным газом. Целью газового планирования является обеспечение того, чтобы во всех разумно предсказуемых непредвиденных обстоятельствах у дайверов команды было достаточно дыхательного газа, чтобы безопасно вернуться в место, где доступно больше дыхательного газа. В большинстве случаев это будет поверхность. [4]
Газовое планирование включает в себя следующие задачи: [3] : Раздел 3
- Выбор дыхательных газов в зависимости от погружения.
- Выбор конфигурации акваланга для основного дыхательного газа,
- Выбор конфигурации акваланга для аварийного дыхательного газа,
- Оценка количества газа, необходимого для запланированного погружения, включая донный газ , транспортный газ и декомпрессионные газы, в соответствии с запланированным профилем. [4]
- Оценка количества газа на случай разумно предсказуемых непредвиденных обстоятельств. В условиях стресса дайвер, вероятно, увеличит частоту дыхания и уменьшит скорость плавания. И то, и другое приводит к более высокому расходу газа при аварийном выходе или подъеме. [4]
- Выбор баллонов для перевозки необходимых газов. Объем каждого баллона должен быть достаточным для содержания необходимого количества газа при его рабочем давлении или ниже.
- Расчет необходимых давлений каждого из газов в каждом из баллонов для обеспечения необходимых количеств.
- Указание критических давлений соответствующих газовых смесей для соответствующих секторов (путевых точек) планируемого профиля погружения с учетом расчетной частоты дыхания дайверов, которым, возможно, придется использовать газ в непредвиденных обстоятельствах ( газовое согласование ).
Планирование использования газа является личной ответственностью дайвера -любителя и технического дайвера , но в профессиональном дайвинге это одна из обязанностей супервайзера по дайвингу , и необходимые процедуры должны быть подробно описаны в руководстве по эксплуатации .
Эмпирическое правило планирования газа
Формальная и относительно полная процедура планирования подводного газа предполагает наличие достаточно подробного плана погружения, в котором известно большинство переменных, но многие рекреационные погружения проводятся на более разовой основе.
Большинство дайверов-любителей не совершают погружений с проникновением или погружений, превышающих бездекомпрессионный предел, и могут безопасно всплыть прямо на поверхность в любой точке погружения. При таких всплытиях не используется большой объем газа, и таких дайверов обычно учат начинать всплытие при заданном остаточном давлении в баллоне, независимо от ожидаемой глубины, размера баллона или ожидаемой частоты дыхания, просто потому, что это легко сделать. помните об этом и упрощает работу дайв-лидера при групповых погружениях. Иногда он может быть недостаточно консервативным, но чаще бывает излишне консервативным, особенно при неглубоких погружениях с большим баллоном. Дайверам может быть приказано уведомить руководителя погружения при давлении 80 или 100 бар и вернуться в лодку с оставшимся давлением не менее 50 бар или 700 фунтов на квадратный дюйм или что-то подобное, но одна из причин иметь запас в 50 бар заключается в том, чтобы вернуться в лодку безопаснее, позволив дайверу плавать на поверхности в неспокойной воде, выдыхая регулятор. Этот остаточный газ также можно хорошо использовать для длительной или дополнительной остановки безопасности, когда погружение приближается к бездекомпрессионному пределу, но хорошей практикой является не израсходовать газ полностью, поскольку пустой баллон легче загрязнить во время обращения, и Оператору по наполнению может быть предложено провести внутреннюю проверку любого баллона, в котором не регистрируется остаточное давление при предъявлении его для наполнения, или отклонить его для наполнения до тех пор, пока компетентное лицо не проведет внутреннюю проверку.
Для более глубоких погружений, погружений с некоторой запланированной декомпрессией или одиночных погружений можно иметь с собой аварийный баллон с достаточным количеством газа, подходящим для безопасного всплытия на поверхность из любой точки запланированного профиля погружения. Если аварийный баллон зарезервирован для использования только в чрезвычайных ситуациях, его хватит на многие погружения, поскольку при проверке баллона и регулятора перед погружением необходимо использовать очень мало газа.
Правило третей – еще одно такое практическое правило . [6] [7] Это правило обычно применяется только к погружениям в надземной среде, например, в пещерах и затонувших кораблях, где прямой подъем на поверхность невозможен и дайверы должны вернуться тем же путем, которым пришли, и декомпрессионные остановки не предусмотрены.
Для дайверов, следующих этому правилу, одна треть запаса газа используется на обратный путь, одна треть на обратный путь и одна треть хранится в резерве на случай чрезвычайной ситуации. Погружение прекращается, когда первый дайвер достигает одной трети стартового давления. [6] Однако при погружении с напарником с более высокой частотой дыхания или другим объемом газа может потребоваться установить одну треть запаса газа напарника в качестве оставшейся «трети». Это означает, что точка поворота для выхода наступает раньше или что дайвер с более низкой частотой дыхания несет больший объем газа, чем потребовалось бы, если бы у обоих была одинаковая частота дыхания. Правило третей не допускает более высоких норм потребления в условиях стресса.
Резервы необходимы в конце погружения на случай, если дайвер погрузился глубже или дольше, чем планировалось, и ему придется оставаться под водой для выполнения декомпрессионных остановок, прежде чем он сможет безопасно подняться на поверхность. Дайвер без газа не может делать остановки и рискует получить декомпрессионную болезнь . В надголовной среде , где невозможно подняться непосредственно на поверхность, резервная треть позволяет дайверу передать газ напарнику, у которого закончился газ, обеспечивая достаточно газа, чтобы позволить обоим дайверам выйти из кабины и подняться на поверхность. . [7] [6]
Планирование по добыче газа [ править ]
Термин «планирование газового забоя» используется для метода газового планирования, основанного на запланированном профиле погружения, при котором доступна достаточно точная оценка глубины, времени и уровня активности, выполняются расчеты газовых смесей и соответствующих количеств. каждой смеси известны достаточно хорошо, чтобы сделать весьма точные расчеты полезными.
Смешивание газов [ править ]
Смешение газов для подводного плавания (или смешивание газов) — это заполнение баллонов для дайвинга невоздушными смесями , газовыми такими как найтрокс , тримикс и гелиокс . Использование этих газов обычно предназначено для повышения общей безопасности запланированного погружения за счет снижения риска декомпрессионной болезни и/или азотного наркоза , а также может облегчить дыхание . [8] [9]
Заполнение баллонов смесью газов представляет опасность как для наполнителя, так и для водолаза. Во время наполнения существует риск возгорания из-за использования кислорода и риск взрыва из-за использования газов под высоким давлением. Состав смеси должен быть безопасен для глубины и продолжительности планируемого погружения. Если концентрация кислорода слишком мала, дайвер может потерять сознание из-за гипоксии , а если концентрация слишком богата, дайвер может страдать от кислородного отравления . Концентрация инертных газов, таких как азот и гелий, планируется и проверяется во избежание азотного наркоза и декомпрессионной болезни. [8] [9]
Используемые методы включают периодическое смешивание под парциальным давлением или по массовой доле, а также процессы непрерывного смешивания. Готовые смеси анализируются на состав в целях безопасности пользователя. Законодательство может потребовать от газовых смесителей доказать свою компетентность при заправке для других лиц. [9]
Заправка баллонов [ править ]
Баллоны для дайвинга наполняются путем подсоединения источника газа под высоким давлением к клапану баллона, открытия клапана и обеспечения поступления газа в баллон до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое давление, затем закрытия клапанов, стравливания соединения и его отсоединения. Этот процесс связан с риском выхода баллона или наполнительного оборудования из строя под давлением, оба из которых опасны для оператора, поэтому обычно соблюдаются процедуры по контролю этих рисков. Скорость наполнения должна быть ограничена во избежание чрезмерного нагрева, температура баллона и его содержимого должна оставаться ниже максимальной рабочей температуры, указанной действующим стандартом. [10] Гибкий шланг высокого давления, используемый для этой цели, известен как наполнительный штуцер. [11]
Заправка от компрессора [ править ]
Подача воздуха для дыхания может осуществляться непосредственно от компрессора воздуха для дыхания высокого давления, от системы хранения высокого давления или от комбинированной системы хранения с компрессором. Прямая зарядка является энергоемкой, и скорость зарядки будет ограничена доступным источником энергии и мощностью компрессора. Банк аккумуляторов высокого давления большого объема позволяет быстрее заряжать или одновременно заряжать несколько баллонов, а также обеспечивает более экономичную подачу воздуха под высоким давлением за счет перезарядки аккумуляторов от маломощного компрессора или использования более дешевого отвода. пиковая электрическая мощность.
Качество сжатого воздуха для дыхания для дайвинга обычно определяется национальными или организационными стандартами, а меры, обычно предпринимаемые для обеспечения качества воздуха, включают: [12]
- использование компрессора, рассчитанного на воздух для дыхания,
- использование компрессорных смазок, рассчитанных на воздух для дыхания,
- фильтрация всасываемого воздуха для удаления твердых частиц,
- расположение воздухозаборника компрессора в чистом воздухе, вдали от известных источников загрязнений, таких как выхлопные газы внутреннего сгорания, канализационные отверстия и т. д.
- удаление конденсата из сжатого воздуха водоотделителями. Это можно делать между ступенями компрессора, а также после сжатия.
- фильтрация после сжатия для удаления оставшейся воды, масла и других загрязнений с использованием специальных фильтрующих материалов, таких как влагопоглотители , молекулярные сита или активированный уголь ,
- следы угарного газа могут катализироваться до углекислого газа гопкалитом ,
- периодические тесты качества воздуха,
- плановая замена фильтров и техническое обслуживание компрессора.
Заполнение из хранилища высокого давления [ править ]
Баллоны также можно заполнять непосредственно из систем хранения высокого давления путем декантации с повышением давления или без него для достижения желаемого давления зарядки. Каскадное заполнение может использоваться для повышения эффективности при наличии нескольких резервуаров для хранения. Хранилище высокого давления обычно используется при смешивании найтрокса , гелиокса и тримикса для дайвинга, а также для кислорода для ребризеров и декомпрессионного газа. [9]
Смешивание найтрокса и тримикса может включать декантацию кислорода и/или гелия и дозаправку до рабочего давления с помощью компрессора, после чего газовую смесь необходимо проанализировать и промаркировать баллон с газовым составом. [9]
Анализ дыхательных газов [ править ]
Прежде чем газовая смесь покинет станцию смешивания и перед тем, как дайвер вдохнет из нее, следует проверить долю кислорода в смеси. Обычно электрогальванические датчики кислорода . для измерения доли кислорода используются [9] [13] Также существуют анализаторы гелия , хотя они относительно дороги, которые позволяют дайверу-тримиксу измерять долю гелия в смеси. [9] [14]
Важно перед анализом тщательно перемешать газовую смесь в баллоне, иначе результаты будут неточными. Когда парциальное давление или массовое смешивание производятся при низких скоростях потока, газы, поступающие в цилиндр, движутся недостаточно быстро, чтобы обеспечить хорошее смешивание, и особенно когда смеси содержат гелий, они могут иметь тенденцию оставаться слоями из-за разницы в плотности. Это называется стратификацией, и, если оставить ее достаточно долго, диффузия обеспечит полное перемешивание. Однако если газ необходимо анализировать вскоре после смешивания, рекомендуется механическое перемешивание. Это можно сделать, положив один цилиндр на плоскую поверхность и кратковременно покачивая его, но близнецы чаще всего переворачивают несколько раз. Расслоение более выражено для смесей, содержащих гелий, но также может привести к неточному анализу смесей найтрокса. [9]
Надежные характеристики количества перемешивания, необходимого для полного смешивания, отсутствуют, но если анализ остается одинаковым до и после перемешивания, газ, вероятно, полностью перемешан. После смешивания газ не расслаивается со временем. При анализе состав газа обычно записывается на этикетке на баллоне вместе с максимальной рабочей глубиной для газа в положении, которое может видеть дайвер, когда он будет использоваться для переключения газа во время погружения. [3] [4]
Маркировка и идентификация баллонов [ править ]
Этикетка, идентифицирующая содержимое баллона по типу газа и составляющим фракциям, может потребоваться по закону и полезна для пользователя как запись о том, какая смесь в последний раз анализировалась в баллоне. [10] Подробная информация о формате этикетки и цветовой маркировке баллона зависит от юрисдикции. [10] [9] Информация, рекомендованная организациями технического дайвинга, включает имя дайвера, что помогает предотвратить случайное использование чужого газа, и максимальную рабочую глубину , что является простой, но важной проверкой безопасности, позволяющей гарантировать, что газ, богатый кислородом, не используется слишком глубоко. Эта информация должна быть видна дайверу при выборе регулятора и может быть подтверждена, всасывая мундштук перед открытием клапана баллона, затем открывая клапан и отмечая немедленное наличие газа. [3]
Конфигурация акваланга [ править ]
Для переноски комплектов аквалангов используются две основные конфигурации: крепление сзади и боковое крепление. Заднее крепление — это традиционная конфигурация, в которой баллон или баллоны, используемые для большей части погружений, крепятся на задней части ремня безопасности. Дыхательный газ, находящийся в баллонах, установленных сзади, обычно называется противогазом, и обычно это наибольшее количество конкретной смеси, которую несет дайвер, и предназначенный для использования в секторе погружений, где ожидается, что потребуется больше всего газа. Обычно это нижний сектор, который может включать весь или большую часть спуска, а также часть или весь подъем. Это единственный газ, который используют большинство дайверов-любителей.Одним из преимуществ баллонов для подводного плавания, монтируемых сбоку или на ремне, является то, что клапан относительно доступен для открытия и закрытия, а плечо баллона видно в большинстве водных условий, поэтому дайвер может прочитать этикетку, идентифицирующую содержимое и следы. шланг второй ступени от первой ступени ко второй ступени на ощупь, что позволяет точно идентифицировать используемый источник газа в любой момент и тем самым гарантировать, что смесь соответствует глубине. Это ограничено баллонами, установленными сзади, поскольку верхние части баллонов находятся за головой дайвера, но поскольку дайвер должен хорошо знать обратную газовую смесь и на ощупь может проследить шланг обратно к клапану баллона, это не является проблемой. вообще проблема, если сзади везут только одну смесь. [3]
Количество газа для открытого контура [ править ]
Требуемое количество дыхательного газа в открытом контуре будет зависеть от выбранных газов, что влияет на время декомпрессии и скорость, с которой газ расходуется во время каждой части погружения.
Выбор газов [ править ]
Состав дыхательной газовой смеси будет зависеть от ее предполагаемого использования. Смесь должна быть выбрана так, чтобы обеспечить безопасное парциальное давление кислорода (PO 2 ) на рабочей глубине. В большинстве погружений будет использоваться одна и та же смесь на протяжении всего погружения, поэтому состав будет выбран таким образом, чтобы он был воздухопроницаемым на всех запланированных глубинах. Могут быть соображения по поводу декомпрессии. Количество инертного газа, который растворится в тканях, зависит от парциального давления газа, его растворимости и времени, в течение которого он вдыхается под давлением, поэтому газ может быть обогащен кислородом, чтобы уменьшить требования к декомпрессии. Газ также должен иметь воздухопроницаемую плотность на максимальной глубине, предназначенной для его использования. Рекомендуемое значение максимальной плотности составляет 6 граммов на литр, поскольку более высокая плотность снижает максимальную скорость вентиляции настолько, что вызывает гиперкапнию . [15]
Газы могут быть выбраны в качестве донного газа, аварийного газа, декомпрессионного газа и путевого газа. В простейшем случае это может быть один и тот же газ. [3]
Объемы газа для запланированного профиля [ править ]
Расход газа зависит от давления окружающей среды, частоты дыхания и продолжительности сектора погружения в этих условиях. [16] Окружающее давление напрямую зависит от глубины. Это атмосферное давление на поверхности плюс гидростатическое давление при 1 бар на 10 м глубины. [2]
Количества газов будут рассчитываться для кубового газа, аварийного газа, декомпрессионного газа и транспортного газа, в зависимости от обстоятельств, и каждый отдельный газ должен перевозиться в одном или нескольких специальных баллонах. [3]
Количество газа на случай непредвиденных обстоятельств [ править ]
Основная проблема при оценке резерва на газ на случай непредвиденных обстоятельств состоит в том, чтобы решить, какие непредвиденные расходы учитывать. Это учитывается при оценке риска запланированного погружения. Обычно рассматривается возможность поделиться газом с другим дайвером в той точке погружения, где требуется максимальное время, чтобы достичь поверхности, или в другом месте, где доступно больше газа. Вполне вероятно, что у обоих дайверов RMV будет выше, чем обычно, во время всплытия с помощью, поскольку это стрессовая ситуация, и разумно принять это во внимание. [4] Значения следует выбирать в соответствии с рекомендациями действующего кодекса практики или учебного агентства, но если более высокое значение выбрано с учетом личного опыта, маловероятно, что кто-то будет возражать. Дайверы-любители могут по своему усмотрению использовать значения RMV по своему выбору, основываясь на личном опыте и осознанном принятии риска. Процедура идентична процедуре любого другого расчета расхода газа в нескольких секторах, за исключением того, что в расчете участвуют два дайвера, что удваивает эффективную RMV. [3]
Чтобы проверить, достаточно ли газа в аварийном баллоне (для одного дайвера) в случае чрезвычайной ситуации на запланированной глубине, критическое давление должно быть рассчитано на основе запланированного профиля и должно позволять переключение, всплытие и все запланированные декомпрессии. [3]
Опускные цилиндры [ править ]
При рассмотрении резерва газа для баллонов сброса ступени можно предположить, что один баллон сброса может быть недоступен, поэтому остальных должно хватить, чтобы вся команда могла добраться до следующего места, где есть газ. По системе «правила третей» газ в ступенчатых баллонах управляется так же, как и первичная подача, независимо от того, транспортируется ли первичный газ в качестве обратного газа или устанавливается сбоку. Треть газа в баллоне ступени используется перед спуском, в результате чего в баллоне остается две трети - минимальное количество, необходимое для выхода двух дайверов из одного баллона. Баллон можно перенести на несколько минут дальше точки, в которой была использована первая треть, но на это дополнительное расстояние его не дышат, чтобы сохранить газ для возврата, поскольку это позволяет достичь его немного раньше, если один дайвер проиграет. весь газ в конце следующего этапа, когда подача газа находится под критическим давлением. Если все пойдет по плану, дайверы выйдут на поверхность со ступеньками и основными баллонами, каждый из которых будет содержать около трети исходного содержимого. [17]
Другим вариантом является метод «половина + 15 бар» (половина + 200 фунтов на квадратный дюйм), при котором резервный газ для ступени подается в первичных баллонах. Некоторые дайверы считают этот метод наиболее консервативным при многоступенчатости. Если при использовании этого метода все пойдет по плану, дайверы всплывут с почти пустыми ступенями, но со всем резервным газом в основных баллонах. Учитывая один этап, это означает, что праймериз все равно будут заполнены примерно наполовину. [17]
Согласование газа [ править ]
Согласование газа — это расчет резервного давления и давления поворота для дайверов, использующих баллоны разного объема или с разными нормами расхода газа во время одного и того же погружения, что позволяет каждому дайверу убедиться, что сохраняется достаточно газа на случай предсказуемых непредвиденных обстоятельств, когда дайверам может потребоваться разделить газ. на основе объемов баллонов каждого дайвера и индивидуальных норм потребления газа обоими дайверами. [18]
Количество газа для ребризеров [ править ]
На небольших глубинах дайвер, использующий дыхательный аппарат открытого цикла, обычно использует только около четверти кислорода из вдыхаемого воздуха, что составляет от 4 до 5% от вдыхаемого объема. Оставшийся кислород выдыхается вместе с азотом и углекислым газом – около 95% объема. По мере того как дайвер погружается глубже и масса газа при вдохе увеличивается пропорционально давлению окружающей среды, для той же скорости работы используется почти та же масса кислорода, что представляет собой все более меньшую долю вдыхаемого газа. Поскольку потребляется лишь небольшая часть кислорода и практически не используется инертный газ, каждый выдох из комплекта для подводного плавания с открытым контуром представляет собой не менее 95% потерянного потенциально полезного объема газа, который необходимо возмещать из источника дыхательного газа. . [19] [20]
Ребризер сохраняет большую часть выдыхаемого газа для повторного использования и не выбрасывает его сразу в окружающую среду. [21] [22] Инертный газ и неиспользованный кислород сохраняются для повторного использования, а ребризер добавляет газ для замены израсходованного кислорода и удаляет углекислый газ. [21] Таким образом, газ, рециркулируемый в ребризере, остается пригодным для дыхания и поддерживает жизнь, а дайверу нужно нести только ту часть газа, которая была бы необходима для системы открытого цикла. Экономия пропорциональна давлению окружающей среды, поэтому она выше при более глубоких погружениях и особенно значительна, когда в качестве разбавителя инертного газа используются дорогие смеси, содержащие гелий. Ребризер также добавляет газ для компенсации сжатия при увеличении глубины погружения и выпускает газ, чтобы предотвратить чрезмерное расширение при уменьшении глубины. [19] [23] [20]
В большинстве случаев в ребризере смешанного газа замкнутого контура будут использоваться два газа. Кислород и разбавитель, подходящий для катапультирования и промывки дилуентом на максимальной запланированной глубине погружения. Внебортовое аварийное восстановление на открытом контуре обычно требует больших объемов, если планируется декомпрессия или накладные расходы, а метод расчета количества и выбора газов очень похож на открытый контур. [2]
Варианты спасения ребризера [ править ]
Ребризер нельзя использовать для подачи газа другому дайверу, поэтому аварийное оборудование обычно носит каждый дайвер для собственного использования, хотя соображения резервирования команды могут позволить использовать меньшее количество аварийного оборудования, чем было бы необходимо, если бы всем дайверам пришлось катапультироваться. в то же время, что хотя и возможно, но крайне маловероятно. Однако статистически надежная частота отказов, как правило, недоступна, поэтому риск невозможно точно рассчитать. Спасательный аппарат с открытым контуром такой же громоздкий, как и при дайвинге с открытым контуром, а для длительных проникновений аварийный ребризер может быть более практичным. Его необходимо держать наготове для немедленного использования на протяжении всего погружения. [24]
Хранение и транспортировка баллонов [ править ]
Обработка [ править ]
Баллоны не следует оставлять без присмотра, если они не закреплены так, чтобы они не могли упасть в разумно предсказуемых обстоятельствах, поскольку удар может повредить механизм клапана баллона и, возможно, сломать клапан на резьбе горловины. [10] Это более вероятно для клапанов с конической резьбой, и когда это происходит, большая часть энергии сжатого газа высвобождается в течение секунды и может разогнать цилиндр до скоростей, которые могут привести к серьезным травмам или повреждению окружающей среды. [25] [26]
Длительное хранение [ править ]
Газы, пригодные для дыхания, обычно не ухудшаются при хранении в стальных или алюминиевых баллонах. При условии недостаточного содержания воды, способствующего внутренней коррозии, хранящийся газ будет оставаться неизменным в течение многих лет, если хранить его при температурах в пределах допустимого рабочего диапазона для баллона, обычно ниже 65 °C. Если есть сомнения, проверка содержания кислорода покажет, изменился ли газ (остальные компоненты инертны). Любые необычные запахи могут указывать на то, что баллон или газ были загрязнены во время наполнения. Однако некоторые органы рекомендуют выпускать большую часть содержимого и хранить баллоны в течение длительного времени при небольшом положительном давлении. [27]
Алюминиевые баллоны имеют низкую устойчивость к нагреву, а баллон с давлением 3000 фунтов на квадратный дюйм (210 бар), содержащий менее 1500 фунтов на квадратный дюйм (100 бар), может потерять достаточную прочность при пожаре и взорваться до того, как внутреннее давление повысится настолько, что произойдет разрыв. разрывная мембрана, поэтому хранение алюминиевых баллонов с разрывной мембраной имеет меньший риск взрыва в случае пожара, если хранить их либо полными, поскольку диск лопнет до того, как алюминий сильно ослабнет, либо почти пустым, поэтому давление не может подняться слишком высоко, когда с подогревом. [28]
Транспорт [ править ]
Баллоны для дайвинга классифицируются ООН как опасные грузы для транспортировки (США: Опасные материалы). Выбор правильного отгрузочного наименования (хорошо известного под аббревиатурой PSN) – это способ гарантировать, что опасные грузы, предлагаемые к перевозке, точно отражают опасность. [29] Законодательство и ограничения, касающиеся перевозки баллонов со сжатым газом, сложны и могут существенно различаться в зависимости от вида транспорта и юрисдикции.
Проверки перед погружением [ править ]
Проверки перед погружением признаны полезным инструментом, позволяющим снизить риск отказа оборудования во время погружений, и обычно предусмотрены профессиональными руководствами по дайвингу. Дайверы-любители не обязаны их делать, но исследования показали, что правильное выполнение проверок перед погружением приводит к значительному снижению количества инцидентов, связанных с любительским дайвингом, вызванных неисправностью оборудования, и что использование письменного контрольного списка приводит к более высокая частота правильно выполненных проверок. Некоторые проверки открытого контура перед погружением включают подачу дыхательного газа. К ним относятся: [30] [31]
- Достаточный запас дыхательных газов. (проверка объема цилиндра и давления)
- Подходящий тип и качество дыхательного газа. (правильно и однозначно идентифицировано, если применимо)
- Баллоны закреплены надежно и, где это применимо, в доступном месте.
- Клапаны открываются или закрываются согласно плану, доступны, если применимо.
- Регулирующие клапаны работают правильно. (работа на низком дыхании, без утечек и свободных потоков)
- Шланги проложены правильно, нет перегибов и шлангов, застрявших под другим оборудованием, манометры доступны.
- Шланги для подачи газа подсоединены, клапаны для накачивания работают правильно.
- Там, где это возможно, регулирующие клапаны закреплены правильно.
- Настройки подводного компьютера для активных и альтернативных газов правильные.
Для ребризеров контрольный список перед погружением длиннее и в дополнение к большинству проверок на открытом контуре может включать: [23]
- Испытания на герметичность дыхательного контура положительным и отрицательным давлением
- Парциальное давление кислорода в пределах заданных значений
- Функционирование контроля кислорода и правильность работы органов управления клапанами.
- Предварительное дыхание было сделано для обеспечения работы скруббера. (Есть некоторый вопрос относительно надежности этого теста) [32]
Мониторинг газа во время погружения [ править ]
Дайвер контролирует оставшееся давление в баллонах, чтобы убедиться, что оставшегося запаса газа достаточно для безопасного завершения погружения. Обычно это делается путем наблюдения за показаниями погружного манометра каждого баллона, но также можно использовать датчики давления на баллонах, которые отображаются на компьютере для погружений. Наблюдаемые значения сравниваются с критическими значениями из плана погружения и являются одними из значений, используемых для определения точки разворота погружения. [2] [1] После переключения газа принято проверять, что давление в вновь доступном цилиндре падает, как ожидалось. Также общепринятой практикой является закрытие клапанов баллонов, установленных сбоку или на ремне, которые не используются, чтобы снизить риск потери газа из-за незаметной утечки или внезапного свободного потока. Это действительно подвергает регулятор большему риску затопления из-за обратного потока воды в шланг низкого давления, но это неудобство, требующее обслуживания после погружения, тогда как сильный свободный поток во время погружения может поставить дайвера в немедленную ситуацию. серьезный риск исчерпания газа и может стать достаточной причиной для прекращения погружения. [3]
Еще одним аспектом мониторинга газов во время погружения является сохранение информации о состоянии газов у других членов дайверской группы. Враг большинства дайверов – это пара напарников. Для технических дайверов это может быть команда из трёх дайверов, а для дайвера рекреационной группы — вся группа. существуют ручные сигналы . Специально для этой цели [3]
Парциальное давление кислорода в ребризерах замкнутого контура контролируется через частые промежутки времени, особенно в начале погружения, во время спуска, когда может произойти кратковременное повышение из-за сжатия, и во время всплытия, когда риск гипоксии наиболее высок. В CCR с электронным управлением это осуществляется системой управления, и дайвер обычно предупреждается об отклонении от заданного значения с помощью звукового сигнала. Дайверу может потребоваться вручную отрегулировать смесь или уменьшить скорость изменения глубины, чтобы помочь системе впрыска скорректировать смесь. В CCR с ручным управлением дайверу также приходится регулировать парциальное давление кислорода путем добавления кислорода или промывки разбавителем. В открытом контуре парциальное давление не измеряется напрямую, а определяется по глубине и содержанию кислорода в дыхательной смеси. Подводный компьютер будет отслеживать парциальное давление на основе введенных дайвером значений, определяющих газовую смесь. Если дайвер выберет неправильный газ, обязательность декомпрессии будет рассчитана неверно. При переключении дыхательного газа дайверу обычно необходимо вручную установить новый газ как активный. [23]
Накопление углекислого газа представляет собой серьезную опасность, и по состоянию на 2022 год большинство ребризеров не имеют электронного мониторинга углекислого газа. Дайвер должен постоянно следить за признаками этой проблемы. [34] Доступная технология - это измерение парциального давления углекислого газа после скруббера, которое при правильной работе сообщит дайверу о высоком парциальном давлении незадолго до того, как необходимо будет выпрыгнуть из воды, а также датчики температуры, которые указывают положение вдоль датчика в абсорбенте. при котором происходит экзотермическая реакция абсорбции, что дает представление о пропорциональном сроке службы скруббера. Дисплеи этих датчиков обычно встроены в дисплей системы управления и содержат предупреждающие сигналы. [23]
Переключение газа [ править ]
Глубокое техническое дайвинг обычно предполагает использование в ходе погружения нескольких газовых смесей. Там будет смесь, известная как донный газ , которая оптимизирована для ограничения наркоза инертного газа и токсичности кислорода во время глубокого сектора погружения. Обычно это та смесь, которая необходима в наибольшем количестве для дайвинга в открытом контуре, поскольку скорость расхода будет максимальной на максимальной глубине. Кислородная фракция придонного газа, подходящая для погружения на глубину более 65 метров (213 футов), не будет содержать достаточно кислорода для надежного поддержания сознания на поверхности, поэтому необходимо иметь с собой дорожный газ, чтобы начать погружение и спуститься на глубину. при котором кубовый газ является подходящим. Как правило, глубины, на которых можно использовать любой газ, сильно перекрываются, и выбор точки переключения зависит от соображений кумулятивной токсичности, наркоза и логистики потребления газа, специфичной для планируемого профиля погружения. По некоторым определениям, использование переключения газа различает рекреационное и техническое погружение. [35] [3]
Во время всплытия будет глубина, на которой дайвер сможет переключиться на газ с более высокой долей кислорода, что также ускорит декомпрессию. Если транспортный газ подходит, его можно использовать и для декомпрессии. богатые кислородом декомпрессионного газа, Для оптимизации времени декомпрессии на малых глубинах могут быть выбраны дополнительные смеси . Их обычно выбирают, как только парциальное давление кислорода становится приемлемым, чтобы свести к минимуму необходимую декомпрессию, и таких смесей может быть несколько в зависимости от запланированного графика декомпрессии. Самые мелкие остановки можно делать, дыша чистым кислородом. Во время длительной декомпрессии при высоком парциальном давлении кислорода может быть целесообразным делать так называемые воздушные перерывы , когда дайвер снова переключается на газ с низким содержанием кислорода (обычно донный газ или транспортный газ) на короткий период (обычно около 5 минут). ), чтобы снизить риск развития симптомов кислородной токсичности, прежде чем продолжить ускоренную декомпрессию с высокой фракцией кислорода. Эти несколько газовых переключателей требуют, чтобы дайвер выбрал и использовал правильный автомат и баллон для каждого переключателя. Ошибка выбора может поставить под угрозу декомпрессию или привести к потере сознания из-за кислородного отравления. Переключение газа также может затруднить использование декомпрессионных компьютеров. [3]
Дайвер сталкивается с проблемой оптимизации объема переносимого газа, количества переносимых различных газов, глубины, на которой можно производить переключения, времени на дне, времени декомпрессии, газов, доступных для экстренного использования, и на каких глубинах они становятся доступными, как для себя и других членов команды, используя при этом имеющиеся баллоны и сохраняя возможность управлять баллонами во время погружения. Эту задачу можно упростить, если обеспечить возможность ступенчатого расположения цилиндров. Это практика оставления баллона в точке обратного маршрута, где его можно будет подобрать и использовать, возможно, оставив ранее использованный баллон, который будет извлечен позже, или попросив дайвера-поддержку подать дополнительный газ. Эти стратегии основаны на том, что дайвер сможет надежно добраться до поэтапной подачи газа. Ступенчатые баллоны обычно прикрепляются к линии дистанции или линии выстрела, чтобы их было легче найти. [36]
Переключение газа для подводного плавания почти всегда осуществляется путем удаления мундштука второй ступени первого газа изо рта, вставки мундштука выбранного газа, открытия клапана баллона для обеспечения потока и укладки оригинального регулятора второй ступени. Методом проб и ошибок было установлено, что эта процедура безопаснее, чем использование клапанного коллектора для выбора газа, поскольку последствия ошибочного использования газа, не подходящего для глубины, могут быть фатальными или могут поставить под угрозу декомпрессию и увеличить риск декомпрессионной болезни. Требование к дайверу вручную открыть клапан баллона для обеспечения потока облегчает проверку того, что автомат подключен к правильному баллону, прежде чем дайвер сможет дышать из него, хотя это немного увеличивает нагрузку на задачу на короткий период. Использование разных регуляторов для каждого газа также снижает вероятность того, что выход из строя одного регулятора будет иметь фатальные последствия. [3]
Клапанные манифольды (аварийные блоки) используются для аварийной подачи с поверхности воды для подводного плавания, но в этом случае смесь аварийного газа обычно такая же, как и основная подача газа, и выбирается так, чтобы она подходила для максимальной запланированной глубины погружения. [1]
Аварийное обеспечение газом [ править ]
Совместное использование газа для дыхания в экстренных случаях может включать в себя совместное использование одного автомата или предоставление одним дайвером вторичного источника газа другому. Газ может быть из того же акваланга или из отдельного баллона. [37] Когда источник газа находится в отдельном баллоне, может быть возможность передать весь баллон и регулятор принимающему дайверу, что обычно требует регулировки плавучести обоими дайверами. Предпочтительным методом совместного использования воздуха является передача клапана по требованию, который не нужен донору. [3] [35]
Стандартный подход - это «пожертвование осьминога», при котором напарник предлагает дайверу, попавшему в беду, вторичный клапан «осьминога», хотя это не является универсальным. Вариант этого подхода заключается в том, что напарник предлагает дайверу, попавшему в беду, свой основной клапан, одновременно переключаясь на осьминога. Аргументация в том, что это с большей вероятностью успокоит попавшего в беду дайвера, а газ будет соответствовать глубине. [37]
Альтернативно, два дайвера могут использовать один автомат по требованию. Это известно как дыхание приятеля . Дыханию приятеля больше не учат так широко, хотя в некоторых группах его все еще преподают. Стандартная техника дыхания напарника заключается в том, что дайверы поочередно дышат из автомата, каждый делая два вдоха, хотя, поскольку получатель, скорее всего, первоначально запыхается, ему / ей может потребоваться еще несколько вдохов для стабилизации. [5]
Как только разделение воздуха установлено, погружение прекращается, если основная проблема не может быть решена. [5] [1] [2] Всплытие с помощью вторичного клапана проще, чем всплытие с дыханием напарника, риск для обоих дайверов ниже, расход газа может быть меньше, и этому навыку можно научиться быстрее. [37]
Другой тип аварийного газоснабжения - использование газа из баллона при выходе из строя регулятора. Это может произойти одним из нескольких способов. Если баллон был опорожнен свободным потоком, газ для использования не нужен, но если клапан был закрыт до того, как весь газ был выдут, у опытного дайвера есть несколько способов использовать его, если это действительно необходимо. нужный. В большинстве случаев в этом нет необходимости, поскольку эффективное управление газом должно обеспечить безопасную подачу достаточного количества газа на поверхность в случае возникновения какой-либо единичной неисправности.
- Рабочую вторую ступень можно заменить на вышедшую из строя при закрытом вентиле баллона, если у водолаза имеется подходящий гаечный ключ (гаечный ключ). Это относительно просто и безопасно и обычно является лучшим вариантом. Шланговые соединения обычно совместимы.
- Регулятором, свободный поток которого нельзя предотвратить, можно управлять вручную, открывая и закрывая клапан баллона для каждого вдоха. [38]
- Регулятор, заблокированный на первой ступени, можно снять, и можно дышать напрямую, хотя и неэффективно, через клапан стойки, контролируя поток, регулируя поток вручную. Это небезопасно, но это безопаснее, чем утонуть, и может быть безопаснее, чем вдыхать газ, который небезопасен на такой глубине, или всплывать на поверхность, пропустив значительную часть обязательной декомпрессии.
- На баллон под водой можно переключить исправный регулятор из пустого баллона или с газом, неподходящим для глубины. Регулятор подводного плавания можно переключить с одного баллона на другой под водой в случае чрезвычайной ситуации, и он обычно работает правильно после такого переключения, после того как вся вода, протекшая в него во время замены, была удалена, но это приводит к загрязнению внутренних компонентов и регулятора. его следует обслуживать как можно скорее после погружения, чтобы предотвратить возможные повреждения, особенно если морская вода попадет в манометр, который трудно промыть изнутри.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ВМС США (2006). Руководство по водолазному делу ВМС США, 6-я редакция . Вашингтон, округ Колумбия: Командование морских систем ВМС США. Архивировано из оригинала 2 мая 2008 г. Проверено 2 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Программа дайвинга NOAA (США) (28 февраля 2001 г.). Джойнер, Джеймс Т. (ред.). Руководство NOAA по дайвингу, Дайвинг для науки и технологий (4-е изд.). Силвер-Спринг, Мэриленд: Национальное управление океанических и атмосферных исследований, Управление океанических и атмосферных исследований, Национальная программа подводных исследований. ISBN 978-0-941332-70-5 . Компакт-диск подготовлен и распространен Национальной службой технической информации (NTIS) в партнерстве с NOAA и Best Publishing Company.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бересфорд, Майкл (2001). Trimix Diver: Руководство по использованию Trimix для технического дайвинга . Претория, Южная Африка: Инструкторы CMAS в Южной Африке.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Маунт, Том (август 2008 г.). «11: Планирование погружения». В Маунте, Том; Дитури, Джозеф (ред.). Энциклопедия разведки и дайвинга на смешанном газе (1-е изд.). Майами-Шорс, Флорида: Международная ассоциация дайверов на найтроксе. стр. 113–158. ISBN 978-0-915539-10-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бусуттили, Майк; Холбрук, Майк; Ридли, Гордон; Тодд, Майк, ред. (1985). Спортивный дайвинг: Руководство по дайвингу Британского подводного клуба (пересмотренная редакция). Лондон: Стэнли Пол. ISBN 0-09-163831-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шек Эксли (1977). Базовый пещерный дайвинг: план выживания . Секция пещерного дайвинга Национального спелеологического общества. ISBN 99946-633-7-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бозаник, Дж. Э. (1997). «Стандарты AAUS для научных водолазных работ в пещерах и пещерах: предложение». В: С. Ф. Нортон (Ред). Погружение в науку...1997 . Труды Американской академии подводных наук (17-й ежегодный научный симпозиум по дайвингу).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Персонал (2012). «Программа обучения работе с газовыми смесителями Trimix» . Стандарты обучения CMAS . Всемирная подводная федерация (CMAS) . Проверено 3 июля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Харлоу, Вэнс (2002). Спутник кислородного хакера . Пресс о воздушной скорости. ISBN 0-9678873-2-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Национальный стандарт Южной Африки SANS 10019:2008 Переносные контейнеры для сжатых, растворенных и сжиженных газов. Базовое проектирование, производство, использование и техническое обслуживание (6-е изд.). Претория, Южная Африка: Стандарты Южной Африки. 2008. ISBN 978-0-626-19228-0 .
- ^ «Кнуты для заполнения баллонов для дайвинга» . www.worksafe.qld.gov.au . 29 октября 2012 г.
- ^ Миллар, Иллинойс; Молди, П.Г. (2008). «Сжатый воздух для дыхания – потенциал зла изнутри» . Дайвинг и гипербарическая медицина . 38 (2). Мельбурн, Виктория: Южно-Тихоокеанское общество подводной медицины : 145–51. ПМИД 22692708 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Ланг, Массачусетс (2001). Материалы семинара DAN Nitrox . Дарем, Северная Каролина: Сеть оповещения дайверов . п. 197. Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «ANALOX 8000 — Руководство пользователя анализатора гелия» (PDF) . Стоксли, Северный Йоркшир: Analox Sensor Technology Ltd. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 года . Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ Митчелл, Саймон (2015). «Дыхательная недостаточность в техническом дайвинге» . www.youtube.com . ДАН Южная Африка . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Баззакотт, П.; Розенберг, М.; Хейворт, Дж.; Пикора, Т (2011). «Факторы риска нехватки газа у дайверов-любителей в Западной Австралии». Дайвинг и гипербарическая медицина . 41 (2): 85–9. ПМИД 21848111 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис, Стив (8 марта 2017 г.). «Логика сцены-бутылки» . decodoppler.wordpress.com . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Стандарты научного дайвинга: Руководство . Мобил, Алабама: Американская академия подводных наук . 2019.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рея, Дэвид (2 февраля 2021 г.). «Полузакрытый ребризер RB80: успешный исследовательский инструмент» . gue.com . В глубине . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Руководство по ребризерам для начинающих» . apdiving.com . Проверено 11 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричардсон, Д.; Мендуно, М.; Шривз, К. (1996). «Материалы Ребризер-форума 2.0». Семинар по дайвингу и технологиям. : 286.
- ^ Гобл, Стив (2003). «Ребризеры». Южно-Тихоокеанское общество подводной медицины . 33 (2): 98–102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Паркер, Мартин (ноябрь 2012 г.). «Руководство пользователя ребризера» (PDF) . apdiving.com . ООО "Дайвинг под давлением окружающей среды " Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Шиманек, Якуб (10 июня 2020 г.). «Использование аварийного ребризера» . www.tdisdi.com . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Руководство по дайвингу NOAA , 2001 г. , раздел 5.5. Сжатый воздух.
- ^ Моран, Дэйв (1999). «Интервью с Биллом Хай, президентом PSI Inc» . Дайвинг Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ DGM_Support (16 апреля 2014 г.). «Как выбрать правильное наименование для доставки?» . Хофддорп, Нидерланды: Группа по управлению опасными грузами. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Ранапурвала, Шаббар I; Денобл, Петар Дж; Пул, Чарльз; Кучера, Кристен Л.; Маршалл, Стивен В.; Винг, Стив (февраль 2016 г.). «Влияние использования контрольного списка перед погружением на частоту неудачных погружений при любительском подводном плавании: кластерное рандомизированное исследование» . Международный журнал эпидемиологии . 45 (1): 223–231. дои : 10.1093/ije/dyv292 . ПМИД 26534948 .
- ^ Майкл, Эрик (21 ноября 2018 г.). «Как повысить безопасность подводного плавания с помощью контрольных списков: профессиональные советы, как оставаться организованным, снизить стресс и повысить безопасность» . www.scubadiving.com .
- ^ Грэм, Дэнни; Бозаник, Джеффри Э. (18–20 мая 2012 г.). Ванн, Ричард Д.; Денобл, Петар Дж.; Поллок, Нил В. (ред.). Предварительное дыхание во время установки аппарата для дайвинга с замкнутым контуром неэффективно при оценке эффективности скруббера (PDF) . Материалы форума ребризера 3. Дарем, Северная Каролина: AAUS/DAN/PADI. стр. 268–271. ISBN 978-0-9800423-9-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2014 г. Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Персонал. «Подводные сигналы» . UKDivers.net. Архивировано из оригинала 1 апреля 2009 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Команда разработчиков Deep Life: базы данных и анализ данных об авариях с ребризерами» . Deeplife.co.uk . Проверено 31 июля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яблонски, Джаррод (2006). Делаем это правильно: основы лучшего дайвинга . Хай-Спрингс, Флорида: Глобальные исследователи подводного мира. ISBN 0-9713267-0-3 .
- ^ Самуэльссон, Йонас; Андерсон, Энди. «Курс PADI TecRec для технических дайверов-спасателей: версия Team Blue Immersion TRC1.0» (PDF) . blue-immersion.org . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эгстрем, GH (1992). «Аварийное разделение воздуха». Журнал Южно-Тихоокеанского общества подводной медицины .
- ^ Пещерный дайвер Гарри (19 апреля 2019 г.). «Согласование газа с боковым креплением: что вы не учли» . Cavediving.com . Проверено 18 сентября 2022 г.